Главная
Регистрация
Вход
Среда
25.12.2024
23:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1624]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Село Молотицы Муромского района

Село Молотицы

Молотицы — село Муромского района Владимирской области Российской Федерации, входит в состав Борисоглебского сельского поселения.
Село расположено в 20 км на север от Мурома на реке Ушна. «Село Малотицы, на реке Унше, находится в 115-ти верстах от губернского города и в 21 от уездного (Муромский уезд)». [1]

20. Грунтовый могильник (8-10 вв.) находился на северной окраине села Молотицы, территория сада, правый берег р. Ушна. В 1965 г. при земляных работах здесь выявлены два трупоположения (мужское и женское) с северной ориентировкой и большим количеством сопровождающих вещей. В мужском погребении найдены два железных втульчатых наконечника копий с листовидным пером, пешня, широколезвийный топор со щековицами, два лепных глиняных горшка без орнамента. Среди находок из женского погребения - два серебряных проволочных височных кольца муромского типа, одно из которых - с надетыми на него подвесками в виде прорезных бубенчиков; две серебряные серьги серповидной формы муромского типа; две бронзовые шейные гривны из круглого в сечении дрота, с замком в виде четырехугольной плоской шляпки и петли, к одной из которых было подвешено сложное шумящее украшение; бронзовые шумящие подвески, использовавшиеся, вероятно, в качестве поясного украшения; бронзовые браслеты, полуовальные в сечении, с несомкнутыми, слегка расширенными концами, а также спиральные; подвески бутыльчатые и трапециевидные; поясная пряжка со щитком и обоймицей, соединенной со щитком неподвижно; накладка геральдической формы от пояса; бронзовые украшения обуви; обломки двух серебряных дирхемов чекана 952-954 и 933-941 гг. По составу находок и обряду погребения могильник отнесен к муроме. По находкам дирхемов раскопанные могилы могут датироваться кон. 10 в. [2]
«В селе Малотицах, Муромского у., найден клад «мордочек» (старых серебряных монет) числом около 900, относящихся ко времени возвышения Москвы. Монеты поступят в местный музей» («Призыв», 10 октября 1925).

По имеющимся документам, впервые упоминается деревня Барановка на речке Барановке в 1506 году в жалованной грамоте Великого князя Василия Ивановича, но которой, он дал ее в вотчину Борисоглебском) монастырю. К 1541 году эту деревню «казанские люди сожгли, а людей в полон взяли». В то время о селе Молотицы никаких данных не имеется. Вероятнее всего Барановка появилась как поселение раньше Молотиц.
Первое упоминание о селе Малатиц или Малотицы на реке Ушна и речке Барановке было в описи земель станов Муромского уезда, сделанной князем Яковом Колтовским в 1628-1630 годах. Из этой описи становится ясно то, что место будущего села было ранее в государевых землях. Церкви в то время в селе не было.
В начале XVII века рядом на государевой земле находился погост Старые Котличи на речке Ворозиме с деревянной церковью во имя Николая Чудотворца. Соседнее село Котличи на пруде было в вотчине Ивана Григорьева сына Черткова и сто племянника Ивана. Остальные близлежащие поселения были в монастырских вотчинах. Деревни Барановка и Вареж в вотчине Борисоглебского монастыря, сельцо Сапапчаково, селище Талызино, деревни Прудищи и Рожново в вотчине Троице-Сергиева монастыря. Ранее они принадлежали светским феодалам, но в XVI веке были даны в монастыри в виде вкладов.
Постараемся выяснить время возникновения поселения на территории настоящего села Молотицы. Возможно, оно появилось на границе XVI-XVII веков. Первым владельцем этих земель, по имеющимся источникам, был Федор Борисов. Ему эти земли были даны в поместье, не исключено, в виде пустоши. Нет данных о заселении им этих земель, что было бы сделать крайне трудно в то смутное время, когда крестьяне и бобыли бежали со своих дворов. В 1613 году часть Федоровых помесных земель, была дана его сыновьям Семену и Дмитрию с меньшими братьями Андреем и Иваном «за отцову службу за царево Васильево московское осадное сидение» в вотчину. Здесь имеется в виду участие в обороне Москвы в составе войска царя Василия Шуйского. По всей видимости, Федор проявил себя там с лучшей стороны, так как земли из поместий в вотчину переводили только за особые заслуги. Другая часть его поместья была отказана в 1614 году жене Федора вдове Агафье и его сыну Дмитрию в прожиточное поместье. Земли «на прожиток» давались вдовам и недорослям для обеспечения их жизни, до выхода первых замуж, а вторых на службу. Часть земель в этом месте в начале XVII века была в поместье за Корманом Мешковым сыном Кравкова. Из оставшейся государевой земли здесь были отказаны жеребья в 1615 году Степану Осипову сыну Нагаткина, а в следующем 1616 году его брату Богдану. Под жеребьем подразумевается участок земли, выделяемый служилому человеку в результате жеребьевки.
В 20-х годах XVII века после годов «великой разрухи» наступило затишье на Муромской земле, стали возрождаться деревни и села и заселяться пустоши. К 1628-30 годам вотчинники и помещиками заселили свои жеребья, а Семен и Дмитрий Борисовы поставили в образовавшемся поселении деревянную церковь Святого великомученика Георгия. Место нахождения села на то время точно не установлено, но в конце XVIII века оно располагалось на центральной территории настоящего села.
В 1628-30 годах в селе стояли двор вотчинника, 3 двора помещика, 4 двора приказчиков, 2 людских двора, 17 крестьянских, 8 бобыльских и 2 пустых двора.

Существует несколько версий происхождения названия села. Например, А.А. Епанчин выдвинул предположения: первое, от слова «молодицы», в старину, во время татарских набегов, здесь прятали молодиц в «молодицких лугах», росших около села; второе от слова молотить, имея в виду то, что здесь молотили. А. Удалов считает, что село обязано своим названием слову «млатить» как говорили наши предки в древние времени, тем самым поддерживает вторую версию Епанчина. Интересную версию предложила Чернышева Валентина Петровна, учитель истории и руководитель зала боевой славы школы. По мнению местных краеведов, село обязано своим названием слову «малдицы», т.е. малое село. Такого же мнения придерживаются жители села. Сергей Иванович, встретившийся мне на улицах села уверен в этой версии происхождения названия села. Добавим свое предположение происхождения названия села по прозвищу одного из его прежних владельцев или жителей, что было распространено в ранее средневековье. А прозвища в те времена были разными и изощренными. Проанализируем все имеющиеся версии. Версия о молодицах отпадает сразу же, так как нет фактов подтверждающих существования поселения на месте села ранее начала XVII века.
Название села Малдицы встречается только у Епаншина А.А. Но свою информацию он черпал из уст жителей, а они озвучивали современную понравившуюся им версию. На время образования поселения, оно не было селом, а по своим размерам было далеко не малым. Данных, о каком либо владельце земель или жителе поселения со схожим прозвищем не имеется. Из всех перечисленных версий вероятнее всего то, что село получило название от слова «млатить». О том, что рядом с первым поселение располагалась мельница, говорит наличие плотины на реке Ушна и утолщения в этом месте русла реки на атласе Муромского уезда 17 века у села Малатицы. Это подтверждает первое название села в описях 1628-1630 как Малатицы или Малотицы. На атласе Муромского уезда конца 18 века село так же называется Малатицы.
К 1646 году значительные владения в селе имел Муромец Дмитрий Федоров сын Борисова, в вотчине которого была часть села, ранее принадлежавшая им с братом Семеном, к нему же перешло бывшее прожиточное поместье его матери Аграфьи. За Муромцем Корманом Мешковым сыном Кравкова осталось его поместья жеребий села Малатиц. Свои жеребья в селе сохранили Степан и Богдан Осиповы дети Нагаткина.
В 1646 году в Малотицах стояли двор вотчинника, 3 двора помещиков, 2 людских двора, 33 крестьянских дворов, 21 двора бобылей, 3 двора вдов и двор нищего.
К 1676 году село стало привлекательным для помещиков. В нем стояло уже 7 дворов помещиков.
С 1790 г. водяная крупчатая мельница вдовы гвардии поручика Анны Павловны Языковой, при сельце Молотицах. 5 водяных колес, сил 10; освещение керосином; 17 рабочих.
В середине 18 века в селе Малотицы имел поместье Сергей Глебовский, который в 1754 году вместо старой, пришедшей в ветхое состояние деревянной церкви построил каменный храм в честь Успенья Пресвятой Богородицы с приделом во имя Святого великомученика Георгия. Главной храмовой иконой была икона «Успение Пресв. Богородицы в серебряной ризе; в икону вставлен ковчежец с частицами святых мощей». Она стала приходской церковью для жителей села и деревень Барановка и Глебовка.
В кон. XVIII века по генеральному межеванию значилось 41 дворов, муж. 260, жен. 270, всего 530 душ. В примечании занесено: «на правой стороне реки Ушны и безымянного притока; церковь великомученика Георгия и два дома господских деревянные; земля иловатая, хлеб и покосы – средственны, лес дровяной, крестьяне на пашне». Общего владения: Авдотьи Назарьевны Глебовской, Александра Васильевича Томилова, Степана Алексеевича Кравкова, Михаила Григорьевича Языкова и Ивана Ивановича Ногаткина.
Основным занятием его жителей было сельское хозяйство и ремесло. Рядом с селом находились терочный завод и мельница, на которых работала часть населения. Некоторые его жители работали малярами и кровельщиками в Москве, Иванове и Нижнем Новгороде.
В 1864 г. открыт Михайловский винокуренный завод наследников гвардии поручика Николая Михайловича Языкова, при сельце Молотицах (Чаадаевская волость). В 1890 г. Конный привод на 2 лошади, конный привод на 1 лошадь; паровой котел; освещение керосином; 30 рабочих.
«На быв. Михайловском винокурен. заводе № 13 (при с. Молотицы, Чаадаев. вол. Мур. у.) в конце января произошла кража одежды в квартире Блинникова. О краже было заявлено в Уголрозыск, откуда 21-го января на завод приехал Агент и им был произведен обыск в домах подозреваемых лиц, который ничего не дал. Но в помещении конторы, а именно в верхних ее помещениях, ключи от которых были у наблюдателя завода Малышева, при обыске обнаружены: хромовые сапоги и женское пальто. Факт воровства оказался т. об. на лицо. И вот несмотря на это Малышев до сего времени все еще наблюдает за государственным имуществом.
Не мешало бы его убрать и убрать поскорее, а то как бы не «занаблюдал» государственное имущество также, как у Блинникова» («Луч», 13 февр. 1923).

В 1892 году в Малотицах была открыта церковно-приходская школа, в которой уже в 1896 году было 45 учащихся. Было три класса и одна учительница. Первой учительницей была Александра Дмитриевна Крылова, которая запомнилась жителям села как грамотный специалист и доброй души человек.
После революции, в 1918 году открылась новая школа - каменное здание на месте винокуренного завода. В этой школе было четыре класса. С увеличением числа учеников под классы использования дома помещика Строганова и деревянное здание в д. Барановка.
В 1936 году в с. Молотицы действовала семилетняя школа. В 1943 голу школа действует как начальная. В 1947 году снова становится семилетней. В 1961 году Молотицкая семилетняя школа переименована в восьмилетнюю. В 1978 году восьмилетия школа была реорганизована в среднюю. Сейчас школа функционирует в двухэтажном кирпичном здании постройки 1968 года.
В первой половине 19 века село стало принадлежать помещику Михаилу Васильевичу Языкову, внуку Михаила Григорьевича Языкова, который вероятнее всего был потомком Григория Внукова сына Языкова, служившего по Мурому в конце 16 века.
В кон. XIX века 172 двора, муж. 485, жен. 504, всего 989 душ. Крестьяне занимаются сельским хозяйством. В селе: каменная церковь, церковно-приходское училище с 45 мальчиками, 4 кузнечных заведения, простая кузница для местного обихода, конная круподерка и пшенка. При селе 2 водяных мельницы и 2 господских дома с фруктовыми садами.
От Мурома – 21 вер., села Чаадаева – 10 вер., камеры – Земск. Нач. – 11 ½ вер., пунктов: Климова – 10 ¾ вер. и Булатникова – 14 вер.
На начало ХХ века в селе были поместья купца 3-й гильдии М.И. Строганова, по другим источникам, близким к народу, Михаила Владимировича Строганова, и С.М. Языкова, сына Михаила Языкова. До сих пор в селе стоит дом, принадлежавший купцам Строгановым, которые оставили у жителей о себе самые добрые воспоминания, так как ни одна свадьба на селе не обходилась без их подарка молодоженам. На селе в это время было достаточно крепких крестьян. Сытины, Левахины, Галкины, Морозовы, Зайцевы и другие держали «добрые» хозяйства.

Из воспоминаний Катковой М. Ив. «Вся земля до свержения царя принадлежала помещикам. В Молотицах они не жили, а уезжали в поместья. Из помещиков в селе жил только Языков, но он был не знатного рода, а относился к числу разбогатевших. Из знатных помещиков были Стрелецкий, Кондратович, Постельникова, Смирнова, Волконский и другие, но односельчане их не помнят, ибо они в последние годы даже не показывались. Всего в Молотицах было 17 вотчин. Барановка принадлежала к Борисо-Глебскому монастырю. Были и крестьяне, имевшие купленные земли. Жили они на улице «Выселка»».
Очень известным человеком на селе был купец 3-й гильдии Строганов Михаил Владимирович, умер до образования колхоза. Дети: Николай - уехал учиться в Москву; Иван - работал учителем в школе с Молотицы, первый крестьянин пахавший плугом; Петр - погиб на войне; Сергей - учился в сельской школе, любил сад; Анна - занималась по хозяйству; Полина - занималась по хозяйству.
Основное занятие Строгановых: торговля в лавке и уход за садом. Отзывы жителей о Строгановых не плохие: «... это добрые люди, никогда и ни в чем не отказывали крестьянам».
Первым на селе о свержении самодержавия узнал Строганов.
Из воспоминаний Павлова Владимира: ««Декрет о земле» населением был принят с большой радостью, ибо земли у крестьян было мало. Земля принадлежала вотчинам и была поделена по крестьянам - по душам, т.е., семья получала надел на каждого мужчину и мальчика. Женщины и девочки надела не получали. Поэтому основная масса крестьян имела мало земли. Последние годы перед Октябрем были большие неурожаи. Второго дня в апреле 1918 года была созвана сходка, на которой присутствовали почти все жители села Молотиц.
На сходке было решено поделить все земли. Но против выступала «Выселка» (здесь были покупные земли). Отдавать земли им было жаль. Среди бунтовщиков были Ганин и Куликов. Пришлось вызвать красногвардейцев. Прибывшие бойцы выстроили всех бунтовщиков, дали залп из винтовок вверх. Бунт прекратился. Земля была поделена по едокам. Каждая семья получила приличный надел».

25/12 ноября 1917 года крестьяне с. Молотиц, Чаадаевской волости, Муромского уезда, захватили со всем инвентарем и постройками картофеле-терочный завод и мельницу, принадлежащие М. В. Корщикову.

Комсомольская ячейка в селе Молотицы была организована в 1920 году. Комсомольцами - активистами являлись: Бедина Клавдия Тимофеевна, Клюйков Иван Данилович и другие.
В 20-х годах в Молотицах выпускался журнал «Молодые ростки». Выпушено было 4-е номера, тема была перемена власти, опровержение старого режима и наглядное пособие для нового. Весь инвентарь приобретали сами: каждый клочок бумаги, кисти, краски. В создании журнала участвовали: В.М. Брунов, А.И. Веденин, В.В Морозов, И.Д. Клюйков.
Выпуск журнала происходил в Народном доме - сарае раскулаченного барина. Перед выходом журнал проверялся в Муромской цензуре, затем его публично зачитывали в Народном доме, там он и хранился. Пятый номер журнала цензура не допустила к выходу.
Организатором в создании комсомольского клуба была Бедина К.Т. Для создания клуба использовали старый конный двор.
«В Молотицком Нардоме, Чаадаевой, волости, силами Старокотлицкого драмкружка был поставлен спектакль и декламация революционного содержания. Зал Нардома был переполнен гражданами, которые спектаклем остались довольны» («Красный Луч», 4 ноября 1924).

«1923 года, 7 мая, на общем собрании гр. села «Молотиц», Чаадаевск. вол., Муромского у., был поднят вопрос о найме мастера на кирпичный завод. Последний у нас в селе существует с 1918 года, но благодаря халатному и невнимательному отношению к делу заведующего кирпичным заводом, а так же и самого общества, приходилось каждое лето нанимать новых мастеров; каждый мастер мерил на свой аршин: один сделает плохо, а другой еще хуже. Главной причиной этого служило то обстоятельство, что все мастера были из одной деревни (из Саванчаково, Новокотлицкой вол.). Один из них проработает лето, напортит нашим мужичкам кирпич, каким то образом сумеет забрать вперед свое жалованье и... баста! — благополучно угодит в свою деревню.
В деревне его начинают спрашивать, «ну, как, мол, ты там отделался?» — «Да очень просто: взял причитающуюся мне сумму жалованья и ушел». — «Да как же общество то тебя безнаказанно отпустило?»— «Чудаки, да что оно мне сделает? Ведь, не условие же я с ними: заключал». — Ну, а как же без условия то? — «Да так, очень просто; разве вы не знаете Молотицких крестьян? Они народ религиозный и верующий до мозга костей, и вот, как только мы пришли к окончательному соглашению, по вашему мнению, прежде всего, что нужно сделать?»
— «Что сделать? Условие заключить!»
— «Вот, видите, а Молотицкие крестьяне скорее богу молиться будут, и об условии совсем и не думают; вот таким путем я их и обделал!»
А на другое лето шел новый мастер и получалась такая же картина, а все оттого, что богу много молились, а к делу слишком халатно относились. Tак было и нынешней весной. Приходит новый мастер из той же деревни, по счету кажется шестой, так же предложил свои услуги обществу, обещая кирпич работать доброкачественный, не то, что прежние мастера. Пообсудили, малость, этот вопрос, потолковали о цене и, наконец, пришли к соглашению: 5 п. ржи и 2 меры картошки с каждой обожженной тысячи кирпичей мастеру за работу. А, все-таки, без мольбы опять не обошлись: скинули все шапки и, ну, дуть во всю на церковь, а об условии совсем и забыли. Граждане! Ведь вы прошлое лето так же усердно молились, но кирпичи, все-таки вырабатывались недоброкачественные. Не молиться нужно, а договор с мастером заключить о доброкачественной выработке кирпича» («Луч», 31 мая 1923).
«Тернист и труден путь к новой жизни, по которому идет сейчас наша деревня. Вдоль правой стороны реки Ушны, возникшее более двухсот-пятидесяти лет тому назад, расположилось большое село Молотицы, Чаадаевской волости, Муромского уезда. Старое, древнее село. Много видело оно на своем веку, еще больше увидит впереди. Бегущая вперед жизнь, не оставила в покое молотинцев, сдвинула и их с мертвой точки — старины. Ширится село, растут новые избы, крытые железом, окружаются все чаще и чаще зеленью фруктовых садов. Давным-давно изжито молотинцами дореволюционное вотчинское землевладение. Крепко сидел дедовский корень — трехполка, но последние дни и его покачнули. Производится раскорчевка болот под луга. Разводится свиноводство. Медленно, но верно пускает свои корни „культура".
Но всего крепче сидят еще в нашей деревне религия. Кто только не обирает крестьян на этой почве — обирают служители христианства (попы), обирают люди, играющие на древнеязыческих верованиях, оставшихся еще в крестьянстве (знахари, пастухи и т. п.).
С незапамятных времен существовали и существуют до сих пор «оброчные праздники», кропление скота поповской «метлой» и служение молебнов во „Фролов" день. Практикуются меры хождения с иконами вокруг стогов сена, освящения плодов в день «преображения», при чем в пользу попов оставляется часть приносимого для освещения.
До сих пор, вбивают попы в головы крестьян — веру в грозных: Илью, Георгия и Милостивого Николу.
До сих пор еще мутят они головы слухами о пользе молебнов от засухи и от вредителей и из всего, конечно, извлекают выгоду.
Хорошо живут бати в деревнях, нет у них заботушки о черном дне, засыпает их старичье обетными приношениями, ломятся поповские сундуки от холстов, полотенец крестьянских.
Не отстают от попов и пастухи. При первом выгоне из стойла скотины в поле, молотицкие пастухи носятся по деревне с криком «помолясь богу — выгоняй скотину». И бьют усердно лбами крестьяне, ходят с иконами вокруг своих коровенок и „гнедок", щедро одаряют хлебом и яйцами горланов—пастухов. Уцелела вера и в домового. Гривы и хвосты подстригают лошадям по великим четвергам, чтобы домовой не спутал. Часть шарлатанов до сих пор употребляет в дело знахарство.
Но революция сделала глубокую брешь даже и тут. Сократилась молотицкая вера в разных „Власцев", „Модестов" и «Фролов» и с каждым днем, все глубже и глубже падает семя просвещения в гущу крестьян. Дальше и дальше отходят в область преданий: знахарство, поповские обманы и религиозные верования.
Оскандалились попы с молебнами в 1921-22 годах, памятны молотинцам молебны о дожде и уничтожения червей—поедающих лен, но не помогли молитвы, не помогают и теперь. Лишь старухи — стоящие одной ногой в могиле верят в чудо от молебнов, но молодые юные головы молотинцев, с юным задором разбивают вековые цепи религиозного дурмана. Меньше и меньше остается верующих. Больше и больше является на смену им безбожников верующих в науку и в великое ее будущее.
Умирает все старое, родится новое - светлое будущее — будущее труда и науки» («Луч», 10 июня 1924).
В 1929 г. был образован колхоз под названием «Красный пахарь», организатором колхоза был Иван Кузьмич Брунов. Основным воспроизводством в нем было свиноводство. В 1935 г. колхоз был переименован в колхоз им. Кирова (в честь С.М. Кирова).
«П. Колосков. Председатель колхоза им. С.М. Кирова.
ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЕ
Конюшня на 132 головы, зернохранилище на 200 тонн, картофелехранилище, машинный сарай, два скотных двора - все это построил колхоз за прошедшие пять лет.
Легко сказать, построил, — как много сил и жарких споров впитало в себя это слово. Возьми, к примеру, картофелехранилище; и постройка-то так себе, не миллион стоит, а сколько тут колхозницы труда положили, не подсчитаешь скоро.
Свиноферма есть, а достойной колхозу свинарники нет. Началось с обсуждений. Спорили на собраниях, каждый колхозник и колхозница совет свой давали. Один говорит глинобитный надо строить,—дешево и огонь не берет, другая — лучше срубить из дерева — воздух чище будет. В конце решили: каменный свинарник строить надо, он и не горит, и не гниет, и воздух в нем чистый будет.
Но решить — это еще не построить. Насчет решений-то бывает часто так: нарешают и запишут в протокол много, а как дело до исполнения доходит, тут и появятся всякие объективные причины.
У нашего правления практика другая: записал, так делай.
Начали строить. Егор Васильевич Котков ночи не спал, то кирпичу не хватает — найти надо, то тесу, и надо прямо сказать, что свинарник его рук дело, за что честь ему и хвала.
В хорошем свинарнике и работать весело, а если поросята говорить умели, наверное бы сказали, что где свет, чистота и тепло — живем и растем лучше. 309 голов растут превосходно. Недаром 3000 рублей в премию за хороший уход получил колхоз.
На скотных дворах 148 голов рогатого скота немалый доход приносят.
Колхоз у нас большой, колхозников много. Надо собрание собрать — негде. Позапрошлый год комсомольцы все о клубе поговаривали.

— Клуб строить надо. Что это мы больше о коровах, да о свиньях заботимся? Пора и о своих нуждах поговорить.
Заговорили и решение вынесли. Превосходный каменный клуб на 350 мест соорудили. Затем хату-лабораторию, детские ясли и площадку.
Довольны колхозники, и правление думало, что теперь все у нас есть, строить больше нечего. Но и на этот раз ошиблись. И началось то с простого, — колхозница заболела, везти в город, далеко, а надо. Тут вот и зародилась мысль — свою амбулаторию иметь. Подсчитали расходы по содержанию, высчитали сколько стоят подводы до ближайшей больницы и по всем данным выходит — свою амбулаторию иметь надо. Переписались с райздравом — советует. Летом фельдшер явился, и дело пошло на славу. Амбулатория другое учреждение организовала — хату родильню. Теперь уже колхозницы не родят в домах своих, а каждая идет в родильню, зная, что там за ней будет хороший уход и присмотр за ребенком.
Поля, которыми столетиями владели помещики, как будто подменил кто: больше 7 центнер зерна не давали, а теперь впервые посеянная пшеница дала 26,5 центнера с гектара.
Недавно собрались старики в клуб, разговоры о том — о сем ведут. Культурник вмешался и как-то незаметно получилось — разговаривать стали о краевом слете колхозников. О картине, что в подарок колхоз готовит товарищу Прамнэку,— пожалели, что нет деревьев, картина без них вышла не так красива.
— Да, времечко пришло, улыбаясь, говорит Федор Яковлевич Анучин, — помните как в 1929 году колхоз-то организовали, кажется 20 октября устав приняли и колхозу название дали „Красный пахарь". Председателем тогда Петра Гавриловича Королева избрали, у него в дому и собрания устраивали, негде было, да и народу немного в колхозе было — всего 24 дома. Учитель Ушаков М. В. у него тогда секретарем был.
— Ты, Федор, не рассказывай про старое, вымолвил сидящий рядом колхозник. Я как вступал в колхоз со мной жена три дня не разговаривала, даже спать ушла на сундук.
Все засмеялись.
— Нет вы только подумайте, что было и что стало, продолжает Федор Яковлевич, — понастроили то сколько, это, поди, с миллион стоит, а я своего белоногого как жалел,— лошадь то мою помните? Первый сдал. Ну и попадало мне: — «Голыдьбе лошадь отдал, без штанов в колхозе находишься»,— говорили мне.
Твердая вера у меня в советскую власть была, а сейчас еще больше окрепла.
Вспомнили старики первых зачинщиков колхозной жизни, а их все же много набралось. Иван Кузьмич Брунов, Е.В. Котков, М.В. Капралов, П.Г. Королев. Они село о колхозах говорить заставили, они первые положили те кирпичи, из которых построены теперь крепкие колхозные постройки.
Канули в вечность старые годы. О помещиках Татищевых, Языковых и Кондаковых редко кто вспомнит и то бранным словом. Да и не оставили они после себя хорошего: жили за счет крестьянина, объедались, носили чего хотели — вечный праздник, а мужик голодал, глядя как помещики барствовали.
О кабатчике Строганове, лившем медовые речи на сходках, запугивающем крестьян советской властью не лишне вспомнить. Скупал землю у помещиков, опутывал паутиной бедноту, батрачили на него десятки домов, грянул грозный октябрь, он главарем белогвардейцев стал, дезертиров у себя скрывал. Но и с ним рассчитались колхозники.
Изменились Молотицы. Войдете ли вы теперь в общественные здания или в колхозную избу и увидите, как обновляется жизнь. Никто не пожалуется, что нет хлеба, а раньше к маслянице у многих не было. Скотина у каждого на дворе. Войдите вечером в клуб, посмотрите как одевается молодежь и скажете, это не деревня, а город. Недаром так весело песни поет молодежь, весело и работа идет в колхозе.
Спасибо партии за новую счастливую жизнь».
«М. Д. Ганин
МОЯ ЖИЗНЬ
Молотицы — одно из красивейших мест района. С одной стороны река Ушна отгораживает сплошные леса, которые тянутся до самого Коврова, с другой — поля. Там, в Молотицах, я и родился.
В Муромском районе пожалуй, далеко за его пределами Молотицы в старое время славились пастухами. Своя земля давала чахлые всходы, а лучшая была в руках купцов Ворщиковых, Строгановых, да попа Кипарисова. У большинства крестьян не было даже лошади, чтобы обработать свои земельные клочки. Редкий кто не пас скотину.
Мой отец Ганин Дмитрий Иванович рано лишился отца и матери. Как и все, в Молотицах, с детства ходил в пастушатах, а как подрос, на заработки в Муром и Иваново-Вознесенск отправился.
При разделе с братом отец получил омшаник, жеребенка, корову. Хозяйствовать при таком «капитале» было невозможно. Снова уходит на заработки, оставив жену Анастасию Ивановну управлять хозяйством. Лишь постепенно, отказывая себе во всем необходимом, отец выстраивает избу, жеребенок вырастает в лохматую лошаденку, заводится немудреное хозяйство. Исполнилась его заветная мечта — крестьянствовать во что бы то ни стало.
Шли годы. Росла семья, а в конец в одиннадцать человек стала. Тяжело приходилось матери. Бывало идет жать в поле, в одной руке еда и серп, а на другой маленький сын.
Будучи мальчишкой, я стремился быть похожим на взрослых. Мечтой было не отставать от других — про пастушью выучку, да и деваться то больше было некуда. Мать хотя и неграмотна была, но понимала, что без грамоты жить тяжело, настояла отдать меня в школу. Три года проучился у попа Кипарисова, думал и четвертый начать, поп решил, что дальнейшее ученье будет мне во вред — отказал в приеме.
— Не ищи, говорит, мудрости, ищи кротости.
Отец и мать отдали меня учиться сапожному ремеслу.
— Два года по зимам сапожничал, летом помогал отцу — пахал, косил, молотил. При организации колхоза мы вошли в него. В колхозе организовали сапожную мастерскую и три года я заведывал ею. Затем ушел на полевую работу. Лето провел пахарем и затем два года бригадиром.
Моя бригада числилась пятой, но по работе шла первой. Работали дружно, прогулов не было, никто не отставал. Первыми заканчивали все весенние и летние работы и помогали другим бригадам. Бывало так: помогаешь другим бригадирам садить картофель, а на участке нашей бригады всходы картофеля появились…» (Муромские колхозы к краевому слету колхозников. Под редакцией т.т. П.В. Власова и В.П. Фадеева. г. Муром. 1936 г.)

1935 г. «Молотицкий колхоз еще не имеет электричества, но он наметил вложить 300 тыс. рублей в постройку своего «Днепростроя», как любовно называют колхозники свою будущую электростанцию на р. Ушне. И они ее построят. Скоро зажгутся яркие огни в Молотицах и в соседних колхозах! Гордятся своим лучшим клубом в районе молотицкие колхозники. «Наш клуб не хуже Муромского театра!» — заявил в своем выступлении на районной культурной конференции председатель Молотицкого колхоза тов. Колосков П.И.».


Клюйков Кузьма Данилович - свинарь колхоза имени Кирова

Клюйков Кузьма Данилович родился в 1891 году в селе Молотицы. Со дня образования местного колхоза имени Кирова работал свинарём на свинотоварной ферме, с июля 1947 года - бригадиром. По итогам работы в течение 1948 года при откорме от 62 голов среднемесячного поголовья свиней получил по 29,3 килограмма среднемесячного привеса на голову.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1949 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1948 году Клюйкову Кузьме Даниловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», а бригадир свиноводческой фермы Веденин Александр Иванович был награжден орденом Ленина.
Клюйков К.Д. проживал в родном селе Молотицы. Награждён орденом Ленина (17.06.1949), медалями.
Скончался в 1976 году.
В 1961 г. колхоз преобразован в рыбхоз «Молотицы», через 2 года произошло разъединение на совхоз «Мир» и рыбхоз «Молотицы».
СПК "Молотицы" действует с 31 декабря 2000 г., Председатель - Малышев Георгий Николаевич. Село Молотицы, Рыбхозная улица, д. 1. Основным видом деятельности является «Рыбоводство».
Рыбхоз имеет 400 га прудов для выращивания, нагуливания и зимования карпа. Кроме товарной рыбы рыбхоз выращивает и рыбопосадочный материал. Для каждого желающего рыбхоз предоставляет услуги платной рыбалки с гарантированным уловом карпа. Пруды рыбхоза находятся на правом берегу Ушны, выше места впадения в неё реки Барановки и на левом берегу Ушны напротив устья Барановки. Река названа по деревне Барановке, которая сегодня является северной частью села Молотицы. Длина реки 12 километров, берёт начало у деревни Морозово. На реке стоит деревня Хоробрицы (50 жит.) До революции её крестьяне изготавливали ветловые дуги, при деревне было 2 синильных заведения, ветряная мукомольная мельница и ветряная маслобойня.
СПК "МИР" действует с 22 декабря 1999 г. Председатель - Бакрина Любовь Петровна. Основным видом деятельности является «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока». СПК «Мир», специализирующийся на выращивании овощей, корнеплодов и картофеля.
ООО "Единство - П" зарегистрирована 18 апреля 2005 г. Генеральный директор - Беляков Сергей Анатольевич. Улица Гагарина, д. 35. Основным видом деятельности является «Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения».

Администрация Молотицкого Сельского округа Администрации округа Муром действует с 18 февраля 2002 г. Глава сельского округа - Бедин Петр Васильевич. Улица Гагарина, д. 31. Организация ликвидирована 30 августа 2013 г.

Численность населения: в 1859 г. – 779 чел.; в 1897 г. – 975 чел.; в 1905 г. – 1035 чел.; в 1926 г. – 1553 чел.; в 2002 г. – 1271 чел.; в 2010 г. – 510 муж. и 682 жен., всего 1192 чел.
В селе имеются:
- школа (МБОУ "Молотицкая СОШ" действует с 13 февраля 1996 г. Директор школы - Чернышова Людмила Владимировна. Улица Гагарина, д. 24.
- МБДОУ "Детский Сад № 9 с. Молотицы" действует с 26 ноября 1999 г. Заведующий - Белова Наталья Борисовна. Улица Гагарина, д. 25.
- Дом Культуры,
- библиотека,
- МУЗ Молотицкая Амбулатория действует с 4 декабря 1998 г. Главный врач - Расулов Сергей Багаудинович. Улица Механизаторов, д.12. Организация ликвидирована 1 июля 2010 г.
- несколько магазинов, Отделение Сбербанка.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Во второй половине ХVII в. церковь здесь уже была. В окладных книгах 1676 года в Малотицах значится церковь Св. в.-муч. Георгия. «У тое церкви двор попа Ивана да в приходе помещиковых 7 дворов, да крестьянских 38 дворов (в 1896 г. в Малотицах 117 дворов); деревня Барановка, в ней 18 дворов крестьянских и 11 бобыльских (в 1896 г. здесь 50 дворов).
Существует легенда, связанная с чудом при строительстве церкви. По преданию, при постройке храма произошло Чудо. Понадобилось дубовое бревно, нашли нужный дуб, срубили его, положили на телегу и повезли в гору, но тяжесть его была столь велика, что лошади, не смотря ни на какие усилия, ввезти не могли. Решили оставить его до утра, для чего распрягли телегу и ушли. Утром, придя, обнаружили, что телега пуста, а от нее ведут в гору следы человека. Пойдя по ним, дошли до строящейся церкви, и увидели, что бревно прислонено к ее стене.
В 1754 году помещиком Сергием Глебовским вместо деревянного был построен в Малотицах каменный храм. Сам он не жил в селе, но после смерти был похоронен близ церкви. Позднее к основной части (Георгиевский церкви) была пристроена Успенская церковь.
Главный колокол храма везли из д. Климово на нескольких лошадях (тянули веревками). При этом произошел несчастный случай. Этим колоколом задавило молодого человека.
Престольные праздники: в честь Успения Пресвятой Богородицы - 28 августа, во имя Святого велико-мученика Георгия - 9 декабря.
Престолов в храме два: главный в честь Успения Пресв. Богородицы, в приделе теплом во имя св. в.-муч. Георгия. [1]
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Главная храмовая икона — Успение Пресв. Богородицы в серебряной ризе; в икону вставлен ковчежец с частицами св. мощей. [1]
Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений, земли пахотной и процентов с причтового капитала (390 руб.) — более 600 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви значилось 39 дес. 1196 кв. саж. [1]
Приход состоял из села Малотиц и деревень: Барановки (1 вер. от церкви) и Глебовки (7 вер. Деревня Глебовка образовалась из вселенцев из деревни Барановки на пустошь Глебовскую.), в коих по мировым ведомостям 1897 г. числилось 187 дворов (в 1676 г. в приходе было 74 двора), 750 душ мужского пола и 850 женского. [1]
«В церкви села Малотицах, Чад. в., Мур. у., есть хор певчих, именуемый себя «любительским». Раньше этим хором управлял гр-н дер. Барановки, Андреев, который в настоящее время при этой же церкви служит диаконом, а после него хором стал управлять некто: Шашин Ефим, сын местного кулака. Однажды этот управхором приходит на общее собрание и заявляет: «православные, петь то мы у вас поем, но церковь нам за это ничего не платит, поэтому просим вас разрешить нам собрать с каждого едока по 1 ф. хлеба». А это составляет минимум пудов 35, т. к. количество едоков в нашем селе насчитывается не менее 1554. На это заявление мужички ответили так: «ведь нельзя же принудить всех платить обязательно, потому что есть верующие и неверующие; мы предлагаем вам производить добровольный сбор». На этом и порешили.
После окончания сбора (деньгами) стали делать подсчет собранному в кружке оказалось 400 руб. (в дензн. 1923 г.). Певчие порешили так: выделить часть из этой суммы девочкам на зерна, а остальные пропить на самогонке, что ими и было сделано. Как раз к этому случаю был именинник управхором Шашин, который и пригласил хор к себе на дом, где был устроен пир горой. Вначале гости вели себя чинно и благородно, как полагается певчим церковного хора, а как нализались до чертиков, пустились в перебранку; из перебранки получилась общая свалка, только посуда чайная со стола летела. Вот до чего сердечные напились на народные трудовые гроши!
Граждане, гоните в шею подобных этим певчим! Вы видите, что они делают? Гораздо было бы благоразумней и целесообразней выписать на эти деньги газет или подписаться на усиление воздушного флота!» («Луч», 23 мая 1923).
«Поп выгонял „бесов", да не выгнал (с. Молотицы). В январе месяце неизвестно от каких причин «лишилась рассудка» гр. с. Молотиц А. Морозова. Ее родные для того, что бы узнать в чем заключается болезнь и каким образом и к кому обратиться за медицинской помощью, обратились за советом к попу Кипарисову. За хорошее вознаграждение поп предложил свои услуги и начал сам лечить Морозову нашептыванием и заклинаниями. Но дело у попа не вышло, как и нужно было ожидать, и Морозову он не вылечил. Пора перестать верить поповским сказкам и заклинаниям, ибо они обманывают «темных крестьян» в целях личной наживы» («Луч», 23 февр. 1923).
«Поп с. Молотиц А. Кипарисов, запугивает молящихся кр-ян адом за то, что их дети мало ходят в церковь, а они как родители таковых не могут на них воздействовать. Кому следует надо унять распоясавшегося мракобеса» («Луч», 19 февраля 1924).
В советское время храм разрушен.
К приходской жизни храм возвращён в 1995 году. С того времени и по сей день настоятелем прихода является протоиерей Димитрий Костюнин. Именно благодаря его трудам, стараниям прихожан и молитве Успенский храм обрёл вновь своё благолепие.
В 2012 году в честь Рождества Честного Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в селе состоялось освящение главного престола храма в честь Успения Божией Матери Муромского благочиния. Чин освящения совершил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.

Морозов Андрей Васильевич (1901—1972) - художник, член Союза художников СССР с 1934 года, родился в Молодицах 9 августа 1901 года в семье кузнеца. С 1924 года он постоянный участник всероссийских и всесоюзных выставок. В 60-70-х годах ХХ столетия принимал активное участие в работе Муромского историко-художественного музея. Умер в мае 1972 года, оставив после себя богатую коллекцию своих картин.

Денисов Георгий Иванович - автор проекта и создатель памятника погибшим воинам в селе. Родился он в деревне Барановка. Воевал, был награжден, был в плену, из которого Георгия освободили американские войска, прошел проверку и вернулся в родное село в 1946 году. Вот в таких условиях ковался его талант скульптора. В послевоенные годы он спроектировал памятники погибшим воинам на Красной Горбатке, Старых Котлицах, в Ковардицах и в мкр. гор. Владимира Юрьевце. К 1965 году жители села Молотицы собрали средства на аналогичный памятник. В том же году Георгий Иванович претворил в жизнь пожелание сельчан. Памятник, созданный им, до сих пор стоит в центре села Молотицы. Умер он в 1980 году. В его доме сохранилась коллекция поделок мастера.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
Село Борисоглеб
Город Муром
Категория: Муром | Добавил: Николай (23.01.2017)
Просмотров: 4333 | Теги: Муромский район, Муромский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru