Памятник Жданову Памятник Жданову на территории ВТЗ. 1965 г.
Открытие памятника А.А. Жданову Семнадцать лет наш завод носит имя видного партийного и государственного деятеля страны Андрея Андреевича Жданова. Тракторозаводцы чтят память этого пламенного революционера, верного сына Родины. 6 сентября на заводской площади состоялся многолюдный митинг, посвященный открытию памятника А.А. Жданову. На трибуне — директор завода П.И. Гришин. Он рассказал собравшимся о жизненном пути тов. Жданова, о том, как много сил и энергии отдал этот замечательный коммунист борьбе за счастье советских людей. — Отныне, входя на завод, мы будем обращать свои взоры к памятнику А.А. Жданову, — говорит формовщик литейного цеха № 1 тов. Мамонов. — С его именем связаны победы на фронтах войны, хозяйственном строительстве. Он для нас является образцом великого служения Родине. Коллектив нашей смены в этом году ежемесячно выполняет программу, в августе дал сверх плана более ста тонн литья. Мамонов призывает тракторостроителей успешно завершить план последнего года семилетки. Звучит гимн Советского Союза. С памятника спадает белое полотнище. Перед взорами тракторозаводцев — весь в лучах золотого солнца монумент А.А. Жданова. А вокруг его алеют гвоздики и бегонии» («Тракторостроитель», 10 сентября 1965).
«УСПЕХ АЛИ ПОЛИКАРПОВОЙ В Смоленске закончились зональные соревнования по легкой атлетике, в которых принимали участие сильнейшие коллективы центральной зоны. Владимирская команда в
этих состязаниях добилась хороших результатов. Она впервые сумела войти в лидирующую четверку, которая
в будущем году примет участие в финале первенства Российской Федерации. Среди владимирцев, защищавших честь области, выступала и наша прославленная легкоатлетка Алевтина Поликарпова. Здесь, в Смоленске, она показала хороший результат, заняв второе место в пятиборье. Неплохо закончила она и бег с барьерами» («Тракторостроитель», 17 сентября 1965).
«Лучшее предприятие по рационализации Совет народного хозяйства Верхне-Волжского экономического района и Президиумы советов профессиональных союзов Ивановской, Ярославской, Владимирской и Костромской областей рассмотрели итоги социалистического соревнования предприятий по рационализаторской и изобретательской работе за первое полугодие. За высокие показатели в соревновании коллективу нашего завода присвоено звание «Лучшее предприятие по изобретательству и рационализации». Вручена Почетная грамота и третья денежная премия. — Комплексной бригаде новаторов прессового цеха, возглавляемой В.Н. Цветковым, присвоено звание «Лучшая творческая бригада» и присуждена вторая денежная премия. От внедрения девяти предложений членов этой бригады сэкономлено 17 тысяч рублей. Второй премией награждена и бригада рационализаторов литейного цеха № 1, руководимая В.Г. Горшковым. Этот творческий коллектив внедрил за полугодие пять предложений с экономическим эффектом 17,4 тысячи рублей. Третья премия присуждена комплексной бригаде новаторов литейного цеха № 1, возглавляемой Ю.К. Касторским. Звания «Лучший рационализатор» удостоен слесарь службы механика моторного цеха № 1 Н.М. Морозов. От внедрения четырех его предложений сэкономлено 6,8 тысячи рублей. Морозову присуждена вторая премия. Третьей премией награжден старший мастер теплоцеха А.И. Гущин. В июле и августе новаторы предприятия добавили в заводскую копилку еще 144 тысячи рублей» («Тракторостроитель», 21 сентября 1965).
«Сборка опытных двигателей под угрозой срыва Открытое письмо ЗАМЕСТИТЕЛЮ ДИРЕКТОРА ЗАВОДА М. ЗОНЕНШТЕЙНУ В социалистическом обязательстве коллектива завода на 1965 год было записано: обеспечить разработку конструкции и изготовление в третьем квартале десяти опытных образцов двигателей Д-37М, обладающих повышенной износостойкостью — 5000 часов до первого капитального ремонта. Кроме этих двигателей коллектив экспериментального цеха в сентябре должен изготовить три опытных двигателя Д-140, а также обработать все детали, кроме блока, на шестицилиндровый мотор Д-160. Месяц на исходе, а нам не удалось собрать ни одного опытного двигателя. Рабочих, инженерно-технических работников цеха нельзя упрекнуть в отсутствии трудового накала, желания успешно справиться с почетным заданием. Все мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что эти двигатели — новая ступень к техническому прогрессу. Важное обязательство оказалось под угрозой срыва потому, что отдел материально-технического снабжения не обеспечил нас необходимыми материалами. Квартал кончается, а экспериментальщики не имеют алюминиевой трубки на масляный радиатор, шестигранника на шатунный болт двигателя Д-37М. На моторы Д-140 и Д-160 нет проволоки из стали 50ХФА, трубки алюминиевой диаметром 25X4 марки АД-1, трубки стальной диаметром 26X1. Мы не верим в то, что в течение девяти месяцев нельзя было достать материалы. Причина, видимо, кроется в другом — безответственном отношении работников отдела материально-технического снабжения к порученному делу. Конкретно этим должны были заниматься тт. Спичко, Левин. Это по их вине важное задание оказалось под угрозой срыва. Очень жалко, что заводской комитет профсоюза не контролирует выполнение принятых обязательств, не помогает их практическому претворению в жизнь. Сегодня мы вынуждены обратиться через заводскую газете к заместителю директора тов. 3оненштейну. Ответственное задание по новой технике может быть сорвано, если вы не обеcпечите в ближайшие дни наш цех материалами. По поручению коллектива экспериментального цеха: Ю. ЖАРОВ, старший мастер механического участка. А. КУРАКИН, токарь. A. СЕРГЕЕВ, старший мастер участка сборки. В. ДМИТРИЕВ, токарь. Ю. АЛЕШИН, начальник ПРБ» («Тракторостроитель», 24 сентября 1965).
«Социалистическое обязательство КОЛЛЕКТИВА ЗАВОДА В ЧЕСТЬ 48-й ГОДОВЩИНЫ ОКТЯБРЯ Стремясь встретить 48-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции новыми производственными успехами, рабочие, инженерно-технические работники и служащие завода принимают на себя следующее социалистическое обязательство: Государственный план десяти месяцев по валовой продукции выполнить к 24 октября, выпустить сверх плана 500 тракторов Т-28Х3 и запасных частей на сумму 1 миллион рублей. В течение десяти месяцев обеспечить рост производительности труда против плана на 1,5 процента. За это же время получить экономию от сверхпланового снижения себестоимости в сумме 350 тысяч рублей. К 6-му ноября изготовить три опытных шестицилиндровых двигателя Д-160. К празднику получить на автоматической линии 1-Л-171 АБВГД не менее 200 годных блоков. С начала года к 7-му ноября сэкономить 4 миллиона киловатт-часов электроэнергии. Посадить на территории завода и поселков не менее 1500 деревьев и 20000 кустарников. Выполнение предоктябрьского обязательства будет нашим подарком Родине к знаменательной дате. Обязательство обсуждено и принято на собрании партийно-хозяйственного актива завода. Демонстрационный зал Дощечка на двери гласит: «Демонстрационный зал». Любопытно. Дверь гостеприимно распахнулась. Просторная комната. На подставках двигатели. Ряд открывает двигатель Д-28. За ним Д-21, Д-22, Д-37М, Д-37Е, Д-37К, предпусковой двигатель ПВ-150, пусковой двигатель ПД-8, иностранные тракторные двигатели. На каждый из них представлена техническая характеристика. Наши двигатели можно назвать красивыми. Они сделаны любовно и даже со вкусом. Когда на заводе проходила Всесоюзная конференция тракторостроителей, демонстрационный зал посетили многие ее участники. Зал расположен в экспериментальном корпусе. Всякий, кто захочет ознакомиться с его экспонатами, может сюда зайти в любой час дня» («Тракторостроитель», 28 сентября 1965).
«ДРУЖИННИКАМ ЗАВОДА — КРАСНОЕ ЗНАМЯ В соревновании добровольных народных дружин за третий квартал заводской дружине присуждено первое место в городе и второе — в области. За активное участие в охране общественного порядка наша дружина награждена переходящим Красным знаменем, Почетной грамотой горкома КПСС и горисполкома и Почетной грамотой исполкома областного Совета депутатов трудящихся и обкома ВЛКСМ» («Тракторостроитель», 8 октября 1965).
«Осваиваем новые воздухоочистители По плану новой техники наш завод в атом году должен выпустить первые 500 двигателей воздушного охлаждения, в которых воздухоочиститель снабжен эластичным фильтрующим элементом из пенополиуретана. Такой эффективный способ очистки воздуха позволит повысить коэффициент чистоты с 97—98 процентов до 99,7 процента. Коллектив прессового цеха, соревнуясь за достойную встречу 48-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, решил к празднику закончить освоение воздухоочистителя новой конструкции. Получив оснастку, рабочие ведут опробование ее. Часть деталей уже отлажена и изготовлена. Начались сварочные работы под-узлов. Мы смогли бы уже начать сборку первой партии — двухсот воздухоочистителей, тем более, что 700 фильтрующих элементов, из расчета три фильтра на каждый воздухоочиститель, у нас уже имеются. Но дело встало из-за штампов. Еще в прошлом квартале штамповый цех должен был полностью закончить отладку штампов на поддон масляной ванны и головку корпуса и передать их нам. Но до сих пор оснастки нет. Это, безусловно, тормозит работу и главное — ставит под угрозу срыва выполнение предоктябрьского обязательства. В. ЦВЕТКОВ, председатель профсоюзного комитета прессового цеха» («Тракторостроитель», 12 октября 1965).
«Конструктор Шмелева — ударник коммунистического труда На заседание завкома Ольга Васильевна шла немного волнуясь, чувствуя в груди какой-то щемящий холодок. Чего скажут о ней, какую дадут оценку всему тому, что сделала в жизни? ...В отделе главного механика инженер-конструктор О.В. Шмелева трудится более десяти лет. Свой творческий поиск, пытливую мысль она подчиняет тому, чтобы обеспечить бесперебойную работу литейного оборудования, добиться увеличения выпуска литья. Эту скромную женщину часто можно встретить в литейном цехе. Внимательно наблюдает она за монтажом и отладкой только что отремонтированных машин, высказывает свои советы. Ольга Васильевна не может остаться спокойной, если заметит, что после ремонта на машине идет брак. Вместе с технологами, рабочими ищет причины возникновения дефектов, добивается их устранения. Она навела порядок в оформлении технической документации на литейное оборудование, сделала контрольную проверку альбомов чертежей, доукомплектовала их, переоформила номера чертежей в связи со стандартизацией. Многие конструкторы могут позавидовать упорству, неутомимости, с какой инженер Шмелева ищет пути улучшения работы литейного оборудования. Руководитель бюро поручает ей сложные и ответственные задания. Она разработала чертежи модернизации катков магнитно-грейферного крана для перевода его с подшипников скольжения на подшипники качения, что увеличит его межремонтный срок службы. В дни предоктябрьского соревнования Ольга Васильевна быстро и грамотно составила чертежи на сборку формовочной машины ГАЗ-С-117 для литейного цеха № 1. Освещать повседневный, будничный труд светом творчества этому конструктору помогают знания марксистко-ленинской теории. Два года коммунист тов. Шмелева изучает в семинаре гениальные произведения В.И. Ленина. В них она черпает силу, энергию, уверенность. Ольга Васильевна не только старательно работает, настойчиво повышает свои знания, но и активно участвует в общественной работе. Возглавляла партийную группу, а недавно коммунисты отдела и цеха избрали ее заместителем секретаря партийной организации. Много хорошего сказали на заседании завкома об инженере-конструкторе О.В. Шмелевой. — Носить почетное звание достойна! - единодушно решили члены завкома. …С заседания завкома Ольга Васильевна возвращалась не спеша. На душе было легко и радостно, рука нащупывала в кармане новенькое удостоверение о присвоении ей звания ударника коммунистического труда. Л. ВОЛДОХИНА, председатель профсоюзного комитета ремонтно-механического цеха и отдела главного механика» («Тракторостроитель», 22 октября 1965).
«С задачей справились Это было еще месяц тому назад. На профсоюзном собрании членов нашей группы было принято обязательство в честь 48-й годовщины Великого Октября. Мы решили перевести на газообразное топливо и отладить тепловой режим печи отжига в литейном цехе № 3. Каждый из нас понимал важность этого мероприятия. С переводом пени на газ значительно повысилось качество отливок. При старом методе отжига они покрывались копотью от мазута и были даже случаи, когда верхняя часть отливок обгорала. Есть и еще одно преимущество этого новшества. С переводом печи на газ повысилась культура производства, улучшились условия труда рабочих. Для того, чтобы осуществить это мероприятие, от нас, металлургов, требовалось сделать чертеж по переделке топочных камер и установке газовых горелок. Вместе с коллективами тепло-цеха и отдела главного энергетика с этой задачей мы справились успешно. А. СИПОВИЧ, начальник печного сектора ОГМ» («Тракторостроитель», 26 октября 1965).
«Чемпионат области по шахматам С 20 по 28 октября в Доме офицеров проходили соревнования на первенство области по шахматам. В них приняли участие и сильнейшие шахматисты нашего завода. В упорной борьбе среди женщин первое место заняла технолог отдела главного технолога Лидия Куликова. Она стала чемпионкой области по шахматам 1965 года. Хорошо выступили и наши мужчины. Мастер моторного цеха № 1 Валентин Синельников занял третье место. Последующие места тоже завоевали наши шахматисты: В. Жарков, А. Ушаков, В. Ползунов, И. Федотов, В. Лукьянов. Заводские шахматисты продемонстрировали зрелую игру и доказали, что они но праву являются сильнейшими в области» («Тракторостроитель», 2 ноября 1965).
«Подготовлена к пуску Скорее ввести в действие новую автоматическую линию — этим сейчас озабочен коллектив моторного цеха № 1. В предпраздничные дни в цехе проведена большая работа по отладке линии. Весь комплекс опробован под нагрузкой. И вот наступил долгожданный день. С автоматической линии получен первый качественный блок. В этом месяце моторостроители горят желанием выпустить 200 таких блоков. Еще один сварочный автомат Славно потрудился в эти дни коллектив лаборатории сварки при отделе главного технолога. Он сконструировал и изготовил универсальный сварочный автомат на базе токарного станка для сварки в среде углекислого газа глушителя. Этот новый автомат пришел на смену ручной малопроизводительной дуговой сварке. Он производит сварку трех продольных и четырех кольцевых швов различного диаметра. Над внедрением этого новшества по-ударному потрудились начальник лаборатории С.Г. Пантелеев, техналадчик Н.И. Горшков, токарь А.А. Лысов, электрик В.М. Егоров… Первые детали трехцилиндровых В канун праздника в моторном цехе № 2 проведен запуск по циклу новой поточной линии картера двигателя Д-22. Большую помощь коллективу цеха в этом оказали работники лаборатории резания. Бюро технического контроля предъявлены первые блоки. Отлаживаются технологические процессы и других деталей. Поставлена задача в ноябре изготовить 50 трехцилиндровых двигателей. Теплофикация цехов Замечательный подарок празднику Великого Октября подготовили коллективы отдела главного энергетика и теплоцеха. Они осуществили теплофикацию литейного цеха № 1 от городской ТЭЦ. Это нововведение позволило улучшить работу приточно-вентиляционной системы, а главное — обеспечить стабильность поступления тепла» («Тракторостроитель», 5 ноября 1965).
«Защитили дипломы Новый отряд молодых специалистов влился в коллектив нашего завода. На-днях успешно защитили дипломы в машиностроительном техникуме конструктор отдела главного металлурга Лариса Андрианова, техник отдела главного конструктора Светлана Миловзорова, старший техник-испытатель Альберт Федорович Чижиков. Они получили специальность техника-технолога. МОТОКРОСС Это было в одно из воскресений. Во Владимире проводился мотокросс, посвященный закрытию летнего спортивного сезона. В кроссе приняли участие гонщики городов Владимира, Коврова и Собинки. В состав команды областного центра вошли и гонщики нашего завода. Трасса проходила по сильно пересеченной местности и требовала большого мастерства спортсменов. Замечательных успехов добились ковровцы. Обладая мощными машинами, они обошли наших заводских спортсменов на 2—3 круга и заняли все призовые места. Тракторостроители прилагали немало усилий, чтобы улучшить результаты, но все их попытки были тщетны. И главная причина такой неудачи заключается, в основном, в том, что мотоциклы, которые имеют наши гонщики, морально устарели и сильно износились за долголетнюю службу. Пора бы уже подумать о замене. Ю. КИСЛОВ, руководитель мотосекции» («Тракторостроитель», 12 ноября 1965).
Электронно-вычислительная машина «Сетунь»
«Машина дает ответ «Сетунь» — так называется новая электронно-вычислительная машина, которая появилась недавно на заводе. Над освоением этой машины трудились программист Аня Ошуркова, инженеры Копылов, Мясников и Втюрин. ...«Сетунь» думает шумно, глухо гудит от напряжения. Сегодня тут получают расчеты для анкерной шпильки к двигателю Д-160. Проходит четыре минуты — и данные готовы. Машина произвела все нужные операции, рассчитала все то, что ей было приказано, запрограммировано. А запрограммировано было немала. Расчетчику с использованием несложной вычисли тельной техники тут надо было бы трудиться дня четыре. Четыре дня — и четыре минуты! Чтобы решить уравнение с двадцатью неизвестными, одному человеку на это надо затратить несколько лет. «Сетунь же справляется с этим за двадцать минут.
Анна Ошуркова и Александр Мясников разбирают закодированное задание.
Для тех, кому за тридцать… «Здоровье» — так будет называться группа, которая организуется при ДСО «Труд». В нее могут поступить и мужчины, и женщины, которым уже, как говорится, перевалило за тридцать. Члены группы «Здоровье» будут заниматься гимнастическими упражнениями, учитывая возраст и состояние здоровья. А зимой каждый сможет совершить прогулку на лыжах, вероятно, и туристский поход. Этой группой будет руководить методист производственной гимнастики А. Милованова» («Тракторостроитель», 16 ноября 1965).
«Вклад общественных конструкторов Активную подготовку к XXIII съезду партии развернули общественные конструкторы нашею завода. За девять месяцев текущего года они дали путевку в жизнь 168 предложениям рационализаторов, перевыполнив, таким образом, свое годовое обязательство. Плодотворно работают члены ОКБ отдела главного конструктора, возглавляемого тов. Вороновым. За три минувших квартала они сумели разработать 35 рационализаторских предложений. Особенно много занимаются этим нужным делом конструкторы тт. Хохряков, Пахомова, Филиппова, Нестерова, Чипурин, Беккер. Успешно ведет разработку предложений ОКБ технического отдела механизации и автоматизации производства, руководимое тов. Назаровым. Немало разработанных предложений также на счету общественных конструкторских бюро, руководимых тов. Фадеевым — отдел главного металлурга, тов. Корниловым — отдел главного механика, тов. Алексеевой — автоматный цех. В честь партийного съезда общественные конструкторы завода решили разработать в первом квартале 1966 года 50 рационализаторских предложений. *** Поршень на двигатель Д-30 был снят с производства. Вместо него коллектив освоил поршень Д-37М ремонтного размера. В первом квартале никологорцы успешно освоили выпуск анкерной шпильки на двигатель Д-37, переданный сюда моторным цехом № 1. Многое делается в цехе по улучшению качества выпускаемой продукции. Около 75 процентов изделий сдается контрольному аппарату с первого предъявления» («Тракторостроитель», 19 ноября 1965).
Трактор Т-28Х4
В 1963 г. конструкторским бюро модернизированных тракторов во главе с Б.В. Уткиным при активном участии Д.И. Мартынова, С.П. Доркунова, Д.Н. Хохрякова, П.Ф. Трындина, И.В. Воронова, П.Ф. Смирнова и других была проведена разработка и выдана на подготовку конструкция трактора Т-28Х4 с двигателем Д-37Е. В 1964 г. пять опытных тракторов Т-28Х4 проходили государственные испытания на среднеазиатской машинно-испытательной станции. «НОВЫЙ ТРАКТОР Это было в прошлом году. Пять опытных тракторов Т-28Х4 проходили государственные испытания на среднеазиатской машинно-испытательной станции. Что это за тракторы и какая необходимость вызвала их появление? Уборка хлопка является одной из трудоемких работ в Средней Азии. Узбекские тракторостроители механизировали эти работы, навесив на наш трактор двухрядную машину. Но это не совсем удовлетворяло хлопкоробов. Вскоре появилось решение о замене двухрядной машины четырехрядной. В связи с этим перед владимирскими тракторостроителями встала задача — модернизировать наш трактор. Основанный на базе существующего, новый трактор отличался тем, что на него установили двигатель Д-37Е, обладающий мощностью 50 л. с., при 1800 оборотах в минуту, измененную трансмиссию и дополнительные бортовые передачи. Результаты испытаний неплохие. Но были сделаны и замечания, например на то, что перегревался двигатель, отсутствовали кабина, независимый вал отбора мощностей и подрессоренное сидение, слишком тяжелым было рулевое управление. Коллектив бюро модернизации тракторов горячо взялся за устранение этих недостатков. Для облегчения управления решили поставить гидроусилитель, которого раньше не было. Сделали независимый вал отбора мощностей и новое легкое сидение для водителя. Над решением этих задач замечательно трудятся конструкторы М.Ф. Трындин, Д.Н. Хохряков и др. Б. УТКИН, начальник КБ отдела главного конструктора» («Тракторостроитель», 23 ноября 1965). В 1967 г. начата подготовка производства трактора Т-28Х4 с двигателем Д-37Е.
«Выполнять план ввода новых мощностей Увеличение выпуска двигателей и тракторов в новой пятилстке потребует все больше и больше литья. К 1970 году выпуск чугунного литья (без цилиндров) на заводе увеличится до 66 тысяч тонн, то есть почти вдвое. Решение этой задачи невозможно без наращивания новых мощностей. Известно и другое — создание производственных мощностей в горячих цехах требует много времени, примерно — два-три года. Ход подготовки горячих цехов к работе в последующие годы вызывaeт большую тревогу. В апреле этого года коллектив литейного цеха № 1 должен был получить окрасочно-сушильный участок в обрубном отделении. Однако работы здесь ведутся настолько медленно, что вряд ли завершатся в этом году, что очень плохо скажется на дальнейшей реконструкции обрубного пролета, на строительстве участка заварки литья и дробеметной проходной камеры. Непонятно, по какой причине забросили дела на ваграночном участке с системой грануляции и гидротранспорта шлака? Во втором полугодии вступил в строй литейный цех № 4 на мощность 7,5 тысячи тонн литья в год. Но дальнейший рост выпуска цилиндров будет сдерживаться, так как остановлены все работы по монтажу неустановленного оборудования и отладке некоторого смонтированного оборудования. Прекратился монтаж ваграночного участка. А ведь план второго квартала 1966 года цех не сможет выполнить без этого участка. Нельзя здесь пустить в эксплуатацию пневмотранспорт, так как цех нестандартного оборудования до сих пор не изготовил масловодоотделитель. Недопустимо низкими темпами осуществляется строительство литейного цеха № 2. А ведь по пятилетнему плану этот цех уже в 1968 году должен дать десять тысяч тонн литья. Однако состояние со строительством его сейчас такое же, как в 1963 году. В этом году имелись все необходимые условия для развертывания фронта строительных работ, но они не были использованы руководителями завода. Это крайне осложнило решение задачи по вводу в эксплуатацию цеха в 1967 году. Дирекции завода и партийному комитету необходимо внимательно разобраться с этим вопросом и принять меры к форсированному строительству цеха в 1966 году. В кузнечном цехе в связи с увеличением выпуска тракторов и двигателей «узким» местом будет являться очистное и термическое отделения. Работы по реконструкции здесь совершенно превратились. В будущем году необходимо изготовить и пустить в эксплуатацию два закалочно-отпускных агрегата для шатуна и коленчатого вала. В ответ на решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС мы должны во втором квартале будущего года закончить реконструкцию обрубного и плавильного отделений литейного цеха № 1, в первом квартале загустить ваграночное отделение в литейном цехе № 1, полным ходом развернуть строительство литейного цеха № 2 и пустить его в эксплуатацию и 1968 году. Л. ПЕВЗНЕР, главный металлург завода Еще одна автоматическая В моторном цехе № 3 начался монтаж автоматической линии для обработки головки цилиндров. Она будет состоять из 51 станка. Транспортировка деталей от станка к станку и уборка стружки механизированы. Монтаж ведет бригада, руководимая тов. Лариным, из ремонтно-механического цеха. Монтажники внимательно изучают планировки линий и по ним устанавливают оборудование. Монтаж автоматической линии «А» заканчивается. Рабочие. ремонтно-строительного цеха завершают бетонирование фундаментов двух других линий, а слесари устанавливают шнековые транспортеры. Ход всех работ возглавляют и координируют старший инженер отдела главного технолога тов. Верба и начальник участка тов. Соловьев» («Тракторостроитель», 7 декабря 1965).
«НА СМЕНУ РУЧНОМУ ТРУДУ Эта электрохимическая установка имеет прозаическое название «ЭХ-2». «ЭХ-2» служит для удаления заусенцев с торцев зубьев шестерен после шевингования. Она пришла на смену мало-производитель ному ручному труду. Если ранее рабочему приходилось затрачивать огромное количество времени для зачистки деталей напильником, то теперь его производительность труда увеличилась вдвое. Процесс снятия заусенцев осуществляется при помощи электролиза. Деталь проходит в «ЭХ-2» как бы три стадии обработки. Сначала шестерни погружаются в электролит, через который пропускается ток силой в 500 ампер, но малого напряжения. Здесь осуществляется основная операция. Через определенный промежуток времени деталь опускают в другую ванну, где ультразвуковой генератор промывает шестерни. И только после этого изделия погружают в раствор нитрата натрия для предохранения их от коррозии. На участке проектируется внедрить такую же установку для обработки шестерен четырех других наименований. Она будет пущена в будущем году» («Тракторостроитель», 10 декабря 1965).
«Чемпионы города по штанге 4—5 декабря во Владимире проходил третий тур первенства города по тяжелой атлетике, в котором приняли участие 120 человек. Сборная команда завода во главе со старейшим штангистом области Иваном Петровым приложила немало сил, чтобы удержать пальму первенства и в этом туре. Замечательных успехов добился Владимир Шиманихин, занявший первое место с общей суммой классического троеборья — 345 килограммов. Успешное выступление штангистов Крысенкова, Гусарова, Власова, Петрова вывело команду на первое место» («Тракторостроитель», 14 декабря 1965).
«Есть годовой план! В честь партийного съезда коллектив нашего завода обязался завершить план последнего года семилетки по валовой продукции к 24 декабря. В цехах развернулось большое наступление за взятие высоких рубежей. Первым еще 10 декабря о выполнении годового плана рапортовал коллектив тракторного цеха. Здесь по инициативе коллектива участка, руководимого старшим мастером тов. Бындиным, зародилось движение за высокую дисциплину труда, играющее большое значение в борьбе за повышение производительности труда. Больших успехов в соревновании за достойную встречу XXIII съезда партии добились рабочие, инженерно-технические работники и служащие термического цеха. План завершающего года семилетки они закончили на двадцать дней раньше срока. С тринадцатого декабря начал выдавать продукцию в счет будущего года коллектив заготовительного цеха» («Тракторостроитель», 17 декабря 1965).
«На пусковом Кажется, совсем недавно здесь была забита первая свая для фундамента. А теперь на этом месте красуется большой 80-квартирный дом для ветеранов труда. В эти дни здесь особенно кипит работа. Ведь строители дали слово подготовить дом для приема государственной комиссии 31 декабря, в канун нового года. И настрой здесь царит ударный. К этому призывают и плакаты, развешанные на видных местах: «Ни минуты простоя! Больше смекалки. Повысим производительность труда!», «Каждую минуту — на пользу готовности дома!» и т. д. Сейчас на пусковом объекте в основном идут внутриотделочные работы» («Тракторостроитель», 28 декабря 1965).
«Моторесурс повысился на 500 часов Отличный подарок подготовили тракторостроители труженикам сельского хозяйства. Моторесурс двигателя повысился на 500 часов. В последнем году семилетки разработано и осуществлено много конструкторских, конструкторско-технологических и организационных мероприятий, направленных на дальнейшее увеличение моторесурса. Внедрение низкого температурного отпуска коленвала после закалки токами высокой частоты, раскатки постелей картера двигателя под коренные подшипники, нового воздухоочистителя с фильтрующими элементами из пенополиуретана и ряд других новшеств позволят продлить жизнь двигателя Д-37М. В сегодняшних проектах - будущее Много замечательных проектов создал в последнем году семилетки коллектив конструкторского бюро механизации транспортных работ ТОМАП, возглавляемый Р.И. Зубаревой. В этих проектах – завтрашний день цехов завода. Группа конструкторов, руководимая тов. Озеровым, закончила разработку проектов реконструкции обрубного отделения литейного цеха № 1. Спроектирован комплекс средств механизации и оборудования по очистке и окраске крупного литья. Ввод в действие окрасочно-сушильного отделения, новых дробеметных барабанов и камер, средств механизации улучшит условия труда литейщиков, повысит производительность, увеличит выпуск литья. Вдумчиво, внимательно отнеслись к выполнению этого задания конструкторы тт. Герасимов, Скрыпников и др. В короткий срок конструкторы создали проект подвесной дороги для межоперационной транспортировки коленчатого вала двигателя Д-37 в моторном цехе № 1. К новым успехам П.И. ГРИШИН, директор завода С радостью и гордостью вступает коллектив нашего завода в новый, 1966 год. За плечами у него славные дела, внушительные показатели роста, в руках многообещающая трудовая путевка, волнующие планы на ближайшее будущее. Эти планы, образно названные маршрутами коммунизма, всесторонне продуманы и взвешены. Уходящий год оставит о себе добрую память. Главный его итог — подъем экономики. Еще 17 февраля владимирские тракторостроители выполнили семилетку. Это большая победа! Не менее замечательная победа — завершение заводом годового плана по выпуску товарной продукции 22 декабря и валовой продукции — 23 декабря. Страна получит от нас много сверхплановой продукции. Примечательно и другое — затраты на выпуск товарной продукции снижены и составляют 99,1 процента. Это первый вклад в осуществление решений сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Творческие поиски и находки рабочих и инженерно-технических работников позволили взять еще один рубеж — повысить моторесурс двигателя с воздушным охлаждением до 4000 часов. Большое значение имеет наращивание производственных мощностей, ввод в действие нового специального оборудования, особенно на определяющих участках — цилиндров, коленчатых валов, шатунов. Отрадно наблюдать, как с каждым днем нарастает темп выпуска деталей на автоматической линии блока. Примечательным является и тот факт, что заготовительные цехи — первый и четвертый литейные, кузнечный начали работать устойчиво. Особенно радуют успехи коллектива литейного цеха № 1. Мощности, развитые в этих цехах, дают основание надеяться, что завод в 1966 году будет обеспечен всеми заготовками. Успешное выполнение государственного плана 1965 года по всем технико-экономическим показателям дает право заводу получить фонд предприятия в значительно больших размерах. А это очень важно для нашего коллектива. Средства из фонда предприятия будут направлены на строительство 80-квартирного дома для ветеранов труда, 105-комнатного дома молодоженов, на окончание строительства школы рабочей молодежи. Мы заложим новый детский комбинат и отстроим первый детский комбинат на 280 мест. Главное направление плана 1966 года вытекает из решений сентябрьского. Пленума ЦК КПСС. Достаточно назвать лишь несколько цифр, чтобы понять всю весомость задач, которые тракторостроители берутся решить в первом году пятилетки. Выпуск валовой продукции должен возрасти против 1965 года на 17,1 процента, производство тракторов на 24,2 процента, двигателей — на 19,4 процента, запасных частей — на 50,2 процента. Затраты на выпуск товарной продукции предусмотрено снизить на пять процентов. Нам предстоит повысить моторесурс двигателя до 4500 часов, освоить и выпустить первую партию двухцилиндровых двигателей Д-21. Мы обязаны освоить в первом квартале проектные мощности литейного цеха № 4, начать широким фронтом строительство литейного цеха № 2, сделать пристройку к прессовому корпусу для штампового цеха, пустить в эксплуатацию новую компрессорную и экспериментальный цех. С первых дней нового года надо готовиться к переходу на новую систему планирования и материального стимулирования, которая начнет осуществляться с апреля. И еще мы должны добиться получения знака качества. А это значит, борьба за повышение качества остается задачей номер один. Воплотить план в жизнь — дело всех и каждого. Коллективные усилия всего коллектива в осуществлении намеченного должны подкрепляться личной трудовой активностью наших людей. Вот, например, перед нами стоит задача добиться повышения производительности труда в 1966 году на 14,6 процента. Решение ее обеспечивает большую часть запланированного прироста продукции. За счет чего будет повышаться производительность труда? Источников много: повышение технического уровня производства, равномерная загрузка оборудования, высокопроизводительное использование машин и станков, улучшение организации производства и труда, устранение потерь рабочего времени и т. д. Открыть эти источники — дело рук рабочих, инженеров, техников. Мы живем в неповторимое время. Могуч размах наших дум и работ. Замечательны у нас люди, вершители всех дел. Хорошо сказал Максим Горький: «...народ есть неиссякаемый источник энергии, единственно способный претворить все возможное — в необходимое, все мечты — в действительность...» *** <В. ВОРОНИН, инженер Прошедший год был для меня особенно. Пять лет назад коллектив литейного цеха № 1 послал меня учиться в Московский институт стали. Будучи студентом, я не терял связи с заводом: проходил практику, консультировался и вообще интересовался жизнью коллектива, его делами. В этом году я защитил диплом, получил специальность инженера и вернулся на родной завод. И еще одну радость принес в наш дом 1965 год. У меня появилась маленькая дочурка Оленька» («Тракторостроитель», 31 декабря 1965).
Всего за 1965 г. на ВТЗ выпущено: 16882 тракторов и 65899 двигателей.