Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
14:40
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

История телефонной связи в городе Владимире

История телефонной связи в городе Владимире

20 декабря 1887 г. - начало действия телефонной связи в г. Владимире - первой во Владимирской губернии.
Наладить телефонную сеть во Владимире местным властям пришлось прежде всего из-за частых разрушительных пожаров, уничтожавших десятки деревянных домов города. О телефоне во Владимире впервые был поднят вопрос городским головой Сергеем Ниловичем Коптевым на заседании городской Думы 19 марта 1887 года. В деревянном в ту пору городе часто случались пожары, и бывало, что он выгорал почти наполовину. Первые телефоны предполагалось разместить «в трех частях города, кои по своему положению не могут быть ясно видимы с городской каланчи».
Городская Дума ходатайствовала перед губернатором: «…устройство телефонной сети в г. Владимире имеет главным своим назначением своевременный вызов пожарной команды при случае возникновения особенно внутренних пожаров». Предполагалось по городу установить 3-5 телефонов, преимущественно для пожарных целей.
В июне того же года губернатор испрашивает разрешения на установление телефона в г. Владимире у начальника Главного Управления Почт и Телеграфов. Согласие получено при условии, если «телефонная сеть перейдет безвозмездно в полную собственность правительства». Владимирская городская дума приняла этот пункт и выделила деньги на установление телефонной сети. Но теперь решено было использовать телефон не только для пожарной сигнализации, но и для переговоров.
В августе того же года городская управа обратилась с просьбой к Московской конторе г-на Лоевского «выслать во Владимир центральную станцию с телефонными аппаратами на 25 абонентов, 10 пудов проволоки и 200 штук изоляторов для столбов с кривыми крючками». В Москву за получением всего необходимого выехал потомственный почётный гражданин города Владимира Архангельский Владимир Михайлович.
«Губернская управа, имея ввиду, что городской думой устраивается в гор. Владимире телефон, отнеслась в городскую управу и просила уведомить, возможно ли и на каких условиях провести телефон из губернской управы в благотворительные заведения, что для губернской управы представлялось необходимым.
В ответ на это городская управа сообщила, что устройство телефонного сообщения между упомянутыми учреждениями обойдется в 227 руб. 90 к., за пользование им годовая плата установлена 12 р. При обсуждении доклада гласный Коптев заявил, что в подсчет городской управы вкралась ошибка в сумме единовременного расхода, именно такового потребуется не 227 р., а 297 р. 60 к. Собрание единогласно постановило: прзнать устройство телефонного сообщения необходимым и ассигновать на это потребную сумму, а именно 321 руб. 60 коп.» (Журн. 12 дек. 1887).


Пожарное депо. Ул. Спасская, д. 5.

20 декабря 1887 года телефонная станция на 25 номеров, устроенная в помещении пожарном депо на улице Спасской, начала работать. Главным ее предназначением являлся «скорейший вызов пожарной команды». Обслуживание телефонной станции поручили трем телефонистам: Т.М. Кесареву, С.П. Ильину, Ф.М. Власову (все – крестьяне по происхождению).
В первый год было включено 36 аппаратов Белла, 4 из них - общего пользования. Правила пользования первым телефоном были весьма сложны, поэтому при четырех «таксофонах» полагалось находиться специальным лицам, умеющим ими пользоваться. Владельцы же частных телефонов обязаны были в случае сообщения о пожаре вызвать пожарную команду, ложный вызов карался по закону. Между прочим, установка телефона стоила по тем временам недешево - от 90 до 150 рублей, плюс «абонентская плата» - 12 рублей в год (что равнялось месячной зарплате телефонистки). Но в то время желающих обзавестись телефоном нашлось с избытком, а значит, владимирская телефонная сеть продолжала развиваться.
Телефоны были установлены в доме губернатора, дворянском собрании, в губернской земской больнице, ремесленном училище имени Мальцова, в некоторых домах дворян, крупных чиновников и купцов.


Сергиевская церковь. Фотография. Мелехов Я.Я. 1890-е гг.
На переднем плане булыжная мостовая, две женские фигуры слева. Справа – телефонно-телеграфный столб (1887), под навесом крыльца – семинарист.

При этих телефонных аппаратах всегда находились лица, умеющие с ними обращаться. Правила пользования телефонами тех лет были очень сложны: «1. Повернуть несколько раз, не менее двух, в правую сторону ручку индуктора… 3. Получив по телефону от станции уведомление, что готово, вешают слуховую трубку на место и вертят ручку индуктора; когда вызываемое лицо ответит обратным звонком, то, сняв слуховую трубку с вилки, начинают разговор…» – и таких пунктов 8 и 2 примечания).
В госархиве Владимирской области сохранились «Списки телефонных станций пожарной сигнализации в губернском г. Владимире» за 1901-1902 гг.
На 1 января 1901 г. числилось 103 абонента, из которых 47 – частных, 9 – правительственных, 20 – служебных. Протяжение телефонной линии – 21 верста 249 сажен, протяжение проводов – 94 версты 348 сажен.
Поводы к установке телефонов были разные. В сентябре 1891 г. Владимирская казенная палата отклонила предложение устройства «особого сундука с электрическими приспособлениями для хранилища ценностей», а предпочла «усилить охрану губернского казначейства соединением его телефоном с пожарным депо и тем самым с полицией». Да и стоимость ниже, всего 139 руб. 35 копеек, а за «сундук» – 500 руб.
В 1906 г. «ввиду последних случаев нападения на сберегательные кассы и банки в некоторых учреждениях города Гороховца, хранящих у себя более или менее значительные суммы, а именно: уездном казначействе, земской управе, городском банке, мещанском ссудно-сберегательном товариществе и почтовой конторе, – возникла мысль о соединении их телефоном со зданием полицейского управления, где имеется всегда «наготове стража, на случай отражения нападения…»
Приведенные документы свидетельствуют об оперативности телефонного сообщения в экстренных случаях.
Назревала потребность в телефонной связи и между городами. Так, в 1908 г. Меленковская уездная земская управа ходатайствует перед губернатором об устройстве телефонного сообщения между городами Меленки и Муром.


