Дело просвещения, сжатое в тесные рамки хозяйственным расчетом, испытало в своем развитии за отчетный период чрезвычайные затруднения. В связи с таким положением, количество материальных ресурсов, отпускаемых центром, за 1922 год постепенно урезывалось и большая часть учреждений по народному образованию передавалась на содержание местных органов, вследствие чего многие из них оставались без средств. Принятое 13-м Губ. Съездом Советов постановление о проведении натурального обложения дало слабые результаты. Средства из центра поступали в размерах не достаточных для полной оплаты, запаздывали, вследствие чего работники просвещения получили от 10—20% своей ставки. Недостаточность ассигнованной центром на содержание личного состава и нерегулярность их поступления создали задолженность, выразившуюся на июль месяц в 27.210.918 рублей, которая в связи с ассигнованием в октябре 7.100.000 рублей будет покрыта в размере около 30%. Для отыскания ресурсов был установлен 1% сбора с торговых сделок государственных предприятий и учреждений, но хозорганы отнеслись к нему отрицательно, следствием чего была отмена постановления Губисполкомом. Другим мероприятием, направленным к улучшению материального положения школ, было проведение через Губисполком постановления о снабжении школ топливом от 12-го мая 1922 г., на основании которого сельские школы получили бесплатно древесину и право требовать от волисполкомов топлива, которое должно быть заготовлено и подвезено крестьянским населением в порядке труд-гуж-налога, снабжение же городских школ возлагается на коммунальные отделы. Отсутствие минимальных средств на дело просвещения побудило Губоно к отступлению от основного принципа в деле обучения — бесплатности и к установлению платы за ученье в городских школах I и II ступени, а также и в профессионально-технических. Постановлением ГИК от 27-го июля платность вводилась в размере 300 рублей для. школ I ступени и 500 рублей в месяц для школ II ступени, при чем за рабочих и служащих до 9-го разряда должны уплачивать учреждения и предприятия, кроме того не менее 10% мест в каждой школе предоставляется бесплатно детям безработных, красноармейцев, милиции и некоторым другим категориям. Платность введена как временная мера. Тот же мотив — недостаток ресурсов — побуждал к передаче ряда культурно-просветительных учреждений на содержание фабрично-заводских предприятий и транспорта. Школа при предприятиях ожила и в ней можно будет приступить к проведению методов трудового воспитания. Для обеспечения школ средствами Губоно считал необходимым дополнительное к продналогу обложение в пользу школы. Губисполкомом было дано принципиальное согласие на 10% надбавку к налогу на местные нужды, но на пленуме ГИК в августе с./г. это положение не прошло. После этого Губисполкомом было принято на содержание 1700 работников просвещения в губернии, на что и ассигновывалось в августе, сентябре и октябре по 3.800.000 рублей. Исходя из количества ресурсов, отпускаемых Наркомпросом и Губисполкомом, была составлена сеть просветительных учреждений на следующих принципах: Для сети школ I-й ступени — удержание довоенной нормы грамотности в губернии (75% детей школьного возраста). Для школ II-й ступени — удовлетворение, хотя бы в минимальном размере, потребности в среднем образовании для детей в возрасте от 13-ти до 16-ти лет; таким минимумом Губоно считает 7,5% детей шк. возраста. Для детских садов — сохранение типовых учреждений по одному на уезд. Для детских домов — обеспечение находящихся в них детей сирот (в количестве 2600 человек); тоже и для учреждений, работающих среди детей, морально и физически дефективных. В области профессионально-технического образования — поддержание существующей не густой сети профтехнических учебных заведений. В политпросветработе возможно лучшее обеспечение ядра просветработников совпартшкол, библиотек, школ взрослых и минимума изб-читален (до 50%). Соответственно этим принципам намеченная минимальная сеть, выразится следующим образом: 75% детей школьного возраста составляют 132.000 человек. При нагрузке на каждого учителя по 50 человек требуется 2.600 человек школьных работников. Если же принять во внимание необходимость оплаты труда заведывания школами и проч., то общее количество необходимых работников в школе I-й ступени будет 3.400. Исключая работников, получающих содержание от предприятий, получаем 2884 работника, подлежащих содержанию на средства губернские и уездные (финансирование центром массовых учреждений прекращено). Существующие в данное время 36 школ II-й ступени с 8109 учащимися и 342 преподавателя обслуживают в достаточной мере намеченное количество детей (9190). Из этого количества 5 школ с 39 преподавателями содержатся предприятиями, остальные 31 школа с 308 преподавателями должны быть включены в финансируемую сеть школ II-й ступени. Из общего количества 43 детсадов с 2471 д. и 109 руководителями 23 детсада с 66 руковод. из оплачиваемой сети могут быть исключены, как содержащиеся за счет предприятий жел. дор. Остальные 20 садов с 43 руководителями составляют тот минимум типовых учреждений по уездам, и опытных губернских, который необходимо сохранить. Общее количество детских домов 67 с 2608 дет. и 199 руковод.; из них 9 домов с 22 руковод. содержатся за счет предприятий, остающееся же количество 58 домов с 177 руковод. в сеть должны быть включены. По правовой защите детей и по учреждениям для детей дефективных в сеть должно быть включено содержание комиссий по делам несовершеннолетних 15. Трудовой институт — один (1). Приемников — пять (5). Училище слепых — одно (1). Школ глухонемых — одна (1). Всего 23 учреждения с 57 работниками. Таким образом, по социальному воспитанию необходимо иметь 3479 работников. В существующей сети из 45 учебных заведений с 2820 учащимися и 444 преподавателями 17 уч. завед. с 128 преподавателями находятся на содержании хозорганов, остальные же 28 проф. техн. учебн. заведений с 306 преподавателями составляют подлежащую финансированию сеть профтехнических учебн. заведений за счет центра. В области политпросвещения остается только небольшое количество политпросвет. учреждений, а именно: 4 Совпартшколы с 295 учащимися и 28 преподавателями, 12 центральн. библиотек и 75 сельских с 123 сотрудниками, 4 школы взрослых с 16 преподавателями, 1 агитпункт, до 50 изб-читален с 50 работниками. Из местных же средств на профтехнические школы потребуется до 80 работников, кроме того на политпросвет, работу для изб-читален и библиотек — 125 человек, а всего по губернии работников просвещения 4435 человек, из которых должны быть оплачены за счет местных средств 3684. Замечается оживление методической работы. Губоно разработаны программы для школ I и II ступени, которые отпечатаны и разосланы на места для руководства в преподавании. Школам предъявляется требование проводить в жизнь установленные программы, таким образом вводится определенная система в работу и для каждого учителя намечаются ее вехи. Далее, ставится вопрос о полит. просвещении оставшихся в наших учреждениях работников путем организации для них, в первую очередь в городах и на фабриках, краткосрочных курсов по типу школ политграмоты I-й ступени. Эту работу предполагается закончить к началу 1923 г. Работа Губоно велась контактно с Губотделом Союза Работников Просвещения, с которым был заключен ряд тарифных договоров об оплате труда прежде всего в учреждениях, находящихся на территории Владимирского уезда. Что касается аппарата Губоно, то здесь в течение года была проведена значительная реорганизация. Основные изменения органов управления состояли в уменьшении количества работников управления, в упрощении самого управленческого аппарата, выразившимися в упразднении некоторых п/отделов и в предложенном введении в текущем году губернской инспекции по народному образованию. В октябре 1921 года состояли в Губернском и Уездных УОНО на службе 289 сотрудников, а в Октябре 1922 года 150 (Губернский 29, УОНО — 121). В 1921 г. Губоно распадался на п/отделы — Финансовый, Административно-организационный, Снабжения, Соцвос, Профобр, Политпросвет, Губмузей, Госиздат, Губархив, из которых некоторые в свою очередь распадались на многочисленные п/отделы. В настоящее время Губоно разделяется на отделы Губсоцвос, Профобр, Политпросвет, Канцелярию, Финансовую и хозяйственную части. В уездных отделах сохранено деление на п/отделы Соцвос и Политпросвет.
По п/отделу социального воспитания детей За истекший период времени главной задачей было налаживание и укрепление школьной работы в губернии, возможное углубление постановки дошкольного воспитания и улучшения жизни детей в интернированных учреждениях применительно к тем тяжелым условиям, в которые означенное дело было поставлено новой экономической политикой. Ввиду непрерывного уменьшения отпускаемых на народное образование средств и полного прекращения ассигнований на хозяйственные расходы школ пришлось принять меры к сокращению сети. За истекший период времени число школ I ступени сокращено с 1868 при 170000 учащихся и 5000 учащих до 1459 (22%), при 115250 учащихся и 2863 учащих (43%) количество школ II ступени с 54 при 10000 учащихся и 500 учащих сокращено до 36 (33%) при 8109 учащихся (19%) и 342 учащих (32%). Для оказания школам материального содействия сверх тех. средств на содержание педагогического персонала, которые отпускаются центром (300 единиц, т. е. на 300 человек школьных работников) был принят ряд мер к передаче части школ на материальное снабжение фабрично-заводских предприятий (65 шк. с 295 шк. работ.), а равно жел. дор. и водного транспорта (24 шк. с 221 шк. работн.), значительное количество школ взято на полное иждивение Губернским Исполкомом (953 шк. с 1627 шк. работ.), а также принято по договорам на средства местного населения (278 шк. с 430 школьными работниками). Наконец, ввиду невозможности содержать на средства казны все остальное количество школ, Губоно вынужден был перейти, как. к временному средству, к введению платности в школах городских местностей (17 шк. и 92 препод.). Таким образом на содержании НКПР в настоящий момент остается 121 шк. I ступени с 313 школьными работниками и 8 шк. II ст. с 53 шк. работниками. Благодаря всем этим мерам и привлечению местных средств на. содержание школ, удалось значительно наладить школьную жизнь, и с начала текущего учебного года занятия в школах губернии идут более или менее нормально. В области дошкольного воспитания экономические условия дали себя знать более остро. Недостаток средств вынудил Губоно прекратить питание в детских садах, что уменьшило приток детей в эти учреждения, и в результате пришлось значительное число детских садов закрыть, так что вместо 161 сада с 11082 детьми и 570 руководителями в настоящий момент их остается всего 43 — (73%) с 2471 детьми (78%) и 109 руководителями (80%). Некоторые из этих детсадов (Владимир, Муром, Ковров) выделены в разряд центральных, поставленных в наиболее благоприятные материальные условия и обеспеченных особо тщательно подобранным воспитательским персоналом, каковые сады и ведут показательную для всей губернии работу в своей области. Столь же тяжело отразились новые экономические условия на положении детских домов. Количество пайков на детское питание систематически уменьшается, и ввиду этого неизбежным оказалось сокращение детей, содержимых детдомами, при чем оставлены на госснабжении исключительно круглые сироты, дети красноармейцев. Вместо 115 детдомов с 3650 детьми и 426 руководителями в настоящее время имеется 67 домов (42%) с 2608 детьми (29%) и 199 руковод. (53%). Из этого количества 9 домов с 506 детьми и 22 руководителями передано на содержание предприятий (фабрик, заводов и коммун), а 58 домов с 2102 детьми и 177 руководителями остались на содержании НКПР, но на это число детей продуктов питания отпускается недостаточно (1800—2000 пайков), так что питание детей оставляет желать лучшего. Научно-методическим советом разработано положение об управлении школами, о педагогической работе (зачетах, переводах из группы в группу и т. д,), о делопроизводстве и отчетности школ. Для обмена мнениями, взаимных информаций и вообще для объединения работы школ II-й ступени в губернии летом состоялся съезд заведующих этими школами. Что касается переподготовки учителей, то за отсутствием средств для этой цели организовать какие-либо подготовительные курсы, лекции и т. п. возможным не представилось. По правовой охране несовершеннолетних и воспитанию дефективных детей работы Губоно заключались в руководстве детскими учреждениями для беспризорных и дефективных детей, в организации дела опеки над несовершеннолетними и главным образом в мероприятиях по призрению эвакуированных в губернию голодающих детей Поволжья. Детских учреждений названного типа к концу 1921 года было: 11 приемных пунктов, из них 10 в уездах, 1 губернский. Детей в них 200, педагогов 33, технических служащих 22. 1 Губернский Трудовой Институт для морально-дефективных детей с 85-ю воспитанниками, 8-ю педагогами и 17-ю техническими служащими. Училище слепых (во Владимире) с 25-ю детьми, 2-мя педагогами, 2-мя инструкторами ремеслу и 2-мя техническими служащими. Школа Глухонемых (в Вязниках) с 62 детьми, 13 педагогами и 3 технич. служащими. 1 Наблюдательно-Испытательный пункт, в нем 11 детей, 4 педагога и 2 служащими.
