Общественное управление Суздаля после земских реформ второй половины XIX века
Общественное управление Суздаля после земских реформ второй половины XIX века
А.С. Зайкова
Земские учреждения в России возникли в соответствии с утвержденным Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года. Реформа законодательно оформила движение, которое начиналось после отмены крепостного права, когда самые активные члены общества стремились участвовать в решении местных злободневных вопросов. По упомянутой реформе выборы проходили по трем куриям: курия уездных землевладельцев, городская курия и сельская курия. Данные курии выбирали из своей среды на три года представителей (гласных) в уездные земские собрания. Уездное земское собрание избирало из своей среды уездную земскую управу, состоявшую из председателя и двух членов. Земские собрания и управы вели местные хозяйственные дела: содержание земских зданий, уездных дорог, строительство и содержание школ и больниц, мероприятия по благоустройству и благотворительности, вопросы местной торговли и промышленности, санитарные меры и т.д.
В городских избирательных съездах следующие лица обладали правом голоса: лица, имевшие купеческие свидетельства; владельцы промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6000 р. и владельцы недвижимых имуществ, ценностью от 500 р. — в городах, имевших менее 2000 жителей, до 3000 р. — в городах с населением более 10000.
Земства были введены сначала в 33 губерниях Европейской России, в их числе была и Владимирская губерния, позже еще в 10 губерниях. Просуществовали земства до 1918 года и были упразднены декретом Советского правительства.
Для введения в действие Положения и для проведения выборов в губерниях и уездах были образованы временные комиссии. «Владимирские губернские ведомости» извещают: «В четверг 20 мая открыта в г. Суздале временная комиссия по введению положения о земских учреждениях во Владимирской губернии, в 11 часов утра в доме, занимаемом комиссией, было совершено соборным протоиереем А.Е. Кротковым с причтом молебствие с водоосвящением, в присутствии председателя комиссии уездного предводителя дворянства М.М. Ранга, членов: мирового посредника 1-го участка Д.В. Решетинского, уездного исправника А.Н. Челищева, городского головы И.С. Фирсова...». Примечательны слова председателя комиссии: «Милостивые государи! Открывая ныне временную уездную комиссию по введению земских учреждений, я прошу почтенных моих товарищей не оставлять меня своими советами и указаниями в столь важном, возложенном на меня деле... Всякий совет и указания я приму с чувством живейшей благодарности. По мнению моему, плох тот деятель, который не любит разумных возражений, а ставит личное самолюбие выше общественной пользы».
Весь процесс организации земств освещался в официальной части «Губернских ведомостей», там печатались объявления и оповещения об условиях, сроках, местах проведения съездов и собраний, журналы заседаний. Так, в сороковом номере за 1865 год находим: «в Суздальском уезде съезд мелких землевладельцев в г. Суздале 12 октября, городской избирательный съезд... 9 ноября».
Далее дважды печатается объявление: «Председатель Суздальской уездной временной комиссии по введению в действие земских учреждений, получив предложение губернского комитета составить к 1 января 1866 г. список лиц, имеющих право быть избранными в мировые судьи по Суздальскому уезду, покорнейше просит тех лиц, которые желают занять по избранию эту должность, доставить во временную комиссию сведения, требуемые ст. 19—22 главы 11 судебного устава, непременно к 25 декабря 1865 г.». Судебная реформа 1864 года, по которой вводился институт мировых судей, явилась продолжением земской реформы.
После проведения избирательных кампаний в уездах их результаты со списками гласных также публикуются в «Губернских ведомостях». По Суздальскому уезду в земское собрание были избраны: от землевладельцев 16 человек, от городов Суздаля и Гаврилова Посада 5 человек, в том числе от Суздаля 2-й гильдии купеческий сын Ефим Васильевич Головашкин, 2-й гильдии купеческий сын Василий Сергеевич Жинкин, 2-й гильдии купец Иван Петрович Кашин, 1-й гильдии купеческий брат Алексей Алексеевич Жинкин. От сельских обществ было избрано 11 депутатов. Всего Суздальское земское собрание состояло из 32 членов. Первое заседание земского собрания Суздальского уезда открылось в Суздале 7 марта 1866 года. Кроме избранных гласных в земском собрании участвовали члены по должности: управляющий государственным имуществом, представители духовного и уездного ведомства, председательствовал на земских собраниях уездный предводитель дворянства.
16 июня 1870 года утверждается Городовое положение, которое является продолжением земской реформы и определяет аналогичную структуру городского общественного управления и предметы его ведения. По Положению институтами общественного управления являлись: городские избирательные собрания, городская дума и городская управа. На городских избирательных собраниях, проводившихся по 3-м куриям налогоплательщиков, избирались гласные городской думы. По Городовому положению право голоса предоставлялось лицу при соблюдении следующих условий: «1. Если он русский подданный; 2. Если ему не менее 25 лет от рождения; 3. Если он при этих двух условиях владеет в городских пределах на праве собственности недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержит торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому, или же, прожив в городе в течение двух лет сряду, пред производством выборов... уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств: купеческого или промыслового на мелочный торг или прикащицкого 1-го разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений... и 4. Если на нем не числится недоимок по городским сборам». К предметам ведения городского общественного управления относились благоустройство города, распоряжение городскими имуществами, вопросы народного образования, здравоохранения, социального призрения и благотворительных заведений, попечение об учреждении и развитии местной торговли и промышленности, устройство рынков и базаров, принятие мер предосторожности против пожаров, эпидемий и других бедствий, подготовка и утверждение ходатайств от города перед правительством и т.д. В 42-м номере «Губернских ведомостей» за 1871 год находим объявление о выборе гласных: «Суздальская городская дума объявляет во всеобщее сведение, что избирательные собрания для выбора гласных городской Думы, имеющей образоваться согласно Высочайше утвержденному 16 июня 1870 г. городовому Положению, назначены: первое на 9 число, второе на 10 и третье на 12 число ноября и будут производиться в доме городского общества каждое с 10 часов утра. При этом дума повторно просит всех лиц, имеющих право голоса на выборах, пожаловать для участия в избрании гласных». Статья 48 Городового положения определяла количество гласных в городской думе в зависимости от количества жителей, имеющих право голоса. После всех уточнений и исправлений в соответствии с требованиями губернатора в 1871 году в избирательные списки по городу Суздалю была внесена 521 фамилия, в том числе для участия в 1-м избирательном собрании — 25 купцов 1-й и 2-й гильдий самых состоятельных, во 2-м избирательном собрании — 41 купец 2-й гильдии, и наконец, для 3-го собрания был составлен список из 457 фамилий менее состоятельных граждан, начиная от дворян и кончая разночинцами и крестьянами. Явиться в избирательное собрание по Положению должно было просто больше, чем надо было избрать гласных, например, в 3-е собрание из 457, внесенных в списки, пришли 55 человек. В результате в трех собраниях было избрано 36 гласных. Городская дума избиралась на четырехлетие, на своем заседании она избирала членов городской управы и городского голову. После избрания городской думы в соответствии с Городовым положением прежние органы городской власти в Суздале были отставлены. В «Губернских ведомостях» сообщается: «Служившие в Суздальской городской думе: секретарь губернский секретарь Померанцев, бухгалтер колл. регистратор Скабовский и письмоводитель Суздальской квартирной комиссии, губ. секретарь Рождественский, по случаю упразднения думы и комиссии, за открытием в г. Суздале новых городских учреждений, оставлены за штатом...». Первое заседание вновь избранной думы состоялось 25 ноября 1871 года. На нем были решены кадровые вопросы и определено материальное содержание членов управы. Был избран городской секретарь (он же секретарь думы), им стал коллежский секретарь В.С. Бельский. После долгих дебатов и отказов заступить место городского головы согласился и был избран 2-й гильдии купец Павел Иванович Белов, человек в Суздале известный, бывший в то время гласным земского уездного собрания, почетным мировым судьей, до этого он заведовал и Блохинской богадельней, был и казначеем сиротского суда. Он — инициатор многих общественно полезных дел в Суздале, например, организовал и устроил общественный сад, пруд на улице Скучилихе и т.д. Павел Иванович «после долговременного отказа согласился быть подвергнутым баллотировке, но предварительно заявил, что он не желает получать назначенного городскому голове содержания (1000 руб.) и, если будет избран на эту должность, то оставит только за собою право употребить оное на пользу общества по личному его усмотрению». Большинством голосов П.И. Белов был избран, членами управы избраны 2-й гильдии купеческий сын И.С. Кувшинников, 2-й гильдии купеческий сын Трифон Ефимович Лужнов, мещанин И.А. Володин, мещанин Григорий Александрович Холопов, причем последний также отказался от содержания (400 руб.). Через два года половина состава управы должна была меняться по жребию, что и произошло, в момент смены количество членов сократилось до 3-х, а еще через год в связи с болезнью вышел из состава управы Т.Е. Лужнов и было решено не избирать взамен его никого, таким образом, управа стала состоять из 2-х штатных членов и секретариата.
После решения некоторых организационных вопросов и выражения благодарности бывшему городскому голове Алексею Васильевичу Жинкину за «долговременную, усердную и полезную деятельность» заседание думы закрылось до утверждения губернатором нового городского головы. Следующее заседание состоялось 10—13 декабря того же года, а третье уже 3 января 1872 года. Журналы этих заседаний по частям публиковались в Прибавлении к официальной части «Губернских ведомостей» (№№ 42, 43, 45, 47 1872 г.). На январском заседании была рассмотрена «Инструкция, составленная подготовительною комиссией) для действий Суздальской городской думы», было решено определить срок действия инструкции в течение одного года «в виде опыта». Данная инструкция заслуживает внимания. Составлена она была в соответствии с п. 11 ст. 50 Городового положения, который предоставляет городским думам право определения «общего порядка действий исполнительной общественной власти и снабжение ея инструкциями о заведывании вверяемыми ей делами». В инструкции определен порядок делопроизводства управы, предметы, требующие коллегиального решения управы, порядок присутствия членов управы и распределение обязанностей между ними, порядок составления и предметы отчетности, отдельно выделены правила по заведыванию строительной частью, которые, надо сказать, и с сегодняшних позиций не устарели. Например: «При утверждении проекта постройки управа каждый раз назначает одного из членов, как для освидетельствования места под постройку, так и для наблюдения за правильностию исполнения построек согласно городскому плану и утвержденному проекту. Управа обязывается не далее одной недели утвердить проект или объявить просителю о причинах, по которым проект не может быть утвержден». Данная инструкция хотя и вводилась в виде опыта на год, но, вероятно, действовала в таком виде до 1877 года, когда 24 октября управой было принято решение «Об избрании особых комиссий для пересмотра и исправления изданной городскою думою инструкции для действий городской управы и о поверке денежного сундучка управы». Все решения принимала городская дума, которая заседала примерно раз в месяц. Журналы заседаний городских дум (не все) публиковались в специальных прибавлениях к официальной части «Губернских ведомостей», хотя и с достаточным опозданием: так, в 1874 году публиковались журналы конца 1872 года. Позже в газете в официальной части в разделе «по городовому управлению» стали публиковать лишь перечень рассматриваемых в заседаниях вопросов. Тематика заседаний свидетельствует, что работа Суздальской городской думы полностью соответствовала установлениям Городового положения.
9 июля 1873 года в Суздале в самом центре города произошел крупный пожар. Он начался в надворном строении при доме мещанина Михаила Ивановича Фирсова недалеко от Лазаревской церкви. Фирсовы в то время только начинали разворачивать свою гастрономическую торговлю в лавках Гостиного двора, чтобы к 1917 г. стать крупнейшими и богатейшими предпринимателями Суздаля в сфере розничной торговли. >
В результате пожара на участке между Хлебной и Конной площадями в 11 и 12 кварталах сгорело 12 каменных домов и 13 домов деревянных на каменном фундаменте, и при этих домах сгорело 4 каменных и 2 деревянных лавки, три ренсковых погреба, 3 водочных завода, 3 склада и 2 цирюльни, а на церкви Лазаря Праведного обгорела одна боковая глава. Фактически сгорела вся Большая улица между Торговой площадью и Ризположенским монастырем. >
Ущерб, конечно, был велик, многие дома не были застрахованы от пожара. Отстроить и отремонтировать свои постройки смогли не многие жители. Часть домов долгое время стояла без крыш, зияя обугленными стенами и провалами окон верхних этажей, часть домов купили предприимчивые купцы, мещане или крестьяне, имевшие в Суздале торговые дела.
После пожара Суздальская городская дума 26 июля 1873 г. постановила: «В Большой Владимирской улице начиная от Ризоположенского монастыря и Конной площади до площадей против Гостиного двора разрешается постройка одних каменных домов с тем, чтобы они крыты были только железом или толем… надворное строение при каменных домах возводить не ближе 3-х сажен от дома».
Судя по журналам заседаний городской думы, сметам и отчетам городское управление Суздаля характеризуется как рачительные и внимательные хозяева города, учитывающие в городском бюджете каждую копейку. Основные статьи доходов в городской бюджет составляли: сборы с городских имуществ и оброчных статей, с огородных и пахотных земель, с промышленных и торговых предприятий, акциза с трактирных заведений и постоялых дворов. Не забываются и такие, казалось бы, незначительные доходы, как сборы с земельных участков, на пример, под пристроями к лавкам внутри гостиного двора, под палисадниками, под входами в подвалы, под выступами в тротуар для крылец и входов в дома и торговые помещения. Сбор брался «за калачные полочки, состоящие на городской площади близ городской важни» и т.д. Позже бюджет города делился на городские и специальные средства, это в основном вклады или пожертвования частных лиц на специальные цели, например, капитал Суздальской Блохинской богадельни, деньги, пожалованные на раздачу бедным жителям Суздаля, на выдачу пособий на приданое бедным девицам, на учреждение в г. Суздале общества взаимного страхования от огня имущества, на учебно-воспитательные надобности для детей граждан г. Суздаля, на панихиды по почетном гражданине г. Суздаля Иване Гавриловиче Вихреве, по родителям и супруге его, на масло для лампады пред образом Св. Александра Невского, поставленном жителями г. Суздаля в городском соборе в память события 4 апреля 1866 г., на масло для лампады пред образом Христа Спасителя, поставленном бывшим городским головою Ф.Д. Дубыниным в зале городской думы в память события 4 апреля 1866 г., по капиталу, пожертвованному в пользу Суздальских приходских училищ, на выдачу пособий бедным мещанам г. Суздаля по назначению мещанского общества, на покупку дров для раздачи их по зимам бедным жителям и т.д.
В соответствии с Городовым положением в Суздале организовываются учреждения, подведомственные городской думе: городской общественный банк, сиротский суд, ведавший опекунскими и сиротскими делами лиц городских сословий, избиравшийся на 3 года и возглавлявшийся городским головой, общественная пожарная команда. В 1888 году вновь открывается городской ломбард. Городская дума избирает и руководителей перечисленных учреждений. Именно в городском общественном банке размещался городской и частный капитал, и там брались кредиты на общественно значимые дела. Кроме того, существовал еще целый ряд выборных должностей: мещанский староста и его помощники, мещанский рекрутский староста, должности ценовщиков и добросовестных (для нахождения при оценках имущества), церковные старосты в собор и кладбищенские церкви, рядские старосты («для доставления куда следует сведений о ценах, существующих в г. Суздале как на базарах, так и в лавках»), избирались и два члена уездного Полицейского управления.
Суздальская управа пыталась довести общественное управление непосредственно до жителей. «Все районы выбирали себе старост из числа членов Городской думы на общественных началах. Старосты должны были следить за благоустройством своего района и за соблюдением строительного устава жителями. В случае непорядков они доносили о том специально назначенному для этого члену Городской думы, который немедленно давал указания...».
Здание городской управы. 1898 г.
Здание городской управы в праздничном убранстве по случаю приезда царской семьи. 1913 г.
Здание городской управы в первые годы после революции.
Здание городской управы (начало XIX века). Ул. Кремлевская, д. 11.
В Суздале городская управа находилась на ул. Кремлевской (сейчас аварийный дом № 11) рядом с валами. «Управа помещалась в верхнем этаже. Там же находился городской банк. В нижнем этаже располагалась публичная городская библиотека. Сзади Управы был пожарный двор с конюшнями для 12 пожарных лошадей и стойлами для четырех городских общественных быков. С южной стороны двор ограничивался казармой пожарников и пожарным депо с каланчой, построенной в 1890-е годы. До этого наблюдательный пост пожарных находился на Успенской колокольне».
В губернии вопросами городского управления ведало губернское по земским и городским делам присутствие, которое разбирало споры и обращения членов городских дум, контролировало постановления дум и деятельность управ.
Появление в России земского самоуправления можно назвать одним из важнейших событий во внутреннем развитии страны во второй половине XIX века. Кроме всего прочего реформа была вызвана необходимостью управления более 20 млн. крестьян, отпущенных на волю, чьими делами раньше управляли помещики. Две главные идеи самоуправления, казалось, были реализованы: выборность и наличие реальных финансовых основ (земля и недвижимость, большая часть налогов с которых оставалась на местах). Но выборность ограничивалась сословным началом и имущественным цензом, а деятельность земств строго регламентировалась и контролировалась законом и государственными органами, в нашем случае — лично губернатором и чиновниками губернского по земским и городским делам присутствия, куда направлялись все решения уездной и городской дум и управ. Никаких значительных региональных особенностей деятельность земств в то время не имела.
Земская реформа в своей основе вернулась к нам в 1995 году, когда был принят закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».