Горковская неполная средняя школа Земское начальное народное училище, Горковской волости, в селе Горках открыто Александро-Невским Братством в январе 1882 г., по ходатайству священника Николая Любимова. Ближайшие училища: Эдемское и Тереховицкое в 8 в. В 1884 г. «Помещение наемное, деревянное, вместе с хозяином дома; теплое, но не совсем светлое; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 7 ½, шириной 7, вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий недостаточно — на 95 р. 20 к. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Николай Любимов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1867 г., а в настоящем училище с 1881 г.; учитель Александр Зотиков, окончивший курс в Новинской учительской семинарии, преподает с сентября 1883 г. Попечитель крестьянин Иван Федорович Кузнецов; пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 г. 35 м. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 7 м. Окончивших курса со свидетельствами не было. Вновь поступило 12 м. К 1-му января 1884 г. состояло 40 м. Возраст: 9 — 10 л. 3, 10 — 11 л. 10, 11 — 12 л. 7, 12 — 13 л. 8, 13 и выше 12. Из учащихся: 39 из села Горок и 1 из дер. Кижан в 5 вер. Ночлежного приюта нет. На квартире живет 1 уч., с платой 5 р. в год. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 325 р., от общества 47 р.; плата за учение взимается no 1 р. с безземельных. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 47 р.; жалованье — законоучителю 40 р., учителю 240 р.; на книги и учебные пособия 45 р. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все не грамотными. За теснотой помещения отказано 100 мальчикам, кроме девочек. Учебный год с 15-го сентября по 6-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 6 — 7 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроки — по инструкции. Получивших награды не было. Не окончившие курса учились до 2-х лет. Обозревал училище 1 раз и. д. председателя училищного совета Н.П. Муратов. Обучения ремеслам нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
В 1889 г. «число учащихся – 55 м. и 7 дев. Законоучитель - священник с. Горок Николай Леонтьевич Любимов, студент духовной семинарии, в должности с марта 1882 г. Помощник законоучителя – местный диакон Любимов, в должности с сентября 1888 г. Учительница – Варвара Николаевна Островзорова, из V класса Владимирской женской гимназии, звание учительницы имеет, в должности с 28-го августа 1885 г. Помещение училища - церковное; есть квартира в 2 комнаты для учителя. Училище собственно занимает 1 комнату. Ночлежной комнаты нет. училище отапливается и содержится на церковный счет; прислуга нанимается также от церкви. За содержание училища в пользу церкви собирается по 2 руб. с каждого учащегося» (Журнал очередного Ковровского уездного земского собрания 1889 года).
В 1899 г. «Число учащихся – 40 мальч. и 7 дев. Законоучитель – Николай Леонтьевич Любимов. Помощник законоучителя – местный диакон Василий Иванович Любимов. Учительница – Апполинария Петровна Миртова, оконч. курс во Владимир. епархиальном женском училище, в должности с 1 марта 1894 г. Попечитель – крестьянин д. Брызгаловой Алексей Иванов. Самойлов; с марта 1897 г., некоторые хозяйственные принадлежности. Помещение училища церковное, удобное. Квартира учительнице в две комнаты. Собственно училище занимает две комнаты. Ночлежной комнаты нет. сторожу платят от церкви 70 р. Содержание также из церковных сумм израсходовано 80 р.» (Журналы очередного Ковровских уездных земских собраний 1899). 1913 г. «Переустройство школы в селе Горках, Эдемской волости не совпадает с планом школьного строительства в уезде, так как существующее двухкомплектное училище Управа предполагает преобразовать в двухклассное с шестилетним курсом. Основанием для этого решения послужила просьба крестьян дер. Мишнево преобразовать их училище в двухклассное, затем появилась такая же просьба от крестьян села Горки, Эдемской волости, которые упоминают, что они уже в 1907 году просили Земство построить им двухклассное училище. В виду этого, по рассмотрении настоящего вопроса в школьной комиссии, Управа пришла к заключению, что, переустраивая Горковскую школу, необходимо ответить назревшей потребности крестьян в повышенном типе школы и построить там трехкомплектную, предназначая лишнюю комнату для 2-го класса. Относительно сметы здесь вновь приходится устанавливать, что смета принятая для трехкомплетной школы в размере 10515 руб. и утвержденная Земским Собранием, совершенно недостаточна и должна быть повышена до суммы 13400 руб., установленной техническим отделом». В 1916 году при земстве на средства жителей из лучших материалов в селе была построена школа.
«Осенью дни короткие, а ночи становятся все длиннее, в 18 часов уже темно. Когда мы возвращаемся из школы, то приходится идти по улице в сплошной темноте, в двух шагах ничего не видно. Весь месяц льют дожди, дороги размыты, всюду огромные лужи. На все наше село Горки, в котором около 150 хозяйств, имеется всего лишь один фонарь — у магазина. Поэтому домой мы каждый вечер приходим чуть ли не с ног до головы выпачканные в дорожной грязи. Просим повесить в селе несколько фонарей, чтобы улицы были освещенными. Ученики в класса Горкинской восьмилетней школы» («Знамя», 31 октября 1970).
«Среди многочисленных мероприятий, проведенных в Горковской восьмилетней школе, пионерам особенно запомнились сбор «Ты на подвиг зовешь, комсомольский билет», читательская конференция о Зое Космодемьянской, имя которой носит дружина, субботник по уборке дров. Дружина занимается изучением исторического прошлого нашего района, истории организации родного колхоза» («Знамя», 18 мая 1971).
«Среди многочисленных мероприятий, проведенных в Горковской восьмилетней школе, пионерам особенно запомнились сбор «Ты на подвиг зовешь, комсомольский билет», читательская конференция о Зое Космодемьянской, имя которой носит дружина, субботник по уборке дров. Дружина занимается изучением исторического прошлого нашего района, истории организации родного колхоза» («Знамя», 18 мая 1971). «ГЕРОИ НЕ УМИРАЮТ Стройные ряды мальчиков и девочек с красными галстуками на блузках. Дробь барабана, внос дружинного знамени. Знакомая, но неизменно волнующая картина сбора пионерской дружины. Сегодня лица пионеров Горковской восьмилетней школы необычно серьезны. Сбор дружины посвящен воспитаннику их школы капитану Ивану Сергеевичу Облову, заживо сожженному фашистскими извергами 30 лет назад. О подвиге капитана Облова в годы Великой Отечественной войны рассказала учительница школы К.А. Шарманова. Ребята познакомились также с документами архива Министерства обороны СССР, в которых запечатлен бессмертный подвиг коммуниста, офицера. Вот один из них. «Выписка из политдонесения 40-й армии Воронежского флота от 10.2.43 года. Зверски были замучены немецко-фашистскими мерзавцами военнослужащие 1002 сп 305 сд, захваченные в плен во время упорных боев в с. Подсередное. Подразделения этого полка вынуждены несколько отойти, 5 раненых товарищей попало в плен мерзавцам. После того, как село снова было освобождено от немцев, бойцы обнаружили 5 сильно обгоревших трупов. Личность 4-х установить не удалось, так как они превратились в уголь, пятый был сожжен с ног до половины туловища. В нем опознали агитатора полка капитана Облова. Начальник политотдела (подпись)». На сборе дружины присутствовали товарищи школьных лет И.С. Облова - К.Г. Лавров и А.С. Дьяченко. Они рассказали, каким рос Ваня в детстве. Семья была многодетная, и дети начали рано помогать взрослым. Мальчик вместе с родителями трудился в поле — ходил за плугом, сеял, убирал урожай. Иногда так уставал, что засыпал прямо в борозде. В школе учился легко, уроки давались ему без труда. Горковская школа была тогда начальной, ее он, окончил успешно, но дальше учиться не позволили тяжелые семейные условия. На сборе было зачитано письмо жены И.С. Облова Ольги Павловны, из которого они узнали, что, став взрослым, Иван Сергеевич много занимался самообразованием. Это позволило ему с четырьмя классами поступить и окончить Промышленную академию, а несколько позднее — Высший военно-педагогический институт. Товарищи уважали его за честный и справедливый характер. К девочкам он относился с уважением и никогда не давал их в обиду. Любил Ваня природу и часто вместе с друзьями, взяв удочки, бегал рыбачить на Клязьму, ночевал у костра под столетними дубами. После выступления присутствующих на сборе гостей слово попросила председатель вновь созданного в школе пионерского отряда 4 класса Галя Щавлева. — Мы обращаемся к совету дружины с просьбой присвоить нашему отряду имя Ивана Сергеевича Облова. Пионеры отряда будут учиться и жить достойно имени своего героя. После сбора группа пионеров осмотрела дом, в котором родился и вырос Ваня Облов. М. ВАСИЛЬЕВ» («Знамя», 22 февраля 1973). «Музыкальный лекторий Музыка в жизни каждого человека занимает значительное место. Если у кого-то из нас спорится работа и приносит удовлетворение, то и настроение становится радостным, приподнятым, как говорят, хочется петь. И пусть человек лишен музыкального слуха, но в его душе непроизвольно возникают различные мелодии. В свою очередь и музыка, хорошая песня тоже настраивают человека на боевой, задорный, деловой ритм в работе. А если человек возбужден, расстроен, то хорошая мелодия, лирическая песня приносит успокоение. В Горковской восьмилетней школе по договоренности с отделом культуры Камешковского райисполкома для учащихся создан музыкальный лекторий. Состоялось первое занятие. Ребята прослушали лекцию о Франце Шуберте, о его жизни и творческой деятельности, а учащиеся 2—3 классов музыкальной школы исполнили ряд этюдов Шуберта, а также украинские, белорусские, чешские песни и танцы. Учащиеся школы с большим вниманием слушали музыку, остались очень довольны и благодарны всем участникам и организаторам лектория. А. ШАРМАНОВ, директор школы. с. Горки. » («Знамя», 1 марта 1973).
«Особой признательности заслуживает председатель колхоза «Завет Ленина» М.Т. Прасолов. Он позаботился о полном ремонте Горковской восьмилетней школы, подготовке к учебному году Патакинской и Тереховицкой школ» («Знамя», 5 сентября 1987).
«Самые, самые... активные читатели и участники различных виктории, литературных чтений, всевозможных читательских конференций и заседаний клубов по интересам в моей библиотеке — это дети, учащиеся нашей Горкинской школы. Уже много лет существует при сельской библиотеке детский клуб «Почемучка». Мы не только собираемся для того, чтобы провести какое-то мероприятие, но и обсуждаем новые книги, сказки, новые журналы для детей. Заниматься с детьми очень интересно. Им все любопытно, обо всем они хотят знать. Я имею также тесную связь со школой. Прошла «Игра-испытание» в первых—третьих классах: веселая, с шутками игра по всем школьным программам. Помогала мне учить Галина Евгеньевна Балюлина. Для старшеклассников был организован КВН с книжными выставками «Хлеб—народное достояние», «Что я знаю об искусстве», «Как быть красивой» и другие. Н. ВОЛКОВА, заведующая Горкинской сельской библиотекой» («Знамя», 15 февраля 1992).
«ГОРКИ. Мы входим в светлые классы школы. Хоть сейчас садись и начинай урок. Покрашены парты, стены, полы. Для классных досок выбрали коричневый цвет, не отсвечивают, легче для глаз. Пять небольших комнат, объединенных коридором. Причем, чтобы попасть в один из классов, нужно пройти через другой, — классы-то сообщающиеся. Это можно увидеть только в Горкинской школе. А вот учительской и кабинета директора здесь нет. Значит, нет условий для работы педагогического коллектива. В аварийном состоянии пристройка к школе, где размещаются туалеты. Хотя кирпич для пристройки был заготовлен давно, он уже потихоньку растаскивается. Строительство же ее не начато по той причина, что строится новая школа в Волковойне, а вот когда она будет введена в строй действующих... Планируется в 1993 году, но директор Галина Николаевна Шарманова сомневается, что она будет сдана в срок. К этому есть причины, о которых чуть ниже. А пока беседую с Галиной Николаевной: — Трудно дался ремонт? — Первая трудность заключалась в том, что надо было так провести ремонт, чтобы совсем не развалить школу. Она же — старушка. