Никульское — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Новоалександровского сельского поселения.
Село расположено в 14 км на северо-запад от центра поселения села Новоалександрово и в 27 км на северо-запад от Владимира. «Село Никульское – от Владимира (Владимирский уезд) в 27 верстах, при пруде и колодцах».
Пруд в селе Никульское
В старинных письменных документах село Никульское в первый раз упоминается в «царской жалованной несудимой грамоте Московскому Новодевичьему монастырю 1662 г. апреля 2», которую царь и великий князь Алексей Михайлович утверждает за означенным монастырем вотчины, пожертвованные монастырю прежними царями и разными лицами. Село Никульское, как видно из этой грамоты, пожертвовано Новодевичьему монастырю царем и великим князем Иоанном Васильевичем Грозным: «в Володимерском уезде», говорится в грамоте, «в Польском стану село Микулинское с деревнями, а пожаловал их (игуменью и сестер) тем селом с деревнями блаженныя памяти царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии против их села Олянина с деревнями».
1857 г. «Господствующие виды производительности: занимаются хлебопашеством». В 1859 году число дворов - 142, число душ мужского пола - 375; женского пола - 426.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Петроковской волости Владимирского уезда.
Численность населения: в 1859 г. – 801 чел.; в 1897 г. – 818 чел.; в 1926 г. – 843 чел.; в 2010 г. – 18 муж. и 24 жен., всего 42 чел.
Церковь Николая Чудотворца
Церковь села Никульского в книгах патриаршего казенного приказа записана под 1628 годом так: «церковь великаго Чюдотворца Николы в селе Микульском в вотчине Спаса Евфимиева монастыря Суздальскаго (кто и когда пожертвовал описываемое село Спасо-Евфимиеву монастырю и сколько времени пользовался монастырь селом – не известно) дани шесть алтын пять денег». Под 1676 годом написано: «184 года впредь писать в вотчине Новодевичьяго монастыря, что на Москве»; «1746 года церковь Николая Чудотворца в селе Микульском рубль 91 копейка с половиною». Во Владимирских писцовых книгах 1625-1626 гг. при Николаевской церкви показано: «двор попов, в приходе 55 дворов, пашни церковныя земли 20 четвертей в поле, а в ону по тому-ж, сена 40 копен»; а в переписной Владимирской 1703 года книге написано: «у той церкви поп Никифор, Роман, Иосиф, дьякон Василий, в приходе 72 двора, пашни церковныя земли 20 четвертей в поле, а в дву по тому-ж, сена 15 копен». В переписной книге 1702 года переписи стольника Гаврилы Павлова сына Савелова Николаевская церковь описана так: «церковь в селе Микульском деревянная шатровая об одной главе во имя Николы Чудотв., крыта тесом, с трех сторон той церкви паперти забраны в косяк досками, колокольна шатровая-ж, рублена в лапу, от церкви к колокольне переходы забраны досками в косяк-же, а в той церкви царские двери и сень писаны на красках и на золоте. По правую сторону царских дверей образ Нерукотвореннаго Спаса в киоте писан на красках и на золоте, венец серебряной 3 места чеканные, и 3 места гладкие и вызолочен, перед образом лампада белая лощатая, под образом пелена кутневая цветная, опушена киндяком алым, крест мишурный. Образ Николы Чудотворца в киоте писан на красках и на золоте, венец и цата серебряные резные и вызолочены, в привесе крест серебряный белый, на той-же цке на Спасителеве образе и на Пресвятой Богородице венцы и цата серебряные резные и вызолочены, у того образа завеса тафтяной червчатой, перед образом лампада медная белая лощатая, под образом пелена тафтяная червчатая, опушена дорогами полосатыми, крест мишурный. Образ Николая Чудотворца с житием в киоте писан на красках и на золоте, венец и цата серебряные резные и вызолочены, в привесе 3 ал. Денег, под образом пелена рудожелтая, крест тафтяной желтой, опушена крашениною лазоревою. Образ Николая Чудотворца писан на красках и на золоте убрус полотняной. По левую сторону царских дверей образ Пресвятой Одигитрия в киоте писан на красках и на золоте, на Спасителе и на Пресв. Богородице венцы и цата серебряные резные и вызолочены, на Пресв. Богородице венец с каруною, в венце и на каруне 22 камушка простых разных цветов, у Спасителя в венце 3 камушка простых-же, убрус полотняной, в привесе у той иконы серги серебряные с бубенчиками и вызолочены, крест серебряной и вызолочен, пред образом лампада медная белая лощатая, под образом пелена тафтяная червчатая, крест мишурный, опушка с двух сторон дороги полосатые, а с двух-же сторон тафта полосатая… На жертвеннике одеяние крашенинное ветхо, на жертвеннике-ж сосуды потир, дискос, 2 блюдца, лжица оловянные, звезда и копие медные. На сосуде 3 покрова атласные цветные, опушены камкою зеленою, подложены дорогами разных цветов. Ризы камчатныя зеленыя, оплечье, крест и звезда шиты сплошь серебром, вместо наподольника обложены казыльбацким кружевом шолковым подложены крашениною кирпичною. Ризы камчатныя красныя, оплечье, крест и звезда по красному атласу шиты золотом и серебром, подложены крашениною, ветхи. Ризы полосатыя белыя, оплечье крашенина цветная, ветхи. Подризник тафтяной алой, оплечье атласное цветное, подложен крашениною, ветх. Епитрахиль атласная красная, возглавие киндяшное алое, средина и опушка дороги зеленые. Епитрахиль кутневая цветная, ветха. Поручи атлас цветной, опушены атласом зеленым, подложены крашениною. Поручи камчатные зеленые, опушены с одной стороны бархатом двоеличным, с другой стороны атласом зеленым, ветхи. Два кадила медные, одно лощетое полужено, другое литое с колокольцы. Чаша водосвятная медная белая лощетая. Кропило, укропник медной. Книги в десть и в полдесть и в четверку: Евангелие толковое, псалтирь с следованием, два апостола, один Киевской большие печати в лицах, прокладина шита золотом, обнизано жемчугом мелким; 4 камушка зеленых в серебре, в середине камушек красной простой, опушена бахрамою шолковою зеленою, другой апостол печатной, теодь посная, треодь цветная, пролог мартовской половина года, минея общая, шестоднев, житие Николы Чудотв., ермологий, служебник, часослов, требник, аналой кожаной разгибной. Два аналоя оболочены крашениною лазоревою».
В 1729 году ветхая деревянная Николаевская церковь была разобрана и, с разрешения Синод. каз. приказа, поставлена была новая деревянная в четь Святителя и Чудотворца Николая церковь. Эта церковь существовала до 1828 года, когда усердием прихожан была построена каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с каменной колокольней и с теплыми приделами: во имя Святителя и Чудотворца Николая и в честь Архистратига Божия Михаила. Относительной давностью отличались – из церковной утвари: потир, дискос и звездица серебро-позолоченные 1719 года; из книг – Апостол изданный в 1695 году. Земли церковной имелось: усадебной 1600 кв. саж., пахотной и сенокосной 35 дес. 697 кв. саж. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Причт получал годового дохода: от земли до 160 руб., от сбора хлебом – до 45 руб. и за требоисправления – до 150 руб., а всего около 355 руб. Приход составляли: село Никульское (156 дв.) и дер. Подвязье – расстоянием от села в 3 верстах.
Всех дворов в Никульском приходе (в 1897 г.) 173; душ мужского пола 467, а женского пола 490; в том числе раскольников в селе Никульском мужского пола 2, женского пола 4, в дер. Подвязье – мужского пола 2, женского пола 1.
В приходе существовала школа грамоты, открытая в 1865 г. В 1899 г. обучалось 5 мальч. и 5 дев. Учителем был священник.
Священник села Никульского, Владимирского уезда, Сергий Вознесенский, 12 октября 1910 г., перемещен в Муром к Николо-Набережной церкви. Священник Сергий Вознесенский, перемещенный в город Муром к Николо-Набережной церкви, 27 октября, оставлен на прежнем месте служения при церкви села Никульского.
Церковь Николая Чудотворца в селе Никульское
В архитектурном облике ярко выражены черты ампира, довольно редко встречающегося в постройках того времени. Центральный объем выполнен формой четверика в полутора этажа, расширенного на запад в помещение трапезной, а на восток в полукруглую апсиду. Единственная глава возвышалась на сферическом куполе, установленном на неравном восьмигранном барабане с полукруглыми световыми проемами. Ранее ансамбль заканчивала трехъярусная колокольня, примыкавшая к трапезной, однако сейчас она утрачена (со слов жителей ближайшего села, разрушена в советские годы). В наружной отделке кладочного декора практически не присутствует, кроме рельефной кладки по апсиде и декоративных ниш в трапезной.
В конце декабря 1935 г. в с. Никульском Небыловского района прошло несколько собраний о закрытии храма, запрете колокольного звона и снесении колокольни. 27 декабря 1935 г. Клементьевский сельсовет поднимает вопрос о ликвидации храма в с. Никульском перед Небыловским райисполкомом. 1 января 1936 г. верующие пишут в облисполком протест против решений собраний о закрытии церкви и снятии колоколов. Лишь 26 июня облисполком велит райисполкому разобраться с жалобой верующих по поводу изъятия из их пользования колоколов, но только сигнальных, и объясняет, как по закону райисполком может оставить сигнальные колокола себе. О верующих больше не вспоминали. [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 738. Л. 14, 15, 17-20, 11, 10, 1].
В настоящее время церковь Николая Чудотворца пустует и постепенно ветшает.
Спасибо за подробное и интересное описание! Но есть неточность в абзаце про помещика Мусина-Пушкина. Речь идет действительно о с. Никульское Юрьевского уезда, оно находится совсем недалеко, однако конкретно Никульское Суздальского района, о котором здесь изначально идет речь, относилось к Владимирскому уезду, и помещика здесь никогда не было: село сначала было вотчиной Новодевичьего Монастыря, потом перешло в статус казенного соотвественно.