Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
10:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [255]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2405]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Шульгин Василий Витальевич

Шульгин Василий Витальевич

Шульгин Василий Витальевич (13 января, 1878 — 15 февраля, 1976) —русский националист и публицист. Депутат второй, третьей и четвертой Государственной думы, монархист и участник Белого движения.

Шульгин родился в Киеве в семье историка Виталия Шульгина. Отец Василия умер за месяц до его рождения, и мальчика воспитывал отчим, ученый-экономист Дмитрий Пихно, редактор монархической газеты «Киевлянин» (сменил на этой должности В.Я. Шульгина), впоследствии — член Государственного Совета. Шульгин изучал право в Киевском университете. Негативное отношение к революции сформировалось у него еще в университете, когда он постоянно становился очевидцем беспорядков, организованных революционно настроенными студентами. Отчим Шульгина устроил его на работу в свою газету. В своих публикациях Шульгин пропагандировал антисемитизм. В силу тактических соображений Шульгин выступил с критикой дела Бейлиса, поскольку было очевидно, что этот одиозный процесс играл на руку только противникам монархии. Это послужило поводом для критики Шульгина со стороны некоторых радикальных националистов, в частности, М. О. Меньшиков назвал его «еврейским янычаром» в своей статье «Маленький Золя».

В 1907 г. Шульгин стал членом Государственной Думы и лидером фракции националистов в IV Думе. Он отстаивал крайне правые взгляды, поддерживал правительство Столыпина, включая введение военно-полевых судов и другие неоднозначные реформы. С началом Первой мировой войны Шульгин ушел на фронт, но в 1915 г. был ранен и вернулся.


Свидетели отречения: граф В. Б. Фредерикс, генерал Н. В. Рузский, В. В. Шульгин, А. И. Гучков, дворцовый комендант В. Н. Воейков, Николай II. Государственный исторический музей.

27 февраля 1917 г. Советом старейшин Думы В.В. Шульгин был избран во Временный комитет Государственной думы, который брал на себя функции правительства. Временный комитет принял решение, что император Николай II должен немедленно отречься от престола в пользу сына Алексея при регентстве его брата великого князя Михаила Александровича.
2 марта к царю в Псков для переговоров Временный комитет направил В.В. Шульгина и А.И. Гучкова. Но Николай II подписал Акт об отречении от престола в пользу брата великого князя Михаила Александровича. 03 марта В.В. Шульгин принимал участие в переговорах с великим князем Михаилом Александровичем, в результате которых тот отказался принимать престол до решения Учредительного собрания. 26 апреля 1917 г. В.В. Шульгин признавался: "Не скажу, что вся Дума целиком желала революции; все это было бы неправдой... Но, даже не желая этого, мы революцию творили".
В.В. Шульгин всячески поддерживал Временное правительство, но, видя его неспособность навести порядок в стране, в начале октября 1917 г. переехал в Киев. Там он возглавил "Русский национальный союз".

После Октябрьской революции В.В. Шульгин создал в Киеве подпольную организацию "Азбука" с целью борьбы с большевизмом. В ноябре-декабре 1917 г. отправился на Дон в Новочеркасск, участвовал в создании белой Добровольческой армии. С конца 1918 г. редактировал газету "Россия", потом "Великая Россия", воспевая монархические и националистические принципы и чистоту "белой идеи". Когда надежда на приход к власти антибольшевистских сил была потеряна, Шульгин сначала перебрался в Киев, где принимал участие в деятельности белогвардейских организаций («Азбука»), позже эмигрировал в Югославию.


Шульгин Василий Витальевич

В 1925-26 гг. он тайно посетил Советский Союз, описав свои впечатления от НЭПа в книге Три столицы. В эмиграции Шульгин поддерживал контакты с другими деятелями Белого движения до 1937 г., когда он окончательно прекратил политическую деятельность. В 1925-1926 гг. нелегально прибыл в Россию, побывал в Киеве, Москве, Ленинграде. Посещение СССР описал в книге "Три столицы", свои впечатления подытожил словами: "Когда я шел туда, у меня не было родины. Сейчас она у меня есть". С 30-х гг. жил в Югославии.

В 1937 г. отошел от политической деятельности.

В заключении

В 1944 году советские войска заняли Югославию. В декабре 1944 года Шульгин был задержан, вывезен через Венгрию в Москву, где 31 января 1945 года был оформлен его арест как «активного члена белогвардейской организации „Русский Общевоинский Союз“».
Постановление об избрании меры пресечения, город Москва, 1945 года, января, 31 дня.
«Я, старший следователь след. Отдела Главного Управления контрразведки «СМЕРШ» капитан Бурдин, рассмотрев поступившие материалы о преступной деятельности Шульгина Василия Витальевича, 1878 года рождения, уроженца города Киева, из дворян, бывшего члена Государственной думы, активного белогвардейца, в 1920 году эмигрировавшего за границу. В последнее время он проживал в Болгарии. Нашел: Шульгин В.В. изобличается в преступлений, предусмотренном ст. 58-1 «А» УК РСФСР и, принимая во внимание, что он, находясь на свободе, может уклониться от следствия и суда, руководствуясь ст. ст. 145 и 158 УПК РСФСР.
Постановил: Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда в отношении Шульгина Василия Витальевича избрать содержание под стражей, о чем в порядке ст. 146 УПК РСФСР объявить арестованному под расписку в настоящем постановлении.
Подписано старшим следователем «СМЕРШ» капитаном Бурдиным.
Согласен: начальник след. отдела Главного Управления контрразведки «СМЕРШ» генерал-майор Леонов.
Утвердил: начальник главного управления контрразведки «СМЕРШ» генерал-майор Нанич.
Санкционировал: главный прокурор Носов».
После следствия по его делу, проходившего более двух лет, был приговорен по статьям 58-4, 58-6 часть 1, 58-8 и 58-11 УК РСФСР постановлением особого совещания при МГБ от 12 июля 1947 года к 25 годам заключения за «антисоветскую деятельность». На вопрос, заданный перед вынесением приговора, признает ли он себя виновным, Шульгин ответил: «На каждой странице моя подпись, значит, я как бы подтверждаю свои дела. Но вина ли это, или это надо назвать другим словом — это предоставьте судить моей совести». Приговор потряс Шульгина своей суровостью. Он вспоминал: «Этого я не ожидал. Максимум, на что я рассчитывал, — это на три года». Историк А.В. Репников объяснял вынесение именно такого приговора следующим обстоятельством: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года «Об отмене смертной казни» была провозглашена отмена смертной казни в мирное время. Этим же указом устанавливалось, что за преступления, наказуемые по действовавшим законам смертной казнью, вводилось наказание в виде заключения в исправительно-трудовом лагере сроком на 25 лет. Таким образом, как полагал Репников, престарелый Шульгин должен был быть приговорен к расстрелу, и его спасло только то, что в момент вынесения ему приговора смертная казнь в СССР была отменена.
Во Владимирскую тюрьму Шульгин прибыл 25 июля 1947 года. Из характеристики на заключенного Шульгина В.В.
«...Осужден 12-го июля 1947 года особым Совещанием при бывшем МГБ СССР по ст. 58-4, 58-6, 58-8, 58-11 УК РСФСР на 25 лет тюремного заключения. За время пребывания в тюрьме нарушений правил тюремного режима не допускал и административным взысканиям не подвергался. В камере ведет себя спокойно. Политических убеждений не изменял, оставался ярым ненавистником коммунистов, Советского строя».
Зам. начальника тюрьмы № 2 УМВД Владимирской области капитан Крот 6 декабря 1954 года: «Василий Витальевич был интересным рассказчиком, обладал ясным умом и редкой памятью».
Вспоминает Михаил Коншин, друживший с Шульгиным после освобождения из тюрьмы: «О делах давно минувших дней рассказывал так, словно они произошли вчера. Высокого роста — под метр восемьдесят пять, внешне походил на Бернарда Шоу».


Скрипка Шульгина В.В.

Среди его сокамерников были Мордехай Дубин, философ Даниил Леонидович Андреев, князь П.Д. Долгоруков, биолог В.В. Парин, большевистский деятель М.А. Таиров, генералы вермахта и японские военнопленные.
Весь срок заключения Шульгин упорно работал над мемуарами. В музее, который открылся во Владимирском централе после распада СССР, есть стенд, посвященный Шульгину. Среди экспонатов есть опись одной из посылок, которую Шульгин получил от своего бывшего сокамерника — немецкого военнопленного: обычным содержимым посылок были продукты питания, но посылка Шульгину состояла из двух килограммов писчей бумаги. К сожалению, большая часть этих записей была уничтожена тюремной администрацией. Остались лишь фрагменты о встречах с замечательными соотечественниками. Политическая часть мемуаров послужила позднее основой книги «Годы».
Шульгин в тюрьме много писал, интересовался мистикой, индийской философией, происхождением слов, фамилий, но особенно интересовали его собственные сны, он их записывал и говорил, что они могут сбыться в будущем. В одном из своих снов он увидел императрицу Александру Федоровну, которая сообщила ему, что его ждет радостное событие. Вскоре он был освобожден. Самым дорогим для писателя было в тюрьме — это писчая бумага. Надзиратели невольно удивлялись, ну что надо заключенному: папиросы, чеснок, хлеб, а вот у Шульгина все по-другому!
В ночь на 5 марта 1953 года Шульгину приснился сон: «Пал великолепный конь, пал на задние лапы, опираясь передними о землю, которую он залил кровью». Вначале он связал сон с приближающейся годовщиной смерти Александра II, но скоро узнал о смерти И.В. Сталина.
Акт от 9 мая 1956 года, г. Владимир. «Сотрудники тюрьмы составили настоящий акт, что сего числа нами в присутствии заключенного Шульгина В.В. была вскрыта поступившая на его имя посылка, в которой оказалось следующее: (по уже заведенной форме в Акте было пронумеровано 16 наименований). В посылке числилось 2 кг писчей бумаги, в личном деле заключенного Шульгина находился небольшой клочок бумаги, заявление начальнику тюрьмы Журавлеву М.А. (начальник с 17.03. 1949 г. — 08.10.1953 г.) с просьбой вернуть рукописи, изъятые при обыске». Просьбу удовлетворили, рукописи вернули, хотя, не все; пропали повести «Сахар», «Мука», «Вода» и многое другое. После смерти Шульгина работники КГБ, как говорят очевидцы, вывезли два мешка рукописей, может, они еще сохранились.
Администрация тюрьмы возбудила ходатайство перед Облсудом об освобождении Шульгина В.В. в связи с тем, что он страдает тяжелым недугом. 16 декабря 1954 года было вынесено определение областного суда: «...Учитывая, что Шульгиным совершено особо опасное преступление против Советского Союза, судебная коллегия не находит возможным освободить его от дальнейшего наказания». Его освободили только 22 сентября 1956 года. Личное дело заключенного № 3569 с пометкой «Без гражданства» было закончено. Но и после освобождения администрация города не знала, куда поселить бывшего заключенного Шулыина, который не принял ни одного гражданства. Он был человеком Мира.
После освобождения из тюрьмы 25 ноября 1956 года в своем дневнике Шульгин пишет: «Насмешница судьба, чему, если отбросить все второстепенное, была посвящена моя жизнь? Борьба с теми, из среды которых сформировались впоследствии эмигранты. Но когда пришел последний расчет, кто дал возможность жить?
Советы, посадив меня в тюрьму, 12 лет без малого, кормили, поили, одевали, мыли, лечили, обогревали и держали крышу над моей головой.
Как я провел бы эти 12 лет на свободе?.. Меня кто-то содержал бы, и кто знает, может быть, чаша моих унижений была бы на свободе хуже, чем в тюрьме. Мое перо, которое не умеет служить, не могло бы меня кормить.
В наше время независимые люди не нужны никому. Их место — тюрьма или богадельня. То и другое представили мне Советы, т.е. принципиальные враги, политические противники... Помогали враги. Друзья же, соратники, эмигранты не смогли (я не верю, что они не хотели) помочь мне, и, что важнее, они не помогали моей жене, которая оставалась между ними осиротелая, одинокая».

После освобождения

2 января 1918 года в Гороховце и уезде окончательно закрепилась советская власть, и в помещениях бывшей земской управы расположился Гороховецкий дом инвалидов и престарелых. Это двухэтажный деревянный дом, к сожалению, не сохранился, в 1990-е годы на его месте появилось здание Сбербанка.


Благовещенская улица и здание Земской Управы (справа) на почтовой открытке нач. XX века. Из архива Гороховецкого музея

После освобождения Шульгин под конвоем в сентябре 1956 г. был отправлен в город Гороховец Владимирской области и там помещен в инвалидный дом. В Гороховце Шульгину разрешили вернуться к литературному труду, и в доме для престарелых в 1958 году он написал первую после освобождения книгу «Опыт Ленина» (изданную только в 1997 году), в которой он постарался осмыслить результаты социального, политического и экономического строительства, начавшегося в России после 1917 года. Значение этой книги в том, что, не предполагая, что ее смогут читать его современники, Шульгин попытался описать советскую историю глазами человека XIX века, видевшего и помнящего «царскую Россию», в которой он играл значительную политическую роль. В отличие от эмигрантов, которые знали о советской жизни только понаслышке, Шульгин наблюдал развитие советского общества изнутри.
Согласно точке зрения Шульгина этого периода, начало гражданской войны в России положил «похабный» Брестский мир, который многие граждане России не могли расценить тогда иначе, как предательскую капитуляцию и национальное унижение. Однако, осмысливая события тех дней через прошедшие годы, Шульгин пришел к выводу, что позиция Ленина была не столь нереалистичной и иррациональной, — заключением мира, как писал Шульгин, большевики спасли от уничтожения на фронте Первой мировой миллионы русских жизней.
Как русский националист, Шульгин не мог не радоваться росту влияния Советского Союза в мире: «Красные… на свой манер прославили имя русское, …как никогда раньше». В самом социализме он видел дальнейшее развитие присущих русскому обществу черт — общинной организации, любви к авторитарной власти; даже атеизму он давал объяснение, что он есть всего лишь модификация православной веры.
Вместе с тем он не идеализировал советскую жизнь, и некоторые из его мрачных размышлений оказались пророческими. Он был обеспокоен силой уголовной среды, с которой ему пришлось познакомиться в заключении. Он считал, что при определенных обстоятельствах (ослаблении власти) эта «грозная» сила, «враждебная всякому созиданию», сможет выйти на поверхность и «жизнью овладеют бандиты». Нерешенной он считал и национальную проблему: «Положение Советской власти будет затруднительное, если, в минуту какого-нибудь ослабления центра, всякие народности, вошедшие в союз … СССР, будут подхвачены смерчем запоздалого сепаратизма». Серьезной проблемой, по его мнению, был и низкий жизненный уровень в СССР, особенно в сравнении с уровнем жизни в развитых странах Европы, — он подметил, что такие черты, как утомленность и раздражительность, превратились в национальные черты советского народа. Подводя итог, Шульгин писал:
«Мое мнение, сложившееся за сорок лет наблюдения и размышления, сводится к тому, что для судеб всего человечества не только важно, а просто необходимо, чтобы коммунистический опыт, зашедший так далеко, был беспрепятственно доведен до конца.
То, что я пишу сейчас, это слабосильная старческая попытка перед тем как совсем, совсем отойти в сторону, высказать, как я понимаю, подводные камни, угрожающие кораблю Россия, на котором я когда-то плыл.
— Шульгин В.В. Опыт Ленина».
Историк Д.И. Бабков полагал, что Шульгин пришел к пониманию и оправданию «опыта Ленина», но, по-прежнему, с позиций националистических и консервативных — «опыт Ленина» нужно «довести до конца» лишь только для того, чтобы русский народ окончательно «переболел» и навсегда избавился от «рецидива коммунистической болезни». Историки А. В. Репников и И. Н. Гребенкин полагали, что Шульгина нельзя обвинять в желании выслужиться или подтвердить свою лояльность к советской власти для улучшения собственного положения. Написанием книги «Опыт Ленина» Шульгин пытался проанализировать произошедшие с Россией перемены и заставить власти прислушаться к его предупреждениям.

Сам Шульгин начало своего пребывания в Гороховецком инвалидном доме лучше всего охарактеризовал записью в дневнике 28 сентября 1956 года, по поводу ожидания приезда жены: «Сегодня дал ей телеграмму в Будапешт. А деньги на телеграмму? Дал директор инвалидного дома. Он предлагал безвозвратно, но я в заявлении написал: «взаимообразно» - и просил 10 рублей. Телеграмма стоила 6 р. 92 коп. Вместе с остатком от фотокарточки у меня сейчас 3 руб. 92 коп. …Лучше оставлю на яблоки Марийке, если она приедет без гроша, чего надо ждать».
Вскоре в Гороховец из Венгрии к Василию Витальевичу приехала жена Мария Дмитриевна - дочь царского генерала Д.М. Сидельникова, учительница, переводчица, писательница (литературный псевдоним – Мария Жданова).


Письмо Василия Витальевича Шульгина, адресованное Даниилу Леонидовичу Андрееву. 7 марта 1958 г.

Письмо Василия Витальевича Шульгина, адресованное Даниилу Леонидовичу Андрееву. Справка о романе В.В. Шульгина «Приключения князя Януша Воронецкого». 14 марта 1958 г.

В 1956-58 годах на улицах Гороховца и в его окрестностях можно было встретить тихо прогуливающегося высокого, сухощавого седого старика в черной шляпе и с палкой в руках. Излюбленными местами его прогулок были наплавной мост через р. Клязьму и возвышенности, где расположены городской парк и Никольский монастырь. Иногда он подолгу сидел на площадках городских лестниц. Часто бывал на почте и в книжном магазине. Сейчас по прошествии стольких лет в моей памяти стерлись многие фрагменты мимолетных встреч с этим человеком и, тем не менее, я отчетливо помню его неторопливую походку, когда они с Марией Дмитриевной идут по пологому спуску к мосту или тихо беседуют, сидя на скамейке против нашего дома. Это происходит в теплый солнечный день 1 мая 1957 года. В городе шла первомайская демонстрация, мимо шли нарядные люди, и он смотрел на них, опираясь обеими руками на трость, вероятно, впервые наблюдая этот совершенно неизвестный ему эпизод советской действительности. Для него это была встреча с новой Россией, и наш город для него стал именно тем местом, где он начал ее познавать и изучать. Он жил на втором этаже, в комнате площадью 12 кв. м, расположенной в середине здания рядом с медпунктом. Окна комнаты выходили во двор.
«Гороховецкая историческая хроника. Вып. 2» (Владимир, 2002).

Но в Гороховецком инвалидном доме отсутствовали условия для семейного проживания и в марте 1958 года из Гороховца воссоединившуюся семью перевели в такой же дом-интернат, но только в г. Владимире, где условия были лучше.

Жизнь во Владимире

В 1960 году Шульгиным выделили однокомнатную квартиру во Владимире (Дом № 1 по улице Фейгина, в квартире № 1 на первом этаже Шульгины жили с 1960 года до смерти.), где они жили под постоянным надзором КГБ.
В своем письме Даниилу Андрееву Шульгин писал: «Владимир. 30 марта 1958 года. Дорогой Даниил Леонидович! Пишу вам, сидя за письменным столом. Этим много сказано. С 1945 года не имел этого удовольствия. Переезд наш во Владимир был для нас неожиданным. Транспортировка наша теперь кажется смешной, но когда она совершилась, был «смех сквозь слезы». Мы ехали на «Победе», казалось, чего бы лучше. Но дело в том, что эта «Победа» стояла на грузовике. Нас подбрасывало до девятого неба...
Зато здесь мы были вознаграждены удобствами: письменный стол, настольная лампа, шифоньер».
В своем письме Даниил Андреев от 12 июля 1958 года пишет: «Еще в марте сего года в Гороховец приезжал один человек, очень сердечный и милый в обращении. Поручено ли было ему мною заняться, или же он сделал по собственной инициативе, я еще не знаю, но именно он перевел нас во Владимир, предоставив нам более человеческое существование: здесь, во Владимире, мы виделись и, вероятно, еще будем видеться. Он настаивает, чтобы я вернулся к литературной работе, считая это возможным.
В настоящей стадии по его приказанию разыскивают книги, которые напечатаны в Советском Союзе («1920 год», «Дни»)».
«Разработкой» Шульгина занимался полковник МГБ В.И. Шевченко.
Ему позволяли писать книги и статьи, принимать гостей, путешествовать по СССР и даже иногда наведываться в Москву. К Шульгину началось настоящее паломничество: приезжали многие безвестные и знаменитые посетители, желавшие пообщаться с человеком, который был свидетелем поворотных событий в истории России, — писатель М.К. Касвинов, автор книги «Двадцать три ступени вниз», посвященной истории царствования Николая II, режиссер С.Н. Колосов, снимавший телефильм об «операции „Трест“», писатель Л.В. Никулин, автор художественного романа-хроники, посвященного той же операции, писатели Д.А. Жуков и А.И. Солженицын, который расспрашивал Шульгина о событиях Февральской революции, собирая материалы для романа «Красное колесо» и исследования «Двести лет вместе», художник И.С. Глазунов, музыкант М.Л. Ростропович.
В 1961 году стотысячным тиражом вышла написанная Шульгиным книга «Письма к русским эмигрантам». В книге утверждалось: то, что делают советские коммунисты во второй половине XX века, не только полезно, но и совершенно необходимо для русского народа и спасительно для всего человечества. В книге упоминался стандартный идеологический набор того времени: о ведущей роли КПСС, о Н.С. Хрущеве, личность которого «постепенно захватила» Шульгина. Впоследствии Шульгин с досадой так отзывался об этой книге: «Меня обманули» (для написания книги Шульгина специально возили по СССР, показывая «достижения» коммунистической власти, которые на деле являлись «потемкинскими деревнями») но от основной мысли книги — что новая война, если она начнется, станет концом существования русского народа, — он не отрекся до самой смерти.

В 1961 году в числе гостей Шульгин присутствовал на XXII съезде КПСС.


Кадр из фильма «Перед судом истории». Шульгин и Историк на фоне Исаакиевского собора в Ленинграде. 1964 г.

В 1965 году Шульгин выступил в роли главного героя советского документального фильма «Перед судом истории» (режиссер Фридрих Эрмлер, работа над фильмом шла с 1962 по 1965 год), в котором он делился своими воспоминаниями с «советским историком» (настоящего историка найти не удалось, и роль была поручена актеру и сотруднику спецслужб Сергею Свистунову). Шульгин не пошел ни на какие уступки, цель фильма — показать, что сами лидеры белой эмиграции признали, что их борьба проиграна и дело «строителей коммунизма» победило, — не была достигнута, и фильм показывали в московских и ленинградских кинотеатрах всего лишь три дня: несмотря на интерес зрителей, фильм был снят с проката. По оценке генерала КГБ Филиппа Бобкова, который курировал от ведомства создание фильма и тесно общался со всей творческой группой, «Шульгин прекрасно выглядел на экране и, что важно, все время оставался самим собой. Он не подыгрывал своему собеседнику. Это был смирившийся с обстоятельствами, но не сломленный и не отказавшийся от своих убеждений человек. Почтенный возраст Шульгина не сказался ни на работе мысли, ни на темпераменте, не убавил и его сарказма. Его молодой оппонент, которого Шульгин едко и зло высмеял, выглядел рядом с ним очень бледно».
Все это — поездки по стране, издававшиеся книги, приглашение на съезд партии и выпуск в прокат фильма — было приметами хрущевской «оттепели». Но как только Н.С. Хрущев был смещен и к власти в СССР пришли новые лидеры, идеологическая политика изменилась, цензура была ужесточена. Привлечение Шульгина к публичной жизни было признано ошибочным на заседании секретариата ЦК КПСС.

Советского гражданства Шульгин так и не принял. Живя за границей, он так же не принимал иностранного гражданства, оставаясь подданным Российской империи, себя в шутку называл апатридом. 27 июля 1968 года скончалась жена Шульгина. Проводив супругу в последний путь, Шульгин поселился рядом с кладбищем в деревне Вяткино под Владимиром и 40 дней прожил там, рядом со свежей могилой. За одиноким стариком ухаживали соседи по дому.

Шульгин всегда был романтически настроенным человеком, проявлял повышенный интерес к загадочным явлениям человеческой психики. Он всю жизнь вел «антологию таинственных случаев» — тех, что происходили с ним или с его родными и знакомыми. Был лично знаком со многими видными оккультистами (Г.И. Гурджиевым, А.В. Сакко, С.В. Тухолкой и др.), до конца дней увлекался спиритизмом. К концу жизни его мистицизм усилился. Тогда же он завел привычку каждое утро записывать содержание снов, которые ему снились накануне, в обычные ученические тетради. В последние годы он плохо видел и писал почти наугад, очень крупным почерком. Тетрадей с записями его снов скопилось несколько чемоданов. Художник И.С. Глазунов писал, что, по его сведениям, с 1966 года до самой своей кончины Шульгин писал книгу-дневник под названием «Мистика». После смерти Шульгина рукопись попала к художнику и с небольшими сокращениями была напечатана в 2002 году в журнале «Наш современник». Увлечение мистицизмом было связано с тем, что В.В. Шульгин все более болезненно воспринимал свое участие в революции и фактическое соучастие в трагедии Царской семьи. «С Царем и с Царицей моя жизнь будет связана до последних дней моих, хотя они где-то в ином мире, а я продолжаю жить - в этом. И эта связь не уменьшается с течением времени. Наоборот, она растет с каждым годом. И сейчас, в 1966 году, эта связанность как будто достигла своего предела, ‒ отмечал Шульгин. ‒ Каждый человек в бывшей России, если подумает о последнем русском Царе Николае II, непременно, припомнит и меня, Шульгина. И обратно. Если кто знакомится со мной, то неизбежно в его уме появится тень монарха, который вручил мне отречение от престола 50 лет тому назад». Считая, что «и Государь, и верноподданный, дерзнувший просить об отречении, были жертвой обстоятельств, неумолимых и неотвратимых», Шульгин писал: «Да, я принял отречение для того, чтобы Царя не убили, как Павла I, Петра III, Александра II-го... Но Николая II все же убили! И потому, и потому я осужден: Мне не удалось спасти Царя, Царицу, их детей и родственников. Не удалось! Точно я завернут в свиток из колючей проволоки, которая ранит меня при каждом к ней прикосновении». Поэтому, завещал Шульгин, «молиться надо и за нас, сугубо грешных, бессильных, безвольных и безнадежных путаников. Не оправданием, а лишь смягчением нашей вины может быть то обстоятельство, что мы запутались в паутине, сотканной из трагических противоречий нашего века»...

В январе 1973 года один из первых специалистов в области «устной истории» — В.Д. Дувакин — записал на аудиопленку четыре беседы с Шульгиным, общей продолжительностью 610 минут, в которой тот рассказывал о своей жизни в эмиграции. Текст этих записей частично был опубликован исследователем Д.Б. Споровым в 2007 году в сборнике «Диаспора: новые материалы».


Василий Шульгин в свой последний день рождения. Фото И.А. Пальмина

Еще в 1951 году, находясь в тюрьме, Шульгин, переписал «в видах восстановления истины» стихотворение Игоря Северянина, когда-то посвященное ему самому:
«Он пустоцветом был. Все дело в том,
Что в детстве он прочел Жюль Верна, Вальтер Скотта,
И к милой старине великая охота
С миражем будущим сплелась неловко в нем.
Но все же он напрасно был гоним
Из украинствующих братьев теми,
Которые не разобрались в теме
Он краелюбом был прямым».
Полагая, что скоро умрет, он завещал последнюю строчку вырезать на обратной стороне своего могильного камня, а для его лицевой стороны сочинил себе следующую эпитафию:
Последние листы блаженством слез залиты.
Но не грусти, перо, к тебе вернутся вновь.
Когда ударит гром и встанут мертвых плиты,
Я снова буду петь бессмертную любовь!

Умер Василий Витальевич Шульгин во Владимире 15 февраля 1976 года, в праздник Сретения Господня, на девяносто девятом году жизни, от приступа стенокардии. Как вспоминала Л. Е. Маринина, его опекунья, проживавшая с ним последние годы и ухаживавшая за стариком: «…он все время чувствовал себя хорошо, но в январе месяце переболел гриппом… в ночь на 15 февраля он почувствовал боль в груди и принимал таблетки от грудной жабы, затем утром полчаса восьмого пошел спать, как обычно он ночью сидел, а днем спал, и я пошла в магазин… прихожу, а он лежит уже мертвый…»
Отпевали его в кладбищенском Князь-Владимирском храме, рядом с Владимирской тюрьмой, в которой он провел 12 лет. Похоронен на кладбище «Байгу́ши». На похоронах было человек 10—12, среди них — А. К. Голицын, И. С. Глазунов. За похоронами из «газика» наблюдали сотрудники КГБ. Похоронили его рядом с женой. Обе могилы сохранились. Над ними воздвигли строгий черный крест, установленный на небольшом постаменте, на котором выбиты имена и даты жизни.

По воспоминаниям современников, Шульгин до последних дней жизни сохранил ясный ум и хорошую память и остался русским патриотом.

По заключению Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 ноября 2001 года Шульгин был полностью реабилитирован.


Улица Фейгина, д. 1.

«В этом доме с 1960 по 1976 гг. жил выдающийся общественный и политический деятель Василий Витальевич Шульгин».
Мемориальная доска состоит из двух частей: нижняя, - из серого гранита, верхняя - из черного, на ней - барельефный портрет В.В. Шульгина (белый камень). Открыта 14 января 2008 г. Установлена на доме № 1 по улице Фейгина согласно решению Совета народных депутатов г. Владимира № 288 от 21.11.2007 г. Авторы: скульптор, заслуженный художник РФ Игорь Алексеевич Черноглазое (г. Владимир) и архитектор, почетный архитектор РФ Владимир Борисович Торопов (г. Владимир).

В доме № 1 по улице Фейгина в городе Владимире несколько лет, вплоть до своей смерти, жил монархист Шульгин Василий Витальевич.

В романе 1965 года «Мертвая зыбь» писателя Л. В. Никулина Шульгин показан как один из участников чекистской операции «Трест». В 1967 году роман был экранизирован Сергеем Колосовым под названием «Операция „Трест“»; роль Шульгина сыграл Родион Александров.
В фильме режиссера Ф. М. Эрмлера «Перед судом истории», вышедшем в 1965 году и посвященном событиям Февральской революции, Шульгин сыграл самого себя. Обладая навыками выдающегося думского оратора, Шульгин средствами актерского мастерства пытался передать потомкам эмоциональность думских выступлений, речевую манеру и внешний облик императора Николая II и других лиц, свое собственное восприятие исторических событий, свидетелем которых ему довелось быть.

В Гороховце в 2016-м году установили камень и вмонтированную в него мемориальную доску Василию Шульгину.
Увековечение памяти Шульгина в Гороховце связано с 40-летием его смерти и 60-летием начала проживания во Владимирской области. Камень установлен на месте бывшего гороховецкого дома инвалидов, в котором в течение 2 лет проживал Шульгин.
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
Категория: Владимир | Добавил: Николай (09.01.2017)
Просмотров: 3789 | Теги: люди, гороховец, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru