Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
29.12.2024
23:15
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1624]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [267]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Из истории стеклоделия

Из истории стеклоделия

Пою перед тобой
в восторге похвалу,
Не камням дорогим, не злату,
а стеклу.
М.В. Ломоносов

В бронзовом веке люди пользовались натуральным стеклом - обсидианом, представляющим собою стекловатую вулканическую горную породу. Образуется он при застывании всяких разновидностей кислой лавы. Из него изготовляли всякую утварь и необходимые инструменты. В музеях хранятся древнейшие образцы ножей, бритв и зеркал из обсидиана.
Стекло в нашем представлении - это изделие человека. Это один из важнейших, созданных им искусственных материалов, который представляет собой сплав кремнезема с окислами металлов натрия, калия и кальция. Особенность кремнеземных солей сплавляться в однородное целое дает возможность приготовлять из одних и тех же материалов, видоизменяя лишь их пропорции, стекла различных физических свойств и различной тугоплавкости, твердости, механического сопротивления, химической стойкости и т.д.
Простейшей шихтой стекла является смесь кремнезема и карбоната натрия - соды или карбоната калия - поташа. Широкая доступность составляющих этих шихт и явилась причиной того, что стеклоделие возникло тысячелетия тому назад. История стекла уходит вглубь веков до нашей эры.
О появлении стекла ходят легенды. Одна из них, и не без оснований, повествует, что стекло первыми получили гончары. По окончании обжига горшков в печи они с изумлением увидели, что по стенкам горшков стекает что-то блестящее, а на дне образуется твердая, прозрачная окрашенная масса. И показывая другим получающийся слиток, наш пращур-гончар произнес первое пришедшее ему на ум слово: «стекло».
Другая легенда гласит, что стекло открыли древние медеметаллурги. Они с не меньшим, чем гончары, изумлением обнаружили стеклообразные окрашенные шлаки. И неслучайно первые крашенные стекла покрывались медью и первое применение стекла было направлено на имитацию драгоценных камней, изготовление различных украшений - бус, ожерелий, колец.
Археологические раскопки с достаточной убедительностью позволяют предположить, что впервые стекло было получено в странах Ближнего Востока. Произошло это примерно в третьем-четвертом тысячелетиях до нашей эры. В ту далекую пору стекло казалось людям божественным чудом. Ведь оно было рождено землей и огнем. Стекло в ту эпоху было дороже благородных металлов - золота и серебра.
Ко времени открытия человеком способа получения стекла уже сложились художественные ремесла, основанные на обработке дерева, камня, кости и металла. И при выделке первых стеклянных изделий был использован накопившийся к этому времени опыт ювелиров, гончаров и металлургов. Но это не исключало поисков самостоятельных путей в стеклоделии.
В Египте производство стекла было сравнительно развитым уже в 1550-1350 годах до нашей эры. При раскопках были найдены относящиеся к тому периоду остатки различных стеклянных сосудов, тигли для спекания шихты и для ее плавления.
Сырьевой основой стеклоделия в Египте являлся нильский песок и сода из пересыхающих озер вдоль Нила. Из-за наличия в этой соде хлоридов температура плавления шихты оказывалась повышенной. Египетские стеклоделы стали предварительно шихту спекать, что дошло почти до ХХ века под названием фритование. Впоследствии это переняли римляне, а за ними и европейские стеклоделы.
Сварив стекло, египтяне готовили из него палочки. Расплавив один их конец, они вытягивали нить, навертывая ее на медную проволоку. С окончанием навивки эту проволоку - ось вытаскивали, получавшуюся трубочку вновь разогревали и разрезали на бусины. Не зная еще техники выдувания изделий из стекла, египтяне и полые сосуды делали навивкой нити на болванку, сформированную на стержне из песка и глины по форме задуманного сосуда. По окончании обмотки формы стеклом, поверхность стекла сплавляли, а глину с песком высыпали.
Сотни лет спустя этот метод был возрожден в созданном венецианцами филигранном стекле.
Длительное время центром стеклоделия Египта являлась его столица, город Фива. Здесь оно достигло высокого уровня развития. Стеклянные изделия изготовлялись пластическим формированием из горячей вязкой стекломассы. Производилось также прессованное стекло. Египтяне знали стекло накладное, прессованное в форму, окрашенное - с применением меди, медных шлаков и даже кобальта.
Прошло некоторое время, и стеклоделие стало покидать столицу, постепенно смещаясь в долину Нила, в Александрию и на остров Элифантина, где оно получило дальнейшее развитие.
По всей вероятности в Александрии появились первые выдувные стеклянные сосуды. Стекло обогатилось новыми пластическими и оптическими свойствами. Отсюда, из Александрии, стеклоделие распространилось в Рим и Византию.
В далекое прошлое уходит начало стеклоделия и в таком ближневосточном районе, как Месопотамия (нынешний Иран). Здесь оно возникло за полторы тысячи лет до нашей эры. При раскопках найдены глиняные дощечки, на которых запечатлены записи о технологии изготовления, о рецептуре производства различных видов стекла, об окраске его в розовый, зеленый и синий цвета.
Довольно высокое развитие в ту далекую пору получило стеклоделие в Финикии, представляющей территорию древних городов-государств на месте современных Ливана и Палестины. Многие из действовавших там, стекольных предприятий имели сравнительно большие, по тем временам, производственные мощности. В Финикии сделано было такое важное открытие в технологии производства стекла, как выдувание стеклянных изделий через железную трубку. Это позволило значительно расширить ассортимент продукции. Освоен был выпуск стекла двухслойного и листового, часто именовавшегося как «лунное» стекло. В составе продукции были и цветные стекла.
Будучи расположенной на восточном побережье Средиземного моря, Финикия имела обширные торговые связи с городами Средиземноморья, внедряя свои стеклянные изделия в будничный быт рядовых потребителей.
В далеком прошлом появилось стеклоделие и в центрах древних цивилизаций на востоке. В Китае, в частности, оно было известно, по меньшей мере, за пятьсот лет до нашей эры. В Индии стеклоделие с имевшейся уже техникой выдувания стекла и окрашивания его было известно за триста лет до нашей эры и развивалось независимо от каких-либо внешних влияний.
В первом веке до нашей эры стеклоделие из Египта пришло в Европу, на просторы Римской империи. Первое стекольное предприятие в Риме было основано при императоре Нероне. Однако недолго ему пришлось быть единственным предприятием. Вскоре в городе сложилась разветвленная сеть стекольных мастерских. Рим стал крупным центром стеклоделия.
Но стеклоделие не замкнулось в границах столицы. Оно быстро распространилось и в глубине континента. По всей территории Римской империи вступали в действие все новые стекольные предприятия.
Римские стеклоделы, следуя египетским традициям, варили цветное стекло, стремясь подражать драгоценным камням. Вместе с тем, появлялись и новые направления в применении стекла. В раскопках Помпеи была найдена пластина стекла, отлитая на ровную поверхность, но с оставшейся параллельной поверхностью. Отливать стекло с выравниванием катком обратной стороны научились лишь через тринадцать столетий, при организации производства зеркального стекла во Франции.
Стеклоделие в Римской империи становилось все более развитым. Наряду с разнообразными цветными стеклами, вырабатывалось и прозрачное стекло, близкое по своим свойствам к хрусталю. Растягивая на углы и по периметру неостывшую пластину стекла, римские стеклоделы стремились получить оконное стекло.
В прибрежной зоне стеклоделы пользовались завозной египетской содой. Стекло было содовым, натриевым. По мере углубления заводов внутрь страны стала использоваться древесная зола, в которой основным щелочным элементом являлся калий, стекло стало поташным - калиевым.
Римляне, как бы в наследство последующим стеклоделам, оставили первое «европейское» описание производства стекла. Оно выражено в трудах древнеримского историка Плиния. Белый речной песок мелко истирается в ступе и смешивается с тремя частями «нитра» - соды. Смесь плавится, переносится в другую печь, снова плавится. Из этого сплава в третьей печи, наконец, получают чистое стекло.
В четвертом веке нашей эры Рим перестал быть столицей империи. Император Константин перенес ее на восток, в Византию. Столицей стал город на Босфоре, переименованный в Константинополь. Сюда переселились и основные кадры стеклоделов Рима, что существенно подорвало его позиции в стекольном производстве.
Византия становится центром мирового стеклоделия. Она была ею несколько веков. Византийцы не только выдували прекрасные сосуды, они еще более использовали художественные возможности стекла. С Византией связано развитие специфических видов стеклоделия - мозаики и эмалей, в основе которых лежит производство многообразных цветных стекол. Мозаика - это кусочки цветного стекла, выложенные в виде рисунка на плоскости, а эмаль - паста на воде из растертого в пудру цветного стекла, нанесенная на медную (золотую, серебряную) специальную подкладку и вновь спеченная до стеклообразного состояния на огне. В шихту такого стекла обычно включалась смесь свинца, резко понижающая температуру плавления смеси.
Большого совершенства добились византийские стеклоделы в создании множества предметов искусства и роскоши, использующих мозаику и эмаль. Это было как бы их ответом на развернувшееся там в Х-ХII веках строительство роскошных дворцов и храмов.
Одним из соперников византийцев была Венеция, где стеклоделие развивалось довольно быстро. В IX веке она уже конкурировала с Константинополем, вытесняя византийские стекольные изделия с местного рынка.
Выполняя просьбу императора Византии, армады венецианских кораблей с крестоносцами сменила свой курс и направились в Константинополь. Город был разграблен, разорен и уничтожен. Венеция получила огромные богатства, несметные культурные ценности, приобрела новые территории. Не стало у нее противника по торговле с востоком. Вместе с награбленным добром были вывезены в Венецию и все первоклассные ремесленники, которыми гордилась и славилась Византия, в первую очередь ткачи шелковых тканей и стеклоделы.
Получив в свои руки рынки и мастеров для производства товаров на эти рынки, Венеция сделала все, чтобы без промедления организовать выработку стекла. В 1291 году стекольные заводы переместили на остров Мурано, что в двух километрах от города. Производилось это под предлогом, якобы, пожарной безопасности. Но не в этом было главное. Основной причиной являлась охрана профессиональной тайны. Доступ на остров людям не связанным по той или иной линии с островом, был закрыт. Стеклоделам запрещалось покидать пределы Венеции, выезжать в другие города. При нарушении установленного порядка виновные привлекались к самым суровым мерам наказания, вплоть до смерти. Мастера - стеклоделы получали дворянское звание.
Венеция становилась центром производства, законодателем стеклоделия в Европе и сохранила за собой эту значимость до XVI-XVII веков. Творчество специалистов с острова Мурано вызывало восхищение во всем мире. Венецианские изделия отличались своим разнообразием и высоким художественным уровнем. Венецианские мастера изготовляли различное цветное стекло - синее, зеленое, коричнево-красное, фиолетовое и золотисто-желтое, эмалированное и позолоченное, прозрачно-бесцветное, тончайшее, и наконец филигранное и сетчатое, стекло прозрачное с цветными нитями.
Повсюду появлялось неудержимое стремление к познанию мастерства стеклоделов Мурано. Повсюду предпринимались попытки найти пути к использованию их опыта. Остров Мурано был наводнен «охотниками» за секретами венецианского производства стекла.
Охрана тайны на острове Мурано была многочисленной и очень строгой.
Тем не менее, все же находились каналы, по которым опыт венецианских мастеров стеклоделия проникал в другие страны: во Францию, на Британские острова и во многие другие места. Так стекло научились изготовлять многие народы.
Техника производства стекла того периода получила соответствующее отражение в трудах ученых. К ним относятся, в частности, труды Г. Агриколы. Особый интерес для истории стеклоделия представляет труд флорентийского монаха Антонио Нери, опубликованный в 1612 году во Флоренции.
Новое в стеклоделии возникало не только в Венеции. Во время ее процветающей славы важное событие произошло в Богемии (Чехия). Принципиально изменилась технология производства стекла. В состав шихты была введена известь. В итоге получили стекло невиданной до этой поры чистоты и прозрачности. Назвали его Богемской хрусталь, хорошо поддающийся обработке алмазной гранью.
Богемия нанесла Венеции неожиданный и неотразимый удар. Мурано не выдержал этого натиска. Не стало больше его недоступных секретов. Венеция потеряла, свое первое место в производстве стекла и никогда уже на него не возвращалась.
Искусство шлифовать и гранить хрусталь изобрел в Богемии Каспар Леман. В 1609 году император Рудольф II присвоил ему титул придворного стеклянного гранильщика.
Таким образом, стеклоделие стало развиваться во всей Европе, как в Западной так и в Восточной. Проникло оно сюда, как уже говорилось, из Римской империи. Вместе с колоннами римских воинов оно шагнуло на Рейн (Кельн), Галлию (Франция), в Испанию, в Южную Британию. Повсюду появилось много стекольных мастерских. В третьем-пятом веках производство стекла стало уже массовым. С нашествием варваров на запад Римской империи наступил упадок. После их изгнания началось восстановление стеклоделия, а затем и дальнейшее его развитие.
В Х веке появилось первое в Европе руководство по стеклоделию. Написал его монах Теофил. Описанный им способ производства стекла отражал его состояние в то время во Франции и Германии. И не будет излишним попутно сказать о высокой оценке, которую Теофил выразил в отношении производства перегородочной эмали в Киевской Руси.
В XVII веке в ряде европейских стран возникли стекольные заводы. Во Франции, например, была основана крупная, по тому времени, хрустальная фабрика, которую возглавил чиновник королевского двора. Мастерам, по опыту Мурано, присваивалось дворянское звание.
В строй действующих вступали все новые стекольные предприятия. Производство стекла совершенствовалось, появлялись новинки в технологии. Немало было изобретений. В 1670 году, в частности, нюрнбергский художник Генрих Свангард стал автором искусства рисунка на стекле плавиковой кислотой. В 1688 году Авраам Теварш предложил способ делать литое стекло и изготовил зеркало длиной 84 и шириной 50 дюймов (2 м. 15 см. х 1 м. 25 см.), изумив этим всех мастеров того времени. Стеклоделие в Европе настойчиво раздвигало свои границы.
По мере развития стеклоделия все отчетливее проявлялись присущие стеклу специфические, удивительные и ни с чем не сравнимые свойства. Это, с одной стороны, мягкая пластичность расплавленного стекла, с другой - родниковая прозрачность, гранитная твердость остывшего, и наряду с этим = его хрупкость, блестящая, гладкая поверхность.
Все обширнее становились сферы применения стекла. Они все глубже проникали в быт, культуру, технику людей всего мира. Оно прочно вошло в самые разнообразные направления их деятельности.
Стекло стало многосторонним соучастником в развитии техники, науки и культуры, познании космоса и клетки, окном в подводный мир и в космическое пространство, хранителем кристальной чистоты и передатчиком огромных объемов информации. Просто невозможно перечислить все то, что стекло дало человечеству.
Стекло стало очень распространенным материалом. Мы настолько привыкли к нему, что часто не замечаем его удивительных свойств.
Вот такой была панорама стеклоделия в историческом и территориальном аспекте.

Миронов В.Н. История стеклоделия и его роль в экономике Владимирской области. 2000 г.

1. Из истории стеклоделия.
2. Стеклоделие на Руси.
3. Проникновение стеклоделия на Владимирскую землю
4. Стеклоделие во Владимирской губернии в XIX веке
5. Стеклоделие во Владимирской губернии в нач. ХХ века.
6. Стеклоделие на Владимирской земле после ВОВ
7. Стекольная промышленность в 1970-1990-е годы.
8. Стекольная промышленность на пути к рынку.

ИСТОРИЯ Владимирской области

Город Гусь-Хрустальный.
Гусевский завод «Стекловолокно»
Завод «Гусевской хрусталь»

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Гусь | Добавил: Николай (31.05.2016)
Просмотров: 2147 | Теги: стеклоделие, Промышленность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru