Крестниково — поселок в Ковровском районе Владимирской области России, входит в состав Клязьминского сельского поселения. Посёлок расположена в 23 км на юг от центра поселения села Клязьменский Городок и в 25 км на юго-восток от райцентра города Ковров, железнодорожная станция Крестниково на линии Ковров — Нижний Новгород. В 3 км от посёлка находится деревня Крестниково. Помимо старинной деревни Крестниково такое же название носит расположенный примерно в паре километров от нее поселок при линии Горьковской железной дороги.
Своим рождением поселок Крестниково, находящийся в 100 км восточнее Владимира и в 24 км юго-восточнее Коврова, обязан железнодорожной магистрали и станции на ней.
Второй участок Московско-Нижегородской железной дороги в 233 версты между Владимиром и Нижним Новгородом строился, начиная с весны 1859 года, вначале фирмой «Дерош, Фитингоф и Шипов». При этом в районе будущей станции Крестниково строительные работы начались лишь весной 1860-го и продолжались в течение двух лет. При строительстве широко использовался труд французских рабочих и инженеров, но самые невыгодные и тяжелые работы отдавались русским. Наряду с вольнонаемными рабочими привлекались по принудительному найму и крестьяне из прилегающих уездов. В процессе работ фирму Дероша отстранили от выполнения строительства за срыв сроков и злоупотребления. Подряд отдали русским купцам Никитину и Гладину.
Участок от Владимира до Нижнего был открыт для движения поездов 2 августа 1862 года по настоянию тогдашнего министра путей сообщения Константина Чевкина в связи с началом Нижегородской ярмарки.
Накануне утром 1 августа 1862 года в виде пробы из Нижнего Новгорода во Владимир вышел в путь первый товарный поезд. Через несколько часов должна была состояться его торжественная встреча во Владимире. Но туда первый поезд вовремя не пришел. Проследовав станцию Крестниково, недалеко от станции Ковров-1, он потерпел крушение из-за неправильно переведенной железнодорожной стрелки, столкнувшись со стоящим на запасном пути составом. Из числа сопровождавших первый поезд железнодорожников несколько человек получили ранения, а инженер-путеец Михаил Захаров погиб. Как ни банально звучит, но виноват оказался стрелочник. После этого инцидента ключи от железнодорожных стрелок на каждой станции стали храниться у начальника, а все переводы стрелок, в том числе и в Крестниково, в обязательном порядке заносились в специальный журнал.
Хотя первоначально железная дорога на участке от Владимира до Нижнего Новгорода была одноколейной, земляное полотно сразу отсыпалось под два пути. Такая предусмотрительность сделала возможным устройство второй железнодорожной колеи в 1875 году. А в конце XIX века частная нижегородская магистраль была выкуплена в казну и стала принадлежать государству.
На новом участке железнодорожной магистрали было устроено 27 железнодорожных станций с учетом необходимых для паровозов пополнения запасов воды и дров. Одной из таких станций на перегоне Ковров - Вязники и стала станция Крестниково на границе Ковровского и Вязниковского уездов Владимирской губернии, относившаяся к 4-му классу. На станции Крестниково были построены деревянные на каменном фундаменте станционное здание, дом начальника станции и казарма для путейских рабочих, кирпичная водокачка для снабжения локомотивов водой, при которой вырыли поместительный пруд.
В подчинении начальника станции имелись конторщик, весовщик, составитель поездов, ламповщик, сторож, рабочий, пломбировщик, начальник стрелочного поста и носильщик. Должность начальника станции Крестниково занимали или потомственные путейцы, или разночинцы. Например, в 1900-е годы начальником станции Крестниково служил Аполлон Иванович Робустов - выходец из духовного звания. Его дед Глеб Яковлевич Робустов в течение 56 лет (с 1836 по 1892 гг.) служил священником храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Плесец Ковровского уезда (ныне - село Малышево), где выслужил потомственное дворянство для себя, своих детей и внуков. Отец будущего начальника станции Иван Глебович Робустов после окончания Владимирского духовного училища служил писцом в Ковровском уездном суде, где выслужил первый классный чин коллежского регистратора, а позже был помощником столоначальника Владимирского управления Госимуществ в чине титулярного советника. Их сын и внук «обер-офицерский сын» Аполлон Робустов и стал начальником станции 4-го класса «Крестниково» Московско-Нижегородской железной дороги. Его оклад составлял порядка 800 рублей - по тем временам немалые деньги, причем его сын Вячеслав Аполлонович Робустов, благодаря накоплениям отца, смог основать кожевенный завод и открыть торговую лавку.
В 1920-е и 1930-е годы начальником станции Крестниково был Константин Николаевич Эрнст - внук обрусевшего немца, паровозного машиниста и сын станционного телеграфиста. Его сын Лев Константинович Эрнст (8 января 1929 — 26 апреля 2012), выросший на станции Крестниково и окончивший там школу, стал академиком и вице-президентом Российской академии сельскохозяйственных наук, доктором сельскохозяйственных наук, специалистом в области генетики и селекции животных, генной инженерии, биотехнологии, награжденный орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней… Его сын Константин Эрнст (родившийся в 1961 году и получивший имя в честь своего деда, начальника станции Крестниково) - видный деятель российского телевидения, продюсер, телеведущий, сценарист и медиаменеджер, генеральный директор Первого канала с 1999 года, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней. Семья Эрнстов - самые известные выходцы из поселка Крестниково за всю его полуторавековую историю.
Постепенно при станции Крестниково образовался небольшой поселок, в котором жили семьи железнодорожников. В начале 1920-х гг. население станционного поселка не превышало двух десятков человек. Многие из них работали на заводах и фабриках, и попасть туда на смену со станции по железной дороге было гораздо быстрее и проще, чем из сельской глубинки и по бездорожью.
С 1929 года посёлок входил в состав Осинковского сельсовета Вязниковского района.
С 1965 года — в составе Осиповского сельсовета Ковровского района.
К началу 1960-х гг. поселок Крестниково уже имел 262 хозяйства, несколько улиц и 922 постоянных жителя. Это был один из самых больших населенных пунктов тогдашнего Ковровского района. В поселке действовали школа, детский сад, библиотека, клуб, почта, несколько магазинов.
До станции Крестниково регулярно, по несколько раз в день, ходили сначала просто пригородные поезда, а потом - электрички, поэтому у крестниковцев имелось удобное сообщение и с Ковровом, и с Вязниками.
К поселку Крестниково административно относились так называемые «казармы» путейцев-железнодорожников на 278-м и 279- м километрах Горьковской железной дороги, а также будка путевого обходчика на 275-м километре. Население этих зданий числилось проживающим в поселке Крестниково.
По данным 1970 года в поселке при станции Крестниково (который тогда стал именоваться просто поселок Крестниково) насчитывалось 839 жителей и 282 хозяйства. К данному населенному пункту относились 4 хозяйства железнодорожников при станции Крестниково и проживавшие там 11 жителей. Таким образом, в 1970-м общая численность населения поселка Крестниково составляла 850 жителей. По сравнению с данными 1961 года количество обитателей там сократилось на 72 человека, а вот число хозяйств, наоборот, выросло на 24. Возможно, это произошло за счет слома старых бараков и строительства новых жилых домов.
Процесс неуклонного оттока населения из поселка Крестниково, начавшийся в конце 1960-х гг., оказался необратим. Сокращение численности железнодорожников после начала электрификации и автоматизации железной дороги, уменьшение работников лесной отрасли и начавшееся массовое жилищное строительство в Коврове (где начали строить пресловутые «хрущевки») способствовали тому, что все большее число крестниковцев покидали поселок. Как прежде они или их родители когда-то уезжали на станцию из удаленных деревень, теперь крестниковцы перебирались на постоянное место жительства в город.
В 1983 году статистические данные по поселку Крестниково и приписанных к нему домов железнодорожников выглядели следующим образом: в самом поселке насчитывалось 610 жителей и 297 хозяйств; в железнодорожной будке на 275-м километре Горьковской железной дороги - 2 жителя в 1 хозяйстве; в казарме путейцев на 278-м километре той же дороги - 5 жителей в 3 хозяйствах и в еще одной казарме железнодорожников на 279-м километре железнодорожной магистрали - 34 жителя и 14 хозяйств.
Документы свидетельствуют, что изменение численности населения в поселке Крестниково и его окрестностях происходило непрерывно. Так, уже в 1984 году непосредственно в поселке значилось 599 жителей и 289 постоянных хозяйств. Будка на 275-м километре Горьковской железной дороги в ту пору была ликвидирована в качестве ведомственного жилья, а вот путейские казармы остались. В казарме на 278-м километре железнодорожной магистрали насчитывалось 4 жителя в 3 хозяйствах, а на 279-м километре - 36 жителей в 14 хозяйствах. Всего лишь за один год убыло
12 человек и 9 хозяйств (включая упраздненную железнодорожную будку).
Отток жителей из поселка Крестниково достиг пика в конце 1980-х гг., что в сочетании с демографическим фактором (местное население постепенно старело, и естественная убыль при массовом отъезде молодежи становилась все более заметной) привело к тому, что число крестниковцев всего за десяток лет сократилось более чем вдвое. По данным 1993 года в поселке Крестниково оставалось лишь 274 жителя в 172 хозяйствах. Уже в ту пору когда-то фактически рабочий поселок стал все в большей степени приобретать черты «дачного местечка».
Железнодорожная платформа «Крестниково» — все, что осталось от одноименной станции
В Ковровском районе поселок Крестниково длительное время считался одним из самых «неудобно» расположенных населенных пунктов. По прямой он отстоит до города менее 20 км, но в реальности туда можно было попасть лишь по дороге, окончанием которой является шестикилометровый грунтово-щебеночный участок. Весной и осенью, а также в дождливую погоду летом проехать там было нелегко - лужи, выбоины, глинистые места делали его труднопроходимым для обычного транспорта. К тому же автобус в поселок давно не ходит, а после реорганизаций 2000-х гг. и прежнюю станцию Крестниково упразднили, а число проходящих электричек там сократилось до двух в сутки в каждом направлении, причем интервалы их движения составляют долгие часы.
Дошло до того, что даже малышей из Крестниково местные власти решили не возить в детсад соседнего поселка Достижение, так как подобные ежедневные рейсы для водителей, транспорта и маленьких пассажиров оказались бы непосильным испытанием. Для ребятишек был организован импровизированный детский уголок в поселковой библиотеке. Туда с трудом проезжала даже «скорая помощь».
Поэтому райадминистрацией принято решение заасфальтировать проблемный участок. Проект нового шоссе был разработан в 2012 году. А в 2013-м там устроили новое дорожное полотно и уложили асфальт на протяжении всех 6 км. Данная работа обошлась в 90 млн. рублей. С тех пор поселок Крестниково соединен с Ковровом отличным асфальтированным шоссе.
Сегодня в Крестниково библиотека, точнее, местный филиал Центральной районной библиотеки - единственное муниципальное учреждение в поселке. Вместе с почтой она - центр поселковой общественной жизни. Там проходят праздничные мероприятия, действует избирательный участок. А хозяйка крестниковской библиотеки Елена Геннадьевна Боброва, работающая там уже 30 лет, знает в поселке буквально каждого.
Теперь библиотека в Крестниково занимает двухэтажный деревянный дом, построенный еще в XIX веке. На втором этаже до 2006 года располагалась начальная школа, а на первом, помимо библиотеки, размещается ФАП. Посередине - выбеленная русская печь. Истопник Галина Башкирова - еще один сотрудник библиотеки. Местное лесопромышленное предприятие помогает дровами, но вот колоть их приходится женщинам.
С 2005 года поселок Крестниково вошел в состав Клязьминского сельского муниципального образования Ковровского района.
По Всероссийской переписи населения 2010 года там значилось 272 постоянных жителя. Из поселка Крестниково начинается туристический маршрут до погоста Дебри, расположенного в соседнем Вязниковском районе. Этот маршрут пользуется все большей популярностью у любителей пеших прогулок.