«Верны своим обещаниям 19 июня коллектив цеха, в числе первых на заводе, рапортовал о досрочном выполнении полугодовой программы. За пять месяцев убытки от брака снижены по сравнению с тем же периодом прошлого года на 34 процента. Детали 47 наименований переведены на бездефектную сдачу. Проведена большая работа по освоению деталей пускового двигателя ПД-8. Организация ритмичной и высокопроизводительной работы участков стала предметом постоянной заботы цехового комитета профсоюза и администрации. Одно время слабым звеном у нас был участок валов. К руководству им выдвинули энергичного, умеющего работать с народом коммуниста тов. Куракина. Он сумел мобилизовать коллектив на выполнение взятых обязательств, усилил воспитательную работу, добился того, что каждый рабочий почувствовал свою личную ответственность за качество изделий. Участок стал работать ритмичнее, хорошо справляется с заданием по производству запасных частей, брак снижается. Цеховой комитет организует действенное соревнование между участками, регулярно подводит его итоги. Не раз в этом полугодии победителем выходил коллектив участка конических шестерен, возглавляемый старшим мастером тов. Бындиным. Этот руководитель хорошо организует производство, умело воспитывает коллектив. Его участок первым в цехе начал внедрять саратовскую систему бездефектной сдачи продукции, добился резкого снижения брака. Сейчас почин саратовцев распространяем и на других производственных участках. До конца года детали 70 наименований подготовим к сдаче с первого предъявления. В ходе соревнования в цехе выросло много маяков, замечательных мастеров своего дела. В ряды передовых вывел свою бригаду на участке мелкого чугуна Анатолий Наумов. А когда организовался участок по обработке деталей пускового двигателя ПД-8, Анатолий перешел туда, возглавил новую бригаду, которая также стала лучшей. Высокопроизводительно работают бригады, руководимые тт. Сабаниным, Ломовым, Сергеевым. На 50—60 процентов выдают они ежемесячно продукции больше нормы. Профсоюзные активисты постоянно заботятся о распространении опыта передовиков, организуют техническое обучение кадров. Была создана школа передового опыта по изучению методов наладки наладчика Афанасьева. На участке валов готовим школу по изучению опыта шлифовщицы Федоткиной. Инженерно-технические работники цеха занимались на курсах по изучению экономики. Повысили свою квалификацию на курсах 40 наладчиков. Заканчивают обучение зуборезы, фрезеровщики, шлифовщики. Время отсчитывает дни седьмого года семилетки. Во втором полугодии коллективу цеха предстоит решить сложные и ответственные задачи. Почти вдвое увеличивается план выпуска редукторов и деталей пусковых двигателей ПД-8. Надо развивать мощности, вводить в действие новое оборудование. В третьем квартале необходимо закончить подготовку производства и начать выпуск деталей трехцилиндрового двигателя Д-22. В. ШИРЯЕВА, заместитель председателя профсоюзного комитета» («Тракторостроитель», 25 июня 1965).
«АВТОМАТИЧЕСКИЕ ЛИНИИ Одним из решающих условий резкого подъема машиностроения является автоматизация. На нашем заводе первая автоматическая линия для обработки головки блока цилиндров была смонтирована в 1957 году, а сейчас в цехах действует 9 автоматических линий, в процессе монтажа и пуска находится еще восемь. Высокопроизводительной является линия для сборки шатунно-поршневой группы двигателя Д-37М. Здесь автоматизированы: промывка, сушка и нагрев поршня перед сборной, а также сборка шатуна, перш на и поршневого кольца, формирование и установка стопорных колец поршневого пальца и комплекта компрессионных и маслосъемных колец в канавке поршня. Производительность линии - 200 комплектов в час. Обслуживает ее четыре оператора, а при ручной сборке эти же работы выполнили 20 слесарей. Годовой экономический эффект от внедрения автоматической линии — 36 тысяч рублей. В этой линии четыре агрегата. А недавно на завод поступила уникальная новинка техники — система автоматических линий, состоящая из 51 агрегатного станка. Она предназначена для обработки головок цилиндров двигателя. Сверлильные, резьбонарезные, расточные и фрезерные работы выполняют 376 видов инструмента. Мощность новой линии 1 миллион 200 тысяч деталей в год.
Новое в конструкции капота Раньше капот трактора Т-28Х3 сваривали из двух крупных половинок. При раскрое 50 процентов металла уходило в брак. Кроме того, сложная в изготовлении дорогостоящая оснастка быстро изнашивалась. Рационализаторы С. Блохин, В. Цветков, Л. Шилов, Е. Вьюнов предложили конструкцию разрезного капота с применением более рациональных методов раскроя. Нововведение позволило заменить сложную оснастку простой; появилась возможность изготовлять ее в условиях своего завода, а не на родственных машиностроительных предприятиях. Трудоемкость изготовления каждого капота сократилась на 0,07 нормо-часа. От снижения затрат на изготовление штампов и сокращения расхода металла завод получает годовую экономию 30550 рублей. Рационализаторское предложение по изменению конструкции капота разрабатывала и готовила к внедрению конструктор-общественник ОКБ отдела главного конструктора Л.Д. Леонтьева» («Тракторостроитель», 29 июня 1965).
Л.Д. Леонтьева осматривает капот новой конструкции на сборочном конвейере
«Циркуляционную систему смазки двигателей — в действие Рассказ заместителя начальника моторосборочного цеха Б. Котенкова По оргтехплану во втором квартале в нашем цехе должна быть внедрена циркуляционная система смазки двигателей во время заводской обкатки. Это очень ценное и нужное мероприятие, его осуществление даст возможность экономить 6 килограммов масла в год на каждый двигатель. Кроме того, это мероприятие позволит улучшить качество двигателей, ликвидировать или резко сократить такой дефект, как задир вкладышей, который в настоящее время составляет 12—14 процентов от испытанных моторов. В мае вместе с технологом цеха тов. Сидоровым и работником отдела главного технолога тов. Афанасьевым мы на восьми стендах отрабатывали технологию смазки, искали пути увеличения мощности очистки масла, способ его подводки к двигателям. Циркуляционная система подготовлена к наладке, но чтобы ввести ее в эксплуатацию, надо в ближайшие дни решить ряд вопросов. Прежде всего, необходимо запустить склад горюче-смазочных материалов. Он готов, но не спланирована территория, не сделана ограда, не установлена пожарная сигнализация. ОТН, АХО, тепло-цеху следует скорее завершить эти работы. Первая очередь станции очистки масел тоже готова к пуску, но нужно 500 тканевых ремней 1800 мм. Отдел снабжения не обеспечил ими цех. Нужен и хороший редукционный клапан. Работники теплоцеха и отдела главного энергетика поставили клапан, но он оказался негодным. Без ремней и клапана система работать не может. Теплоцех затянул обвязку стендов, эта работа должна быть завершена еще в мае. Но тепловики начали ее форсировать лишь в последние дни июня. Как только обвязка стендов будет закончена, мы сразу же будем запускать систему. Работникам отдела технического надзора надо быстрее благоустроить территорию станции перекачки масла, спланировать грунт. В первой половине июля циркуляционная система смазки двигателей должна быть пущена в действие. Завод — селу Осуществляя решения мартовского Пленума ЦК КПСС, тракторостроители усиливают шефскую помощь селу. В подшефном совхозе «Рябининский» Юрьев-Польского района работает строительная, бригада с завода. Штукатуры ремонтно-строительного цеха тт. Баурин, Рыжова и другие в центральной усадьбе совхоза отделывают баню и клуб. Каменщики тт. Владимиров и Егоров с помощью рабочих других цехов ведут кладку коровника на 200 мест. Плотники тт. Паршин и Мажаров делают оконные блоки, навешивают двери. Укрепляют связи с сельской молодежью и комсомольцы завода. В течение пяти дней агитбригада комитета ВЛКСМ гастролировала в отделениях совхоза «Рябининский» и на конезаводе. Дано восемь концертов, организовано массовое гулянье. Комсомольцы завода подарили работникам совхоза 200 книг» («Тракторостроитель», 2 июля 1965).
«Крепить союз науки и производства С каждым годом повышается роль науки в жизни коллектива нашего предприятия. Ученые содействуют ускорению технического прогресса, обновляют и совершенствуют технику, концентрируют свои силы на разработке перспективных проблем. Особенно плодотворно развивается творческое содружество тракторостроителей с работниками научно-исследовательского институтa «Тракторосельхозмаш». Ученые и производственники проявляют обоюдную заинтересованность в осуществлении планов научных работ, помогают друг другу. Ощутимый вклад коллективом института внесен в литейное производство. Созданы и внедрены автоматы и полуавтоматы для выпуска оболочковых форм и центробежного изготовления стержней ребристых цилиндров двигателя Д-37М. Сейчас проектируется автоматическая линия оболочковых форм для этих отливок. Производительность ее — 240 форм в час. Изготовление линии планируется на будущий год. Разрабатывается автоматическая литейная линия с опоками 600х920. Совместно с заводом институт проводит работу по отливке коленвалов двигателя из сверхпрочного чугуна, будет оснащать цех точного литья. Ежегодно работники этого института расширяют фронт научных исследований в области механической обработки деталей и сборочных работ. Ведутся экспериментальные исследования по упрочнению канавок под верхнее поршневое кольцо. Разработан новый метод упрочнения, обеспечивающий повышение поверхности твердости на 50 процентов. Проводятся работы по определению оптимальных условий для упрочнения галтелей коленвалов. С целью обеспечения нашего предприятия более качественными поршневыми кольцами на Ставропольском заводе внедрен новый техпроцесс изготовления этих колец с применением одновременной обточки-расточки с последующей термофиксацией. Ученые разрабатывают нашему заводу автоматическую линию сборки головки цилиндра двигателя Д-37М. В 1966 году планируется спроектировать автоматическую лилию для сборки головки цилиндров с втулками и седлами. Большую техническую помощь оказывает институт заводу в отработке техпроцессов балансировки деталей двигателя, в частности коленчатых валов. Закончены работы по созданию двух полуавтоматов для балансировки маховика Д-37М. Один из них внедрен на заводе. Разрабатывается установка для балансировки двигателя Д-37М в собранном виде. На 1966—67 гг. планируется проведение исследований, создание и внедрение комплекса мероприятий, направленных на уменьшение вибрации двигателей и повышение их моторесурса путем уравновешивания отдельных деталей и узлов. Настойчиво ученые внедряют электрофизические методы обработки деталей. Работники института «Тракторосельхозмаш» часто приезжают на завод, решительно добиваются претворения в жизнь результатов своей работы, оказывают конкретную научную помощь на местах. А на днях на заводе побывали директор института А.К. Игнатьев и руководители отделов. Состоялось расширенное заседание технических советов завода и института, где обсуждался вопрос о дальнейшем совершенствовании производства. Ученые рассказали, над чем они сейчас работают, о своих перспективах. Тракторозаводцы высказали пожелания и предложения в адрес работников института, попросили оказать помощь в решении ряда технических проблем. Заводу предстоит резко увеличить выпуск цилиндров, поршней, шатунов. Отдельные операции их обработки совершенствуются, внедряются прогрессивные методы. Назрел вопрос о разработке комплексной передовой технологии на этих линиях. Ученые призваны помочь заводу в этом. Многое сделано нашим коллективом по повышению производственной культуры. Но заготовки внутри линий и между цехами часто транспортируются вручную. Работникам ТОМАП следует самокритично отнестись к своей деятельности. В создании средств механизации также нужны рекомендации ученых. Тракторозаводцы просили работников института усиленнее заняться совершенствованием ваграночных процессов, автоматизацией заливки, проблемами получения плакированных смесей, удлинением срока консервации деталей и оборудования. По-деловому прошла встреча ученых с производственниками. Тракторозаводцы и работники института выразили желание продолжать творческое содружество, крепить союз науки и производства» («Тракторостроитель», 6 июля 1965).
«Осенью прошлого года от улицы им. Горького до проспекта Строителей была проложена асфальтированная пешеходная дорожка. Тысячи жителей поселка «Черемушки» были признателен ЖКО за эту дорожку. По ней стало можно ходить даже в самую сильную распутицу. Но скоро сюда пришли строители. На расстоянии около двухсот метров они разломали асфальт, появилась глубокая траншея. Но трудящиеся не возмущались, они знали, что здесь будет проложена теплотрасса. Они терпеливо вязли в грязи, дожидаясь хороши дней. Теплотрассу построили, но никто не думал благоустраивать после этого территорию. Но подметили одну характерную особенность: горы земли, оставшиеся здесь от траншеи, переваливались с одного места на другое. Делалось это с помощью бульдозера. Но не об этом речь. Может быть, и нужно было переворачивать землю, поскольку тут должна проходить кольцевая троллейбусная линия, которую уже начали строить. Волнует другое… Строители приступили к строительству второй очереди Владимирского политехнического института. На площадку заезжают десятки самосвалов со строительными материалами. Водители машин едут не по дороге, а по асфальтированной дорожке, разламывая асфальт и бордюрный камень» («Тракторостроитель», 9 июля 1965).
В июле 1965 г. сдан в эксплуатацию литейный цех № 4 оболочкового литья для производства ребристого цилиндра.
«ЧЕРЕПАШЬИМИ ТЕМПАМИ На нашем заводе всё время идет строительство производственных корпусов. На днях был сдан в эксплуатацию литейный цех № 4. Производственные мощности растут. Но на заводе здорово отстает энергетическая база. Ей со стороны руководителей предприятия уделяется явно недостаточное внимание. В прошлом году должна была вступить в строй действующих третья компрессорная станция или как ее называют электротурбокомпрессорная. Но строители до сих пор не закончили работы, хотя обещали все завершить в 3 квартале 1963 года. Здание под монтаж оборудования не готово. Тут еще уйма всяких дел. А к строительству насосной и градирни для охлаждения воды еще и не приступали. Строительство идет, прямо скажем, черепашьими темпами. Намечалось множество новых сроков, но они срывались. Настоящего спроса со строителей за этот пусковой объект нет. А между тем, имеющиеся на заводе компрессорные работают без резерва. В цехах ощущается резкий недостаток воздуха. Для новой электротурбокомпрессорной имеется оборудование. Коллектив электросилового цеха готов каждую минуту завезти его под крышу, поставить на фундаменты. Шеф-монтер также намерен прибыть по первому приглашению. Но темпы строительства не позволяют приступить к монтажу электротурбокомпрессоров. Если дела на пусковом объекте пойдут и дальше так, то электротурбокомпрессорная не будет пущена раньше, чем через год. Н. АЛЕШИНА Принимайте коллег, инженеры О том, что идет экзаменационная сессия в политехническом институте, можно не заходя в его помещение. Сессионный настрой чувствовался даже... в троллейбусе. И тот, кто каждое утро проезжал на двойке», становился невольно свидетелем «консультаций», которые устраивали студенты в салоне троллейбуса. ...А темы, молекулы, вольты, сложные химические формулы, проводники, катоды, интегралы — и многое другое из специальной терминологии по физике, химии и математике слышалось здесь. На ходу листаются учебники, тетради с конспектами. Одним словом, экзаменационная сессия — очень жаркая пора. Это у одной группы студентов. А другая еще месяца три назад засела за дипломные проекты. Среди дипломников немало было и работников нашего завода. Так, А. Марьющкину нужно было спроектировать цех чугунного литья в земляные формы на выпуск 500 тысяч комплектов литья для двигателя Д-37М. Работа была не из легких. Но кропотливый, настойчивый труд, которому предшествовало почти шестилетнее обучение в институте, окупился сторицей. Государственная комиссия единодушно поставила высший балл — «отлично». Теперь молодой специалист, закончив литейное отделение механико-технологического факультета, получил новый титул — инженер по литейному производству. Е. Опарин тоже закончил этот факультет, но получил другую, не менее интересную специальность инженера-машиностроителя. В своей дипломной работе он удачно спроектировал механосборочный цех по выпуску трансмиссии трактора Т-28Х3 с подробной разработкой заднего моста. Отлично справились со cвoими заданиями также С. Ковлагин, К. Любимов, Ю. Урих, И. Артемьев, В. Рунов и другие. А всего этот факультет закончили 115 человек, 29 из которых — тракторостроители. Кроме этих специальностей. 55 человек получили право носить звание радиоинженеров и инженеров-механиков. Среди этого отряда высококвалифицированных специалистов есть и наши производственники: В. Баженов, В. Копылов, В. Шальнов, А. Бобков, В. Исаев. Многие из выпускников пришли в институт простыми рабочими. Теперь для них открыты большие перспективы. В этом огромная заслуга работников института, таких, как преподаватель В.П. Алексеев, проректор, кандидат технических наук, доцент Н.Н. Толокнов, кандидат технических наук А.Т. Газаров и многие другие. Но не только их. Молодых специалистов воспитывали многие инженеры, передовые рабочие нашего завода. СИНИЦЫНА, инженер-методист отдела технического обучения» («Тракторостроитель», 13 июля 1965).
«СВАРОЧНЫЕ АППАРАТЫ Коллективом лаборатории сварки разработан, изготовлен и внедрен в производство универсальный сварочный автомат для сварки в среде углекислого газа деталей пускового двигателя ПД-8 и трактора. Он пришел на смену ручной малопроизводительной дуговой сварке. С внедрением этого сварочного автомата производительность труда возросла в 1,5 раза, а также значительно улучшилось качество сварных соединений и швов. Силами нашей лаборатории подготовлен еще один специальный автомат для сварки впускных трубопроводов двигателя. Сейчас мы работаем над тем, чтобы внедрить в производство новый специальный автомат для сварки в среде углекислого газа глушителя двигателя Д-37М. Он будет производить сварку трех продольных и четырех кольцевых швов различного диаметра. Б. ГОРОВОЙ, заместитель главного технолога НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Творческая мысль технологов направлена главным образом на внедрение новых методов обработки и совершенствование действующих технологических процессов. В течение первого полугодия был внедрен ряд технологических процессов, в том числе обработка шеверов дисульфат-молибденом. В результате стойкость их увеличилась на 50 процентов. Применяется ныне процесс доводки твердосплавного инструмента, благодаря чему увеличилась его стойкость в 1,5 — 2 раза. Эффектную роль сыграли процессы автоматической сварки в среде углекислого газа, электрохимической зачистки заусенцев на рифлях разъемной части шатунов и на зубьях шестерен, мойки шатунов и шестерен двигателей на ультразвуковых установках и т. д. Технологи нашего отдела проводят также большую экспериментальную работу по освоению новых технологических процессов. Это рихтовка коленвала двигателя методом наклепа щек, накатка галтелей коленвала двигателя, размерно-упрочняющая раскатка отверстий в картере двигателя под вкладыши коленвала, размерно-упрочняющая раскатка нижней головки шатуна и т.д. С начала нового года мы ввели в эксплуатацию сорок специальных и агрегатных станков. Совсем недавно со станкостроительного объединения «Мосстанколиния» поступили три новые автоматические линии для полной механической обработки головки цилиндров. В линиях 53 станка, пропускная способность 200 головок в час. Кроме того, в течение этого года будут введены дополнительно свыше 80 специальных и агрегатных станков для обработки деталей двигателей Д-37М и Д-22. В. ПАХОМОВ, начальник сектора новой техники Силами нашей лаборатории Электро-физико-химическая лаборатория ОГТ существует на заводе менее года. За короткий срок сконструирована и изготовлена электрохимическая установка. Мы ей дали прозаическое название «ЭХ-1». «ЭХ-1» снимает заусенцы на рифлях разъемной части шатуна. Внедрение этой установки возводило резко снизить трудоемкость. Так, если ранее при ручной зачистке на один комплект затрачивалось около двух минут, то на этом аппарате за 50 секунд обрабатывается пять комплектов. Рабочие цеха одобрили это новшество. Но беда в том, что хозяин этой установки никак не найдется: то ли это будут энергетики, то ли механики. И когда «ЭХ-1» вышел из строя, ремонт его никто не стал производить. Мы сами взялись за его усовершенствование. Но новое, вероятно, всегда туго пробивает себе дорогу. Заказали инструментальному цеху катодное устройство. Прошло уже почти полгода, но руководители цеха не сделали ничего. «ЭХ-2» — это новая электрохимическая установка, которая также появилась в моторном цехе № 1. Она снимает заусенцы с шестерен после шевенговки. Обрабатывается одновременно от четырех до семи штук, можно вести обработку шестерен трех наименований. С внедрением ее в производство трудоемкость снизилась в-два-три раза. Кроме того, получается отличное качество и, безусловно, повышается культура производства. Сейчас установка не работает, вышел из строя генератор. Должен отремонтировать его электроцех, но сколько мы ни бились, дело не сдвинулось ни на шаг. Большой экономический эффект — шесть тысяч рублей дал внедренный нами новый станок 18В по извлечению сломанного инструмента из коленчатых валов, блоков и других деталей электроискровым методом. Если ранее многие детали из-за такого дефекта шли в брак, то теперь этого не наблюдается. Сейчас наш коллектив работает над проблемой внедрения в массовое производство электроимпульсной обработки кузнечных штампов в штамповом цехе. В конце июля будут проведены экспериментальные работы. Предполагаем, что эффект получится неплохой; трудоемкость снизится в два-три раза. Одновременно мы проводим экспериментальные работы в термическом цехе по ультразвуковой очистке от окалины и ржавчины с мелких деталей. Это улучшит значительно качество деталей и увеличит производительность труда. В нашей лаборатории 12 человек. Начальник бюро наладки тов. Захаров вместе с инженером-технологом тов. Рябиничевым, техниками-наладчиками тт. Высоцким, Кучиным, Семенихиным, токарем тов. Лисиным и другими проводят большую экспериментальную работу. Но условий для плодотворного труда у нас совершенно нет. В помещении тесно. Вместе с работниками КИБ ОГК размещаемся на 30 кв. метрах. Здесь же стоят несколько станков, испытательный стенд, от шума которых работать невозможно. Из-за того, что у нас нет помещения, мы не можем приобрести необходимого оборудования. Так, совсем недавно нам привезли сверлильный станок, но в лаборатории его поставить негде. И он «прозябает» на задворках. Несколько раз из Верхне-Волжского совнархоза приходило распоряжение о том, чтобы предоставили нам подходящее помещение и снабдили необходимым оборудованием, но главный инженер завода тов. Маркелов до сих пор не внял ничьим просьбам. «Не признают» нас пока и снабженцы, вместо работы нам приходится много бегать по различным инстанциям в поисках нужного материала и разрешения на его получение. У нас еще очень многого не хватает: реактивов, электро-импульсного станка. Одним словом нет базы, где можно было бы по-настоящему трудиться, с полной отдачей энергии. Мы можем принести много пользы для нашего предприятия, только нужна ваша помощь, тов. Маркелов. Э. КАРПОВ, начальник электрофизико-химической лаборатории» («Тракторостроитель», 16 июля 1965).
«НОВАЯ ПОДГОТОВКА - ПОД ПАРТИЙНЫМ КОНТРОЛЕМ Освоение нового производства — это новая ступень к дальнейшему совершенствованию не только производства, но и профессионального мастерства рабочих, инженерно-технических работников. Коллектив нашего цеха прошел не через одну такую подготовку. Прошло лишь несколько месяцев, как мы освоили выпуск пускового двигателя ПД-8 и новь на повестку дня встала новая подготовка — трехцилиндровый двигатель Д-22. В нашем цехе будут обрабатываться картер, коленчатый распределительный вал, противовес и выпускной трубопровод. Детали трудоемкие. Безусловно, от уровня подготовки производства будет зависеть в дальнейшем выполнение плана, качество изделий. Вот почему партийная организация взяла подготовку под свой контроль. В июне на заседании партбюро мы заслушали отчет начальника техсектора т. Матвеева о ходе работ. Тут мы встретились с неприятным фактом — многие станки, предназначенные для обработки деталей трехцилиндрового двигателя, оказались разукомплектованными. Длительное время станки хранились на кладах, потом в разных, здесь их постепенно «раздевали». Партийное бюро поручило группе содействия партгосконтролю детально изучить этот вопрос и доложить о результатах. Группа товарищей под руководством коммуниста тов. Володина внимательно занималась каждым станком. Материалы комиссии будут переданы группе содействия партгосконтролю при парткоме. Список недостающих деталей — огромный. Особенно пострадало электрооборудование. По предложению партбюро был разработан новый график запуска оборудования. Расстановкой станков сейчас в основном и занимаемся. На линии коленчатого вала уже установили 34 специальных станка. Началась их заливка, монтаж. Идет мощение полов. Начали опробование фрезерно-центровального станка МР-73. В минувшее воскресенье было оживленно на линии распределительного вала. Здесь начался монтаж оборудования. Но широким фронтом работы вести нельзя, производственные площади еще заняты текущим производством. Часть станков смонтирована на линии картера. Первые четыре операции опробованы. Многих станков еще нет в наличии. А главное надо немедленно решать вопрос с приобретением частей, снятых со станков. Е. ПОПОВ, секретарь партийной организации» («Тракторостроитель», 30 июля 1965).
«Заводу — второе место Из города Иванова пришла радостная весть: совет народного хозяйства и облпрофсовет присудили коллективу нашего завода второе место в соревновании предприятий машиностроительной промышленности Верхне-Волжского экономического района за второй квартал. Качество отливок будет выше Вместе с отделом главного энергетика и работниками теплоцеха мы перевели на газ печи в первом литейном и заготовительном цехах. Сейчас ведется подготовка к переводу на газ печи в литейном цехе № 3. На участке алюминиевого литья монтируются печи ИПА-500 для плавки алюминия. Эти печи совершенно новой конструкции. Ранее на заводе они не применялись, в отличии от старых имеют бетонный тигель. В них отливки не насыщаются окислами железа, что очень ценно. Одна печь будет пущена в конце августа. Другую предполагаем сдать в эксплуатацию в конце года. Большой объем работ предстоит выполнить в кузнечном цехе. В эти дни наш коллектив подготовил всю техническую документацию и графики производства работ для конвейерного закалочно-отпускного агрегата, на котором будет производиться термическая обработка шатуна. Ранее эту операцию выполняли в термическом цехе, потом готовые детали отправляли в кузнечный цех. Немало нами сделано в литейном цехе № 4. Здесь пущены две сталеплавильные печи ДСП -34. Сейчас мы подготовили все расчеты, техническую документацию для запуска установок ваграночного дутья. Монтаж этих систем уже начался. Большие надежды мы возлагаем на наше «детище» - отпускную печь в линии механической обработки, которая монтируется в моторном цехе № 1. Всю конструкцию, расчеты, техническую документацию мы разработали и подготовили сами. Эта печь поможет снимать внутренние напряжения коленвала и ликвидировать поводку после окончательной обработки. А. СИПОВИЧ, начальник печного сектора ОГМ» («Тракторостроитель», 3 августа 1965).
7 августа 1965 г. состоялось торжественное открытие заводской больницы на ул. Токарева. В августе 1965 г. открыт заводской санаторий-профилакторий.
В августе 1965 г. Колокшанский Сажевый завод переоборудуется под цех запасных частей ВТЗ (см. Колокшанский агрегатный завод).
«Почетная награда Праздником вдвойне явился День металлурга для группы наших работников. В ознаменование этого праздника награждены значком «Отличник социалистического соревнования РСФСР» Н.М Александров — заместитель главного металлурга, В.Л. Елшин — начальник литейного цеха № 1, И.П. Михалев — начальник ЦЗЛ, Н.А. Найденова — мастер литейного цеха № 3, П.А. Сидоренко — формовщик литейного цеха № 1, Т.М. Зайцева — стерженщица литейного цеха № 1. Советом народного хозяйства Верхне-Волжского экономического района и облпрофсоветом семь тракторозаводцев награждены почетными грамотами, в их числе: Г.B. Прививков — мастер литейного цеха № 1, А.И. Капустин — термист термического цеха, А.Т. Акимова — формовщица литейного цеха № 3, М.А. Петров — термист кузнечного цеха. *** Борясь в за звание спортивный клуб «Трактор», заводской физкультурный коллектив в прошлом году успешно выполнил свои обязательства, завоевал первенство в областном смотре-конкурсе среди спортивных коллективов промышленных предприятий области. В этом году физкультурное движение на заводе получило еще большее развитие. Тысячи тракторозаводцев приобщились к занятиям физкультурой, производственной гимнастикой, активному отдыху. Только за семь месяцев число физкультурников выросло почти на три тысячи человек. Это результат улучшения спортивно-массовой работы непосредственно в цехах, особенно в автоматном, ремонтно-механическом, моторном N 1, отделах главного конструктора и главного технолога. Много сил здесь затратили физорги, чтобы привлечь рабочих к занятиям спортом. В автоматном цехе, например, сейчас почти все мастера, руководители служб, бригадиры возглавляют какую-либо спортивную команду. Растет армия значкистов. Если за весь прошлый год значкистов ГТО было подготовлено 152, то за семь месяцев этого года — 459. Это достигнуто за счет улучшения работы с молодежью призывного и допризывного возраста в цехах: моторном № 2, инструментальном, ремонтно-механическом, тракторном. Одним из самых массовых спортивных мероприятий явилась XIII летняя заводская спартакиада. Она проводится по десяти видам спорта, в ней участвует около пяти тысяч тракторозаводцев. Много истых способных спортсменов открыла спартакиада. Борис Лебедев до ТОМАП установил новый рекорд завода по толканию диска. Саша Шмелев из литейного цеха № 4 выполнил норму первого разряда по бегуна дистанциях 1500 и 800 метров. Аля Поликарпова из отдела техники безопасности побила свой рекорд в пятиборье прошлого года. В состязаниях по плаванию выявились замечательные пловцы — Айно Кяльвияйнен, Катя Салова, Саша Шломин, Виктор Романов. Каждый четвертый участник соревнований по гребле уложился в норму третьего спортивного разряда. По семи видам соревнования спартакиады уже закончены. Уверенно лидируют спортсмены отдела главного конструктора, они занимают первые и вторые места. Удачно выступают спортивные коллективы цехов: автоматного, моторного № 1, литейного № 1, отделов главного технолога и главного металлурга. Физорги этих передовых спортивных коллективов Анатолий Бычков, Юрий Честнов, Виктор Чугунов, Виктор Кравченко, Владимир Титов, Юрин Сергеев проявили себя хорошими организаторами, умело выявляли новых молодых спортсменов. В течение последних трех месяцев заводской совет ДСО «Труд» проводил среди руководителей низовых спортивных коллективов соревнования на звание «Лучший физорг». Этого почетного звания удостоен физорг электросилового цеха Николай Константинов. Он сумел вовлечь большое количество работающих цеха в члены ДСО, добился обновления цеховых рекордов по легкой атлетике, улучшил организацию отдыха работающих, организовал несколько турпоходов. Николай Константинов премирован девятидневной путевкой на VIII спартакиаду профсоюзов в г. Москву. В нынешнем году спортсмены завода участвовали во многих областных и городских соревнованиях. Отстаивая спортивную честь завода, за лето завоевали 6 кубков. Спортивную зрелость продемонстрировали на соревнованиях предприятий обкома профсоюза машиностроения наши пловцы, легкоатлеты, участники игр по ручному мячу. Им присуждено первое место и кубки. Тренеры и капитаны Евгения Владимирова, Владимир Мольков, Виктор Гаврилов хорошо подготовили команды не только к этим, но и другим состязаниям. Сборная команда шахматистов завода в составе: В. Жаркова, Л. Куликовой, А. Ушакова завоевала первое место в розыгрыше первенства ЦС ДСО «Труд». Лучше, чем в прошлом году, выступают заводские штангисты во главе с тренером Владимиром Шиманихиным. В четырех соревнованиях им присуждены первые моста. Хороших результатов на областных состязаниях добилась наша сборная команда велосипедистов. А велосипедист Евгений Синев на зональных соревнованиях РСФСР выполнил норматив мастера спорта. Растет мастерство футболистов юношеской команды «Трактор». На турнире сильнейших общества «Труд» они завоевали первое место и памятный вымпел. Победительницей вышла в городских туристских соревнованиях по ориентиру заводская туристская команда. В августе заводской совет ДСО «Труд» проводит в честь VIII спартакиады профсоюзов соревнования между цехами и отделами по волейболу в два этапа. Команда-победительница будет награждена переходящим Красным знаменем. Завтра, в День праздника I молодости и красоты, заводские сборные команды примут участие в городских соревнованиях по семи видам спорта. На заводской спортплощадке в этот день будет разыгрываться между цехами кубок по футболу, состоятся игры по ручному мячу, городкам, в районе турбазы «Ладога» проводятся соревнования наших
туристов. А. МИТРОФАНОВ, председатель заводского совета ДСО «Труд» («Тракторостроитель», 13 августа 1965).
«ПУТИ ОТКРЫВАЕТ ИЩУЩИЙ Говорят, конструкторы — народ ищущий. И в этом нетрудно убедиться, если побывать хотя бы в одном конструкторском бюро. …Царит творческая деловая обстановка. Сосредоточенно серьезные лица конструкторов склоняются или над технической литературой, справочником, или над кульманом, где появляются все новые и новые штрихи будущего двигателя, детали, узла. — Над чем работает в эти дни коллектив конструкторского бюро спецдвигателей? — с таким вопросом мы обратились к его начальнику тов. А. Шаанову. Вот что он нам рассказал. Мы имеем несколько объектов работы. Так, например, сейчас ведется подготовка производства для серийного выпуска трехцилиндрового двигателя Д-22. В прошлом месяце в городе Вильнюсе проходили испытания этого двигателя, который был установлен на сварочном агрегате. Испытания прошли успешно, и государственная комиссия рекомендовала этот двигатель в производство. Кроме того, нашим бюро создана конструкция и изготовлены опытные образцы двухцилиндрового двигателя Д-21. Сейчас они проходят
лабораторные испытания и в ближайшее время в новых двигателей будут отправлены на харьковские тракторный и тракторосборочный заводы. Там их установят на трактор и самоходное шасси класса 0,6 тонны. Государственные испытания будут проходить в конце этого года на машино-испытательных станциях Грузии, Прибалтики, Казахстана. Службам нашего завода выданы все чертежи для технологической проработки и изготовления оснастки на двигатель Д-21, заказаны также специальные станки. Выпуск этих двигателей предполагается начать в 1967 году. Одновременно ведем работы по форсированию двигателей Д-21 и Д-22 по оборотам и среднему эффективному давлению. Разработали конструкцию и изготовили образцы, которые проходят лабораторные испытания. В результате форсировки мощность двигателя Д-22 повысится до 36 л.с., а двигателя Д-21 — до 24 л. с. при 1800 об/мин. В тесном содружестве с харьковчанами наши конструкторы занимаются разработкой автоматического регулирования теплового состояния «семейства» двигателей с помощью электромагнитной муфты скольжения и системы автоматики на транзисторах. Уже разработана конструкция и изготовлены опытные образцы, которые проходят лабораторные и полевые испытания. Эта система регулирования охлаждения позволяет автоматически поддерживать необходимый режим двигателя при изменяющихся температуре внешней среды, оборотах и нагрузки двигателей. Большое значение мы придаем форсированию четырехцилиндрового двигателя Д-37М до мощности 60 л. с. Работы ведутся двумя путями. Первый — за счет турбонаддува. Конструкция такого двигателя разработана и в экспериментальном цехе изготовлены опытные образцы, которые проходят всесторонние стендовые испытания в лабораториях отдела главного конструктора, НАТИ и Владимирского политехнического института. Первые предварительные испытания подтвердили возможность форсировки двигателя до 60 л. с. при 1800 оборотах в минуту. Второй путь, — за счет повышения оборотов и среднего эффективного давления. Эта конструкция двигателя Д-140 разработана на базе двигателя Д37М. Новый двигатель будет развивать мощность 60 л. с. при среднем эффективном давлении в кг/см2 и скорости 2200 об/мин. Его конструкция отличается тем, что здесь единая головка на все четыре цилиндра. Кроме того, цилиндры с алюминиевым оребрением подвешены на специальных проставках между блоком и головкой. Экспериментальный цех изготавливает образцы. В будущем году эти двигатели начнут лабораторные испытания. И еще у нас есть одна проблема, над которой работают наши конструкторы. Это — создание многотопливного двигателя на базе Д-37М, способного работать не только на дизельном топливе, но в на смеси его с бензином в разных пропорциях. В настоящее время конструкция такого двигателя разработана, изготовлены опытные образцы, которые проходят лабораторные в полевые испытания. Невозможно обойти молчанием лучших наших конструкторов и руководителей групп, которые вкладывают в эту работу немало сил и энергии. Это В. Абросимов, В. Дермешков, В. Васильев, К. Цветков, М. Барская, А. Колобанова, Г. Аверина» («Тракторостроитель», 17 августа 1965).
«График выпуска продукции срывается Неравномерно работал завод в первой половине августа. Допущено отставание от графика по сборке на 46 машин и на 266 двигателей, недодано запасных частей более чем на 130 тысяч рублей. Все цехи, кроме первого литейного и прессового, не справляются с графиком. Плохая обеспеченность металлом, техническая неподготовленность некоторых участков и ослабление трудовой дисциплины — вот главные причины неудовлетворительной работы. График сборки тракторов сорван по вине кузнецов и автоматчиков. С перебоями они подавали в тракторосборочный цех гайки, рычаги, валики. Организационная сумятица наблюдалась и на участке сборки трансмиссии. В течение недели плохо работала кран-балка, неблагополучно и с дисциплиной. Но положение можно поправить. Сборку моторов в первой половине августа определяли шатуны, коленчатые валы и распредвалы. Работники отдела материально-технического снабжения вовремя не реализовали фонды металла на заготовки этих деталей. Не из чего делать коленвалы в экспортном исполнении. Исчерпаны заделы по анкерной шпильке. Выполнение месячного плана немыслимо без коренного улучшения деятельности отдела материально-технического снабжения, повышения у каждого работника чувства ответственности за порученное дело. Болтовней и трескотней подменяют практические дела некоторые руководящие работники завода. Полтора месяца назад директор завода обязал начальника электросилового цеха тов. Костецкого и заместителя главного энергетика тов. Давыдова переделать схему трехстороннего сверлильного станка для обработки головки двигателя в моторном цехе № 3. Но товарищи не посчитали своим долгом своевременно выполнить это задание. В результате 16-го августа станок простоял, и было недодано в этот день 66 двигателей. Слабо воспитывает в коллективе чувство ответственности за выполнение государственного плана партийная организация кузнечного цеха. Этот цех сейчас самый отстающий в заводе, за первую половину августа задолжал по графику 217 тонн поковок. По вилке кардана не выполнено и четверти месячного плана. Срывается график штамповки звена. Причина отставания кроется не только в плохом обеспечении металлом. Корень зла — низкая трудовая дисциплина. Во второй пятидневке 36 часов простояли средние молота потому, что обслуживающие их рабочие Рожнов, Яровицын, Скребков прогуляли. С этим мириться нельзя. Коммунисты обязаны возглавить борьбу за выполнение плана. Во втором полугодии увеличено задание по производству пусковых двигателей ПД-8. Но равномерный выпуск пускачей наладить не удалось. За первую половину августа недодано 111 двигателей. Кузнечный цех не обеспечил моторостроителей коленвалами, потому что начальник штампового цеха тов. Хромов несвоевременно выдал штампы. Серьезное отставание по сборке редукторов допустил тракторный цех. Кузнецы задержали подачу шестерен трех наименований, большой дефицит возник и по деталям «автоматного цеха. Августовский план должен быть выполнен по всем показателям. Нужна глубокая заинтересованность, ленинская озабоченность каждого члена коллектива, партийных организаций в общем успехе. Быстрее вводить в строй новые мощности На 12 процентов коллектив завода должен увеличить во втором полугодии производство двигателей с воздушным охлаждением. А в первом квартале будущего года выпуск моторов возрастет еще больше. Чтобы успешно справиться с постоянно растущей программой, надо непрерывно наращивать новые мощности; своевременно вводить в строй пусковые объекты. Ход капитального строительства на заводе, на первый взгляд, идет благополучно. За семь месяцев освоено 3 млн. 750 тысяч рублей, а по строительно-монтажным работам выполнен годовой план. Но за этими положительными цифрами кроются существенные недостатки в организации строительства пусковых объектов. Завод не сможет справиться с повышенным планом первого квартала 1966 года, если не в строй Колокшанский цех запасных частей, не начнем строительство пристройки к прессовому цеху, не пустим первую очередь новой компрессорной, не подведем теплотрассу к экспериментальному цеху, не сдадим к нему пристройку. До конца года остается немногим более четырех месяцев, но на этих важнейших объектах не выполнен еще огромный объем работ. Медленно идет строительство складов, а они нужны как воздух. Завод платит огромные суммы денег за простой платформ. Работники отдела технического надзора явно недооценивают важности скорейшего ввода объектов, считают, что работы здесь можно вести не спеша, мирятся с тем, что строители снимают рабочих, механизмы, недостаточно проявляют инициативы в изыскании материалов. Темпы строительства некоторых объектов задерживаются из-за необеспеченности техдокументацией. Так, например, литейный цех № 2 не строится потому, что нет документации на междуэтажные перекрытия. Работники ОТН не проявляют оперативности в обеспечении строителей документацией, несвоевременно ее прорабатывают. В результате в ходе строительства приходится переделывать, вносить поправки, коррективы. Это влечет к дополнительным затратам, задерживает сдачу объектов. Особенно много переделок было по литейному цеху № 4. Крайне недостаточен технический надзор за качеством строительных работ. Кураторы ОТН тт. Антошин, Соков, Романов только подписывают процентовки, а за качеством по-настоящему не следят. Со стороны ОТН не предъявлено строителям ни одной рекламации. Кураторы «не заметили», что канализация сделана дугой, не потребовали исправить фасад новой компрессорной. Партийная организация ОТН, возглавляемая тов. Гусевым, ни разу в течение этого года не обсуждала на своих собраниях вопрос о качестве строительных работ, не приняла мер к тому, чтобы повысить роль и ответственность коммунистов, особенно кураторов в этом важном деле. При приемке объектов работники ОТН мирятся с недоделками строителей. Много труда вложено в сооружение теплотрассы до Черемушек. Строители сдали ее недоделанной, обещали позднее произвести обмазку трубопровода. Но «забыли» о своем обещании. Обмотка шлаковатой нарушилась. Завод заплатил за горячую воду 10 тысяч рублей, а за ее потери 48 тысяч рублей. И таких фактов немало. Работникам ОТН следует повысить требовательность к исполнителям, не принимать некачественно выполненные работы. Ввод в действие новых объектов во многом зависит от поставок оборудования. Сейчас на складах завода лежит оборудования почти на три миллиона рублей. Хранится оно небрежно, его разукомплектовывают, а оборудование, необходимое для пуска новых объектов, не приобретено. Нужно упорядочить на заводе вопрос заказа оборудования. Главному технологу тов. Игошину следует четко продумать, как довести в ближайшее время количество оборудования на складах до нормативов. От того, как быстро будут введены в действие новые объекты, зависит успех работы завода, увеличение выпуска продукции» («Тракторостроитель», 20 августа 1965).
«Новые образцы – в срок! По плану внедрения новой техники коллектив экспериментального цеха должен изготовить в третьем квартале двигатели Д-160, Д-140 и десять двигателей с моторесурсом 5 тысяч часов. Еще в прошлом году в цехе были изготовлены три опытных образца шестицилиндрового двигателя Д-160 с воздушным охлаждением, мощностью 80 лошадиных сил. Во время стендовых испытаний были выявлены слабые места. С тех пор прошло около года. За это время мы получили от конструкторов новые чертежи, по которым должны изготовить пятнадцать двигателей Д-160. В оставшиеся месяцы предполагаем выпустить пять двигателей, которые отправим на Минский тракторный завод. Коллектив цеха горит желанием выполнить задание в срок, но, грубо говоря, палки в колеса ставит штамповый цех. По графику он должен был изготовить штампы на коленвал к 10 августа, а их нет до сих пор. Тревожное положение сложилось в цехе и по двигателям Д-140, которые будут развивать мощность 60 л. с. при среднем эффективном давлении 6 кг/см2 и скорости 2200 об/мин. Модельный цех не выдал модели на такие ответственные детали, как проставки и моноголовки. Под угрозой срыва сборка двигателей с моторесурсом пять тысяч часов. Моторные цехи №№ 1 и 2 не выполнили приказ директора за №219 в выдаче деталей. Администрации и партийным организациям штампового, литейных цехов необходимо принять все меры к быстрейшему изготовлению оснасти и отливок для двигателей Д-140 и Д-160, а моторным цехам — ускорить выдачу деталей для двигателей с моторесурсом пять тысяч часов. Иначе задание по новым двигателям будет сорвано. Д. АРБУЗОВ, начальник экспериментального цеха» («Тракторостроитель», 24 августа 1965).
«Индукционный нагрев шатунов В августе в кузнечном цехе окончательно отлажен и введен в действие кузнечно-индукционный нагреватель шатунов двигателя Д-37М. Штамповщики сразу почувствовали преимущество нового метода нагрева заготовок. Нагрев получается стабильным, почти совсем нет окалин. И главное, условия труда улучшились. Нет такой жары, как около газовых печей, культура производства стала выше. Подача заготовок из кузнечно-индукционного нагревателя автоматизирована, а раньше их из печей таскали клюшкой. Электрики участка ТВЧ тт. Болдин, Блинов, Лапшин учат штамповщиков, нагревальщиков, как нам обслуживать КИН, делают надстройку его механизмов, следят за температурой нагрева заготовок. В сентябре будет внедрен индукционный нагрев еще одной детали — вилки кардана. Кузнечно-индукционный нагреватель установлен, заканчивается отладка электросхемы двигателя. Оснастка готова. Перевод вилки кардана с газового нагрева на индукционный улучшит его качество» («Тракторостроитель», 31 августа 1965).
«ЮБИЛЕЙ САДА Каждый, кто бывал на реке Содышке, не раз любовался великолепными садами, усеянными крошечными домиками. Здесь раскинулись коллективные сады тракторостроителей. Ранней весной этот живописный уголок утопает в белорозовой пене цветущих яблонь и вишен. А осенью ветви деревьев гнутся под тяжестью сочных и спелых плодов. 29 августа третий коллективный сад отмечал свое десятилетие. Кажется, эти годы прошли незаметно. Но если присмотреться хотя бы к одному из деревьев, то заметишь, как молодые саженцы превратились в плодоносные стройные яблони, вишни, груши. На территории сада за это время появилось немало новшеств. Здесь построен агродом, где можно почитать свежие газеты, журналы, брошюры по садоводству и защите растений от вредителей. В этом году центральная аллея электрифицирована. В саду более 220 участков. Среди них немало показательных. Любители-садоводы Н.П. Тарасов, Н.Я. Акишин, В.В. Ковылин, А.Ф. Шилов, П.С. Щитов, В.В. Борисов и другие получают неплохие урожаи плодов и ягод. Все это говорит о том, что они любят это дело и посвящают ему все свободное время. На торжественном собрание посвященном юбилею, эти садоводы за хорошее ведение садового хозяйства были награждены грамотами и подарками. «Дружба» отправилась в путь Сегодня в 2 часа 42 минуты от перрона Владимирского вокзала отправился туристский поезд «Дружба». Ранним утром туристы прибыли в Москву, где пробудут почти целый день. Из столицы поезд возьмет курс на юг нашей страны. В этом увлекательном путешествии примут участие около четырехсот трудящихся нашей области, среди которых более сорока производственников нашего завода. В их числе нормировщица моторосборочного цеха Н. Калинина, оператор машиносчетной станции А. Чикарина, работница моторного цеха № 3 Н. Коноплева. А вот тт. Константиновская из теплоцеха, Бросалова из заводоуправления и мастер из литейного цеха № 3 Рузов на поезде «Дружба» отправились во второй раз. Все туристы во время этого путешествия увидят очень много интересного, удивительного. Они посетят города-герои Одессу и Севастополь, совершат экскурсии по Крымскому побережью, побывают на замечательных курортных городках Левадии и Алупке, осмотрят великолепный Воронцовский дворец. Из Керчи весь состав переправят на пароме через пролив и поезд пойдет по побережью Кавказа. Он сделает остановки в Батуми, Сухуми, Гагре. Безусловно, из отпуска все вернутся загорелые, бодрые, набравшиеся новых сил для плодотворного труда» («Тракторостроитель», 3 сентября 1965).
«Всесоюзной конференции тракторостроителей экспериментальщики подготовили хороший подарок. Они выпустили опытный образец шестицилиндрового двигателя Д-160, который установили на трактор «Беларусь». Заводские испытания проходят успешно и показывают положительные результаты. В ближайшее время этот трактор с установленным на нем мощным двигателем будет проходить испытания в полевых условиях» («Тракторостроитель», 7 сентября 1965).
«Главные направления Главными направлениями в нашей работе можно считать: устранение выявленных в процессе эксплуатации недостатков двигателей Д-37М; подготовка к производству новых дизелей Д-22 для скоростных тракторов класса 0,6 тонны; повышение степени очистки воздуха, масла и топлива; внедрение мероприятий по увеличению жесткости основных детален двигателя Д-37М — блока-картера и коленчатого вала; подбор алюминиевых сплавов повышенной жаропрочности для поршней. Все мероприятия, вытекающие из решений 16-й отраслевой конференции по двигателю Д-37М, выполнены, что положительно сказалось на показателях качества выпускаемой продукции. За истекший период количество рекламаций снизилось: по двигателям примерно на 30 процентов, по трактору Т-28ХЗ — на 20 процентов. Значительно сократились рекламации по имевшимся ранее массовым дефектам: обрыву болтов шатуна — в пять раз, рассухариванию и обрыву клапанов — в четыре раза, выходу из строя шестерен распределения — в два раза, задиру и выплавлению вкладышей — в 2,5 раза. Разработаны и осуществляются мероприятия по улучшению качества изготовления коленчатого вала, шатуна, блока цилиндров и других деталей и узлов двигателя Д-37М. Открывающаяся сегодня на нашем заводе XVII Всесоюзная конференция тракторостроителей явится важной вехой в борьбе коллектива за повышение технического уровня продукции. Е. САРКИСЯНЦ, главный конструктор завода Новые механизмы Рабочие ЦНОМА своими руками не делают тракторы и двигатели, но помогают коллективам других цехов наращивать выпуск изделий, улучшать качество. В канун открытия Всесоюзной конференции тракторостроителей по качеству продукции бригада слесарей, руководимая Алексеем Фроловым, закончила изготовление и монтаж моечной машины для промывки каналов блока в моторосборочном цехе. В старой мойке промывалась только наружная часть блока, а каналы оставались загрязненными. Новая моечная машина обеспечит хорошую промывку каналов. Бригада тов. Федорова сделала шнековую камеру для промывки
мелких деталей автоматному цеху. Загрузка и выгрузка их механизированы. Хороший подарок конференции подготовил коллектив бригады коммунистического труда, возглавляемый Николаем Рузиным. Слесари сдали в эксплуатацию в моторном цехе № 2 конвейер для сборки пусковых двигателей ПД-8. Длина его 36 метров, одновременно можно собирать на нем 40 пускачей. Важный заказ выполняет бригада Виктора Спиридонова. Вместе с другими исполнителями она готовит к пуску отпускную печь для снятая внутренних напряжений и ликвидации поводки коленчатого вала двигателя. *** Ряд заводов систематически, на протяжении всего года, задерживал отгрузку деталей на ВТЗ, в результате наше предприятие работает неритмично, спускает с конвейера неукомплектованные тракторы и двигатели. Недовольны тракторозаводцы работой Заволжского моторного завода. За восемь месяцев заволжцы задолжали около 18 тысяч крышек клапанов на двигатель Д-37, 4.50 роторов направляющего аппарата. Двигатели приходится спускать с конвейера без этих деталей. Постоянно нарушает договорные условия Минский моторный завод по отливкам направляющего аппарата. За восемь месяцев он недогрузил свыше 7700 деталей. На оба эти предприятия вынуждены ежедневно посылать автомашины, что, конечно, встает в копеечку. Завод «Автоприбор» находится рядом. Однако и он не заботится о своевременной отправке термометров РС-403Д. Детали сотен наименований получает наш завод с других предприятий страны. И, безусловно, добротность нашей продукции во многом зависит от качества покупных изделий. Большим бедствием для нашего завода в 1961 году был дефект форсунок — наличие посторонних металлических частиц в рабочих полостях распылителя, что приводило к потери двигателем своих экономических и мощностных показателей. В июле этого года Алтайский моторный завод допустил остановку трех заводов — нашего, Липецкого тракторного и Ташкентского тракторосборочного. В последнее время ряд поставщиков заметно улучшил качество изготовляемой ими продукции. К ним относятся Ставропольский завод поршневых колец, Заволжский моторный, Коняевский металлозавод. А вот с Елецкого агрегатного завода гидроцилиидры продолжают поступать с дефектами. За шесть месяцев из 6567 гидроцилиндров ЦС-90 нами были изъяты 4789. Обнаруживали цилиндры, которые не прошли гидроиспытаний на ЕАЗ, на них не было штампа ОТК. 29 процентов болтов, получениях с Куйбышевского завода «Автотрактородеталь» в первом полугодии были забракованы по забоинам. Вопрос до конца не решен до сих пор. Брак топливных насосов Д-37 производства НЗТА за то же время составил 14 процентов. Хмельницкому заводу «Тракторозапчасть» надо улучшить термообработку деталей и добиться ее стабильности следить за чистотой обрабатываемых поверхностей деталей и точным исполнением размеров. Алтайскому моторному заводу следует ужесточить приемный контроль форсунок: на испытательной станции моторосборочного цеха в процессе обкатки дизелей ежедневно отходит в брак по течи топлива в соединениях и из-за других дефектов 130—160 форсунок. Хочется, чтобы обратили серьезное внимание на качество продукции и другие поставщики, в частности, металлургические заводы, производящие прокат — круг 60, сталь 45Х, который идет на ответственную деталь двигателя — шатун» («Тракторостроитель», 7 сентября 1965).