Улица Б. Московская, д. 1

4 октября 1910 года во Владимире открылась первая междугородная телефонная станция. Станция располагалась в доме № 1 по ул. Большой Московской. Междугородная линия соединила Владимир с Москвой и Нижним Новгородом. Пользоваться линией можно было как с переговорных пунктов, так и с телефонов городских абонентов.
В 1913 году телефонная станция была перенесена в Торговые ряды, в помещение на втором этаже над «Бабьими воротами».


Большая Московская улица. Около 1913 г.
Слева - почти полностью южная линия Торговых рядов с Бабьими воротами в центре (1790; до перестройки по проекту 1912); на крыше их “решетки” для вывода телефонного кабеля (в 1913 г. над воротами поместилась телефонная станция).
«Решетки» на крыше - устройства для вывода телефонных кабелей, вплоть до 1932 года проходили по воздуху.

В 1911 г. Покровская уездная земская управа обращается с ходатайством о проведении телефона в уезде, доказывая при этом «… Главной причиной, вызывающей необходимость устройства телефонной сети, является промышленный характер уезда, каковое обстоятельство, в связи с широко развитой потребностью в быстрых сношениях по делам уездного земского хозяйства, усугубляет эту необходимость. Масса разбросанных по уезду крупных и мелких торгово-промышленных предприятий, имеющих крупные торговые обороты, нуждается также в телефонных сообщениях.
Кроме того, устройство телефонной сети в значительной степени будет способствовать большей интенсивности административного надзора во всех отраслях, что при фабричном характере населения является весьма желательным».
Телефонную связь быстро оценили и сами предприниматели. Так, «Жительствующий в г. Коврове, Владимирской губернии Федор Иванович Носков обратился ко мне (начальнику Московского почтово-телеграфного округа) с просьбой разрешить провести телефон от г. Коврова до бумаго-ткацкой фабрики его, находящейся при селе Кляземским Городке Ковровского уезда».
И таких примеров множество. Но это были девяностые годы. А муромский купец Н.Ф. Гладков «усмотрел пользу великую в телефоне» еще в 1888 году, когда он «обратился в Главное Управление Почт и Телеграфов с просьбой о разрешении устройства телефонного сообщения между принадлежащими просителю домами в г. Муроме и пароходную пристанью на реке Оке, а в зимнее время по льду, с зимовкою пароходов, находящихся в затоке против г. Мурома».
В 1913 г. открылось телефонное сообщение между абонентами г. Владимира и г. Суздаля. Суздаляне могли через Владимир побеседовать с москвичами и нижегородцами. Правда, оплата удваивалась — за 3-минутный разговор взималась плата 15 копеек. Годовой взнос с абонента за пользование телефоном составлял 12 рублей.
Григорий Михайлович Королев был начальником телефонной станции с 1903 по 1921 год, почётного гражданина города.
«Доклад инженера-электрика М.Н. Коробова 26 июня 1914 года. В городе Владимире в настоящее время имеется однопроводная телефонная сеть, принадлежащая городскому управлению и функционирующая под видом городской пожарной сигнализации. Сеть эта в данный момент насчитывает до 500 абонентов и обслуживается центральной станцией, на которой установлены 100 номерные однопроводные коммутаторы фабрики Л.М. Эриксон и К прежнего типа. Вся сеть воздушная из бронзовых проводов диаметром в 1 мм., подвешенных в большинстве на столбах на железных траверзах с различным числом штырей, в зависимости от числа проводов, проходящих по тем или иным магистралям. На малопроводных линиях провода подвешены на крюках. Помимо обслуживания городских абонентов по особому соглашению между городской и Владимирской уездной земской управами воздушные линии городской сети несут на себе провода Владимирской уездной земской сети и штат станции производит соединения уездных линий между собою и между ними и городскими абонентами. Не касаясь в подробностях вопросов о достоинствах и недостатках в оборудовании городской сети и станции и в системе обслуживания абонентов, можно оказать что с технической стороны не встретится препятствий к подвеске проводов губернской сети по столбам городской сети и к включению в коммутатор центральной станции соединительных проводов от губернской земской междугородной станции, по которым в будущем предстоит соединять городских абонентов и абонентов уездной сети с междугородными линиями губернской сети.
Весь вопрос здесь только в выяснении условий, на которых городское управление согласится предоставить верхние места на столбах своей сети для подвески четырех пар губернских проводов из бронзовой проволоки в 1 мм. (которые, подойдя от соответствующих трактов к городу) будут введены затем в губернскую земскую междугородную станцию при губернской управе, и устроить от нее шесть двухпроводных соединительных линий до центральной станции с обслуживанием их штатом последней.
Помимо городской и уездной сетей в г. Владимире имеются еще междугородные станции о-ва телефон П.-Т. ведомства и Покровского земства, которые также необходимо будет соединить с губернской. Для соединительных линий от первых двух станций опять-таки придется пользоваться столбами городской сети и одновременно с выяснением вышесказанных условий необходимо будет принять во внимание и эти линии в числе двух пар до станции о-ва телефон и одной пары до станции П.-Т. ведомства. Вопрос о способе соединения с губернской станцией Покровской земской станции отпадает сам собой, так как с открытием первой вторая будет упразднена».

