Великая война Дажень-яра с гуннами в Южно-Уральских горах зимой рубежа 294-295 гг. И так настал год Рождества Буса. По завершении тризны по Вахрамею (см. Династия Сасанидов. Бахрам II) вернулся прославленный в сражениях князь Дажень-яр (демиург арийской культуры) в дом свой, что в Алании и Великом Кияр-граде. И в дни Овсеня радовались там все победе.
И так на торжествах Вышнего Даждь-бога и Майи в престольном граде чтили Дажень-яра и супругу его славную Милиду (Соборная Душа Русколани). А по пророчеству, она должна была вскоре родить в мир двенадцать сынов и дочерей, и Буса свет Белояра, ибо уже видели жрецы Огнебога молнии подобный меч, ударивший в море. И то было знамение, что Семаргл Сварожич разрубил Рыбу Рода на двенадцать частей, по числу нисходящих братьев и сестёр – звёздных Предвечных Странников.
Но в то же время на востоке рубежи Русколани перешли гунны, ведомые князем Идель-туром Младым, и так обрушились они как буря, несущая смерть и огонь, на города Парнстана Семиреченского. И они сокрушили Маргияну, мстя за гибель брата их князя Идель-тура Старшего.
И тогда, простившись с женой, что была уже тяжела, собрав всадников, числом тридцать тысяч, и захватив с собою племянника Сурияра Ярнаковича, ринулся князь Дажень-яр от Алатырь-горы (Эльбрус) на север, а потом к востоку Солнца за Ра-реку (Волгу). Узнав же о приближении Дажень-яра, исполненные ярости гунны двинулись насвтречу, и было гуннов десять всадников на одного алана. И тут сам Дажень-яр вывел рати, и вызвал на бой вождя гуннов, и сам своею мощной дланью сразил Идель-тура Младого на поле брани меж ратями алан и гуннов.
И затем в сём славном бою Дажень-царь и бояре его многих богатуров поразили мечом, а иных рассеяли, и так, захватив добычу, а также лошадей и мулов, повернули обратно. Однако рассеянные гунны собрались под знаменами вновь призванного вождя их – Илема, дяди прежнего вождя, и стали преследовать алан.
И новое сражение дал им Дажень-яр в горах Уральских у Великого Колояр-града. И в отчаянной схватке получил он тяжкую рану в голову от Илема-князя, но затем сам одолел и сразил его. И в тот день вновь успех имел в бою Дажень-яр, и с помощью Матери Славы одержал победу.
Морияр захватил златой трон ариев. Дажень-яр стремится вернуть трон. И в это самое время до Дажень-яра дошла весть о том, что союзник его князь Морияр, что остался наместником в Тузбане, отложился и провозгласил себя царём над царями, владыкой Парса, Маргияны и всех земель Арийских. И венчался Морияр златой короной, что была в крови отца; и так он принял имя Вахрамея III Вахрамеевича. Воистину говорю вам, что тут обуял гнев великий царя Дажень-яра, и вскрылись раны на теле его. И взревел он, как лев, преданный сородичами. И спешно вступил царь в златые стремена и поскакал впереди ратей в пределы свои через Берендеево царство на Ра-реке. И там его встретил князь берендеев Вольга-царь, муж Велены, сестры Милиды, удостоенный власти от самого старого Асеня-царя. И была с ним дочь его, юная Навна (соборная душа славянской культуры), и она своими же руками нежно перевязала раны Дажень-яра. И и вместе они весьма радовались победе над гуннами и чествовали Дажень-яра как героя.
И Навна дочь Вольговна поднесла гостю кубок с вином. Но не простое то было вино, ибо по совету тётки своей колдуньи Марлинки, матери Морияра, она всыпала в кубок зелье, кое заставляет полюбить подавшую напиток сей.
И так Дажень-яр, выпив приворотное зелье, забыл обо всём на свете. И восхотел добиться любви Навны. И говорила Навна, подученная Марлинкою, что Дажень-яр должен оставить Милиду и соединиться с нею, сделав её одну царицей цариц.
Однако и колдовское зелье не погасило в сердце Дажень-яра любви к Милиде прекрасной. И он так отвечал Навне, что в его земле по обычаю цари имеют не одну, но многих жён (соборных душ), и для всех их есть место в сердце, ибо также и Солнце светит для всех, и также праотец Дажьбог любил Златогорку, и Живу, и Марену, ибо их три, и в то же время одна – Майя. Да и как иначе? Любовь, как жизнь, многолика, и есть в ней весна, и осень, и лето, и зима.
Потому Дажень-яр также любит и первую жену свою Корсуню и сына их Златогора и дочь Аскинью, хоть уже минуло много лет, как расстался он с первою своей супругой. И та Златогорка ушла в служение духам Арарат-горы. И горит также в сердце его любовь к Милиде, которая вскоре родит ему сыновей и дочерей, и она – его царица цариц.
Но Навна так рекла Дажень-яру, что в её роду – иной обычай. И жёны не только равны мужьям, но и сами одерживают над ними верх в бою и пленяют их силой. И она не потерпит соперниц, но будет владеть одна сердцем царя царей и всем Арийским царством. Такая судьба ей, а также потомкам её, предначертана! А коли царем избран Морияр – ему и быть супругом её, а их детям властвовать над миром. И так сам Дажень-яр будет подчиняться ей, как царице!
И поразился Дажень-яр речам тем Навны – девицы гордой в мечтах своих. Но тут с гонцом дошли до них вести из Арийстана, смешавшие мысли юной княжны.
И поведал гонец, что Морияр, желая утвердить власть, двинулся со всеми войсками из Тузбан-града в вотчину свою Альванию. Но только он покинул столицу, как бояре арийские отложились от Морияра и возгласили царём Вахрамеем III младшего его брата, иного сына Вахрамея II, который был ещё несмышлённым младенцем. И они послали гонцов к их дяде Наир-сару, правившему в Мидии, дабы тот, пока наследник ещё мал, сам занял трон.
И так, узнав от гонца о новом перевороте в Арийстане, спросил Дажень-яр княжну Навну с усмешкою: за кого теперь она желает выйти замуж, дабы стать царицей цариц? За младенца, посаженного на трон, или за старика – наместника?
И тогда Дажень-яр заключил прочный и нерасторжимый союз с Вольгою, царём берендеев, и вместе они повели рати к Аланским горам. А с ними поскакала Навна, что была могучей воительницей, необоримой в бою, ибо унаследовала она силу прародительниц (амазонок).
И так, пройдя Аланские ворота, вторглись русколаны в область Сакастан, где всех, кто вставал на пути из парсийских воинов, предавали мечу.
И на границах Иверии они разрушили крепости в Панкийских горах, а затем рати их сошли в долины, и у крепости Мосхетской соединились с отрядами иверов, лезгов, а также иронцев, восставших на Морияра, ибо власть его низложили в Тузбане. И так вышли рати Дажень-яра в долины Альвании, направляясь на крепость Морабан.
И тут не одна беда обрушилась на главу Морияра! Тогда же Наир-сар, взявший власть в царстве Парсийском, поспешил двинуть войска из Мидии в Арийстан Арменский. И потому Морияру предстояло сражаться на оба поля.
И так, размыслив о сём, вышел Морияр сначала навстречу Наир-сару и боярам его, и встретил их войска у стен города Низбан. И перед выехали цари навстречу друг другу, и гордо рёк Морияр дяде своему:
- Я старший сын Вахрамея-царя! И я защищал Парсийский край с севера от суровых алан и гуннов, а ты в то время поспешил занять трон отчий, что лишь мой по праву!
Но отвечал ему Наир-сар, что корона его залита кровью отца, а он занял златой трон ариев по воле народа арийского. И не могли они прийти к согласию.
И уже решили владыки ариев, что пришла пора жатвы смертной, как вдруг дошла до них весть, что ромеи перешли западную границу Арийстана и двинули свои когорты к Низбан-граду. И то была третья сила, что явилась в горы Белые тогда, в канун Рождества Буса.
И тут, видя угрозу неминучую с севера и запада, спешно заключили союз Морияр-царь и Наир-сар. И отдали парсы Морияру все земли к северу, по которым пойдут его рати, и которые он сможет отстоять, сражаясь с Дажень-яром. И так Наир-сар выставил свои войска против ромеев, а Морияр отошёл в свой удел на полночь для войны с аланами.
И вскоре соединились аланские рати князя Дажень-яра с берендеями, иверами и лезгами Вольги-князя в град Мосхете, а владыка Морияр разбил стан недалече в Панкийских горах Альвании близ стен Морабан-града.
А в это время настал предвещенный от начала мира срок Рождества Буса Белояра.
Чертог Медведя - 1228-295 гг. до н.э. (Бог Сварог) Чертог Буса - 295-2012 г. н.э. (Бог Род)
РОЖДЕНИЕ КНЯЗЯ БУСА
«И в тот год весна пришла яро. И была тиха ночь кануна последнего дня в месяц Белояр Вышня-года, на первой заре последнего Дня Сварога Трояновых веков. И вот, уединившись в иверской крепости Мосхете, царь Дажень-яр не спал, а всю ночь провёл в думах о благе для земли своей.
И тут вдруг высоко в небе воссияла звезда Зелёного Дракона, именем Чигирь, прозываемая также блистаницей, ибо являла она свет всему миру и возглашала весть благую для всех, что родилось Пречистое Дитя Белого Света, выбравшее себе для жизни страну Аланию и царский род Белояров.
И так вечное Слово Даженьбожье, что суть Дух Велесов и свет Солнца Ярого, стало Младенцем Святобожьим. И так, воплотившись через Милиду, не отдалилось от Крыницы Сварожьей, но стало плотью, оставаясь неизменным Богом и вместе с сим божичем, и человеком по плоти, не поддающейся тлению, что есть тайна непостижимая.
Само необъемлемое было запеленуто, чтобы и мы оделись в нетленность по духу, и было уложено в ясли с миром в очах и ясною улыбкою на устах, дабы и мы сбросили с себя страсти низменные. И было то святое рождение прославлено в самой Сварге Синей, дабы и мы воспели Рождество Бусово вместе с богами. И были в то время принесены младенцу дары от волхвов и царей, дабы и мы всегда дарили Бусу веру и любовь.
Тогда же по восхождении на востоке Утренней Звезды, что являла лик Ярсака Старого, сам государь Дажень-яр приказал возложить на шею бармы, увенчать главу венцом и воссел на трон свой. И вот отворились двери зала, и гридни встали по обе стороны её, держа в руках секиры.
И ободрил царь бояр своих, вошедших к нему с трепетом из-за явления звёздного дракона, и так рёк: «Низошёл к нам Сын Дажьбожий во плоти ради отпущения грехов, а не для осуждения, ради спасения, а не умерщвления, и обещающего жизнь вечную следующим по Стезе Прави!»
Услышав то слово от Дажень-яра, все бояре и всё его войско возрадовались и предались посту, отрекаясь от всех прежних деяний, достойных раскаяния. И прославили они Вышнего Триглава, дарителя всяких благ и отреклись от Каранджеля и всех его чёрных дел. И очищали пресвятой водой души свои, запятнанные страстями.
И вот тогда волхвы Алании и сопредельных арийских стран вместе с множеством знатных мужей с дарами пошли к граду Кияру, ибо уже открылись и очистились от снега перевалы на гребнях Белых гор, и зазвенели всюду ручьи, и разлилось благоухание чудное от цветов.
И тогда мужественный Дажень-яр восседал на троне своём, когда от Панкийских гор и Морабан-града с многотысячной конницей гуннов выступил Морияр.
И хотя ещё до сего нападения князь Дажень-яр приказывал быть настороже и укрепляться, однако гунны опрокинули заставы и перешли реку Альвань. Затем, переправившись на другой берег реки Куры, они встали и укрепились там. И пленили они не только вставших на их пути воинов, но и мирных жителей, и женщин и детей из родов альван, лезгов и иверов, а также угнали отары овец и стада скота, спустившихся на зиму в долины, и пригнали их в свой лагерь.
И тогда царь Дажень-яр пожелал видеть бывшего союзника Морияра, царя гуннов и владыку Альвании. И отправил царь к нему бояр своих и просил о встрече, дабы пить вино за мир и братскую дружбу. Но не вернулись к нему послы, взятые гуннами в заложники. И тогда Дажень-яр сам двинулся в путь со свитой, ибо был он бесстрашен сердцем, и так говорил: «Хотя я и иду к теням смерти, но не боюсь я зла, ибо Вышний Дажьбог со мной».
А вождь гуннов Морияр сам вышел ему навстречу и, приплыв на челне на середину реки Куры, остановился в тихих и глубоких водах. И встретились посреди реки Дажень-яр с Морияром, и договорились между собою о мире, и решили они прекратить раздор и установить братскую дружбу. И так, заключив договор, каждый вернулся в свой стан. А на следующий день в знак мира Дажень-яр переправил к Морияру с семнадцатью мужами племянницу жены своей Навну, дабы та, став женой Морияра, приняла по мужу имя Морава и титул царица цариц, который она так страстно жаждала получить. И Морияр обручился с Навною, и вернул не менее тысячи двухсот пленников, а также сто двадцать тысяч голов скота, семь тысяч лошадей и жеребцов. И была радость великая в станах алан и гуннов». Ярилина книга
См. Гуннское нашествие.
Род Белояров произошел от соединения рода Белояров, издревле живших у Белой Горы, и рода Ария Оседня (рода Яров) в самом начале эпохи Белояра. Власть предков Буса Белояра распространялась от Алтая, Загроса, до Кавказа. Бус было тронным именем сакских и славянских князей.
В полночь с 20-го на 21 апреля 295 г. - Рождество Буса Белояра
По ведическому исчислению времени - 21 белояра 2084 года Трояновых веков.
Родился Бус, его братья и сестра в священном граде Кияре – Киеве Антском (Сар – граде) близ Эльбруса.
По различным знамениям, бывшим при рождении Буса, волхвы предсказали, что он закончит Сварожий Круг.
Рождался Бус, так же, как и Коляда, и Крышень. При его рождении так же явилась новая звезда – комета. Об этом упоминает древнеславянская рукопись IV века "Боянов Гимн", рассказывающий о звезде Чигирь – угорь (комете Галлея), по которой при рождении князя звездочеты предсказали его великое будущее:
О Бусе — отце молодого волхва,
о том, как он бился, врагов поражая,
пел волхв Златогор.
Златогоровы гимны —
воистину вы хороши!
Он пел, как Чегирь-звезда
летела в огне драконом,
сияя светом зеленым.
И сорок волхвов-чародеев,
в стожары глядя, прозрели,
что меч Яра Буса до Киева славен!
В кавказских легендах говорится, что Бус был старшим сыном. Кроме того, у его отца было семь сыновей и одна дочь.
Буса и братьев волхвы обучали мудрости антов по священным книгам, которые хранились в древних храмах. По преданию, эти храмы построили много тысяч лет назад волшебник Китоврас (он же был известен кельтам под именем Мерлин) и Гамаюн по велению Бога Солнца. Бус и братья прошли посвящение. Вначале они шли дорогой Знания, были послушниками-учениками. Пройдя этот путь, они стали ведунами - то есть ведающими, теми, кто в совершенстве знает Веды. До высшей степени, до степени Побуда (Будая), то есть пробужденного, и пробуждающего, духовного учителя и благовестника воли Богов, поднялись Бус и Златогор, названный в честь Золотой горы Алатыря.
В готском и яартском эпосе он упоминается под именем Баксака (Бус-Бусан-Баксан), в византийских летописях - Бож.
Родственники: его жена княгиня Эвелисия Ярославна, его брат Златогор и сестра Лебедь, их отец Дажень-яр, и сын Буса - Боян.
Столицей его царства стал град Кияр у подножия Алатырь-горы.
О сыновьях Яранака Сурияре и Ярии. В то время, когда Вышний-бог посетил род человеческий и сделал Аланию цветущей через великого князя Дажень-яра и сына его Света Предвечного Буса Белояра, у колыбели Младенца Святобожьего стоял сам Сурияр, коему предстояло скоро просвещать истингою весь Восток.
Ведь тот Сурияр обратил в Бусову веру все Восточные страны, где в те годы лишь отчасти были осведомлены о рождении Буса Белояра – истинного Солнца Спасения.
И они, жители Востока, первый раз были просвещены через Великого Будая-сака. А второй раз, и совершеннее чем прежде, были озарены через Буса Белояра сродником его Сурияром Яранаковичем. Ведь в Бусе, пресветлом сыне Дажень-яра, обрёл рождение сам Спаситель, насшедший от Вышнего-бога, как и прежде в Крышне-царе из рода Буса Дивного.
И все эти чудеса были сотворены Вышним Дажьбогом в старые годы. Ибо князь Бус в великих битвах снискал себе славное имя. И воздвиг он Крест Спасения на вершине Алатырь-горы в чертогах Солнца Суряного, вознеся его как Меч Победы над смертью и тленом.
И был Бус Белояр озарён сиянием предвечным, и стал он Будаем Святой Руси, и просвящал он русколан. И так до конца своего пребывания на земле оставался Бус Белояр – Сыном Предвечного Света.
А ещё у того Сурияра был брат Ярий, который в ту пору, как и Триедар, сын Корс-яра, был отправлен к императору ромеев. И теперь тот Триедар стал полководцем в ромейском войске. А Ярий был в Лиде-граде под Русалимом крещён именем Ягорий, и потому никто не ведал о его происхождении от Яранака, объявленного убийцею Корс-яра, отца Триедара.
И не открылось ещё, что убийцею царя Корс-яра был не сам Яранак, ибо по козням Каранджеля занял место его – брат Маран. Однако всё ведомо Вышнему и сокрытое открывается прозорливым, и потому по крещении Ягорию была дана святыня – сулица бога Луга Велесича, хранившаяся легионерами римскими, ведь той сулицей пронзили тело бога кельтов Езуса Кристоса. И взял ту святыню Ягорий, ибо ему предстояли подвиги во славу Сварги.
И так Триедар с Ягорием стали сами легионерами. И случилось так, что они прославились своей доблестью в войске ромеев при вторжении готов, ибо Ягорий в славном бою пронзил коня вождя готов Атала-реха, а Триедар пленил его и отвёл императору. И так они были отличены в войске Диоклетиана.
И была затем война с парсами (См. Династия Сасанидов. Наир-сар.), и великое поражение от римских легионов принял вождь Наир-сар. И так в граде Низбане был заключён между Парсийским царством и Ромеей мир на сорок лет. И по договору тому Ромее перешли земли вавилонские, а на трон в Арийстане Арменском великий император Диоклетиан возвёл Триедара Корсовича.
Легатом же провинции и главой над римским войском, стоявшим в долине Айрарат, у Ярхат-града, стал Ярий, которого ромеи прозвали - Георгием Победоносцем за ту победу.