14 комиссий по делам несовершеннолетних, в них членов 14, обследователей-воспитателей 17, технических служащих 1. Всех детей 353, педагогов 94, технических служащих 47. К настоящему моменту и в данной области — по неблагоприятным материальным условиям пришлось произвести значительное сокращение, так что на 1-ое октября с. г. означенных выше учреждений остается: 5 приемных пунктов, в них 87 детей, 9 педагогов и 10 техн. служащих. При детском приемнике Владимира — 3 детских инспектора. Комиссий по делам несовершеннолетних — 15 членов при них 15, обследователей-воспитателей 18. Губернский Трудовой Институт 1, детей в нем 35, педагогов 8, технических служащих 17. Училище слепых — 1, детей в нем 26, педагогов 2, инструктора 2 и технических служащих 2. Школа глухонемых — 5, детей в ней 68, педагогов 13, технических служащих 3. Всего детей 216, педагогов 67, технических служащих 22. Таким образом сокращено: Приемников 6, Наблюдательно-испытательный пункт 1, педагогов 27, детей 137, технических служащих 15. По делам опекунского характера учреждена опека над 8-ю несовершеннолетними.
Что касается голодающих детей Поволжья. С июля 1921 г. начали прибывать дети с Поволжья, за неимением особо оборудованного помещения дети принимались в Губернский Приемный Пункт и после дезинфекции и переодевания направлялись под присмотром сестер социальной помощи в уезды для распределения по домам. За истекший срок их принято в губернии: в конце 1921 года организованным путем 144, самотеком 102, итого 246. Все они размещены по уездным детским домам, которых числилось 7. В феврале 1922 года с прибывшего из Саратова Санпоезда № 13 снято 578 детей, из которых больше 100 в первые же недели были помещены в городские больницы, вследствие заболевания тифом, корью и оспой. Прием детей затруднялся отсутствием достаточного количества одежды и обуви. Из прибывших детей 296 было направлено в различные волости Владимирского уезда, из которых 73 размещены в специальных домах, а 223 переданы в порядке частного патроната сельским обществам для размещения по одиночке у граждан; 300 детей помещены во временный дом Губоно при бывшем 27 госпитале, остальные дети — на попечение различных организаций помощи голодающим: Губсоюза, Губвоенкома (см. Гарнизонный детский дом «Поволжья»), Комитета имени Л. Н. Толстого. Всех детей по губернии принято 858, из них взято родителями и родственниками 107, самовольно скрылось 18, умер 1; остается на 15 октября 732. На пошивку для этих детей белья, платья и верхней одежды израсходовано мануфактуры 12305 аршин, остается в запасе 5700 ар., обуви валеной выдано 80 пар, кожаной 601 пара, шапок 599 штук» (Отчет Владимирского Губисполкома и его отделов 14-му Губернскому Съезду Советов. 10 декабря 1922 года).
Проф. образование
По п/отд. профессионального образования необходимо отметить три основных пункта; это а) выявление и приведение к натуральному виду сети профтехнических учебных заведений, б) тинизация их, в) подведение под означенные учебные заведения твердой материальной базы. 1. Насколько велико было стремление к расширению сети профтехнических учебных заведений в 192—21 году, насколько явилась и созналась необходимость к проведению всей означенной сети учебных заведений в большую ясность и определенность. С этого и начал Губпрофобр свою работу в 1921—1922 учебном году. По сведениям Губоно к началу 1921—22 года в сеть его входило 115 учебных заведений с 5460 учащимися при 624 преподавателях. Из обследования видно, что самый большой процент по сокращении пал на кратко-срочные профтехнические курсы, которые с 42-х к началу 1921—22 года, к концу его сократились до 6. Совершенно обратное явление наблюдается над школами рабочих подростков, которые к началу 1922 года удваиваются. Объясняется это установившимися как в центре, так и на местах на Ш. Р. П. взглядом, как единственный источник свежей квалифицированной силы. В связи с таким взглядом центром издается целый ряд основных положений, которые в корень изменяют жизнь и положение рабочего подростка в окружающей его среде. 1) Массовые увольнения подростков с фабрик и заводов побудили центр издать постановление определяющее % подростков к рабочему для каждого предприятия, который забронировывается для дан. предприятия сопоставления %%% отношений подростка по старому положению и %% отношению подростка по изданному центром дает разительные результаты. Другим не менее важным изменением в условиях существования подростка было постановление В. Ц. С. П. С., В. С. Н. X. и Н. К. П. от 18 февраля 1922 г. № 80, по которому подростки, работающие при предприятиях (от 14-16 л.) — 4 часа, (от 16-18 л. — 6) часов, с производством оплаты на 8 часов рабочего дня, при чем ученики школы при поступлении в нее включаются также в производство и оплачиваются наравне с подростками, работающими на предприятии. Следующим, не менее важным вопросом, требующим неотложного разрешения, это типизация учебных заведений. Ввиду того, что значительная часть учебных заведений открывалась, как в 20 так и 21 году, самостоятельно, иной раз без ведома Губпрофобра, и ставило своей задачей определенную, узкую цель, не задумываясь над правильностью своего учебного плана, результатом этого получилось, что чуть не каждое учебное заведение имело собственную физиономию. Это объясняется еще и тем, что каких-либо руководящих указаний или готовых учебных планов из центра поступало весьма мало. В апреле месяце Губоно была организована из видных деятелей по профтехническому образованию консультативная комиссия, которая должна была просмотреть учебные планы всех профтехнических учебных заведений и подвести их под известные типы. Работа ее рассматривалась, как подготовительный материал к предстоящему с езду по профтехническому образованию. Рассмотрены были более или менее всесторонне учебные планы индустриальных Техникумов. По причинам чисто материального свойства не удалось до сего времени созвать съезда. Пришлось эту работу передать имеющейся при Губоно научно-методической комиссии. Ввиду этого означенная работа не может считаться оконченной и по сию пору, но она начата, проделывается и будет несомненно закончена. Вопрос о подведении материальной базы под учебные заведения занял весьма значительную часть внимания в работе Губпрофобра. Так на основании декрета Совнаркома от 15 сентября ВЦСПС, НКП и ВСНХ издают обязательное постановление о передаче всех культурно-просветительных учреждений на их содержание. В силу этого постановления Губоно предлагает всем трестам, комбинатам и заводоуправлениям находящиеся при них профтехнические учебные заведения взять на свое содержание. Предложение это Губоно сделал в форме договора, которым предусматривались обязанности сторон. Но такой договор Губоно удалось заключить только пока с Ковровским трестом; что касается остальных, то они или просто извещали о том, что берут на свое содержание находящихся у них профтехнические учебные заведения или заключали договор со своими союзами, а иногда ничего не делали в этом отношении, ограничиваясь частичным субсидированием этих учебных заведений. В общем дело о передаче окончательно еще не завершено и в этом отношении предстоит много работы. Что касается остальных учебных заведений, то все они как от Губоно снабжения не получали, за редким исключением, так, что 4/5 всех учебных заведений с 450 преподавателями все таки остались на содержании Губоно и кредитов, отпускаемых ему из центра далеко конечно не хватало на покрытие расходов на эти учебные заведения. Приблизительно произведенный за время с 1 января по 1-е августа по оплате преподавательского персонала подсчет показал следующее: 1) Необходимо отпуст. по общ. ставке 11 разр. - 4.362.068 р. 2) Отпущено центром по общ. Ставке - 1.958.433 р. Задолженность по общ. Ставке - 2.404.635 р. Еще хуже обстояло дело с кредитами, отпускаемыми на хозяйственно-операционные расходы учебных заведений. Так на этот предмет расходов за время с 1 января по 1 августа отпущено было всего 335.600 руб., тогда как потребность в ремонте и всякого рода хозяйственных расходов велика чрезвычайно. С 1-го августа Главпрофобром на содержание преподавательского персонала на предстоящий учебный год отпущено всего 222 платежных единиц на 350 преподавателей, при том эти платежные единицы рассчитываются по 12 разряду, тогда как в профтехнических учебных заведениях при наличии специалистов необходим 13-14-15 разряд. Ясно, что отпускаемый кредит удовлетворит не более 50% зарплаты. Правда, к октябрю месяцу эти платежные единицы более или менее выровнялись и стали представлять из себя ставку 13 разряда, но, принимая во внимание даже то, все таки нельзя не сознаться, что оплата преподавательского персонала крайне низка. Преподаватель, работающий при полной нагрузке 18 часов в неделю — получает 3330 р. Создавшееся таким образом положение заставило подумать о проведении принципа платности, правда как меры временной. Тем более, что вопрос этот был уже предрешен Наркомпросом. Таким образом постановлением от августа Профобр объявил в значительной части своих учебных заведений обучением платным. Бесплатными оставлены все педагогические учебные заведения, школы рабочих подростков, краткосрочные профтехнические курсы. В остальных учебных заведениях вводится плата на 500 руб. в месяц. В каждом учебном заведении для детей пролетариата имеется известный % свободных мест (от 50% до 10). Одной из следующих работ Губпрофобра в наступающем учебном году было комплектование высших учебных заведений и профтехнических учебных заведений губернии. Комплектовал Губпрофобр только стороной, так как места в ВУЗ были распределены по профессиональным и партийным организациям еще в центре и Губпрофобр только регистрировал командируемых. Непосредственно им командированы через организованную при нем комиссию только кандидаты в Нижегородский и Ярославский университеты. Всего же командировано в ВУЗ 189 чел., из них рабочих — 101, крестьян — 47, других групп — 41, партийных — 25, беспартийных — 164. Всего в текущем году принято в педагогич. учебн. завед. 296. Технические 211 (от 4-х нет). Медицинские - 72 (все). С.-хозяйствен. - 85 (от l-й нет). Рабоч. подростков - нет свед. Всего - 716. Из них партийн. 18, членов профсоюз. 362, крестьян и пр. 332. Вышеупомянутая работа показала, однако, что комплектование напр. ВУЗ кандидатами из рабочего элемента проходили слишком туго, ввиду отсутствия контингента достаточно подготовленных лиц. Это положение навело на мысль организовать во Владимире Рабфак для подготовки кандидатов в ВУЗ из рабочей среды. Рабфак организован на два отделения — техническое и биологическое по 30 человек в каждом, а всего 60 человек. По своему социальному положению все учащиеся разбиваются на рабочих 34 чел. — 56%, крест. 25 чел. — 41 2/3 %, других групп 141 — 23%. Партийных из них - 9 чел. Союза молодежи - 34 чел. Беспартийных - 17 чел. При построении плана работы на ближайшее будущее Губпрофобр имел ввиду следующее: 1. Урегулировать вопрос с заработной платой во всех профтехнических учебных заведениях. 2 Построить правильно сеть школ фабзавуча и установить в них нормальную работу, выработав программы по имеющимся учебным планам. 3. Продолжать работу по разработке учебных планов и программ. 4. Восстановить работу путем открытия работавших в 1921—1922 учебном году краткосрочных курсов и прекративших свою работу с наступлением лета. 5. Этим Губпрофобр ограничивается пока на период времени первых месяцев в области профтехнического образования» (Отчет Владимирского Губисполкома и его отделов 14-му Губернскому Съезду Советов. 10 декабря 1922 года).
Ликвидация неграмотности во Владимирской губернии
«Владимирским Губполитпросветом разработан план ликвидации неграмотности на 1921 г. Одной из боевых задач в текущем году является ликвидация неграмотности полностью в городах и фабричных поселках. Задача эта вполне разрешимa, так как количество неграмотных в этих пунктах не превышает 1600 человек. По отношению ко всему остальному населению предполагается ликвидировать неграмотность у 1/5 части населения с тем, чтобы всю кампанию закончить в 1924 г. Количество пунктов по ликвидации намечается около 2000, количество привлекаемых неграмотных в 2 сезона (весенний и осенний) - около 80000 (между прочим — наибольший процент неграмотности падает на женщин—около 80%). Летний перерыв предполагается использовать для устройства конференций, для инструктирования школьных работников, ознакомления с ходом работ, и затем предполагается устройство курсов для подготовки новых ликвидаторов. По обыкновению очень плохо обстоит дело с учебными пособиями и канцелярскими принадлежностями, хотя букварей — что самое главное — имеется в достаточном количестве. Ч. К. по ликвидации неграмотности организована в составе 5 человек. В нее вошли представители от Губисполкома, Губкома, Губпрофсовета, Всевобуча и Губполитпросвета. Одним из важнейших постановлений Ч. К. можно считать постановление об освобождении обучающихся от разных видов трудповинности. К уклоняющимся от обучения решено применять строгие меры вплоть до предания суду Ревтрибунала. В уездах образованы Уездграм. Ч. К. В волостях также приступлено к организации Ч. К.» («Призыв», 1 марта 1921).
«На отчетный период фактически ликвидация безграмотности среди населения не проводилась, так как согласно общему плану ликкомпании в период сельско-хозяйственных работ занятия в лик-пунктах прекращаются за исключением очень немногих пунктов в городских и фабричных районах, где, пользуясь накоплением неграмотных на сезонных работах, органы ликбезграм. открывали для них школы. Без перерыва также работали школы грамотности в Красно-армейских частях. Работа Грамчека за это время была сосредоточена главным образом на подведении итогов весеннего сезона 1921 г., на учете данных проделанного опыта и на подготовке к предстоящему осеннему учебному сезону. Итоги 1-го учебного сезона 1921 г. выразились в следующих статистических данных. Всего по губернии функционировало 1600 пунктов, в коих обучалось до 40000 неграмотных первой возрастной категории (от 17 до 30 лет). Ликвидаторский аппарат состоял из 1900 человек работников… Готовясь к начинающемуся ликвидационному сезону, Губграмчека в целях углубления и расширения рамок работы по ликбезграм. приняла и провела в жизнь ряд следующих мероприятий: 1) считаясь с непреодолимыми трудностями вести борьбу с безграмотностью на широком фронте, выделяет ударные пункты (города, фабрики и заводы, Совхозы, Колхозы, лесничества, красно-армейские части, милицию), обеспечивая их в первую очередь всем, что необходимо для успеха дела (кредитами, пособиями и ликвидаторскими силами); 2) обращает внимание на планомерную постановку агитации среди населения идеи всеобщего обучения (специальный циркуляр в формах методах агитации, праздники грамоты); 3) принимает меры к укреплению органов ликбезграм. и инструкторского аппарата) проводит повторный учет неграмотных, внушая неграмотному населению мысль об обязательной повинности обучения грамоте, предлагает способ и пополнение кадра ликвидаторов путем организации специальных курсов; 6) вводит планомерность в процессе ликвидации разработкой постепенно развертывающейся сети ликпунктов, продвигая их от культурных центров в глубь деревенских дебрей; 7) усиливает снабжение ликпунктов финансами и необходимыми пособиями, для чего предпринимает издание пособий по ликбезграм.; 8) предусматривает меры поощрения и побуждения неграмотных, привлекаемых в школы; 9) намечает периодически созываемые Конференции для обсуждения вопросов организационных, методических, хозяйственных; 10) делает опыты в изыскании способов борьбы с рецидивом безграмотности; 11) вводит определенные формы систематической информации и отчетности; 12) организует показательные участки в уездах по борьбе с безграмотностью и т. д. Благодаря принятым мерам ближайшие перспективы работы обещают улучшение и некоторое углубление дела ликбезграм. По поступающим из уездов сведениям число ликпунктов заметно растет: на зимний сезон предположено к открытию больше 2000 пунктов, с привлечением в них до 50000 неграмотных» (Отчет Владимирского губернского отдела юстиции к губернскому съезду Советов в 1921 г.).
Работа в области ликвидации безграмотности в 1922 году
Новая экономическая политика, неблагоприятно отразившаяся вообще на деле народного просвещения, особенно больно дала себя чувствовать в области борьбы с безграмотностью. С начала 1922 года прекращен был отпуск государственных средств на дело ликбезграм, и все расходы на местный бюджет. Такое положение вещей, в связи с общим сокращением кредитов по Наркомпросу и сильным уплотнением штатов в нем, поставило в необходимость органы просвещения повсюду в губернии закрыть аппарат Грамчека, возложив проводимую им работу на сотрудников ОНО по совместительству. Оставлен лишь председатель Губернской Комиссии по ликбезграм и на него одного легла вся работа организационного, инструкторского, хозяйственного характера, а равно и делопроизводство по своему отделу. Отсутствие самостоятельного аппарата по делу ликбезграм, делу важному, ответственному, требующему неусыпного и напряженного к себе внимания, лишает Губграмчека возможности поставить работу планомерно и требовать ее аккуратного выполнения со стороны местных органов, мало того, при таких условиях трудно наладить даже более или менее исправную информацию, без которой веста какую-либо работу положительно невозможно. Отказ в государственном кредитовании на ликвидацию безграмотности вызвал стремительное сокращение масштаба работы. Массовая ликвидационная кампания потерпела полный крах. Робкие надежды органов просвещения на местные средства не оправдались: сметы на ликбезграм, не взирая на их крайнюю скромность (из расчета по две школы на волость), местными ЭКОСО или зачеркивались, или по ним ничего не отпускалось. Попытка обращения к сельскому населению за поддержкой ликпунктов дали отрицательные результаты, и немудрено: при полном оборудовании и содержании ликпунктов на государственные средства неграмотных в школы грамотности в деревня): приходилось привлекать принудительным путем, и рассчитывать на то, что сейчас деревенские обыватели охотно пойдут в лик-пункты, да еще возьмут их на свое содержание — бесплодная мечта. Вместо массовой кампании Губграмчека повела свою работу в ударном порядке, выделив в качестве ударных пунктов: 1) Красную Армию с Всевобучем и милицию; 2) организационный пролетариат (на предприятиях); 3) сезонных рабочих на торфяниках; 4) совхозы и хозяйственные коммуны. Выполняя приказ Реввоенсовета Республики о ликвидации неграмотности в красноармейских частях к 1-му Мая 1922 года, Губграмчека совместно с военсекцией Губполитпросвета разработала план проведения ликкампании по губернии, в силу которого все неграмотные красноармейцы, каковых по учету к моменту объявления кампании оказалось до 200 человек, привлечены были в существовавшие раньше и открытые вновь по гарнизону школы грамотности, причем Губграмчека отпустила для этих школ имевшийся в ее распоряжении запас учебных и канцелярских принадлежностей. В конце апреля были произведены поверочные испытания обучавшихся в этих школах красноармейцев, при чем небольшой % их оказался недостаточно овладевшим техникой грамоты, вследствие позднего привлечения их к занятиям большинство из них прибыло в части в команде пополнения вначале или даже в средине апреля и лишь отдельные единицы не усвоили грамоты вследствие крайне тугой восприимчивости. Все такие, согласно протокола, испытательных комиссий, привлечены к дополнительным занятиям после 1-го мая. В сентябре с/г. на объединенном заседании с Губвсевобучем был разработан план ликкампании среди допризывников 1902, 1903, 1904 гг. рождения, при чем органы Грамчека привлечены были к снабжению ликпунктов учебными пособиями и принадлежностями, а изыскание средств на оплату труда ликвидаторов взял на себя Губвсевобуч. Организована была совместно с политсекретариатом Губмилиции работа по борьбе с безграмотностью среди чинов милиции, % неграмотности в рядах которой был очень незначительным. Выделение фабрично-заводских районов в ударные пункты по ликкампании имеет у нас свою историю. Впервые было обращено внимание на усиленную борьбу с безграмотностью в предприятиях еще в плане работ Губграмчека в конце 1920 года. Мотивом для такого обособления пролетариата в процессе культурного воздействия было то, что этот класс населения, как авангард революции, должен в первую очередь овладеть культурными средствами. В 1921 году этот принцип неуклонно проводился в постановке работ Губграмчека. Изданы были соответствующие циркуляры но уездам, предписывающие органам грамчека: 1) войти в самый тесный контакт с профсоюзными обвинениями для надлежащего направления дела ликбезграмотности в среде организованного пролетариата, 2) выделить для работы в предприятиях лучшую часть местных культурных сил, 3) снабдить эти пункты вполне обеспечивающим их количеством учебных пособий и принадлежностей, а равно и финансовых средств. В целях образования на предприятиях постоянного достаточно подготовленного кадра ликвидаторов из среды самих рабочих, которые могли бы успешнее будировать массы в смысле привлечения их в школы грамотности, особым циркуляром предписывалось уездам открывать курсы для ликвидаторов с привлечением на них хорошо грамотных рабочих. Выдвигая работу по борьбе с безграмотностью в рабочей среде на первый план, фиксируя на ней свое особенное внимание, Губграмчека с осени 1921 г. решила взять эту работу на особый учет, с каковой целью была произведена регистрация неграмотных в предприятиях, при чем оказалось, что общее количество их выражается в цифре 13000 человек. Возможно, что эта цифра неполная, так как в нее могли не войти данные о предприятиях, где работа в момент переучета не производилась. Во всяком случае эта цифра ниже той, какая приблизительно была установлена вначале работы Губграмчека (18000 чел.), из чего явствует, что дело борьбы с безграмотностью в предприятиях в первый же год дало определенные результаты. Вначале 1922 года, когда появились первые вести о сокращении государственного бюджета по Наркомпросу, Губграмчека, все взоры устремила на сохранение более или менее устойчивого положения в деле борьбы с безграмотностью в предприятиях. На губернском пленуме Культотдела Губпрофсовета по докладу предгубграмчека была принята резолюция, смысл которой сводился к признанию необходимости оставления на государственном содержании ликпунктов в государственных предприятиях и к обязательству арендаторов содержать школы грамотности в предприятиях, взятых последними на договорных началах. Вскоре после пленума Культотдела опубликовано было распоряжение Центра, в силу которого многие культурно-просветительные учреждения, в том числе и ликпункты, должны были перейти на местные средства. Губграмчека сейчас же приняла меры к тому, чтобы упрочить существование ликпунктов на предприятиях путем закрепления за ними этих ликпунктов. Распоряжение руководящих союзных и хозяйственных органов имело свое значение. По данным минувшей кампании в 10 уездах более мощные предприятия ликпункты приняли на свое содержание; не удалось устроить их в мелких предприятиях. Не велось почти никакой работы в Судогодском уезде; не дано сведений, не взирая на неоднократные требования наши, из Александровского и Юрьевского уездов и Гусь-Хрустального; совершенно не производилась работа в Кольчугине, где по официальному донесению ОНО на призыва Заводкома, Культпрофсовета и Грам-чека никто из рабочих не откликнулся общий итог проделанной за 1-е полугодие 1922 года в предприятиях работы выражается в следующих цифрах: ликпунктов действовало до 40 с общим числом обучающихся в 1000 человек. Перед началом осеннего учебного сезона во все уезды послано было категорическое требование наладить работу по ликбезграм во всех без исключения предприятиях, в чьих бы руках они не находились, за счет этих предприятий и одновременно с этим — обращение в культотдел Губпрофсовета о содействии успеху ликкампании среди организованного пролетариата. В порядке агитационном через местную прессу (статья в «Призыве» «Пример, достаточный подражания») было сделано обращение к членам Союзных организаций об их гражданском долге — овладеть грамотой и через нее поднять квалификацию труда и общий успех государственного строительства. Сейчас начинают поступать сведения о том, что дело ликбезграм в фабрично-заводских районах становится на твердую почву. Самые энергичные меры приняты были со стороны Губграмчека в отношении организации дела ликбезграм в пунктах, где производились летом с/г. торфяные разработки. В таких пунктах губернии удалось организовать школы грамоты для сезонных рабочих. В своих плановых предположениях Губграмчека никогда не забывала Совхозов и коммунальных хозяйств и неизменно побуждала уезды уделить им особенное внимание, но в виду слабой связи уездов с местами работу по ликбезграм удалось наладить лишь в 7 пунктах: 1) коммуна «Заря» в Зипонках, 2) совхоз Варварино, 3) совхоз Великово, 4) совхоз Фетиньено, 5) совхоз Марьино, 6) совхоз Афанасьево и 7) совхоз Иваньково. Чтобы ввести работу по ликвидации безграмотности в надлежащее русло, указать работникам на местах методический подход к занятиям со взрослой аудиторией, а равно и для того, чтобы внести определенность и единообразие в тот минимум знаний, какого необходимо держаться в школах грамотности, Губграмчека летом настоящего года разработала и разослала по уездам особую инструкцию, в которой подробно и обстоятельно освещено все, что касается постановки учебной части в ликвидационных школах. Не взирая на крайне стесненное материальное положение, Губграмчека, благодаря проявленной ранее экономии, нашла возможным снабдить уезды некоторым количеством пособий и значительными запасами бумаги» (Отчет Владимирского Губисполкома и его отделов 14-му Губернскому Съезду Советов. 10 декабря 1922 года).
Общество «Долой неграмотность» Владимирское ОДН (Общество «Долой неграмотность») было открыто в апреле 1924 г. «На фронте борьбы с безграмотностью в нашей губернии наступает новая эра. К этому делу большой государственной важности привлекаются активные элементы из среды трудового населения, оно перестает быть только ведомственным делом, а приобретает широкое общественное значение. 24-го апреля в Губ. Доме Просвещения состоялось первое организационное собрание членов Общества «Долой неграмотность», на которое явились представители партийных, профессиональных организаций и работники просвещения. На собрании был принят устав Общества, избрано временное Правление и Ревизионная Комиссия и установлен размер членских взносов. Ставя перед собой определенную задачу — широко пропагандировать идею ликбезграм, вовлекать массы трудового населения в борьбу с нашим заклятым врагом — невежеством, Общество ограничило членский взнос самой минимальной ставкой (10-ю копейками в месяц), твердо веря, что только устремлением энергии и воли широких слоев трудового населения, враг этот будет побежден, и что только при этом условии найдутся силы и средства. Правление Общества сейчас же пристyпaет к открытию во всех уездах отделений Общества и к проведению Майского «трехдневника» по борьбе с безграмотностью» («Призыв», 1 мая 1924). 6 июля 1924 г. Президиум губкома заслушал отчет губполитпросвета о борьбе с неграмотностью в деревне. Из 48980 неграмотных, зарегистрированных в губернии, крестьяне составляли 83,7 процента. Функционировало общество «Долой неграмотность» с отделениями на местах, проведен «трехдневник» по борьбе с неграмотностью, открыто 366 ликпунктов, привлечено к обучению 10524 чел. Центром культурно-просветительной работы в деревне стала изба-читальня. «ОДН в течение летних месяцев вело усиленную работу по организации своих отделений и ячеек и по увеличению числа членов. В настоящее время общество имеет отделения во всех уездах и в 4-х pайонах (Гороховец, Гусь, Кольчугино, Суздаль). К расширению деятельности общества привлечены партийные и профсоюзные организации. Во Владимире прилив членов в общество, начавшийся с майского трехдневника, продолжается до последних дней. В общество вступили школьные работники, печатники, служащие губстраха, студенты педтехникума и члены других организаций. На днях ожидается открытие ячейки в союзе железнодорожников. Общее число членов по городу достигает 500 чел. Владимирское общество имеет связь с центральным правлением в Москве, откуда получают агит. литературу, членские билеты и значки. Губ. правление приступило к издательской деятельности. В июне была им выпущена листовка „Обращение ко всем трудящимся". Сейчас ожидается выпуск брошюры «Общественная помощь в борьбе с безграмотностью», в которой создан инструктивный материал по организации ячеек и отделений общества и по постановке дела ликбезграм в деревне…» («Призыв», 30 окт. 1924). «Владимирское ОДН с осени 1925 года усиленно развивает свою работу. Во всех уездах организуются отделения ОДН, число ячеек и членов непрерывно растет. Всего по губернии за минувший период зарегистрировано 143 ячейки, в которых насчитывается 11480 членов. Поступление сведений однако о числе ячеек, сильно тормозится отсутствием налаженной связи, и потому о существовании многих кружков не знают уезды, и они не попали в обще-губернскую сводку. Но и это число учтенных кружков и их членов говорит за то, что общественность наша, главным образом в лице профессиональных организаций, в общем широко откликнулась на призыв правительства помочь ему в борьбе с безграмотностью, и лишь некоторые уезды в частности Судогодский и Переславский, проявляют мало инициативы. Слабо пока развертывается работа и на Гусю-Хрустальном: рабочий район с многотысячным населением дал доселе в ОДН всего лишь 54 члена. Им надо подтянуться. Деятельность отделений ОДН, помимо участия в пропаганде идея всеобщей грамотности, в проведении кампаний по ликбезграмотности, в учете неграмотных и т. п., имеет и определенно практические результаты. В уездах Владимирском, Вязниковском, Ковровском и Муромском открыто на средства ячеек ОДН до 30 ликпунктов, в которых обучается 750 человек. Впрочем, и здесь мы не имеем еще точных данных. Не докатились еще вести и о том, что сделано на местах по поводу празднования пятилетнего юбилея издания декрета о ликвидации неграмотности. Есть основание думать, что этот момент был отмечен особым подъемом в настроении трудового населения в пользу идеи ликбезграмотности». «Конкурс на лучший ликпункт. Правление губ. общества «Долой неграмотность», ставящее своей задачей оказание помощи органам просвещения в деле борьбы с народной темнотой, в числе других мероприятий, способствующих делу ликбезграмотности, выдвигает проект об учреждении конкурса на лучший ликпункт. Правление на этот раз имеет в виду двоякую цель — вызвать соревнование в среде ликвидаторов и сагитировать население в пользу принятия идеи всеобщего обучения. Мысль о конкурсе, высказанная правлением губ. ОДН, встретила одобрение со стороны представителей партийных, профессиональных и советских организаций. Проект положения о конкурсе разослан был по различным губернским организациям для предварительного обсуждения. Союз рабпроса, особенно заинтересованный в идее конкурса, ставил проект на обсуждение общегородского собрания просвещенцев 4-го февраля, где он получил единодушное признание. В субботу, 7-го февраля, на расширенном совещании правления проект был утвержден. Тогда же было намечено и конкурсное жюри, которому поручено заняться разработкой условий конкурса, созданием премиального фонда, собиранием материалов по конкурсу и другими работами, имеющими подготовительный характер, а в июне месяце — заняться назначением премий. Чтобы поставить в известность широкие слои населения губернии, заинтересованные в исходе борьбы с безграмотностью (а в этом должны быть заинтересовали все сознательные граждане)…» («Призыв», 20 февраля 1925). В губернии по летнему учету 1924 года числилось 65 тыс. неграмотных, из них 5 тыс. рабочих. К 1 апреля 1925 года было обучено грамоте 5 тыс. человек (почти исключительно рабочих); готовились окончить курс обучения к 1 мая еще 17 тыс. человек. Общество «Долой неграмотность» насчитывало 232 ячейки, 47 ликпунктов. 1925-26 г. «Ликвидация неграмотности имела преимущественное значение в области политпросветработы, как ударная работа: она должна быть закончена к 10-летию Октябрьской революции. На 1/X—25 г. количество неграмотных равнялось 52000 чел. Часть неграмотных из этого числа была обучена в течение 1925—26 учебного года. По данным произведенного летом 1926 г. переучета неграмотных в возрасте от 12 до 35 лет в губернии оказалось 42495 чел. Исходя из указанной цифры, была составлена смета на обучение 40000 чел. из расчета 5 руб. на каждого неграмотного. Фактически на ликвидацию неграмотности ассигновано 133104 руб. К неблагоприятным же условиям работы за отчетный период относятся: 1) отсутствие ударности в работе по ликбезу, 2) слабое развертывание кампании, особенно, на фабриках, заводах и в городах, а также недостаточное внимание со стороны ВИК-ов и сельсоветов к делу ликвидации неграмотности, 3) нежелание посещать ликпункты со стороны самих неграмотных и 4) слабая квалификация низовых работников по ликвидации неграмотности. Состояние и развертывание работы по ликбезу на 1 января 1927 г. представляется в следующем виде: всего ликпунктов 1019 с 19363 обучающимися в них, школ малограмотных 125 с 2750 учащимися. Работа по ликвидации неграмотности все время была в центре внимания Губисполкома, ГСПС и Губ. ОНО, неоднократно дававших соответствующие указания органам, ведущим эту работу. В 1926 г. Губоно были проведены 2 губернских совещания по вопросам, связанным с делом ликвидации неграмотности. Такие же совещания проводились почти во всех уездах. Вызывались работники с мест для докладов о ходе работы, практиковались выезды инспектуры Губ. ОНО для контролирования этой работы на местах и направления ее в надлежащее русло. В помощь работникам мест издана специальная брошюра о методах вовлечения неграмотных на ликпункты. В качестве поощрительной меры организуется премирование в губернском масштабе за успешное окончание работы» (Отчет Владимирского Губисполкома за 1925-26 год XVIII Губернскому Съезду Советов Влад. губернии).
«Общество «Долой неграмотность»
По губернии имеется 232 ячейки ОДН, из них 103 — городских и фабрично-заводских и 129 — деревенских. Общее число членов ОДН (до перерегистрации) 14428 чел., из которых 70 проц. мужчин и 30 проц. женщин.
За минувший год силами и на средства ОДН обучено до 1000 неграмотных и малограмотных. Финансовая помощь ОДН выразилась в сумме 5000 рублей. Кроме того, ОДН оказывало помощь в проведении кампаний по агитации идеи всеобщего обучения, в привлечении неграмотных на ликпункты и наблюдении над посещаемостью последних, в снабжении обучающихся канцелярскими принадлежностями (губсоветом ОДН разослано по уездам 2500 тетрадей), а также путем выдачи подарков оканчивающим ликпункты, выпиской газет и брошюр для ликвидировавших неграмотность и т. п. В 1926 году губсоветом ОДН напечатано 2000 экз. пьесы «Грамотница». Учет работы по линии ОДН производился путем просмотра протоколов, полугодичных и годовых сводок. В отношении живой связи с местами дело обстояло не вполне благополучно: средств у советов ОДН на командировки, а тем более на содержание специальных инструкторов не было; приходилось ограничиваться редкими, случайными выездами, которые пользы приносили мало. За первое полугодие 1926 года членами губсовета были обследованы Вязниковское, Ковровское, Муромское и Переславское отделения. В 1926-27 уч. году предполагается за счет ОДН обучить 1500 неграмотных. Для развития работы об-ва необходимо наладить связь усоветов с низовыми ячейками, учесть опыт последних» (Отчет Владимирского Губернского Исполнительного Комитета за 1925-1926 год).
8 ноября 1926 г. Бюро губкома партии, исходя из решений XIV съезда ВКП (б), поставило перед советскими органами задачу ускорения ликвидации неграмотности среди взрослого населения. «Председатель общества «Долой Неграмотность» М.И. Калинин в своем обращении к работникам просвещения перед 6-й годовщиной издания декрета о ликвидации безграмотности писал: «Учительство уже показало свою преданность делу ликбеза. Каждый учитель должен быть членом ОДН, должен помочь сбросить тяжелый камень — неграмотность, который лежит на пути к культурной революции». Широкое поле работы. 1-й всероссийский съезд ОДН в своих постановлениях в значительной мере раздвинул рамки работы общества, включив сюда, в качестве одного из важных пунктов, воспитательное начало, понимаемое в смысле организации через ячейки ОДН бедняцких и середняцких слоев деревни и подготовки их к дальнейшим культурным завоеваниям. Здесь открывается широкая перспектива для приложения общественной инициативы просвещенца; здесь перед ним открывается возможность войти в деловое соприкосновение с разнообразнейшими элементами деревенской общественности; здесь учитель сможет, если захочет, упрочить свой авторитет в глазах населения. Чем внимательнее отнесется учитель к работе в ячейке ОДН, чем больше число местных жителей увлечет он примером своей энергичной работы, чем больше поможет выявлению местного актива, тем с большей честью и тем скорее завершит он свое дело. Мы склонны думать, что воспитанный в здоровой деловой атмосфере деревенской ячейка ОДН местный актив с течением времени снимет с плеч учителя часть той подчас непосильной нагрузки, которую сейчас учитель на себе несет, один за многих» («Призыв», 16 янв. 1927). 8 июля 1929 г. Бюро Владимирского окружкома рассмотрело вопрос о ликвидации неграмотности и малограмотности. Окружком разработал единый план ликвидации неграмотности, уделив особое внимание детям, которые обязательно должны быть охвачены обучением в начальной школе.