Игнатий (ок. 1540 г., Крит - 1620 г., Вильно) - церковный деятель греческого происхождения, де-факто Патриарх Московский и всея Российского царства при царе Лжедмитрии I.
Игнатий, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. 1672 г. (РНБ. F.IV.764. Л. 102)
Выходец с Крита. Сначала был архиепископом на острове Кипр, но был вынужден турками оттуда бежать и поселился на некоторое время в Риме. По свидетельству Арсения Элассонского, изначально он был епископом города Эриссо, у перешейка полуострова Афон.
Прибыл в Москву в составе миссии Константинопольского патриархата в 1594 или 1595 г. (Папулидис. 1977. С. 154-156). Принимал участие в коронации Бориса Годунова, состоявшемся в сентябре 1598 г. (Арсений. 1998. С. 172). Архиерей остался в России. В 1603 г. был назначен митрополитом на вдовствовавшую с 17 февраля 1601 г. Рязанскую кафедру. Повинуясь воле патриарха св. Иова, Игнатий анафематствовал объявившегося в Речи Посполитой Лжедмитрия I и даже, судя по десятне (список городовых дворян и детей боярских) 19 мая 1604 г., отправил в собранное против самозванца войско архиепископских детей боярских. После смерти Годунова, как и большая часть высокопоставленных иерархов Русской православной церкви, примкнул к сторонникам Лжедмитрия. 1 июня 1605 г. с Патриаршего престола был сведен свт. Иова. Игнатий первый из архиереев в июне 1605 года выехал в Тулу навстречу самозванцу, признал его и приводил к присяге царю «Дмитрию Ивановичу» народ в Туле. Вместе с самозванцем парадно вступил в Москву, и ему как патриарху предносили посох и крест. Через четыре дня по вступлении (24 июня), по указу Лжедмитрия собор епископов возвел Игнатия в патриархи вместо сосланного Иова. 30 июня 1605 г. состоялась интронизация Игнатия. По распространенному в историографии мнению, поставление Игнатия совершилось по греческому чину, в котором в сравнении с аналогичным русским чинопоследованием 1589 г. были опущены несколько обязательных, с точки зрения российского духовенства, элементов, в частности, по-видимому, не была повторена архиерейская хиротония. 30 июня Игнатий разослал окружную грамоту, в которой всем церквам предписывалось петь торжественные молебны о здравии «Димитрия Иоанновича» и его матери инокини Марфы. 7 июля 1605 г. Игнатий в Успенском соборе Кремля венчал Лжедмитрия I на царство «императорской короной» (после коронации в Успенском соборе архиеп. Арсений Элассонский в кремлевском Архангельском соборе возложил на самозванца шапку Мономаха). 18 марта 1606 г. по благословению патриарха Игнатия А. Невежин выпустил в свет очередное издание Апостола (Зёрнова А.С. Книги кирилловской печати, изд. в Москве в XVI-XVII вв.: Свод. кат. М., 1958. № 21). В мае 1606 г. (или ранее) Игнатий возглавил хиротонию Филарета в митрополита Ростовского. Известны вклады Игнатия в монастыри.
8 мая 1606 г. Игнатий возглавил процедуру бракосочетания Лжедмитрия и Марины Мнишек, в которой должны были совместиться 3 обряда: необходимое, с точки зрения русских, присоединение Марины Мнишек к Православию, бракосочетание с Лжедмитрием и коронация Марины. Поскольку фактический переход Марины в Православие поляками не предполагался, порядок совершения обрядов был следующим: сначала патриарх короновал Марину с совершением над ней миропомазания, которое могло быть истолковано двояко - и как часть коронационной процедуры, и как акт присоединения Марины к православной Церкви. Затем Лжедмитрия и Марину в присутствии патриарха и др. иерархов обвенчал царский духовник благовещенский протопоп Феодор Терентьев, во время венчания было совершено миропомазание супругов. Игнатий был готов преподать Святые Дары «латынской девке Маринке», однако та отказалась (как и Лжедмитрий). По словам архиеп. Арсения, «это сильно опечалило всех, не только патриарха и архиереев, но и всех видевших и слышавших... это была первая и великая печаль, и начало скандала, и причина многих бед для всего народа московского и всей Руси» (Арсений. 1998. С. 182; см. также: Успенский Б.А. Свадьба Лжедмитрия // Он же. Этюды о рус. истории. СПб., 2002. С. 197-228).
Рассказывают, что Лжедмитрий посылал Игнатия испросить благословения у сверженного патриарха Иова, но Иов отказался благословить его, «ведая в нем римския веры мудрование». В Риме знали расположение Игнатия к унии и возлагали на него большие надежды.
После убийства самозванца 17 мая 1606 г. по распоряжению царя Василия Иоанновича Шуйского 26 мая 1606 г. Игнатий был сведен с престола и в «черном платье», как рядовой монах, заточен в кремлевском Чудовом в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех монастыре (Арсений. 1998. С. 184; Ульяновский. 1991. С. 56). Решение о заключении Игнатия было утверждено на Соборе, созванном для выборов нового Первосвятителя в конце июня того же года. По свидетельству Хронографа 1617 г., «повелением государя царя и великого князя Василия Ивановича… и советом всего Священнаго Собора Игнатия патриарха, егоже без священных рукоположений возведе на престол розстрига, сего в Чюдов монастырь послаша под начало, яко да совершенно навыкнет благочестия веры иже во Христа Бога» (РИБ. 1909 2. Т. 13. Стб. 1296; ср.: Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. СПб., 2004р. С. 86, 88). Единственным обвинением в адрес Игнатия на Соборе было отсутствие «священных рукоположений» (по-видимому, повторной архиерейской хиротонии) при интронизации. Впоследствии в 1620 г. ради усугубления вины Игнатия патриарх Филарет приписал ему то, что он, не крестив по-православному, только миропомазал Марину Мнишек, венчал с Лжедмитрием и допустил её к причащению: «Патр. Игнатий, угождая еретикам латинской веры, в церковь соборную Пр. Владычицы нашея Богородицы введе еретическия папежския веры Маринку, святым же крещением совершенным христианского закона не крестил, но токмо единем св. миром помаза и потом венчал ю с тем росстригою и обоим сим врагом Божиим росстриге и Маринке подаде Пречистое Тело Христово и Св. Кровь Христову пити. Его же Игнатия за таковую вину священноначальницы великие св. церкве российские, яко презревшего правила св. апостол и св. отец, от престола и от святительства, по правилам святым, изринуша». — Карташёв А.В. История Русской Церкви, т.2
Так как попытка быстро избрать нового патриарха не увенчалась успехом (Гермоген был избран только 3 июля), Василий Шуйский венчался на царство митрополитом Исидором 1 июня 1606 года вообще без патриарха.
В марте 1611 г., после ареста патриарха св. Гермогена, польская оккупационная администрация и зависимое от нее боярское правительство вернули Игнатия на престол. Подавляющее большинство русских иерархов и мирян никогда не признавали легитимность 2-го Патриаршества Игнатия, которое имело место при живом предшественнике (сщмч. Гермогене), брошенном в темницу без суда епископов (Арсений. 1998. С. 193; ААЭ. Т. 3. № 330. С. 483-484; ПСРЛ. Т. 14. С. 109; ср.: Карташев. Очерки. 1959. Т. 2. С. 79). В челобитной московских бояр и членов Освященного Собора, отправленной королю Сигизмунду III 5 окт. 1611 г., старшим церковным иерархом, находившимся в ту пору в столице, назван Арсений Элассонский (СГГД. 1819. Ч. 2. № 272. С. 572). Митрополит Макарий (Булгаков) рассматривал эту грамоту как доказательство отсутствия Игнатия в Москве уже в начале октября (по юлианскому летосчислению) (Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 104-105). Однако, по сообщению архиеп. Арсения Элассонского, Игнатий покинул Москву позднее. 27 дек. 1611 г. он забрал из патриаршей домовой казны «многие драгоценнейшие предметы, золото, серебро и весьма много жемчуга» и уехал из русской столицы, присоединившись к войскам литов. вел. гетмана Я.К. Ходкевича, которые, по словам Арсения, перед этим доставили в столицу обоз с продовольствием для польского гарнизона (продовольствие в августе 1611 г. в Москву доставил отряд Я.П. Сапеги). Бывшего патриарха сопровождали стольник М. Кантакузин и некий «Димитрий, македонец из Сидерокавсии» (Арсений. 1998. С. 195-196). Вероятно, архиепископ Арсений допустил ошибку, приурочив отъезд Игнатия к уходу из Кремля в декабре 1611 г. взбунтовавшейся части польского гарнизона, а не к отходу от столицы в октябре войска под предводительством Ходкевича (после безуспешных попыток прорваться в Москву). Однако некоторые современные исследователи, основываясь на сведениях архиеп. Арсения, относят время отъезда Игнатия из России к зиме 1611/12 г. (Ульяновский. 1991. С. 56-57; Опарина Т.А. Иван Наседка и полемич. богословие Киевской митрополии. Новосиб., 1998. С. 34).
Оставив войско Ходкевича, который не стремился уходить из России, и попытавшись самостоятельно достичь литовской границы, Игнатий подвергся нападению «станичников-шишей», которые разграбили его имущество и убили часть попутчиков. Решение остаться в Литовском великом княжестве Игнатий принял не вполне добровольно, но после аудиенции у короля Сигизмунда III в ставке последнего под Смоленском, куда его доставили польские жолнеры, случайно задержавшие «едва нагого и лишенного всего» архиерея в окрестностях города. Игнатий услышал от короля, что ему не будет разрешено проехать через Речь Посполиту не только в Оттоманскую Порту, но и в европейские христ. государства. Сигизмунд III предложил бывшему патриарху либо вернуться в разоренное Московское царство, либо на неопределенный срок остаться в Литве на положении политического эмигранта. Тогда же скорее всего король выдвинул требование к Игнатию присоединиться к унии (Булычёв. 2004. С. 82). Игнатий поселился в Вильно. Из донесения папского нунция от 8 августа 1612 г. (Litterae nuntiorum apostolicorum. R., 1959. Vol. 3. N 1063. P. 76-78) следует, что Игнатий жил в виленском во имя Св. Троицы монастыре, где архим. Иосиф Вельямин Рутский (в последствии униат. Киевский митрополит) убеждал его принять унию, давая ему читать книги на греческом языке. И. выразил готовность повиноваться папе в соответствующем письме, но было решено пока сохранять это в тайне. В депеше нунция речь шла о направлении папой надежных людей, которых в дальнейшем Игнатий поставил бы епископами и которые могли бы организовать семинарию для обучения молодежи в духе униатства. Из донесения следует, что эти планы стали актуальны, когда в Рим пришло известие о смерти патриарха Гермогена († 17 февр. 1612). В ноябре 1612 г. (по григорианскому летосчислению) Сигизмунд III, отправляясь в Россию для освобождения остатков польско-литовского гарнизона, осажденного в Москве силами 2 земских ополчений, взял с собой Игнатия. В 1615 г. в универсале о пожаловании Игнатию дворца Сигизмунд называл его «патриархом Московским, на сесь час в Вильне будучим», где «успокоенья нашого с Москвою дожидается» (цит. по: Ульяновский. 1991. С. 57). Так же относился к Игнатию королевич Владислав, намеревавшийся отвоевать царский венец у Михаила Феодоровича Романова. В универсале, изданном по случаю своего совершеннолетия 15 декабря 1616 г., он объявил о поддержке его амбициозных намерений «Игнатеем патреярхом», который вместе с пленным Смоленским архиеп. Сергием изъявил согласие участвовать в планировавшемся походе в Россию (Ульяновский. 1991. С. 57; АИ. Т. 3. № 72. С. 68). Слухи о провозглашении Игнатия в Речи Посполитой главой Русской Церкви, по-видимому, распространились в России. Так, автор начальных статей Бельского летописца, чья осведомленность в жизни Польско-Литовского государства не вызывает сомнений, писал, что «той патриарх Игнатей утече в Литву и там патреархию держа». При этом книжник не упоминает о переходе Игнатия в униатство (ПСРЛ. Т. 34. С. 243; ср.: Солодкин Я.Г. О происхождении Бельского летописца // ВИД. 1987. Т. 19. С. 122-125).
В России не признавали за Игнатием право на Патриарший престол, при этом до возвращения из польского плена Ростовского митр. Филарета 14 июня 1619 г. имя Игнатия не исключалось из перечней русских первосвятителей, как об этом свидетельствует настольная грамота Патриаршего местоблюстителя Сарского и Подонского митр. Ионы (Архангельского) Рязанскому архиеп. Иосифу от 10 января 1619 г.: «В преименитом и царьствующем граде Москве великие господа наши и отцы преосвященные митрополиты всеа Русии святейший Иев Патриарх, и Игнатей Патриарх, и святейший Ермоген Патриарх, Московские и всеа Русии, поставляли в Московское государьство митрополитов, и архиепископов, и епископов, яко то изначала Божественная соборная апостольская Церковь предала» (ААЭ. Т. 3. № 330. С. 483). Думается, что изъятие из титула Игнатия определения «святейший» отразило взгляд современников на спорный характер деятельности бывшего патриарха. Аналогичное титулование Игнатия встречается в разрядных записях более раннего времени (Белокуров С.А. Разрядные записи за Смутное время (7113-7121 гг.). М., 1907. С. 80, 136).
После вступления 24 июня 1619 г. на Патриарший престол Филарета Игнатий на короткий срок вновь оказался в центре внимания священноначалия Русской Церкви. Собор, созванный 16 октября 1620 г., должен был рассмотреть дело митр. Ионы, который в бытность свою местоблюстителем Патриаршего престола повелел присоединить 2 католиков к Православию через миропомазание, а не через перекрещивание. Патриарх Филарет приравнял действия митр. Ионы к действиям Игнатия, в результате чего на 1-м заседании Собор вынес суждение о бывшем патриархе. Игнатий был обвинен в искажении 3 церковных таинств: в присоединении Марины Мнишек к Православию через миропомазание (а не через повторное крещение), в венчании «некрещеной» иноверной иноземки с расстригой и, наконец, в том, что Игнатий преподал недостойным молодоженам «Пречистое Тело Христово ясти и Святую и Честную Кровь Христову пити». Не все обвинения против Игнатия вполне точны. Игнатий не венчал Лжедмитрия и Марину, хотя присутствовал при обряде, который, конечно же, не мог состояться без его согласия. Новобрачные отказались причаститься после венчания, хотя Игнатий готов был преподать им Св. Дары. Отцы Собора постановили лишить Игнатия Патриаршего сана и предать проклятию (об анафематствовании И. см.: РИБ. 1875. Т. 2. Стб. 552-553). Данное постановление не было пересмотрено на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., отменившем ряд решений Собора 1620 г.
Игнатий был погребен в Троицком монастыре в Вильно. По местному преданию, погребение было утрачено после разорения обители русскими войсками, занявшими город 31 июля 1655 г. Имя Игнатия исключено из диптиха Российских патриархов. В «Большой государевой книге, или Корне российских государей» (Титулярнике) 1672 г. среди изображений русских первоиерархов есть портреты 2 низложенных к тому времени патриархов - Игнатия и Никона, которые представлены в полном архиерейском облачении, но без нимбов вокруг головы, символизирующих высоту патриаршего служения. Надпись на портрете Игнатия сообщает имя (Игнатей) без указания сана (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3. Д. 7. Л. 90).