Средний Дон (Воронежской обл.), Южн. Приуралье, респ. Марий Эл, Чувашия, Башкортостан. Арии 1900 – 1600 гг. до н.э.
Абашевцы - носители индоевропейского языка - сложились в 18 - 17 вв. до н.э. на территории Среднего Дона, на постшнуровой основе, при активном участии пришлого степного, лесного и местного населения. Этнически абашевское население было арийским, что подтверждается многочисленными параллелями с древнеиндийскими «Ведами», данными археологии и антропологии. У абашевских племен был чрезвычайно развит культ огня и солнца (аналог зороастризма).
Двинувшиеся на юг, восточно-арийские племена в конечном итоге разделились на:
а) западноиранские – заселившие Переднеазиатское нагорье (мидяне, персы). Иранская (арийскую) группа.. Иранцы (арийцы) почитали Асилу Велеса (Ахура Мазда), они были асопоклонниками. Арий Оседень (Персей) - прародитель ариев-персов. - 1900 г. до н.э. иранский язык выделился из индоиранской общности.
б) восточноиранские – занявшие Среднюю Азию (азиатские скифы и саки, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы и др.). Часть «восточных иранцев» (прототохары) ушла ещё дальше на восток, в степи Южной Сибири – в древнекитайских хрониках это индоевропейское население было известно под именем «динлины». Часть «динлинов» смешалась с местным протомонгольским населением, и на границе двух рас (европеоидов и монголоидов) сформировалась новая алтайская или тюрская подраса - китайцам древнейшие тюрки были известны под именем «хунну».
в) индоарийские – вторгшиеся в Северную Индию. Индская группа. Санскрит - язык ведийских ариев. Санскрит схож со словами и формами греческого, латинского, готского (древнегерманского), кельтского и др. языков. Инды почитали своим богом Дыя (Дьяуса, Дивса, Дялу), они были дэвопоклонниками.
СРУБНАЯ КУЛЬТУРА
На рубеже 1800 – 1600 гг. до н.э. абашевские племена послужили одним из компонентов формирования раннесрубного и раннеалакульского населения степной и лесостепной обл. Северной Евразии. Европеоидный широколицый тип срубников хорошо представлен в абашевских погребениях.
Скульптурная реконструкция лица по черепу. Мужчина срубной культуры (мог. Лузановский, Самарская обл.). Выполнена Л.Т. Яблонским.
Некоторые исследователи делят Срубную культуру на этапы:
- Срубный (1900 – 1400 гг. до н.э.);
- Сабатиновский (1300 – 1200 гг. до н.э.);
- Белозерский (1100 - 900 гг. до н.э.).
В.В. Отрощенко разработал в 90-х годах концепцию развития срубной культурно-исторической общности от синташтинской (см. Аркаим), доно-волжской абашевской, бабинской культур и памятников потаповского типа Среднего Поволжья в процессе их этнокультурных взаимодействий. В соответствии с ней исследователь выделил в среде общности покровскую и бережновско-маёвскую срубные культуры, которые сложились, по его мнению, на разной основе. Покровская срубная культура складывается в лесостепном междуречье Дона и Волги вследствие политических и культурных влияний носителей синташтинской культуры на позднеабашевское население, откуда и распространяется в другие регионы.
До нач. II тыс. до н.э. в ареале распространения срубно -андроновской культуры (памятники которой обнаружены на территории ст. Волги до Западной Сибири. 2300 - 1000 гг. до н.э.) отсутствуют следы четкой социальной стратификации. Но во второй пол. II тыс. до н.э. и среди индоариев, и среди иранцев появляются воины-колесничии - люди составившие свои племен¬ные обязанности и связи и примкнувшие к воинственным вождям, которые повели их на грабеж других. Новое оружие из бронзы и быстрые колесницы позволяли этим отрядам со¬вершать неожиданные набеги и нападения, убивать, захватывать добычу и скот". Во 2-ой пол. 2-го – нач. 1-го тыс. до н.э. она распространилась в степной и лесостепной зонах Европейской части бывшего СССР.
Протоскифская/киммерийская культура
- Киммерийская языковая общность – XIX – VII вв. до н.э.
Работы Н.3. Суслопарова по де¬шифровке и прочтению трипольской, а так¬же киммерийской письменности (на Днепре) доказывают, что трипольцы и пеласги - это одно и то же, а киммерийцы - это этруски. На Нижнем Дунае индоевропейцы вместе одной из ветвей хатто-ашуйцев участвовали в формировании нижнедунайского и византийского типов понтийской ветви (киммерийцы), которая распространилась вокруг Черного моря.
Киммерийцы - антропологически – понтийский тип. В понтийской расе сочетаются средиземноморские и динарские (фракийцы южные славяне-украинцы, югославы, болгары, татары и др.) черты.
АМАЗОНКИ
- Ок. 1900 г. до н.э. - Скифией правят цари Сагил и Панасагор, на юге от дружин Плина и Сколопита остались преимущественно женщины, которые начали движение амазонок.
- Ок. 1850 г. до н.э. - поход царя Сесостриса (Сенусерта) на Фракию, Скифию и Кавказ (подробно описан Геродотом).
- Ок. 1500 г. до н.э. (эпос) - во главе царства амазонок две сестры, Антиопа и Оритийя.
Геркулес (Геракл - по мифам греков, родоначальник и скифов) приплыл к амазонкам по морю и захватил их врасплох безоружными и неподготовленными вследствие царившей в мирное время беззаботности. Две сестры Антиопы были удержаны - Меланиппа (Смалянка-Смуглянка) Геркулесом и Гипполита (Всадница) Тесеем. Тесей вступил в брак с Гипполитой, а Геракл возвратил Меланиппу сестре и получил оружие царицы в виде выкупа. Оритийи стала женой Борея (бога северного ветра на горах Рипах), позже царством владела Пентесилея...
Геродот относил появление основных родоначальников народов Скифии примерно к 1512 г. до н.э. (за «тысячу» лет до войны с Дарием 1).
Скифские пращуры предстают потомками носителей срубной культуры.
1600 – 1000 гг. до н.э. - киммерийский период южно - русских степей.
Срубная культура - протоскифская или киммерийская культура была распространена в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и Средней Азии от Румынии до Туркмении и Прибалхашья. Протобережновские памятники распространены в Нижнем Поволжье, где, по мнению исследователя, на позднекатакомбное население наслаивается пришлый с востока новокумакский этнический компонент. Позднее племена покровской срубной культуры продвигаются на Левобережье Северского Донца, где полностью ассимилируются носителями бабинской культуры. В результате ассимиляции покровского населения бабинскими племенами формируется бережновско-маёвская срубная культура.
ПОКРОВСКАЯ СРУБНАЯ КУЛЬТУРА
Реконструкция поселения металлургов-литейщиков Усово озеро (Покровская срубная культура)
Покровская срубная культура (XVIII - XV в. до н.э.) распространена в степной и лесостепной полосе от Северского Донца до Волги. Отдельные памятники представлены на Урале.
Эпонимным памятником является Покровский могильник в саратовском Поволжье, который был исследован П.С. Рыковым в 20-х годах XX в. у г. Покровск (ныне - Энгельс).
Выделена в нач. 90-х гг. Н.М. Маловым и О. В. Кузьминой как покровская культура.
Сформировалась на базе доно-волжской абашевской культуры при непосредственном влиянии синташтинской и памятников потаповского типа Среднего Поволжья. Памятники представлены поселениями, могильниками, кладами, рудниками, мастерскими и случайными находками. Поселения располагались в непосредственной близости от рек на небольших возвышениях. Наиболее изученные поселения — Усово озеро, Мосоловка, Капитаново, Янохино, Рубцы и Проказино.
Жилища — наземные, землянки и полуземлянки каркасно-столбовой конструкции с двускатной или шатровидной крышей. Стены сложены из дёрна, бревен, редко — камня. В больших постройках жилая часть чаще всего обособлена от подсобно-хозяйственной. Внутри жилищ располагались один или несколько очагов, ямы, иногда колодец.
Погребальные памятники представлены курганными и грунтовыми могильниками. Размещаются преимущественно на террасах или возвышенностях по берегам рек, реже — на водоразделах. Курганные могильники покровской культуры включают небольшое количество насыпей — от 2 до 15. Одиночные курганы и огромные некрополи являются редкостью.
Курганная насыпь возводилась после совершения последнего захоронения. Количество погребений в кургане варьирует от 1 до 100. Усопших хоронили в подпрямоугольных ямах, иногда в срубах в скорченном положении на левом боку, в позе адорации, головой на север. В качестве погребального инвентаря выступают сосуды, реже — оружие и украшения. В могилах также фиксируются кости животных — остатки мясной пищи. Наиболее изученные могильники — Покровский, Староябалаклинский и Новопавловский. Керамический комплекс культуры представлен преимущественно острорёберными горшками с геометрическим орнаментом. Орудия труда и оружие из камня представлены разнообразными топорами и булавами, наконечниками стрел, скрёблами, молотами, ножами, наковальнями, рудотёрками и абразивами. Известны и украшения — фаянсовые бусины, желобчатые височные подвески и браслеты. Широко распространены изделия из кости: псалии, шилья, лощила, проколки, иглы, спицы, наконечники стрел. Орудия из металла представлены топорами, серпами, тёслами и долотами, проколками, черенковыми ножами с широким ромбическим перекрестием и кинжалами с прилитой рукоятью. Распространены и украшения из бронзы, сурьмы и золота: кольца, височные серьги, бляшки и браслеты. Основу хозяйства носителей покровской культуры составляло стойловое и отгонное скотоводство. Население покровской срубной культуры в этническом плане представляет индоиранскую этническую группу и имело определённые признаки индоарийского этноса на раннем этапе её развития.
Реконструкция по черепу мужчины из погребения 20, кургана № 5 у с. Бережновки
Реконструкция по черепу из погребения 22, кургана № 5 у с. Бережновки. Раскопки И.В. Синицина, 1951 г.
Бережновско-маёвская срубная культура (XVII - XII в. до н.э.) распространена в степной и лесостепной полосе от Ингульца до Волги. Эпонимными памятниками являются Бережновский курганный могильник в Поволжье и Маёвский могильник у г. Днепропетровск.
В 70-х гг. ХХ в. Н.К. Качаловой был выделен бережновский тип памятников, а И.Ф. Ковалёвой — маёвский.
Общие черты погребального обряда позволили В.В. Отрощенко объединить оба типа в отдельную бережновско-маёвскую культуру в составе срубной культурно-исторической общности. Ю.М. Бровендер выделяет в её среде степановский тип памятников. Сформировалась на базе бабинской и покровской срубной культур.
Памятники представлены поселениями, курганными и грунтовыми могильниками, рудниками, мастерскими, кладами и случайными находками. Поселения располагались в непосредственной близости от рек на небольших возвышениях. Жилища представлены землянками, полуземлянками и наземными постройками с каменными основаниями стен. Для отопления жилищ использовали очаги.
Погребальные памятники представлены курганными и грунтовыми могильниками. Курганные некрополи размещаются преимущественно на террасах или возвышенностях по берегам рек, реже — на водоразделах. Включают небольшое количество насыпей, как правило, с несколькими досыпками. Практиковалось сооружение длинных курганов. Усопших хоронили преимущественно в подпрямоугольных ямах, иногда каменных ящиках, в срубах в скорченном положении на левом боку, головой на восток. Известны также и кремации. Грунтовые могильники бережновско-маёвской культуры размещаются преимущественно на краях коренных берегов, первых надпойменных террасах и на небольших природных возвышенностях в пойме — в непосредственной близости от рек и синхронных им поселений. Погребения представлены ингумациями и кремациями. Захоронения по обряду ингумации совершались в подпрямоугольных ямах и каменных ящиках. Погребений в срубах на территории грунтовых могильников не зафиксировано. Усопшие располагались в скорченном положении на левом боку, головой на восток. Кремации представлены погребениями в сосудах-урнах и в небольших грунтовых ямках. В качестве погребального инвентаря выступают сосуды, реже встречаются изделия из металла.
Керамика представлена баночными, горшковидными и острорёберными сосудами с геометрическим орнаментом в виде горизонтальных и наклонных линий, каннелюров, зигзагов, ёлочек и прочих геометрических фигур. Иногда на сосудах, преимущественно в их верхней части, встречаются шнуровой орнамент и разнообразные знаки в виде крестов, солярных знаков, прямоугольников, схематических антропоморфных и зооморфных изображений. Ряд исследователей видит в них примитивное пиктографическое письмо. Содержание этих знаков пока не расшифровано. В погребениях встречается также и деревянная культовая посуда, порой с бронзовыми оковками. Орудия труда и оружие из камня представлены разнообразными топорами и булавами, скреблами, молотами, ножами, наковальнями, рудотёрками и абразивами. Широко распространены изделия из кости: псалии, шилья, лощила, проколки, иглы, спицы, наконечники стрел. Орудия из металла представлены топорами, серпами, тёслами и долотами, проколками, иглами, черенковыми ножами с выделенным перекрестьем и кинжалами с кольцевым упором.
Распространены и украшения из металла: кольца, височные серьги, подвески из проволоки. Основу хозяйства составляло стойловое и отгонное скотоводство, которое дополняло земледелие. В этническом плане носители бережновско-маёвской культуры представляют ираноязычную группу индоевропейской языковой семьи. В последнее время активно ведется научная дискуссия относительно верхнего хронологического предела срубной культурно-исторической общности. Некоторые исследователи продлевают её время существования вплоть до IX - VIII вв. до н.э.
Белозёрский этап Срубной Культуры
Киммерийцы (лат.Cimmerii, др. греч. Κιμμέριοι) и прамидо-парфяне (северо-западные иранцы) идентифицируются с белозерским этапом срубной культуры.
Кавказские берендеи вели род от Велеса и сына его Ярило. "Бер"- название священного животного Велеса-медведя. В древнем Берендеевом царстве (Северный Дагестан) сохранились следы почитания Ярилы под именем святого Георгия (Грузия). Прародитель ариев – Арий (воплощение Ярилы) известен у греков как Персей. Ария и по сей день почитают как святого предка иранцы (и ираноязычные осетины) и армяне. Все они потомки разных скифских родов, основавших древнее арийское царство Ишкуза (Скифское царство).
ЦАРСТВО ИШКУЗА
В конце существования срубной общности появились формы вещей, развившиеся впоследствии у скифов. В погребениях позднего периода также находят железные орудия (в основном ножи).
- Белогрудовская культура. 1100 - 900 гг. до н.э. Территория между Днестром и Днепром.
Носители Белогрудовской культуры мигрировали на Балканы и составили основу фракийцев. Частично смешались с пришлыми иранскими племенами, породив культуру скифов-пахарей. Фракийцы по языку и культуре были близки скифам.
Скифский язык входил в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка (восточно-иранский язык), на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек сохранившихся в греческих записях.
- 1233 г. до н.э. - «в 480 году до основания города (Рима) царь египетский Весоз, или желая смешать войной юг и север, разделенные почти целым небом и морем пояса, или присоединить их к своему царству, первым объявил войну скифам, отправив наперед послов объявить врагам условия подчинения. На это скифы отвечают, что глупо богатейший царь предпринял войну против неимущих, ибо ему, наоборот, следует бояться, как бы не остаться, в виду неизвестного исхода войны, без всяких выгод и с явными убытками. Затем им не приходится ждать, пока к ним придут, а они пойдут сами навстречу добыче. Они не медлят, и за словом следует дело. Прежде всего, они принуждают самого Весоза (имя связывают с одним из Рамсесов) в испуге бежать в свое царство, на оставленное же войско нападают и забирают все военные припасы. Они опустошили бы также весь Египет, если бы не были задержаны и отражены болотами. Вернувшись тотчас назад, они бесконечной резнёй покорили всю Азию и сделали её своей данницей» (римские авторы).
1000 - 600 гг. до н.э. - скифский период южно-русских степей. См. Скифы.