Главная
Регистрация
Вход
Вторник
13.05.2025
21:57
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1635]
Суздаль [478]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [496]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [205]
Вязники [356]
Камешково [272]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [206]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [58]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2425]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [193]
Боголюбово [42]
ВТЗ [69]
Володарка [3]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 7
Пользователей: 1
Николай

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирский Губернский отдел народного образования (Губоно)

Губернский отдел народного образования (Губоно)

При Владимирском губернском исполнительном комитете с 23 ноября 1917 г. существовала выборная должность комиссара по народному просвещению, но она была номинальной. Фактически в губернии некоторое время после октября 1917 г. народным образованием еще продолжали руководить органы управления, ведавшие делом народного просвещения при царском правительстве. Церковно-приходские школы после февральской революции были переданы временным правительством земству.
В соответствии с декретом ВЦИК от 12 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» были упразднены сословные школы.
Постановлением Наркомпроса от 21 января (3 февраля) 1918 г. упразднялись учебные округа и вся их администрация. Руководство народным образованием на местах передавалось местным Советам рабочих и крестьянских депутатов. В составе исполкомов губернских, уездных, городских и волостных Советов предписывалось образовывать специальные органы - отделы народного образования.
С января 1918 г. происходил процесс реорганизации губернских органов управления народным просвещением.
В январе 1918 г. при Губисполкоме был образован комиссариат по народному просвещению, который руководил открытием новых школ, организацией во Владимире народного университета («Рабочего факультета»), народных библиотек, консерватории. Новой властью упразднялось деление школ по типам, вводилась Единая трудовая школа — светская, народная, бесплатная, общеобразовательная, без различия пола и социального положения, с обязательным трудовым воспитанием в виде производительной коммуны на принципах самоуправления и самообслуживания, во главе которой стоял школьный комитет. Преподавание закона Божия отменялось, из классов убирались иконы, вводилась новая орфография, изгонялся «казарменный дух». На предприятиях открывались курсы бухгалтерского учета.
С 18 апреля 1918 г. все учебные заведения г. Владимира в учебном отношении перешли в ведение уездного комиссара по народному образованию.
Проект организации губернского комиссариата по народному просвещению был внесен на рассмотрение губисполкома 25 апреля 1918 г. По проекту в комиссариате предполагалось 3 отдела: канцелярский; школьный; дошкольный; статистический; внешкольный. Комиссариат по народному просвещению Владимирского губернского исполнительного комитета, унаследовав делопроизводство и канцелярию земского аппарата по управлению народным просвещением, работал при Владимирской земской управе еще некоторое время после преобразования ее в губернский Совет народного хозяйства (Губсовнархоз).
Положением СНК от 26.06.1918 и Циркуляром Владгубисполкома от 09.09.1918 губернский и все уездные комиссариаты народного просвещения были переименованы в отделы народного образования (ОНО), а комиссары - в заведующих отделами. Отделы народного образования функционировали на принципе двойного подчинения: являясь органами местных Советов, они в то же время представляли собой местный аппарат Наркомпроса. По Положению на ГубОНО возлагалось непосредственное руководство научными, учебными и просветительными учреждениями губернии, рассмотрение и утверждение годовых смет уездных и волостных отделов народного образования и руководство их деятельностью. В функции Губоно входило также: периодический созыв совещаний представителей уездных отделов народного образования, составление отчетов о положении дела народного просвещения в губернии, организация курсов, выставок, экскурсий и т.д., контроль над деятельностью культурно - просветительных организаций.
К октябрю 1918 г. во Владимирском Губоно числилось 4 подотдела: школьный; дошкольный; внешкольный; статистический. Но из-за постоянной текучки кадров существовала постоянная недоукомплектованность подотделов.
К 1 октября 1918 г. во Владимирской губернии созданы Единые Трудовые школы 1-й и 2-й ступени. В школах 1-й ступени (пятилетней) обучались дети с 8 до 13 лет, во 2-й ступени - с 13 до 17 лет. Началось изучение новых дисциплин: политической экономии, истории социальных учений, аграрный и фабричный вопросы, государственное право в связи с Советской Конституцией.
Заведующим Подотделом Единой Школы был В. Юдин.
В декабре 1918 г. Губоно отчитывалось на II губернском съезде представителей уездных отделов народного образования: проведено разделение всех школ на 1-ю и 2-ю ступени с совместным обучением на 1 ступени, произведены перевыборы учительского персонала, открыты курсы учителей, проводится реформа школ (главным образом-городских), произведено отделение школ от церкви - не преподается Закон Божий; дело дошкольного воспитания находится в организационном периоде из-за отсутствия специалистов.
В мае 1918 г. на заседании Губисполкома было вынесено решение о преобразовании комитета по охране памятников старины и искусства в комиссию при губернском комиссариате просвещения и передаче в его ведение всех музеев Владимирской губернии, в октябре того же года в ведение Губоно был принят архив нарсуда, «как имеющий историческую ценность».
1 июля 1919 г. Губком РКП (б) провел губернское совещание учителей — коммунистов и сочувствующих, на котором создан профсоюз работников социалистической культуры и просвещения. Обсужден вопрос о привлечении учителей к партийной работе в деревне.
7 августа 1919 г. по инициативе губкома РКП (б) организованы курсы для учителей.
Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» был принят Советом Народных Комиссаров (СНК) 26 декабря 1919 года.
В 1919-1920 гг. в связи с расширением функций уездных отделов народного образования структура их постоянно менялась. В 1919 г. в составе Губоно организован музейный подотдел, а также подотделы статистический и социального воспитания.
В мае 1920 г. согласно Циркуляру Наркомпроса № 3298/13 от 15.04.1920 во Владимирском Губоно был организован подотдел охраны детства. Он ведал детскими домами, вел борьбу с беспризорностью, детской преступностью.
В 1920 г. во Владимирском Губоно существовали следующие подотделы: общий; единой школы; охраны детства; дошкольный; социального воспитания; искусств и музеев; политико-просветительный.
С окончанием Гражданской войны и проведением новой экономической политики была проведена реорганизация аппарата Наркомпроса, вместе с ней происходила реорганизация отделов народного образования на местах. Штаты всех местных отделов народного образования в 1921 г. были в несколько раз сокращены и в последующие годы проводилось сжатие их аппарата и упрощение структуры. Так, в мае 1922 г. Владимирский губисполком просил рассмотреть вопрос о сокращении числа служащих Губоно, «ввиду крайне скудных средств, отпускаемых Наркомпросом для Губоно». Губоно в восстановительный период выполнял задачи организации и руководства делом народного просвещения в губернии. В его ведении находились уездные отделы народного образования и вся сеть просветительных учреждений за исключением вузов и рабфаков. В ведении Губоно были все учреждения профобразования республики, специальных воспитательно - образовательных учреждений для слепых, глухонемых и умственно отсталых детей и другие учреждения губернского значения (центральный губернский дом-сад, совпартшколы, детские городки и др.).
В 1921 г. Владимирский Губоно состоял из подотделов: единой школы дошкольный; охраны детства; социального воспитания; профессионально-технического образования; политико-просветительный; управления делами. Положением Наркомпроса от 11.08.1921 подотделы: единой школы, дошкольный, охраны детства были объединены в подотдел социального воспитания (Губсоцвос).


Улица Летне-Перевозинская, д. 12

После Революции в доме №12 по улице Летне-Перевозинской размещался Владимирский Губернский Отдел Народного Образования (Губоно). Заведующий Губоно – Анатолий Васильевич Соколов. Заведующий Губполитпросветом – Лукаческий Александр Тимофеевич (1921-1923).

В кон. 1922 г. Владимирский Губернский Отдел Народного Образования переехал в «здание Губисполкома 3-й этаж (здание «Присутственных мест»)».

В июне 1921 года было приступлено к реорганизации Владимирского Губоно применительно к структуре Наркомпроса.
В декабре 1921 г. вышло «Положение о Народном комиссариате по просвещению и о губернских отделах народного образования». Положением определялись задачи, функции и структура Губоно.
По Положению «Губоно ведает всем делом народного образования в губернии. Во главе отдела стоит Заведующий, назначаемый Губисполкомом и Коллегия, затем 7 управлений.
1) Управление Социального Воспитания Политехнического образования детей (Губсоцвес) до 18-ти лет.
Функциями Губсоцвеса является постановка дошкольного и школьного дела как среди нормальных, так и среди дефективных детей и организацией Правовой зашиты детей губернии, создает сеть дошкольных и школьных учреждений и направляет их работу, согласно руководящим постановлениям и указаниям Губоно и Главного Управления Социального воспитания Наркомпроса.
а) Под'отдел Дошкольного воспитания ставит целью воспитание детей до 7-ми летнего возраста в детских садах, которые считаются основой Коммунистического воспитания.
б) Под'отдел Единой Трудовой Школы ставит своею целью осуществление принципа новой школы.
До 1921 года школа I-й ступени имела 5-ти летний курс (8—13 л.) и школа II-й ступени 4-х летний курс (13—17 л.), т. е. 9-ти летний курс обучения.
С 1921 года 7-ми летний курс обучения: школа I-й ступени 4-х летняя и школа II-й ступени 3-х летняя, после чего дети поступают в область профессионально-технического образования по специальности в Техникумы, благодаря чему преимущества 7-ми летней школы против 9-ти неоспоримы.
в) П/отдел Правовой Защиты несовершеннолетних.
С июля 1921 г. начали прибывать дети с Поволжья, за неимением особо оборудованного помещения дети принимались в Губернский Приемный Пункт и после дезинфекции и переодевания направлялись под присмотром сестер социальной помощи в уезды для распределения по домам.
2) Управление Профессионально-Политехнических Школ и Профессионального образование рабочих (Губпрофобр). Во Владимире Управление Профобразования при Губотнаробе организовано было в июле 1920 года.
а) П/отдел Профессионального Образования Рабочих (ОПОР). По времени своего возникновения при Губпрофобре Опор является первым. Перед малочисленным и малоопытным штатом стоит задача вести подготовительную работу по открытию Профтехнических Курсов на фабриках и заводах.

б) П/отдел Педагогический. Задачей П/отдела является подготовка кадра квалифицированных школьных и дошкольных работников, для этой цели организуются 4-х годичные педагогические Техникумы. Поэтому главной работой П/отдела Педагогического Образования является реорганизация школ 2-й ступени два последних года обучения, которые преобразовываются в педагогические Техникумы.
в) Художественный П/отдел. Целью П/отдела Художественного образования является правильная постановка школьно-профессионального образования всех видов искусств.
г) П/отдел Школ Рабочей Молодежи. П/отдел имеет цель выработать из подростков занятых в предприятиях кадр квалифицированных рабочих. Начал работу в мае при Губсоцвесе и только лишь в июле Владимирский Губернский Комитет РКСМ при содействии Губкома РКП создал при Губпрофбюро Губоно действительно работоспособный орган, сумевший связаться с местами, где при некоторых Уоно был сконструирован инструкторский аппарат, которые приступили к созданию школ рабочих подростков и школ мастерских при производствах.
д) Технический П/отдел. Задачами п/отдела является дать Республике специалистов инженеров и техников по различным видам специальности.
е) П/отдел Сельско-Хозяйственного Образования. Сельско Хозяйственный П/отдел организован в конце июля и в виду отсутствия заведующего и недостатка сотрудников работа его носила до конца октября канцелярский характер. Только со вступлением в должность заведующего лица с высшим специальным образованием приступлено к более существенной организационной работе.
3) Управление Политико-Просветительного и Внешкольного образования взрослых и юношества (Губполитпросвет).
4) Управление Издательским делом (Губиздат).
5) Управление по делам Музеев и Охране Памятников Старины и Искусств (Губмузей).
6) Управление Архивным фондом (Губархив).
7) Административно-Организационное Управление, координирующее, направляющее и обслуживающее в Материальном, Организационном и Административном отношении все учреждения Губотнароба.
В состав Губоно входили три основных отдела: Губсоцвос, Губпрофобр, Губполитпросвет. Губсоцвос ведал школами, детскими домами и садами. Губпрофобр руководил профессионально - техническим образованием молодежи, ведал школами ФЗУ, производственно - учебными мастерскими, курсами, техникумами. Губполитпросвет руководил ликвидацией неграмотности, просвещением населения, ведал клубами, избами - читальнями и т.д.
Подотделы Гублит, Губмузей, Губархив или были самостоятельными, как например в 1923-1924 гг., или входили в состав Губполитпросвета.
В 1922 г. в Губоно существовало 8 отделов: административный; организационный; финансовый; социального воспитания; политико-просветительный; профессионально-технического образования; музейный; архивный.
Инструкцией Наркомпроса от 12 августа 1922 г. при Губоно «для планомерного наблюдения и контроля за работой органов и учреждений народного образования в губернии» учреждался институт губернской инспекции народного образования.
1923 г. «Конец 1922 бюджетного года был одним из наиболее тяжелых моментов в положении народного образования за последнее время. Все просветительные учреждения губернии состояли на содержании из государственных средств, однако ассигнования Наркомпроса поступали в размерах совершенно недостаточных для содержания губернской сети учреждений. Даже оплата труда личного состава, по ничтожным ставкам, производилась с крайним запозданием и неоднократно требуемые суммы совершенно не поступали, что создало значительную задолженность школьным работникам.
До 1-го января 1923 года Наркомпросом отпускались некоторые средства для учреждений, отнесенных в 1923 году на местные средства, а также и на ликвидацию задолженности школьным работникам. С 1-го января эти ассигнования были закрыты и содержание большей части сети просветительных учреждений перешло в а местные средства. Мера эта не вызвала, однако, ухудшения в положении народного образования, наоборот, только с этого времени оно стало опираться па твердый фундамент местного бюджета. Годовая ориентировочная смета Губоно была составлена в сумме 2546162 руб. 68 коп. — по государственному бюджету; губернская же местная смета Губоно была утверждена 14 м Съездом Советов в 2647688 руб., что составило около 13 % общегубернского бюджета. В первом квартале бюджетного года ГИК ограничился выполнением бюджетных требований Губоно, с 2-го жо квартала ГИК вступил на путь расширения бюджетных рамок Губоно. Доля Губоно в бюджете была поднята до 38% общих губернских расходов.
Значительная категория расходов по народному образованию была отнесена в 1923 г. на местные уездные бюджеты: хозяйственное обеспечение просветительных учреждений, содержание изб-читален. Бюджеты Уоно были в течение всего года крайне ограничены и в общем не могли удовлетворять своим основным задачам — хозяйственному обеспечению просветительных учреждений.
Даже в бюджете Владимирского УОНО, где ассигнования УИК были наибольшие из всех уездов, первенствующую роль в бюджете УОНО играли ассигнования ГИК. По абсолютной величине ассигнования на народное образование из местных уездных средств были весьма различны и в общем не стояли ни в какой связи с территорией уезда и величиной школьной сети в уезде; так по Гороховецкому уезду с его 98 школами средств отпускалось менее, чем в Кольчугинском районе с сетью в 49 школ. Доля УОНО в местных бюджетах в течение бюджетного года не оставалась постоянной и колебалась от 24 до 5%.
Недостаток средств на удовлетворение хозяйственных нужд школы, на приобретение учебных пособий, на специальные нужды, как например, на борьбу с детской беспризорностью или переподготовку школьных работников, побуждали Губоно и Уоно к изысканию специальных средств. Специальными средствами Губоно в 1923 г. были средства, полученные путем отчислений заработка в память 12 марта, согласно постановления Г. С. П. С., 731243 р. и средства, собранные в неделю помощи больному и беспризорному ребенку - 254435 р. 54 к. Специальными средствами УОНО и школ были средства, получаемые от различного рода кампаний, недели помощи школе и от платы за обучение в городских школах. Платность обучения в городских школах играет в настоящее время роль подсобного источника, обеспечивая в некоторых случаях возможность производить мелкий ремонт или возобновлять оборудование Размер специальных средств в уездах не велик и наиболее крупные специальные средства за год были во Владимирском уезде—922987 руб., из которых свыше 800000 руб. приходится на средства, собранные от платы за обучение.
В течение всего 1922—23 учебного года сеть школ I ступени в губернии в абсолютной своей величине изменений не претерпела, а именно, как в начале учебного года, так и в его конце число всех школ было — 1461, но число функционирующих школ весьма сильно повысилось: 1403 функционирующих школы на 1-е октября 1922 года и 1445 функционирующих школ на 1-е апреля 1923 года. Это повышение числа работающих школ стоит в несомненной связи с нормальным обеспечением состава школьных работников. В некоторых уездах наблюдалось, правда, небольшое сокращение школьной сети, компенсировавшееся расширением ее в других уездах. Производственный план Губоно на 1923—24 г. предусматривает расширение сети до 1475 школ.
Число школьных работников І-й ступени возросло против начала учебного года, когда наблюдался отлив учительских сил и достигло 2824 человек. В 1923—24 году число школьных работников увеличивается производственным планом до 3085 чел. Число учащихся в школах І-й ст. было в течение года в среднем 105669 человек, что несколько превышает число обучавшихся в довоенное время (97717 ч.), но ниже, приблизительно, на 10000 человек числа обучавшихся в 1921—22 г. Это уменьшение отчасти может быть объяснено чисто формальным, а не действительным пребыванием учащихся в школах в 1921—22 году, но в некоторых уездах несомненно наблюдалось действительное понижение числа обучающихся против 1922 года (Гороховецкий уезд), в 1923 году в городских школах наблюдается громадный наплыв учащихся.
На 1-е октября 1922 года в губернии было 38 школ II ступени. В течение учебного года была закрыта 1 школа в селе Мыт, Гороховецкого уезда, вследствие недостатка квалифицированных преподавателей и малочисленности учащихся. С начала настоящего учебного года в гор. Владимире открыта 4-я школа II ст. и 3-я школа II ст. в гор. Муроме и закрыта Ландеховская школа в Гороховецкой уезде. Школы II ступени: Воршинская — во Владимирском уезде, Холуйская — в Вязниковском уезде, Монаковская — в Муромском уезде, Нагорьевская — в Переславском и Симская — в Юрьевском преобразуются в школы I ступени с семилетним курсом обучения. Всего в настоящем учебном году, вместе с двумя железнодорожными школами II ступени, будут работать 34 школы II ступени и 5 преобразованных школ семилеток. Число обучавшихся в школах II ступени было 6843, а преподавателей 421. Число учащихся в школах II ступени в 1923 -24 году должно сильно возрасти, так как наплыв учащихся в. школы громадный и, например, во Владимирскую школу II ступени на 35 вакантных мест подано 180 заявлений.
Число преподавателей в школах II ступени и в школах семилетках увеличивается производственным планом до 546.
Детских домов в губернии работало 67 с 2475 детьми в них и 234 руководителями.
Детских садов, включая сюда и железнодорожные, работало 28 с 1343 детьми и 80 руководителями.
По борьбе с детской беспризорностью и преступностью работало 13 уездных комиссий по делам несовершеннолетних в составе 1-го преподавателя и 1 обследователя (во Владимире 2 обследователя). Этот состав комиссий предположено сохранить и в настоящем учебном году. Приемников распорядителей работало в прошедшем учебном году 5 (Александровский, Владимирский, Ковровский, Муромский и Юрьевский), руководителей в них было 12 и рассчитаны они были на 110 человек. Состав детей в них был переменный. Для борьбы с детской беспризорностью и преступностью в общественно-публичных местах, как-то базары, вокзалы и т. п., была организована детская социальная инспекция в составе 7 человек. Учреждений для физически моральных дефективных работало 3. Владимирское училище слепых— с 25 дет. и 4 руководителями. Вязниковское училище глухонемых с 61 дет. и 11 руководителями и Владимирский Трудовой Институт с 45 дет. и 8 руководителями.
К началу предстоящего учебного года в губернии действовало 48 профессионально-технических учебных заведений с 432 преподавателями и 3079 учащимися; к концу учебного года сеть профессионально-технических учебных заведений возросла до 56, преподавателей в них до 511 и учащихся 3433. Это увеличение сети произошло вследствие открытия при предприятиях 5 школ фабрично-заводского ученичества н з краткосрочных профессиональных курсов. С окончанием учебного года в сети этих учебных заведений произошли еще следующие изменения: Медицинский техникум слит с акушерской школой и прием учащихся производился только в последнюю, так как тип средних медицинских учебных заведений предположено преобразовать. Кольчугинский промышленно-экономический техникум преобразован в школу II ступени, Мстёрский художественно-промышленный техникум передан в ведение Главпрофобра. С началом учебного года, с согласия Главпрофобра, закрыт Муромский педагогический техникум. Из краткосрочных курсов к началу года работают только курсы при фабрике Коммунистический Авангард, а остальные пока работу еще не возобновили. Производственный план Губпрофобра предусматривает в настоящем году расширение сети школ фабрично-заводского ученичества. Предполагается открыть новых 12 школ по текстильной промышленности, 9 по стеклоделиям, 1 по деревообрабатывающей промышленности и 1 по полиграфическому производству.
Сеть политпросветительных учреждений 1922-23 года была следующая: 4 Совпартшколы с 43 преподавателями и 321 учащимся, 6 школ повышенного типа для взрослых, 5 школ для малограмотных, 94 пункта по ликвидации неграмотности с 165 преподавателями и 5332 учащимися, 141 изба-читальня, 182 постоянных и 60 передвижных библиотек, 26 народных домов, 62 клуба, 1 Агитпункт. На протяжении года сеть политико-просветительных учреждений испытала расширение в области ликвидации неграмотности (число ликпунктов с 44 возросло до 94). В первом полугодии возросло также и число изб-читален (78 до 141), но в летний период число изб-читален, вследствие финансового кризиса, вновь сократилось. Увеличение числа ликпунктов и изб-читален стоит в связи с решениями губернского и уездных съездов Советов, обращавших особое внимание на поднятие первичного политического просвещения, по сохранению расширенной сети препятствовал недостаток средств у Уполитпросветов. Библиотечная сеть в течение года оставалась неизменной.
Основы производственного плана политпросвета на 1923-24 год следующие: 14 центральных библиотек, 89 уездных библиотек, 155 ликпунктов, 5 клубов, кроме клубов при предприятиях, 8 школ для взрослых повышенного типа, 13 школ для малограмотных и 14 школ политграмоты, а также 13 домов просвещения.
Основной общей задачей в работе Губоно в 1922-23 году, как сообщалось 14-му Губернскому съезду Советов, было удержание довоенной сети школ І-ой ступени и основных учреждений по остальным видам просветительной работы. Губоно считает, что, благодаря всемерному содействию делу просвещения со стороны ГИК, такая задача в отношении сети учреждений выполнена. В дальнейшем же, при расширении и возможных в некоторых случаях сокращениях Губоно считает необходимым руководствоваться данными продуманной и рационально построенной сети просветительных учреждений. Разработку такой сети Губоно считает одной из основных задач 1923-1924 года.
Материальное положение школьных работников безусловно улучшилось по сравнению с предшествующими годами. Содержание хотя и по минимальным ставкам, но выплачивалось аккуратно. Самый размер заработка школьных работников, однако, весьма сильно колебался по отдельным месяцам года.
Между школьными работниками были распределены также пайки СТО и посылки А. Р. А. В первой половине года некоторое число школьных работников (167 человек), в так называем, договорных школах, т. е. школах переданных на содержание сельских обществ, получило содержание от последних. Как уже указывалось, основными условиями нормальной работы являлись, кроме обеспечения личного состава, снабжение школ топливом и производство ремонта школьных зданий. Снабжение топливом в текущем учебном году производилось в городах Коммунальными отделами, в сельских местностях — силами населения, частью на основании договора с соответствующими обществами, частью же путем личного соглашения школьных работников с крестьянами. Снабжение топливом в 1922-23 г. за немногими исключениями было нормально.
Значительным препятствием в деле заготовки топлива были, по сообщениям некоторых УОНО, отвод слишком дальних делянок, замедления в выдаче лесорубочных билетов и прочие недоразумения с лесничествами.
1922-23 учебный год явился поворотным пунктом в деле ремонта школьных зданий и школьного строительства. Со времени мировой войны и до начала прошлого года школьное строительство прекратилось, ремонт школьных зданий также почти не производился и все школьные здания к 1922-23 году требовали безусловно того пли иного ремонта. Этот ремонт и производился, правда, в небольших сравнительно с потребностями размерах Уоно и Губоно из сметных или специально отпущенных средств, коммунальными отделами, предприятиями и самим населением.
В городских школах ремонт в некоторых случаях капитальный, в других — самый мелкий произведен почти во всех (80 зданий); более или менее основательно отремонтированы школы при предприятиях (70 зданий). Наиболее крупными ремонтными работами был ремонт здания Совпартшколы, здания бывшего реального училища и Рабфака в г. Владимире. Текущим летом коммунальными отделами затрачивались крупные суммы на ремонт школьных зданий: Вязниковский коммунотдел ремонтировал школы города на 1200 руб. золотом, Муромский коммунотдел сдал на подряд ремонт сельских школ в некоторых волостях уезда за сумму 11000 руб. золотом. Сельские общества также производили ремонт школ, но лишь самый мелкий и неотложный: починка дверей, рам, вставка стекол.
Привлечение населения к помощи школе являлось весьма важной задачей отделов народного образования. С этой целью они проводили договорную кампанию. Первоначальной целью заключения договоров была передача части школ на полное содержание сельских обществ. Но опыт показал, что выплата содержания школьным работникам не может производиться из средств сельских обществ, и более целесообразным является передавать на средства обществ хозрасходы школ.
Общее число служащих Губоно и Уоно было 150—138 чел. Штаты Уоно и Губоно, утвержденные 12 ноября 1922 года ГИК, были таковые: Уоно 7 человек (Владимирский—8 и Кольчугинский район—3), штат Губоно—30 чел. Некоторое дополнительное количество работников содержалось Уоно из местных средств.
Необходимость усиления контроля над работой, как управленческих органов, так и самой школы, вызвало создание сначала губернской, а затем уездной инспекции по народному образованию. С ноября 1922 года в штат Губоно был введен один инспектор, а с февраля 1923 года штат был увеличен еще 2-мя инспекторскими должностями, которые и замещены с апреля 1923 г. Для действительного осуществления контроля над работой просветительных учреждений потребовалось введение уездной инспекции. К 1-му октября 1923 года состав инспекции был таков: 3 губинспектора и 8 уездных инспекторов. Согласно постановления ГИК от 30 июня с/г. инспекция должна сначала учебного года быть введена во всех уездах.
В структуре органов управления с началом настоящего года происходят весьма важные изменения, а именно: УОНО входят в один общий отдел Угорисполкома на правах его п/отдела.
Штат в отделении народного образования устанавливается: 1 заведующий отделом, 1 заведующий политпросветительной работой, 1 делопроизводитель и 1 инспектор.
В прошедшем учебном году Губоно и Уоно, кроме выполнения текущей работы, пришлось существенное внимание обратить на контроль как над работой самих органов управления, так и над работой школы и других просветительных учреждений.
Контроль над работой Уоно осуществился путем представления отчетов по кварталам года, вызова завуоно для доклада в Губоно, путем инспекторских обследований, а в конце учебного года был созван съезд Завуоно. Работа школ контролировалась путем обследования школ работниками Соцвоса с инспекцией, но все же этот контроль был еще недостаточен. Кроме усиления состава инспекции для контролирования деятельности школы, необходимо проведение первичной регистрации, учитывающей все стороны школьной жизни. С 1923 учебного года начал производиться также и тщательный пересмотр личного состава работников, для чего были организованы экспертные комиссии, а затем проверкомы. К настоящему времени проверено работников —997, из них 113 признано непригодными для педагогической работы. Работа инспекторского аппарата в губернии началась с ноября 1922 года и выразилась за весь отчетный период в 12 обследованиях УОНО и 157 обследованиях просветительных учреждений. Кроме того, инспектора, по мере надобности, посещали УИК, Волисполкомы и сельсоветы, где и делали необходимые сообщения и доклады. Работа Уинспекции выявилась еще в недостаточной мере. В некоторых уездах, где инспекция введена еще в течение прошлого учебного года, инспекторами сделано уже довольно много. Киржачский инспектор обследовал все школы уезда. Суздальским инспектором проводилась договорная кампания по всему уезду, в других уездах эта работа еще только развертывается. Не введена инспекция в уездах: Владимирском, Вязниковском, Гороховецком, Меленковском и Муромском. Учитывая то обстоятельство что работники уездной инспекции весьма мало знакомы с приемами и, отчасти, задачами инспекторской работы, Губоно 29-30 августа созвал конференцию уездных инспекторов, на которой задачи и приемы инспекторской работы были освещены Завгубоно, старшим инспектором Наркомпроса и Губинспектором» (Отчет Владимирского Губисполкома и его отделов 15-му Губернскому Съезде Советов, 10-го декабря 1923 г.).
В 1923 г. в Губоно действовали подотделы: общий; социального воспитания (Губсоцвос); профессионально-технического образования (Губпрофобр); политико-просветительный (Губполитпросвет). Подотдел «общий» осуществлял общее руководство делом народного образования и просвещения в губернии, планировал деятельность Губоно, отчитывался перед Наркомпросом, вел с ним переписку, контролировал работу подотделов Губоно.
К летнему сезону 1924 г. «Владимирское Книгоиздательство», которому Губоно передало летний сад, отказалось от его эксплуатации. Сад передан Народному Собранию.
1925-26 г. «Детей школьного возраста от 9 до 11 лет в среднем по губернии охвачено 85,4 проц., тогда как на 1/Х-25 г. было 79,1 проц.
Отношение учащихся школ повышенного типа к общему количеству учащихся школ 1-й ст. равно 10,68 проц.: не достает до декретированной нормы (12,5 проц.)—1,82 проц.
Отношение учащихся школ семилеток и ШКМ отстает от нормы на 5,5 проц.
Учащихся всех профтехнических учебных заведений приходится по 6 чел. на каждую 1000 населения.
Охват школами ФЗУ брони подростков равен 42 проц. и бригадным и индивидуальным ученичеством 50 проц.
Отношение учащихся профшкол и учебно-показательных мастерских к общему количеству кустарей губернии равно 2 проц.
Книг в среднем по губернии приходится в сельских местностях 0,22 книги и в городах 3,13 на одного человека. Одна изба-читальня приходится на 8500 жителей.
Отношение к делу народного образования широких слоев трудового населения и общественных организаций губернии, в подавляющем большинстве случаев, вполне благоприятное. За отчетный период силами самого населения, при весьма небольшой помощи со стороны ОНО, удалось оборудовать и открыть 33 школы.
Соцвос. Подавляющее большинство зданий культурно-просветительных учреждений нуждается в капитальном ремонте. Поэтому производство капитального ремонта и постройка новых школ являются безотлагательным делом.
Сделано же в этом отношении пока еще мало. Удалось отремонтировать 877 школ мелким и капитальным ремонтом.
Школы в большинстве обходятся мебелью, оставшейся им от дореволюционного времени. Она крайне нуждается в ремонте, да к тому же и ее недостаточно. В отчетном периоде на приобретение школьного инвентаря было отпущено 27128 р., но это почти нисколько не ослабило остроты вопроса.
Кризис с учебниками по школам І-й ступени в значительной мере изжит: учебниками сельские школы І-й ступени почти обеспечены. Но ощущается еще острый недостаток наглядных пособий и письменных принадлежностей. За отчетный период по школам І-й ст. ГубОНО отпущено учебников для бесплатного распределения среди беднейших уч-ся на сумму 222000 р. Школы повышенного типа получили учебников на 30316 р. Эти последние почти не обеспечены учебниками, особенно, школы сельских местностей.
Если аппарат ГубОНО улучшился, то нельзя этого сказать Про уезды. Особенно слабое место в аппарате УОНО—инспектура.
Уинспектурой в прошлом году за І-й квартал было обследовано 392 учреждения, в текущем же году 209.
Это ослабление руководящей работы инспектуры, главным образом, зависело от низкой оплаты уинспекторов и отсутствия средств на разъезды.
Вопрос о введении всеобщего начального обучения стоит в центре внимания ГубОНО и его органов на местах. За отчетный период составлен общий ориентировочный план школьной сети всеобщего обучения на ближайшее 5-тилетие и перспективный финансовый план на тот же период времени. План этот утвержден Губпланом и Губисполкомом и направлен на рассмотрение в центр. Ввести всеобщее обучение во всей губернии предполагается в течение 5-ти лет. В отношении же отдельных уездов (Владимирского, Ковровского, Вязниковского и Муромского) даже в более короткий срок. По 5-ти уездам составлена и нанесена на карту сеть школ, необходимых для всеобщего обучения. В осуществление утвержденного плана в отчетном периоде при самом активном содействии населения, государственных и общественных организаций открыто 87 новых комплектов, построено и приспособлено 33 новых школьных здания.
Детдома. С начала 1925-26 бюджетного года удалось поднять норму детского питания с 7 р. 50 к. на 1 человека в месяц до 8 р. 50 коп., с 1926-27 г. до 9 р. 30 коп.
Однако, за то же самое время норма на обмундирование и постельные принадлежности была снижена с 45 р. в год на человека до 32 р. Правда, с 1926-27 г. она поднята до 33 р. 20 коп., но и этого недостаточно для удовлетворения нужд детдомов.
Столь же недостаточной является и оставшаяся без изменений норма на учебные расходы в 1 р. на воспитанника в год. Мало удовлетворительными являются также сметные ассигнования на хозяйственные расходы (отопление, освещение, мелкий ремонт, приобретение инвентаря), а равно и капитальный ремонт.
Однако, целым рядом принятых мер (более рациональным использованием отпускаемых кредитов, своевременностью заготовок и т. п.) удалось привести детдома с точки зрения материальной обстановки в более лучшее состояние, по сравнению с 1924-25 годом, особенно, в отношении питания и обмундирования воспитанников.
Воспитательная работа в детдомах, несмотря на принимаемые ОНО меры, заставляет желать лучшего. Препятствиями служат: малый штат воспитательского персонала (в большинстве детдомов по 1 ч.), недостаточно высокая квалификация его, частые смены работников и т. д.
Пионерское движение в д.-д. охватывает до 50 проц. воспитанников. Детская самоорганизация, несомненно, развивается и налаживается. В детдомах организован целый ряд комиссий—хозяйственные, санитарные, культурно-просветительные и др.
Большинство детей посещают школы 1-й ступени. Успешность учебных занятий постепенно повышается. Физическое воспитание в детдомах поставлено слабо за неимением руководителей-специалистов.
Врачебное наблюдение также недостаточное, вследствие малого количества выделенных для этой цели врачей (во Владимире 1 врач обслуживает 7 детдомов, в Суздале—10, имея кроме того и другие обязанности).
Особенное внимание за отчетный период обращалось на усиление трудовой подготовки воспитанников детдомов в мастерских. Последних имелось всего 39 и в них обучалось 430 воспитанников. 4 мастерские с крупным оборудованием переведены на производственную основу и имеют целью сообщения воспитанникам ремесленной квалификации. Этим мастерским в 1925-26 г. отпущено было 10500 р.
Детская беспризорность. В сокращении детской беспризорности имеется несомненный сдвиг. За отчетный период из детдомов выпущено 444 чел., в том числе: на производство—252 чел., в школы ФЗУ—44 чел., в крестьянские семьи—21 чел., к кустарям—5 ч. и передано родственникам 105 чел. Освободившиеся места заполнены беспризорными.
Значительным облегчением дела разгрузки детдомов было то, что выпускаемым оказывалась материальная поддержка в виде выдачи пособий от 50 р. до 60 р. из средств, отпущенных для этого СНК. Всего выдано таких пособий 12000 р.
К делу борьбы с беспризорными привлекалась и широкая советская общественность губернии: кампания газеты «Призыв» дала поступлений на борьбу с беспризорностью до 1300 р.
Школы крестьянской молодежи. Школ крестьянской молодежи в губернии 8, из них 0ТКрЫТЫ в 1924 году, а остальные в 1925 году.
В ШКМ обучается 760 учащихся в возрасте от 12 лет до 21 года. Наибольший проц. приходится на возраст от 14 до 18 лет.
По социальному составу из учащихся: крестьян—87 проц. (на ¼ бедняки, а остальные середняки), рабочих—5 проц., детей служащих — 4 проц., ремесленников и проч. 4—проц.
Материальное состояние ШKM, хотя и значительно улучшилось против прошлого года, но все еще остается неудовлетворительным: здания в 4-х школах не отвечают назначению, 6 школ требуют ремонта. Оборудование школьной мебелью, в большинстве случаев, плохое и недостаточное. Учебников мало. Наглядных пособий, кабинетов и лабораторий нет. Общежития есть при всех школах, но они, кроме 2-х школ (Горьковской и при поселке им. К. Маркса), недостаточны, да к тому же и обставлены плохо. Земельными угодиями ШКМ располагают в количестве 44 десятин. Размер участков от 18 до 0,75 дес.
Учебная работа по сравнению с прошлым годом значительно улучшилась: во всех школах введены специальные для ШКМ программы ГУС-а и в 5 школах была налажена учебная работа летом по методу проектных заданий. Была проделана большая общественно-практическая работа: проводилось массовое сортирование крестьянского семенного материала, протравление семян, посев рядовой сеялкой, показательное кормление по нормам и проч.
Общественно-политическое воспитание ведется путем преподавания обществоведения и втягивания учащихся в общественную жизнь района. Учащиеся многих школ являются не только практикантами в советских, партийных и общественных организациях, а состоят активными членами в руководящих органах: члены сельсовета, секретари и члены бюро ячеек ВЛКСМ, члены правления ККОВ и проч. Учительский персонал на 50 проц. партийно-комсомольский.
Губпрофобр
В отчетном году было открыто: 1 профшкола, 3 профтехкурсов, 4 медицинских курсов (фармацевтические, переподготовки сестер, зубоврачебные и переподготовки младшего медперсонала), кооперативное отделение при курсах коммерческих знаний; промышленно-экономический техникум и организовано 3 вечерних рабфака.
При приеме в учебные заведения группа рабочей и крестьянской молодежи по техникумам была доведена до 75 проц.
Губпрофобром созывалось 19 совещаний по рабочему образованию; разработан целый ряд программ для своих учебных заведений.
В 2-х заседаниях губернского совета по с.-х. образованию были обсуждены отчеты и планы с.-х. техникумов и намечен план руководства с.-х. образования в губернии.
Созывались совещания и съезды педагогических техникумов, профшкол, учебно-показательных мастерских, ФЗУ и профтехкурсов. Практиковались вызовы с отчетами заведующих профтехническими учебными заведениями.
Обследовано было: 4 техникума, 3 профшколы, 5 школ ФЗУ и 2 профтехкурсов.
Наблюдается улучшение работы и методов преподавания в профтехнических учебных заведениях.
Материальное положение профтехнических учебных заведений в отчетном году улучшилось. Так, например, стоимость одного учащегося ФЗУ в 1924—25 году была равна 158 руб., а в 1925—26 году 209 руб. Количество стипендий увеличено до 300 и в размере 144 руб. вместо 120 руб.
Разработан пятилетний план профобразования, которым предусматривается открытие вновь: 3 с.-х. профшкол, 8 школ ФЗУ, 9 учебно-показательных мастерских.
Переподготовка работников
Переподготовка учительства за отчетный период проходила в кружках, волостных, уездных и губернских конференциях, практикумах, курсах-конференциях и индивидуальная.
Кружков по губернии имелось всего 320. Занятия в них проходили 2 раза в месяц.
Волостные методические конференции созывались волметкомиссиями при райшколах 1 раз в месяц. С октября текущего года они собираются 1 раз в триместр.
Уездные конференции созывались один раз в год. Проходят они при участии и под руководством ГМБ. Губернская конференция школ повышенного типа созывалась за отчетный период 1 раз.
За отчетный период была созвана конференция ОПУ с представителями центральных ОПУ (опытно-показат. учреждений) Главсоцвоса.
Организованы были курсы-конференция для работников ШКМ продолжительностью в 3 недели и с числом слушателей в 22 чел. из 8 школ.
При Педтехникуме и ОПШ губернии были организованы практикумы для учителей сельских школ продолжительностью в 2—3 недели. Практикумы были во Владимире, Александрове и Муроме. Всего через практикумы прошло 106 человек» (Отчет Владимирского Губисполкома за 1925-26 год XVIII Губернскому Съезду Советов Влад. губернии).
В 1927 г. произошли некоторые изменения в построении аппаратов местных отделов народного образования: они стали строиться по принципу инспектуры с дифференциацией по специальностям: социального воспитания, политпросвета, профессионального образования и по организационно-плановым вопросам. С конца 1927 г. при Владимирском Губоно действовало организационно-плановое бюро, осуществлявшее общую плановую, организационную, бюджетно-финансовую и учетно-статистическую работу Губоно.
«При губоно создано бюро по руководству школьными кружками юных натуралистов. В бюро входят представители комсомола, губсоцвоса и педагоги естественники. В ближайшее время бюро намерено провести учет работающих в губернии кружков «юнатов» («Призыв», 6 января 1927).
«Губоно предполагает развернуть и улучшить постановку преподавания физкультуры во всех школах І-й и ІІ-й ступени. С этой целью создано специальное бюро для руководства физическим воспитанием школьников. По плану, разработанному бюро, главное внимание будет обращено на улучшение преподавания физкультуры в школах 2-й ступени, а также на помощь учителям І-й ступени не специалистам по физкультуре. Вся работа бюро будет вестись под руководством ГСФК» («Призыв», 9 января 1927).
«Физическое воспитание в школах (В ПРЕЗИДИУМЕ ГУБИСПОЛКОМА).
Высший совет физической культуры обратил внимание губоно и губисполкома на то, что во Владимирской губернии физическое воспитание учащихся поставлено слабо и что губоно совсем не принимает участия и работе губсовета физкультуры.
Заведующий губоно тов. Розанов в связи с этим сделал на-днях доклад президиуму губисполкома о постановке физического воспитания в наших школах.
В школах 1-й ступени физкультуры, как специального предмета — нет. Но по программе ГУС-а, с первого же момента обучения, детям прививаются санитарные навыки. Здесь есть достижения — учащиеся наблюдают за чистотой, проветривают помещения привыкли мыть руки перед едой и т. д. Заметно даже влияние школьников на население в смысле санитарных навыков. Во втором году обучения, проходится комплекс «Охрана здоровья детей», в третьем году - социальная гигиена и в четвертом — анатомия человека.
Во 2-й ступени также изучается анатомия человека, но более углубленно. В тридцати двух школах 2-й ступени (не общего числа 49) еженедельно два часа уделяется физкультуре. Не ведутся занятия по физкультуре, главным образом, лишь в сельских школах 2-й ступени и в школах крестьянской молодежи.
Более утешительная картина с физкультурой в школах ФЗУ. Здесь физкультура везде введена. У губоно есть сведения о 10 школах ФЗУ (из общего числа 17). Во всех из них занятия по физкультуре ведутся, помещения в большинстве случаев соответствуют занятиям, в половине школ есть достаточно инвентаря, во всех школах есть специальные инструктора.
В детских домах и площадках дело пока только ограничивается еще привитием детям санитарных навыков.
Плохо в политпросветительных учреждениях губернии. Кружки физкультуры при избах-читальнях не организуются.
В крупных учебных заведениях - техникумы, рабфак и т. д. — занятия физкультурой налажены.
Крупные достижения имеет губоно в городе Владимире. С этого учебного года ликвидированы двухсменные занятия в школах, в большинстве школ введены горячие завтраки. Все это способствует улучшению здоровья детей.
Теперь губоно принял ряд мер к поднятию физического воспитания в школах. При методической секции организовано бюро физкультуры. На места разослан ряд методических писем, плакаты, книги.
Здоровье детей требует к себе особенного внимания. Ряд сведений с мест говорит, что со здоровьем школьников не все обстоит благополучно. Обследование хотя бы опытно-показательной школы во Владимире показало, что 40 процентов школьников страдает малокровием, до 24 проц. — неврастенией и т.д. Здесь нужны крупные мероприятия, которые нам пока еще не под силу. Единственно, что сейчас губоно проект — это с будущего года учредить специальную должность губернского инструктора по физкультуре, а во-вторых — отпустить хотя бы немного средств на покупку инвентаря для занятий физкультурой.
Для выработки постановления по докладу, президиум губисполкома выделил особую комиссию, с участием представителя губсовета физкультуры» («Призыв», 8 марта 1927).
«Губоно предложил всем уездным отделам народного образования назначить на свободные учительские места в первую очередь окончивших педтехникумы, затем, окончивших школы 2-й ступени с педагогическим уклоном и, в третью очередь,- лиц, выдержавших экспертизу на звание учителя» («Призыв», 21 июня 1927).
«Совещание школ повышенного типа. 23 августа при губоно будет впервые созвано совещание школ повышенного типа губернии. Совещание продлятся неделю. На нем будут разрешены все принципиальные вопросы и будут рассмотрены новые программы» («Призыв», 11 августа 1927).
Всеобщее обязательное начальное обучение во Владимире по постановлению горсовета было введено в 1926 учебном году. «Ha-днях этот вопрос был снова подвергнут проработке и рассматривался на заседании президиума губисполкома. Губисполком решил обязать всех граждан, проживающих в городе и имеющих детей восьми и девяти лет в предстоящем учебном году обучать своих детей в школах. Эта обязанность возлагается как на родителей, так и опекунов и вообще лиц, имеющих на своем попечении детей указанного возраста.
Виновные в неисполнении этого постановления губисполкома будут подвергаться штрафу до 100 руб. или принудительным работам на срок до 1 месяца.
Лица, не поместившие детей в школу, не понесут никакой ответственности только в тех случаях, когда школа отказывается принять ребенка за временным недостатком места, по болезни ребенка, или, наконец, в случае какого-либо стихийного бедствия» («Призыв», 11 августа 1927).
В 1927 году окончившим школы 2-й ступени впервые выдаются удостоверения, с указанием знаний и навыков по каждому предмету в отдельности. В удостоверении давалась и оценка работы учащегося в ученических организациях.

В мае 1929 г. была произведена ликвидация Владимирского губернского отдела народного образования в связи с ликвидацией Владимирской губернии и передачи ее в состав Ивановской промышленной области. Комиссия по ликвидации Владимирского Губоно работала с 10 по 19 мая 1929 г., согласно инструкции организационного комитета Ивановской промышленной области «О порядке ликвидации губернских, уездных, волостных учреждений и реорганизации их в органы районной системы управления».

Далее »»» Окружной отдел народного образования (Окроно)
Учебные заведения в губернском городе Владимире
Владимирский Губернский комитет политического просвещения (Губполитпросвет)

Категория: Владимир | Добавил: Николай (02.02.2025)
Просмотров: 56 | Теги: Школа, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru