«На заводе проведено немало мероприятий, направленных на уменьшение загрязнения сточных вод и водоемов. В минувшую пятилетку были введены в cтpoй сооружения для очистки всех промышленно-ливневых стоков от нефтепродуктов и механических примесей, работает комплекс локальных цеховых очистных сооружений, станция оборотного водоснабжения и внедрена технология использования отходов карбида кальция в качестве реагента на очистных сооружениях, введена в строй действующих канализационно-насосная станция, предназначенная для перекачки стоков на городские очистные сооружения, в результате чего полностью прекращен сброс промышленно-ливневых стоков с территории предприятия в открытый водоем. В транспортных цехах ведется контроль за выпуском машин на линию только в исправном состоянии с целью исключения попадания в почву горюче-смазочных материалов. Получен прибор «Индролит-1100» по замеру выхлопных газов. Вместе с тем, в объединении имеются существенные недостатки в области водоохранной деятельности: не ликвидированы очаги загрязнения Клязьмы солями тяжелых металлов от гальванического отделения термического цеха (ответственный начальник цеха т. Лейкин), отсутствуют локальные очистные сооружения в моторном цехе № 3 и автоматном, на общезаводские очистные сооружения в сточных водах от ряда цехов объединения поступает количество нефтепродуктов, превышаются в несколько раз ПДК, не начато строительство ответвленных стоков гидрошламоудаления, нового склада ГСМ, склада реагентов на очистных сооружениях (ответственный начальник ОКСа т. Бадюл). В настоящее время на нашем предприятии разработаны и действуют мероприятия по снижению выброса вредных веществ в атмосферу, осуществление которых позволит увеличить процент улавливаемых вредных веществ. Это будет достигнуто за счет оснащения вагранок первого и второго литейного цехов устройствами для дожигания окиси углерода и второй ступенью очистки отходящих газов. В третьем и четвергом литейном цехах плавильные печи будут оборудоваться установками очистки отходящих газов. В гальванических отделениях термического и инструментального цехов на ванны хромирования намечена установка волокнистых фильтров по улавливанию в хромового ангидрида. В проекте реконструкции завода решению вопросов рационального использования водных ресурсов, очистки бытовых и производственных сточных вод, охране и защите открытых и подземных водных бассейнов уделено особое внимание. Для экономии свежей воды и уменьшении сточных вод предусматриваются три оборотных системы. Использование очищенных промдождевых сточных вод в производстве существенно уменьшает потребление водопроводной воды и полностью исключает возможность заражения окружающей природной среды. В целях привлечения большого числа работающих к участию в деле охраны природы на заводе создана первичная организация общества охраны природы, которая ведет пропаганду решений партии и правительства по вопросам охраны окружающей среды, воспитывает у населения чувство бережного отношения к природе. Более четырех тысяч членов общества объединены в 33 цеховые организации. При их активном участии ежегодно на территории завода и в поселке высаживается более пяти тысяч кустарников, обрабатывается 15 гектаров газонов. В настоящее время в объединении работает третья ступень по технике безопасности, на которой выставляются оценки, в том числе и по охране окружающей среды, вредным выбросам. Усилия партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и хозяйственных органов на заводе должны быть направлены на то, чтобы рачительное отношение к природе стало предметом постоянной заботы трудовых коллективов, руководителей и специалистов, нормой повседневной жизни вод советских людей. Г. СТУЧЕБРОВА, начальник бюро охраны окружающей среды НИО» («Тракторостроитель», 3 июня 1988).
«ПОДСОБНОМУ СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ ВРУЧЕНО ПЕРЕХОДЯЩЕЕ КРАСНОЕ ЗНАМЯ 232 подсобных сельских хозяйства насчитывают предприятия Министерства сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР. По итогам работы за минувший год лучшим из них признано подсобное хозяйство нашего объединения. На минувшей неделе на центральной усадьбе хозяйства в Березниках состоялось торжественное собрание в связи с вручением переходящего Красного знамени министерства и Центрального Комитета отраслевого профсоюза. Вручая знамя, начальник отдела подсобных сельских хозяйств министерства В. Трофимов поблагодарил коллектив за самоотверженный труд и пожелал дальнейших успехов в работе. На собрании выступили директор хозяйства А. Нестеров, бригадир животноводов Т. Анохина, главный агроном А. Белотелов, механизаторы С. Артемов, В. Яшунькин и другие. Они отмечали, что коллектив идет правильным путем, вскрывали имеющиеся резервы производства, заверяли, что приложат все усилия для того, чтобы не уступить первенства, добиться еще более высоких результатов в труде. В. ВАСИЛЬЕВ» («Тракторостроитель», 14 июня 1988).
Тракторы Т-25 начали продаваться индивидуальным владельцам. Одной из первых покупательницей Владимирского трактора стала певица София Ротару. Лучшие умы завода долго думали сколько с нее взять. Решили удвоить государственную закупочную цену трактора и с этих пор Т-25 стал продаваться в индивидуальные руки за 5000 рублей.
«Трактор с «прилавка» Коллектив Владимирского тракторного завода изготовил для розничной продажи уже свыше двухсот тракторов марки Т-25-А и Т-25-3 с каркасом безопасности, — рассказывает начальник отдела сбыта Ю.И. Куделькин. — Из них, насколько мне известно, 100 штук реализованы в нашей области. Но основной заказчик — Центросоюз. В нынешнем году мы получили заявку на поставку 2000 штук тракторов. В связи с этим хотелось бы, чтобы Госснаб СССР быстрее решил вопрос о выдаче документов на их перераспределение. Это необходимо для того, чтобы удовлетворить спрос населения. — Продажа тракторов индивидуальным владельцам — дело для нас новое и во всех oтношениях интересное, — говорит начальник торгового управлении облпотребсоюза Г.Л. Сажина. — Покупатели звонят, спрашивают, когда и где можно приобрести такую необычную покупку. Пока тракторы мы будем реализовывать через сельские магазины. Стоимость одного трактора колеблется от 4730 до 5500 рублей в зависимости от модификации. Кажется, дороговато? Но ведь можно эту сумму поделить на трех-четырех хозяев и купить машину как бы в складчину. Единственно, что нас пока волнует, — это отсутствие необходимого набора прицепного инвентаря для Т-25. Вот если бы к нему еще шлейф орудий, тогда в личном подворье трактору цены бы не было. В. КАСЬЯНОВ» («Тракторостроитель», 17 июня 1988).
«Производственное объединение «Владимирский тракторный завод имени А.А. Жданова» ПРОДАЕТ населению трактора Т-25 («Владимирец»). Цена трактора 4730 рублей».
«А есть ли эффект? Комитет народного контроля проверил эффективность использования разработок научно-исследовательских институтов и учреждений. Выявлено, что в объединении имеются случаи нерационального использования единого фонда развития науки и техники при выдаче технических заданий, оплате актов внедрения разработок, конечных расчетов с научно-исследовательскими организациями. Так, в соответствии с двухсторонним договором между НИКТИДом и ВТЗ был выполнен комплекс работ по исследованию и разработке технологического процесса стабилизации надпоршневого зазора в сборочном производстве с целью удельного расхода топлива. Были созданы опытно-промышленные образцы полуавтоматов для замера, сортировки и маркировки по группам головок цилиндров. Оборудование было испытано и получило одобрение заказчика. Порядок и срок внедрения в производство были определены распоряжением № 659 главного инженера А. Голубева еще от 12 сентября 1985 года. Актом от 16 декабря 1985 года за подписью заместителя главного технолога т. Воронцова было определено: «... исполнителем работ выполнена, в надлежащем порядке оформлена». Тем не менее... Да, третий моторный цех до сих пор не получил в НИКТИДе установку для замера и маркировки головок цилиндров, не отремонтированы станочные приспособления на алмазно-расточных станках, не приобретена кранбалка для обеспечения технологического процесса, не выданы даже заказы на изготовление специальных захватов. Кроме того, специалисты ОГТ не учли размещение установки для регулировки надпоршневого зазора на экспортном участке моторосборочного цеха. Это потребует значительных дополнительных производственных площадей, что делает невозможным осуществить в ближайшее время внедрение этой установки. Таким образом по этой теме было разбазарено свыше 300 тысяч рублей. Еще хуже дела обстоят с внедрением автоматизированного технологического комплекса для периодических и длительных испытаний дизелей, который также
разработан НИКТИДом и за который уплачено 360 тысяч рублей. Согласно акту еще 27 декабря 1982 года за подписями главного инженера объединения т. Голубева и заместителя директора НИКТИДа т. Уриха система была сдана в эксплуатацию. Протокол технического совещания представите лей ВТЗ и НИКТИДа, где обсуждались итоги работы по данной теме, утверждает: «Работы по теме ... в целом считать выполненными в соответствии с техническим заданием». Это заключение подписано начальником ТОН и УКП т. Туницыным и утверждено т. Голубевым. Однако данная констатация искажает истинное положение дел. Фактически система была выведена всего на один стенд вместо девяти и после длительной наладки не работала ни одного дня. Таким образом 90 тысяч рублей оказались фактически выплаченными за невыполненную работу, а 360 тысяч рублей не дают отдачи. В настоящее время система оказалась полностью разукомплектованной. Серьезны нарушения и при взаимоотношениях ВТЗ с НПО «Ритм». Так, не обеспечивает решения поставленной задачи программа учета простоев станков с ЧПУ, выполненная по договору с ОПР, стоимостью 63,6 тысяч рублей. Неверно подсчитан экономический эффект от разработки темы «Выбор технических средств и программного обеспечения для автоматизированного рабочего места технолога на базе МикроЭВМ. Причина — необъективность выданных заводом справок: годовой объем продукции участка станков с ЧПУ ВЗИТО был принят равным годовому объему выпуска продукции всего ВЗИТО. Рассмотрев сложившуюся ситуацию, комитет народного контроля указал главному инженеру А. Голубеву на слабый контроль за использованием средств единого фонда развития науки и техники и обязал до 1 августа доложить о принятых мерах. За неудовлетворительную организацию контроля по аффективному использованию новой техники заместителю главного технолога т. Воронцову, начальнику моторосборочного цеха т. Аданькину, начальнику ТОН и УКП т. Туницыну объявлены строгие выговоры. Материалы проверки переданы администрации объединения для привлечения виновных к материальной ответственности. Принято к сведению, что ГКНК привлек к ответственности ряд руководителей НПО «Ритм» за серьезные упущения в работе. Для привлечения и ответственности работников НИКТИДа материалы проверки переданы в Октябрьский РКНК. Ю. БЫКОВ, председатель КНК завода» («Тракторостроитель», 21 июня 1988).
«- Более рациональным с точки зрения производства стало устройство крепления тента на каркас безопасности трактора Т-25А3. Данное усовершенствование достигнуто в кузнечном цехе. За год здесь будет, благодаря новшеству, достигнута экономия основных материалов на сумму почти в 2,5 тысячи рублей. Добрая традиция Празднование дня МЖК стало доброй городской традицией. В нынешнем году к этому дню с нетерпением готовились все предприятия-дольщики. Культмассовый отдел оргкомитета разработал для всех штабов мероприятия к празднику. Естественно, основная часть работ выпала на нас — тракторозаводцев. В подготовке приняла участие большая группа ребят. На празднике была представлена интересная программа аттракционов для детей и взрослых, за которые отвечала Л. Котельник, а яркую рекламу для них изготавливал В. Тормосов. Большой объем работ провели Т. Федорова и М. Астафьева, которые занимались сбором предметов прикладного творчества эмжековцев для аукциона. Лень МЖК проходил 22 мая в парке имени 850-летия города Владимира. Прекрасному настроению сопутствовала солнечная погода. Праздник был открыт концертом художественной самодеятельности. От нашего предприятия выступила детская фольклорная группа (концертмейстер В. Бородулин). Это украсило программу всего концерта. Кроме того, в исполнении В. Тормосова прозвучал русский романс «Мчится тройка почтовая». После концерта состоялся аукцион. Надолго запомнится этот день для наших детей. Как никогда был велик выбор аттракционов, в которых можно было принять участие, а в качестве приза в сувенирной лавке разрешалось выбрать понравившуюся игрушку. В заключение праздника прошли веселые спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья». Честь завода защищали семья Клинышковых - она заняла первое место в группе с детьми дошкольного возраста, семья Астафьевых - второе в этой же группе, и семья Якушевых. Праздник молодости — это всегда веселье, юмор и, конечно, прекрасное настроение. М. ИЛЬИНСКАЯ, инженер-электроник ГСКБ» («Тракторостроитель», 24 июня 1988).
«- Унификация средств производства — перспективное направление экономии основных материалов. Именно его используют в модельном цехе. Совершенствуя технологию изготовления модельной оснастки здесь унифицировали ее для отливки спецплит, что позволило получить годовой экономический эффект свыше 6,1 тысячи рублей. Попутно высвобождено два рабочих.
- Освоение новых совершенных средств производства магистральное направление повышения эффективности общественного производства. Так, внедрение вместо токарного револьверного станка 1П365 станка 1А425 на обработку деталей во втором моторном цехе позволило достичь снижения трудоемкости. Это дало свыше 0,6 тысячи рублей годового экономического эффекта.
- Комплекс мероприятий по экономии вспомогательных материалов внедрен в моторосборочном цехе благодаря рационализаторам. Это позволило только сжатого воздуха сберечь на сумму почти в 19 тысяч рублей. Еще свыше 7,5 тысячи рублей получено за счет мер по рациональному использованию масла. - Отходы — в дело. Поэтому принципу действуют в автоматном цехе. Здесь внедрено использование отходов калиброванного металла для ремонтного производства деталей. За счет экономии металла получен годовой экономический эффект свыше 1,4 тысячи рублей. - Рачительно относятся к металлу в прессовом цехе. Большую пользу приносит внедрение штамповых деталей из отходов от раскроя. Только по двум деталям это принесет за год почти 1.8 тысячи рублей. - Большую пользу принес тракторосборочному цеху пересмотр рабочих мест с корректировкой норм машинного времени. Высвобождено 14 основных рабочих. За год будет сбережено свыше 31.5 тысячи рублей» («Тракторостроитель», 28 июня 1988). «- Хорошую отдачу получит НИО от внедрения прибора «Вега-1» , для замера твердости деталей в литейном цехе № 1. Новинка стоимостью 2763 рубля позволит получить свыше 7,3 тысячи рублей годового экономического эффекта. - Интересные решения находят новаторы тракторного цеха. Списывать корпуса главной передачи с литейными дефектами? Нет, решили рационализаторы, внедрившие оригинальную технологию восстановления дефектных корпусов. *** Развитие всех отраслей экономики, решение насущных социальных задач общества неразрывно связано с капитальным строительством. Надо ускорить научно-технический прогресс - не обойтись без строительства новых площадей. Наглядным примером тому служит и наше объединение. Перед заводчанами поставлена задача исключительной значимости — организовать производство принципиально новой машины — трактора Т-30 и комбинированных агрегатов на его базе для погрузки и раздачи кормов. Проникаясь ответственной задачей, каждый работник, каждый трудовой коллектив должен занять в этом нелегком, но почетном деле активную позицию, при этом проявляя новаторство, творческий подход к делу. Исходя из этого, необходимо принять действенные и энергичные меры по безусловному выпуску в этом году двухсот тракторов Т-30, в том числе ста комбинированных агрегатов для погрузки и разгрузки кормов на мелких, нетиповых животноводческих фермах. Многие вопросы по новому трактору призван решить строящийся инструментальный корпус. Анализируя ход строительно-монтажных работ на возводимом объекте, следует отметить, что темпы резко возросли и продолжают изо дня в день нарастать. Ведь в этом году вводится в эксплуатацию первая пусковая очередь (одноэтажная часть производственного корпуса — 13 тысяч квадратных метров и административно-бытовой корпус). За пять истекших месяцев освоено строительно-монтажных работ на сумму 1,282 млн. рублен из 950 тысяч рублей по плану. Работа кипит, объект насыщается инженерным обеспечением и технологическим оборудованием. По ходу строительства возникает множество всевозможных вопросов. И, как ни печально, сложнее всего решаются вопросы инженерного обеспечения, существует большая нехватка запорной и электро-технической арматуры. На мой взгляд, отсутствие в объединении четкой системы со стороны отдела оборудования ставит порой в критическое положение строящиеся объекты. Бывает обидно, когда есть возможность приобрести трансформаторы тока ТВК-1000/5 или 36 позиций медицинского оборудования, но не можем решить вопрос по их оплате. Хуже того, своевременно пришли для инструментального корпуса устройства комплектов питания УКП-220, но их переделали на 380 вольт для цеха автоматических линий. Сейчас пришли их «родные» УКП-380, которые невозможно переделать на 220. До сих пор нет ясности с обеспечением технологическим оборудованием для столовой, хотя в этом году она является сдаточной. Кроме этого, в свое время была заказана необходимая номенклатура нержавеющих и футерованных труб, но выдать их строителям не можем, так снабженцами этот вопрос до сих пор не решен. Вот и приходится думать над проблемами, созданными несистемной комплектацией пусковых объектов. Таких примеров можно привести множество. По-прежнему острой остается кадровая проблема по комплектованию служб обеспечения корпуса. Коллектив корпуса сейчас работает над вопросами, возникающими по ходу строительства, согласовывает и «утрясает» подготовку и начало монтажа основного технологического оборудования. В этом году намечен ввод административно-бытового корпуса (АБК). Говоря о ближайших задачах по строящемуся объекту, заводчанам совместно со строителями необходимо форсировать следующие работы: устройство фундаментов и приямков под оборудование, устройство технологических и особенно ремонтных и посадочных площадок под мостовые краны, а также все работы по станции очистки промстоков и масло-эмульсионному хозяйству. Сейчас лучшее время для внутренних отделочных работ как по производственному корпусу, так и по АБК. Главное — не упустить время. За этими основными вопросами не следует забывать про монтаж вентиляционной и канализационной систем, завершение монтажа оборудования и аппаратуры трансформаторных подстанций. А. КОНСТАНТИНОВ, зам. начальника инструментального корпуса» («Тракторостроитель», 1 июля 1988). «Дружба крепнет По традиции ежегодно группа наших тракторостроителей со своими семьями проводит отпуск на базе отдыха дружественного предприятия ЛИАЗ в Северо-чешской области. Нынче там побывало не 30 семей, как прежде, а 45. Это увеличение сделано по желанию обоих коллективов. Пребывание в Социалистической Чехословакии оставило массу впечатлений. Невольную слезу вышибло у ветерана труда и воины Ф. Лощилова из моторного цеха № 1, когда в столице ЧССР он увидел установленный на постаменте танк Т-34. Точно на такой боевой машине Федор Матвеевич в 1945 году освобождал Прагу от немецко-фашистских войск. А у бригадиров Т. Вадопалас из прессового цеха и Р. Семеновой из цеха шестерен состоялись деловые встречи с автомобилестроителями. Татьяна Александровна и Римма Михайловна от имени своих коллективов заключили трудовые соглашения на соревнование с родственными бригадами, руководимыми Ярославом Шройдером и Адольфом Вайсом. Ответственный визит чехословацких друзей начнется 18 июля. М. ВАСИЛЬЕВ *** Владимирский тракторный завод им. А.А. Жданова является крупнейшим двигателестроительным предприятием. Выпускаемые им двигатели успешно работают в составе тракторов, сельскохозяйственных и строительных машин, электросварочных и других агрегатов. Выпуск двигателей ежегодно расширяется. В ближайшие годы предстоит освоить производство форсированных двух- и четырехцилиндровых дизелей с воздушным охлаждением Д-120 и Д-145Т, нового дизеля РД-180 для тракторов класса 0,2, доработанного на основе лицензий фирмы «Руджерини» (Италия) и нового бензинового двигателя МД-3 для мотоблока, разработанного конструкторами ВТЗ. В это же время в ГСКБ продолжается создание перспективных ДВС, подлежащих освоению в последние годы. Поэтому инженеры-двигателисты заводу необходимы и сегодня и завтра. Выпускники кафедры ДВС успешно работают во многих отделах и цехах конструкторами, исследователями, в сфере производства и эксплуатации ДВС, решая сложные задачи, вызванные научно-техническим прогрессом. В. ЭФРОС, заведующий кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания» Владимирского политехнического института, лауреат Государственной премии СССР, доктор технических наук» («Тракторостроитель», 12 июля 1988).
«- Автоматный цех. Здесь решено внедрить нормированные задания для повременно оплачиваемых вспомогательных рабочих на основе включения их в бригады основного производства. Результат — высвобождено два человека. Годовой экономический эффект превысил 4.2 тысячи рублей. - Большая работа по совершенствованию организации труда проводится в прессовом цехе. Здесь за счет внедрения общемашиностроительных нормативов снижена трудоемкость повременных работ. Высвобожден один рабочий. Эффект — 7,3 тысячи рублей за год.
- Пересмотрены нормы расхода вспомогательных инструментов и материалов в тракторном цехе. Добившись их снижения, цех получил хорошую экономическую отдачу. Сбережено почти 2 тысячи рублей. - Большую экономию может дать замена дорогих марок стали, — полагают в цехе кабин. Так, по одному из рационализаторских предложений вместо стали ВГ-08КП использована сталь 11—20. Эффект? Почти 7 тысяч рублей за год. - А что можно рационализировать в цехе № 60? В результате модернизации бумагорезательной машины высвобожден один рабочий. Сэкономлено будет свыше 1.8 тысячи рублей в год. - Хозяйскую сметку проявили в цехе 530. Здесь изменили типоразмеры брусков для раскрепления в вагоне двигателей на металлических станинах. Результат — 1.8 тысячи рублей годового экономического эффекта. - Уверенно бьется пульс новаторства на ВЗИТО. Хорошие результаты здесь дает внедрение на электроимпульсных станках рабочей среды РЖ-8 вместо индустриального масла И-20. За год новшество принесет заводу почти 6 тысяч рублей экономии» («Тракторостроитель», 15 июля 1988).
«В ПОВЕСТКЕ ДНЯ — КОММЕРЦИЯ Шестнадцать лет назад впервые на внешнеторговом рынке заявил о себе трактор с владимирской маркой. За минувшие годы расширился ассортимент машин, идущих за pyбeж. T-25 дополняют Т-25А с кабиной, Т-25А2 с тентом и Т-25АЗ с каркасом безопасности. Сейчас до 50 процентов наших машин идет за рубеж. Это самый высокий показатель в отрасли. Основными нашими импортерами сейчас являются: Польша, Болгария, Венгрия, США, Канада, Португалия, Австрия и ряд других стран. Все наши тракторы гарантированно обеспечиваются запасными частями на сумму до 3-8 миллионов рублей в год. Говоря о наших экспортных поставках, нельзя не сказать о двигателях с маркой «ВТЗ», стоящих на машинах, выпускаемых на тракторных заводах Липецка, Харькова, Ташкента. Следует учесть и прямые поставки двигателей Д-144 по заказам в США, Финляндию и Канаду, комплектацию узлами и деталями сборочных тракторных предприятий в Мексике - фирма «Сидена» - и в Пакистане. Существенно скатывается на наших внешнеторговых делах потепление международной обстановки, в частности, улучшение советско-американских отношений. Так, если с 1981 по 1985 год мы поставили в США 850 машин, то уже в 1986 году — 680, а в 1987 — 1300. Рост экспортных поставок нашей продукции логично привел к необходимости создания на базе отдела внешнеэкономических связей внешнеторговой фирмы «Владимирец», начало существования которой было положено в прошлом году. Первые шаги за рубежом фирма сделала в Болгарии, а с 1 апреля текущего года она приступила к активным контактам с партнерами во всех странах СЭВ. Особенно для нас сейчас актуальны связи с ПНР. Ведь эта страна — самый крупный наш импортер. За годы сотрудничества сюда было отправлено свыше 140 тысяч тракторов. Заключено соглашение об увеличении поставок с прошлогодних 10561 до 14297 машин на этот год. Естественно, что наша задача теперь - обеспечить их гарантированным техническим обслуживанием. Следим мы и за надежностью работы наших тракторов за рубежом. Специально выезжающие туда специалисты ежеквартально присылают отчеты с предложениями по улучшению надежности машин. Мы оперативно на них реагируем. Есть у нас проблемы в развертывании деятельности фирмы. Одно дело – обеспечить выполнение экспортного заказ-наряда или, допустим, подготовить для определенной страны специалистов по обслуживанию наших машин. Другое дело - чисто коммерческая деятельность. Ведь коммерсантов- то по сути у нас нет. Да, есть 1.5-месячные курсы повышения квалификации для работников внешнеторговых фирм, но разве этого достаточно, чтобы быть наравне с теми, кто, допустим, пять лет специально обучался коммерции да и опыт имеет посолидней? Некоторым просветом представляются 3-9-месячные «коммерческие» курсы при Академии внешней торговли и Академии народного хозяйства. К сожалению, сейчас это только проекты. А пока жизнь заставляет нас идти на открытие представительства в Москве, где имеются опытные кадры, в частности, из числа работников ВО «Трактороэкспорт». Кстати, аналогичная картина у наших коллег из Минска, Липецка, Харькова. Кроме того, считаем пока целесообразным и сохранение за «Трактороэкспортом» проблематики ценообразования и коньюктуры. Другая проблема — машинно-вычислительное обеспечение обработки данных на получаемые заказ-наряды и выделенные фонды. Сейчас эта работа проводится в вычислительном центре «Автоэкспорта», а предстоит ее перевод в заводской ВЦ. Мощности нашего центра, в принципе, позволяют это сделать, но по времени мы в «цейтноте». Ведь у «Автоэкспорта» организация этой рабаты заняла порядка 5 лет, а нам предстоит освоиться за полгода. Сдерживает нас и практически 100-процентный госзаказ на экспортные поставки. А составлял бы он хотя бы 60—70 процентов, мы могли бы активизировать работу по заключению бартерных сделок, то есть предусматривающих прямой обмен товарами. Например, в обмен на дефицитные запчасти к болгарским автопогрузчикам мы могли бы поставить фирме «Балкан-кар» наши машины. Есть надежда, что после соответствующих решений ХIХ Всесоюзной партконференции вопрос с ограничением госзаказа будет успешно решен. В целом же перспектива внешнеторгового сотрудничества мне видится оптимистически. Уже сейчас мы имеем возможность использовать часть валютных поступлений на техническое перевооружение, расширение производства. Большую пользу в техническом переоснащении нашего предприятия имеет сотрудничество с фирмами: «Беройе» (НРБ), «Вилати» (ВНР), Ферм» (ЧССР). Специалистами последней, в частности, разращивается проект реконструкции кузнечного цеха. Впереди - выход на внешний рынок семейства новых машин на базе трактора Т-30. Уже сейчас Т-30 и Т-30А проходят испытания во Франции, Канаде, ГДР. С новыми машинами знакомятся в Финляндии, на Кипре, в ряде других стран. Не дожидаясь массового выпуска и освоения Т-30, чтобы не отстать от требований рынка, решено приступить к выпуску переходной модели - трактора Т-25Б, отличающемуся от Т-25А передним ведущим мостом, независимым валом отбора мощности и гидроусилителем руля. Уже в этом году опытные образцы этой машины должны быть отправлены на испытания во Францию, Канаду, США. Завоевать внешний рынок — дело нелегкое. Особенно это касается обретения новых торговых партнеров. Видимо, удачно у нас должны сложиться контакты с Сирией. Пока договорились об отправке 5 машин, но в перспективе есть возможность договориться о поставках 5 тысяч тракторов в год. Главное — эту возможность не упустить. Подводя итог, следует сказать: несмотря на все трудности, создание внешнеторговой фирмы — важный позитивный сдвиг в совершенствовании хозяйственной деятельности предприятия. Ведь внешнеторговая фирма — это возможность своевременно реагировать на изменения на внешнем рынке, это оперативное использование зарубежных технических новинок, это перспективное планирование использования валютных средств, в том числе возможность получения импортного оборудования в кредит. Надо только помнить, что сложные вопросы механической передачей дел не решить. Нужна напряженная, творческая, инициативная работа. В. КРАСИЛЬЩИКОВ, директор внешнеторговой фирмы ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРА Чтобы принести наибольшую пользу, нужно отдать жизнь какому-то одному большому делу, полюбить свою работу, вникнуть во все мелочи, стать подлинным специалистом. 27 лет назад переступил порог отдела кадров Владимирского тракторного завода Анатолий Иванович Митрофанов. Здесь ему было поручено заниматься физкультурной и спортивной работой. Упорному и любознательному, ему совсем немного времени понадобилось, чтобы разобраться во всем и поднять это дело на высокий уровень. В успехах, конечно, не было никакого волшебства, а было большое желание работать. Общительность, энергичность и принципиальность Анатолия Ивановича понравились физкультурникам, и в 1964 году на отчетно-выборной конференции его избрали председателем заводского коллектива физкультуры. А уже в 1967 году заводскому коллективу физкультуры решением Президиума ВЦСПС за высокие показатели в работе по развитию физической культуры и спорта среди трудящихся присваивается звание спортивный клуб. А.И. Митрофанов на первой отчетно-выборной конференции избирается председателем спортивного клуба, который возглавляет 17 лет. «Мотор» под его руководством за высокие достижения в развитии физической культуры и спорта 11 раз награждался Красным Знаменем облсовета ДСО «Труд». В 1973 году «Мотор» был участником ВДНХ. У Анатолия Ивановича есть черта, которая ставит его в особую шеренгу — это влюбленность в свою работу. Он работает с полной отдачей сил, стремится внести достойную долю труда в развитие массовой физической культуры на заводе. Ему присвоено звание «Отличник физической культуры и спорта СССР», он награжден медалью «За доблестный труд». Анатолий Иванович ведет большую общественную работу, является членом президиумов городского и областного ДФСО профсоюзов, заместителем председателя физкультурно-оздоровительного клуба при обкоме профсоюза нашей отрасли. А. БУТАКОВ, зам. председателя спортклуба «Мотор» («Тракторостроитель», 19 июля 1988).
«ЭФФЕКТИВНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ХОЗРАСЧЕТ Коллектив объединения работает в третьем году двенадцатой пятилетки в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования и добился определенных положительных результатов, выполнил большинство экономических показателей. Обязательства по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами выполнены за первое полугодие на 100 процентов. Потребителям поставлено изделий на 9,2 млн. рублей, больше, чем за первую половину прошлого года. Выполнен план по прибыли. Ее получено 9706 тыс. рублей, что на 3,1 процента больше, чем за соответствующий период 1987 года. В общей сумме прибыли надбавка к цене на продукцию высшей категории качества составила 2304 тысячи рублей. Задание по производительности труда выполнено на 100,8 процента, выработка возросла против прошлого года на 4,2 процента. Тракторов за полугодие выпущено 18023 штуки — 100,1 процента к плану. Увеличилось против первого полугодия 1987 года производство двигателей на 5,3 процента. Запасных частей дано на 11936 тысяч рублей, их выпуск увеличился на 27,2 процента. В том числе выполнено задание по особо учитываемой номенклатуре запасных частей, при этом коленчатых валов в запчасти изготовлено в 2,3 раза больше, чем за первое полугодие прошлого года, цилиндров — в 1,5 раза, шатунов — в 3 раза. Перевыполнен план по товарам народного потребления (124,8 процента). Более чем на треть увеличился объем оказания платных услуг населению, однако по этому показателю имеются серьезные недостатки. Многие цеха не приступали к выполнению установленного задания по платным услугам. План по производству инструмента и технологической оснастки выполнен на 99,6 процента, по спецтехнологическому оборудованию — 123,3, капитальному ремонту оборудования — 110,8, чугунному литью — 97,9, стальному литью — 100,5, горячим штамповкам — 100,9 процента. Перевыполнено задание по объему нормативно чистой продукции. Удельный вес продукции высшей категории качества составил 77,2 процента в общем объеме всего валового выпуска, а в объеме продукции, подлежащей аттестации, удельный вес изделий с государственным Знаком качества составляет 99,6 процента. Выполнен план по экспортным поставкам. За границу реализовано в первом полугодии изделий на 27042 тыс. рублей, что составляет 114.1 процента к прошлому году. Тракторов продано на внешнем рынке 7437 штук или 41,2 процента всего выпуска. Наряду с этим в работе объединения имеются серьезные недостатки, происходят частые сбои, нарушающие ритмичный выпуск изделий. За 6 месяцев текущего года в третьей декаде выпуск продукции составил 56.6 процента общего объема. Отработано сверхурочно и в выходные дни 231,6 тыс. человеко-часов, на 9.4 процента больше, чем за соответствующий период прошлого года. В продленные смены и в выходные дни было собрано 1397 тракторов и 9.4 процента всех двигателей. Велика текучесть кадров. За полугодие принято (с учетом внутризаводских переводов) 2470 человек, уволено 2430, в том числе по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины 784 человека. Сократились простои рабочих — 55,9 процента к прошлому году. В то же время увеличилось количество прогулов — 132,6 процента, отпуска по paзpeшению администрации — 162,5 процента к прошлому году. 76 тысяч человеко-дней потеряно в связи с болезнью, рост на 29,4 процента к прошлому году. А всего в среднем по различным причинам (без очередных отпусков) ежедневно не выходили на работу 816 рабочих, против 727 человек в прошлом году. В коллективе не происходит заметного улучшения дисциплины, а число прогульщиков даже увеличилось по сравнению с прошлым годом на 220 человек. Оштрафовано за хулиганство и пьянство 349 человек (за 6 месяцев прошлого года было 329 человек), осуждено товарищеским судом 154 человека (было 366), осуждено народным судом 34 человека (было тоже 34), направлено в медвытрезвитель 611 человек (было 683). Среднесписочная численность всех работников в первом полугодии — 18079 человек, в том числе промышленно-производственный персонал — 16320 человек (98,6 процента к численности в прошлом году). Численность рабочих — 12464, руководителей — 1356, специалистов — 2046 человек. По фонду заработной платы выплачено всему персоналу 21903 тыс. рублей, что составляет 99,8 процента к плановому. Из фонда материального поощрения израсходовано 3056 тыс. рублей - на 36.6 процента больше, чем в первом полугодии прошлого года. Средняя месячная заработная плата работающего промперсонала составила 235.9 рубля, рабочего — 242 рубля, руководителя - 292,4, специалиста — 190.9 рубля. Средняя зарплата работающего возросла против первого полугодия прошлого года на 10.9 процента. Потери от брака составили 611 тысяч рублей при плане 483 тысячи рублей. Удельный вес брака в себестоимости продукции 0,51 процента против 0,62 процента в прошлом году. За полугодие получено 55 рекламаций на тракторы и 110 — на двигатели. В прошлом году было: 44 — на тракторы, 119 — на двигатели. Госприемкой за полугодие возвращено 1257 предъявленных тракторов, что составляет 7,1 процента их выпуска. Двигателей забраковано 2 процента от предъявленного количества. В первом полугодии 1987 года эти показатели соответственно составляли 14,8 или 3,2 процента. Объединение находится в тяжелом финансовом состоянии. Задолженность банку по отсроченным ссудам 8100 тысяч рублей и по ссудам Минсельхозмаша 2861 тыс. рублен. За 6 месяцев уплачено по процентам за указанные кредиты 1138 тыс. рублей. Штрафов уплачено 1210 тыс. рублей, в том числе за невозврат тары — 247 тыс. рублей, за сверхнормативные остатки оборудования и оборотных средств — 128 тыс. рублей и другие нарушения. В. ИГНАТЬЕВ, старший экономист планово-экономического отдела» («Тракторостроитель», 22 июля 1988).
«- Комплексно внедряются организационно-технические мероприятия, направленные на снижение эксплуатационных и ремонтных затрат в литейном цехе № 2. Важное место в них занимает списание изношенных станков и механизмов. Благодаря этому удалось сберечь свыше 54 тысяч рублей. - Совершенствуется производство в литейном цехе № 3. Так, недавно здесь, изменив технологические процессы изготовления отливок «корпус», «корпус навесной» и «запорная планка», достигнут экономический эффект свыше 7 тысяч рублей. Трудоемкость снижена на 6,4 тысячи нормо-часов. - Совершенствуется организация и оплата труда в кузнечном цехе. Например, пересмотрев структуру управления, здесь высвободили 12 штатных единиц инженерно-технических работников: заместителя начальника цеха по заготовительному пролету, двух старших мастеров — молотов ого и заготовительного участков, — трех сменных мастеров службы механика, двух — на заготовительном участке, по одному — и службах ШИХ и энергетика, двух технологов. Благодаря же объединению заготовительного и механического участком удалось высвободить еще и двух вспомогательных рабочих. - Рачительно относятся к вспомогательным материалам в автоматном цехе. Внедрен ряд мероприятий, направлeнных на снижение их норм расхода. Полученное за счет этого снижение себестоимости продукции принесло в цеховую копилку экономии около 5,3 тысячи рублей. - Большую отдачу дает успешный конструкторский поиск. Так, существенно снижена себестоимость тракторного сиденья за счет изменения его конструкции. Экономический эффект получили три производственные подразделения: прессовый цех — 40 тысяч рублей, тарный цех — столько же и ОВКК - свыше 7 тысячи рублей. - Экономия из ничего? Как посмотреть на проведенную реорганизацию структуры управления в тракторном цехе. За счет расширения зоны обслуживания, внедрения прогрессивных нормативов управляемости здесь высвобожден один сменный мастер с окладом 155 рублей» («Тракторостроитель», 26 июля 1988).
«Целенаправленно работают рационализаторы в цехе кабин над разработкой предложений, направленных на экономию основных материалов. Так, в этом году здесь внедрено изменение технологического процесса на деталь «кронштейн поручня». Новшество принесло цеху около 0,5 тысячи рублей годового экономического эффекта. - Всегда ли рационально расходуются ресурсы? Этим вопросом задались на КАЗе, пересмотрев нормы расхода вспомогательных материалов. За счет этого их будет сбережено почти на 40 тысяч рублей. - Повторное использование отходов производства — не только ценным источник сырья и путь решения экологических проблем. Улучшили технологию переработки чугунной стружки и тем самым обеспечили ее регулярную сдачу на НАЗе. Это позволит получить заводу экономический эффект почти в 19 тысяч рублей.
- Совершенствуются технологические процессы не только в цехах основного производства. Не дремлет новаторская мысль и в цехе 60, где усовершенствовали процесс консервации и комплектации деталей, отправляемых в ПНР. За счет этого высвобождено два основных рабочих, получен годовой экономический эффект свыше 3,4 тысячи рублей. - Значительные резервы экономии таятся в штатном расписании многих отделов предприятия. Так, в текущем году с целью совершенствования управления, организации производства и труда пересмотрена структура и численность ТОН и УКП. Удалось высвободить шесть работников: двух вспомогательных и четверых инженерно-технических» («Тракторостроитель», 12 августа 1988).
«ХРОНИКА ИЮЛЯ I декада - СОБРАНО 637 машин. II декада - СОБРАНО 939 машин. III декада - СОБРАНО 1224 машины. Сегодня пусто, завтра густо - такую картину можно порой наблюдать на наши сборочных конвейерах. Особенно разнятся 1-е и 30-е числа каждого месяца. Каковы причины аритмии? Этот вопрос мы задали четырем работникам объединения: двум рабочим, секретари партийной организации цеха и заместителю начальника ПДО. ПРИЧИНЫ КОНКРЕТНЫ Главный отрицательный момент, повлиявший на ритмичность производства - отсутствие деталей на главную передачу по вине участка валов цеха шеcтepeн. Впрочем «вина» этого участка - понятие условное, т. к. он неожиданно лишился шести работников из числа контингента ЛТП. Связано это с общим выводом с завода около 500 элтэпэшников. Причем это в целом полезное и оздоравливающее производство мероприятие сказывается сейчас отрицательно не только на участке валов. Немало работников лишился, например, и сам тракторосборочный цех. К сожалению, традиционной причиной, сдерживающей сборку машин, особенно в начале месяца, стала неудовлетворительная поставка ряда комплектующих деталей и узлов, изготавливаемых на предприятиях — наших партнерах. Хронической болезнью является недопоставка гидрораспределителей и гидроцилиндров из Мелитополя, гидронасосов из Винницы, крепежа из Волгограда. Причины в каждом случае простоя конвейера конкретны. Мы о них знаем и работаем над их устранением. Л. УСКОВ, заместитель начальника производственно-диспетчерского отдела. Нужны четкие меры Четыре года я на конвейере, и думаю, достаточно постиг все его тайны. Есть категория работников предпочитающая авральную систему. Например, контингенту ЛТП явно предпочтительнee работать авралом в конце месяца. Мастеру их и уговаривать не надо. Они самые «сознательные»: лучше работать в субботу, в воскресенье, по 12 часов, тем более за двойную оплату, чем коротать дни за «больничным» забором. Считаю, что ставка на «спецконтингент» изжила себя. Нужны конкретные меры по закреплению на предприятии добросовестной части рабочего класса: жилье, детские сады, а не уговоры областных инстанций «повременить с выселением ЛТП». Нужна четкая организация производства и 1-го, и 15-го и 30-го числа любого месяца. Сейчас, бывает, простоишь всю смену, а за полчаса до ее конца приходит контейнер из соседнего цеха с деталями на комплектацию сотни главных передач. Для чего, спрашивается, кто и где в том же цехе шестерен копил «дефицит», зная, что стоит сборка? Подобная нераспорядительность хуже воровства ... Ю. Попов, слесарь-сборщик тракторосборочного цеха, член КПСС» («Тракторостроитель», 16 августа 1988).
«Пребывание министра А.А. Ежевского на ВТЗ 23 августа в ДКиТ состоялась встреча партийно-хозяйственного актива с министром сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР, членом ЦК КПСС А.А. Ежевским, который в этот же день ознакомился с производственными проблемами нашего предприятия. С информацией выступил генеральный директор объединения А.В. Гришин. Он отметил, что конъюнктура изменилась в пользу нашего трактора. Он пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках. Перед владимирскими тракторостроителями ставится задача в будущем году выпустить тысячу тракторов Т-30 вместе с кормораздатчиком. С 1990 года планируется выпускать их по 5 тысяч штук в комплекте с кормораздатчиком. Начальник штампового цеха ВЗИТО А.М. Гроссман высказал серьезные аргументы в пользу выделения нового корпуса полностью под инструментальное производство. Заместитель генерального директора А.Г. Медведь в своем выступлении, в частности, отметил необходимость из-за отсутствия площадей выделить 7 тысяч кв. метров из 24 тысяч инструментального цеха под сборку трактора Т-30. В своей речи министр А.А. Ежевский отметил, что выпуск трактора Т-30 возможен только с устранением конструкционных недостатков частично в этом году и полностью в будущем году, что хозяевами нового корпуса необходимо признать инструментальщиков, а сборщикам выделить площади на условиях договора аренды временно сроком на 2 года. Министр также осветил вопросы соцкультбыта, напомнил о резервах производства в объединении, ответил на вопросы. На встрече выступил первый секретарь обкома КПСС Р.С. Бобовиков. Он рассказал, как решается продовольственная проблема в области, напомнил, что объединение до сих пор не выполнило задания по заготовке сена, осветил вопросы коммунального строительства и соцкультбыта, ответил на вопросы. На встрече присутствовали также секретарь обкома КПСС В.А. Косарев, председатель облисполкома Г.Ф. Кондрюков, другие ответственные партийные и советские работники. НА ТРИБУНЕ — министр сельскохозяйственного и тракторного машиностроения А.А. Ежевский. Состояние дел в аграрном секторе страны, затянувшееся решение продовольственной проблемы, отметил он, серьезно беспокоит Центральный Комитет партии, его Политбюро, правительство. Эти вопросы предполагается обсудить на Пленуме ЦК КПСС. Среди главных путей устойчивого обеспечения населения продовольствием — оказание дополнительной экономической помощи селу, внедрение новых форм стимулирования и организации труда, более быстрое решение неотложных социальных вопросов. Свой, причем немалый, вклад в общее дело должны сделать и трудовые коллективы отрасли, производящей сельскохозяйственную технику. Они более активно должны, в частности, сами участвовать в производстве продовольственной продукции, развивая подсобные сельские хозяйства. И все же главная задача отрасли — обеспечение сельского хозяйства надежной, высокопроизводительной техникой, комплексная механизация сельскохозяйственного производства. В этих целях министерство г совместно с трудовыми коллективами предпринимает масштабные по своему размаху и характеру меры. В большей части объединений и предприятий осуществляется или намечена программа обновления производства, строится 19 новых заводов. Серьезные задачи в этом направлении призваны решать и владимирские тракторостроители. На некоторых и хотелось бы остановиться. Прежде всего надо сказать о значении кормораздатчика, о котором шла здесь речь…» («Тракторостроитель», 30 августа 1988).
«В текущем году объединение должно выпустить и 200 тракторов Т-30А. Спрос на ваши тракторы колоссальный, подчеркнул министр. Большие партии их готовы
приобрести соответствующие фирмы США и Канады. Обеспечив ряд прогрессивных конструктивных решении, владимирцы могут существенно поднять цену на свою продукцию, получать валюту, наличие которой позволит приобретать необходимое высокопроизводительное оборудование, развивать производство. Обновления продукции, наращивания ее выпуска требует и экономическое положение предприятия. Пока объемы производства, производительность труда растут крайне медленно. Рентабельность производства в текущем году всего 2,6 процента. На 1989 год планируется получить прибыли примерно на 7 миллионов меньше, чем в нынешнем году. Так нельзя вести дело. Пока по ряду позиций не выполняются планы текущего года. Рассказывая о впечатлениях, полученных после осмотра завода, А.А. Ежевский остановился на ряде серьезных недостатков и упущений. В блоке цехов автоматических линий, например, пришлось встретиться с большими недоделками в монтаже оборудования, фактами неудовлетворительного отношения к эксплуатации его. Здесь есть настоятельная необходимость внедрения арендного подряда, опыт которого имеется в отрасли. Он позволяет значительно улучшить дело при сокращении числа работающих. А это дает возможность отказаться от летунов, плохих работников и т. д. Для владимирского завода эта проблема очень острая: только за 7 месяцев этого года здесь принято на работу три с лишним
тысячи человек, а уволено на 60 человек больше. Помимо большой текучести кадров налицо и большие потери рабочего времени. В среднем ежедневно не работает по тем или иным причинам 820 человек. Министр подверг острой критике состояние производственного быта, санитарно-гигиенические условия на участках и в подразделениях завода, отметил низкую ответственность в этом вопросе администрации, профсоюзных органов. Существенны просчеты и в организации труда и производства: значительная часть дорогостоящих станков с числовым управлением и роботов не действует. Отвечая на критические замечания, высказанные в ходе встречи, и поступившие вопросы, А.А. Ежевский признал справедливыми претензии к руководству объединения и министерства по поводу отставания инструментального хозяйства. Отвод площадей в новом инструментальном корпусе под производство тракторов он охарактеризовал как временную меру (7 тыс. кв. метров из общей площади 24 тысячи кв. метров изымаются в аренду сроком на два года), к тому же большая часть площадей предназначается для инструментального производства, там же будут и бытовые помещения, столовая. Он обещал положительно рассмотреть вопрос о дополнительной поставке необходимого инструментальщикам оборудования, разобраться в причинах срыва кооперированных поставок, затронул некоторые другие вопросы. По итогам состоявшегося здесь обсуждения, сказал А.А. Ежевский, будут в короткие сроки разработаны руководством объединения совместно с министерством практические мероприятия. Надо сделать их достоянном широкой гласности и взять под общий контроль. ЗАВЕРШИЛ состоявшийся разговор первый секретарь обкома КПСС Р.С. Бобовиков. Он отметил, что деятельность трудового коллектива объединения постоянно находится в поле зрения обкома КПСС. Недавно многие вопросы работы предприятия, партийной организации рассматривались на бюро обкома, его постановлением определены соответствующие меры и задачи. Однако настораживает определенная инертность и руководства завода, и парткома в выполнении намеченного, в устранении указанных недостатков. Необходимо полнее довести установки обкома партии и содержание сегодняшнего разговора до коммунистов, всех тружеников объединения в ходе проходящих сейчас отчетов и выборов в низовых партийных звеньях, использовать для этого и другие формы партийно-политической работы. Пока организаторская работа в коллективе, внимание к социально-бытовым вопросам находятся зачастую на низком уровне. Надо активнее внедрять арендный подряд, проявлять заботу об условиях труда. Разве терпимо, когда в производственном помещении протекает крыша, в зимнее время замерзает краска, запущенном состоянии находятся бытовки и т. д. Нужно повысить спрос с руководителей, заслушать их отчеты, в т.ч. и генерального директора. Что касается кормораздатчика, то разработку и выпуск его надо рассматривать как большую честь, и энергично решать поставленную задачу. А партийному комитету завода настойчиво контролировать ее решение. Весьма приятной была концовка встречи. А.А. Ежевский под горячие аплодисменты присутстующих вручил наладчику цеха шестерен Борису Арсентьевичу Зиновьеву Почетный диплом Выставки достижений народного хозяйства и документ на право получения премии - автомобиля «Москвич», которых Главвыставком удостоил передового рабочего за большие успехи в труде, рационализаторской деятельности и воспитании молодой смены».
«Наши вьетнамские друзья В результате победы с национально-демократической революции 2 сентября 1945 года была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам (с 1976 г года — Социалистическая Республика Вьетнам). Это событие стало крупной вехой в истории мирового революционного движения, в борьбе колониальных народов за свое освобождение. Но империалисты не сразу примирились с волеизъявлением свободолюбивых вьетнамцев. В течение 30 лет вьетнамский народ с оружием в руках отстаивал свое право на свободу. Французских колонизаторов сменили пентагоновские вояки. Они поливали землю Вьетнама напалмом, на пышные тропические леса обрушивался ядовитый диоксиновый дождь. Но американцам пришлось убраться восвояси. На истерзанную землю пришел долгожданный мир, нарушавшийся лишь в начале восьмидесятых вторжением могущественного северного соседа. Война оставила стране тяжелое наследство: разрушенную промышленность, разоренное
сельское хозяйство, почти полное отсутствие социальной инфраструктуры. Чтобы строить социализм (а именно эту цель поставила перед страной Компартия Вьетнама), необходимо не только восстановить разрушенное, но и создать современный промышленный потенциал. Для этого требуются квалифицированные рабочие кадры, а их подготовкой в годы войны заниматься было невозможно... Советский Союз, помогавший Вьетнаму в борьбе за независимость, и на этот раз не отказал в помощи братскому народу. По соглашению между правительствами СССР и СРВ вьетнамцы получили возможность приобретать рабочую квалификацию на советских предприятиях. У нас на ВТЗ учатся рабочим профессиям немало вьетнамцев, последняя партия прибыла недавно. Вьетнамские граждане живут в благоустроенных общежитиях на улице Белоконской. Комитет ВЛКСМ и профком ВТЗ заботятся об их быте и досуге. Полученные в процессе обучения знания лучше всего закрепляются в ходе практики в цехах завода. Работа во время практики оплачивается по существующим для всех рабочих правилам, и средний заработок вьетнамцев практически не отличается от зарплаты советских рабочих и служащих. Среди проходящих практику граждан СРВ есть и свои передовики: это Ле Динь Ань (моторный цех № 3), Ле Динь Хоа (транспортный № 2), Нгуен Конг Дием (моторный № 1) и другие. П. СКОБЕЛЕВ НАШ ОБЩИЙ ПРАЗДНИК Крупной вехой в истории мирового революционного движения, в борьбе колониальных народов за свое освобождение явилось провозглашение 2 сентября 1945 года Демократической Республики Вьетнам ( в настоящее время Социалистическая Республика Вьетнам). 43-я годовщина этого знаменательного события широко отмечена. Во Владимире, в Доме культуры и техники тракторного завода состоялось собрание представителей общественности города с участием граждан братской страны. Как известно, большая группа молодых вьетнамцев обучается в политехническом институте и около 500 посланцев СРВ овладевают рабочими специальностями на нашем заводе. На сцене развеваются флаги двух стран. Звучат Государственные Гимны Социалистической Республики Вьетнам и СССР. С докладом выступил член бюро горкома КПСС, председатель областного комитета защиты мира, генеральный директор производственного объединения «Владимирский тракторный завод имени А.А. Жданова» А.В. Гришин. На собрании выступили организатор вьетнамских рабочих Фам Ван Ши, заместитель начальника моторного цеха № 3 тракторного завода Н.С. Петров, студент политехнического института Чан Ван Тхань, первый секретарь посольства СРВ в СССР Киеу Конг Минь. В работе собрания приняли участие первый секретарь Владимирского горкома КПСС В.И. Куделькин, секретарь облисполкома Е.И. Захаров. В тот же вечер представители вьетнамского посольства в Москве посетили общежития, где ознакомились с условиями жизни и быта своих сограждан» («Тракторостроитель», 6 сентября 1988). «Братская помощь Второй год трудится на моторосборочном конвейере Нгуен Ван Лонг. Что же привело 26-летнего рабочего морозильного продуктохранилища из вьетнамского города-порта Хайфон в цех Владимирского тракторного завода? Каковы его впечатления? Вот что он рассказал. Да, у меня была в Хайфоне неплохая работа. И все же я решился поехать в Советский Союз. Ведь сейчас во Вьетнаме проводится в жизнь политика индустриализации, требуются не просто рабочие руки, требуются люди, имеющие навыки работы в крупном машиностроительном производстве, требуются люди с широким техническим кругозором. Вот поэтому-то сотни вьетнамских парней и девушек едут в братские страны социализма, включаются в трудовой ритм заводов и фабрик, перенимают передовой опыт, расширяют свои знания. Нашей группе выпала возможность осваивать машиностроительные профессии во Владимире. Три месяца учились говорить по-русски, затем изучали основы рабочих специальностей в профессионально-техническом училище № 18. После чего были распределены по рабочим местам. Работа слесаря-сборщика мне правится, хотя поначалу нелегко было привыкнуть к напряженному конвейерному ритму. За два года я увидел самую разнообразную технику, работающую на тракторном заводе. Считаю, что время в Советском Союзе я и мои товарищи проводим не напрасно. То, что мы постигаем сегодня, закладывает надежные основы индустриального завтра Вьетнама. Не могу не сказать о тех отношениях братской взаимопомощи и поддержки, которые мы, вьетнамцы, чувствуем постоянно со стороны своих товарищей. От себя и своих земляков хочу сердечно поздравить советских друзей с Днем машиностроителя и пожелать успехов в великих делах перестройки» («Тракторостроитель», 23 сентября 1988).