Свадьба Морияра и Навны. Морияр вторгается в Аланию и пытается убить Буса Белояра. Дажень-яр объявляет войну Морияру (весна-лето 295 года). И было так в тот год начала начал, что Вольга-царь отдавал дочь свою Навну замуж за Морияра, а сватом он призвал союзника своего Дажень-яра. И не ведал князь Вольга, что сердце свата также очаровано дочерью его.
И та Навна устроила испытание, как и заведено было ею от прародительниц, коих греки звали амазонками. И по тому обычаю лишь тот становился мужем царевны рода берендеев, кто перелетит вслед за ней за огненную реку, отделяющую Явь от Нави, и затем одолеет её в бою. И был у Навны пояс вилы, что давал ей крылья и силу неодолимую.
И так улетела она птицей чрез реку огня в царство Нави. Но не посмел скакать за ней Морияр, ибо конь его, в коего обратился сам змей Каранджель, не одолел той преграды, ибо не пустил его Сварожич. И обратился тогда Морияр (вождь гуннов) к побратиму Дажень-яру: "Ты сват мой, и потому должен послужить мне и добыть у Навны пояс вилы, в коем вся сила её".
И Дажеь-яр со смехом рёк, что он может пройти то испытание и тем услужить Владыке Вселенной, ибо владел Дажень-яр силою тайной, что сокрыта в перстне его с камнем Яров, обладающим силою Сокровения. И та сила могла сокрыть и изменить лик его.
И так неузнанным Дажень-яр смело перескочил на коне своём чрез реку огня и, выйдя на бой с Навною, одолел её. А затем, сорвав пояс вилы, овладел ею по праву князя. И так Навна лишилась пояса своего и силы, не узнав, что это сотворил с нею сам Дажень-яр. А затем она стала женою Морияра по желанию её.
И было так, что Морияр пировал в Мосхет-граде на свадьбе своей с Навною, дочерью Вольги-царя. И тут на пир явились волхвы из Парсийской земли, от Кушанского края и из Египта, идущие на поклонение Бусу Яру в Кияр-град к святой Алатырь-горе.
И рекли волхвы Морияру и Навне, что ныне у Дажень-яра и Милинды родился сын, который станет владыкой семи небес. И родится также вскоре у Навны брат его родной, что будет владыкою Арийской земли, но отвергнет он пути кривые Каранджеля и пойдёт по стопам явившегося в мир Спасителя - Буса свет Белояра.
И воспылал гневом Морияр, ибо явилась ему мысль: вот чем сват услужил ему, и взял он слово у Навны-хранить тайну эту. И, скликав дружину свою, вихрем проскакал он через Аланские врата, и так явился во главе ратей в граде Кияре, быстрее, чем Дажень-яр, идущий неспешно по горам с пешим войском и обременённый обозом. И вот в Кияр-граде Морияр, имея ярлык наместника, разгласил приказ как бы от имени Дажень-яра - предать младенца Буса казни, бросив его с высокого утёса в бурную реку.
И когда должно было свершиться то злодеяние, вдруг померк свет и грянул гром, и Птицы чудные именем Гамаюн и Финист спустились с небес и, подхватив с двух сторон колыбель с младенцем Бусом, унесли её к Алатырь-горе. И там Буса согревали звери дикие и кормили птицы чудные. А ещё говорят, что те птицы и звери сошли со стягов верных стражей твердынь Кияр-града. И свершилось то диво великое на глазах всего народа.
И бежали в стране Морияр и воины его прочь от святого града, и так достигли Овсенской земли и через Давлетский перевал вернулись в свой удел.
А явившийся в ту пору в Кияр-град с войском своим Дажень-яр воспылал гневом на Морияра, и разорвал он договор о братстве. И лишь свершившееся по воле Сварги великое знамение на время утешило гнев царский. И было то явление с Алатырь-горы сына Буса, коего принёс от чертогов Солнца звёздный конь - единорожец.
И так дарящий милости Крест Солнца явил Свет Предвечный из тьмы Нави, который озарил нас, и не дал он сорвать цветок любви высшей и сжечь его в пламени низменных страстей.