Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
04:33
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря (15 июля 1200 – 1900 гг.)

700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря (15 июля 1200 – 1900 гг.)

15 июля 1900 года в гор. Владимире происходило скромное, но знаменательное церковное — торжество: Успенский Княгинин женский монастырь праздновал 700-летие со времени своего основания.
Семь веков пронеслось над мирной обителью! Сменялись поколения за поколением, изменялась народная и общественная жизнь, изменялся самый город, где существует обитель; проносились страшные невзгоды над родной страной, постигали ужасные бедствия гор. Владимир, а скромная обитель непрерывно продолжала свое служение Богу! Сколько лиц, искавших и желавших посвятить себя на особое служение Христу, приютила она у себя в течение семи веков! Сколько мятущихся сердец, обремененных житейскими горестями и невзгодами, нашли здесь себе успокоение! В течении семи веков совершалась в стенах обители непрерывная работа над совершенствованием жизни верующей души, работа, имевшая целью приблизить эти души к христианскому идеалу, заставить их забыть мир с его прелестями и невзгодами, отвергнуться себя, чтобы идти за Христом. В этом заключается несомненная заслуга обители, просуществовавшей непрерывно в течение семи столетий.
В виду исполняющегося 700-летия со времени основания монастыря Св. Синод, по представлению Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, возвел Владимирскую женскую обитель на степень первоклассных монастырей, утвердил за ней древнее наименование «княгининой» и разрешил трехдневное юбилейное торжество (14 — 16 июля 1900 года).
Между тем обитель деятельно готовилась к знаменательному дню своего существования: монастырские храмы и здания были поновлены; местным протоиереем о. В. И. Преображенским составлено историческое описание монастыря, где собраны все сохранившиеся и имеющиеся сведения о его прошлом и настоящем; им же составлено краткое сказание об основательнице монастыря вел. княгине Марии и св. муч. Аврамии для бесплатной раздачи в дни торжества; для той же цели заготовлены были небольшие иконы св. муч. Аврамия.
Знаменательное событие в жизни обители не преминуло привлечь и многочисленных благочестивых жертвователей. Прежде всего следует отметить значительный вклад в монастырскую ризницу, сделанный сестрами монастыря. Ко дню юбилея ими приложены: напрестольное Евангелие, обложенное бархатом; изображения Евангелистов на дсках серебряные вызолоченные, серебряные вызолоченные сосуды, 2 серебряных вызолоченных напрестольных креста, дароносица, кадило серебряное. Ими же вышиты по бархату две хоругви, приготовлены шелковые, изящно вышитые, облачения на престол и жертвенник и 4 аналойные пелены. Высокою ценностью отличается вклад монахинь Марии и Софии (Плавутиных) — массивное напрестольное Евангелие в серебряных вызолоченных дсках, а также вклад неизвестных лиц — массивные и весьма изящной работы св. сосуды и напрестольная дарохранительница.
Ко времени юбилейного торжества на средства граждан города Владимира и разных других благотворителей вызолочена была глава на древнем Успенском монастырском храме и тем, может быть, возвращено ей украшение древнего времени, погибшее от тех невзгод, какие неоднократно терпел монастырь за время его семивекового существования.
Наконец, наступили дни и самого торжества.
Согласно указа Св. Синода (от 20 апр. 1900 г. № 2496) торжество начато поминовением усопших — основателей и благотворителей обители. 13 июля совершено было, по установленному чиноположению,- заупокойное всенощное бдение в приделе соборного храма во имя Благовещения Пресв. Богородицы, так как здесь находится гробница — основательницы монастыря вел. княгини Марии, а также и второй супруги вел. князя Всеволода III - вел. княгини Анны. 14 июля ранняя заупокойная литургия была совершена в приделе Рождества Христова, где погребены тела первой супруги великого князя Александра Невского — вел. княгини Александры и дочери их Евдокии, а также тело и второй супруги того же князя — великой княгини Вассы.
Поздняя заупокойная литургия совершена была снова, в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы; за литургией о. протоиереем В. И. Преображенским сказано было глубоко прочувствованное и назидательное — соответствующее воспоминаемым событиям — слово. По окончании литургии совершена была торжественная панихида по основателям и благотворителям обители.

Следующий день — 15 июля — посвящен был воспоминанию об основании монастыря, ибо в этот день исполнилось 700 лет, со времени закладки великим князем Всеволодом Успенского храма в княгинином монастыре. Знаменательно, что в этот же день православная церковь чтит св. равноапостольного князя Владимира, насадителя веры Христовой на Руси; святые же обители и призваны к тому, чтобы укреплять православную веру в умах и сердцах тех, кто решил провести свою жизнь в их тесных стенах, и своим примером благотворно влиять на остающихся среди житейской суеты.
Накануне 15 июля в соборном монастырском Успенском храме совершено было местным духовенством торжественное всенощное бдение св. равноапостольному князю Владимиру, в присутствии многочисленных богомольцев.
15 июля, в 5 час. утра совершена была ранняя литургия в приделе св. Иоанна Златоуста, а в 8 час. началось водоосвящение в Успенском храме. Тем временем из Кафедрального собора торжественною процессией направился в женский монастырь крестный ход. Вследствие множества ценных и изящных хоругвей, благодаря участию членов общества хоругвеносцев в их шитых кафтанах, строгому порядку в шествии — крестные ходы в гор. Владимире отличаются особенною торжественностью... Крестный ход прибыл в монастырь к началу поздней литургии.
Литургию совершал Преосвященный Платон, Епископ Муромский в сослужении о. ректора семинарии архимандрита Евгения и о.о. членов Владимирской духовной Консистории, о.о. наместников Архиерейского дома и Боголюбова монастыря и местного о. протоиерея. На престол и жертвенник были надеты новые облачения, приготовленные сестрами к юбилейному торжеству: на престоле положено было новое Евангелие, пожертвованное монахинями Софией и Марией, и новый крест; для совершения Евхаристии употреблены были присланные неизвестным драгоценные сосуды; за престолом постановлена новая дарохранительница; так что литургия совершалась при новой блестящей свящ. утвари.
Во время причастного стиха местным священником о. М. Добротворским сказано было приличное торжеству назидательное слово.
За богослужением присутствовали — начальник губерний генерал-лейтенант Н.М. Цеймерн, заступающий место Владимирского губернского предводителя дворянства П. В. Кутанин, городской голова с членами управы, депутации — от Владимирской ученой архивной комиссии, от Владимирской ремесленной управы, общества Владимирских хоругвеносцев, от Нижегородского, Ковровского и Александровского обществ хоругвеносцев и множество молящихся... К сожалению, 15 июля — день присутственный и рабочий, — в противном случае число богомольцев на торжестве было бы несомненно гораздо больше.
По окончании литургии совершено было благодарственное молебствие Господу Богу, Промышлением Коего св. обитель просуществовала в течении семи веков; в конце молебствия был совершен при участии совершавших литургию и всего городского духовенства крестный ход вокруг монастыря. По возвращении хода в церковь провозглашено было многолетие Царствующему Дому, Св. Синоду и Архиепископу Владимирскому Сергию, Епископу Муромскому Платону, игумении и сестрам св. обители и всем ее благотворителям и благоукрасителям.
Богослужение кончилось. На средине древнего Успенского храма сгруппировались депутации, прибывшие приветствовать св. обитель в знаменательный день исполнившегося 700-летия ее существования.
Первым приветствовал обитель Преосвященный Платон, епископ Муромский; он обратился к матери-игумении с следующими словами:
«Достоуважаемая игумения Маргарита с боголюбивыми сестрами обители сей!
Поздравляю Вас с семисотлетним юбилеем Вашей честной обители. Поистине великая милость Божия изливается на Вашу обитель. Просуществовав семь столетий, обитель Ваша была свидетельницей многих великих событий, совершившихся в Русской земле. В течении семисотлетнего своего существования она близко видела нашествие на Русскую землю Монголов, Литовцев и Французов. Неоднократно сама она была разрушаема то Монголами, то Литовцами. В половине настоящего девятнадцатого столетия она почти вся истреблена была пожаром. Но несмотря на все сии несчастия по благодати Божией, по молитвам основательницы сей обители княгини Марии и угодника Божия св. мученика Аврамия, мощи которого почивают в сем храме, обитель сия не только не упадает, но более и более развивается и процветает. Особенно значительный рост и развитие обители как во внутреннем, так и внешнем благоустройстве замечается в нынешнем столетии, благодаря стараниям последних трех игумений: Марии, Аглаиды и Маргариты. Игуменией Марией устроена монастырская больница, Аглаидой устроена общая трапеза, настоящей же игуменией устроена одноклассная церковно-приходская женская школа с классом рукоделия. В школе сей обучается ныне более ста бедных, малолетних девочек Владимирских граждан закону Божию, русскому и славянскому чтению, письму, арифметике, церковному пению и рукоделию. Город Владимир вполне должен быть благодарен бескорыстным труженицам обители сей за их полезную и многоплодную деятельность, какую несут они вместе с своим духовенством для пользы Владимирских граждан. Да почиет же благословение Божие на обители сей, да сохраняется она многия, многия лета, да процветает она в вере и благочестии во славу Божию, на пользу православной церкви и Владимирских граждан!».
Вслед за Преосвященным Платоном приветствовала обитель с знаменательным торжеством депутация от Владимирского Успенского Кафедрального собора; о. ключарем собора прот. Пp. П. Евгеновым был прочитан следующий адрес:
«В день исполнения семисотлетия Владимирского Успенского княгинина женского монастыря Владимирский Кафедральный Успенский собор приветствует сию св. обитель, выражая свое сорадование о семивековом хранении Божием св. обители и молитвенно желая такого же хранения Божия и еще на многия века.
Сие приветствие собора св. обители есть истинно-братское, как по искренности чувств, так и по историческому началу обоих сих церковных учреждений. Успенский собор в городе Владимире, как церковное учреждение, равнолетен самому городу Владимиру, но, как сохранившееся доныне здание, устроен св. великим князем Андреем Георгиевичем Боголюбским и распространен братом его великим князем Всеволодом Георгиевичем. Великий князь Всеволод с супругою своею Мариею, во инокинях Марфою, были основателями и Успенского женского монастыря. Как-бы желая упрочить братскую союзность соборного храма и сей женской обители, основатели сей последней посвятили и ее, как и соборный храм, Успению Богоматери. Но сия союзность определялась и самым назначением св. обители, по мысли ее основателей. Как Успенский собор был главным святилищем для державных князей Владимирских и усыпальницею их рода, а также и святителей; так и св. обитель Успения благочестивая княгиня Мария основывала, дабы сделать ее местом своего молитвенного и иноческого подвига, а потом и местом своего вечного упокоения, а также и местом вечного упокоения других державных княгинь. Отличительное значение пред другими храмами и обителями женской обители и соответствие ее соборному храму выражалось и в том, что как в соборном храме была величайшая святыня — икона Богоматери, писанная св. Евангелистом Лукою, а впоследствии открыты были чудоточащие честные мощи троих благоверных великих князей; так и в женской обители Владимирской сыну основательницы ее, св. великому князю Георгию, угодно было поместить великую святыню, сохраняющуюся в св. обители и доныне — чудоточащие честные мощи св. мученика Аврамия. И доныне особою святынею привлекают только два храма Владимирские: Успенский собор и храм Успения в женской обители.
Для запечатления нашего приветствования наглядным образом и для ознаменования его на память в последующее время мы, служащие в Кафедральным Владимирском соборе, приносим в дар св. обители святую икону Владимирской Божией Матери, написанную по образу древней главнейшей святыни соборного храма — св. иконы Богоматери, изображенной св. Евангелистом Лукою.
Уповаем, что Царица Небесная призирает с высоты Святой Своей на храм наш и на обитель Вашу, посвященные Ее имени. Веруем, что с нашим приветствием соединяется небесное благословение св. обители от почивающих во Владимирском соборном храме благоверных князей и святителей. Уповаем, что они ныне, в сие наше торжество, купно с св. мучеником Аврамием, блаженною княгинею Мариею, во инокинех Марфою, и прочими княжнами, почивающими в св. обители, веселятся на небеси и умоляют о спасении всех нас.
Просим честную игумению и честных сестер св. обители молиться о нас, служащих во Владимирском соборном храме».
Кафедральный протоиерей М. Жудро, протоиерей Александр Виноградов, ключарь протоиерей Принкипс Евгенов, протодиакон Алексей Лебедев и соборный староста Григорий Лебедев.
По прочтении адреса старостою собора Владимирским купцом Гр. Тр. Лебедевым игумении передана была икона Владимирской Божией Матери в ценной сребро-позлащенной ризе, снимок с той драгоценной святыни, которая написана св. Ев. Лукою и привезена из Вышгорода князем Андреем Боголюбским и поставлена в построенном им Успенском соборе. Мать — игумения с благоговением приложилась к врученной ей святыне.
Вслед за сим торжествующую обитель приветствовал настоятель Владимирского Дмитриевского собора протоиерей В. В. Косаткин следующею речью:
«В настоящий день — 15 июля, сказал он, 700 лет тому назад благоверный и христолюбивый великий князь Всеволод, во св. крещении Димитрий, по просьбе многоболезненной, но терпеливой, как Иов, супруги своей великой княгини Марии, пожелавшей окончить последние дни своей жизни в иноческом чине, положил основание сей св. обители закладкою в ней храма в честь Успения Пр. Богородицы. «И проводи ю», великую княгиню, сказано в летописи под 1206 годом, «великий князь Всеволод сам со многими слезами, и сын ея Георгий и дщи ея Всеслава... Ту бысть епископ Иоанн, и игумени вcu, и чернцы и черницы и весь народ, проводиша со слезами многими». Без сомнения, эти печальные проводы начались из великокняжеского дворца, или, по тогдашнему, терема. Этот дворец был рядом, а может быть даже в непосредственной связи с придворным храмом великомученика Димитрия, созданным лет за 6 — 8 ранее нами воспоминаемого ныне года также великим князем Всеволодом. Этот придворный великокняжеский храм есть Димитриевский собор настоящего времени, созданный с таким великолепием, что на протяжении семи веков своего существования служит предметом исследования со стороны ученых и удивления со стороны простецов. Этот храм прежде и чаще других Владимирских храмов служил местом молитвы великого князя, а особенно его болезненной супруги. Этот храм, без сомнения, был ближайшим и непосредственным свидетелем прощания великой княгини, пред отшествием ее на подвиг иноческий, со всем мирским. Здесь, конечно, ожидали последнего в жизни выхода ее из великокняжеского терема епископ Иоанн, духовенство и народ. Здесь вознесена была молитва Господу Богу напутственная для великой княгини, отходившей в Успенскую новооснованную обитель. Таким образом оттуда, из того храма, и направилось трогательное, как-бы похоронное, шествие сюда, в сию св. обитель, великой княгини, оплакиваемой супругом и детьми, и всем народом Владимирским. Великокняжеский придворный храм навсегда расстался с своей постоянной богомолицей, супругой своего державного основателя: он вверил ее молитвенному попечению Успенской обители, где она и обрела себе вечный покой. С тех пор два Владимирские храма Дмитриевский соборный и Успенский монастырский сделались, можно сказать, родственными между собою: памятники одного и того же, незабвенного во славе и величию для нашего города, времени, построенные одним великим храмоздателем, усердием одной великокняжеской семьи возвеличенные, пламенной молитвой одной великой княгини освященные, оба эти храмы и на протяжении семи веков имела все общее в своих исторических судьбах. Как получившие начало от одного храмоздателя, они оба явились как бы детьми одного отца. Один храм — Дмитриевский тридцать лет видел в стенах своих усердной богомолицей великую княгиню Марию, а другой — Успенский принял на вечное время в недра свои гроб ее, оттого память как о великом князе Всеволоде, так и о великой княгине Марии одинаково дорога и досточтима для того и другого храма. Ныне, когда исполнился и в настоящий день празднуется седьмой столетний круг существования сего Успенского храма, родственный ему по времени, историческим лицам и судьбам собор Дмитриевский в лице нас ближайших представителей и служителей его, шлет святой княгининой обители свой молитвенный привет. Приносимая нами на гробницу великой княгини Марии сия икона св. великомученика Димитрия да напоминает инокиням сей св. обители о тех взаимоотношениях, которые искони существуют между храмами Всеволода Дмитриевским и Успенским и о тех родственных узах, которые дороги каждому из них. Как на пространстве истекших семи веков в обоих этих храмах граждане Владимирские почерпали для себя силу и крепость во всех трудных исторических обстоятельствах, так и впредь да будут оба эти храмы нерушимым оплотом и верным пристанищем нашим в напастях и скорбных обстояниях. Предстательство пред престолом Всевышняго благоверного князя Димитрия и супруги его княгини Марии, во инокинях Марфы, да послужит нам залогом этого нашего упования».
Оканчивая приветствие о. протоиерей передал игумении икону св. великомученика Димитрия Солунского, во имя коего освящен собор; — икона писана в древнем стиле и украшена такого же характера сребро-позлащенною ризою.
Эти приветствия и приношения древних Владимирских соборов должны быть особенно ценны для княгининой обители; соборы по времени своего существования — старшие братья Успенского монастырского храма; Успенский собор своим расширением, а Дмитриевский своим основанием обязан тому же великому князю Всеволоду III, который 15 июля 1200 г. заложил и Успенский храм княгининой обители.
Владимирское городское общественное управление решило ознаменовать 700-летие женского монастыря делом благотворительности. Депутация от городской думы, — состоящая из городского головы А. А. Шилова и членов управы, приветствуя мать-игумению с юбилейным торжеством, передала ей копию с постановления городской думы от 23 мая сего года, коим дума назначила выдавать ежегодно (начиная с 1901 г.) по 100 руб. «на содержание неимущих, которые живут в Успенском монастыре и пользуются продовольствием на монастырския средства».
Вслед за городской управой приветствовала с юбилейным торжеством монастырь депутация от Владимирской Ученой Архивной Комиссии (правитель дел В. Т. Георгиевский, библиотекарь Л. В. Смирнов и член Комиссии В. Г. Добронравов); В. Т. Георгиевским был прочитан следующий адрес:
«Владимирская Губернская Ученая Архивная Комиссия, разделяя радостные чувства всех владимирцев по поводу исполнившегося семисотлетия существования Владимирского Успенского женского монастыря и ценя то благотворное влияние, какое имела эта обитель со своей святыней в духовной жизни Владимиро-Суздальского края, приветствует настоятельницу и инокинь обители с редким торжеством и сердечно желает Успенской обители духовного преуспеяния и на будущее время под покровом нетленно почивающего в стенах ее страдальца за веру православную св. мученика Аврамия, и согласно завету незабвенной основательницы монастыря блаженной великой княгини Марии Шварновны, оставившей своей необыкновенной добротой такую светлую память в истории.
Да процветает святая обитель еще многия, многия лета! 1900 г. VII.15.».
Председатель Князь Николай Урусов, Правитель дел В. Георгиевский.

Далее следовало приветствие от общества ремесленников гор. Владимира; депутатом от общества был прочитан адрес:
«По благопромышлению Божию Владимирский Княгинин монастырь, основанный супругою великого Князя Всеволода III Мариею, в сем 1900 году достиг 700 лет своего существования. В течение всего этого продолжительного периода народ Русский свято чтил сию достопамятную обитель, и ныне в юбилейный год от множества православных изъявляются семивековой обители благоговейные приветствия. К сим чтителям и наше общество ремесленников гор. Владимира присоединяется с смиренным приветствием княгинину монастырю, преклоняясь с трепетным благоговением пред его святынею, просит честную игумению Маргариту благосклонно припять в обитель от общества трудящихся и упражняющихся в ремеслах людей две сооруженные тщанием их хоругви на молитвенную память о трудящемся сословии. Июля 15 дня 1900 г.».
По прочтении адреса монастырю были переданы пожертвованные обществом ценные металлические хоругви.
Такое же приветствие и такое же приношение по случаю юбилейного торжества (ценные металлические хоругви) княгинина обитель получила и от общества Владимирских хоругвеносцев. Адрес общества следующий:
«Ваше Высокопреподобие Всепречестная мати игумения Маргарита!
Общество Владимирских хоругвеносцев, ревнуя о благе св. Христовой церкви и искренно сочувствуя сегодняшнему празднику управляемой Вами св. Успенско-княгининой обители, по случаю исполнившегося 700-летия со времени основания ее, приветствует в лице Вашем св. обитель с столь знаменательным событием и просит принять на молитвенную память сооруженные его средствами две св. хоругви, при чем выражает самые искренние благопожелания св. обители и молитвы ко Господу Богу, да ниспошлет Он на св. обитель и на пребывающих в ней свое благословение, предстательством неотступной ходатаицы рода христианского, Пресвятой Богородицы, и молитвами св. благоверных князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба и мученика Аврамия, Владимирских чудотворцев, и сохранит св. обитель от всех бед на многия лета!» Июля 15 дня 1900 года.

Вслед за приветствием от общества Владимирских хоругвеносцев следовали приветствия и приношения от обществ хоругвеносцев других городов епархии и г. Нижнего-Новгорода.
Так общество Ковровских хоругвеносцев приветствовало в лице матери-игумении торжествующую обитель следующим адресом:
«Ваше Высокопреподобие! Всепречестная мати игумения Маргарита!
Общество Ковровских хоругвеносцев, ревнуя о благе св. Христовой церкви и искренно сочувствуя сегодняшнему празднику управляемой Вами св. Успенско-Княгининой обители, по случаю исполнившегося 700-летия со времени основания ее, приветствует в лице Вашем св. обитель со столь знаменательным событием и просит принять на молитвенную память сооруженные его средствами две св. хоругви, при чем выражает самые искренние благопожелания св. обители и молитвы Господу Богу, да ниспошлет Он на св. обитель и на пребывающих в ней свое благословение, предстательством неотступной ходатаицы рода христианского, Пресвятой Богородицы Смоленской Божией Матери и молитвами св. угодников Божиих и сохранит св. обитель от всех бед на многия лета!» Июля 15 дня 1900 года.
По прочтении адреса монастырю были переданы ценные металлические хоругви.
Общество хоругвеносцев г. Александрова также приветствовало монастырь особым адресом:
«Ваше Высокопреподобие! Высокочтимая матушка игумения Маргарита!
Исполнение 700-летия святой обители, настоятельницей которой Вы имеете счастие быть, это большое событие в жизни Владимирской церкви, это счастие города Владимира — честь вверенной Вам святой обители и радость всех любящих святыню.
Александровское общество хоругвеносцев, считая себя детищем Владимирской церкви и радуясь ныне Вашею радостию, с благословения Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Сергия, в ознаменование переживаемого Вашею святою обителью дня постановило: поднести и подносит святой обители скромный дар, в образе сих св. хоругвей, устроенных на средства общества, каковые и просит Вас принять; да усугубится Ваша ныне радость в сей святой и великий день, тем более, что Вам не чужой тот город, которого Общество откликнулось на Ваше торжество; с городом Александровым связана вся Ваша жизнь: там Вы воспитывались, там приняли монашество, туда к Вам притек призыв на служение сей св. обители.
Примите же сии хоругви, которые да будут свидетелями любви нашего Общества к Богу, ко всему святому и к вверенной Вам обители».
Таким образом княгинину монастырю в день его 700-летия переданы были четыре пары ценных и изящных хоругвей. Когда они были водружены на своих местах, древний Успенский храм как-бы заблистал этими новыми знаменами православной веры, в нем как-бы воскресло то великолепие, какое он должен был иметь при начале своего существования, когда великокняжеская семья особенно прилежала ему.
Общество хоругвеносцев г. Переславля-Залесского принесло в дар Успенской обители икону Переславских чудотворцев и св. в. кн. Ольги; эта икона за литургией 15 июля была поставлена пред солеею Успенского храма.
На юбилейное торжество Владимирской обители откликнулся и г. Нижний-Новгород. Общество Нижегородских хоругвеносцев прислало на торжество особую депутацию, эта депутация приветствовала обитель следующим адресом:
«В ряду многих лиц и учреждений, приветствующих Княгинин Успенско-Аврамиев женский монастырь, по случаю исполнившегося ныне 700-летия со дня его основания, долгом считает принести свое скромное, почтительное приветствие и Нижегородское Свято-Георгиевское общество хоругвеносцев, в лице своих представителей. Нижегородские хоругвеносцы, выражая намерения и чувства, одушевляющие прочих граждан Нижнего-Новгорода, сердечно приветствуют с благознаменательным и радостным юбилейным торжеством как древнюю святую обитель, так и всех граждан города Владимира, молитвенно празднующих настоящее юбилейное событие, этот редкий исторический момент в церковно гражданской их жизни.
Хорошо сознавая исторически-слагавшееся и непрерывавшееся почти религиозно-церковное и гражданское, политическое единение земли Владимирской и земли Низовской, будучи одушевляемы наилучшими чувствами братской любви и духовного взаимообщения, общество Нижегородских хоругвеносцев искренно, молитвенно желает славной исторической обители всяческого дальнейшего преуспеяния и на многие грядущие столетия, к пользе душевной насельниц ее и всех под сень ее притекающих, а городу Владимиру и гражданам его — всестороннего духовного прогресса и внешнего процветания на почве вековых исторических устоев церковно-гражданской жизни земли Русской, с неослабным сохранением добрых дедовских обычаев и старинных традиций духовного единения и тесного взаимообщения с соседнею «Низовскою землею».
«Помянух дни древния и поучихся» — назидает нас Псалмопевец. Да позволено будет и в настоящий светлорадостный, благознаменательный день вкратце помянуть некие «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», чтобы яснее видна была та исконная, крепкая духовно-нравственная связь и непрестающее единение между Владимирскою и Низовскою землею.
«Владимирские чудотворцы» и непрестанные молитвенники земли Владимирской, — «святые благоверные великие князья: Александр Невский, Георгий, Андрей и Глеб, и мученик Авраамий» близки и дороги не только Владимирской, но и Низовской земле. Первый из них св. Александр Невский при жизни своей не однажды бывал в земле Низовской и здесь же, по дороге из татарской орды, приял свою тихую кончину на берегу реки Волги, в селе Городище, где ныне красуется Феодоровский второклассный монастырь. Св. Георгий (Всеволодович), приходившийся дядей св. великому князю Александру Невскому, был великим князем Нижегородским, основателем самого города Нижнего-Новгорода, — который служил тогда сторожевым пунктом на восточной границе великого княжества Владимиро-Суздальского — и явился строителем княжеского Архангельского собора, находящегося в Нижегородском кремле, а также и некоторых других храмов Нижегородских... Святые Андрей Боголюбский и Глеб (сын его) были сродниками св. великого князя Георгия — первый приходился ему дядей, второй — братом, — и оба они восприяли свою мученическую кончину вблизи пределов Низовской земли. Все же помянутые свв. благоверные великие князья, происходя по крови от одного своего родоначальника — великого князя Всеволода Юрьевича, приходились близкими сродниками князей Нижегородских, прах которых почивает в усыпальничной церкви Нижегородского кафедрального собора. Таким образом общий княжеский род соединял тогда обе соседние земли — Владимирскую и Низовскую. Мученик же Авраамий, мощи коего открыто почивают для всеобщего чествования и поклонения в храме ныне чествуемого Успенско-Аврамиева монастыря, как уроженец Камской Болгарии и первоначально магометанин по вере своей, хотя первоначально и не был столь близок Нижегородцам, однако, занимаясь по профессии своей «куплями житейскими» (т. е. торговлею), естественно мог бывать и в пределах Низовской земли; а когда, по убиении его соотечественниками, на ярмарке в городе Болгарах (1-го апреля 1229 года) за проповедь о Христе, св. мощи мученика Авраамия были провозимы русскими купцами в город Владимир, то при следовании по реке Волге, сии нетленные остатки святого мученика-исповедника должны были проследовать чрез новооснованный тогда Нижний-Новград.
В древнее время Нижний-Новгород и земля Низовская близко стояли к Владимиру и в отношении церковном — по епархиальному управлению, так как область эта вместе с городом входила в состав Суздальской архиепископии и не имела своего самостоятельного архипастыря. Летописное предание сохранило рассказ о поездке в Нижний-Новгород Суздальского святителя Алексия и архипастырском служении владыки, ознаменовавшемся чудесным исхождением мира из св. Креста, которым архипастырь осенял народ.
Взаимное единение Владимира и Нижнего-Новгорода в религиозно-церковном отношении замечается и во времена сравнительно позднейшие. Так, в половине текущего столетия была прислала из города Владимира, в благословение Нижнему-Новгороду и на молитвенную память, икона св. Георгия, с заключенною в нее частицею его св. мощей, от Владимирского архиепископа Антония, прежде бывшего Нижегородским архипастырем.
В 1889 году, по случаю исполнившегося 700-летия со дня рождения основателя Нижнего-Новгорода св. великого князя Георгия II Всеволодовича, представители Нижегородских граждан приходили в город Владимир на поклонение нетленно почивающим здесь св. мощам его, при чем возложили на главу честных мощей св. Георгия вновь изготовленную драгоценную княжескую шапку; взамен ее Владимирцами была с братскою любовию дана освященная шапка с мощей св. благоверного великого князя, в благословение Низовской земле и в знак молитвенного памятования об основателе Нижнего-Новграда. Сей священный залог духовного единения и братской любви с честью хранится в Нижегородском Кафедральном соборе; по милости Божией от сего священного дара исходили и неоднократные чудесные исцеления от головных болезней лиц, с верою возлагавших на болящие главы своя сие священное головное одеяние от мощей св. благоверного великого князя Георгия. Припоминается и предпринятое в означенном году путешествие в Нижний-Новгород многих граждан города Владимира, во главе с архипастырем своим Высокопреосвященным Феогностом, и торжественное, умилительное архиерейское священнослужение тогдашних Нижегородских архипастырей преосвященных Модеста и Агафодора в Кафедральном соборе вкупе с иерархом — гостем...
Наконец, самым возникновением своим Нижегородское свято-Георгиевское общество хоругвеносцев обязано тому-же незабвенному церковно-историческому юбилею 700-летия со дня рождения основателя Нижнего-Новгорода св. благоверного великого князя Георгия Всеволодовича, так как общество наше основано в 1898 году в память означенного события.
Таковы приблизительно факты в прежние времена бывшего и духовного, и гражданского единения, а также братского взаимообщения Владимира и Нижнего-Новгорода.
Все члены Нижегородского общества хоругвеносцев, проникнутые сознанием этого дорогого, достопамятного единения Владимирцев и Нижегородцев и одушевленные искренними чувствами братской любви, надеются, что настоящий исторический, юбилейный праздник послужит к еще большему укреплению такого братского духовного единения. На молитвенную же память о дне 700-летнего юбилея Владимирской Успенско-Аврамиевской обители и в священный залог помянутого духовного единения и братского взаимообщения на будущее время, общество Нижегородских хоругвеносцев просит Всечестную мать игумению и сестер Успенско-Аврамиевского монастыря принять сию икону святого благоверного и великого князя Георгия, основателя Нижнего-Новгорода, честные мощи коего нетленно почивают в Успенском кафедральном соборе города Владимира».
По прочтении адреса матери игумении была передана икона св. благов. кн. Георгия, украшенная драгоценной серебряной вызолоченной ризой.
Наконец, следует отметить и еще одно приношение, полученное княгининым монастырем в день его юбилейного торжества. Крестьяне 2 земского участка Александровского уезда — Рогачевской и Ботовской волостей — вместе с своим земским начальником Дим. Влад. Головиным «в знак своих христианских чувств и в ознаменование юбилейного торжества» пожертвовали обители икону препод. Сергия Радонежского. Эта икона за литургией 15 июля также была поставлена близ солеи Успенского храма.
Когда кончились все эти приветствия, мать — игумения обратилась к присутствующим с прочувствованным словом глубокой благодарности за внимание, оказанное скромной иноческой обители в знаменательный день ее 700-летия.
После этого всем почетным гостям предложена была обителью праздничная трапеза, за которой были провозглашены тосты за здравие Их Императорских Величеств, Высокопреосвященнейшего Архиепископа Сергия, начальника губернии генерал-лейтенанта Н. М. Цеймерн, Преосвященного Платона и др. Во время обеда прочитано было несколько приветственных телеграмм, полученных обителью по случаю ее торжества.
В это же время посреди монастыря устроена была трапеза и для бедных богомольцев; около тысячи человек воспользовались угощением обители. На память об этом празднике всем обедавшим были розданы брошюрки, содержащие краткое сказание об основательнице монастыря великой княгине Марии и о св. муч. Аврамие и небольшие образки св. мученика.
Так закончился второй день юбилейных празднеств; третий день был предназначен для торжества в честь св. муч. Аврамия.

В 6 час. вечера 15 июля начато было в Успенском храме монастыря всенощное бдение; к обычным воскресным стихирам были присоединены стихиры св. муч. Аврамию, а после кафизм прочитан был акафист в честь его.
16 июля в 6 час. утра в приделе св. мученика Аврамия (в теплом монастырском храме) совершена была ранняя литургия, а в 9 час. в Успенском храме — поздняя литургия. За литургией протоиереем о. В. И. Преображенским сказано было назидательное слово, в котором проповедник разъяснял, почему основательница обители вел. кн. Мария надумала посвятить главный монастырский храм Успению Пресв. Богородицы.
По окончании литургии было совершено молебное пение св. муч. Аврамию пред ракой его св. мощей.
В заключение юбилейных торжеств обители устроен был 16 июля акт в здании монастырской школы. К 3 ½ час. дня сюда собрались все ученицы школы с своими учительницами, настоятельница монастыря с сестрами; затем прибыли — Преосвященный Платон, епископ Муромский, начальник губернии генерал-лейтенант Н. М. Цеймерн, о. ректор семинарии и др. многочисленные почетные гости.
Пред началом акта монастырский хор пропел молитву — «Днесь благодать Св. Духа нас собра»... Затем прочитан был указ Св. Синода, разрешающий обители праздновать 700-летие своего существования и монастырским хором пропет концерт «Сей день, его же сотвори Господь». После концерта о. прот. Вас. Ил. Преображенским прочитана была составленная им следующая краткая историческая записка об основании и дальнейшей судьбе княгинина монастыря:
«15 июля исполнилось 700 лет со времени основания Владимирского Успенского женского монастыря.
В память такого знаменательного события, по представлению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, Святейший Синод возвел обитель на степень первоклассных монастырей, возвратил древнее наименование «княгинин» и разрешил совершить трехдневное празднество.
Торжественно празднуя 700-летнюю годовщину, естественно оглянуться назад и проследить постепенное развитие исторической жизни монастыря…
Знаменательно. — Торжество 700-летия приходится в день памяти св. равноапостольного кн. Владимира, просветившего св. крещением русский народ. Он родоначальник князей Владимирских. Он, для более успешного распространения света евангельского учения, а вместе с ним и просвещения книжного, усиленно заботился о созидании церквей и об устроении монастырей, при которых непременно заводил школы, и тем самым указал: в чем должны состоять задачи и духовенства и монашества.
Пожелаем же св. обители, твердо сохраняя завет просветителя русской земли равноапостольного кн. Владимира и воодушевляясь примером благоверной кн. схимонахини Марфы, более и более преуспевать в подвигах иноческого жития и в просветительных трудах на благо ближнего».
По окончании чтения исторической записки видное участие в акте предоставлено было ученицам школы; ученическим хором весьма стройно пропеты были: гимн св. князю Владимиру («Просветителю нашему»...) и гимн «Многи лета, православный русский царь»..., а двумя ученицами с замечательной выразительностью были прочитаны два стихотворения:
а) «Зачем парод спешит толпами
К святой обители вратам?»...
б) «Как могучий маяк средь житейского моря,
Княгини великой обитель стоит»...
И чтение и пение учениц произвели прекрасное впечатление на слушателей. - Очевидно, монастырская школа обращает достаточное внимание и на эстетическое развитие своих учениц, чему конечно следует только порадоваться.
Монастырский хор в свою очередь пропел еще легенду Чайковского: «был у Христа младенца сад»...
После этого протоиереем Дмитриевского собора о. Вас. В. Косаткиным сказана была следующая речь:
«В наши дни, когда интерес к историческому вообще и в частности к археологическому изучению памятников областной жизни разных частей единого государства Российского достаточно развился и вполне окреп, — 700 лет памятника народной жизни должно быть отмечено, как событие большой важности.
Мы собраны и здесь объединены искренним и вполне естественным желанием приподнять завесу прошлого и оживить картину отдаленной от нас по времени, но родной нам, — славной, но безвозвратно минувшей народной жизни, которая на протяжении семи веков протекала пред лицом седого старца — Успенского храма сей княгининой мирной обители. Если всякий исторический памятник дорог, как живой свидетель давно минувшего, которое он как бы воплотил в себя, судьбы которого тесно связаны с его судьбой, то памятник религиозный, тем более св. храм, дорог для нас уже потому одному, что он для предков наших был величайшей святыней, куда они несли свои скорби и радости, куда повергали на суд свои мысли и желания, свои намерения и действия. Религия обнимала собою все стороны жизни наших предков. В храме Божием получали освящение все проявления народной жизни их. Православная вера и св. церковь были единственными свидетельницами древнего русского человека в деле духовного его развития. Оттого св. храм получил преобладающее значение и в гражданском и в житейском быту его. Длинна и не всегда радостна была история сего Успенского храма, как вообще многострадательна была и жизнь нашего города. Но потому и важен сей храм, что не мимо него протекала жизнь народная, что он не был в стороне от круговорота исторической жизни народа Владимирского. Важен этот храм и тем, что он был искони храмом монастырским. В монастырь, как пристанище душ высоких, которые стремятся к осуществлению великих заветов добра и любви, особенно привлекал к себе сердца наших предков. Семь веков Успенский монастырь сей служил и широко осуществлял свою великую задачу — ободрять, утешать, укреплять притекающих к нему. И в этом его великая историческая заслуга. Основанный великим Всеволодом он доселе является, как памятник достойный своего великого основателя. Вчера, в день празднования сей св. обителью 700 лет своего бытия, в юбилейных речах и адресах многократно и многообразно воздавалась похвала великому Всеволоду. И ныне в мыслях наших невольно воскресает первовиновник настоящих торжеств он же — Великий Всеволод. Вот он — сановитый благообразный муж, с светлым взором, белый лицем, с окладистой русой бородой (так он изображен в галерее вокруг монумента императору Александру II в Москве), красивый видом и не менее прекрасный по душе: благочестивый и богобоязненный, добросердечный и милостивый, правдивый и нелицемерный, храбрый и отважный на поле битвы. Воспитанный в Греции, он, будучи 21 года от роду, с сердечною любовью принятый Владимирцами, с большим торжеством сел на великокняжеский стол и в продолжении 36 лет украшал его собою. Не было для г. Владимира времени славнее и счастливее, чем эти 36 лет княжения в нем Всеволода. И за то Владимирцы безгранично были ему преданы. Хотя великий князь Всеволод любил политику мирную, но необходимость заставляла его поднимать оружие то против внешних врагов — половцев и болгар, то против внутренних завистников великокняжества Владимирского, некоторых удельных князей. И всегда оружие его венчалось победами. По отзыву летописца, одного имени Всеволода трепетали все страны, по всей земле пронеслась слава его.
«Великий князь Всеволод храбрый! (прославляет его один современный ему поэт),
Зачем ты не здесь (в походе Игоря, князя Новгород-Северского с половцами)? Отчего
Не мчишься грозой на защиту
Престола отца твоего?
Ты можешь могучую Волгу
Разбрызгать веслами ладей
И вычерпать Дон многоводный
Шеломами рати твоей.
Когда-б ты был здесь — по ногате
Скупить бы мы пленных могли,
Платили-б по мелкой резани
За дев половецкой земли.
Ты можешь стрелять и на суше
Огнем самопалов живых:
Потомками Глеба, семьею
Его сыновей удалых (сл. о полку Игореве пер. Н. Гербеля).
Так велика была слава и сильна надежда на великого Всеволода у современников его. В. к. Всеволод III, по примеру своего старшего брата Андрея Боголюбского, указывал России, что три великие начала могут утвердить и возвысить ее: св. вера, единодержавие и народность, которые и небезуспешно старался осуществлять он во все время своего княжения. Эти начала впоследствии усвоила себе Москва и, будучи развиваемы более и более, они сделали современную Россию, любезное отечество наше, славнейшим и могущественнейшим государством во всем мире. Город Владимир, как столица молодого княжества, как новый центр нового государственного строя народной жизни, как резиденция самого носителя и выразителя этого строя, должен был в самых стенах своих заключать вещественные доказательства мощи Владимирского великого князя. Монументами славы и княжеской власти, по мысли Всеволода, возлагавшего все упование свое на Бога и проникнутого смиренною мыслью: «не нам, не нам, но имени Твоему (Божию)» могли служить прежде всего храмы Божии. И вот являются во Владимире обширнейший прежнего, Успенский собор, Дмитриевский придворный собор, обитель для иноков и в ней Рождественский храм, обитель для инокинь и в ней Успенский храм. В храмоздательстве предуказывался путь, — путь религиозного единения и культурного завоевания, которым Всеволод намерен был идти и действительно шел в деле распространения и укрепления молодого княжества Владимирского. Характер Всеволода вполне обрисовался при отправлении им сына своего 20-летнего Константина на княжение в Новгород. Отец вручает сыну не только меч, но и крест. «Иди управлять народом, говорит он ему, будь его судьею и защитником: Бог и Государь — родитель твой дают тебе старейшинство между всеми князьями русскими. Гряди с миром: помни славное имя свое и заслужи оное делами». Так мог говорить только великий муж, каковым, действительно, и был Всеволод, рожденный, по выражению нашего историографа, царствовать. Не даром кончина его была оплакиваема всем народом. И бысть плач и рыдание велико, говорит летописец под 1213 годом, не только во Владимире едином, но и по всей земле Суждальской. Бе бо заступник тверд и непобедим во всех местах силою честного креста, не только единой Суждальской земле заступник бе, но и всем странам земли Русския.
Время Всеволода III для истории Владимиро-Суздальской области явилось одною из так называемых исторических эпох, в которые вызываются к жизни новые элементы гражданственности, новые начала общественного развития. В эпоху Всеволода определялся тип князя самодержца. — Государство вступило в союз с церковью. Самодержавие и народность явились началами культурного развития и подготовили собой эпоху царей Московских Иоанна III, Василия III и Иоанна IV.
В деле осуществления коренных стремлений наших предков XIII века на ряду с великим князем Всеволодом заняла место и достойная супруга его Мария, имя которой неразрывно связано с основанием и именем сей св. обители. «Разновидныя типическия черты, в которых обозначилась женская личность до-Петровской Руси, сплетаются в один идеальный образ, который господствует над всеми остальными и служит, если не всегда основою, то всегда неизбежным покрывалом каждаго женского характера. Это образ постницы, образ иноческого благочестия далее в миру, иноческой чистоты и строгости нрава, иноческого освящения всех помышлений и всех поступков, всякого движения душевного и телесного. В этом только образе познавалась нравственная красота женской личности (Дом. быт рус. цар. Ив. Забелина М. 1872 г. стр. 167). «Мария Шварновна, супруга в. к. Всеволода, была непрестанной носительницей в своей жизни этого образа и представляет собою идеал постнической жизни для княжен северной Руси. Она с детства, по свидетельству летописей, в страхе Божием любила правду, воздавала честь епископам, игуменам, чернецам, пресвитерам и «подаваше требованное им». Была нищелюбива, страннопринмна, утешала печальных, скорбных и больных и оказывала им материальную помощь. Наконец, она по случаю восьмилетней неизлечимой болезни своей еще при жизни мужа постриглась в иночество в основанном мужем ее монастыре, юбилей которого мы в настоящие дни празднуем. Со многими слезами провожали ее в монастырь сам князь, сын и дочь, игумен — ее отец духовный, и другие игумены, и все иноки, и все бояре и боярыни, и инокини из всех монастырей, и все горожане. Не молено было видеть общей скорби, замечает летописец, потому что была до всех добра «преизлиха». Своею добродетельною жизнию великая княгиня Мария надолго оставила по себе святую память. Позднейший летописец, описывая благочестивые подвиги Евдокии, жены в. к. Димитрия Донского, говорит: постави на Москве церковь камену зело чудну (Вознесенский монастырь), и украси ю сосуды златыми и серебреными... и сотвори паче всех княгинь великих, разве точью Марья, княгиня Всеволода, иже во Владимири.
Изобразив в кратких чертах образ великих основателей сей св. обители, пожелаем, чтобы современные настоятельницы ее укреплялись в своих иноческих подвигах воспоминанием о великом князе Всеволоде и в трудные минуты своей многополезной и святой жизни поддерживались и ободрялись, представлением себе образа многострадательной в. княгини Марии. Да растет и крепнет на вечные времена сия св. обитель!
Заключительное слово и горячее желание обращаем к Вам, госпожа настоятельница сей обители. На Вас лежит тяжелая обязанность являть сию обитель достойной памяти великих ее основателей и хранительницей ее славы. В настоящих юбилейных торжествах Вы и явили себя таковой. Да даст Вам Господь Бог силу и крепость в Вашем и дальнейшем неустанном делании до вечера Вашей жизни и да венчает Он Ваши труды во славу св. церкви, во благо обители и на пользу народную. Велегласно возгласим всечестной матери игумении Маргарите: многая, многая, многая лета!»
Вслед за речью монастырским хором совместно с хором учениц пропет был народный гимн «Боже, царя храни!..»
Акт закончился общим пением молитвы «Достойно есть...» Этим актом закончились и юбилейные торжества Успенской княгининой обители и ее жизнь снова вступила в обычную мирную колею.

Приветствия, полученные обителью в дня юбилейных торжеств:
а) Письма:
1. От Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Новгородского.
«Глубокочтимая Высокопреподобная мать игумения Маргарита!
Приветствую Вас с торжеством и от всего сердца молитвенно желаю, чтобы торжество Ваше прошло тихо и спокойно, и чтобы хлопоты и беспокойства торжества не только не ослабили сил Ваших, но еще и оживили их».
2. От Преосвященного Никона, епископа Нарвского.
«Ваше Высокопреподобие, Всечестная матушка игуменья!
Честь имею приветствовать Вас и Ваших о Христе сестер с многолетним юбилеем Вашей св. обители. Молю Господа, чтобы Он по молитвам мученика Авраамия, небесного предстателя и покровителя св. обители Вашей, сохранял ее еще многия веки для религиозного просвещения и укрепления в добрых началах христианской жизни чад св. православной церкви, и чтобы св. обитель возрастала числом и жизнию Богообрученных насельниц ея.
Призывая на Вас и обитель благословение Божие и прося Ваших св. молитв, честь имею быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Никон, Е. Нарвский».
3. От архимандрита Порфирия (Виноградова).
«Приветствие Владимирскому Успенскому княгинину женскому монастырю в день семисотлетия сего монастыря, 15 июля 1900 года.
Смиренно и с усердием приветствую св. обитель с исполнившимся семисотлетием ее существования...
За семь веков до Рождества Христова начали возвещаться величайшие, наиболее определенные пророчества о Спасителе мира и таким образом семи веков было достаточно для приуготовления в духе сих пророчеств избранного Богом народа Израильского к принятию Христа-Спасителя.
Чрез 7 веков христианства православное учение утверждено было, в противоположность ересям, на 7 вселенских соборах.
Чрез 7 веков существования Русского Государства оно весьма расширилось и сделалось могущественным.
Чрез 7 веков по принятии христианства Русское Государство настолько духовно окрепло, что могло воспринять западно-европейскую образованность, усвоив полезное и отвергнув вредное.
Таким образом семь веков година примечательная. Она означает как бы полноту времени, соответственно тому, что и вообще число семь еще в Ветхом Завете выражало некоторую полноту, и почиталось тогда и теперь почитается числом священным.
И вот семивековая година наступила ныне для Владимирского Успенского княгинина женского монастыря. Непрерывно в течении семи веков совершалось в сей св. обители служение Богу духом и истиною в иноческом подвиге многочисленных сестер. Много скорбей, например особенно при вражеских нашествиях, терпели инокини сей св. обители, но и много радостей, при каких либо наприм. особых церковных торжествах, или при радостных событиях для всей русской земли испытывали инокини. За эти семь веков много Господь воспитывал всю русскую землю многими скорбями, но также и многими щедротами Своими, являя Свою помощь и заступление в самые тяжкие годины Русской земли. Смиренные инокини св. обители, удалившись от суеты мирской, однако, конечно, не переставали жить скорбями и радостями земли Русской, но, как это наглядно показали другие некоторые иноческие обители, с особой живостью воспринимали сердцем все сии скорби и радости, изливая пред Господом теплые моления о земле Русской в ее скорбях, и вознося благодарения за милости Господни нашему Отечеству. Таким образом, при воспитательных действиях Божиих, касавшихся всей русской земли и касавшихся особо сей св. обители, — за семь веков несомненно воспитался и утвердился дух сей св. обители с особой высотою и крепостью. Живое предание о делах Божиих в судьбах всего нашего Отечества и о благодати Божией, являвшейся в разных случаях иноческой жизни, переходило в сей св. обители из глубокой древности до сих дней. В св. обители всегда бывало много стариц, которые в юности поступили в сию св. обитель, и такие старицы связуют собою почти целые века, чрез них с особой живостью сохраняется монастырское предание. Входя под сень св. обители отрадно видеть сих стариц, отрадно видеть и весь сонм инокинь, труждающихся и поющих Богу на том месте, где 700 лет назад возносились моления Господу основательницы сей св. обители, блаженной многострадальной великой княгини Марии, во инокинях Марфы. Особенное благоухание святыни ощущается здесь и от присутствия честных и многоцелебных мощей св. мученика Аврамия, кои почивают здесь почти с основания св. обители... Да хранит-же на многия и многия века Господь и Пречистая Богородица сию св. обитель, посвященную Ея Успению!»...
Просящий молитв св. обители архимандрит Порфирий.

б) Телеграммы:
1. Из Петербурга.
«Приветствую святую обитель с славным торжеством многовекового бытия. Милосердый Господь да дарует обители в грядущие времена служить святой церкви подвигами и благочестием сестер и утверждением знания святой веры в детях, обучающихся в монастырской школе!»
Саблер.
2. Из Карлсбада.
«Поздравляю с юбилеем; лучшие пожелания».
Предводитель дворянства Леонтьев.
3. Из Гадяча.
«Приношу поздравление Вашему Высокопреподобию с торжественным днем 700-летия и шлю лучшие пожелания»
Ольга Цеймерн.
4. Из Екатеринослава.
«Просим принять и передать досточтимым сестрам святой обители Вашей душевные поздравления и благопожелания по случаю исполнившегося семивекового юбилея Вашей исторически знаменитой столь дорогой каждому русскому сердцу обители. Молясь с Вами, просим Господа даровать ей многие века существования на славу православной веры и благо дорогого отечества».
Гофмейстер Алексеев, Анжель Алексеева, княгиня и князь Урусовы.
5. Из Михайловского, Москов. губ.
«В знаменательную годовщину многовекового существования пресловущей обители Вашей, красы земли Володимирской, шлем Вам и сестрам обители сердечный привет и лучшие пожелания».
Граф Сергей Шереметьев с семейством.
6. Из Переславля-Залесск.
«Поздравляем Успенскую обитель с светлым торжеством, желаем процветать многия лета».
Игумения Антония с сестрами.
7. Из Суздаля.
«Ваше Высокопреподобие! Поздравляю Вас с юбилейным торжеством».
Игумения Мелитина.
8. Из гор. Александрова.
«Игумения, сестры и духовенство Успенского монастыря — приветствуем Ваше Высокопреподобие с высоким торжеством исполнившегося семисотлетия вверенного Вам монастыря, с искренним пожеланием дальнейшего процветания состоящей под Вашим мудрым управлением ныне духовно ликующей святой обители».
Игумения Евфрасия, протоиерей Костин.
9. Из Петербурга.
«Приветствуем Вас с великоторжественным днем юбилея вверенной Вам обители, желаем от души ее дальнейшего процветания под Вашим руководством. Передайте наше поздравление духовенству и сестрам монастыря; присоединяемся к Вашей молитве в этот день пред престолом Всевышнего».
Зубов, Вольф.
10. Из села Арсак, Алек. уезда.
«Приветствую Вас и сестер с 700-летним днем основания обители».
Головин.
11. Из гор. Александрова.
«За приглашение приношу искреннюю благодарность; сожалею, что не могу быть на таком торжественном празднике; желаю Вам долголетия и милости Божией Вашей обители».
Обрезков.
12. Из гор. Иваново-Вознесенска.
«Поздравляем с торжеством по случаю семисотлетия обители и искренно сожалеем, что не можем принять в нем участия лично».
Александра и Василий Ясюнинские.
13. Из гор. Владикавказа.
«Привет семисот-летнему старцу монастырю, многая лета начальнице и сестрам».
Филипповский.
14. Из гор. Александрова.
«Примите поздравление с торжеством: семистолетний юбилей обители святой есть радость наших дней».
Флоринские.

Из газет «Владимирские Епархиальные Ведомости» за 1900 год
Типография В. А. Паркова, во Владимире.
Свято-Успенский Княгинин женский монастырь
Владимирская епархия.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (27.09.2018)
Просмотров: 1322 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru