«АТТЕСТАЦИЯ НА НОВОМ ЭТАПЕ Одно из заседаний профсоюзного комитета объединения было посвящено проводимой на предприятии аттестации и рационализации рабочих мест. Аттестация в минувшем году осуществлялась в четыре этапа — организационно-разъяснительная работа, инвентаризация мест, их аттестация, разработка организационно - технических мероприятий в подразделениях. Были созданы заводская, цеховые и отдельческие комиссии по руководству и контролю за проведением аттестации. Итогом года явилась подготовка 1750 организационно-технических мероприятий по рационализации рабочих мест. Они составили основу оргтехплана, коллективного договора, плана НОТ и новой техники на 1985 год. Анализ результатов аттестации показывает, что по состоянию на первое января нынешнего года лишь 36,1 процента рабочих мест соответствуют прогрессивным решениям. Необходимо рационализировать 63,2 процента рабочих мест. Не соответствуют санитарно-техническим условиям (а именно: состояние воздушной среды, освещенность, повышенный шум и т. д.) 32 процента рабочих мест. Оборудование и интерьер помещения не отвечают требованиям эстетики — 36 процентов. 27,3 процента единиц оборудования и 15,4 процента единиц технологической оснастки имеют отклонения от установленных нормативов. Отдельные показатели в цехах — прессовом, первом литейном, втором моторном, шестерен — значительно ниже среднезаводских. На заседании профсоюзного комитета было отмечено, что не все еще осознали важность проводимой работы, недостаточно активную позицию занимают некоторые технические отделы и главные специалисты. В ряде цехов эта работа проводилась формально, без привлечения рабочих, передовиков производства, бригадиров. Общезаводская комиссия недостаточно требовательно относится к участию в этой работе главных специалистов, технических служб некоторых цехов. В принятом постановлении профсоюзный комитет объединения наметил ряд конкретных направлений, призванных активизировать дальнейшую работу по аттестации и рационализации рабочих мест. Основной проблемой настоящего времени является реализация разработанных мероприятий. Поэтому заводской комиссии предложено усилить контроль за выполнением этих мероприятий и ежемесячно на своих заседаниях заслушивать главных специалистов и руководство цехов. К работе по аттестации необходимо привлечь передовиков и новаторов производства, рационализаторов и изобретателей, коллективы бригад. В условиях экономического эксперимента рационализация и аттестация рабочих мест является важнейшим, одним из главных направлений в деле дальнейшего повышения эффективности нашего производства. О. ТИМОФЕЕВА» («Тракторостроитель», 21 мая 1985).
«НА ВЕЧНУЮ СТОЯНКУ Будучи летом прошлого года в Орджоникидзе — столице Северной Осетии, я зашел в местный краеведческий музей. Каково же было мое удивление, когда с группой экскурсантов мы подошли к выставленному в зале экспозиции послевоенного периода трактору. Им оказался «Универсал», выпущенный на нашем заводе. Так на далеком Северном Кавказе я встретился в музее со своим земляком — трактором, изготовленном к тому же на моем заводе. Со слов экскурсовода узнал, что этот трактор белее 20 лет проработал на полях Северной Осетии — срок значительный, особенно если учесть горный рельеф местности, Услышал, что труженики этого края благодарны тракторозаводцам из далекого Владимира, обеспечивших их тракторами в трудные послевоенные годы. Тогда мне подумалось: «В Орджоникидзе наш «Универсал» поставили в музей. Почему же у нас на заводе нет пьедестала, где бы стоял наш первый трактор?» И вот настал день 18 мая. Торжества, посвященные 40-летию завода. На постамент торжественно водружен трактор первой модели «Универсал-2». Перед этим он находился в экспериментальном цехе. Свежевыкрашенный и полностью укомплектованный, он казался только что сошедшим с заводского конвейера. Откуда же он взялся — новенький «Универсал-2» сейчас, через четыре десятилетия? Около двух месяцев назад в экспериментальный цех был доставлен трактор «Универсал-4». Образца первой модели, к сожалению, не нашлось. Имелся только этот «Универсал-4» — модель более позднего выпуска. Кстати, это тот самый трактор, который владимирцы помнят по его участию в празднествах, посвященных 875-летию города Владимира. У этой модели имеются отличия от первого трактора. «Универсал-4» — подрезиненная трехколесная машина, а модель трактора «Универсал-2» четырехколесная. Две недели трудились рабочие, выполняя заказ к юбилею завода. Пришлось заново изготовить передний мост на два колеса, тяги, шипованные задние колеса и некоторые другие детали. При этом отличились слесари В. Ветров и В. Перепекин, шлифовщица В. Караванова, фрезеровщики В. Кузнецов и П. Баранников. Жестянщики братья Боршевские отрихтовали новые задние крылья. Сборщики тракторосборочного участка К. Цырулев, Н. Кириллов, А. Монахов, Ю. Иглов все части и механизмы смонтировали воедино. Маляры А. Чуриков и Н. Пуцилло покрасили готовый трактор, и вот сверкая, как новенький, «Универсал-2» был готов отправиться на свою последнюю стоянку, на постамент. На вопрос, как можно оценить результат работы по восстановлению трактора, мастер тракторосборщиков А. Филиппов ответил: — Трактор полностью восстановлен, его внешний вид соответствует «Универсалу-2», причем трактор на ходу. К стоянке, правда, ехать машине своим ходом не пришлось из-за шипованных задних колес. В. ТАБОЛИН» («Тракторостроитель», 24 мая 1985).
Трактор «Универсал-2».
«ПОЛИМЕРЫ - НА СЛУЖБУ ПРОИЗВОДСТВА Задачу по созданию эффективной сельскохозяйственной техники с высоким уровнем надежности и малой металлоемкостью все в большей и большей степени помогает решать вездесущая химия. Основными преимуществами химических технологий являются получение изделий с уникальными свойствами, возможность изготавливать изделия, не требующие дальнейшей обработки, высокая производительность труда. Научно-исследовательским отделом проводятся работы по всем перечисленным направлениям. В двигателях и тракторах используется большое количество резиновых манжет, исключающих утечки масла. В зоне контакта манжет с валом происходит их износ, что приводит, в конечном итоге, к разгерметизации емкости, удерживающей смазку. НИО совместно с ГСКБ и НАТИ проводят исследования в области снижения коэффициента трения манжет с валами за счет насыщения поверхностного слоя манжет фтором. Предварительные испытания дают обнадеживающие результаты: повышается долговечность пары манжета — вал. Серьезную проблему в двигателестроении представляет задача очистки дизельного топлива от механических примесей и воды. Большую перспективу в этом плане представляют мембранные микрофильтры, которые позволят осуществить не только очистку дизельного топлива, но и значительно повысить долговечность фильтрующего элемента. Работа по мембранным микрофильтрам, проводимая по договору с сотрудниками исследовательских институтов, показывает, что ресурс фильтров может быть поднят с 900 до 2000 часов работы. Задача создания новых тракторов Т-30 и Т-30А тесно связана с реализацией задачи по снижению металлоемкости. В их конструкции заложено много изделий из полимерных материалов, выполняющих как основные так и вспомогательные функции. Работы по изготовлению опытных партий изделий из полимерных материалов для тракторов Т-30 и Т-30А ведутся с нашим головным институтом НАТИ — лабораторией полимерных материалов. На Московском опытно-экспериментальном заводе организуется производство деталей из полимерных материалов для промышленной партии тракторов, которые завод выпустит к XXVII съезду КПСС. Задача использования полимерных материалов в конструкции двигателей и тракторов встречает значительные сложности, основными из которых являются подбор нужного материала, конкурентоспособного с традиционно используемым, и размещение заказа на изготовление изделий на предприятии. Несмотря на перечисленные трудности, использование изделий химической технологии несет в себе большие экономические и технологические выгоды. К. Двояшов, заместитель начальника научно-исследовательского отдела» («Тракторостроитель», 28 мая 1985).
«ПРОДУКЦИЯ — ЧИСТАЯ ВОДА Возвращать людям, природе чистую воду — такова задача нашего коллектива, действующего восьмой год комплекса очистных сооружений. Несколько слов из истории. До ввода в действие комплекса лет 15 — 20 назад для очистки заводских сточных вод применялись два отстойника. По ливневой канализации использованная в производстве вода вместе с дорожной грязью и грязью с крыш поступала в эти отстойники. Здесь она отстаивалась от крупных и тяжелых примесей, после чего сбрасывалась в бассейн Клязьмы, а оставшаяся грязь, где имелось немало отходов, отжигалась в специальной печи. Очистка воды была неудовлетворительной, да и копоть от печи не способствовала чистоте воздуха. В 1974 году началось активное строительство нового комплекса очистных сооружений. Около миллиона рублей было вложено в сооружение. С тех пор старые очистные отстойники используются только как сборники воды. Отсюда она перекачивается на новый комплекс, где ее встречают круговые песколовки. Происходит первичная очистка от крупных примесей: гальки, песка. Далее вода поступает в ливневую камеру, где происходит ввод реагентов. Ими являются глинозем и известь, но так как известь — ценное промышленное сырье, нами предложено использовать вместо нее карбидные отходы газосварки, в частности, из прессового цеха и КАЗа. Введенные реагенты как бы притягивают к себе взвешенные в воде частицы, а образовавшиеся хлопья осаждаются в специальных камерах. Затем нам предстоит очистить воду от примесей нефтеотходов. Для этой цели имеются особые ловушки. Здесь нефтесборные трубы немного поворачиваются и через щели в них затекает маслянистая пленка, скопившаяся на поверхности воды. Это последняя стадия обработки. Очищенная вода теперь направляется через катализационную насосную станцию на городские сооружения, где происходит биологическая очистка и сброс в реку. Нефтеотходы же идут на переработку для повторного использования. А теперь посмотрим, как обрабатывается реагентный осадок. Сначала он идет на дополнительное осаждение и уплотнение, после чего в сметанообразном виде перегоняется на механическое обезвоживание, где с помощью барабанных вакуумфильтрационных установок влажность осадка снижается в 1,5 раза. Фильтрационные установки — это два огромных барабана, площадью 40 квадратных метров, обтянутые специальной тканью. Барабаны медленно вращаются, при этом через фильтр всасывается внутрь вода, а осадок остается на поверхности фильтра, с которого счищается горизонтальным ножом. С одного такого барабана снимается до 16 тонн отходов в сутки. У нас производственного плана, как в других цехах, нет. Главная наша задача — очищение воды по предельно допустимой концентрации взвешенных частиц — 50 мг/л и нефтеотходов — 10 мг/л. За прошлый год мы переработали свыше трех с половиной миллионов кубических метров воды, то есть где-то десять тысяч кубических метров в сутки. Было использовано в качестве реагента почти две тысячи тонн карбидных отходов. Возвращено производству 179 тонн нефтепродуктов. Вывезено три тысячи тонн осадка. Сегодня у нас на очистных сооружениях работает 39 человек. Особо хотелось бы отметить хорошую работу слесаря Д. Ершова, аппаратчицы К. Гореловой, лаборанта Н. Малышевой и мастера Е. Борисовой. Есть в работе комплекса и определенные трудности. По-хорошему нам надо бы ежедневно очищать матерчатые фильтры на барабанах от заизвесткования, которое нарушает нормальную работу установки. К сожалению, мы не можем позволить себе такую чистку даже хотя бы еженедельно, так как очищение ведется с помощью ингибированной соляной кислоты, а ОМТС держит нас по ней буквально на голодном пайке. Первый раз в этом году нас обеспечили кислотой только в мае, да и хватит ее
лишь на три-четыре недели. Пора бы ОМТС кончить так пренебрежительно относиться к нашим нуждам. Перспективы же дальнейшего развития комплекса обширны. Планируется строительство сооружений доочистки вод, что позволит сделать водооборот завода по замкнутому циклу. Б. СОКОВ, старший мастер очистных сооружений» («Тракторостроитель», 4 июня 1985).
Проведенная работа позволила переаттестовать на государственный Знак качества в первом квартале 1985 года двигатель Д-21А, а в июне — трактор Т-25А.
«СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ЧЕСТЬ XXVII СЪЕЗДА КПСС Выполняя решения апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, мобилизуя все резервы и сосредотачивая усилия на узловых вопросах повышения эффективности производства, коллектив объединения поддерживает патриотическую инициативу трудовых коллективов Украины и Белоруссии по развертыванию социалистического соревнования под девизом «XXVII съезду КПСС — 27 ударных трудовых декад» и принимает следующие обязательства: изготовить сверх плана за пятилетку 430 тракторов. В честь XXVII съезда КПСС отработать 27 ударных декадных вахт и изготовить за каждую вахту по два сверхплановых трактора: выполнить план 1985 года по реализации продукции к 29 декабря; выпуск товаров народного потребления увеличить за пятилетку в 2 раза и реализовать их сверх контрольных цифр на 4 млн. рублей; выполнить план 1985 года по объему кооперированных поставок досрочно, к 68-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции; обеспечить выполнение плана по запасным частям двух месяцев 1986 года к дню открытия XXVII съезда КПСС; получить от реализации продукции 350 тысяч рублей сверхплановой прибыли; обеспечить подготовку производства нового трактора типа Т-30 на год раньше установленного срока. Как трудовой подарок открытию XXV1І съезда КПСС изготовить первую промышленную партию тракторов Т-30 с двигателем Д-120; провести модернизацию поточной механообрабатывающей линии и освоить производство алюминиевого картера маховика двигателя Д-120; изготовить, смонтировать и внедрить 1200 погонных метров конвейеров и транспортеров; за 1985 год на базе осуществления планов органнзационно-технических мероприятий и новой техники, аттестации рабочих мест получить 1850 тысяч рублей экономии, внедрить 95 единиц нового технологического оборудования, высвободить 220 работающих и сократить применение ручного труда на 141 рабочем месте. Сэкономить в 1985 году 1850 тысяч киловатт-часов электроэнергии и 642 тонны условного топлива. Добиться экономии материальных, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в размере не менее 350 тысяч рублей. Обязательство принято на собрании партийного актива 30 мая 1985 года.» («Тракторостроитель», 7 июня 1985).
«Теплая встреча Наш завод в рамках проходивших Дней дружбы посетила делегация из Северной Чехии. Гости c интересом осмотрели экспозицию музея, где узнали историю 40-летнего развития Владимирского тракторного завода. Во время экскурсии по цехам чехословацкие товарищи познакомились с продукцией тракторостроителей, услышали о перспективах развития предприятия. Теплая встреча с друзьями из Северо-чешской области оставила добрый след в памяти заводчан. В. ТАБОЛИН» («Тракторостроитель», 11 июня 1985).
«ОБОРУДОВАНИЕ ПОСТУПАЕТ! Недалеко от литейного цеха № 4 раскинулось строительство цеха автоматических линий. Это будет цех-гигант площадью 23 тысячи квадратных метров. В настоящее время для этого цеха на завод поступает оборудование. С сентября прошлого года мы получили уже 10 автоматических линий на головку цилиндра и две линии на шатун. Оборудование продолжает поступать. Многие на заводе об этом знают и волнуются, — будет ли оно сохранено, не придется ли ему «зимовать» под открытым небом. Могу сразу же сообщить: руководством завода и строящегося цеха принимаются все необходимые меры для хранения оборудования в надлежащих условиях. Под него выделен «финский» склад площадью 3320 квадратных метров, другие крытые помещения, так что ни одна автоматическая линия, ни один станок не останутся под дождем. В связи с началом поступления оборудования, решено вести сооружение цеха поэтапно. К концу года строители обещают выдать площади под монтаж автоматических линий на головку цилиндра. Сроки на монтаж и освоение оборудования нам отводятся сжатые — через 2 — 3 месяца автоматические линии должны дать первую продукцию. Поэтому для ускорения пусконаладочных работ заключены договоры с заводами-изготовителями автоматических линий на шеф-монтаж оборудования, т. е. монтаж будет вестись не только нашими силами, но с помощью рабочих тех предприятий, где оно изготовлено. Это должно существенно помочь в пуске первой очереди. Сейчас решается вопрос с заявками на недостающее по заказам оборудование. Возможно, в частности, удастся заказать импортное оборудование на участок обработки шатуна. Пока еще не решен вопрос по заказу на сборку головки цилиндра. Думаю, что в связи с подготовкой проекта о мерах по техническому перевооружению производственного объединения «Владимирский тракторный завод им. А.А. Жданова» в 1985 — 1990 годах все вопросы технического оснащения цеха будут решены. Главным же остается, подчеркиваю: ход строительства. В начале мая строители из УНР действовали с большим отст ванием. Понятно, на это у них есть различные объективные причины. Обнадеживает их обещание с удвоенной энергией взяться за строительство нашего объекта. Будем надеяться, что они сдержат свое слово и к концу года дадут нам возможность начать монтаж оборудования. В. НИКИТИН, заместитель начальника цеха» («Тракторостроитель», 14 июня 1985).
«ПО ПУТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА А. ЛИХАЧЕВ, заместитель главного инженера Серьезная обстановка в техническом развитии сложилась в нашем объединении. На предприятии 31 процент оборудования имеет возраст более 20 лет, а 48 процентов оборудования работает свыше 15 лет. В связи с большим износом оборудования, его моральным старением, а также в силу недостатка квалифицированных кадров-ремонтников, создались существенные трудности по выполнению планов производства и поставок. Администрация объединения в последние годы предпринимала большие усилия, чтобы ускорить технический прогресс, однако в связи с созданием новых мощностей по выпуску чугунного литья и другого производства капитальные вложения и строительно-монтажные работы министерством в основном направлялись на капитальное строительство. Коэффициент обновления оборудования до 1984 года составлял не более 2,5 процента, что явно недостаточно. Только в последние два года нам удалось значительно увеличить объем капитальных вложений, направляемых на техническое перевооружение, — до 13 миллионов рублей в год. Коэффициент обновления оборудования возрос до 5,9 процента. В результате мы значительно обновили парк автоматов в автоматном цехе, практически полностью заменили прессовое оборудование в кузнечном цехе — для рубки металла и для горячей штамповки, получили новое импортное оборудование для токарной обработки и отечественное для шлифовки коленчатых валов в моторных цехах №№ 1 и 2, а также ряд другого оборудования. Всего с начала пятилетки смонтировано более 600 единиц нового, в основном прогрессивного оборудования, в том числе более 70 станков с ЧПУ. Появились первые станки с ЧПУ в РМЦ и модельном цехе. Но, следует признать, что замена оборудования пока ведется локально, без коренного изменения технологии и без осуществления комплексной автоматизации производства. Внедрение нового оборудования и прогрессивной технологии за 1984 — 1985 годы позволило высвободить более 360 человек и получить экономический эффект 3 миллиона 100 тысяч рублей. По такие темпы нас не могут удовлетворить. Следует отметить, что не все получаемое нами оборудование быстро монтируется и вводится и строй. В настоящее время на заводах и в цехах объединения скопилось более 50 единиц нового оборудования, которое бездействует. Наиболее неблагополучное положение сложилось в моторных цехах №№ 1, 2, 3 (начальники тт. Бабкин, Борисов, Волков), цехе шестерен (т. Столяров), на НАЗ (т. Толчин), в литейных цехах №№ 1 и 2 (тт. Калинин, Цветков). Руководство и технические службы этих коллективов, а также ОГТ (т. Андрианов) недостаточно энергично занимаются внедрением новой техники, и первичным партийным организациям, очевидно, надо взять этот вопрос под действенный контроль. Госплан СССР выделил в XI пятилетке объединению 69 автоматических линий для полной механической обработки и контроля основных деталей двигателей — головок цилиндра, ребристых цилиндров, шатунов и картеров Д-120, а также автоматизированной сборочной линии двигателя Д-120 общей стоимостью более 40 миллионов рублей. Линии вводятся в эксплуатацию. Начато строительство цеха автоматических линий площадью 23,5 тысячи кв. м, автоматические линии с 1984 года поступают на завод. Ставится задача закончить полное строительство цеха автоматических линий с монтажей оборудования в 1987 году. Это очень важная и ответственная задача всего коллектива и, прежде всего, коммунистов завода. Пуск нового цеха позволит высвободить около 300 человек и снять вопрос по обеспечению вышеуказанными деталями сборочных конвейеров, а они во многом определяют работу моторосборочного цеха. Глубоко понимая важность выполнения задачи по интенсификации производства, руководство и службы объединения в настоящее время разрабатывают новую комплексную программу технического перевооружения на 12-ю пятилетку. В этой работе принимают участие более 20 институтов нашей отрасли. В настоящее время, в основном, мероприятия составлены. Новая разрабатываемая программа существенно отличается от предыдущих программ. В ней отражены меры по значительной интенсификации большинства переделов нашего производства за счет внедрения достижений научно технического прогресса на самом высоком мировом уровне. Этой программой предусмотрено за пятилетку высвободить 2000 человек, что позволит вместе с выполнением программы социального развития объединения полностью сформировать трудовые ресурсы для освоения мощностей литейного цеха № 2, а также решить проблему кадров в действующем производстве, осуществить подготовку производства тракторов Т-30, Т-30А с двигателем Д-120, значительно поднять технический уровень выпускаемых тракторов и двигателей. Программой предусмотрено внедрить в 12-й пятилетке, включая цех автоматических линий, более 130 автоматических линий, 35 гибких автоматизированных производств, 52 роботизированных технологических комплекса, 315 обрабатывающих центров и станков с ЧПУ и значительное число другого прогрессивного оборудования и приборов в механосборочном, литейном, кузнечном, термическом, сварочном, инструментальном и ремонтном производствах. Значительное развитие получит система автоматизированного управления предприятием. По предварительным данным общие капитальные вложения составят 240 — 250 миллионов рублей, в том числе строительно-монтажных работ на 50 миллионов. Предстоит построить ряд новых цехов: цех автоматики, инструментальный, тракторный № 2, прессовый, термический, консервации и упаковки и расширить старый инструментальный, моторосборочный, кабин и кузнечный цехи. По плану технического перевооружения предполагается использовать, кроме прогрессивного отечественного, большое число современного оборудования из стран СЭВ и других» («Тракторостроитель», 18 июня 1985).
«250 тракторов Анны Габович Анна Соломоновна Габович — одна из четырех рационализаторов завода, признанных лучшими в 1984 году по Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Работает А. Габович инженером-технологом в отделе главного технолога. Знакомлюсь с Анной Соломоновной на ее рабочем месте. Интеллигентная женщина с тихим голосом. О себе рассказывать не хочет — считает нескромным, о деле — пожалуйста. Из бесед с коллегами по отделу, узнаю, что работает она здесь уже 21 год. Почти столько же времени отдает рационализаторской деятельности. К званию «Лучший рационализатор по Министерству» она была представлена за 51 рацпредложение, которое принесли заводу экономии 83 тысячи рублей. Из них личный вклад А. Габович — 67,3 тысячи рублей. Столь успешная рационализаторская работа немыслима, если постоянно не пополнять свои технические знания, не повышать уровень профессиональной подготовки, и Анна Соломоновна постоянно учится. За время работы на заводе она окончила московские высшие конструкторско-технологические курсы и высшие курсы инженеров-патентоведов. Суть ее предложений — рациональный раскрой деталей, изменение их конструкции. Рационализаторский труд А. Габович не раз был отмечен наградами. Ей присваивалось звание «Лучший рационализатор завода», «Ударник коммунистического труда», награждалась значком ВОИР «Отличник по рационализации и изобретательству», почетными грамотами ВОИР. Вот и сейчас А. Габович готовит документацию к подаче очередного рацпредложения — пятому в этом году. Спрашиваю рационализатора, сколько же примерно металла сэкономлено по ее предложениям. Анна Соломоновна делает прикидку на логарифмической линейке. Сэкономлено примерно 450 тонн металла. Это вес примерно 250 тракторов Т-25 — полуторасуточной программы завода. Таков вклад в экономию металла, который внес только один рационализатор, а ведь эта экономия очень актуальна в наши дни. Недаром в докладе М.С. Горбачева на совещании в ЦК КПСС по вопросам г ускорения научно-технического прогресса было сказано: «...мы больше всех производим стали, а металла у нас хронически не хватает» и одной из причин было названо его расточительное использование. — Главное в моей рационализаторской деятельности — добиться максимальной экономии материалов и снижение трудоемкости, — говорит А. Габович. Немного подумав, добавляет: — Без этого — каждодневной работы над тем, как добиться совершенства технологического процесса, исключающего распыление сырья и труда, — я свою работу в отделе считала бы бесполезной... Задаю вопрос, как дела обстоят с внедрением рацпредложений. Не случайно ведь в последнее время заостряется внимание на вопросах ускорения внедрения технических разработок и научных достижений. — Внедряется примерно каждое второе рацпредложение... Зачастую рацпредложения подолгу «отлеживаются» на отзывах. Вот пример. Анна Соломоновна показывает бумаги на поданное ею еще в 1983 году рацпредложение на изменение материала детали трактора с экономическим эффектом 1350 рублей. Два года бумаги пролежали в ГСКБ на отзыве. И вот отрицательный ответ. Почему? Только потому, что отсутствует испытательный стенд. Получается, что для внедрения своего предложения рационализатор должен еще и испытательные стенды доставать. Нужен эксперимент — сам и эксперементируй, в порядке, так сказать, частной инициативы. Опыт же должного отношения к рационализаторству в стране есть. — Семь лет назад на Горьковском автозаводе, — рассказывает Анна Соломоновна, — уже действовал специальный цех, который можно было бы назвать цехом внедрения рацпредложений. Хорошо бы аналогичное производство иметь и у нас. Другая проблема — в цехах нет человека, который занимался бы исключительно внедрением новой техники, предложений рационализаторов. Взять прессовый цех. Ответственная за рационализацию и изобретательство в этом цехе человек хоть и ответственный, но просто физически не может успеть заниматься внедрением всех рацпредложений — ведь это не ее основная работа, а общественная нагрузка. Нельзя не согласиться с Анной Соломоновной: настала пора разработать четкую систему отбора и внедрения рацпредложений. Ни одна ценная техническая идея не должна пропасть впустую, отлеживаясь под сукном. Этого требует взятый страной курс на ускорение научно-технического прогресса. — Здесь в нашем бюро есть несколько недавно пришедших молодых инженеров-технологов. В их головах много свежих, идей, могущих дать значительный экономический эффект. Как-то пойдет дело с их внедрением? Не опустились бы руки у нашей молодежи, столкнувшись с волокитой... В. ТАБОЛИН РАЗВИВАТЬ СПОРТИВНУЮ БАЗУ — Лет десять назад, — говорит ветеран заводского спорта, бригадир первого моторного цеха Е.М. Зацепин, — возле каждого корпуса была своя спортплощадка, возле заводоуправления — футбольное поле. Теперь на весь завод осталась одна волейбольная площадка. В обеденный перерыв или после работы заняться физкультурой негде. Пора бы восстановить или создать вновь небольшие спортгородки возле каждого трудового коллектива, как требует постановление ЦК нашей партии. Это веление времени. О состоянии заводской спортивной базы рассказал председатель спорт-клуба «Мотор» А.М. Митрофанов. — В настоящее время со спортивной базой создалось критическое положение. Перестало существовать большинство заводских спортивных сооружений. Их места использованы под строительные объекты. Достаточно сказать, что из 29 футбольных заводских команд остались лишь четыре. Тренироваться футболистам и другим спортсменам негде. Строительство стадиона «Торпедо» ведется с 1977 года и конца не видно. В течение трех лет издаются приказы генерального директора по строительству спортивных сооружений, в частности, лыжной базы с освещенной трассой в районе деревни Beризино, хоккейного корта в «Учхозе», назначаются сроки. Все они давно прошли, а кроме подсобных помещений для корта в «Учхозе» ничего нет. Плохо двигаются дела со спортплощадками по месту жительства рабочих, а площадка на улице Тракторной у общежития сделана «для дяди»: имеет уклон. Не решен вопрос о строительстве бассейна. О ходе строительства заводских спортивных сооружений мы просим ответить начальника ОКСа А.Г. Краснова. — Не склонен считать критическим состояние спортивной базы на заводе. В 1983 году построен комплекс спортивных сооружений в «Учхозе» для СПТУ № 7. Там есть футбольное поле, волейбольная, баскетбольные площадки, но они совсем не используются заводскими спортсменами даже в летнее время, когда у учащихся нет занятий. Вполне согласен, что медленно решается вопрос строительства лыжной базы с освещенной трассой в районе Веризино. Сама трасса будет построена к октябрю. Бытовые помещения включены в план проектирования на 1986 год. Ведутся большие работы по восстановлению стадиона «Торпедо», где ежегодно осваивается строительно-монтажных работ на 300 — 400 тысяч рублей. В этом году планируется закончить монтаж железобетонных конструкций и подготовку зеленого газона футбольного поля. Есть уверенность, что в 1986 году первая очередь стадиона будет завершена. Находится в стадии окончания строительство хоккейного корта в микрорайоне «Учхоз», для которого в новом общежитии проектируются бытовые помещения. Совместно с политехническим институтом было принято решение об отсыпке грунта для временного футбольного поля возле ВПИ, но земляные работы не были включены в план работ 1985 года, поэтому отсыпка не ведется. Сейчас строители приступили к работам по сооружению нового спортивного зала с тиром. Уже идет бетонирование площадки. В 1987 году строительство будет закончено. Возле двух строящихся общежитий (на ул. Белоконской и Тракторной) заложены спортивные площадки, которые будут построены в 1986 году. ...Как видим, планы у строителей большие, но они мало кого могут удовлетворить. Сроки — 1986, 1987... Новый спортивный зал будет построен в 1987 году, и то это только план, а как планы выполняются строителями, мы уже знаем. В план 1986 года только включено проектирование подсобных помещений — раздевалки лыжной базы, а до этого спортсмены должны переодеваться на снегу. Не лучшим образом решен вопрос и со спортплощадками в жилых районах. Ю. ШИКАНОВ» («Тракторостроитель», 28 июня 1985).
«Время не ждет Труженики сельского хозяйства области ведут важную и ответственную кампанию — заготовку кормов. В решении этой задачи работникам совхозов и колхозникам большую помощь оказывают шефы. Коллектив нашего объединения обязался заготовить для общественного животноводства 490 тонн сена, грубых и сочных кормов. В нынешнем году нам предстоит выполнить большой объем работ: в «Цибеевском», в «России» и в «Смене». Головные организации подшефных хозяйств — ВЗИТО и отдел главного технолога — многое сделали для того, чтобы начать «зеленую жатву» во всеоружии. В «Смену» и «Цибеевский» были направлены бригады, а в «Россию» — четыре трактора с людьми. Однако лето нынешнего года принесло много хлопот труженикам сельского хозяйства. И без того трудную сенокосную пору усложняют частые дожди, из-за которых план по заготовке кормов оказался под угрозой срыва. Погода сильно сдерживает темпы кормозаготовок, что отрицательно сказывается на результатах. Так, тракторостроители сумели скосить травы только с 70 гектаров, не заскирдовав ни одной тонны. Такое состояние дел, безусловно, настораживает. Несмотря на то, что в хозяйствах допущено отставание, мы обязаны наверстать упущенное и вести заготовку сена при любых условиях. Кроме того, необходимо эффективнее использовать наиболее прогрессивные способы сушки сена: вешала, установки активного вентилирования, напольные сушилки и другое оборудование. Необходимо повысить темпы приготовления витаминной травяной муки с помощью гранулятора, который недавно запущен в «Смене» бригадой специалистов из ОМАП и ЦНО. Помимо постоянных бригад каждые субботу и воскресенье в хозяйства выезжают помощники. Так, в прошедшие выходные дни в «Цибеевском» и «Смене» побывали 80 человек. Они занимались прополкой свеклы и в двух хозяйствах эта работа была выполнена на 72 гектарах. Тяжелое положение с заготовкой кормов сложилось в подсобном хозяйстве. Помощи со стороны нам ждать не приходится, поэтому своими силами мы должны решать вопрос с кормами. И в этом вопросе тракторостроители должны проявить инициативу. Было бы очень хорошо, если бы в этом вопросе не было равнодушных. Большую помощь могли оказать те, кто имеет свою автомашину или является членом садоводческого товарищества. Думается, им под силу заготовить несколько килограммов сена и сдать в ЖКО. Это стало бы неплохим подспорьем для пополнения кормовых запасов. А. ГУЛЯЕВ, заместитель начальника отдела кадров» («Тракторостроитель», 12 июля 1985).
«ПОРТРЕТ НА АЛЛЕЕ ПОЧЕТА Если идти к центральной заводской проходной по аллее Почета, то можно увидеть портрет мужчины в зрелых годах с орденом Трудового Красного Знамени на груди. Кто это? Свыше тридцати лет назад впервые пришел на завод Алексей Федорович Гущин. Сейчас он руководит бригадой на участке гидравлики ремонтно-механического цеха. Народу в бригаде немного — шесть человек вместе с бригадиром, но это именно тот случай, когда производственные задачи решаются, как говорится, не числом, а умением. Ведь заказы, которые приходится бригаде выполнять, каждый раз в чем-то отличаются один от другого: оборудование-то на заводе самое разнообразное и как приходит время его ремонта, так везут в РМЦ, а уж здесь-то гидравлику станка будет «доводить до ума» А. Гущин и его бригада. Бывает, что приходится выходить для срочного ремонта в другие цехи, там знают: если что-то серьезное случилось с гидравлической системой — зови на помощь А. Гущина. Несмотря на сложные работы, которые приходится выполнять, трудится бригада А. Гущина по-стахановски: ежесменно норма выполняется на 125 — 130 процентов. Достигается это высокой квалификацией членов бригады. Недавно, например, стал выполнять задания высшего разряда сложности молодой слесарь-гидравлик Н. Хрисантов. В этом видится и заслуга А. Гущина. Всю свою трудовую жизнь он щедро делится с молодыми рабочими своим опытом. И молодежь тянется в бригаду к Алексею Федоровичу. Такой факт: уходя служить в армию, молодые парни в бригаде давали обещание вернуться и свое слово сдержали. Отслужив положенный срок, вернулись в родной коллектив В. Муравьев, С. Чураков и Н. Хрисантов. Форма организации труда в бригаде А. Гущина самая передовая: коллектив работает на единый наряд с распределением заработка по коэффициенту трудового участия. Если еще добавить, что в бригаде уже несколько лет подряд не было ни одного случая нарушения трудовой дисциплины, то можно сказать: эта бригада по праву носит звание «Коллектив коммунистического труда». Недавно бригада А. Гущина была удостоена высокой чести: в ознаменование 40-летия завода она была сфотографирована у развернутого заводского знамени. Сейчас А. Гущин и вся его бригада ударным трудом готовятся к встрече XXVII съезда Коммунистической партии. В. МАРИН
А. Гущин
РЕЗЕРВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА Более года действует договор о содружестве коллективов нашего предприятия и Владимирского политехнического института. На его основе образовано учебно-научно-производственное объединение «ВТЗ — ВПИ». Направляет его работу совет объединения, а между заседаниями совета взаимоотношения завод-институт координируются специальной рабочей группой. Недавно в политехническом институте состоялось очередное заседание совета УНПО «ВТЗ — ВПИ», на котором был рассмотрен ход выполнения договора о сотрудничестве. С сообщением о развитии учебных и научно-технических связей выступил председатель рабочей группы проректор по научной работе ВПИ Ю. Медведев. Свои мнения по существующим проблемам взаимоотношения завода и вуза высказали генеральный директор объединения А. Гришин, ректор Владимирского политехнического института П. Андреев, начальник научно-исследовательского отдела завода В. Романов, заместитель главного инженера завода А. Лихачев, представители различных кафедр института Д. Бушенин, В. Усенко и М. Гребенюк. В настоящее время согласно совместно разработанной тематике проводится комплексная хоздоговорная научно-исследовательская работа с участием шести кафедр института. Работа рассчитана на 120 тысяч рублей. Учеными вуза разработана присадка к маслам, снижающая механические потери и износ двигателя (руководитель М. Гребенюк), подготовлен стенд для испытания турбокомпрессоров двигателей с турбонаддувом (руководитель А. Юрц) ведутся работы по замене кованых деталей двигателя на литые под давлением (руководитель В. Коростелев). Разработки ученых позволят высвободить до конца двенадцатой пятилетки 170 человек, получить экономический эффект 4 млн. рублей. Вместе с тем, объем выполняемых учеными ВПИ хоздоговорных работ по тематике нашего завода недостаточен. В частности, не ведутся работы по половине согласованных тем. Более значителен должен стать вклад институтских ученых в подготовку к выпуску нового трактора Т-30 и двигателя Д-160. Сейчас на заводе ведутся работы по созданию на базе трактора Т-30 машины для животноводства. Почему бы научным кадрам института не подключиться и к этой работе? Тракторный завод оказывает институту техническую помощь в оснащении учебных и научных лабораторий, хотя и тут есть ряд нерешенных вопросов. Например, чтобы улучшить подготовку специалистов для работы с системами ЧПУ, заводу не мешало бы поделиться с институтом хотя бы одним станком с такой системой. Ежегодно на ВТЗ направляются выпускники политехнического института. Только за четыре года на тракторный завод пришло более 200 молодых специалистов из вуза. В следующем пятилетии потребность в специалистах на заводе резко возрастет. Ведь в будущей пятилетке на предприятии планируется провести техническое перевооружение — будет установлено оборудование на 200 млн. рублей: свыше 150 автоматических линий, 52 гибкие производственные системы, 45 роботизированных комплексов, 330 станков с ЧПУ. Пускать и обслуживать всю эту сложную технику и призваны будут выпускники ВПИ. Видимо, институту даже придется частично пересмотреть соотношение в структуре подготавливаемых кадров по различным специальностям. Имеются еще серьезные недостатки в организации производственной практики студентов. Сейчас на заводе обычное явление — использовать студентов во время практики как временную рабочую силу. По этому вопросу высказывались представители и завода, и института. Причем получилось так, что заместитель главного инженера завода А. Лихачев обратился к институту с предложением направить студентов-практикантов на рабочие места инженеров-конструкторов, чтобы можно было им выдавать реальные проекты на станочную оснастку для трактора Т-30. Спрашивается, кто же, как не сам завод делает все, чтобы практика студентов проходила в основном за станком, а не за кульманом? Например, в июне на конструкторской практике находилось 78 студентов четвертого курса. Из них лишь 19 человек были задействованы в КБ. Остальных же поставили работать за станки. Очевидно, несмотря на потребность в конструкторах, инерция кадровиков сильнее: «Студент? К станку!» Жизнь не стоит на одном месте. Выдвигаются новые задачи, в соответствии с которыми и предстоит организовывать весь комплекс взаимоотношений завод — институт. Главное же — скорее оставить позади тот период, когда взаимоотношения завод — институт с строились в основном на ь бумаге, а не в реальных в делах. В. ТАБОЛИН Вечерняя (сменная) средняя школа И сейчас вечерняя школа делает большое и нужное дело: вооружает знаниями работающую молодежь и взрослых, в тесном сотрудничестве с общественными организациями завода. Осуществляет их идейно-политическое, трудовое и нравственное воспитание, что способствует формированию современного советского рабочего, идейно-убежденного с широким политическим кругозором, в совершенстве владеющего профессией и творчески относящегося к своей работе. За время существования (с 1947 года) вечерняя (сменная) средняя школа обучила более и трех тысяч тракторостроителей. Вот и в этом году успешно закончили вечернюю школу и получили аттестат о среднем и образовании свыше семидесяти тракторостроителей. Количество рабочих, не имеющих среднего образования на заводе с каждым годом уменьшается. На сегодня их осталось — 147 человек. Значит, растет общеобразовательный уровень рабочего, его культура, весомее становятся трудовые результаты, открываются новые перспективы научно-технического прогресса. Вовлечение рабочих, не имеющих среднего образования, в вечернюю школу осуществляет цеховая комиссия совместно с учителем школы. На заводе работает оргкомитет «Каждому молодому труженику — среднее образование», возглавляемый заместителем генерального директора по кадрам В.Ф. Сучилиным, в состав оргкомитета входят: зам. председателя профкома В.В. Дементьев, начальник отдела подготовки кадров Н.В. Мухаев, секретарь комитета ВЛКСМ А. Куракин. Итоги работы цеховых комиссий по вовлечению рабочих в школу подводятся еженедельно на заседаниях «Оргкомитета». Заслушиваются отчеты представителей цеховых комиссий о работе с молодежью, начальников цехов о вовлечении рабочих в школу. По приказу директора завода А.В. Гришина за № 379 от 16 мая 1985 года в вечернюю школу № 4 должны направить 115 тракторостроителей. На 26 июня с. г. подало заявлений в школу — 68 человека. В школе организованы различные формы обучения: вечерние (сменные) классы, классы мастеров, где рабочие повышают не только общеобразовательную подготовку, но и профессиональное мастерство по специальностям: холодная обработка металлов, электрооборудования промышленных предприятий, автоматики. А также заочная форма обучения с использованием льготного дня, заочная форма обучения в 2 дня по пять уроков. Школа располагается в здании по Октябрьскому проспекту, 47. Имеет хорошую материальную базу, работает по кабинетной системе. Л. СИМАЕВА, директор школы» («Тракторостроитель», 16 июля 1985).
«На пароходе - хорошо, на байдарке — лучше В ноябре 1982 г. открылся заводской клуб туристов «Меридиан» в подвальном помещении общежития на ул. Горького 89. На счету туристов заводского клуба «Меридиан» немало пройденных километров. Были и дальние маршруты и близлежащие. Запомнился, например, такой. На байдарках мы решили отправиться по рекам Пекша, Клязьма, Колокша. Предстояло пройти водным путем 81 км. Сборы были недолги. И вот мы в полном снаряжении отправились в путешествие. Электропоездом доехали до Болдина и оттуда пешком до реки Пекша. Путь начался. Речушка оказалась довольно мелкая и нам часто приходилось вылезать из суденышек и протаскивать их через отмели, которые часто встречались на нашем пути. Познакомились мы и с перекатами. Последний, нам особенно запомнился, что у деревни Напутново. Здесь было особенно много камней, коряг, свай. И лишь, преодолев такое препятствие, мы вошли, наконец, в чистое спокойное русло. Мы не заметили, как подкатили сумерки. Туристы вынуждены были р
выйти на берег и подумать о ночлеге. Нас «приютила» замечательная дубовая роща. Для с такой красоты, наверное, не хватало только мольберта и кисти... После дневной нагрузки сон был удивительно крепким. Утро встало сочное, росное. Легкой дымкой был окутан кустарник. Быстренько сварили завтрак, подкрепились и — снова в путь. Наш курс — Собинка. Прошли «Крутояк». На это ушел почти весь день. К вечеру горизонт заволокли тучи. Далекие сполохи чертили небо. Но ветер прошелся над палатками, бросил несколько капель дождя и исчез. Усталость пятидесяти верст почувствовали только утром. Болели мышцы, щипало мозоли, ныла поясница. У всех было желание плыть, не
шелохнув веслом. Песчаные отмели пересекают Клязьму от берега до берега. Второй день на пути коряги. Они до того причудливо расположены по руслу, что создают слаломный лабиринт полосы препятствий. Вскоре мы достигли устья Колокши. Поход прошел интересно. Мы составили подробный маршрут и теперь всех, кто увлекается туризмом, мы приглашаем побывать здесь. Отдых получился отменным. В. ГЕРАСИМОВ, председатель туристского клуба «Меридиан» («Тракторостроитель», 19 июля 1985).
В июле численность всех работников объединения на 1 июля 1985 года составила 18370 человек, в том числе промышленно-производственный персонал 16462, из них рабочих — 12114. Средняя месячная зарплата с выплатами из фондов поощрения составила 211,1 рубля — 99,7 процента к плану.
«В настоящее время для организации производства тракторов Т-30 Гипротрактороселъхозмашем заканчивается разработка проекта расширения и реконструкции объединения, а отделами завода с привлечением специалистов 18 институтов отрасли разработан план технического перевооружения предприятия. Новая разрабатываемая программа существенно отличается от предыдущих. В ней отражены меры по значительной интенсификации большинства переделов за счет внедрения достижений научно-технического прогресса на самом высоком мировом уровне. С целью ускорения технического перевооружения в настоящее время мы прорабатываем вопрос создания цеха собственного станкостроения с конструкторским отделом, а также увеличения выпуска нестандартизированного оборудования в 1,5 — 2 раза. Значительное развитие получит система автоматизированного управления производством. По предварительным данным общие капитальные вложения составят 240 — 250 млн. рублей. По плану технического перевооружения предполагается использовать, кроме прогрессивного отечественного, большое число современного оборудования из стран СЭВ и капстран. Воплощение в жизнь крупнейшей для объединения программы потребует от партийной организации, всех коммунистов максимума личного вклада, но этого будет недостаточно. Нам необходима постоянная поддержка партийно-советских органов, руководства министерства. Чтобы обеспечить ее, мы должны, как бы ни было трудно, решить ближайшие свои задачи: выполнить план 1985 года, выпустить к XXVII съезду КПСС промышленную партию тракторов Т-30 с двигателем Д-120, освоить мощности и закончить подготовку по изделиям Госплана. Для этого необходимо круто изменить отношение к порученному делу, поднять личную ответственность. Сегодня когда перед страной стоят сложные, новаторские по своему характеру задачи, коммунисты, все труженики объединения под руководством партийного комитета будут на высоте требований, которые диктует жизнь, умножат свои усилия в борьбе за ускорение социально-экономического развития нашей страны. Роботам — дорогу Из выступления начальника отдела промышленной роботизации А. БЕСШАПОШНИКОВА Основная цель нашего отдела — высвобождение людей от монотонного, тяжелого физического труда, зачастую опасного для здоровья и жизни человека. Внедрение манипуляторов, станков с ЧПУ поможет в решении кадрового вопроса в кузнечном, литейном и штамповом производстве. В конце этого года у нас на обслуживании будет находиться 36 роботизированных технологических комплексов и 147 станков с ЧПУ. Расчетная численность отдела с учетом обслуживаемого оборудования на конец года равна 129 человек, сейчас в наличии — 30. При таком положении дел трудно говорить об эффективном использовании дорогой техники. Новое оборудование требует от нас и нового подхода. Например, многие задают вопрос, почему в прессовом цехе роботы плохо работают? Сейчас после проведения анализа причин отказов с уверенностью можно сказать, что в восьми случаях из десяти, причина простоев кроется в несоблюдении технологической дисциплины. Малейшие отклонения заготовки от заданных параметров или износ штампа не имеют существенного значения для штамповщицы. Для робота же это является причиной остановки, а в худшем случае — аварии. Мы вынуждены внедрять по одному — два робота в разных местах. Экономически же доказано, что эффект внедрения РТК можно получить только в случае роботизации всей технологической цепочки. Комплекс должен делать из заготовки окончательно обработанную деталь. Эту задачу нам необходимо решать совместно с отделом главного технолога. Каждый комплекс мы планируем отлаживать у нас в лаборатории и только после принятия цеховым персоналом
монтировать в цехе. Это сократит сроки их отладки и внедрения, повысит качество работ» («Тракторостроитель», 2 августа 1985).
«УСКОРЯТЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС Главным рычагом ускорения социально-экономического развития страны партия назвала научно- технический прогресс. Большие задачи, требующие смелого поиска, творческой инициативы каждого — от рабочего до руководителя — стоят и перед коллективом научно-исследовательского отдела. В плане технического перевооружения коллективом достигнуто немало. За время одиннадцатой пятилетки лаборатории оснащены рядом современных приборов, которые обеспечивают точность выполняемых анализов и испытаний. Наиболее важные из них: экспресс-анализаторы углерода АН-7529, рентгеноструктурная установка «Дрон-УМІ», электронные приборы для определения прочности формовочных смесей, лабораторная гальваническая установка «Пикомат», универсальная разрывная машина мощностью 10 тонн, комплект шумовиброизмерительной аппаратуры, металлографический микроскоп «Неофот» и многие другие приборы — всего на 300 тысяч рублей. Кроме того, за эти годы для лабораторий была изготовлена типовая мебель. Всего же за счет внедрения прогрессивного оборудования получен экономический эффект 100 тысяч рублей и высвобождено восемь человек. Однако сегодня этого мало. В настоящее время группа специалистов предприятия участвует в разработке плана технического перевооружения предприятия на 1986—1990 гг., которым предусмотрено дальнейшее развитие базы НИО на основе комплексной механизации и автоматизации контрольно-аналитических и научно-исследовательских работ. Этой программой предполагается организовать центральную квантометрическую лабораторию, связанную с системой пневмотранспорта, по которой шла бы передача информации из основных литейных цехов. Большое внимание будет уделено внедрению различных приборов, позволяющих более эффективно проводить металлографические и химические анализы, контроль качества чугуна в процессе плавки по углеродному эквиваленту. Вычислительный комплекс СМ-1420 поможет оперативно обработать и выдать результаты испытаний и управления контрольно-аналитических работ. Осуществление перспективного комплексного плана техперевооружения НИО позволит в двенадцатой пятилетке высвободить 25 лаборантов и получить экономический эффект около полутора миллионов рублей. Вместе с тем необходимо помнить и о тех задачах, которые предстоит нам решать сегодня: создание современной малоотходной и малоэнергоемкой технологии и внедрение прогрессивных материалов. В этом направлении НИО проводит научно-исследовательские работы по темам отраслевого плана, договорные работы с научно-исследовательскими институтами Москвы, Винницы, Днепропетровска, Волгограда, Свердловска, Тамбова. Совместно с этими коллективами проводятся работы по газотермическому нанесению покрытий с целью повышения долговечности деталей, по исследованию полимерной охлаждающей среды, карбонитрации инструмента, исследованию чугуна для цилиндров дизелей с воздушным охлаждением, испытаниям жаропрочного сплава и т. д. Конечно, планы у нас грандиозные, но вполне реальные. И осуществить их возможно только тогда, когда весь коллектив будет действовать инициативно, с новаторским подходом, с полной отдачей сил. В. РОМАНОВ, начальник НИО» («Тракторостроитель», 20 августа 1985).
«СТАНКИ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В системе решительных мер, принимаемых партией по ускорению научно-технического прогресса, ключевое место занимает развитие и совершенствование всего машиностроительного комплекса страны. И успех на этом важнейшем участке нашей экономики прямо зависит от станкостроения, которое призвано идти впереди других отраслей, прокладывая им дорогу к лучшим мировым достижениям. В одиннадцатой пятилетке станкостроение достигло высокого уровня, выпуск станков с ЧПУ увеличился в 2,5 раза, налажен выпуск гибких автоматизированных производственных модулей, кузнечно-прессовых комплексов, автоматизированных комплексов для литейного производства. Ежегодно десятки тысяч станков различного назначения выпускают станкостроительные заводы нашей страны. Однако их мощности не в состоянии удовлетворить все потребности. К тому же постоянно ощущается потребность в нестандартизированном оборудовании. Вот почему многие машиностроительные заводы, в том числе и наше производственное объединение, вынуждены сами производить станки для своих нужд. Потребность в таких станках возникает постоянно в процессе производства. Проектирование их в институтах и изготовление на станкостроительных заводах занимает много времени. Изготовление станков своими силами сокращает их поступление в цехи на 2 — 3 года. Конечно, нам не под силу производство станков с ЧПУ, мы создаем станки средней сложности, однако это не является шагом назад по пути технического прогресса. Наоборот, станки, созданные в нашем объединении, ведут к повышению производительности труда, сокращению занятости рабочих. Например, вполне оправдал себя сконструированный в нашем КБ нового станкостроения и изготовленный в РМЦ станок для глубокого сверления отверстий в шатуне С-267, который имеет шесть обрабатывающих головок. Для тех же самых операций на одном шатуне требовалось шесть обычных станков. Кроме того, с С-267 значительно сократилось количество брака. Ранее было изготовлено два таких станка. В этом году выйдет еще два. Нужды производства нашего объединения в новых станках в настоящее время отдел главного механика с РМЦ удовлетворить не могут. Годовой план объединения по станкам — 12 штук на 90 тысяч рублей, а ежегодная потребность в несколько раз выше. На существующих площадях РМЦ решить эту задачу невозможно. Да и изготовление новых станков идет в ущерб капитальному ремонту существующего парка станков, так как мощностей РМЦ не хватает, не говоря уже об изготовлении новых станков. Встает проблема создания цеха нового станкостроения. Прорабатывается вопрос в 1986 году создать в РМЦ участок, который впоследствии будет преобразован в самостоятельный цех. С созданием такого участка возникает много проблем: с поисками производственных площадей, с кадрами проектировщиков, станочников, сборщиков, специалистов по электромонтерным работам. Узких мест много, но решать нужно в короткий срок, так как в 1986 году перед нашим предприятием стоит задача резко увеличить выпуск оборудования собственного производства. В. АРТЕМОВ, главный механик объединения» («Тракторостроитель», 17 сентября 1985).
«Идет «Тотоша» по заводу Еженедельно на оперативном совещании, которое проводит генеральный директор объединения, подводятся итоги работы за минувшую неделю. Здесь обычно (два раза в месяц) оглашаются итоги заседания смотровой комиссии по культуре производства и самому «неопрятному» цеху вручается «Тотоша». За последние две недели этим призом — символом беспорядка и низкой культуры производства — награжден цех шестерен. Смотровая комиссия отметила, что в этом цехе забыли о понятии чистота и порядок. Здесь повсюду лужи масла и эмульсии, пол во многих местах не покрыт, около станков и в проездах — стружка, проезды завалены банками и не только с деталями, но и с мусором. Для валов отсутствует технологическая тара. А та, что существует, находится в отвратительном состоянии. Нередко можно увидеть детали, прямо сваленные на пол. По условиям смотра-конкурса те руководители, которые дважды подряд получают «Тотошу», лишаются премиального вознаграждения на 20 процентов. Такое решение вынесено и руководителю цеха шестерен. С. ТИТОВ, командир штаба КП» («Тракторостроитель», 20 сентября 1985).