Шли годы, менялась жизнь, менялся и телефон. В 1915 г. Владимирский губернатор решил заменить «старый телефон» на новый, мол, качество не то. А ему пояснили: «… если заменить существующий у вас телефонный аппарат другим – для дальнейшего действия, то никакого улучшения в сообщении не получится, потому что городская телефонная сеть во Владимире находится в плохом состоянии и, кроме того, устаревшей системы, т.е. однопроводная. При такой сети переговоры между абонентами всегда будут известны как городской телефонной станции, так и другим абонентам».
И предложили ему: «Чтобы иметь независимую линию и действительную тайну переговоров, необходимо устроить двухпроводную линию…»
Еще множество доводов было приведено акционерным обществом «Телефон» в пользу нового изобретения – двухпроводной линии. И кто же не согласится с «плюсами»!
В декабре 1916 г. в доме губернатора работала уже новая телефонная система. Но недолго пришлось пользоваться ей начальнику губернии. Грянула февральская революция, а за ней и Октябрьская.
«Городской телефон. Смотритель телефонной сети — Ефим Григ. Халатин» (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год).
«Эвакуированная с западного фронта радио-телеграфная станция разгружается во Владимире и занимает помещение в Никитских казармах близ вокзала» (газета «Владимирская жизнь», сентябрь 1917).
9 ноября (27 октября) 1917 г. Владимирским Военно-Революционным Комитетом посланы комиссары на почту, телеграф и междугородний телефон.
«Отношением от 5 августа 1919 г. Владимирский Губисполком уведомил Губархив о срочной очистке здания быв. «Дома губернатора» для нужд мастерских радиотелеграфной базы формирований. Получив такое отношение служащие Владимирского Губархива начали подготовительные работы к очистке здания губернаторского дома. В тоже время сообщено было в Главное управление архивным делом о срочной ассигновке денежных средств, необходимых для перевозки архивных дел из здания губернаторского дома в новые помещения» (см. Владимирский Радио-Дивизион).
В первый советский год в губернском городе числилось 560 абонентов. Телефоном владели многочисленные учреждения. Начальники и врачи (в количестве 100) имели телефонные аппараты и дома.

До 1918 года вся связь Владимирской губернии была в ведении Московского Почтово-Телеграфного Округа, который, ведуя тремя губерниями, не мог поставить почтово-телеграфное дело на должную высоту. В 1918 году было образовано Владимирское Почтово-Телеграфное Управление, которое со дня своего возникновения, хотя в начале и медленно, но все же направляло на верный путь почтово-телеграфное дело. Нeсмотря даже на особо острые моменты 1918 года, когда отдельные виды связи стояли на пути прекращения действий, прекращений возки почт и действия телеграфа, Губернское Почтово-Телеграфное Управление, не покладая рук, продолжало свою работу в намеченном направлении. Расстройство Почтово-телеграфного ведомства еще более увеличилось от того, что большая часть опытных работников была откомандирована на укомплектование полевых учреждений Красной Армии. Места же их заполнялись наскоро подготовленными лицами, которые по своей неопытности, слабому знанию дела, за незначительным стажем несли работу не так, как бы следовало. Кроме вышеперечисленных причин расстройства связи, производственная программа была значительно пошатнута при незначительном наличии инструментов, материалов и условии удовлетворительной выдачи продовольствия, требовать же увеличения таковой в условиях, когда рабочая колонна работала одним буравом, одним плоскогубцем и другими в крайне ограниченном количестве инструментами, не представлялось возможным. При отделении из ведения местных органов Народного Хозяйства телефонной связи в ведение Губотдела Нарсвязи, чувствовалась большая разруха в этой области. Например,- Владимирской Телефонной Сети линии были построены из не однотипного материала, коммутаторы совершенно износившиеся, никуда негодные, сеть однопроводная, столбы все погнили, линии упали, помещение для станций было скверное и недостаточное. Подобное явление наблюдалось и на всех других без исключения сетях Владимирской губернии.
Такое состояние линий и проволочного сообщения было вызвано нижеследующими причинами: 1) капитального ремонта не было с 1914 года, отчего столбы сгнили, провода проржавили, аппараты износились, работая без замены, 2) не налаженность выразилась вследствие полного отсутствия материальных ресурсов и 3) благодаря скверному экономическому условию республики ввиду военного времени.
В целях устранения параллелизма в работе, вредно влияющего на успешность выполняемой работы, была изменена структура самого Губотдела, согласно распоряжения Наркомпочтеля. Видоизмененную структуру губернского аппарата Губотдел провел в жизнь с 1-го октября 1921 года, при чем в непосредственной связи с этим приходится перестраивать на новых началах и местные аппараты, в основу чего образованы Районные конторы, на правах самостоятельных Отделов Уездных Исполкомов.
Затем в целях поднятия интенсивности и производительности труда, произведены с одной стороны сокращение штатов личного состава, выразившееся в увольнении со службы 956 человек, что по отношению к числившемуся до момента увольнения составу Членов Союза Нарсвязи в числе 2400 человек, составляет 40% сокращения, а с другой закрыто 19 почтовых учреждений, причиной чего являлось дефицитность последних для Народной Казны. По отношению к общему числу учреждений губернии % закрытых учреждений выразился цифрой 8.
По улучшении постановки телефонного дела губернии, Губотделом были предприняты известные шаги, выразившиеся в устройстве и установлении телефонной связи с гг. Суздалем, Гавриловым-Посадом, Муромом и Гусь-Хрустальным, на остальные намеченные сообщения, а именно с Гороховцом и Кольчугиным, составлены сметы и заготовляются материалы, инструменты и рабочие руки.
Параллельно с выполнением означенных работ производились также подготовительные работы по переустройству и переносу Владимирской Центральной Телефонной Станции. Использовать средства связи Красной Армии не представлялось возможным по той причине, что в пределах территории Владимирской губернии таковой не имелось.
До 1921 года радиостанций в пределах Владимирской губернии не существовало, благодаря недостатку радио-телефонного имущества. В 1921 году Губотдел Нарсвязи в этом направлении принял меры. Результат приложенных усилий и работ следующий: установлено две приемных радио-станций одна в Муроме, другая в Коврове, обе радио-станции распространяют плакатный вестник „Росты“ путем проволочного телеграфа, а затем далее по телефону во все отдельные волости.

Владимирская уездно-городская телефонная сеть была принята Губотделом народной связи в 1920 году, при том техническое ее состояние было совершенно невозможное: не было ни инструментов, ни материалов, ни штатов... В октябре месяце сеть пришла настолько в упадок, что грозила полной остановкой. При таком положении дел город и уезд должны были остаться без связи... Губотделнарсвязи принял ряд мер... всеми имеющимися в его распоряжении средствами, кстати сказать, очень скудными, так как необходимых материалов на восстановление не имелось на складах местных организаций, не отпускались они также центром... Командированный инженер, осмотрев сеть, высказал предположение, что она является наихудшей в республике. Но командированный Наркомнпочтелем инженер тоже не смог сделать ничего.
В 1921 г. подготовительные работы по переустройству и переносу Владимирской Центральной Телефонной Станции. Работа же, будучи обширной и очень сложной по своему заданию, не входила в плановые расчеты и задания Наркомпочтеля на 1921 год, проделывалась она ввиду ветхости станции и несоответствия ее новейшим требованиям техники, что вызывает нарекания со стороны прибегающих к ее услугам учреждений и лиц.


«Управление Владимирской Уездной Телефонной Сети, в устранение недоразумений могущих послужить в ущерб служебным переговорам, доводит до сведения городских и уездных абонентов, что разговоры по телефону допускаются только служебные, частные же ни в косм случае не допускаются, что в случае обнаружения последних, т. е. частных разговоров, абоненты тут же будут разъединяться и вновь соединяться не будут.
Завтеф (подпись)
Завканц (Подпись)» («Призыв», 4 июня 1921).
«Наши телефонистки и... Юлий Цезарь.
Не раз и не два появлялись в газете „Призыв" заметки, указывающие на неудовлетворительную работу наших телефонисток. Эти заметки дают мне право также написать несколько слов по этому вопросу.
Начну с того, что брюзжанье и ругань — две черты, вошедшие в плоть и кровь русского человека. Мы никогда и ничем не бываем довольны: ни существующими порядками, ни нашим положением, ни окружающими, ни даже погодой. Все и вся предается осуждению, и не в форме здоровой критики, которая подчас бывает даже необходима, а именно в форме ругани и брюзжанья. И наши телефонистки также являются одним из многих объектов этой нашей характерной, чисто-русской, обывательской черты.
Прежде всего, видел-ли кто-нибудь из брюзжащих и недовольных работу наших Владимирских телефонисток? Вряд-ли, потому что если-бы видел, то стал бы относиться к ним гораздо снисходительнее.
Побывав несколько раз по делам на городской телефонной станции, я имея возможность наблюдать их работу. И вот я наблюдал и УДИВлялся; удивлялся тому, насколько человек уподобляется машине,— до того однообразны движения и поза телефонисток. Но это только первое впечатление; на самом деле эта работа требует постоянного, беспрерывного напряжения слуха, зрения и внимания в течение всей работы, т. е. не менее 6 часов подряд.
В небольшой, мрачного вида, комнате стоят четыре высоких ящика: это коммутаторы; на каждом коммутаторе 100 круглых блестящих металлических кружочков. Перед коммутаторами сидят телефонистки — за каждым по одной. Работа их такова, что за одним коммутатором может работать одновременно только одна телефонистка. Руки у телефонистки заняты: в одной слуховая трубка, которую она все время держит около уха, в другой — штепсель, при помощи которого соединяются и разъединяются абоненты. Штепсель на несколько секунд сменяет маленькая метелка, которой телефонистка закрывает беленькие кружочки с нумерами, открывающиеся при вызове станции.
В комнате стоит ни на секунду неумолкающий шум: стрекотанье коммутатора и бесконечный разговор телефонисток. Но я даже не знаю, можно-ли назвать это разговором. Это неосмысленные фразы, построенные по известным синтактическим правилам; скорее это набор одних и тех же слов, бесконечно чередующихся друг с другом и не имеющих между собой никакой логической связи: «Станция… кончили?.. слушаю... занято... звоните... станция... какой номер?.. занято...» и т.д. до бесконечности. Таким образом, каждая телефонистка уподобляется до некоторой степени Юлию Цезарю: она должна уметь в одно время и говорить, и слушать, и смотреть. Но, к несчастью для нашей телефонистки, между нею и Цезарем есть большая разницам. Цезарь, если верить нашим досужим истерикам, мог в одно время говорить, писать и диктовать (а по некоторым версиям даже и читать), а наша телефонистка вместо диктовки и письма, должна говорить сразу с десятками людей; подчас очень требовательных и придирчивых. И не только говорить, но и выслушивать от них нотации, претензии и (да будет им стыдно!) даже ругань.
Много у нас людей нетерпеливых и очень требовательных. Нужный номер занят, — телефонистка виновата, на звонок сразу не ответили или случайно ошиблись номером,- телефонистка плохо работает. Конечно, в ceмье не без урода, в каждой работе возможны упущения и недобросовестное отношение к своим обязанностям; ясно, что за это виновные должны нести наказание. Но огульно у обвинению не может быть места; в особенности нужно быть осторожным, когда это мнение попадает в печать. Нужно не забывать, что у каждого честного работника есть свое профессиональное самолюбие и это самолюбие надо щадить.
П. Г.» («Призыв», 16 февраля 1922).
«Клуб имени тов. Подбельского (paбomникoв нарсвязи) основан в 1918 году и в настоящее время имеет 188 членов — рабочих и служащих нарсвязи. При клубе имеются кружки: драматический, музыкальный, политграмоты, профдвижения, детская драматическая секция и группа пионеров.
В клубе устроены уголки Ленина, агитационный, уголок Красной армии и авиаиции; издается стенная газета «Зеркало связи».
Библиотека-читальня состоит из 620 экз. книг; выписывается 10 журналов и газет. Библиотеку-читальню в среднем посещают 35—40 чел. В театральном зале клуба еженедельно ставятся спектакли или лекции по медицине и на политические темы; посещаемость лекций — 85 проц. общего числа членов.
Средства клуба составляются из членских взносов (ежемесячно по 10 коп.) и от пособия от профсоюза нарсвязи.
Особенностью клубной работы у нарсвязи является хороший практический подход к своей кружковой работе: клубные кружки дополняются хорошо функционирующей школой кройки и шитья.
Такой школы не имеет ни один из прочих рабочих клубов города» («Призыв», 19 ноября 1924).
О том, как выглядела телефонная сеть в губернии после гражданской войны, свидетельствует доклад, прочитанный 8.12.1924 на сессии Губисполкома уполномоченным Московского округа связи Васильевым:
«По всей Владимирской губернии имеется 13 телефонных сетей, протяжением в общей сложности: столбовой линии – 1095,24 км, проводов – 3650,22 км, насчитывающих по состоянию на 1 октября 1924 г. 964 абонента… Штат всех телефонных предприятий губернии определяется в 135 человек…»
Напомним, площадь губернии составляла 33230 кв. верст, население – 1238662 человека. Уездных городов – 13, безуездных – 2, волостных селений – 171.
Связь с сельским населением губернии была недостаточной, во многих волисполкомах о телефонной связи только мечтали. Поэтому ближайшей задачей стала задача установления телефонной связи со всеми крупными сельсоветами и волисполкомами.
Телефонизация губернии шла быстрыми темпами. Уже к концу 1925 г. двадцать волостных исполкомов могли решать вопросы с высшим начальством по телефону.
«Владимирская городская телефонная станция с переустройством ее на двухпроводную систему и с установкой новых коммутаторов значительно улучшалась в смысле передачи звука, но продолжает вызывать совершенно справедливые нарекания на крайне неаккуратную работу телефонисток: станция не отвечает подолгу на вызовы, долго не разъединяет, часто разъединяет во время растворов.
Как сообщили нашему сотруднику причина этих недостатков, крайне нервирующих абонентов и заставляющих терять много времени совершенно непродуктивно, всецело зависит от перегруженности телефонисток.
Норма соединений в час на каждую телефонистку 210, а владимирским телефонисткам приходится соединять до 350.
Если это так, то необходимо увеличить число телефонисток.
Профсоюзу нарсвязи надлежит обратить на это серьезное внимание и стать на защиту телефонистов» («Призыв», 4 сентября 1925).
«Телефонные муки. Знаете-ли вы владимирский телефон?
Мучает меня ежедневно. Верстка газетного номера близится к концу. Переговорить с редактором нужно до зарезу. Поворачиваю телефонную ручку, хватая трубку. Ни звука. Мало повернул - мелькает мысль. Верчу сильней, с треском, визгом… В трубке - ни звука. А дело то спешное! И пристроившись поудобней уж не верчу, а «наяриваю». К ручке то приводной ремень приспособить — по ноту будет вертеть - замечает мой метранпаж, втискивая в полосу последнюю гранку.
Трубка у уха.
- Ответа нет. Где то вдали слышно отголоски телефонной канонады. Трещат с тыла, с обоих флангов, как на позиции. В ухе точно тараканы лазят. И когда занемела рука, я слышу нежный, такой любезный голосок:
- «Станция».
- Пожалуйста, дайте редакцию.
- Готово.
Ручку верчу, как в лихорадке, и слышу:
- «У телефона».
— Зови скорей редактора...
- Какова редахтура, баня это…
Дают отбой. Ворчу и я. После двадцатиминутного перезвона вновь невинный голосок:
- «Станция!»
- Дайте не баню, а редакцию.
- Готово!
Трр... тр... алло... редакция... А в трубке идут переговорчики: ...смотри, Маруся, приходи в кино и Петя твой будет... Xи-ха-xa-xа, а у нас управдел сегодня злой презлой, не в очередь дежурить заставил.
Посылаю к чертям и Марусю с Петей и управдела, заставившего дежурить и вновь названиваю…
- Это редакция?
- Нет, дежурный по станции Владимир.
Трр... трр... трр...
И наконец, когда я навертелся до сыта, когда уши заложило точно пробками, откуда-то издалека, все тот же «симпатичный» голосок отвечает:
- Редакция занята.
Ночью снятся «телефонные барышни». Со всех сторон звонят владимирские телефоны, управдел и Маруся машут платочками и, кажется, что я выбегаю на улицу, сpываю провода и кричу на весь Владимир:
— Дайте трубочистов для чистки телефонов!» («Призыв», 24 ноября 1925).

За 1926 г. работа Владимирской междугородней телефонной станции характеризуется следующими данными:
По главным междугородним сообщениям состоялось переговоров:
Платных – 18903 с общей продолжительностью – 95707 мин.;
Служебных – 1176 с общей продолжительностью – 4628 мин.;
Вызовов – 3730.
По низовой междугородней телефонной сети было переговоров:
Платных – 22132 с общей продолжительностью – 99142 мин.;
Вызовов – 1353 и поручений – 134.
В самом городе Владимире в начале 1927 г. имелось 389 телефонных установок.

С конца 1925 г. в городе начали вводиться радиоприемники как общественного, так и частного пользования, которые вскоре же получили весьма широкое распространение. В начале 1927 г. по Владимиру имелось радиоустановок: детекторного типа – 392, лампового - 69, из которых коллективного пользования – 16. С каждым месяцем количество радиоустановок увеличивается.
Доход Владимирской почтово-телеграфной конторы по всем указанным видам связи за 1926 г. выразился:
Почтовый – 134635 руб., телеграфный – 69059 руб., телефонный – 43700 руб., по радио – 965 и прочих поступлений – 2317 руб., а всего – 250676 руб.» (Иванов А.И. Город Владимир на Клязьме. 1927).

То, что в 1929 году Владимирская область была ликвидирована, и город Владимир стал районным центром Ивановской области, по мнению связистов, сыграло в его телефонизации роковую роль. Упадок, наступивший вплоть до 1944 года, когда Владимирская область была восстановлена, дает о себе знать до сих пор: наш областной центр по количеству телефонов на «душу» населения занимает одно из последних мест в России.
«Нет порядка на телефонной станции
Пора наладить на городской то телефонной станции порядки.
Звонить по телефону, как обычно, надо 30 — 40 минут. А если дозвонитесь и включитесь в телефонную сеть — обратная беда: не выключитесь.
И крутят ручки дорогим аппаратам, и бесплодно проходит время у телефона.
Все это получается потому, что плохо работают телефонистки, нет внимания к своим обязанностям и нет над ними контроля.
На телефонной станции необходимо установить четкость в работе и больше нести ответственности каждой телефонистке и управлению телефонной станции» («Призыв», 2 января 1931).

«Монтаж новой телефонной станции проходит нормально. К началу марта его предполагается закончить. Недостающее оборудование, заключающееся в импортных агрегатах, должно поступить из Англии. Необходимые аккумуляторные батареи поступят не ранее апреля из Ленинграда.
К 1-му марта заканчивается подводка питания к станции. Большинство автоматических телефонов уже получено.
Прокладка подземного телефонного кабеля закончена, работа принята технической комиссией. Станция рассчитана на 1200 абонентов. С пуском ее в эксплуатацию, наружные телефонные провода в центральной части города будут сняты» («Призыв», 27 февраля 1932).
В 1932 году была переоборудована телефонная станция – она стала более мощной и технически усовершенствованной. Это дало возможность полнее удовлетворить возросшие запросы организаций и трудящихся.
В 1933 году была полностью закончена телефонизация сельсоветов Владимирского района – все сельсоветы были связаны с районным центром (Владимиром). Полностью телефонизированы и промпредприятия района, совхозы с их участками, политотделы и МТС. В 30-е годы вступили в строй телефонные сети в городах и райцентрах: Вязниках (1937), Гороховце (1921), Курлове (1936), Карабанове (1936), Ляхах (1937), Небылом (1935), Никологорах (1935), Петушках (1930), Селиванове (1932), Собинке (1928), Фоминках (1935). В эти же годы провели реконструкцию старых сетей в Александрове (год устройства 1912), Владимире, Киржаче (1913), Коврове (1910), Меленках (1904), Муроме (1910), Покрове (1912), Судогде (1913).
В предвоенные годы телефон появился в Юрьев-Польском (1940), Камешкове (1940), а во время войны – в Струнине (1942), в первый послевоенный – Ставрове (1945).
В связи с образованием области приказом Наркома Связи СССР № 486 от 3 сентября 1944 г. организовано Владимирское областное управление НКС в составе 23 районных контор связи, 279 отделений, 35 агентств, 4 отделений перевозки почт. Тут же началось строительство телефонной станции в здании Обкома ВКП(б) на 108 номеров.

Вплоть до 1948 года станция в городе была ручной, т. е. ее обслуживали телефонистки. После войны началось строительство автоматической телефонной станции на три тысячи номеров, устанавливалось трофейное оборудование фирмы Сименс, уже отработавшее в Германии 14 лет.
В конце 1948 года начала действовать трофейная, декадно-шаговая АТС на 3000 номеров. Руководил монтажными работами и обучал обслуживающий персонал автоматической станции, Федор Анисимович Варламов. В новогоднюю ночь с 31 декабря 1948 года на 1 января 1949 года абоненты с ручного коммутатора были переключены на АТС. В 1949 году начали действовать АТС на 3 тысячи номеров.
В 1957 году была закончена строительством и вступила в эксплуатацию новая междугородная телефонная станция. В нач. 1980-х гг. установлена новая, более мощная междугородная телефонная станция.
В 1960 г. Владимирское областное управление связи докладывало: «В настоящее время в нашей области телефонную связь имеют с райцентрами: все сельские Советы, все РТС, все центральные усадьбы совхозов, 279 правлений колхозов из 289. Телефонизация остальных колхозов будет закончена в этом году… Линейное хозяйство внутрирайонной телефонной связи представляет собою 4900 км столбовых линий и 15000 км подвешенных на них проводов, обеспечивающих 2355 сельских абонентов, и 252 соединительные цепи между подстанциями и райцентрами… В этом году заканчивается работа по ликвидации однопроводных цепей (осталось еще 100 км), продолжается работа по параллеливанию абонентов, включенных по 3 и более в одну цепь…»
В марте 1965 года была установлена отечественная декадно-шаговая АТС на 3000 номеров, одна за другой вошли в строй еще десять мелких подстанций в разных концах города, а в 1977 году был закончен монтаж крупной координатной АТС на 7100 номеров. В этом году вошла в эксплуатацию АТС-3 на улице Гороховой емкостью 10000 номеров.
В 1978 году закончен монтаж и вступила в действие районная телефонная станция во Фрунзенском районе.
К 1978 году, т.е. спустя почти столетие после открытия станции, во Владимире было всего около 8 тысяч абонентов. Пожалуй, это был единственный областной город в России, имевший четырехзначную индексацию номеров. Правда, вскоре, словно опомнившись, отцы города обратили пристальное внимание на эту проблему. Конец семидесятых - начало восьмидесятых обозначились очень интенсивным развитием телефонной сети. Была пущена АТС-1, следом за ней АТС-3, АТС-4...
В 1985 году на городской телефонной сети имелось 196,5 тыс. аппаратов, что в одиннадцать с половиной раз больше в сравнении с 1965 годом. Не осталась без внимания и сельская местность. В 1985 году в сельской телефонной сети действовало 20,9 тыс. аппаратов, превысив уровень 1965 года в 4,3 раза. За 1976-1985 гг. в 146 колхозах и совхозах появилась своя внутрипроизводственная телефонная связь.
С 1 августа 1987 года ликвидируются Владимирская междугородная телефонная станция и Владимирский телеграф по ул. Гороховая, д. 20.
В 1987 году емкость телефонных станций составляет 37 тысяч номеров, из них квартирных — 24.2 тысячи (из каждых 100 квартир телефонизировано 20). На 500 жителей приходится одни телефон-автомат.
«Решением горисполкома «О комплексной программе развития средств связи в г. Владимире на 1986—1990 годы и на период до 2000 года» предусматривается в течение ближайших 15 лет построить 7 автоматических телефонных станций и довести емкость городских АТС до 130 тысяч номеров, расширить сеть телефонов-автоматов на предприятиях, в организациях, зонах отдыха, на вокзалах и в других общественных местах, увеличить в 6 раз количество междугородных телефонов-автоматов.
В частности, в 1989 —1990 гг. планируется увеличить емкость АТС-4 на тысячи номеров. На проспекте Строителей намечено в четвертом квартале 1987 г. начать строительство здания АТС-5 для обслуживания северо-западной части города, а в первом квартале 1988 г. ввести в эксплуатацию подстанцию «Учхоз» на 1000 номеров. В 1989 г. в п. Юрьевец будет введена в эксплуатацию АТС на 2 тысячи абонентов. Строительство АТС-6 в районе улиц Фейгина и Крупской и АТС-12 в восточной части города запланировано на тринадцатую пятилетку, а на четырнадцатую — еще двух станций в западной и юго-западной частях города» («Призыв», 17 сентября 1987).
К 1992 году емкость телефонной сети города составляла всего 43 тысячи абонентов, а это значит, что по телефонизации областных центров г. Владимир находится на одном из последних мест в России. На 100 человек приходилось 14 телефонов, в то время как по России в целом - 16, а по центральной зоне - более 25. Обошли Владимир даже районные центры области - Кольчугино, Ковров...
В 1992 году построена АТС-5, емкостью 20 тысяч номеров. Его учредителями являлись организация «Россвязьинформ» и городская администрация. Директор Синев Сергей Геннадьевич.
«- Александр Константинович, у меня на работе телефон неважно работает - довольно часто в чужие разговоры поневоле вклиниваюсь...
- Мы в год должны менять около восьмидесяти километров кабеля, а его уже сейчас предлагают по миллиону рублей за километр. При этом учтите, что во Владимире все еще лежит кабель двадцать восьмого года, тридцать второго. Правда, у него качество заметно лучше, чем у кабеля, проложенного в конце шестидесятых, и тем не менее, нормативный срок эксплуатации кабеля - десять-пятнадцать лет, и мы могли бы его заменить, сил на это у нас хватит, да нечем - дефицит свинца, меди, пластиката. Отсюда низкое качество телефонных разговоров, особенно на «двойке».
Хотя объективные данные говорят о том, что качество работы телефонной сети во Владимире все-таки неплохое по сравнению с другими городами, например, с Москвой. Уж коли о каком-то развитии телефонной сети сейчас говорить не приходится, мы поставили перед собой задачу сохранить то, что есть. И благодаря коллективу это, по-моему, неплохо получается.
- Эксплуатация, обслуживанье сети все дороже, а денег вам, кроме как с клиентов, сейчас взять негде. Значит ли это, что абонементная плата за телефон будет расти и дальше?
- Да, наши деньги - это прежде всего абонементная установочная плата за телефон. Формируется она следующим образом - высчитывается себестоимость одного номера, чисто эксплуатационные расходы, все это делится на количество существующих номеров и получаются затраты в месяц (год) на один телефон. Должен сказать, что реальная плата за телефон гораздо выше тех ста рублей, что владелец телефона платит в месяц. Но ввиду того, что мы - монополисты, мы не можем сами назначать тарифы, они устанавливаются по согласованию с областной администрацией и на основе доходов населения. Что нас в данном случае выручает, так это установка телефонов по договорным ценам коммерческим организациям. Но широко мы это не практикуем, чтобы не нарушить так называемый принцип социальной справедливости: инвалиды, ветераны и участники войны, другие льготники получают телефоны в первую очередь.
- Сколько всего человек стоят в очереди на установку телефона?
- 50 тысяч, и представьте, что никто не отказывается, хотя плата за установку сейчас составляет 6 тысяч рублей. Из этих 50 тысяч - 929 инвалидов труда первой группы, инвалидов войны – 277, участников войны – 1573, участников трудового фронта - 1735. И примерно столько же работников прокуратуры, суда, органов внутренних дел и многих других, которые также претендуют - по закону - на первоочередную установку телефона. Хотел бы я знать, где взять столько телефонов, чтобы исполнить все законы?
- Понятно, что установить телефон в квартире - для многих почти недосягаемое счастье, но сколько бывает случаев, когда позвонить жизненно необходимо, а все таксофоны в округе неисправны.
- Если в конце сентября количество работающих таксофонов в городе было около ста, то сейчас - почти пятьсот. Наши затраты на приобретение новых трубок и таксофонов, на их установку и обслуживание только в ноябре составили почти два миллиона. У города на эти цели мы пока не взяли ни копейки. Но думаю, что в данном случае раскошеливаться должен именно налогоплательщик, потому что таксофоны ломаются не по нашей вине.
- Александр Константинович, давайте вернемся к истории вокруг повременной оплаты за телефонные разговоры. Вы, помнится, тогда так и не сказали своего веского слова в ответ на выступления по этому поводу средств массовой информации.
- Скажу однозначно: если бы повременная оплата была введена, то тариф у основной массы населения остался бы прежним - сорок два рубля в месяц, а не сто. Сегодня же все оказались в одинаковых условиях - и тот, кто «висит» на телефоне двадцать четыре часа в сутки, и бабушка, которая пользуется им только для вызова «скорой». Они искусственно выравнены, хотя у одного, с телефона принимающего сутками напролет информацию на компьютер, идет бешеное потребление электроэнергии, а у другого - минимальное. Меня клеймили за то, что я оставляю старых людей незащищенными, отрезанными от внешнего мира и прочее. Так вот как раз мы были за то, чтобы все платили реальную цену. А сейчас получается так, что пенсионеры оплачивают расходы коммерсантов.
По моему глубокому убеждению, муссирование этого вопроса было ничем иным, как попыткой нажить дешевый политический капитал и привлечь внимание к некоторым фамилиям.
- Еще один и, пожалуй, последний вопрос: насколько законны факты продажи телефонных номеров? Сейчас такие объявления нередки в газетах...
- Я хоть и начальник ГТС, но пребываю в полном недоумении по этому поводу. Теоретически эту операцию, может быть, и возможно осуществить, хотя я не могу представить, как можно без участия телефонной станции перенести телефон с одного адреса на другой. Но если он все-таки и будет каким-то образом перенесен (а мы об этом непременно узнаем, потому что готовим новый справочник и ведем перерегистрацию всей сети), то снимем телефон и у того, кто его незаконно поставил, и не вернем прежнему владельцу. Сегодня права продажи телефона нет ни у кого, более скажу: такие факты караются большими штрафами» (Акимов А.К. Алло, барышня, дайте губернатора! / А.К. Акимов, беседовала Т. Филиппова. «Призыв», 19 дек. 1992).

В 1997 г., к 110-летию в помещении Владимирской телефонной станции открылась небольшая музейная экспозиция, посвященная истории Владимирского телефона, где немало интереснейших фотографий.
Кроме фотографий в экспозиции музея, конечно, немало и настоящей техники. Образцы кабелей, коммутаторы, за которыми работали «телефонные барышни», и гордость музея - телефонный аппарат в деревянном корпусе фирмы «Эриксон» 1910 года. Это подарок музею от жителя Киржача Г.Б. Илларионова, а восстановил «чудо техники» работник владимирской ГТС, мастер-«золотые руки» В.А. Чернышев. Над блестящими, словно золото, чашечками звонков под стекло вставлена бумажка с надписью старославянской вязью «Тридесять». Оказывается, это указан телефонный номер 30, в ту пору еще двузначный. Запомнилась и еще одна интересная надпись. На коммутаторе времен Великой Отечественной Войны прикреплена табличка: «Помни. Противник подслушивает!»

Источник:
Из истории телефонной связи в нашем крае. Нина Дятлова: [Электронный ресурс] // Государственный архив Владимирской области: [сайт]. – 2018. – URL: http://vlarhiv.ru/view/media/files/Dyatlova_Istoriya_svyasi.pdf
ИСТОРИЯ города Владимира.
Улица Спасская.
Почта во Владимирской губернии
Первое радио во Владимире
Категория: Владимир | Добавил: Николай (28.11.2018)
Просмотров: 1736 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru