Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
12:04
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Деревня Большие Вески Александровского района

Деревня Большие Вески

Большие Вески — деревня в Александровском районе Владимирской области России, входит в состав Андреевского сельского поселения.
Деревня расположена в 30 км к северу от центра поселения села Андреевского и в 30 км от райцентра города Александрова. «Село Большие Вески находится в Александровском уезде, во втором благочинническом округе, расстоянием от губернского города в 130 верст. и от уездного в 25 верст». [2]

По сведениям В. Добронравова село входило в состав государственной дворцовой волости, расположенной вокруг Александровой слободы и называлась в 1642 году «приселком Ново-Александровой Слободы Ивановской волости Хлуденевой». Название веска - это сельская улица, большая или малая.
По сведениям братьев Холмогоровых первая запись о селе произведена в 1628 году марта в 22 день.
В 1642 году «в государевом дворцовом с. Весках дворцовой волости приселок Ново-Александровой слободы Ивановской волости Хлуденевой... Данные деньги платили: Предтеченский поп Лукьян 147 (1639) г., с. Бакина Никольский поп Федор 148 (1640) г., Александровой слободы Третьего обретения честные главы Иоанна Предтечи поп Лукьян 149 (1641) г., Ирковской волости Вознесенский поп Петр 150 (1642) г.».
По статистическим данным 1857 и 1860 гг. число дворов в селе было 44-46, число жителей 291-308.
В селе были 3 ветряных мельницы, по одному ветряку было во всех приходских деревнях, в Малых Весках была еще солодовня. Вероятно, водяную мельницу на реке ставить не разрешали.
Сотни лет жизнь села и его деревень была связана с льноводством, скотоводством и выращиванием необходимых продовольственных культур и, конечно, заготовкой сена. Со льном были связаны и местные промыслы. В селе слабо прижилось бумаго-ткацкое ремесло: было всего 13 станов, в деревнях было по 1-2 станам. Только в Малых Весках было 28 станов. В основном в каждом доме семьи занимались обработкой льна (об этом хорошо написал в воспоминаниях уроженец д. Малые Вески генерал-майор Забабашкин К.В.).
В селе Больших Весках в 1903 г. 2 двора духовных с 5 муж. и 5 жен. душ. У крестьян 53 двора со 180 муж. и 212 жен. душ.
В деревне Погорелке в 19 дворах крестьян 53 муж. и 50 жен. (1 версте). В дер. Новоселке в 26 дворах 80 муж. и 91 жен. душ. (в 3-х верст.). В дер. Вашкине в 14 дворах 48 муж. и 39 жен. (в 2-х вер.). В дер. Малые Вески в 62 дворах крестьян 189 муж. и 226 жен. (в 3- х вере.). В дер. Щеголенове в 40 дворах 133 муж. и 158 жен. (в 3-х верст.).

В годы Советской власти до 1998 года село входило в состав Годуновского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 291 чел.; в 1905 г. – 382 чел.; в 2010 г. – 19 чел.
Крестьянское Хозяйство Тимофеева А.Н. действует с 23 июня 1993 г. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ТИМОФЕЕВА А.Н. ликвидирована 20 марта 2012 г.

Большие Вески расположены вблизи самого большого в Александровском уезде Берендеева болота. Жизнь крестьян веками связана с этим болотом и рекой Малый Киржач, вытекающей из него, можно сказать, особенности жизни местного населения диктовались Берендеевым болотом.
Вдоль и поперек в 1896 году прошелся по Берендееву болоту ученый А.Ф. Флеров, и на память землякам описал окрестности Больших Весок: «Почти посредине большого плеса виднеется водная поверхность. Это река Киржач, которая берет начало из самой средины болота. Там странным образом находится клочок суши, покрытый растительностью болотистых лиственных лесов. Здесь-то из ряда очень глубоких бочагов и начинается река Киржач. Вскоре втекает она в болото и выходит на плес. На некотором протяжении она течет под мшистым растительным покровом и только далее выходит на поверхность. Это место совершенно непроходимо, а по указаниям старожилов здесь была прежде свободная поверхность воды. Здесь, по местному устному преданию, царь Иван Грозный топил крамольников; это озеро с тех пор стали звать «Поганой лужей».
Под растительным покровом в воде живет много рыбы, и выходя иногда в реку Киржач, она вылавливается там рыбаками... Иногда в праздники крестьяне села Большие Вески выезжают на плоскодонках ловить рыбу, и с их помощью на лодке можно переправиться через середину плеса. В реке местами встречались заросли кувшинки и кубышки... Болото окружено лентой лугов, которые особенно значительных размеров достигают между селами Чернецкое и Большие Вески. Здесь долина реки Киржач и окраины болота на протяжении почти двух верст покрыты роскошным ковром луговых растений. Эти луга отличаются богатством видов (свыше 70) и поразительной плодородностью, так что они дают большие укосы сена. По своему происхождению они являются результатом усыхания болота. Почва их глубоко торфянистая... Непосредственно за лугами начинаются культурные поля, которые поднимаются вверх по склонам холмов; а далее на высотах и вдали от села расположены лиственные леса», большею частью вырубленные. Господствующими лесными породами были дубы, клены, вязы, осины с богатым подлеском и травянистым покровом».
А все-таки, село Большие Вески расположилось не на берегу Малого Киржача, а на водоразделе двух лощин, ближние приходские деревеньки разместились также не у реки, а при колодцах, а деревня Малые Вески находится при ручье Суходоле. Только деревня Чернецкая прижилась вблизи болота на правом берегу Малого Киржача.
Как писал Н.С. Стромилов воздух окрестностей Берендеева болота влажный, часты туманы, летом нередко все накрывает мгла, запах гари и вообще - удушливое состояние. После осушки болота и разработок торфа, сырость, вероятно, поубавилась, но пожаро-опасность болота повышенная, запах гари при северных ветрах доходит аж до Александрова и южнее. И, тем не менее, местное население приспособилось к болоту и живет здесь не только веками, а тысячелетиями - по свидетельству археологов. К сожалению, об археологических находках в селе сообщений нет. Они многочисленны в районе соседней деревни Малые Вески. Может быть, в прошедшие тысячелетия территория Больших Весок была еще болотом, а в Малых Весках уже селились люди, оставившие в память о себе артефакты, как говорят археологи. Зато окрестные места кишат преданиями, записанными любознательными краеведами (нашла в интернете).

«Синяя Баба»

Последнее десятилетие ХХ века породило резкий всплеск интереса к сакральной и «неофициальной» истории человечества. Предметами поиска и изучения зачастую были природные или культурные объекты, не имеющие официального статуса «памятника». Одним из подобных мест в Ярославской области можно считать район Берендеева болота Переславского района. Описываемая местность находится на стыке двух областей - Ярославской и Владимирской. Местность эта, без сомнения, представляет определенный интерес в плане существования преданий о некогда существовавших здесь культовых камнях и сохраненной до сих пор уникальной обрядности, так или иначе связанной с ними. Один из культовых объектов, т. н. «Синяя баба» или «Синий камень» хорошо известен в краеведческой литературе, прежде всего благодаря трудам замечательного Переславского исследователя М. И. Смирнова.
О «Синей бабе» Берендеева болота мы знаем достаточно много. Идол простоял на месте много веков, пока в середине XIX века его не постигла участь более знаменитого Синего камня, лежащего у Александровой горы под Переяславлем-Залесским. «... Бабу эту решено было при постройке каменной церкви в селе Лаврове взять для фундамента, но вследствие большой тяжести увезти не удалось; тем не менее, будто бы при наваливании на подводу опрокинули ее и часть отбилась». Остатки расколотого идола (та самая отбившаяся часть), оставалась на месте еще довольно долго. Местное население по-прежнему называло остатки валуна «Синей» или «каменной бабой» и особо чтило ее.
«...Деревенские бабы, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву в Берендеевом болоте, кладут перед камнем ягоды и, выворотивши наизнанку платье, задом уходят от нее; бывают будто бы приношения сюда и по другим поводам, так что временами там можно находить, кроме ягод, и хлеб...». Многие помнят, что камень действительно имел серо-синеватый цвет. В 1932 году отсюда начали брать валуны и камни в качестве балласта для строительства ж/д насыпи. По всей видимости, туда и пошел расколотый камень. Многие пожилые местные жители хорошо помнят, как выглядели остатки идола и уверенно описывают его размеры - 2 х 2,5 х 1,5 метра. Остальные сакральные «объекты» становятся видны только при более широком исследовании всей местности, именуемой Берендеево болото и достаточно обширных территорий, прилегающих к нему. Дело в том, что на данной территории, вплоть до наших дней сохранилась традиция совершать крестный ход вокруг болота (1930-е гг.).

Предания о «Синей Бабе»

1. «... на этом самом месте, когда - то в старину мать прокляла дочь, вот дочь-то и превратилась в камень» (Малышева А. Ф., 1915 г. р. с. Чернецкое).
2. «... давным-давно жила на Волчьей горе богатая женщина, и у нее утонул сын в озере. Она плакала и проклинала сына, вот озеро то и ушло по Трубежу в Переславль. А женщина та окаменела, и стоит у остатков озера в центре болота. Озерцо то и в самом деле имеет форму лежащей женщины. Даже грудь видно...» (Зиновьев А. П., 1928 г. р. с. Берендеево).
Озерцо это, у которого по преданию стояла «Синяя баба», до сих пор называется у местных жителей - Волченка. Интересно и название другого населенного пункта, находящегося по соседству – Волчьи горы. Место, где расположен источник, пользуется у местных жителей дурной славой. Местный житель Зиновьев А. П., 1928 г. р., рассказывал, что в народе считалось, что «... Орина балует. Зимой в этом месте люди плутают и выходят все неизменно к Большим Вескам. Испокон веку на меже рядом с ключом хоронили удавленников». По поводу происхождения предания: старожилы рассказывают: «...шел муж с женой из гостей. Проходя мимо источника, мужик утопил в нем жену за грехи» (Малышева А. Ф., 1915 г. р. с. Чернецкое).
В данном случае мы можем отождествлять «Оринин источник» с представлениями о «мертвой» воде. Здесь уместно будет вспомнить о «Синь-Камне» Плещеевом озере. По преданию, он первоначально лежал в овраге у ручья с чистой, т. е. «живой» водой. Любопытно и другое сравнение. У «хорошего» Переславского камня народ устраивал гуляния, «... они слушаху его и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть». Несмотря на активные многовековые старания православной церкви некоторый «позитивный» оттенок характера камня сохранился до наших дней. Идол «Синяя баба» имел явный негативный характер. По сложившемуся мнению, местные представления о «нечистоте» Берендеева болота связаны именно с ним. Район Берендеева болота - уникальное сакральное место в Ярославском Поволжье. Если культ камня на Верхней Волге – это достаточно распространенное явление, то традиция поклонения идолам - практически не встречается (1930).

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

По сведениям братьев Холмогоровых первая запись о селе произведена в 1628 году марта в 22 день: «Церковь Рождество Пречистые Богородицы в селе Весках, дани два алтына две деньги, наказная гривна... те деньги взято».
В 1642 году «в государевом дворцовом с. Весках дворцовой волости приселок Ново-Александровой слободы Ивановской волости Хлуденевой... Данные деньги платили: Предтеченский поп Лукьян 147 (1639) г., с. Бакина Никольский поп Федор 148 (1640) г., Александровой слободы Третьего обретения честные главы Иоанна Предтечи поп Лукьян 149 (1641) г., Ирковской волости Вознесенский поп Петр 150 (1642) г.».
В писцовых книгах 161 (1653) г. значатся: «у церкви Рождества Пресвятыя Богородицы в селе Весках двор попов, двор просвирницын да на церковной земле двор бобыльской, в приходе 59 дворов да вотчины Горицкаго монастыря деревни Чернецкой 4 двора, пашни церковныя земли в дву полях по 6 чети в поле, а в дву потомуж да в третьем поле восемь чети, сена 30 копен».
В писцовых книгах 162 (1654) г. - дани с церкви положено было рубль 23 алтына, заезда гривна.
По переписным книгам 1703 г. при той же церкви записаны: «поп Дмитрий Иванов, дьячок Сергей Кондратьев, просвирница Христина Леонтьева, в приходе 133 двора да в деревне Чернецкой 15 дворов, пашни церковной земли 7 десятин в поле, а в дву потомуж, сенных покосов 30 копен».
В 1724 г. вследствие ветхости прежней церкви прихожанам села Весок разрешено было построить новую церковь, она освящена в 1727 г. в то же наименование.
В 1782 г. эта церковь сгорела, и Преосвященным Феофилактом, епископом Переславским, разрешено было прихожанам «состоящую в праздности в городе Переславле деревянную Ильинскую церковь в оное село Вески перевезть и построить на том же месте с прибавкою новых бревен».
В 1819 г. вместо деревянной церкви в Весках начали строить каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, в основном на средства, завещанные купчихой Прасковьей Ивановой. В 1821 г. окончена трапезная церковь и освящена в 1822 г., главный престол освящен в 1830 г. Тогда же была возведена каменная колокольня.
Священник Иоанн Преображенский окончил курс семинарии со званием студента (то есть в числе 10 лучших учеников), рукоположен в 1869 г. Награжден скуфьей.
1885 г. «Богослужебные книги имеются в полном составе, кроме их имеются книги и для назидательного чтения. Церкви принадлежит деревянный дом за оградой, крытый железом, в котором помещается церковная сторожка. Кладбище для погребения усопших находится на краю села Весок; оно обрыто, огорожено и обсажено деревьями.
В состав прихода, кроме села Весок, в коем 46 дворов, входят следующие селения: д. Погорелка, д. Новоселка, д. Вашкино, д. Малые Вески и д. Щеголенова; последняя деревня отстоит от церкви в 3 верст. и составляет самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 629 муж. и 677 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию и кроме земледелия знают плотничное ремесло; в приходе раскольников нет.
Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Иоанн Преображенский, студент, который священствует с 1869 года и награжден скуфьей.
При сей церкви земли: усадебной 2 дес., пахотной 32 дес. 1650 кв. с. и сенокосной 1850 кв. саж. На пахотную и сенокосную землю план и межевая книга имеются и хранятся в церковной ризнице. Сею землею причт владеет сам; леса не имеется. Дома у причта собственные — деревянные устроены из купленного на собственные средства леса, стоят на плановых местах. На содержание причта определенного оклада не имеется; всего на содержание причта получается до 850 рублей». [2]
В храме было два престола: в холодной части Рождества Пресвятой Богородицы, в трапезе теплый придел Святых бессребреников Косьмы и Дамиана. [1]
В храме была местночтимая явленная и чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы с предстоящими великомучеником Феодором Стратилатом и преподобным Иоанном Лествичником. На иконе надпись: «204 (1694) года Апреля 1 дня построил образ Пресвятой Богородицы старец Тит Лукьяновой пустыни в церковь Божию в село Вески».
Причт в 1886 г. состоял из священника и псаломщика. [1]
Ризницей, утварью и св. иконами снабжена достаточно, особенно замечательных предметов не было. Имелись в церковной библиотеке: св. Библия, Четьи-Минеи целого года, творения св. отцов и другие назидательные книги. [1]
Земли при сей церкви: усадебной 2 дес., пахотной 32 дес. 1650 саж., покосной 1850 саж. Землею причт владел сам.
Дома у причта собственные, деревянные, построены из купленного леса, стояли на плановых местах. [1]
На содержание причта определенного оклада не было. На содержание его получалось (1903): 1) от земли пахотной и покосной до 60 руб. 2) от вкладного капитала трех 4% непрерывно-доходных билетов за N139068 на 45 руб., за N139069 на 100 руб., за N139070 на 100 руб.; по билету Московской конторы Государственного банка за N213850 на 100 руб., по билету Государственной ренты за N4047 на 100 руб. и по книжке Сберегательной кассы Гос. банка г. Александрова за N131 на 719 руб. - всего % получается 55 руб. 80 коп. 3) от мирских сборов до 30 руб. 4) от требоисправлений в храме и домах прихожан до 350 руб., а всего на содержание причта получается 995 руб. 80 коп. [1]
Церкви принадлежал деревянный, крытый железом дом за оградой, в коем помещалось училище и сторожка. [1]
Кладбище для погребения тел умерших находится на краю села, обрыто канавой, обсажено березами и огорожено.
Приход состоял из села Больших Весок и деревень: Погорелки (1 вер. от церкви), Новоселки (3 вер.), Вашкина (2 вер.), Малых Весок (1 вер.) и Щеголенова (3 вер. Пустошь Щеголенова пожалована царем Михаилом Феодоровичем в 1632 году Троице-Сергиеву монастырю; на этой пустоши и образовалась деревня, в которой в 1742 году числилось 94 души муж. земли во 42 чети в поле, сена 10 копен, лесу пашенного 3 дес.), в коих по клировым ведомостям числилось 670 душ муж. пола и 681 женского; все православные. [1]

Больше-Весская церковно-приходская школа, Андреевско-Годуновской волости, в селе Больших-Весках основано обществом в 1874 г. Ближайшие училища: Годуновское в 5 вер., Андреевское и Горкинское — 15 вер.
С 1881 г. попечителем школы был крестьянин Симеон Витяков. Заведовал школой и преподавал закон Божий с 1874 г. священник Иоанн Преображенский; с 1879 года здесь учительствовала Екатерина Николаевна Аматова, окончившая епархиальное земское училище.
В 1884 г. «Помещение церковно-приходское, деревянное, отдельное; пo свету и теплоте неудобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 8, ширин. 9, вышиной 4 арш. Учебных пособий недостаточно — на 21 руб. 65 к. Библиотеки нет, кроме 15 книг. Земли нет. Законоучитель - священник Иоанн Преображенский, окончивший курс во Владимиpской духовной семинаpии, преподает с 1874 г.; учительница - Екатерина Аматова, окончившая курс во Владимирском епархиальном женском училище, преподает с 1877 г., а в настоящем училище с 1879 г. Попечитель крестьянин Семен Иванович Вотяков; пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 г. 24 м. и 4 д. Выбывших до окончания курса не было. Окончило курс со свидетельствами 4 м. Вновь поступило 26 м. и 4 дев. К 1-му января 1884 г. состояло 46 м. и 8 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 18, 8 — 9 л. 13, 9- 10 л. 7, 10 — 11 л. 4, 11 — 12 л. 4, 12 — 13 л. 5, 13 — и выше 3. Из учащихся: 21 из с. Больших-Весок, 2 — д. Новоселки в 2 вер., 4 — д. Погорелки — 1 вер., 16 — д. Малых-Весок — 1 вер., 4 — д. Вашкиной — 3 в., 1 — с. Щеголенова — 4 ½ в., 3 — д. Малых-Березников — 7 вер. и 1 — д. Василисина — 10 вер. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 10 уч., с платой по 1 р. в год. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 2 м. и 1 дев., крест. 44 м. и 7 д. Средства: от земства 300 р., от общества 80 р.; плата за учение по 2 р. с посторонних. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 80 р.; жалованье — законоучителю 60 р., учителю 240 руб. Посещали классы неисправно 8 уч.; меры — предупреждение об увольнении. Прием в сентябре; поступили 6 гр., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказано 2. Учебный год с 15-го сентября по 20-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 7 час. и даются уроки на дома. Отделений 2. Уроков в неделю: в 1 отд. — по Закону Божию 2, по Русскому языку 14, по Славянскому языку 4, по арифметике 5, по пению 1; во 2 отд. — по Закону Божию 2, по Русскому языку 13, по Славянскому языку 4, по арифметике 5, по пению 1. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 1 — 4 года. Обозревали училище по 1 разу — инспектор народных училищ и член училищного совета прот. Скворцов. Обучения ремеслам нет, а рукоделию девочки обучаются. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
В 1903 г. в ней учительницей была Голубова, а законоучителем состоял священник Весский Попов. Учащихся 40 человек.
В приходской деревне Щеголеново в 1903 году открыта школа грамоты, в коей учителем Петр Иоаннов Кулигин. Учащихся 20 человек.

В 1903 г. «Священник села Больших Весок Евлампий Макарович Попов 50 лет, умершего священника села Дунилово Макария Попова сын. Окончил полный курс наук во Владимирской Духовной Семинарии под N3 и уволен с аттестатом студента семинарии - 1875 г. В том же году Директором народного училища определен учителем в образцовую земскую школу с. Иваново-Вознесенского. От Шуйского училищного совета за примерно-ревностные труды по народному образованию получил письменную благодарность за N94. Директором народных училищ определен учителем в школу при фабрике господ Гар(н)шиных, оставлен при земской школе. Определен заведующим образцовой школы в 1878 г., где и состоял до выбытия во священника (18 окт. 1878). Высокопреосвященнейшим Феогностом рукоположен во священника в село Новинко-Круглышево к церкви Успения Пресвятой Богородицы, где его стараниями открыта земская школа (1882), где он состоял законоучителем. От директора народных училищ за особо ревностные труды по народному образованию получил признательность (1884). Высокопреосвященнейшим Феогностом преподано благословение Божие и изъявлена благодарность за весьма ревностные и успешные труды по народному образованию и упорную службу, за что ему выдано за N10987 свидетельство. За усердную службу и доброе поведение награжден набедренником. Духовенством 3-го Благочинного округа Александровского уезда избран и Преосвященнейшим Феогностом утвержден наблюдателем по снабжению церквей благочиния восковыми свечами. По прошению Высокопреосвященнейшего Феогноста перемещен в село Большие Вески и определен в оной школе законоучителем. За собственные в местную церковь пожертвования преподано от Преосвященнейшего Сергия благословение Божие и изъявлена благодарность (1896), на что ему выдано за N1551 свидетельство. Благочинным 2-го Александровского округа избран наблюдателем по снабжению церквей благочиния восковыми свечами. За усердное ведение внебогослужебных собеседований и проповедование слова Божия объявлена благодарность, грамота имеется». И... вдруг в 1903 году 3 октября за оскорбление особым выражением Высочайших особ был подвергнут монастырскому подначалию в течение трех месяцев с запрещением священно-служения (Влад. Дух. Консистории 3- го окт. 1903 г. под N10488).
В семействе его жена Екатерина Ивановна 46 лет. Дети их: Николай - воспитанник 4 Дух. Сем., 18 лет, Сергей - в 3-м классе Переславского духовного училища, - 12 лет.
Псаломщик Михаил Александров Проборов 31 года, сын умершего псаломщика села Больших Весок Александра Проборова. Уволен из 1-го класса Владимирской Духовной Семинарии и определен в село Большие Вески псаломщиком. В стихарь посвящен и грамоту имеет. Жена его Прасковья Иоаннова 30 лет, дети: Ольга - 7 лет и Александра - 2 лет.
Вдова псаломщика Александра Проборова Мария Васильева Проборова 56 лет, сын ее Виктор, воспитанник 1-го класса Владимирской Духовной Семинарии - 16 лет.
Церковный староста - деревни Щеголеново крестьянин Василий Иоаннов Синицын».

В советское время церковь разорена, разрушены колокольня и портики на южном и северном фасадах храма.

Революционер из Больших Весок

В.В. Боравская
Калашников Василий Иванович - русский, сын рабочего, рабочий; род. в марте 1886 г. в с. Большие Вески Владимирск. губ.; учился в сельской школе, не окончил обучения. В 1905-06 стал членом Петербургской организации РСДРП под кличкой «Буржуй», хранил литературу и взрывчатые вещества, входил в боевую дружину. В 1907 г. Калашников был арестован в Петербурге и 26 мая 1906 г. судебной палатой осужден по 2 ч. 1 ст. закона 9 февр. 1906 г. за хранение взрывчатых веществ на 8 лет каторги, вторично осужден Петербургским окружным судом 26 янв. 1907 г. по 114, 139, 152, 1629 и 1632 ст. Уложения о наказаниях по делу о нападении с целью экспроприации на дом Дедова на 5 пет 4 месяца каторги, поглощенных первым приговором. Наказание отбывал до 1909 г. в Петербургской пересыльной тюрьме, до 1915 г. - в Шписсельбургской крепости. Водворен на поселение в Бурецкую волость Иркутской губ.; вскоре уехал в Черемхово, работал в шахтах до 1916 г., служил матросом на Байкале, затем жил нелегально в Иркутске до Февральской революции. Член ВКП(б). Членский билет общества каторжан N1973.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Александровская епархия
Категория: Александров | Добавил: Николай (16.08.2017)
Просмотров: 2372 | Теги: Александровский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru