Улучшая и совершенствуя выпускаемые машины, конструкторы создали трактор Т-28. В январе 1957 г. собран первый образец трактора ВТЗ-28 (30 л.с.).
В декабре 1956 г. в моторном цехе монтируется и отлаживается автоматическая линия для обработки поршня. В марте 1957 г. в моторном цехе смонтирована и опробована автоматическая линия для обработки головки цилиндров.
В июне 1957 г. идет освоение производства деталей трактора ВТЗ-28 «Владимирец».
В июне 1957 г. в тракторном цехе монтируется автоматическая линия для обработки корпуса трансмиссии.
В августе 1957 г. заводу выделены дополнительно 5 млн. рублей на строительство тракторосборочного и литейного корпусов.
Т-28М-2 - первый и единственный опытный образец трактора на полугусеничном ходу. Трактор был оборудован специальным полугусеничным ходом (устанавливалась прорезиненная лента с грунтозацепами) – для повышения проходимости на влажных грунтах. Разработан на базе трактора Т-28 конструкторами завода в 1957 году. Предназначался для работы в условиях плохой проходимости. Этот трактор прошёл тестирование на испытательном полигоне ВТЗ, где зарекомендовал себя с положительной стороны. Он показал высокую проходимость, мог спокойно преодолевать практически любые препятствия. Но, к серийному выпуску этих тракторов завод не приступил, и в том же году этот проект был закрыт.
15 октября 1957 г. Бюро обкома партии обсудило вопрос о ходе подготовки производства к выпуску трактора ВТЗ-28 «Владимирец» на Владимирском тракторном заводе им. А.А. Жданова и обязало партком и руководство предприятия закончить эту работу к январю 1958 года.
В декабре 1957 г. закончены работы по отладке автоматической линии обработки блока цилиндров в моторном цехе. В декабре 1957 г. - освоение производства раздельно-агрегатной системы.
18 марта 1958 г. на главном конвейере идет сборка первых пяти машин Т-28 «Владимирец». На трактор Т-28 установили дизельный двухцилиндровый рядный двигатель водяного охлаждения Д-28 объемом 3,1 литра (диаметр цилиндра составляет 125 мм, ход поршня – 125 мм). Номинальная мощность двигателя Д-28, с вихрекамерным способом смесеобразования, составляет 28 лошадиных сил при 1400 об/мин, максимальный крутящий момент – 125 Нм при 900 – 1000 об/мин; 9 скоростей; вес 2200 кг. Пуск двигателя Д-28 осуществляется при помощи карбюраторного пускового устройства с электрическим стартером. Объём основного топливного бака трактора Т-28 составляет 74 литра, бак для пускового топлива вмещает 4 литра. Трансмиссия трактора Т-28 – механическая (коробка передач с понижающим редуктором обеспечивает 9 передач переднего хода и 2 – заднего), главная передача – с блокируемым дифференциалом. Максимальная транспортная скорость трактора Т-28 составляет 25 км/ч, эксплуатационная масса – 2,2 тонны, дорожный просвет – 650 мм. На Т-28 устанавливалось задняя гидравлическая раздельно-агрегатная навесная система. Для привода гидравлической системы на двигатель трактора был установлен насос НШ-40. Также трактор Т-28 оснащался прицепным устройством, задним независимым валом отбора мощности и приводным шкивом для стационарных сельскохозяйственных машин.
С 1958 до 1992 год Рэм Иосифович Кульчицкий работал на Владимирском тракторном заводе, пройдя путь от старшего инженера-конструктора до заместителя Генерального конструктора и заместителя начальника ГСКБ по дизелям малой мощности, выйдя в этой должности в 1992 г. на пенсию.
«СОРЕВНОВАНИЕ РАЗГОРАЕТСЯ Молодые ярославцы приняли вызов комсомольцев Тракторного Соревнование двух заводов — Владимирского тракторного и Ярославского автомобильного — завязалось в середине ноября. Начали его две бригады формовщиков — А. Папулина с ВТЗ и Калячкина с ЯАЗ. Потом его подхватили литейные цеха, потом… Но было бы слишком долго перечислять все цеха и бригады, которые теперь соревнуются друг с другом. Соревнование переросло в борьбу за первенство двух заводских коллективов. В середине января в гости к тракторостроителям приезжала делегация ярославцев. Автозаводцы познакомились с производством, обменялись опытом работы. А вот недавно протянулась еще одна ниточка этого соревнования — комсомольская организация Тракторного завода вызвала комсомольцев-автостроителей. Молодые ярославцы горячо откликнулись на этот вызов» («Комсомольская Искра», 31 января 1958).
«Ярославль-Владимир У инициаторов Литейный цех ВТЗ. Торопливо постукивают формовочные машины, дробно стрекочут механические выбивные решетки. Работа в утренней смене только началась, но уже во всем чувствуется большая организованность. Литейщики соревнуются с ярославцами. Это видно по наглядной агитации и в самом ритме работы. Второй конвейер обслуживает хорошо известная бригада формовщиков А. Папулина. Коллектив этой бригады зажег факел социалистического соревнования двух крупнейших заводов — Владимирского тракторного и Ярославского автомобильного. Медленно движется конвейер. Одна за другой опускаются на тележки готовые опоки. Бригада трудится с большим подъемом. Ни одной заминки. На учете каждая минута. Но только ли от них зависит ритмичная работа? Ведь для того, чтобы делать формы, нужны стержни, формовочная земля и другое. В обширном помещении длинными вереницами расположены станки для формовки стержней. Над большим столом, отгороженным пополам бункером, склонились девушки Аля Бокова, Валя Фомичева и Аля Прохорова. Девчата отдают все свои силы, чтобы не сдерживать работу литейщиков. И не даром на заводе стержневое отделение нередко называют «истоком успеха литейщиков». От них стержни уходят к сушильному агрегату. После просушки они попадают на сухую обработку. Это окончательная операция и требует, пожалуй, не меньше хлопот и опыта. На ней занято 4 человека. Лида Маркова обрабатывает жакет низа и производит сборку головки блока. Она настоящий виртуоз в своем деле. Молнией в ее руках снует специальный нож, снимая излишки массы. — Я борюсь за каждую секунду, — говорит Лида,— секунда для меня — это стержень. Сделал лишнее движение — недодал деталь. Самой молодой работницей среди них является Люба Потягалова. Она красит стержни графитной пастой. Через ее руки проходит масса деталей, и все они хорошего качества. Так, ритмичная слаженная работа отдельных людей и участков выливается в общий успех. И. ФИЛАТОВ, И. ФОМИН» («Комсомольская Искра», 2 апреля 1958).
««Легкая кавалерия» Тракторного вышла в рейд Шумно было в минувший вторник в комитете ВЛКСМ Владимирского тракторного завода. Сюда собрались члены заводского штаба «легкой кавалерии», чтобы решить, куда нацелить первый удар своего отряда. — Нужно проверить хранение и использование неустановленного оборудования, — предложил начальник штаба техналадчик Леонид Кириллов, — с этим вопросом у нас на предприятии не все благополучно. — Правильно! — поддержал его комсорг цеха шасси Владимир Давыдов. На этом и порешили. Тут же был разработан маршрут рейда. Комсомольцы разбились на четверки. Их возглавили комсорг автоматного цеха Геннадий Сырунин, секретарь заводского комитета ВЛКСМ Юрий Лосев, комсорг цеха шасси Владимир Давыдов и начальник штаба Леонид Кириллов. — Будьте зоркими, - отдал последний приказ начальник штаба и шутливо добавил: — По коням! Четверки направились в цеха... КЛАДЫ И СКЛАДЫ... Не так трудно выявить в цехе неиспользуемое оборудование: оно и грязное, и покрыто налетом ржавчины, а нередко и детали с него растащены. Таких станков оказалось немало. — А какой смысл в вашей проверке? — удивленно спросил комсомольцев начальник моторного цеха тов. Князев, — мы и сами знаем, что у нас делается. — Знать мало,— резонно ответили ему, — нужно принимать меры. И мы этого добьемся. Действительно, руководители цехов знают о неиспользованной и неустановленной технике. Но они смирились с создавшимся положением. А ведь в том же моторном цехе стоят без применения радиально-сверлильный, кругло-шлифовальный, горизонтально-долбежный и другие станки. И так почти в каждом цехе. Много неиспользованного оборудования выявила четверка Геннадия Сырунина. Только в автоматном цехе шестнадцать станков. Третий год, как заброшен плоско-шлифовальный станок в модельном цехе. Полтора года стоит кругло-шлифовальный в инструментальном. Когда они вошли во второй литейный цех, то увидели, как рабочие подвозят на тачках рукава весом около сорока килограммов. А дорогостоящая подвесная линия, которая бы намного облегчила труд людей, стоит без движения с прошлого года. Более чем полгода стоит в тракторном цехе ценный алмазно-расточной станок. Все это время он был не нужен. А как необходим он на третьем участке в моторном цехе! Интересный разговор состоялся в кузнечном цехе. — Почему стоят два молота? — поинтересовались активисты у начальника тов. Коноплева. — Когда будут расширять производство — понадобятся,— ответил он. Такие ответы приходилось слышать часто. Во многих цехах неиспользованное оборудование придерживается из расчета, что авось когда и понадобится. А пока оно стоит месяцы, годы... Буквально завязла «легкая кавалерия», попав на склад отдела главного механика. Под снегом активисты обнаружили целое кладбище оборудования. А разве трудно было сделать навес?! БЫЛИ И ПРОМАХИ Когда закончился рейд, активисты вновь собрались в комитете ВЛКСМ и, подводя итоги, поспорили. Спор помог разобраться в кое-каких промахах. Некоторые участники рейда признались, что плохо представляли цели своего похода и только потому, что штаб не разработал конкретного плана проверки, не совсем четко определил обязанности активистов. Ну, а раз ребята сами разобрались в своих промахах, то в дальнейшем их не допустят. ...Итак, качало положено, «легкая кавалерия» тракторостроителей включилась во всесоюзный рейд. Впереди у них немало работы. Н. СИДОРОВ» («Комсомольская Искра», 7 февраля 1958).
ВТЗ. Испытание трактора Т-28 с уширителем задних колес. 1950-е гг.
«ТРАКТОРЫ — НА ЮГ Каждый день с платформы тракторного завода им. Жданова в разные концы Советского Союза уходят десятки тракторов. На прошлой неделе в солнечный Узбекистан тракторостроители отправили 80 машин, а на поля Казахстана — 40. Поступила на ВТЗ заявка и от тружеников Азербайджана. Их просьба удовлетворена. В эту республику отгружено 30 тракторов. И. ФОМИН» («Комсомольская Искра», 19 февраля 1958).
«НАВСТРЕЧУ ВЕСНЕ Быстрее дать Родине новый трактор «Владимирец» — этим живут сейчас коллективы всех цехов Владимирского тракторного завода. С первого апреля главный конвейер переходит на массовый выпуск новых машин. Уже собраны первые три трактора, которые сейчас проходят полевые испытания в Узбекистане. В. СТРЕЛЬЦОВ» («Комсомольская Искра», 26 марта 1958).
Тракторостроители с 1-го апреля 1958 г. начали выпускать новые, более производительные машины Т-28 «Владимирец».
16 апреля 1958 г. моторный цех полностью перешел на выпуск моторов ДТ-28.
Тракторы Владимирского тракторного завода на Владимирской областной промышленной и сельскохозяйственной выставке достижений народного хозяйства. Июль-август 1958 г. Фото: Акимов Николай Михайлович Тракторы «Владимирец» производства Владимирского тракторного завода на Владимирской областной промышленной и сельскохозяйственной выставке. Июль-август 1958 г.
«В моторном цехе Владимирского тракторного завода имени А.А. Жданова к обеденному перерыву все было, подготовлено к приему гостей: установленный в пролете грузовик превратился в своеобразную сцену, на металлической ферме радисты укрепили микрофон. Ну и разумеется, «зрительный зал» оказался заполненным — домой никто не ушел, наоборот, все подходил и подходил народ из других цехов. Но вот, наконец... — Сегодня к нам на завод приехали артисты Горьковского театра комедии. Они выступят перед вами с концертом,— говорит, обращаясь к собравшимся, заместитель секретаря парткома ВТЗ В.В. Борисов. Концерт начался после того, как главный режиссер театра С.А. Крутов коротко рассказал о репертуаре гастролирующего во Владимире творческого Коллектива. Ведущий программу актер Л.М. Шаргородский передает от имени своих товарищей привет и пожелания успехов владимирским тракторостроителям. — Сцена и куплеты из спектакля «Свадебное путешествие»! Их исполняют артисты, Н.А. Славинская, Е.А. Лещинская, П.С. Галкин, М.И. Кручинин и С.М. Купцов. Остроумный, веселый текст не раз вызывает смех в «зале», хорошая игра актеров — дружные аплодисменты. Затем гости показали сцену краснофлотского концерта из спектакля «Раскинулось море широко». В ней были заняты: заслуженная артистка РСФСР Е.Ф. Волкова, М.П. Георгиевский, В.В. Вихров и М.И. Кручинин. Тепло, душевно спели артисты лирические песни, а когда Е.Ф. Волкова и ее партнер М.П. Георгиевский лихо станцевали на грузовике веселый танец, рабочие моторного цеха потребовали, чтобы он был повторен. И потом долго-долго аплодировали гостям. А. ТУМАРКИН» («Комсомольская Искра», 15 июня 1958).
«Еще учась в техникуме, комсомолец Константин Барсков мечтал попасть непосредственно на участок, туда, где рождаются умные машины. И вот техникум позади. Константин с радостью принял назначение на работу мастером в сталелитейный цех, а затем технологом в литейный № 1. Нравилось Константину ходить по участку, вникать во все большие и малые дела. Как-то одна из работниц пожаловалась ему на большой брак корпуса расширителя. — Я уже давно об этом думаю, — ответил технолог. Вскоре по его предложению была сделана новая модель отливки. Технология формовки стала проще, а главное — снизился брак. Упростилась и обработка в механическом цехе. Рабочие стали относиться к молодому технологу с уважением. Знания, непримиримость к недостаткам, творческий подход к делу помогли Константину Барскову стать одним из лучших рационализаторов завода. На его счету около тридцати рационализаторских предложений.
К. БАРСКОВ
Долгое время в литейном цехе шел большой брак по головке блока цилиндров. В иные месяцы он доходил до пятидесяти процентов. Константин в соавторстве с Н. Соколовым предложил ликвидировать в стержне тонкую перемычку, которая при заливке не выдерживала воздействия металла и размывалась. Нововведение помогло сэкономить заводу около ста тысяч рублей в год. Добиться такого успеха Барскову удалось не только благодаря знанию производства, но и настойчивости. Больше сотни бракованных головок разбил кувалдой молодой технолог, прежде чем пришел к выводу, что основной причиной брака является неправильный стержень. Сейчас Константин учится на 4-м курсе заочного машиностроительного института. — Хороший из парня будет инженер, — говорят рабочие. И. ФИЛАТОВ, работник ВТЗ им. А.А. Жданова» («Комсомольская Искра», 4 июня 1958).
«У комсомольцев Владимирского тракторного Много вопросов обсуждалось комсомольцами в этот день. Но вот зашла речь о сборке юбилейных тракторов, и комитет комсомола стал больше похож на кабинет начальника производства. — Необходимо создать ударную комсомольскую бригаду. Юбилейные тракторы должны быть собраны нашими руками, — так решили собравшиеся. ...На город опускалась тихая июльская ночь. Затих шум станков в цехах. Погас свет в окнах домов. Но те, кто остался в этот поздний час на главном конвейере, не думали о сне. Их беспокоило другое: и как быстрее освоить профессию сборщика, ведь для многих это совсем новое дело. Решили поступить так: опытные производственники расставили комсомольцев по рабочим местам, показали, что и как надо делать. И - конвейер был включен. Медленно движется лента. С каждым метром будущий трактор обрастает все новыми узлами. Вот комсомольский вожак моторного цеха Галина Втюрина ставит трос газоуправления. Вот Тамара Пименова, работница машиносчетной станции, крепит стойки крыльев. Конструкторы Владимир Сергеев и Анатолий Григорьев захватывают подъемником колеса и ставят их на трактор. Монтаж электрооборудования ловко ведет технический секретарь комитета комсомола Роза Валеева. Впервые участвуют в сборке эти комсомольцы, но работа спорится в их руках. Не дремлет и стенная печать. Прямо тут же в цехе сочиняется и вывешивается на стене «молния»: «Привет передовикам-сборщикам!». 15 машин со сверкающей на капоте эмблемой «Владимирец» собраны комсомольцами в эту смену. Когда новорожденные тракторы выкатили во двор и поставили на площадку для обкатки — всхолило солнце нового дня. На всю жизнь запомнится это утро комсомольцам. 2. Громыхают формовочные машины, одна за другой на заливку движутся собранные формы. Но нет-нет, да и случится у формовщиков задержка, конвейер останавливается. Здорово лихорадят работу литейного цеха № 1 эти простои. Начав борьбу с ними, комсомольцы решили прежде всего навести порядок в цехе. Ведь чистота и культура производства — немаловажное условие ритмичной работы. Но, глядя на кучи отходов формовочной земли, громоздившиеся возле конвейеров, многие сокрушенно покачивали головами: — Справимся ли? Ведь тут носить не переносить. Что не под силу одному легко совершить вместе эту истину хорошо знают тракторостроители. И вот, комсомольцы всего завода решили помочь литейщикам. Трижды приходили они на субботники и добились своего — в формовочном отделении стало намного чище. Особенно хорошо потрудились И. Пухов, Л. Галанова, А. Пятова и А. Свиридов. Многие тонны отходов спустили в отвал руки этих комсомольцев. Все они работают в других цехах, но знают: первейший комсомольский долг — помогать товарищам. — Юбилей города будем встречать в обновленном цехе, — удовлетворенно говорят литейщики. 3. Виктор Римский — токарь моторного цеха еще очень молодой производственник. Только год, как прямо со школьной скамьи он пришел на завод. Но это время не прошло для Виктора даром. Сейчас он один из лучших рабочих пятого участка. Токарная обработка деталей — первая операция в линии. Поэтому комсомолец работает так, чтобы не задерживать товарищей. Две нормы в смену — такая производительность давно стала для Виктора привычной. Свои успехи молодой токарь посвящает юбилею родного города. В. СТРЕЛЬЦОВ, В. КЛИМОВ» («Комсомольская Искра», 6 августа 1958).
1 мая 1958 г. изготовлен опытный образец трактора с двигателем воздушного охлаждения Д-30. Идет подготовка к производству двигателя Д-30.
«ЗАКОНЧИЛИ! Напряженные дни, полные вдохновения и творческого подъема, пережили работники центрального конструкторского бюро, работавшие над проектированием технологической оснастки на двигатель воздушного охлаждения. Они спешили уложиться в те короткие сроки, какие им были даны на это ответственное задание. Первым рапортовал об окончании работ руководитель группы приспособлений тов. Гаврилов. Это было за несколько дней до праздника. Группа спроектировала свыше 650 рабочих приспособлений, значительная часть которых пневматические и многоместные. Законный в основном проектирование технологической оснастки на новый двигатель группы мерительного и режущего инструмента, холодных штампов. Сейчас конструкторы работают над проектированием оснастки, на которую из отдела главного конструктора поступили изменения».
Руководитель группы приспособлений Б. Гаврилов - начальник КБ приспособлений.
Разработана конструкция трактора Т-29 «Владимирец - 850» с двигателем воздушного охлаждения Д-30.
«ЮБИЛЕЙНЫЙ ТРАКТОР На прошлой неделе с конвейера владимирского тракторного завода имени Жданова сошли первые образцы универсального пропашного колесного трактора Т-29 «Владимирец — 850». Новый трактор имеет большие преимущества перед трактором Т-28 «Владимирец». Вес его меньше на сто пятьдесят—двести килограммов, обладает большой мощностью, лучшими динамическими и экономическими показателями. На новой машине установлен двигатель мощностью в тридцать лошадиных сил с воздушным охлаждением. Это обуславливает меньшую чувствительность системы охлаждения и низкой температуре воздуха и исключает необходимость в пользовании водой. В результате машина приобретает особое значение для работы в безводных и северных районах страны. Изменена конструкция облицовки трактора. Применены малогабаритные фары, которые закрепляются на откидной части облицовки. Значительно удобнее расположено колесо рулевого управления. Сейчас на заводе изготавливается пять первых юбилейных машин. Два трактора будут отправлены в Средне-Азиатскую машинно-испытательную станцию. Одна машина оставлена на заводе для испытания в полевом отряде. Два образца нового трактора будут представлены на Владимирской областной и Московской Всесоюзной выставках. П. ХИТРОВА 800 КИЛОМЕТРОВ ПУТИ В четверг в город Владимир возвратились участники мотопробега Владимир — Ярославль — Владимир. Команда мотоциклистов, организованная заводским комитетом ДОСААФ тракторного завода им. Жданова, свой 800-километровый пробег посвятила славному юбилею города Владимира. Члены ДОСААФ Ярославского автозавода тепло встретили гостей — владимирцев, познакомили их с достопримечательностью города, показали свое предприятие, поделились опытом работы. Тракторозаводцы побывали на водной станции, где увидели маленькие катера — скутеры, изготовленные руками рабочих Ярославского завода. Устроили встречу по пулевой стрельбе. Конструктор ВТЗ Люба Щеброва и модельщик Вадим Борисов выполнили норму второго разряда. Встреча членов двух добровольных обществ соревнующихся предприятий положила начало большой дружбе. М. ВАСИЛЬЕВА» («Комсомольская Искра», 13 августа 1958).
«В апреле 1957 года со стапелей Ленинградского судостроительного завода,— сказал капитан корабля В.К. Ваверов,- сошел танкер «Владимир», названный так в честь древнего русского города. 14-го августа 1957 года он был принят в эксплуатацию. С первых дней плавания между экипажем танкера и владимирскими тракторостроителями завязалась крепкая дружба. Очень часто возвращающихся из дальних рейсов моряков танкера в Одесском порту ожидают письма тракторостроителей, а теперь к нам в гости прибыла делегация трудящихся города».
«Пионерские тракторы отправлены 360 тонн металлического лома собрали пионеры Карелии и направили на Владимирский тракторный завод с просьбой сделать сто машин для целинников. Двадцать пятого августа первые десять тракторов были переданы ребятам из Петрозаводска. На каждом из них красовалась надпись: «Изготовлен из металлолома, собранного пионерами города Петрозаводска в честь сорокалетия ВЛКСМ» («ВК», 4 сентября 1958).
Рабочие и инженеры Первого китайского тракторного завода владимирцам подарили вымпел. Трактор Т-28 по лицензии производился в Китае: там он назывался Дунфэнхон (Dongfanghong-28) и в Северной Корее (корейский Т-28 назывался Чхоллимма-28). Китайский трактор Дунфэнхон-28 отличался оригинальной передней облицовкой двигателя.
Всемирная выставка в Брюсселе. Трактор "Владимирец" Владимирского тракторного завода. 1958 г.
В октябре 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе за конструкцию маневренного и высокоэкономичного по тому времени трактора Т-28 заводу была присуждена первая премия и Большая золотая медаль».
«Тракторы будут еще лучше — Слышали? Нашему заводу присуждена золотая медаль. Да, да, на Всемирной Брюссельской выставке, — подобные разговоры слышатся сейчас на Владимирском тракторном заводе. Впрочем, таких, кто не знал бы о высокой оценке трактора Т-28-2, нет. О награде знают, ею гордятся, но на достигнутом не успокаиваются. Сейчас конструкторы завода думают над улучшением конструкции этого трактора. Ими создан ряд съемных приспособлений для серийной машины. Новой творческой победой конструкторов явилась разработка первого в нашей стране тракторного двигателя с воздушным охлаждением. Такой двигатель прост для обслуживания и позволяет снизить вес машины на 170 кг. Уже в этом году выйдут первые экспериментальные машины с новым двигателем. Деятельно работает коллектив конструкторского отдела над созданием перспективных машин — широко унифицированных тракторов мощностью в 35 лошадиных сил. В семейство новых марок включается пропашной трактор, хлопководческий, с четырьмя ведущими колесами и самоходным шасси. Создатели новых машин готовят достойные подарки XXI съезду Коммунистической партии и юбилею комсомола. Коллектив тракторного бюро, возглавляемый тов. Полетаевым, совместно с экспериментальным цехом решил ко дню открытия съезда изготовить в металле первый образец нового трактора Т-32. В. СТРЕЛЬЦОВ, Г. ВАСИЛЬЕВА» («Комсомольская Искра», 24 октября 1958). «Парашютный кружок Как-то весной на Тракторном заводе побывал начальник аэроклуба. Он рассказал о работе ДОСААФ, о спортсменах аэроклуба. Пребывание гостя не прошло бесследно. Вскоре на заводе под руководством опытных инструкторов — мастера спорта В. Манушкина и перворазрядника А. Никитина начал работать кружок парашютистов. С опаской записывались ребята и девушки в кружок. Ведь как-никак, а с непривычки боязно: но откуда-нибудь — с неба прыгать. И интересно, и страшновато. Надолго запомнился молодым тракторозаводцам первый прыжок с парашютом. С тех пор прошло несколько месяцев. Некоторые кружковцы совершенствуют свое мастерство в аэроклубе. Так, у Альбины Линичевой уже 2-й спортивный разряд, на моем счету 88 прыжков. Все же нужно отметить, что парашютный спорт на нашем заводе не получил должного развития. Вина в этом заводских комитетов ДОСААФ и ВЛКСМ, которые плохо пропагандируют этот вид спорта. В. НИКИФОРОВ, спортсмен-парашютист» («Комсомольская Искра», 21 ноября 1958).
Модернизированный токарно-копировальный станок. Владимирский тракторный завод. 1959 г.
20 января 1959 г. ОГТ приступил к подготовке производства трактора Т-29. 26 января 1959 г. собраны первые двигатели Д-30 в моторном цехе.
Разработана конструкция трактора Т-32, началась сборка опытных образцов.
Проспект Владимирского тракторного завода им. Жданова "Владимирец Т-32". 1959 г. Испытание трактора «Т-32» производства Владимирского тракторного завода на испытательной тракторной станции в деревне Погребищи Судогодского района. 1960 г. Трактор «Т-32» Оригинальный дизайн трактора Т-32. Трактор «Т-32П» производства Владимирского тракторного завода. 1960 г. Трактор «Т-32П» с передним ведущим мостом, двигателей воздушного охлаждения, мощностью 35-40 л.с.
Из воспоминаний начальника КБ художественного конструирования ГСКБ В.Т. Кобычкина: - На ВТЗ я пришел в 1954 г. после службы в армии. Занимался наглядной агитацией в прессовом цехе. Вскоре по рекомендации художника Юрия Жарова меня перевели в отдел главного конструктора. Там в группе товаросопроводительной документации под руководством заместителя Главного конструктора Виктора Степановича Лебедева и ведущего конструктора по тракторам Сергея Павловича Доркунова, я занимался иллюстрированием каталогов и руководств по эксплуатации тракторов и двигателей. В 1959 г. нам с Юрием жаровым поручили разработать верхнее строение тракторов Т-32 «Владимирец». Работой руководили Заместитель Главного конструктора по тракторам Юрий Иванович Полукаров и начальник перспективного бюро тракторов Борис Иосифович Рабинков. По нашему макету был сделан трактор с передним ведущим мостом и планетарной передачей. После испытаний был разработан второй вариант капота и изготовлен в металле. К сожалению, тот трактор не был внедрен в производство. Его макет навечно остался в руках рабочего на памятнике в честь 850-летия города Владимира, что на Соборной площади.
6 ноября 1959 г. прекращено проектирование трактора Т-32П.
Из Воспоминаний Владимира Сахарова: - В 1959 г. ТОМАП снова выделили в самостоятельное подразделение. Это стало необходимо в связи с большим объёмом проектных работ по механизации в моторосборочном корпусе. Начальником ОМАП был назначен Любодеев, замом стал Докиль, а Раиса Ивановна Зубарева стала начальником бюро грузоподъёмного оборудования. Через год Любодеев двинули на повышение директором завода в Иваново на завод автокранов, и начальником ОМАП стал Иван Саввич Докиль. Когда построили цех нестандартного оборудования, нас перевели в это здание. Иван Саввич Докиль. работал руководителем ОМАП до пенсии в 1979 г. (ушел после конфликта с Гришиным). Зубарева Раиса Ивановна работала нач. бюро до своей смерти в 1980 г. Одной из первых серьезных работ этого коллектива будет сборочный конвейер в новом моторосборочном цехе.
Моторосборочный конвейер
В автоматном цехе запущена автоматическая линия корпуса крышки механизма переключения.
Закончен монтаж оборудования на участке коркового литья в Литейном цехе №1.
Гаврилов Михаил Валерьянович
В 1959 г. Гаврилов Михаил Валерьянович назначен заместителем начальника ОТК по металлургическому производству.
ВТЗ. Сборка тракторов «Владимирец Т-28» на главном конвейере. 15 мая 1959 г. В сборочном цехе. Главный конвейер сборки тракторов «Владимирец». На переднем плане один из лучших производственников комсомолец Виктор Новиков. Он выполняет по две нормы в смену. Трактор Т-28А (4х4) на ВДНХ. 1959 год
Трактор Т-28А повышенной проходимости (с полным приводом 4х4), отличается наличием переднего моста с постоянной колеей направляющих колес.
Т-28П — агрегат с 4 ведущими колесами для пропашных работ на тяжелых и непроходимых участках.
Экспериментальная модель трактора Т-28П во время испытаний. 1961-1962 гг.
На моделях Т-28М2, П2, Х2 устанавливают двигатель ДТ-37В вместо ДТ-30, а машины Т-28М, М2, П и П2 оборудованы механическим догружателем задних колес.
«Универсальный пропашной трактор Т-28 «П» На Владимирском тракторном заводе имени Жданова изготовлен опытный образец универсального пропашного трактора Т-28 «П». В сравнении с выпускаемым сейчас трактором Т-28 «Владимирец» он имеет ряд преимуществ. На новой машине установлен двигатель воздушного охлаждения мощностью 30 лошадиных сил. Он на 150 килограммов легче, чем 28-сильный двигатель водяного охлаждения, экономичен в эксплуатации, пригоден для работы в районах с жарким и холодным климатом» («ВК», 5 декабря 1959).
«ВЛАДИМИР. 12 декабря. Коллектив Владимирского тракторного завода имени Жданова на четыре дня раньше срока, указанного в социалистическом обязательстве, выполнил годовой план. Конструкторами завода созданы три новые модели универсального пропашного трактора. В эти дни с конвейера сошли первые тракторы Т-28 «М». Ко дню открытия Пленума ЦК КПСС труженики завода дадут сельскому хозяйству десятки таких тракторов» («ВК», 15 декабря 1959).
14 ноября 1959 г. начата сборка первого трактора Т-28М (четырехколёсный заднеприводный) с дизелем воздушного охлаждения Д-30.
Трактор Т-28М с двигателем Д-30. Трактор Т-28М с двигателем Д-30 на конвейере
В мае 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о специализации ВТЗ на выпуске двигателей воздушного охлаждения.
1959 год, трактор ЛТЗ Т-30 с двигателем Д-30 производства ВТЗ.
В августе 1960 г. ЛТЗ отказался от двигателей Д-30. Маломощен, не экономичен и ненадежен в эксплуатации. Необходим двигатель мощностью 35-40 л.с.
С Липецкого тракторного завода на ВТЗ передана техническая документация на дизель с воздушным охлаждением Д-42 с непосредственным впрыском топлива. Одновременно в ОГК переведены из Липецка конструкторы разработчики двигателя Д-42 Л.Я. Бекрицкий, Б.В. Ильин, В.С. Дермишков, Н.А. Владимиров и А.Н. Салов. Двигатель Д-42 – 4-х цилиндровый бескомпрессорный дизель с воздушным охлаждением мощностью 45 л.с. при 1600 об/мин и удельным расходом топлива 180 г/л.с. Двигатель Д-42 предназначен для использования на Липецком гусеничном садово-виноградном тракторе «Липецк Т-40А».
Бекрицкий Л.Я. – зам. гл. конструктора ВТЗ
Возводится пристройка к Литейному цеху №1.
Заканчивается строительство 1 очереди механосборочного корпуса. Готовы два пролета. Здесь планируется разместить участок экспортных тракторов, участки сборки, окраски и испытания двигателей.
Трактора Т-28Х, Т-28М, Т-28П (слева направо) Хлопководческий трактор Т-28Х "Владимирец", ВТЗ. 1960 г.
Тракторы Т-28М, Т-28Х и Т-28П с двигателями Д-30 завод начал выпускать с 3 квартала 1960 г.
14 декабря 1960 г. – двигатель Д-30 утвержден к массовому выпуску.
Группа инженеров-конструкторов ВТЗ, создавших тракторный двигатель Д-37
Впервые в стране был создан принципиально новый, четырехтактный, четырехцилиндровый дизель с воздушным охлаждением Д-37.
В 1961 г. выдан на подготовку производства двигатель Д-37В на трактор хлопковой модификации Т-28Х взамен Д-30.
Начало строительства Экспериментального цеха
В мае 1961 г. в моторном цехе вступила в эксплуатацию автоматическая линия 1Л94 обработки крышки шестерен.
Строительство моторного цеха № 1. 1961 гг. Тракторы Т-28 "Владимирец" производства Владимирского тракторного завода на Выставке достижений народного хозяйства. 1961 г. Фото: Менькова Нина Васильевна
В 1961 г. должны быть введены в эксплуатацию: - моторный корпус; - пристройки к кузнечному и литейному №1 цехам; - инженерный корпус; - очистные сооружения; - водовод технической воды от реки Содышка; - комплекс сооружений больницы.
В 1961 г. двигатель Д-37 не принят к производству в Липецке. Для ЛТЗ необходим более мощный двигатель. Разрабатывается двигатель Д-37М.
Под руководством заместителя главного конструктора Л.Я. Бекрицкого конструкция Д-30 была переработана, и поставлена на производство под обозначение Д-37М. Двигатель получился легким, надежным, экономичным, с хорошим резервом для модернизации, приспособленным к суровым климатическим условиям Советского Союза.
Двигатель Д-37М. Мощность - 40 л.с. Диаметр цилиндра - 105 мм. Ход поршня – 120. Число оборотов – 1600 об/мин. Вес – 380 кг. Рабочий объем - 4,16 л.
1 августа 1961 г. началась сборка Д-37М в новом моторном корпусе. При подготовке производства двигателя Д-37М в моторосборочном корпусе за 2 месяца необходимо было произвести перемонтаж 1600 единиц оборудования.
«ПЕРЕХОД НА ВЫПУСК НОВОГО ДВИГАТЕЛЯ Д-37М Глебу Михайловичу в старом моторном цехе пришлось участвовать в освоении производства двигателей Д-24, Д-28 и Д-30. И вот теперь, придя в новый корпус, он опять попал на внедрение нового двигателя Д-37М. А это и освоение новых технологических процессов, и нового оборудования, и новой оснастки и обучение всех людей, вплоть до мастерского состава. И все это на плечах начальника цеха. Ускоренному освоению нового 40-сильного двигателя Д-37М придавалось особое значение, и поэтому в цехе часто появлялся второй секретарь обкома партии Кобяков, а заведующий промышленным отделом обкома Драган был почти постоянным гостем. Наведывался и председатель Владимирского отделения Совнархоза Терехов. С неимоверной нагрузкой работали все отделы завода, а инструментальному цеху, чтобы изготовить заказанную оснастку и инструмент, не хватило бы и года. И вот однажды в конце смены в технически сектор пришел Князев. - Вот что, ребята! Завтра в Совнархоз нужно представить мероприятия по запуску в производство 37-го двигателя. Садитесь и пишите, чтобы к утру мероприятия были! Пока не напишите, домой не уйдете! И засели мы за эти мероприятия. А в них нужно было перечислить и необходимое оборудование и множество необходимой оснастки и режущего инструмента. Часов, наверное, в десять вечера зашел к нам Глеб Михайлович. - Ну что, пишите? Пишите больше, пусть читают, пока не уснут!- Это было свойственно ему. И Совнархоз принял меры. Не прошло, наверное, двух месяцев, как в цех стали поступать и оснастка, и инструмент из Коврова и Мурома и других городов. Дело значительно ускорилось, и где-то к 63-му году завод полностью перешел на выпуск 40- сильного двигателя Д-37М».
Г.М. Князев
«Ветеран Владимир Васильевич БОРИСОВ, проработал на предприятии с 1947 по 1998 год. - В пятидесятые годы правительство страны приняло постановление о развитии дизелестроения. Началась реконструкция Ярославского куста моторного завода и топливной аппаратуры, строительство Вильнюсского завода топливной аппаратуры, Ташкентского тракторного и многих других заводов - поставщиков электрооборудования и других необходимых деталей для производства тракторов. Во Владимире началось строительство новых корпусов - моторосборочного и тракторосборочного. На ВТЗ было организовано ГСКБ - единое на двигатели - дизеля воздушного охлаждения. В 1961 году началось освоение цеха сборки двигателей в новом корпусе, и к сентябрю 1961 года были собраны первые четыреста пятьдесят двигателей. В дальнейшем было намечено собирать и испытывать 200 тысяч дизелей в год. Но испытать эти первые двигатели мы не смогли, потому что не получили ни одного топливного насоса с Вильнюсского завода. Из-за отсутствия наших двигателей остановился Липецкий тракторный завод, где работало 25 тысяч человек. Для разрешения этой ситуации на ВТЗ прибыла правительственная комиссия во главе с первым заместителем председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным. В ее состав входили Г.И. Воронов - председатель Совета Министров РСФСР, Терехов - председатель Владимирского Совнархоза, секретарь обкома КПСС Полукаров, и многие другие ответственные лица. Я, будучи начальником сборочного цеха, получил от директора завода Петра Ивановича Гришина инструктаж о том, что при получении топливных насосов наши двигатели уже через несколько часов должны быть в Липецке. Но я понимал, что до готовности нашим дизелям далеко, каждый из них надо было испытать, отрегулировать, проверить на расход топлива, укомплектовать недостающими узлами, окрасить. Вопросы, которые стал задавать мне А.Н. Косыгин, были профессиональными и внимательными, а мои обтекаемые ответы дали ему понять, что отправка двигателей в Липецк произойдет не так скоро. Тов. Воронов тоже уточнил нашу заводскую позицию и понял серьезность создавшегося положения. А нашими собранными двигателями были заставлены все свободные проходы и проезды моторосборочного корпуса, где в то время шел монтаж оборудования. Комиссии я рассказывал, что на каждом двигателе есть карта сборки, где отмечены фамилии сборщиков, что гарантия качества сборки нами обеспечена. Нет только топливных насосов, нет карты испытаний... Через три-четыре дня прибыла автомашина с первыми Вильнюсскими топливными насосами, и началось испытание. Было смонтировано 6 стендов испытания, на них круглосуточно в 3 смены проверялось качество дизелей: каждый из двигателей испытывался 2 часа. Первые дизели, прошедшие испытания на стенде, были отправлены на проверку заводским Отделом Государственной приемкой качества на 8-ми и 60-ти часов испытания. При первых же часовых испытаниях трех двигателей один из них развалился, лопнул шатунный болт. Вся партия готовых к отправке дизелей была забракована и подлежала новой проверке. Оказалась забракованной и вся партия шатунов болтов, поступившая на ВТЗ с Красного Сормова. Cpoчно менялась конструкция посадочных мест под шатунные болты. Специалисты нашего ГСКБ изменили допуски на шлифовку и стали ждать очередную поставку болтов из Красного Сормова. Все 500 двигателей пришлось вновь перебирать, устанавливать новые болты, вновь испытывать и снова предъявлять ОТК и инспекторам Государственной приемки. К счастью, вся очередная партия дизелей была признана годной и началась их ежедневная отправка в Липецк на тракторный завод. Такая длительная задержка (простой многотысячного коллектива ЛТЗ) не прошла даром для нашего завода. По Министерству был издан приказ, касающийся ВТЗ, в котором было потребовано ускорить реконструкцию и строительство новых дизельных предприятий. Досталось и руководству завода. А меня, как начальника цеха сборки моторов, освободили от занимаемой должности и перевели в цех сборки тракторов, на главный конвейер» («Тракторостроитель», 26 июля 2002).
В октябре 1961 г. пущена первая очередь механосборочного цеха по производству двигателя Д-37М. На базе этого двигателя созданы дизели в 2-3-6-цилиндровом исполнении, мощностью от 20 до 75 лошадиных сил.
В декабре 1961 г. полностью освоен моторный корпус. В него переведены цех шасси и часть моторного цеха.
В пределах страны выпускаемые на заводе двигатели Д-37М мощностью 40 лошадиных сил поставляются Липецкому тракторному заводу для установки на тракторы Т-40.
ЛТЗ Т-40
Липецкий тракторный завод в 1961 г. поставил на производство трактора Т-40 с двигателями Д-37М производства ВТЗ. Трактор оказался очень удачным. Он был немного тяжелее и мощнее Т-28 и обладал лучшими тяговыми характеристиками. Практически Т-40 вытеснил трактор Т-28 из линейки сельскохозяйственных универсально-пропашных тракторов с тягой 0,9 тонн, оставив Владимирскому трактору только нишу 3-х колесного хлопкового трактора.
На заводе ведутся конструкторско-исследовательские работы по форсированию дизелей, как по оборотам, так и по среднему эффективному давлению. Мощность базового двигателя Д-37М доведена до 50 лошадиных сил.
Владимирский Тракторный Завод (ВТЗ). Подвесной конвейер для сборки двигателей. 1964 г.
Начиная с 1964 года, на заводе выполнен комплекс мероприятий, которые позволили повысить моторесурс двигателя Д-37М с 3000 до 5000 моточасов до первого капитального ремонта.
Испытания трактора Т-28 в Лудиане (Индия) во время выставки. 1964 г. Сборка одного из первых экспериментальных двигателей Д-160. 1964-1965 гг. Один из семейства моторов – Д-160 Двигатель Д-21 производства владимирского тракторного завода им. А.А. Жданова
Пять двигателей Д-21М отправлены на Государственные испытания.
В 1962 г. в экспериментальном цехе собрано 10 2-х цилиндровых двигатели Д-21М для Харьковского тракторосборочного завода.
В январе 1962 г. в экспериментальном цехе собраны двигатели Д-37В (35 л.с.) для тракторов Т-28Х2.
Три опытных образца трактора Т-28М2 отправлены на Госиспытания.
13 опытных тракторов Т-28Х3 проходят Госиспытания.
Ведется подготовка производства трактора Т-28М2.
Т- 28М2 «Владимирец». Двигатель Д-37Б, 35 л.с., V=4,2, 27,9 км/час; 8 скоростей; вес – 2200 кг.
Закончены заводские испытания двигателя Д-22 для харьковского тракторного завода.
Выстроено 3-х этажное здание новой проходной. В нем разместились партком, профком, комитет ВЛКСМ, редакция газеты Тракторостроитель, спортивный клуб, отдел технической информации, технический кабинет.
В декабре 1962 г. в моторосборочном цехе сдан в эксплуатацию главный конвейер сборки двигателей.
Главный конвейер сборки двигателей в Моторосборочном корпусе
Освоено производство Д-37М мощностью 40 л.с.
Из воспоминаний конструктора ОМАП Дмитрия Федоровича Муравкина: - После 4-х лет работы в цехе шасси я в 1961 г. перешел в отдел механизации и автоматизации производства (ОМАП) на должность старшего инженера. Там велось тогда проектирование главного конвейера сборки двигателя. Из нескольких вариантов был выбран подвесной цепной конвейер толкающего типа с Г-образными подвесками. Место сборщика свободное с 3-х сторон, двигатель поворачивается в любом направлении. Монтаж конвейера производился бригадой слесарей-сборщиков ЦНОМА под руководством Николая Алексеевича Рузина. Главный конвейер был изготовлен и смонтирован менее чем за год и в конце 1962 г. сдан в эксплуатацию. Общая длина конвейера 250 метров, 120 рабочих мест. Группа конструкторов ОМАП И.А. Большаков; С.В. Вавилов; А.В. Волков; Г.Е. Григорьев: И.С. Докиль; Р.И. Зубарева; Ю.В. Зорин; А.В. Петров – за разработку проекта конвейера с оригинальной подвеской получила авторское свидетельство и медали ВДНХ.
17 июня 1963 г. на главном конвейере началась сборка тракторов хлопковой модификации Т-28Х3 с двигателями воздушного охлаждения Д-37М 40 л.с. Суточный темп – 33 трактора.
Т-28Х3 «Владимирец». Двигатель Д-37М, 40 л.с. V=2,8… 13,7 км/час; 10 скоростей; Вес – 2200 кг.
Экспериментальный цех закончил сборку двигателей Д-22 (36 л.с.), предназначенных для семейства тракторов ХТЗ самоходного шасси Ш-101; трактора У-101 и трактора повышенной проходимости П-101.
Двигатель Д-22
Пять опытных двигателей Д-37Е (50 л.с.) сданы на заводские испытания.
Двигатель Д-37Е производства владимирского тракторного завода им. А. А. Жданова
Двигатели Д-37Е мощностью 50 лошадиных сил отправляются в Ташкент на тракторный завод, где монтируются на хлопкоуборочную машину.
7 августа 1963 г. медсанчасть завода получила новое здание поликлиники в бывшем помещении заводских общественных организаций.
В августе 1963 г. сдана в эксплуатацию надстройка второго этажа профтехучилища №7 площадью 1500 кв.м.
Распоряжением Совнархоза от 30.12.1960 г. № 702 Никологорский ремонтно-механический завод переименован в Никологорский завод запасных частей. Постановлением совета РСФСР народного хозяйства Верхне-Волжского экономического района от 07.06.1963 г. № 94 Никологорский завод запасных частей стал именоваться Никологорский цех запасных частей № 55 Владимирского тракторного завода.
1 апреля 1964 г. – открытие первого корпуса больничного городка Тракторного завода на ул. Токарева.
В апреле 1964 г. в моторном цехе №1 введена в эксплуатацию автоматическая линия токарной обработки маховиков.
Начался монтаж автоматической линии для обработки картера двигателя Д-37М. В июне 1964 г. введена в эксплуатацию автоматическая линия для сборки шатунно-поршневой группы двигателя Д-37М.
В феврале 1965 г. введен в эксплуатацию литейный цех №4 оболочкового литья для производства ребристого цилиндра.
В апреле 1965 г. во вновь вводимых 2-х пролетах экспериментального цеха организуется участок алюминиевых деталей Моторного цеха №1 (будущий цех Моторный №3).
14 августа 1965 г. состоялось торжественное открытие заводской больницы на ул. Токарева.
В августе 1965 г. идет строительство Колокшанского цеха запасных частей. Проводятся заводские испытания 6-ти цилиндрового двигателя Д-160 80 л.с. и 4-х цилиндрового двигателя Д-140 60 л.с. В сентябре 1965 г. идут пусконаладочные работы на автоматической линии обработки картера двигателя Д-37М в Моторном цехе №1.
Памятник Жданову на территории ВТЗ. 1965 г.
26 сентября 1965 г. - открытие памятника А.А. Жданову.
В ноябре 1965 г. на заводе появилась электронно-вычислительная машина «Сетунь». На ней выполнен расчет анкерной шпильки к двигателю Д-160.
Участок шатунов переехал в Моторный цех №1.
В Моторном цехе №2 началось производство блоков двигателя Д-22.
Основными модификациями трактора Т-28 являлись такие модели: Т-28Х; Т-28Х2; Т-28Х3; Т-28Х4; Т-28Х4М; Т-28А; Т-28П; Т-28П2; Т-28М; Т-28М2.
Всего в 1958 - 1964 гг. на ВТЗ выпущено более 82 тыс. тракторов Т-28.
В 1966 году главного конструктора Ерванда Арменаковича Саркисянца перевели в Москву на работу в министерство. Главным конструктором назначается Эфрос Виктор Валентинович.
В 1966 году, на Международной выставке в Москве «Современные сельскохозяйственные машины и оборудование», заводу за трактор Т-28Х3 была присуждена золотая медаль.
Первые представители линейки тракторов Т-28Х выпускались без кабины. В комплекте имелся лишь небольшой тент. Потом трактор оснастили каркасной кабиной. А в более поздних модификациях кабина оснащалась штатным отопителем и охладителем.
Новую модификацию Т-28Х4 оснастили агрегатом Д-37. Данный мотор выдавал 50 л.с.
«Последователь медалиста Рассказывает начальник конструкторского бюро модернизированных тракторов отдела главного конструктора Владимирского тракторного завода Б.В. УТКИН В нашем отделе главного конструктора всегда можно увидеть людей, склонившихся над кульманами, разрабатывающих чертежи более надежных узлов и деталей тракторов хлопковой модификации. Постоянная неудовлетворенность достигнутым, стремление сделать лучше, превзойти технико-экономические характеристики машин аналогичного класса, выпускаемых за рубежом, — вот цель инженеров и техников, всех тракторостроителей. Всё лучшее, передовое, как известно, демонстрируется на ВДНХ. Много лет ее участником является и Владимирский тракторный завод. Haм приятно, что на Всемирной выставке в Брюсселе за создание трактора Т-28 «Владимирец» завод награжден золотой медалью, а трактору хлопковой модификации Т-28Х3 присуждена золотая медаль на Всемирной выставке в Москве.
К 50-летию Великого Октября на Владимирском тракторном заводе создан новый трактор Т28-Х4, предназначенный для возделывания хлопчатника и других высокостебельных культур. Устройство новой машины позволяет применять любые навесные и прицепные механизмы, используемые о земледелии. Трактор также может перевозить тяжелые грузы. Т28-Х4 успешно прошел государственные испытания и готовится к серийному производству. Сентябрь 1967 года
...Идут годы. На смену ранее выпускавшимся сельскохозяйственным машинам приходят другие, более мощные, долговечные. Они становятся экспонатами ВДНХ. Стал им и трактор хлопковой модификации Т-28Х4. За что же он удостоен такой чести? Что представляет собой в настоящее время? Кто принял участие в его совершенствовании? Об этом мне хочется рассказать сегодня. Как известно, трактор Т-28Х4 — «последователь медалиста» — освоен на базе своего предшественника Т-28Х3 и сначала отличался от него повышенной мощностью двигателя и трансмиссии. Хлопкоробы страны высоко оценили машину новой модификации, но наряду с этим высказали ряд пожеланий. Перед отделом главного конструктора, и в первую очередь перед коллективом бюро модернизированных тракторов, была поставлена задача: создать трактор, отвечающий возросшим требованиям возделывания хлопчатника. Нужно было, во-первых, помочь хлопкоробам страны за счет повышения мощности машины повысить производительность труда на хлопковых плантациях. Во-вторых, повысить надежность и долговечность в работе всех узлов трактора. В-третьих, расширить универсальность его применения. И, наконец, значительно улучшить условия труда тракториста. Рабочим, инженерам, техникам пришлось много потрудиться при выполнении ответственного задания. Оно не застало врасплох тракторостроителей. Коллектив конструкторского бюро перспективного проектирования двигателей к этому времени разработал, а завод освоил выпуск моторов мощностью пятьдесят лошадиных сил. Вот такой двигатель и был поставлен на модернизированный трактор T-28X4, вместо сорокасильного Д-37Е. Это позволило повысить производительность труда при возделывании хлопчатника в полтора раза, что, безусловно, являлось большим достижением. Каждому ясно: если увеличить мощность мотора, нужно соответственно повысить надежность в эксплуатации всех жизненно важных узлов и деталей машины. Особое внимание обратили на долговечность деталей коробки скоростей. За счет повышения класса чистоты обработки и увеличения ширины шестерен повысили их прочность. Та же цель преследовалась за счет повышения твердости шлицевых соединений. В дополнительных конических передачах модуль зуба шестерен восьми миллиметров заменен десятимиллиметровым. Все эти и другие мероприятия позволили повысить моторесурс трактора хлопковой модификации Т-28Х4 с четырех тысяч приблизительно до пяти тысяч моточасов без капитального ремонта. Значительно повышена и универсальность трактора. Мы привыкли видеть машину хлопковой модификации на трех колесах: такова специфика возделывание хлопчатника. А если потребуется выполнять транспортные работы? Нужно одноколесный передний мост заменять передним мостом на двух колесах. Вот эту техническую проблему и решили наши конструкторы на модернизированном тракторе Т-28Х4. Больше того. Его передний мост можно заменить аналогичным с МТЗ-50 «Беларусь» Минского тракторного завода, что очень важно в условиях эксплуатации. Да и не только передний мост! В результате уровень унификации трактора достиг 86.2 процента. Это высокий показатель, положительно влияющий на технические характеристики машины. Многое сделано и по улучшению условий труда тракториста. Помню, одной группе конструкторов было дано задание разработать гидравлический усилитель рулевого управления нового трактора. Работа была выполнена в срок. И если раньше на тракторе марки Т-28Х4 для поворота руля необходимо было приложить усилие до семи килограммов, то теперь оно равно трем. В составе группы трудились инженеры-конструкторы Б.Ф. Генералов, В.Г. Бундин, Т.К. Синицына. Другая группа инженеров занималась разработкой конструкции подрессорного сиденья. В создании машины большое участие принимали и прессовщики завода. Они изготовили для него изделия 39 наименований. Теперь с конвейера тракторосборочного цеха нашего завода сходят тракторы Т-28Х4 с подрессорным сиденьем и гидрофицированным рулем. Вся эта большая проделанная работа не замедлила сказаться. Хлопкоробы страны тепло благодарили владимирских тракторостроителей за новую модернизированную машину. А гости ВДНХ с интересом знакомится с трактором Т-28X4, с его технической характеристикой. Вот что говорится в одном из проспектов: «Трактор Т-28Х4 предназначен для комплексной механизации возделывания хлопчатника, включая уборку хлопка навесными двух- и четырехрядными хлопкоуборочными машинами, а также для возделывания кукурузы, кенафа и других высокостебельных культур. Экономичный дизельный двигатель воздушного охлаждения, шестискоростная коробка перемены передач, задний мост с бесступенчатой механизированной регулировкой колеи задних колес обеспечивают высокую производительность, маневренность и возможность работы трактора в междурядьях различной ширины. Для выполнения транспортных работ трактор оборудуется передним быстросменным двухколесным мостом». Вот, пожалуй, и все достоинства, за которые трактор нашего завода представлен и демонстрируется на ВДНХ» («Призыв», 30 июня 1970).
Трактора хлопчатоуборочные Т-28Х "Владимирец" на погрузочной площадке Владимирского тракторного завода. 11 апреля 1970 г. Автор: Менькова Нина Васильевна
Трактор Т-28Х4. Мощность двигателя, л.с. (кВт) - 50 (37). Эксплуатационная масса, кг – 2630. Число передач вперед / назад - 6 / 3. Диапазон скоростей движения вперед, км/ч - 2,8 - 13,9. В 1971 году производство тракторов хлопководческой модификации Т-28Х было передано на Ташкентский тракторный завод. Ветеран завода В.В. БОРИСОВ вспоминал: - Шла упорная подготовка к передаче на Ташкентский тракторный завод наших хлопковых тракторов. Ряд наших работников уехали туда на постоянную работу, там получали жилье и оставались жить. Мне также приходилось летать в Ташкент на ТТЗ и как консультанту, и как представителю завода для уточнения вопросов по качеству поставки двигателей и тракторов. Были там наши постоянные представители для рассмотрения технических вопросов и рекламаций на изделия ВТЗ.