Мостцы – село в Камешковском районе Владимирской области России, входит в состав Второвского муниципального образования. Село расположено в 11 км. на восток от центра поселения села Второво, в 14 км на юго-запад от райцентра Камешково и в 4 км от ж/д платформы Новая Жизнь на линии Владимир — Ковров. «Село Мостцы находится в 37 верстах от г. Владимира». [1] При селе расположена протока, называемая Мостянка. Через эту протоку с давних времен существовал деревянный мост и, возможно, от него и происходит название села Мостцы.
28. Селище (11-13 вв.) расположено в 0.3 км. к югу от села Мостцы, левый берег безымянного ручья, левого притока р. Клязьма. Площадь ок. 4.5 га. Керамика гончарная древнерусская 12-13 вв. [2]
В 1628 г. село Мостцы принадлежало помещице Анне Ильиничне Туровой и стряпчему Дмитрию Ивановичу Заболоцкому. К 1645 г. первой частью Мостцов уже владел Василий Петрович Отяев, а второй — Никита Иванович Заболоцкий. В 1653 г. Никита Иванович Заболоцкий заложил и просрочил свое поместье село Мостцы боярину Илье Даниловичу Милославскому, отцу 1-й жены царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской. После смерти боярина Милославского, по указу царя Алексея Михайловича в 1668 г. митрополит Сарский и Подольский Павел, окольничий Иван Михайлович Милославский и дьяк Приказа Тайных дел Федор Михайлов вотчину село Мостцы отдали на выкуп Ивану Михайловичу, Михаилу, Алексею, Андрею и Петру Артемьевичам Заболоцким. В 1702 г. село Мостцы значится вотчиной вдовы стольника Ивана Петрова Волынского Анны Михайловой Волынской. Во второй половине XVIII столетия Мостцы стали имением отставного лейб-гвардии подпоручика Алексея Григорьевича Безобразова, богатого помещика пяти губерний, владимирского уездного предводителя дворянства в 1782—1784 гг. После кончины А.Г. Безобразова Мостцы в 1804 г. унаследовал один из его сыновей Дмитрий Алексеевич Безобразов. Гвардии подпоручик Сергей Алексеевич Безобразов — Ковровский уездный предводитель дворянства в грозном 1812 году, главный организатор 3-го пешего Ковровского полка Владимирского ополчения. Три раза местное тогдашнее господствующее сословие избирало С. Безобразова «хозяином уезда», при нем и стараниями его зятя владимирского губернатора князя Долгорукова был восстановлен в 1804 г. Ковров в качестве уездного города. Сам Сергей Алексеевич, а потом его брат и сын возглавляли Ковровский край более 50-ти лет вплоть до середины 1870-х гг. Долгое время было неизвестно, когда скончался С- Безобразов и где был погребен. И вот в 1907 г. в IX томе «Трудов Владимирской ученой архивной комиссии» М.Н. Бережков опубликовал статью «К истории рода владимирских дворян Безобразовых», в которой описал чугунную надгробную плиту, на которой было написано, что под ней погребен С.А. Безобразов, умерший 13 декабря 1826 г. Эту плиту автор обнаружил в селе Мостцы тогдашнего Владимирского уезда. Именно там нашел место своего последнего упокоения организатор Ковровского ополчения «Великого года России». От разорившегося Д.А. Безобразова Мостцы перешли к гвардии поручице Екатерине Павловне Бутурлиной. Во второй половине XIX века Мостцы принадлежали помещикам Бутурлиным и князьям Щербатовым. В 1858 г. в селе Мостцах проживало 199 человек в 22 дворах. К 1897 г. там уже насчитывалось 322 жителя и 54 двора. При селе Мостцах находилось пахотной земли 209 десятин, луговой 103 десятины, усадебной 16 десятин и выгонной 23 десятины. Лесных угодий при селе не было. Местные крестьяне выращивали в основном рожь, овес и гречиху. В реке Клязьме и находящемся поблизости от села озере имелись богатые рыбные ловли, состоявшие в пользовании помещика.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Лаптевской волости Владимирского уезда.
«В 1927 году в селе Мостцах, бывшей Второвской волости, началась подготовка к постройке новой школы. Во второвском ВИК-е было заявлено школьному совету, что на постройку школы отпускается 1.500 рублей. Крестьяне пошли навстречу государству и вывезли бесплатно лес для постройки. На место приезжала комиссия, которая все обмерила, высчитала, а потом... тем делом и кончилось. В прошлом году мостецкая школа перешла в Ковровский район. По требованию сельсовета из Коврова в Мостцы выезжал техник, который составил акт, что в таком здании, в каком помещается школа, больше заниматься нельзя. Тогда сельсовет занял под школу пустующее каменное здание, даже не штукатуренное. Наступила зима. В школе стоял страшный холод, вымерзла вода и многие из ребят заболевали. В нынешнем году при проведении самообложения крестьяне опять выделяли на постройку школы 50 проц. от собранной суммы. Но строить школу как будто бы никто не собирается. Заготовленный лес гниет, а районные организации молчат. Если ничего не будет сделано, то с начала учебного года создается безвыходное положение. Учиться будет ребятам негде. Школьный совет» («Призыв», 22 июня 1930).
Село Мостцы, побывав в 1929-1940 гг. в составе Ковровского района, стало селением новообразованного района Камешковского.
В годы Советской власти и вплоть до 2005 года село входило в состав Волковойновского сельсовета (с 1998 года — сельского округа). Численность населения: в 1859 г. – 222 чел.; в 1905 г. – 320 чел.; в 2010 г. – 22 чел.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Уже в начале XVII века там существовала деревянная церковь «великого чудотворца Николая». В патриарших окладных книгах под 136 (1628) г. значится: «церковь великого чудотворца Николы в селе Мосцах в поместье вдовы Анны Ильины жены Турова да стряпчего Дмитрия Иванова сына Заболотцкаго… дани 27 алтын 3 деньги».
К 1645 г. первой частью Мостцов уже владел Василий Петрович Отяев, а второй — Никита Иванович Заболоцкий. В писцовых книгах «писма и меры князя Григория Шеховского» 1645 – 46 гг. у этой Николаевской церкви записаны: «двор попов, двор дьячков, в приходе 52 двора, пашни церковные земли 6 четь в поле, а в дву потомуж, сена 30 копен…». «На опчей земле церковь Николы Чюдотворца да предел Дмитрия Селунского, да Ильи пророка древяна клетцки, да другая церковь Пречистые Богородицы Казанские, да предел Петра Митрополита да великомученика Никиты древяна вверх, а в церквах образы и свечи, и книги, и ризы, и всякое церковное строенье (помешиков, а на церковной земле во дворе поп Юрей Григорьев, во дворе поп Иосиф Офонасьев, во дворе диакон Семен Григорьев, дьячек Ромашко Захарьев, во дворе пономарь Степка Овдокимов, в келье просвирня Овдотьица Иванова, пашни церковные паханые худыя земли 6 течи в поле, а в дву потому ж, сена 5 копен».
В 1702 г. Мостцы значатся «в вотчине вдовы стольника Ивана Петрова сына Волынского жены его Анны Михайловой дочери»; в этом году здесь построена была новая церковь и освящена во имя Пресвятой Богородицы Казанской, а придел при ней во имя Николая Чудотворца.
В 1703 г. по «переписным Володимерским книгам» при этой церкви значится: «поп Михаил, поп Никифор, дьячок Василий Михайлов, дьячок Петр Никифоров, пономарь Алексей Михайлов, в приходе 84 двора, пашни церковные земли 6 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов 2 копны». В 1710 г. значатся особые священники при Никольской и при Казанской церквях, при первой – Никифор Данилов, а при второй – Михайло Данилов. В 1721 г. Казанская церковь сгорела, а в 1723 г. построена была вместо нее новая деревянная церковь, которая по просьбе местного священника освящена была игуменом Боголюбова монастыря Аврамием во имя Введения во храм Пресв. Богородицы, придел же по прежнему посвящен Николаю Чудотворцу. [1] В ограде церкви села Мостец против левого клироса церкви и близ алтаря, находится могила, покрытая большой чугунной плитой, на которой читается следующая надпись: «Здесь погребено тело гвардии подпорутчика, Сергея Алексеевича Безобразова, скончавшегося 13 декабря 1826-го года; жития его было 53 года». Это был помещик села Мостец и сельца Кижан, состоящего в мостецком приходе; при нем в селе выстроена каменная церковь. В 1808 г. с разрешения епископа Владимирскаго Ксенофонта, начата была постройка в Мостцах каменная церковь. Постройка окончена и церковь освящена была в 1813 г. в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Одновременно с церковью выстроена каменная колокольня. Без сомнения, С.А. Безобразов был значительным жертвователем на построение храма, если не храмоздателем в полном смысле слова; так нужно заключить не только по почетному положению могилы у церковной стены и почти рядом с алтарем, но еще и по тому обстоятельству, что в иконостасе Введенской церкви, в ряду старых наместных икон, против левого клироса находится икона особого, необычного состава лика трех святителей: на ней изображены святитель Алексей, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский и преподобная Мария Египетская: икона, очевидно из тех, что называются семейные, или родовые; в данном случае, на иконе изображены святые покровители рода С.А. Безобразова, тезоименитые ему и, по всей вероятности, родителям его. Конечно, она поставлена в иконостасе, как память усердного жертвователя.
Николай Петрович Бережков после окончания Владимирской духовной семинарии в 1845 г. получил назначение священником в село Мостцы. Там он прослужил почти 20 лет и в 1874 г. был переведен в село Бережок Юрьевского уезда — свою историческую родину. У Николая Бережкова известны четыре сына. Старший и был Бережков Михаил Николаевич (1850—1932) — историк и автор множества исторических и краеведческих статей. Он родился в 1850 г. и подобно отцу обучался во Владимирской духовной семинарии, но избрал светскую карьеру и в 1870 г. пошел работать учителем в земскую школу города Иваново-Вознесенска (нынешнего Иванова). Потом окончил Петербургский университет, под руководством профессора Константина Николаевича Бестужева-Рюмина защитил магистерскую диссертацию — тогдашний аналог кандидатской. С 1882 г. Михаил Бережков стал профессором русской истории в Нежинском институте на Украине. Там он прослужил почти полвека, вплоть до своей кончины в 1932 г., и зарекомендовал себя как крупный ученый-источниковед. Но на родину, в частности в село Мостцы, где прошло его детство, профессор Бережков регулярно приезжал. Его, как историка, не могли не интересовать местные памятники старины. Профессор стал пожизненным членом Владимирской ученой архивной комиссии с 11 декабря 1899 г. Одним из плодов его сотрудничества с владимирскими коллегами и земляками и стала статья про Ковровского предводителя Безобразова. Впрочем, научное наследие профессора Бережкова и без того велико. Он автор работ по истории Крыма и Троице-Сергиевской лавры, средневековой русской торговли и истории города Нежина. Личный фонд ученого до сих нор сохраняется в архиве Украинской Академии Наук. Следующий из братьев Петр Николаевич Бережков после учебы во Владимирской духовной семинарии тоже не пошел в священники, а после окончания IV класса Владимирской духовной семинарии в 1874 г. предпочел продолжить образование в университете. Венцом его карьеры стал пост инспектора Томского реального училища. Уехав в Сибирь, он потерял контакт со своими родственниками и об его дальнейшей судьбе ничего не известно. Зато третий из братьев Бережковых Иван Николаевич посвятил служению Русской Православной Церкви всю свою жизнь. Он родился 15 марта 1864 г. в селе Мостцы. После окончания Владимирской духовной семинарии, 9 лет учительствовал в Александровском уезде, где был рукоположен в сан диакона. Потом Иван Бережков поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1897 г. с ученой степенью кандидата богословия. Тогда же он принял монашество и получил иноческое имя Евгений. В ноябре 1897 г. иеромонах Евгений стал инспектором родной для него Владимирской семинарии, а в 1899 г. вместе с саном архимандрита получил там же место ректора. 6 лет возглавлял он свою бывшую alma mater, после чего в 1906 г. был хиротонисан во епископа Сумского — викария Харьковской епархии. В 1909 г. владыку Евгения Синод определил епископом Приамурским и Благовещенским, а в 1914 г. вернул его с Дальнего Востока с назначением епископом Костромским и Галичским. За архипастырское служение в Костроме сын мостецкого священника был награжден одним из высших российских орденов — св. Анны I ст. с крестом, лентой и звездой. В 1917-1918 гг. епископ Евгений (Бережков) участвовал в работе Священного Собора Русской Православной Церкви в Москве, на котором был избран святейший патриарх Тихон. В 1918 г. владыка Евгений подвергся гонениям новых властей и фактически был отстранен от управления Костромской епархией. Несколько раз его арестовывали, потом отпускали. Красноармейцы не пускали владыку на службу в кафедральный собор, нападали на монастырь, где жил архипастырь. Измученный тяжелыми условиями жизни, подорвав здоровье, епископ Евгений скончался в 1922 г. в возрасте 58-ми лет. Самый младший из братьев Дмитрий Николаевич Бережков, родился 15 октября 1870 г. в Мостцах, После окончания Владимирской семинарии и Петербургской духовной академии, он получил назначение состоять псаломщиком при русской посольской церкви во Флоренции в Италии. Это была довольно выгодная в материальном и карьерном смысле служба. Но Дмитрий Бережков тяготился выполнением псаломщицких обязанностей. В свободное время он в совершенстве изучил итальянский язык и перевел на русский капитальный труд итальянского историка Пасквеле Виллари «Джиролано Саванарола и его время». Этот перевод считается до сих пор классическим. Причем настолько, что его не погнушались купить вездесущие американцы. Сегодня труд Дмитрия Бережкова хранится в Библиотеке Конгресса США... В 1901 г. придворный псаломщик Бережков вышел «за штат» — в отставку. Он поступил на светскую службу, причем выбрал Министерство Государственного Контроля. Было в царской России такое ведомство — что-то наподобие нынешней счетной палаты. На новом месте работы талантливый попович очень полюбился начальству, особенно поражала его способность к самообразованию и к изучению языков. Как в совершенстве знающего английский язык и разносторонне образованного человека, Дмитрия Бережкова отправили в служебную командировку в США. Он должен был организовать получение военных заказов для русской армии. Тем временем в России после череды революций началась Гражданская война. В результате из Америки бывший псаломщик так и не вернулся. Верный своей привычке всегда осваивать что-то новое, он всерьез занялся вопросами металлургии. В конце концов, крупнейшая американская корпорация «Юнион Карбайд Корпорейшен» доверила этому русскому лабораторию, где Дмитрий Бережков 20 лет плодотворно занимался вопросами микро металлургии. В 1945 г. он вышел на пенсию и отдался новой страсти — путешествиям. Посетил страну своей молодости Италию, Испанию, Мексику. Только в России не побывал — в годы разгоравшейся холодной войны русских американцев из бывших церковников в СССР «не праздновали». Умер Дмитрий Бережков 3 июля 1961 г. в штате Нью-Джерси в США на 92-м году жизни. Любопытно, что еще 29 сентября 1902 г. его избрали пожизненным членом Владимирской Ученой Архивной Комиссии, которым он формально оставался вплоть до кончины.
В 1863 году в семье священника села Баскаки Рождественского Федора Ивановича родился сын - Николай (Рождественский Николай Федорович — священнослужитель русской православной церкви, протоиерей, участник обороны Порт-Артура, помощник главного священника армии и флота Колчака, георгиевский кавалер.). В 1872-м г. семья перебралась на жительство в село Мостцы, где отцу Федору дали новый приход.
Престолов в церкви три: в холодной во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, в приделах теплых во имя св. муч. Димитрия Солунского и Казанской иконы Божией Матери. Над главным престолом в холодной церкви устроена деревянная сень. [1] Из священных предметов древности в церкви к концу XIX века хранилось только Евангелие, печатанное при патр. Иосифе. Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1829 г., кроме годов 1830, 1833, 1836, 1847 и 1849, которые утрачены. [1] Земли при церкви имелось: усадебной полдесятины, пахотной 22 дес., сенокосной 4 дес. 1063 кв. саж. и неудобной 516 кв. саж. [1] Причта по штату положено: священник и псаломщик. Содержание их: проценты со 100 руб., доходы от служб и требоисправлений, хлебного сбора и земли – всего до 600 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. [1] Приход составляли: село Мостцы и деревни: Кижаны (1/4 версты от церкви), Суслово (1 ½ вер.), Истомино (2 вер.) и Мишнево (4 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 719 душ муж. пола и 873 жен. пола. [1]
19 декабря 1913 г. и. д. псаломщика с. Гагина, Александровского уезда, Петр Парвицкий перемещен в с. Мостцы, Владимирского уезда.
В 1915 г. священником с. Мостца был Орлов А.В.
2 сентября 1935 г. ВЦИК направил ковровскому райпрокурору жалобу церковного совета с. Мостец Патакинского сельсовета на неправильное взыскание с них 4385 рублей за недостающее культовое имущество, расхищение которого было допущено еще при ранее существовавшем обновленческом религиозном обществе, с разяснением, что т.к. «данное религиозное общество образовано в 1934 г. и, по их заявлению, все принятое по акту имущество находится в сохранности, … иск должен быть предъявлен старой общине». 1 ноября райпрокурор уверил ВЦИК, что «Ковровский райфинотдел взыскание с церковного совета … производит со старого состава как за недостающее и растасканное культовое имущество» (Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы). Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь использовалась под склад, предполагалось использовать под культурные нужды [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 120].
Жертвы политических репрессий: ЗЯБЛИЦКИЙ Петр Алексеевич, род. 1873, Дмитриевский Погост Ковровского р-на. Проживал с. Мостцы, с. Патакино. Священник. Арестован 28.10.1933. Осужден на срок предварительного заключения. Повторно арестован 20.10.1937. Осужден на 10 лет лишения свободы, затем к расстрелу. АЛЕКСЕЕВА Агриппина Ивановна, род. 1885, с. Мостцы Камешковского р-на. Проживала там же. Монахиня. Арестована 28.10.1933. Осуждена на 3 года высылки (условно). БУРОВА Евфросинья Григорьевна, род. 1891, с. Мостцы Камешковского р-на. Проживала там же. Монахиня. Арестована 28.10.1933. Осуждена на 2 года высылки. ПАНИНА Евдокия Егоровна, род. 1887, с. Мостцы Камешковского р-на. Проживала с. Второво. Домохозяйка. Арестована 22.09.1936. Осуждена на 5 лет лишения свободы.( Жертвы политических репрессий Камешковского района и г. Камешково)
Внутри сохранился деревянный резной иконостас, настенная и купольная роспись. Рядом с храмом надгробные камни захоронений конца XVIII в.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь стоит посреди села на квадратной площади. С востока на расстоянии 10 метров небольшой прямоугольный пруд. Здание кирпичное. Более старая часть снаружи побелена по обмазке, новая – по кирпичу. Изнутри здание оштукатурено. Это небольшой сельский храм, одноглавый, бесстолпный, трехчастный. В основе композиции – двухсветный куб. Кровля его четырехскатная. На ней стоит восьмигранный световой барабан с луковичной главой. Свод сомкнутый. Окна лучковые, с внешней и внутренней сторон заглублены в общие вертикальные ниши. Поэтому на фасаде посреди куба и на его углах проходят широкие выступы, как бы пилястры. Перестройки и утраты: второй ярус четверика надстроен позже (возможно в 1813) и судя по размеру кирпича, западная часть трапезной. Кровли в плохом состоянии.
Ворота ограды Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустует.
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с. 2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995. 3. Из истории Камешковского края. Н.В. Флоров. Ковров 1996