Второвская Основная Общеобразовательная Школа В 1889 году во Второве была открыта церковно-приходсская школа, где обучалось 59 детей, работал один учитель. Большинство жителей было неграмотным. «В 1924 году в лаптевском отряде ЮП, Второвской волости, Владимирского уезда, работа велась хорошо. В отряде были слиты ребята из двух селений: Лаптева и Второва. Отрядные сборы посещались ребятами охотно, проходили они живо и весело. Но вот второвский волком ВЛКСМ решил отряд разбить на два: лаптевский и второвский. В каждом отряде организовали редколлегию и выпускали стенгазету. Сначала отряды работали, но это продолжалось очень недолго: то нет вожатого, то есть, да он плохой, то не имеется средств для покупки бумаги и т. п. Теперь отряды числятся только на бумаге и работы почти никакой не ведут, дисциплины нет, стенгазеты не выходят, пионеры собираются не регулярно» («Красная молодежь», 2 февраля 1927).
В 1930 году, 25 июля, Советское правительство приняло постановление о всеобщем начальном обучении и расширении семилетнего образования. Примерно в это же время во Второве начальная школа реорганизуется в семилетнюю. «На строительстве второвской школы работает 35 рабочих. Питание их поставлено недопустимо плохо. Столовая сельПО (заведующий Уткин) не заботится о строителях. Хлеб подается сырой, суп — недоброкачественный. Не всегда бывает кипяток. Уткин ссылается на то, что негде достать продуктов и дров. 26 июня рабочих кормили испорченным творогом. При проверке у Уткина было найдено 15 пудов такого испорченного творога. Почему творог не был использован своевременно?» («Призыв», 3 июля 1935). «Строительство второвской школы идет полным ходом. Почти полностью возведены стены. Мы на лесах строительства. — Вот это будет общий коридор, здесь раздевальная, а вот четыре класса. Это — квартира директора школы, — так рассказывает нам прораб строительства тов. Белов. — Когда будет готова школа? — К первому сентября. Сейчас одновременно с возведением стен делаются подоконники, рамы, парты и другой инвентарь. Сделано уже 32 парты. Строительных материалов хватит. Большую оказывают помощь в строительстве курменевский, юрятинский и второвский колхозы. Председатель сельсовета тов. Стулов изо дня в день контролирует ход строительства» («Призыв», 23 июля 1935).
В 1935 году построили специальное деревянное здание для школы.
«Во вновь построенной второвской школе обучается более 200 детей рабочих и колхозников. В прошлом году дети обучались в две смены, в плохом помещении. Новая школа — хорошее, большое здание. Учеба происходит в одну смену, сразу все 8 классов. В своем письме на имя секретарей райкома ВКП(б) тт. Серова и Кузьмина учащиеся и педагогический персонал школы пишут: — С великой радостью сообщаем о начале учебы в новой школе. — Мы горячо благодарим партию и правительство и великого вождя товарища Сталина за заботу о нас, о детях. Учащиеся и педагогический персонал совместно с родителями обсудили постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о школе. Взяты обязательства - повысить качество учебно-воспитательной работы, держать большевистский порядок в школе, сделав ее образцовой. Под письмом подписалось 235 человек» («Призыв», 12 сентября 1935).
«Юные пушкинисты Недавно в клубе зональной торфяной станции кружок пушкинистов, учеников Второвской школы, ставил инсценировку повести Пушкина «Барышня крестьянка», сцену из «Евгения Онегина» и коллективный доклад о жизни и творчестве поэта. Кроме того, мы сделали выезд в село Лаптево, чтобы ознакомить колхозников с жизнью и творчеством Пушкина. Наш Пушкинский кружок ценит и любит Пушкина. Кучина Нина — ученица 7 класса Второвской неполной средней школы» («Знамя», 4 февраля 1937).
«Второвская школа очень нуждается в партах. Зав. школой обратился во Владимирскую мастерскую Детской комиссии с просьбой сделать парты как можно быстрее. При заказе внес деньги. На этом заботы заведующего кончились. Парты мастерской изготовлены еще 15 января. Об этом несколько раз сообщалось школе и в районный отдел народного образования. Школа отмалчивается, а из райОНО ответили — «ладно, сообщим школе». Спрашивается — долго ли готовые парты будут лежать в коридоре мастерской?» («Знамя», 26 марта 1937). «Снова огласилась звонкими детскими голосами Второвская неполная средняя школа. Начались занятия. Дети за лето запаслись здоровьем и бодрые вернулись в классы. В прошлом году во Второвской школе училось 328 учеников, сейчас будет учиться 360 детой. 48 учащихся окончили седьмые классы. Большинство из них решили продолжать образование. 8 человек поступили в восьмые классы, Тараканов и Паухлер поступили учиться в механический техникум, Абрамов и Алексеев — в химический техникум, Миловидова и Мисеева выдержали испытания в педагогическое училище и т. д. В этом году учиться в седьмые классы пришли 60 человек. Макурин Шура, Вазаева Шура, Тришкина Маруся и Пучина Валя перешли в 7 класс с похвальными грамотами. Во время испытаний они получили отличные отметки по всем предметам. А. Дементьев» («Знамя», 2 сентября 1937).
С 1939 года - неполная средняя школа.
Второвская неполная средняя школа
В 1956 году построено двухэтажное кирпичное здание школы. В годы Советской власти неподалеку от Второва вырос поселок торфяников — Мирный, где открыта средняя школа. Поэтому в 1962 году Второвская школа была реорганизована в восьмилетнюю. Многие второвцы продолжали образование в средней школе поселка Мирный.
Школа в селе Второво «Если вы спросите у жителей Второва о самых уважаемых людях села, то в числе первых они непременно назовут имя Анны Михайловны Старовой. Не за какие-нибудь выдающиеся дела или особые заслуги - за то, что незаметно, постоянно, добросовестно выполняет свой долг, воспитывает нового человека. Она учительница восьмилетней школы, ведет начальные классы и все свои силы отдает работе с детьми. Давно известно, что высокое назначение народного учителя истребует от него увлеченности и творчества в работе. Он — воспитатель высоких чувств учащихся, веры в светлое коммунистическое завтра. И нет человека, к судьбе которого не был бы причастен учитель: все люди проходят через школу. За ученической партой начинается сознательная жизнь каждого человека. Учителю доверено самое ценное на земле — дети. Как зима обнажает четкий скелет деревьев, так годы выявили основную суть дела, которому служит Анна Михайловна, цель ее жизни. Стало большой потребностью отдавать людям свои знания. И она охотно отдает их детям, их родителям, своим односельчанам. С горячим упоением относится Анна Михайловна к работе. И не случайно у ее учащихся глубокие, прочные знания. - Если ребенок с детства приучен трудиться,- говорит учительница, - то он и в будущем с успехом справится с любой работой. И Анна Михайловна сызмальства прививает ученикам основную черту человека трудолюбие. Школьники о интересом работают на уроках, не бывает случаев, чтобы кто-то из ребят не выполнил домашнего задания. У каждого воспитаны навыки аккуратности, бережного отношения к школьному имуществу. Класс отличается организованностью во всем. Дети внимательны друг к другу, вежливы. Эту неутомимую труженицу отличает творческое отношение к работе, неуемное стремление к совершенству методов своего труда. Но каждой изучаемой теме Анна Михайловна продуманно организует систему тренировочных упражнений. Она изготовила массу оригинальных наглядных пособий, которые используются на протяжении всего урока, как при объяснении, так и при закреплении материала. Анна Михайловна Старова - руководитель школы передового педагогического опыта. На протяжении нескольких лет она постоянно работает над двумя темами. Одна из них посвящена использованию наглядных пособий на уроках, вторая — тренировочным упражнениям, как средству повышения грамотности учащихся. Три выпуска из четвертого класса сделала учительница. Сейчас она готовит к выпуску новый четвертый класс. Воспитанники Анны Михайловны Старовой успешно учатся в техникумах, педагогических и медицинских училищах, многие зорко охраняют рубежи нашей Родины. И учительница ясно испытывает прекрасное сознание того, о чем вдохновенно сказал писатель А.А. Фадеев: «Учитель! Слово-то какое... Учитель! Легко сказать! В нашей стране, где учится каждый ребенок, это первый человек. Будущее наших детей нашего народа - в руках учителя, в его золотом сердце» («Знамя», 7 марта 1966). «Растет достойная смена Более 50 ребят Второвской восьмилетней школы посещают кружок юных натуралистов. Они с большим удовольствием работают на своем пришкольном участке, совершают экскурсии на поля и фермы родного совхоза «Второво». Прививает им любовь к природе, сельскому хозяйству, родному краю, коллективному труду учительница ботаники Р.Ф. Тутушкина. В этом году на своем огороде юннаты выращивали картофель, огурцы, помидоры, капусту, сеяли рожь. Заботливо ухаживали они за культурами, поливали, проводили различные опыты. Урожай выдался на славу. Недавно на торжественной линейке были подведены итоги летней работы на пришкольном участке. Лучшие юннаты отмечены ценными подарками. Т. ГРИГОРЬЕВА, пионервожатая Второвской восьмилетней школы» («Знамя», 8 октября 1966).
«Учительницу начальных классов Второвской восьмилетней школы Анну Михайловну мы застали в окружении своих воспитанников. Они усердно трудились над изготовлением подарков для своих мам, бабушек и сестер к Международному женскому дню 8 марта. Перед ребятами лежали цветные карандаши, ножницы, иголки, клей. Одни клеили, лепили, другие раскрашивали. Учительница подходила к каждому из них и давала советы, как надо сделать, чтобы подарок выглядел лучше и красивее. Когда работа была закончена, ребята стали собираться домой. Как заботливая, ласковая мать, Анна Михайловна каждому помогла одеть пальто, шапку, завязать платок. — До свидания, Анна Михайловна, — говорили малыши, веселой гурьбой покидая кабинет. Наступила тишина. Мы остались вдвоем. Анна Михайловна стояла у окна и с улыбкой смотрела вслед убегающим ребятам. — Да, за 23 года работы в школе немало сделала, — произнесла учительница. — Много пришлось вложить труда, умения и настойчивости, чтобы каждого научить правильно писать, читать, уважать и ценить труд окружающих. Нелегко, конечно, это дается. Но плоды своего труда можно увидеть, если по-настоящему полюбить свое дело, с интересом относиться к судьбам детей, иметь тесный контакт с родителями. — Очень отрадно то, — продолжала Лина Михайловна, — что мой труд не пропадает даром. Многие мои бывшие ученики, уже определившие свои жизненные пути, не забывают свою первую учительницу. Они советуются, рассказывают, как учатся, работают, присылают поздравительные открытки. Среди них — подруги Валя Савинова, Роза Скворцова и Оля Шишенкова, Инна Воронина, Зина Соловухина и другие. Анна Михайловна — активный общественник. Она председатель местного комитета профсоюза, лектор-пропагандист, руководитель школы передового опыта учителей начальных классов района. Благодаря старанию и добросовестному труду она завоевала авторитет среди своих коллег, среди рабочих совхоза «Второво». Им несет она знания, а в ответ за это получает почет и уважение. Немало забот у Анны Михайловны и как у депутата районного Совета. Необходимо выполнить все наказы избирателей. В прошлом году А. Старова на сессии райсовета поставила вопрос о ремонте школы. Здание школы было отремонтировано. Вместе с односельчанами выходила А. Старова и на воскресники по озеленению сельской улицы. Была заложена аллея, которой дали имя аллеи «Мира и труда». Всех дел не пересчитать. Днем и вечером идут к Анне Михайловне местные жители, делясь с ней своими горестями и радостями, своими сокровенными мыслями, с просьбами. Не зная покоя и устали, выполняет А. Старова свой депутатский долг. А не в этом ли человеческое счастье — чувствовать, что нужна людям, что твоя работа приносит другим радость, хорошее настроение! Н. КАЛАШНИКОВА» («Знамя», 12 марта 1967).
А.М. Старова «Успех учащихся ВТОРОВО. Учащиеся нашей школы дружно встали на трудовую вахту в честь юбилея Советского государства. Комсомольцы убрали в совхозе «Второво» 2,5 гектара картофеля, а учащиеся 7-го класса выбрали 4 тонны моркови на Второвском опытном поле. Остальные ребята собирали металлолом. Его заготовлено 1500 килограммов. Во всесоюзном трудовом воскреснике участвовали и первоклассники. Они убирали территорию школы. Погода способствовала успеху ребят. День был солнечный и ясный, и ребята с удовольствием работали, соревнуясь друг с другом. Особенно хорошо потрудились в этот день Валентина Семкина, Евгений Федоров, Галина Аксенова, Галина Гущина, Владимир Базанов, Сергей Пахомов, Александр Леванов, Тоня Малова и многие другие. Нина ЩЕКУНОВА, старшая пионервожатая» («Знамя», 10 октября 1967). «Пионеры и октябрята Второвской средней школы готовятся достойно встретить славный юбилей Великого Октября. Они не только собирают металлолом, помогают в уборке овощей Второвскому опытному полю, но и изучают материалы полувековой истории Советского государства. 16 октября прошел интересный сбор в 3-м классе. Сбор был посвящен памяти нашего земляка, отважного комсомольца Ивана Дмитриевича Хрупова, геройски погибшего 4 ноября 1944 года в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Комсомолец Ваня Хрупов был награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны I степени. Октябрята за целый месяц начали подготовку к сбору: учили стихотворения о Великой Отечественной войне, разучивали песни. И вот настал этот долгожданный день. На сбор пришли родители Вани Хрупова — отец Дмитрий Андреевич и мать Анна Евстигнеевна. В центре класса, на столе украшенный цветами стоял портрет Вани. Сбор открыли сдачей рапортов командиров звездочек и песней «Священная война». Затем выступила учительница Надежда Тихоновна Севрюгина. Вот что услышали ребята из ее рассказа. — Ваня Хрупов жил в нашем поселке, учился в нашей школе. Когда над Родиной нависла смертельная опасность, он взял в руки оружие и пошел защищать нашу славную Родину, нас с вами. Жизнь его коротка, он погиб в двадцать лет. Отдал жизнь, чтобы мы могли жить свободно и счастливо. Отец Вани, Дмитрий Андреевич, горячо благодарил учителей и ребят за то внимание, которое они оказывают его сыну. — Если вам, ребята, — сказал он в заключение, — придется защищать наше Отечество от врагов, то сражайтесь так, как боролся мой сын Ваня. Люда Солдатова, Коля Астафьев и Женя Акимов прочитали «Балладу о памятнике» Маршака. В исполнении Жени Гущина прозвучало стихотворение Твардовского «Рассказ танкиста». С большим вниманием октябрята прослушали письмо, которое Ваня прислал свoей старой учительнице Раисе Александровне Матвеевой, с фронта. Саша Лабутин познакомил ребят со своим стихотворением «Смерть командира», посвященным герою Отечественной войны В. Хрупову. Ребята почтили память погибших в боях за Родину минутой молчания. И вновь звучат стихи Исаковского «Навек запомни» и «Слава народу». Затем Надежда Тихоновна обратилась к учащимся: — Октябрята, будьте достойны светлой памяти отважного комсомольца Вани Хрупова. Ребята хором ответили: «Клянемся учиться так, как учился Ваня Хрупов. Клянемся любить свою Родину так, как любил ее Ваня Хрупов». Н. ЩЕКУНОВА, старшая пионервожатая Второвской средней школы» («Знамя», 26 октября 1967). «В настоящее время в школе обучается 217 учащихся, на преподавательской работе занято 20 учителей. Выпускники Второвской школы трудятся на самых различных участках: в промышленности, сельском хозяйстве, возглавляют очаги культуры, несут службу в рядах доблестных Вооруженных Сил СССР. Учителями работают З.М. Марунина, З.И. Марунина, Л.М. Данилова, Ф.В. Зайцева, Р.А. Хромова, З.И. Шуралева, медработниками — В.М. Марунина, Г.В. Головцова, Р.С. Солоухина, Г.П. Салькова, специалистами сельского хозяйства — Н.С. Левкин, Кряжева, кончили военные училища и стали офицерами А.М. Ермаков, А.В. Рунов, Г.С. Солоухин. В. ФЕДОСЕЕВ, пенсионер, бывший директор Второвской школы» («Знамя», 2 сентября 1969). ««ДОРОГОЙ И БЛИЗКИЙ» Так назвали мы стенд, рассказывающий о детских и школьных годах Володи Ульянова. Мы просмотрели и прочитали много книг и журналов, где описывается жизнь Владимира Ильича, собрали иллюстрации советских художников, фотографии Ленина. Весь этот материал помогает нам глубже познакомиться и изучить жизнь дорогого и близкого нам человека — В.И. Ленина. К нам в гости приходят ребята из других отрядов. Их приветливо встречают экскурсоводы из числа пионеров, которые охотно рассказывают о материалах, связанных с революционной деятельностью Ленина. Наш отряд поставил перед собой задачу не только хорошо учиться, но и принимать активное участие в общественной жизни школы и села, в котором мы живем. Тамара РОЖКОВА. Отряд имени Сергея Тюленина. С НАМИ РАЗГОВАРИВАЛ ЛЕНИН В седьмых и восьмых классах нашей школы был проведен диспут «С нами разговаривал Ленин». Задолго до начала диспута разработали вопросы, на которые должны были ответить школьники. И вот настал день, который на всю жизнь сохранится в памяти ребят. С большим волнением и вниманием все присутствующие прослушали живой голос Ильича, записанный на грампластинку. А затем ребята рассказывали о том, как они претворяют в жизнь ленинский завет «учиться, учиться и учиться», как они стремятся быть похожими на Ильича. У всех было такое чувство, как будто сам Владимир Ильич пришел к нам в гости, поговорил и указал нам путь, по которому мы должны идти вперед, к победе коммунизма. Люба СЕМЕНОВА, секретарь комсомольской организации. О ТЕХ, КТО ЗАЩИЩАЛ ЗАВОЕВАНИЯ ОКТЯБРЯ В годы Великой Отечественной войны советский народ отстаивал завоевания Октября от злейшего врага человечества — фашизма. Многие наши земляки участвовали в боях за Родину, защищали социалистическое государство, основателем которого был В.И. Ленин. Пионеры нашего отряда получили задание собрать материал о бывших фронтовиках. И вот мы отправились на поиски. В каждом доме нас встречали, как желанных гостей. Участники Отечественной войны охотно рассказывали нам о днях суровых битв, о своих боевых друзьях-товарищах. Мы побывали у родных и близких тех, кто погиб в смертельной схватке с врагом, честно исполнив свой долг перёд Родиной. Их рассказы о сыновьях и братьях мы внимательно слушали и записывали в тетради. Весь материал оформили в альбом «Наши земляки — участники Великой Отечественной войны». В нем помещены фотографии павших героев и рассказы о каждом из них. Хорошо, просто, по-дружески прошла встреча с бывшими фронтовиками, которые в настоящее время живут в нашем селе и трудятся на различных хозяйственных участках. Вера ФЕДОСЕЕВА Отряд имени Лизы Чайкиной. О ВЕРНОМ ДРУГЕ ЛЕНИНА Надежда Константиновна Крупская — друг, соратник и жена В.И. Ленина — была большим и добрым другом детей. В день, когда весь советский народ отмечал 100-летие со дня рождения Н.К. Крупской, ребята провели устный выпуск журнала «Верный друг Ленина». Внимательно прослушали пионеры и наши гости странички из журнала, который проходил очень интересно. Юные чтецы и корреспонденты познакомили присутствующих с жизнью и деятельностью Надежды Константиновны, с местами, где ей приходилось жить, работать и бороться вместе с В.И. Лениным. Школьный хор исполнил любимые песни Н.К. Крупской. Светлана ЕРМОЛАЕВА, старшая пионервожатая НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ ИЛЬИЧА Недавно состоялось родительское собрание. Директор школы В. Г. Федосеев выступил с докладом на тему: «Задачи школы и родителей в обучении и воспитании подрастающего поколения на примере жизни В.И. Ленина». Большой интерес у родителей вызвала выставка детского творчества. Экспонаты выставки с интересом осматривались посетителями. Юные самодеятельные артисты показали интересный содержательный концерт. Г. ИВАНОВА. * * * Сейчас пионеры и школьники готовятся к конкурсам на лучшее чтение стихов о Ленине, на лучший рисунок на тему «Ленинские мечты претворяются в жизнь». Каждый отряд ведет переписку с домами-музеями В.И. Ленина в Горках, Ульяновске, Подольске и других городах нашей страны» («Знамя», 6 марта 1969).
«Давно отгремели последние бои. Страна залечила нанесенные войной раны. Но вечно будут жить в сердцах людей имена героев, отдавших для победы свою жизнь. Светлая память о них жива. Недавно пионеры отряда имени Любы Шевцовой Второвской восьмилетней школы провели сбор «Они первыми приняли бой на себя». Ребята тщательно готовились к нему: учили новые стихи и песни, читали книги об участниках Великой Отечественной войны. В своих выступлениях, стихах, песнях пионеры прославляли народных героев. Перед присутствующими проходили образы защитников нашей Родины - героев Брестской крепости, героев-владимирцев Гастелло и Лопатина, героев молодогвардейцев и многих других. Выразительными были выступления И. Тутушкиной, Н. Гришиной, И. Кабановой. Хорошо читали стихи Н. Сулоев, В. Панкин, А. Кузнецов. «Нет, никогда не забудет народ защитников своих», — звучат, как клятва, слова пионеров. Поколение юных будет достойным наследником своих отцов и старших братьев, ибо воспитывается оно на лучших боевых и трудовых традициях нашего народа. И. ИВАНОВА» («Знамя», 27 октября 1970).
«Ученики Второвской восьмилетней школы подготовили свой подарок открывающемуся сегодня партийному съезду. В течение третьей учебной четверти они получили сто пятерок. Наибольших успехов добились Ирина Братанова, Валерий Виноградов, Ольга Лучкова, Татьяна Столбова, Сергей Черкасов, Светлана Хохлова. Мы поставили перед собой задачу в дальнейшем увеличить число отличных отметок. Ученики 5 класса Второвской восьмилетней школы» («Знамя», 30 марта 1971).
«Олимпиады по химии, биологии, математике проводились в дружине имени Олега Кошевого Второвской восьмилетней школы. Пионеры занимаются изучением истории своей организации. Были проведены вечера встреч с первыми второвскими пионерами, комсомольцами, вожатыми. Ребята собрали обширный материал о своих предшественниках, много фотографий, начиная с двадцатых годов» («Знамя», 18 мая 1971).
«Шесть тонн металлолома собрали пионеры Второвской средней школы. В школе организовано 9 кружков, 5 спортивных секций, действует клуб интернациональной дружбы, организован пионерский патруль. Наиболее удачной является в дружине поисковая работа» («Знамя», 18 мая 1971).
«Красивое имя дали старшеклассники средней школы № 1 г. Камешкова своему лагерю труда и отдыха. Они назвали его «Радужный». Разместился лагерь во Второвской восьмилетней школе. Под его флагом 122 девятиклассника (в две очереди) отдыхают, трудятся, занимаются полезными делами. Большую помощь оказывают школьники совхозу. Они посадили капусту, куузику, сейчас ведут уход за ними. В первые дни резали картофель для посадки, иногда выходили на заготовку веточного корма. Ежедневно — 4 часа труда. В остальное время — целенаправленный разумный отдых. В распоряжении лагеря имеются две грузовые машины. Под руководством преподавателей автодела И.Г. Силакова и Л.Г. Грома школьники учатся вождению автомобиля. «День без мысли, без чтения, без умственного напряжения — напрасно прожитый день» — эти слова педагога Сухомлинского нашли яркое отражение в проводимых в лагере мероприятиях. Политинформации и беседы, обзоры новинок и газетных статей, просмотр кино и телепередач заняли видное место. Все это удачно сочетается с концертами художественной самодеятельности, походами на Клязьму, соревнованиями по футболу и волейболу, массовыми танцами. Л. ПЕТРОВА» («Знамя», 24 июня 1972).
«Внутришкольные соревнования хоккеистов Юные хоккеисты села Второва имеют неплохую хоккейную коробку. Ее оборудовали во дворе местной восьмилетней школы старшеклассники под руководством преподавателя труда А.М. Елизарова. Надлежащий порядок ребята поддерживают сами. Здесь уже проведены внутришкольные соревнования на приз клуба «Золотая шайба». Победила команда «Ракета». Ей в ближайшее время предстоит вести хоккейные баталии с командами других школ за право участвовать в районном розыгрыше приза клуба «Золотая шайба». Л. РОДИОНОВА» («Знамя», 30 января 1973).
«Во второвской восьмилетней школе прошел утренник на тему: «Знай, помни, чти их имена». Перед ребятами выступили участники Великой Отечественной войны пенсионер В.Г. Федосеев и начальник станции В.И. Гусева. Заведующая сельской библиотекой Л.А. Саченко провела обзор литературы с книжной выставки. *** Наша «Зарничка» Тщательно готовились к этой игре ученики 2—4 классов. Сами делали себе форму, выбирали род войск, отрядную песню, проводили репетиции. Настал долгожданный день. В школьном зале выстроились ровными рядами «танкисты», «пехотинцы», «моряки». Командиры отрядов сдают рапорта о готовности начать игру. Директор школы Г.К. Зимина желает ребятам успеха. Соревнования начались со смотра строевой подготовки. Затем ребята бросали мячи в цель. Немногим удалось пройти по лежащему канату, чтобы ни разу не ступить ногой на пол. Отрядные художники в это время состязались между собой. На улице каждому отряду предстояло разыскать хитро спрятанный флажок и бесшумно подкрасться к часовому. И вот финал. Судьи — комсомольцы девятого класса — подводят итоги. Победителем «Зарнички» оказались «моряки» — отряд четвертого класса. Они были торжественно награждены Почетной грамотой. Г. СИНЯКОВА, старшая пионервожатая Второвской средней школы» («Знамя», 17 февраля 1973).
«Состоялась встреча выпускников 56 года Второвской средней школы. Инициаторы встречи выпускники А. Байюков, Н. Куприясов, А. Никонова, В. Шишонков собрали вместе около тридцати своих школьных товарищей. Они приехали из Иванова, Москвы, Владимира, Уфы, Камешкова и других мест. Каждая новая встреча со школой — это встреча с детством, с лучшими годами радужных и счастливых надежд. Это и проверка прожитых лет. С замиранием сердца, с волнением на лицах переступили школьный порог и сели за парты солидные уже люди. Двадцать лет тому назад отсюда началась их самостоятельная, «взрослая» жизнь. По-разному сложились их судьбы. Кто-то следовал своей юношеской мечте, кто-то нашел себя путем долгих исканий и испытаний. И пот сейчас встретились они, с радостью узнавая в измененных временем лицах те отличительные памятные черты детства. Есть среди них учителя и летчики, партийные
работники и врачи, инженеры и рабочие. Непринужденно и весело проходила эта встреча. Было много воспоминаний о смешных и не очень случаях на уроках. В памяти, оказывается, сохранились многие подробности школьной жизни. Они рассказывали о своей работе, семьях. Много было сказано добрых слов в адрес учителей, родной школы. Чувство благодарности к учителям, отдавшим им частицу себя, своего тепла и доброты сохранили они и своих сердцах. Встреча была очень теплой и радушной и оставила самые приятные впечатления и у учителей, и у их бывших учеников. В. Головцов, бывший учитель истории, ныне пенсионер» («Знамя», 1 июля 1976).
«НА ПИОНЕРСКОМ СБОРЕ Этот пионерский сбор в шестом классе Второвской восьмилетней школы прошел при такой активности ребят, которая далеко не всегда бывает. Тема сбора: «Земля Владимирская — гордость моя». Видимо, уже выбор темы предопределил большой интерес. Потому что, когда речь идет об исторических событиях, происходящих в той местности, где мы живем, о фактах нашей жизни, о людях, которых мы знаем, то это воспринимается по особому, принимается особенно близко к сердцу. Да к тому же школьники в процессе подготовки под руководством учительницы Н.Д. Ториловой сами искали, отбирали многие из этих фактов, событий. На сборе выступили Наташа Тихонова, Леня Лебедев, Лена Сидорова, Валя Гринина и другие пионеры. Они говорили о далеком прошлом Владимирской земли, о революционных событиях в нашем крае, об участии владимирцев в Великой Отечественной войне, о героях войны и труда. Когда зашел разговор о передовиках сельскохозяйственного производства, на помощь ребятам пришла экономист совхоза «Второво» З.И. Дианычева. Она рассказала, как добросовестно и самоотверженно работают в хозяйстве механизаторы М.И. Золкин, А.И. Сомов, доярки А.В. Федорова, В.С. Хорева и другие. 3.И. Дианычева в популярной форме поведала также об итогах сельскохозяйственного года в совхозе и о том, что намечено на год будущий. Потом была беседа у книжной выставки «Люби и знай свой край». Ребята познакомились с брошюрой «Аким Горшков — председатель», с книгой «Жизнь учительницы», которую написала преподававшая во Второвской школе Р.А. Матвеева, с некоторыми произведениями Владимира Солоухина, Сергея Никитина и других владимирских писателей, в творчестве которых большое место отведено родному краю, его природе, его трудолюбивым людям. На сборе присутствовали все учителя школы. Решено подобные мероприятия проводить чаще. Л. САЧЕНКО, заведующая Второвской сельской библиотекой» («Знамя», 11 января 1977).
«В ДНИ КАНИКУЛ Ученики Второвской восьмилетней школы интересно проводят свои зимние каникулы. Весело встречали они Новый год. Ребята из младших классов с удовольствием смотрели любимые сказки в диафильмах «О Попе и работнике его Балде», «Золушка» и другие. На этом утреннике ученики старших классов, участники школьного кукольного театра, показали малышам пьесу «Дед Мороз». Семиклассники побывали на экскурсии во Владимире, стали участниками новогоднего праздника в областном драмтеатре. Там они встретились с Дедом Морозом, Снегурочкой, персонажами любимых сказок. Старшеклассники занимаются также ремонтом спортивного инвентаря. До начала второго учебного полугодия в школе пройдут концерты художественной самодеятельности, вечер ответов и вопросов «Что? Где? Когда?», техническая викторина и другие мероприятия. В. МОРОЗОВА» («Знамя», 8 января 1980).
«ШКОЛЕ НУЖНА ПОМОЩЬ На протяжении многих лет преподаватель истории и обществоведения Второвской средней школы Римма Николаевна Пейдус добивается от учащихся прочных и глубоких знаний. Проводит уроки на высоком идейно-политическом уровне с широким применением наглядных пособий и технических средств. Римма Николаевна ведет большую внеклассную работу по своему предмету, делится опытом с молодыми учителями, часто выступает на заседаниях методических объединений, педсоветах. Р.Н. Пейдус является секретарем партийной организации школы, членом первичной организации общества «Знание». Ее имя занесено на районную Доску почета.
Р.Н. Пейдус
Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» выдвинуло перед школой важные задачи. Как же они решаются в нашем коллективе? В разработанных мероприятиях предусматривается повышение идейно-политического воспитания педагогов и школьников через занятия в теоретическом семинаре, изучение произведений классиков марксизма-ленинизма, программных документов партии и правительства, книг Л.И. Брежнева, политинформации, клуб «Наш Ленинский комсомол» и общественно-политический лекторий. Большое нравственное удовлетворение испытывают октябрята, путешествуя вместе со своими вожатыми-пионерами по стране Октября, и юные ленинцы, выполняя поисковые задания под девизом «Пионеры всей страны делу Ленина верны!» С огромным желанием участвуют ребята в конкурсах политических плакатов, стихов и песен на темы: «Нет! — войне», «За детство счастливое наше спасибо, родная страна!» Каждого ученика стараемся привлечь к занятиям в кружках, спортивных секциях, к проведению праздников и вечеров. Но есть группа учащихся, которые требуют особого внимания и со стороны учителей, и со стороны родителей. Конечно, можно было бы увлечь их научно-техническим творчеством или музыкой, но… Кружки работают лишь при школе, они не созданы при клубе Второвского торфопредприятия. Подростки... Чем занять их, заинтересовать? Этот больной вопрос — тема для совместного обсуждения с партбюро, торфкомом торфопредприятия. Но и отделу культуры райисполкома, райкому комсомола следует больше и строже спрашивать о работе с подростками с заведующих клубами, библиотеками, руководителей детских секторов. Серьезные трудности испытываем мы в музыкальном оформлении вечеров, праздников. Причина одна: нет музыкального работника в школе, в клубе, а поэтому нет и массовости в организации художественной самодеятельности. Нравственные основы личности закладываются в семье. Связям с родителями школа уделяет неослабное внимание. Создан родительский лекторий. Тематика бесед, лекций различна: она охватывает вопросы идейного, трудового, эстетического воспитания. Регулярно, в соответствии с планом проходит единый день педагогического всеобуча. Однако партийной организации и учителям школы придется еще немало потрудиться над устранением имеющихся недостатков. Необходимо повысить активность родительского комитета, шире привлекать взрослых к проведению внеклассных мероприятий, усилить ответственность родителей, особенно отцов, за воспитание детей. Добиться, чтобы мать и отец нашего ученика были друзьями, помощниками классного руководителя, педагогов. Общественно полезный труд в школе имеет разнообразные формы: уборка классных комнат, работа на опытном участке, сбор макулатуры, металлолома и др. В летнее время на базе Второвского опытного поля организуется лагерь труда и отдыха школьников. Трудятся ребята старательно, добросовестно. Вместе с тем сколько мы ни просили администрацию Опытного поля расширить сферу деятельности учащихся в сельскохозяйственном производстве, все безрезультатно. Одна прополка, прополка и прополка. Мало того — в начале сентября прошлого года школьники стали свидетелями гибели плодов своего труда. Сколько дней было потрачено на заготовку веточного корма! И что же? Веники вывезены в хозяйство лишь в небольшом количестве, большая же их часть сгнила. 1980 год — год 110-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина. Мы стараемся перенять опыт Ульяновской областной парторганизации по использованию в комплексном воспитании подрастающего поколения великого ленинского примера, биографии вождя, революционного подвига его соратников. В школе предусмотрено провести такие мероприятия, как теоретическая конференция «Ленин и теперь живее всех живых», комсомольское собрание «Комсомол, ты и время», устные журналы «Художники о Ленине», «Музыка в жизни Ильича», Всесоюзный ленинский зачет, Ленинские уроки и чтения. Постановление ЦК КПСС по идеологии заставило партийную организацию и педагогический коллектив школы пересмотреть всю политико-воспитательную работу, чтобы проводить ее более эффективно и качественно. Но, как показывает действительность, школе в этом деле нужна помощь других организаций. Р. ПЕИДУС» («Знамя», 20 января 1980).
«ДЛЯ МАЛЫШЕЙ Во Второвской восьмилетней школе работает кукольный театр. Руководит им учительница В.П. Морозова. Все спектакли, подготовленные юными артистами-кукольниками, пользуются неизменным успехом у зрителей. На днях кружковцы показали кукольное представление «Дед Мороз» ребятам из группы продленного дня. Лиза Морозова, Лена Пухова, Света Фадеева, Рая Атисова, Ира Константинова и другие активисты кружка регулярно посещают репетиции, с большим желанием участвуют в спектаклях и в общешкольных мероприятиях. Например, в настоящее время они тщательно готовятся к конкурсу чтецов. На утреннике, посвященном памяти В.И. Ленина, участники конкурса прочли стихи, рассказы и поэмы о вожде революции. М. Орлова» («Знамя», 22 января 1980). «ЧАСЫ МУЖЕСТВА, посвященные 35-легию Победы, прошли во Второвской восьмилетней школе. На них ребята узнали имена героев, павших за освобождение Отчизны от фашистского ига, о городах героях, о трагедии небольшой белорусской деревеньки Хатыни, о великонародном подвиге. День Победы школьник отметили не только праздничным утренником и другими торжествами, но и трудовым десантом в честь знаменательной даты. Старшие классы собирали металлический лом, а начальные продолжили операцию «Миллион—Родине» сбором макулатуры. В. МОРОЗОВА» («Знамя», 13 мая 1980). «Пионеры дружины имени Павлика Морозова поддерживают в порядке памятник погибшим воинам в поселке Мирный и обелиск юному пионеру, убитому кулаками, трудятся в зоне пионерского действия. Особенно следует отметить работу тимуровцев отряда имени А.П. Гайдара. Пионеры и комсомольцы помогают совхозу «Второво», Второвскому опытному полю в разборке семенного картофеля, уборке урожая» («Знамя», 17 мая 1980).
В 1981 г. вручены награды за большую многолетнюю работу по обучению и воспитанию учащихся: Знак «Отличник народного просвещения» — П.И. Белоглазовой (Второвская средняя школа)… «М.С. БЛИНОВ, преподаватель трудового обучения Второвской средней школы В 1980-81 учебном году в нашей школе трудовое обучение учащихся 9-10 классов велось по новой программе. Опыт показал, что изучение курса «Тракторы. Технология механизированных работ в полеводстве и основы агрономии» способствует коммунистическому воспитанию учащихся, их всестороннему и гармоничному развитию, подготовке к производительному механизированному труду. Сверх учебного плана ведется индивидуальное обучение учащихся вождению трактора. Для учащихся, проявляющих интерес к технике, организован кружок «Юный механизатор». В этом году на права тракториста сдали 18 учащихся. Однако следует отметить, что у нас недостаточная материальная база. Школьный трактор без кабины и обучение вождению в зимнее время затруднено» («Знамя», 3 сентября 1981).
«Нам в дружине интересно Прошло совсем немного времени с тех пор, как прозвенел первый сентябрьский звонок, а у нас в дружине уже было много интересного. В один из сентябрьских дней состоялась линейка памяти дружинного героя Павлика Морозова. На линейке мы почтили память героя минутой молчания, а затем к памятнику возле школы возложили цветы. Слова прощания с летом прозвучали возле пионерского костра, который получил название «Дорогами пионерского лета». В тесном кругу друзей пионеры рассказывали о своих летних путешествиях. Саша Гаранькин побывал летом в Артеке. Сашин рассказ о международном пионерском лагере был самым интересным. Возле костра мы пели наши любимые песни, играли. Интересно прошел конкурс «Что? Где? Когда?» в клубе поселка Мирный. Участие в конкурсе принимали пионеры 6—8 классов. Вход на вечер был разрешен только по билетам, цена которых — номер художественной самодеятельности, аттракцион, игра или танец. Несколько раз во время конкурсов стрелка волчка останавливалась напротив цветных карточек. Это значит - ребята из зала должны были выходов на сцену к микрофону и развлекать всех присутствующих. Соревнование в эрудиции между знатоками и зрителями закончилось со счетом 6:5 в пользу знатоков. За правильные ответы ребята получали приз — книгу. Сейчас в отрядах в самом разгаре разведка пионерских дел. Нам в дружине интересно. Наташа ПАХОМОВА, член совета дружины Второвской средней школы» («Знамя», 1 ноября 1986).
«ГДЕ ИСКАТЬ ПОТЕРЯННЫЕ ЗНАНИЯ?» Так назывался сбор дружины им. П. Морозова, который прошел недавно во Второвской средней школе. Цель данного сбора заключалась в том, чтобы обнаружить, где к как ученики теряют свои знания или недополучают их. Разобраться в этом сложном вопросе ребятам помогла пионерская агитбригада, которая показала эпизоды из школьной жизни, в героях некоторых из них ребята узнавали себя. Всего 45 коротких минут длится урок. Узнать как можно больше — наша цель. А сколько этого драгоценного времени порой пропадает даром? Из-за плохого поведения, невнимательности, опозданий и т. д. В этом пионеры убедились, когда проанализировали результаты рейдов членов совета дружины. Много причин потери знаний удалось раскрыть на сборе. Было вынесено решение прекратить в отрядах списывание, наладить дисциплину на уроках. Конечно же, был затронут вопрос о нерадивых учениках. Их решили «взять на буксир». Все пионеры поддержали мысль, выраженную в песенке (на мотив песни «Голубой вагон»), которую исполнила агитбригада. «Нет не ерунда, ребята, двойка, Двойка — она словно динамит. И на двойку слепленная стройка Дунь сильнее — в щелки полетит. Сегодня двойка лишь в учительском журнале. Или в твоем, увы, плачевном дневнике. А завтра лопнут очень важные детали, Что изготовлены на двойку на станке...» После сбора агитбригада выступила со своей программой на школьном собрании. *** Но участие во Всесоюзной наделе «Театр детям и юношеству» пионеры дружины приняли. Попробовали свои силы и на сцене. За эту неделю малышам удалось посмотреть несколько инсценировок сказок, таких как «Двенадцать месяцев» (4 кл.), отрывок из сказки «Золотой башмачок» (5 кл.), инсценировку басни Крылова «Ворона и лиса», сценку «Митрофанушка». А октябрятам 2 класса удалось побывать на цирковом представлении в филармонии города Владимира. Все ребята весело встретили Новый год, отлично отдохнули на каникулы, несмотря на морозы. С новыми силами начали заниматься в 3-й четверти. И. АНТИПОВА, ст. пионервожатая Второвской средней школы» («Знамя», 20 января 1987).
«Пионервожатая Второвской средней школы Миронова Татьяна Николаевна воспитывает в своих пионерах милосердие к одиноким инвалидам, наставляет быть внимательными и чуткими по отношению к этим людям. Девочки этой школы Наташа Луговкина, Надя Арапова, Лена Сулоева регулярно навещают меня спрашивают чем помочь. Поручаю им сходить на почту или другие дела. В день 8 Марта девочки поздравили меня и даже принесли подарок, изготовленный своими руками — сшили фартук. Узнали в сельсовете, когда у меня день рождения и 29 апреля поздравили. Я удивилась и была тронута этим до слез. Последние два месяца чувствую себя плохо, правая нога ампутирована, ощущаю осложнения и с левой — ужасные боли, обуть ничего нельзя. А телефона дома нет, чтобы вызвать врача, соседи приезжают только в выходные дни. Даже за почтой в коридор выйти сложно. На пенсии я уже двадцать с лишним лет, была передовой работницей, депутатом сельского Совета, награждена медалью к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. И так обидно, что никто теперь не вспоминает обо мне, депутат ходит мимо, но не зайдет узнать, как дела, жива ли. Так что я очень благодарна девочкам из школы и их пионервожатой Т.Н. Мироновой. Ф. ЕЛФИМОВА, инвалид 1 группы, с. Второво» («Знамя», 23 мая 1991).
«С ребятами Второвской неполной школы у нас давняя связь. Во многих мероприятиях Второвского Дома культуры они самые активные участники. В этом году был под угрозой срыва праздник, посвященный Дню защиты детей — 1 июня, из-за того, что клуб закрыт на ремонт. Но сейчас уже можно с уверенностью сказать, что ремонтники не подведут и праздник для детей обязательно состоится. Это будет большое развлекательное действо с аттракционами, конкурсами разнообразными играми. Кстати о ремонте: в клубе сделали подвесные красивые декоративные потолки, крышу закроют железом, оформится новая комната народного творчества, где будет постоянно действовать (вроде музея) выставка экспонатов, поделок народных умельцев всей Второвской зоны. И. ЗАМОГИЛИНА, директор Второвского ДК» («Знамя», 22 мая 1993). «Во Второвской школе прошло коллективное творческое дело «Расскажу о хорошем человеке». Учащиеся встречались с уважаемыми людьми родного села. Что ни человек, то интересная судьба. В результате работы возникла идея: собрать всех этих людей на праздник. Вела его завуч школы, учитель русского языка и литературы Лебедева Лариса Ивановна. Ребята рассказали о старосте села Ионове Викторе Александровиче, бывшем начальнике станции Гусевой Валентине Ивановне, учителе физической культуры этой школы Морозовой Валентине Павловне (ее педагогический стаж — 40 лет), заведующей детским садом Симаковой Клавдии Яковлевне. Одна из страниц была посвящена человеку, которого, к сожалению, нет в живых, но одна из улиц села носит его имя. Это Матвеев Николай Яковлевич — бывший директор совхоза «Второво». Особенно понравилось гостям выступление учащихся 5 класса: Силова Вани, Прохорова Толи, Охапкина Андрея, Мокина Артема, Выставкина Максима, Егоровой Тани, Денисовой Оли и Давыдовой Оли. В заключение ребята подарили гостям подарки, сделанные своими руками. Закончился праздник чаепитием. Весь собранный материал об односельчанах будет храниться в Краеведческой комнате, открытие которой планируется в следующем учебном году. А. КАСЯНЧУК, и.о. директора Второвской школы» («Знамя», 17 мая 2002).
«9 ноября в котельной Второвской основной общеобразовательной школы произошел пожар. В результате котельная сгорела полностью. На следующий день распоряжением главы администрации района для определения ущерба и мер по восстановлению котельной была создана комиссия, которая и выезжала на место происшествия. В настоящее время районной администрацией определены мероприятия по организации учебного процесса 138 учащихся Второвской школы» («Знамя», 15 ноября 2002).
«Из-за пожара в котельной Второвской общеобразовательной школы учебные занятия были перенесены в Мирновскую среднюю школу. О том, как проходит учебный процесс, редакцию проинформировали директора обеих школ. С.С. Ходкова, директор Мирновской средней общеобразовательной школы: — С 24 марта по распоряжению главы администрации района С.П. Фрейдорфа учебный процесс Второвской школы был организован во вторую смену в помещении Мирновской школы. Для этого на втором этаже были отведены 5 отдельных учебных кабинетов (именно столько классов в среднем звене). Спортзал, мастерские — также предоставляются для занятий второвских школьников. Дети адаптируются к переменам быстрее взрослых — об этом свидетельствует такой факт, как проведение совместных мероприятий. Например, в смотре строя и песни во время декады гражданской обороны победителями оказались девятиклассники Второвской школы. Спортивные мероприятия, мероприятия к 8 Марта — все это проводилось совместно. Л.А. Вязенова, директор Второвской ООШ: — Нынешний год для нашей школы является нелегким. Но тем не менее, учебный процесс организован. Проходит он в режиме шестидневной недели. Занятия начинаются в 15-00 и заканчиваются в 18-25 (шестой урок). Подвоз детей организован четко и практически бесперебойно. Есть некоторые проблемы с проведением внеклассной работы, но это трудность временная и преодолимая. А вообще, хочется сказать искреннее спасибо педагогическому коллективу и директору Мирновской школы за то понимание, с которым они относятся к нашей проблеме. В интервью газете глава администрации района С.П. Фрейдорф сказал, что ремонтные работы решено завершить к 1 сентября. Некоторые меры уже предприняты. Главой администрации подписаны распоряжения от 25.03.2003 г. «Об утверждении мероприятий по реконструкции котельной, системы отопления, водоснабжения и реконструкции перекрытий МОУ Второвская основная общеобразовательная школа» и от 31.03.2003 г. о выделении финансовых средств в сумме 8 тысяч 300 рублей на оплату проектных работ по реконструкции перекрытий. 30 апреля состоится конкурс на проведение подрядных работ сметной стоимостью 700 тысяч рублей. Начало работ — май 2003 г., окончание 1 августа 2003 г. Г. КУЧИРЯВАЯ» («Знамя», 4 апреля 2003). «Во Второвской школе прошел день здоровья. Собрались мы все в 10 часов около школы с. Второво. Сначала было построение и деление на команды. Далее всем командирам были выданы легенды для ориентирования и нахождения предметов. В каждой легенде было 10 этапов. Маршруты были продолжительностью до 1 км. Но все команды с честью справились с заданием и нашли спрятанные предметы, в которых находились вкусные конфеты. С командами ходили наши учителя. Они выступали посредниками. А потом мы вместе с ними играли в космический футбол. Было очень интересно. Маша ДОВГАНЬ, председатель учкома Второвской школы» («Знамя», 23 мая 2003).
«Второвские дети будут учиться в своей школе С большими букетами осенних цветов, нарядные пришли второвские ребята 1 сентября в свою родную школу на праздник День знаний. Школа, отремонтированная, еще остро пахнущая краской, доброжелательно открыла перед ними двери. В школе новый директор, бывшая учительница начальных классов Татьяна Николаевна Миронова, проработавшая здесь 17 лет. — Учителя, родители, старшеклассники, общественность села, настоятель церкви о. Константин, староста Виктор Александрович Ионов, все помогали восстанавливать школу, чтобы здесь продолжали учиться сельские ребята, — рассказала Т.Н. Миронова. — Сегодня за парты сядет 90 ребят в этой школе и более 80 детей в начальных классах, которые размещены в здании сельского детского садика. День, как по заказу, выдался яркий солнечный. Поэтому торжественную линейку во Второве решили провести на площадке около школы. На звуки музыки к школе шли не только ученики с родителями, но и просто жители села Второво. В первом ряду — семеро первоклассников с учительницей Татьяной Николаевной Панфиловой. С началом нового учебного года ребят поздравили директор школы Т.Н. Миронова, староста села В.А. Ионов. На день знаний во Второво приехали и поздравили ребят глава администрации района В.В. Сомов, заместитель председателя Законодательного Собрания А.М. Синягин. Ребята читали стихи о школе. Начался первый урок. Открытый урок под девизом «Я — гражданин России» провела в третьем классе Т.Н. Миронова» («Знамя», 5 сентября 2003). «В подарок — телевизор Неделю назад был завершен монтаж нового оборудования в котельной Второвской школы. Сегодня в ее учебных классах, столовой, коридорах нормальный температурный режим. Детям в стенах школы тепло и комфортно. Хотя кое-какие проблемы с работой котельной, обеспечением ее топливом еще возникают. Ничего необычного в этом нет, так как пуско-наладочный процесс продолжается и специалисты «доводят до ума», отлаживают бесперебойное функционирование всех систем. 3 декабря во Второвской школе побывали глава администрации Камешковского района В.В. Сомов и его заместитель Т.М. Комкова. Целью визита было не только выяснение проблемных моментов в работе котельной. Школа получила в подарок от районной администрации телевизор. Гости пожелали учительскому коллективу только успешной работы, так как главное у них есть — отремонтированная, чистая, уютная и теплая школа и ученики. А. АНТОНОВА» («Знамя», 5 декабря 2003).
«РАИСА Федосеевна Тутушкина проработала 43 года учителем Второвской школы и совсем недавно ушла на заслуженный отдых. Эту же школу закончили и две ее дочери Ирина и Марина, впоследствии тоже ставшие учителями, продолжившие учительскую династию. Много воды утекло за долгие годы педагогического труда, многим ученикам Раиса Федосеевна указала правильную жизненную дорогу. В школе она преподавала и ботанику, и химию, и биологию. В 1959 голу начинала в 10-м классе вести основы растениеводства. Затем была классным руководителем уже в восьмилетней Второвской школе. В годы пятилеток у сельских школ было направление - готовить сельскохозяйственные кадры для совхозов, колхозов. В школах создавались учебно-производственные бригады. Неизменным руководителем Второвской школьной бригады была Раиса Федосеевна. Во время нашей беседы она достала из шкафа альбомы, папки с фотографиями. Как давно, как недавно это было! Вот на снимке ребята вместе с учительницей работают на пришкольном участке, на другом - запрягают лошадей. «Это мы навоз на лошадях в поле возили, - дает пояснение Раиса Федосеевна, - все ребята умели обращаться с лошадьми, сами их запрягали». А какие высокие урожаи картофеля получали, позавидовать могли даже специализированные картофелеводческие хозяйства. Так, на Второвском опытном поле, где школе был выделен участок в 3 га, учащиеся вырастили картофель почти по 300 ц. с га. Что и было отражено в сводке, которая составлялась по итогам работы школьной учебно-производственной бригады. «После сбора такого урожая ребята получали премии», - рассказывала Р.Ф. Тутушкина. Раиса Федосеевна была трудоголиком. Родом из большой рабочей семьи, где детей было 10 человек, она не знала, как можно сидеть, ничего не делая, сложа руки, когда вокруг столько дел. Поэтому у нее всегда был порядок в доме. Ухожен большой приусадебный участок. А на пришкольном участке всегда было много цветов и был такой порядок, что не стыдно было принимать делегации из школ района. Вспоминает бывшая заведующая районным отделом образования Тамара Васильевна. Воронцова: - При посещении Второвской школы просто нельзя было не обратить внимание на пришкольный участок, настолько он был привлекателен своей ухоженностью. Сразу можно было определить, что Раиса Федосеевна Тутушкина прикладывала к этому немалый труд, с любовью относилась к растениям, умела организовать и направить ребятишек на выполнение поставленных задач. Всегда утопал в зелени ее биологический кабинет. Уроки, которые она проводила, были насыщены практическими опытами и были интересными для учащихся.
Раиса Федосеевна прививала ребятам любовь к родному краю, к окружающей природе. Бывая с учениками в турпоходах, она обращала внимание учеников на то, как богаты наши леса, луга различными лекарственными растениями, учила различать их в многотравье. Среди папок на столе выделялась папка с надписью «Наш край», где к цветным иллюстрациям даны описания различных полезных лекарственных растений. - Я очень счастливый человек, - признается Раиса Федосеевна, - считаю, что мне по жизни выпал счастливый жребий. У меня был любящий муж, боготворивший меня всю жизнь. Мне посчастливилось работать в школе с прекрасными коллегами, которые высоко ценили мои старания. Любимые дочери унаследовали мою профессию. Горжусь тем, что дело, которому служила, в надежных руках. Радуюсь также за детей, внуков. Раиса Федосеевна не оговорилась, когда упомянула о внуках. У нее их трое. Один из них - Дмитрий так же, как и мама, и бабушка, решил стать учителем, в настоящее время учится в педагогическом университете. Раиса Федосеевна, находясь на заслуженном отдыхе, все также неугомонна, как и в прежние годы. Ведет активный образ жизни. Поддерживает связь с родной школой, наведывается в учительскую, встречается с бывшими коллегами, подругами. Часто бывает в семьях дочерей: в Камешкове в пос. Мирный. Родные также ее навещают. В порядке она держит дом, обрабатывает большой огород. Любит путешествовать. Любимый вид транспорта (особенно летом) - велосипед, накручивает немалые километры на нем за день. Чего стоит только поездка на велосипеде в д. Юрятино, где живет ее давняя подруга, тоже влюбленная в природу родного края, доктор биологических наук Инесса Александровна Шилина. - Пока двигаюсь - живу, - признается неутомимая Раиса Федосеевна Тутушкина. На днях Раиса Федосеевна отмечает 70- летний юбилей. Мы присоединяемся к поздравлениям ее бывших коллег, учителей Второвской школы. Желаем ей побольше радостных дней, всегда оставаться таким же оптимистом, каким является сейчас, крепкого здоровья и счастья. А. ШИЦ» («Знамя», 14 января 2005).
МОУ Второвская Основная Общеобразовательная Школа действует с 3 сентября 1998 г. Организация преобразована 3 августа 2010 г. Правопреемник - МОУ Мирновская СОШ. МБОУ Второвская ООШ зарегистрирована 8 ноября 2010 г. Директор - Миронова Татьяна Николаевна (с 26 декабря 2011 г.). Советская улица, д. 28а.
Посёлок Мирный
Деревня Кижаны. Село Мостцы. Село Патакино Село Леонтьево Село Гатиха |