Главная
Регистрация
Вход
Вторник
13.11.2018
07:20
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 536

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [970]
Суздаль [314]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [312]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [71]
Гусь [101]
Вязники [183]
Камешково [53]
Ковров [278]
Гороховец [76]
Александров [158]
Переславль [91]
Кольчугино [37]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [84]
Религия [2]
Иваново [34]
Селиваново [13]
Гаврилов Пасад [7]
Меленки [28]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [53]
Учебные заведения [20]
Владимирская губерния [21]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [72]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Из жизни иностранных подданных при «Гусевской хрустальной фабрике» в сер. XIX – нач. ХХ в.

Из жизни иностранных подданных при «Гусевской хрустальной фабрике» в сер. XIX – нач. ХХ в.

Н.Т. Пак

В истории предпринимательства Мальцовых середина XIX века ознаменована активным развитием традиционных (стекольных) и освоением новых видов производств. Во «Владимирских губернских ведомостях» исследуемого периода отмечалось, что «”Гусевская фабрика” (административный адрес села Гусь) своей фабричной деятельностью представляет немаловажный пункт в русской производительной промышленности по хрустальному, стеклянному и бумагопрядильному производству».
С развитием вышеперечисленных отраслей промышленности связана деятельность иностранных подданных, вписавших важные страницы в историю Гусь-Хрустального.
Вопрос о влиянии иностранных мастеров и инженерных работников различного уровня на русских заводах в последние годы стал одним из актуальных. Свидетельством тому являются научные труды и публикации, посвящённые этому вопросу. В части развития стеклоделия значительными являются работы Ашариной Н.А., в которых отмечается, что «...русское стеклоделие с момента возникновения ориентировалось на европейскую культуру, но в то же время стало заметной областью русского национального искусства... Развитие русского стекла шло в контексте общеевропейских процессов, происходивших в этой области. Поэтому важно влияние имён художников, мастеров, технологов, чьи работы украшают музейные коллекции».
В исследованиях и краеведческих работах, посвящённых истории восточного мальцовского заводского округа, деятельность иностранных специалистов практически никак не освещена, несмотря на то, что их присутствие на заводах Мальцова никогда не оспаривалось. В процессе работы и накопления материалов о предпринимательстве Мальцовых встал вопрос о новом взгляде на эту тему.
Первый приток иностранных специалистов связан с устройством «на Гусю» в 1846 году бумагопрядильни. Гусевская бумагопрядильня - «замечательная по устройству и производству бумажной пряжи» - была оснащена лучшими паровыми двигателями, машинами и станками английского производства. Отечественные предприятия подобного типа, основанные до 1842 года, довольствовались французскими и немецкими машинами, т.к. до этого периода в Англии существовал запрет на экспорт машин.
Устройством бумагопрядильни занимался английский инженер Белли, он же был и первым директором. В 1850-51 гг. с окончанием установки основных машин и последующим отъездом Белли, директором становится Д. Джонс.
В 1857 году во «Владимирских губернских ведомостях» отмечалось, что «...Великобританских подданных работают на фабрике 6 человек. Директор фабрики, он же и механик, получает 333 рубля в месяц, два прядильных мастера получают по 125 рублей, двое кардмастеров - по 115 рублей, слесарь - 15 рублей...».
Владимирский губернский механик И. Несытов, производивший сбор сведений о промышленной статистике губернских предприятий, писал: «При осмотре гусевской бумагопрядильни, каждый из посетителей может видеть в ней примерный порядок фабрикации, совершаемый при современных знаниях и искусстве... Устройство здания гусевской мануфактуры едва ли не первое в России, возведённое с такими капитальными пожертвованиями...». Изделия Гусевской бумагопрядильни демонстрировались на выставках 1849 и 1853 годов и были отнесены к разряду хороших.
1859 год отмечен массовым отъездом английских специалистов и их семей, связанным с начавшимся небывалым застоем в хлопчатобумажной промышленности. Но в «Ведомости о числе великобританских подданных, проживающих в Меленковском уезде, за 1861 год при Гусевской фабрике отмечены вновь прибывшие инженеро-технические работники.


Ил. 1
Семьи Эджей. Конец XIX в

Из данной ведомости наибольший интерес представляет семейство Эджей (ил. 1). В 1858 году на Гусевскую фабрику приезжает специалист по ткацкому делу Вильям (в дальнейшем Василий Яковлевич) Эдж для строительства и пуска в действие нового производства. В 1860 году он стал директором новой ткацкой фабрики и руководил ею до конца XIX века. Старшие сыновья Василия Яковлевича, Роберт и Джозеф (Осип), имея техническое образование, работали фабричными механиками.
Представители третьего поколения Эждей родились при Гусевской фабрике, а дети Осипа Васильевича (Джозефа) пустили здесь свои корни. Так, старшая дочь Ида Осиповна (Эдит) вышла замуж за известного гусевского врача Фёдора Ивановича Мохнина, врачебная династия от которого продолжается и в наши дни. В Гусь-Хрустальный в гости (поохотиться) к Мохниным часто приезжал А.Н. Бакулев (друг Ф.И. Мохнина) - будущий основатель института сердечно-сосудистой хирургии.
Перед Первой мировой войной большая часть многочисленного семейства Эджей во главе с Василием Яковлевичем вернулась в Англию.
В 1877 году на текстильной фабрике (см. Гусевский текстильный комбинат) трудился англичанин Клемент Чарнок, проживавший в Гусе с женой и детьми. Эта фамилия интересна тем, что её представители вписали яркие страницы в историю становления отечественного футбола. Сын Клемента Гарри Гарсфильд Чарнок был последним вице-президентом Московской футбольной лиги в 1918 году. А трое братьев Гарри Чарнока были ведущими футболистами этой лиги.
В Гусь-Хрустальном известными людьми являются представители английской фамилии Клегг. В нач. XX в. билет на проживание при Гусевской фабрике получил Джон Клегг, ранее работавший на
Собинской мануфактуре.


Ил. 2
Семья Клеггов. Начало XX в.

В 1912 году у Ивана Эдуардовича (Джона) Клегга, великобританского подданного англиканского вероисповедания, и православной Ксении Ивановны родился сын Джим (ил. 2).
С именем Джима Ивановича Клегга связана история становления и развития Гусевского филиала НИИСтекла. Д.И. Клегг был не только прекрасным организатором, но и талантливым учёным. Под его руководством НИИСтекла стал признанным научным центром и испытательным полигоном стекольной отрасли. Четыре специалиста института во главе с Д.И. Клеггом в 1971 году были отмечены Государственной премией СССР за освоение новой технологии варки хрусталя и цветного стекла, окрашенного редкоземельными элементами, в ванной печи.
Достойным преемником Джима Ивановича стал его младший сын - Юрий Джимович Клегг. Ныне он руководитель крупнейшей стекольной компании ОАО «Стеклохолдинг» - уникального научно-промышленного комплекса, влияющего на производство не только стеклотары, но и на прогрессивные направления художественного стеклоделия.

Второй приток иностранной рабочей силы и специалистов связан с развитием хрустального производства на рубеже ХІХ-ХХ веков. Но необходимо отметить, что Мальцовы со дня образования первого завода (Можайской фабрики) привлекали иностранных мастеров. Во 2-й четверти XVIII века это были богемцы, обучившие гравировке русских мастеров. Во 2-й половине XIX века английские специалисты «состояли при машинах и шлифовальной работе», ставя на поток искусство гранения.
В начале XX века Гусевской хрустальный завод переживал кризис, вызванный спадом отечественного промышленного производства. Характерной особенностью стекольной отрасли данного периода явилось укрупнение предприятий и концентрация производства. Отмирали мелкие заводы, менялась география размещения вновь создаваемых крупных производств. Выжившие предприятия отрасли, дошедшие в своём развитии лишь до уровня капиталистической мануфактуры, пытались изменить структуру производства, что было характерно и в развитии Гусевского хрустального завода того периода.
Несмотря на то, что в деятельности стекольно-хрустальных заводов большую роль играло личное мастерство рабочих, однако не только этим фактором достигался экономический рост. Он был связан и с другими методами и способами развития производства. Для удержания рынков сбыта и производства качественной продукции было необходимо быстро внедрять новые техники и технологии за счёт привлечения профессиональных кадров. Нередко это были иностранные специалисты.
На рубеже ХІХ-ХХ вв. на Гусевском хрустальном заводе приступили к производству массовой продукции с травленым рисунком при помощи гильоширования и пантографа. На завод «служить по хрустальному производству» прибыл Карл Екмен (Экмен), австрийский подданный, чех, мастер травильного дела. Был назначен заведующим травильным производством. Также на завод приезжает группа иностранцев разных специальностей:
- Бамбушек Михал, австрийский подданный, чех, мастер стекловаренных печей, был назначен старшим гончаром в гуту хрустального производства;
- Бамбушек Генрих (сын), австрийский подданный, чех, назначен гутенским мастером в гуту;
- Генц Эмиль Генрих, саксонец, назначен стекольным мастером в гуту;
- Зелинский Иосиф, поляк, назначен составщиком хрусталя в гуте;
- Зелинский Франц (сын), назначен помощником составщика хрусталя в гуте;
- Дюмлер Иосиф, австрийский подданный, чех, назначен гутенским мастером;
- Дюмлер Андрей (брат), назначен гутенским мастером;
- Навотны Иосиф, австрийский подданный, чех, назначен заведующим хрустальной гуты;
- Пржеславский Викентий, поляк, назначен гутенским мастером в гуту.
Если учесть, что все вышеперечисленные мастера прибыли из Саксонии, Моравии, Богемии, то можно предположить, что опыт этих специалистов отразился на продукции Гусевского завода.
До выпуска мальцовских прейскурантов в виде переплетённых книг на Гусевском хрустальном заводе пользовались иностранными прейскурантами в виде типографских листов и собственными прейскурантами, выполненными вручную. При сопоставлении прейскурантов 1898 и 1914 годов ГХЗ, отдельных листов из немецкого прейскуранта и декора предметов коллекции Музея Хрусталя выявилась их идентичность. В основном это касается «гильоширных» изделий.
Ведущий специалист в области художественного стекла Ашарина Н.А. в книге «Русское стекло» отмечала, что «анализ мальцовских прейскурантов показывает, что их создателями были опытные проектанты. В прейскурантах зафиксирован коллективный опыт европейских стеклоделов кон. XIX - нач. XX в. Почти полностью сохранившийся в гусевской коллекции прейскурантный ассортимент реализован только в простом стекле, а не в хрустале».
Не всегда Мальцовы в своей деятельности ориентировались на увеличение количественных показателей. Большое значение Мальцовы уделяли изготовлению так называемых «эксклюзивных» вещей, ценность которых определялась не их массовостью, практичностью и потребительскими свойствами.
С иностранными мастерами связано освоение производства многослойных декоративных ваз по примеру французской фирмы Галле. С изделиями этого предприятия российские предприниматели познакомились на всемирных выставках 1889, 1900 годов и на международной выставке 1899 года в Санкт-Петербурге.
С 1912 по 1914 годы на Гусевском хрустальном заводе работал Иосиф Ленц, гутенский мастер по хрустальному производству. В архиве ГАВО сохранилось обращение директора Гусевского завода А.Ф. Каржавина к владимирскому губернатору с просьбой освободить Ленца из-под стражи (в 1914 году Ленц был арестован по подозрению в шпионаже). Каржавин пишет: «...Рабочий Ленц выполнял наиболее сложные работы по нашему хрустальному производству и из-за его отсутствия изготовление подобных заказов прекращается и, следовательно, часть производства мы вынуждены остановить...». В повторном письме Каржавин дополняет: «...Ленц вырабатывал тюльпаны для электрических лампочек и разные хрустальные вещи из разноцветного составного хрусталя, этой выработкой он занимался один...».
Понятие «составное стекло» (хрусталь) или «наборное стекло», в данном случае, относится к изготовлению изделий в технике «Галле». Период работы Ленца на заводе и датировка предметов в технике «Галле» из коллекции музея практически совпадают. И на основе вышеизложенного можно уточнить датировку предметов, выполненных в технике «Галле», с 1912 г. по 1914 г., совпадающую с временем работы Ленца.
Просьба директора Гусевского хрустального производства Каржавина об освобождении Ленца была отклонена, ив 1915 году он был отправлен военнопленным в Олонецкую губернию. Семья Ленца (жена и шестеро малолетних детей) лишилась бесплатной заводской квартиры и бедствовала, снимая комнату за пределами посёлка. Как сложилась их судьба - неизвестно.


Ил. 3
Живописец И. Шпимар. 1940-е гг.

К производству изделий в технике «Галле» имеет отношение ещё один иностранный мастер - Иосиф Шпинар (1886-1942), австрийский подданный, чех (ил. 3). Профессиональный художник по стеклу, он прибыл на Гусевской завод в 1910 (по некоторым сведениям - в 1911) году. Был назначен помощником мастера по живописной части. Заведующим же «рисовней» был англичанин Эдуард Франц Гитчин (отмечен в этой должности уже в 1895 году, других сведений о нём нет).
В 1915 году после ареста Ленца и остановки производства изделий из составного хрусталя, оставшись без работы, Шпинар просил разрешения переехать ему на завод Барановского в Покровский уезд, но получил отказ.
И.В. Шпинар на протяжении многих лет был ведущим «галлистом» завода. Им воспитана целая плеяда талантливых мастеров - Рогов Е.И., Лямин А.И., Добровольский Г.Н., Мышов А.И. и др.


Ил. 4
Жбан. Начало XX в. Живопись И. Шпинара.
Ил. 5
Жбан. 1920-е гг. Живопись И. Шпинара.

Благодаря многочисленным эскизам, переданным музею сыном И.В. Шпинара, Александром Иосифовичем Шпинаром (известным мастером-алмазчиком ГЗХ), атрибутировано более 20 экспонатов коллекции стекла. И очевидно, что при дальнейшем научно-инвентарном описании и художественно-стилистическом анализе коллекции многие предметы приобретут своё авторство (ил. 4, 5).


Ил. 6
Составщик стекла И. Зелинский

Большой вклад в производство цветного стекла внёс Иосиф Зелинский (1876-1943) (ил. 6). На родине, в Польше, работал на Петроховском стекольном заводе мастером хрустального производства. В 1906 году Зелинский с семьёй был приглашен в Россию на Гусевской хрустальный завод составщиком стекла. И.И. Зелинский заменил опытного стекловара В.Н. Рябова, которого уволили с завода в 1907 году за сочувствие революционно настроенным рабочим. Зелинский работал стекловаром с 1906 по 1933 годы. В 1933 года был назначен составщиком по составлению особого высокосортного стекла.
В 1914-15 гг. на Гусевской хрустальный завод прибывает большое количество военнопленных и беженцев из Галиции стекольных профессий. Этот приток был связан с организацией на заводе нового стеклодувного цеха по производству термометров. В 1915 году владимирскому губернатору пришло письмо от главного уполномоченного Всероссийского городского Союза помощи больным и раненым воинам, в котором отмечается: «В настоящее время во всей России наблюдается огромная нужда в термометрах. Администрация завода Ю.С. Нечаева-Мальцева, идя навстречу Всероссийскому Союзу городов в борьбе с этой острой нуждой, решила организовать у себя на заводе изготовление термометров. Для правильной постановки дела необходим человек, изучивший и знающий хорошо эту область труда. Так как своих мастеров на заводе не имеется, то необходимо пригласить в качестве организатора и руководителя мастерской германского подданного, но поляка по происхождению, Карда Яновича Брелинга». Для производства термометров в 1916 году из Вологодской губернии прибыли германские военнопленные Балдуин Гейнце, Фриц Зигимунд. В 1917 году из Астраханской губернии перемещён Франц Герман Кин (до войны с Германией имел собственную мастерскую по изготовлению медицинских и ветеринарных термометров). В этом же году администрацией завода был составлен список военнопленных (специалистов по выработке оконного стекла и химической посуды) из 22 человек, находившихся в Покровском уезде, для обмена на такое же количество военнопленных, но других специальностей.
Для работы в хрустальном производстве на завод прибывали военнопленные таких специальностей, как живописец (из Херсонской губернии Роберт Ржиха), гладильщик (из Самарской губернии Вацлав Блаболаль), электротехник (Иосиф IІосадовский) и др.
Среди беженцев, прибывших на хрустальный завод в 1915-16 гг. числятся: стеклодув Оскар Кених (чех), специалисты по чугунным формам Губерт и Губерт Пильчики (чехи, отец и сын), мастер стекольного производства Эммануил Мрукфлер (поляк), стекловар Иосиф Каспер (чех) и др.
В 1917-18 годы большинство иностранных рабочих уехало на историческую родину, лишь немногие связали свою судьбу с Россией. Это семьи Зелинских, Шпинаров, Бамбушеков, Эджей, Клеггов и другие.
В 1920-е годы для строительства «первенца первой пятилетки», крупнейшего стекольного завода им. Дзержинского в Гусь-Хрустальный были приглашены немецкие специалисты, начиная от электромонтёров и заканчивая инженерами. Присутствие иностранцев на заводе не афишировалось.
В 1940-е годы на Гусевском хрустальном заводе трудились перемещённые из зоны боевых действий чешские немцы:
- Нике Оскар Карлович, профессиональный художник по стеклу (окончил промышленную школу в Штайн-Шнау);
- Айзерт Норберт Норбертович, профессиональный художник, работал на Дятьковском хрустальном заводе (1939-1941), Московском институте стекла (1941), Гусевском хрустальном заводе с 1944 года;
- Айзерт Курт Норбертович, работал токарем на Дятьковском хрустальном заводе, с 1944 года - на Гусевском хрустальном заводе.
После ухода с завода Иосифа Шпинара, Нике и Айзерт стали ведущими живописцами на заводе.


Ил. 7
Живописцы Н. Айзерт и А. Мышов

Занимались производством изделий в технике глубокого травления (Галле), продолжали обучать учеников Шпинара (ил. 7).

В результате данного исследования выявлено, что деятельность иностранных специалистов на мальцовских предприятиях повлияла не только на техническое развитие, но и на художественную направленность производства.
В рецензии ведущего специалиста по стеклу ГИМа Смирновой Е.П. отмечено, что выводы, сделанные в данной работе, об определяющем влиянии польской и в особенности - богемской школы стеклоделия на гусевское стекло впечатляюще; в научный оборот введено значительное количество имён специалистов, знание которых ранее ограничивалось простой констатацией факта их существования; опубликован значительный корпус эскизов, который представляет особый интерес для всех, кто занят проблематикой атрибуции конкретных изделий и существенно меняет некоторые уже сложившиеся взгляды на характер гусевской продукции конца XIX - 1-й половины XX века.

Используемая литература:
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Материалы исследований» Выпуск 18. 2012
Преемственность поколений мастеров Гусевского хрустального завода в 3-й четв. XIX – нач. XX века
Зарождение стекольного дела во Владимирской Мещёре
Музей Хрусталя им. Мальцовых, гор. Гусь-Хрустальный.
Музей Гуся, гор. Гусь-Хрустальный.
Музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка», гор. Владимир

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Гусь | Добавил: Jupiter (29.03.2018)
Просмотров: 238 | Теги: Гусь-Хрустальный, промышленность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика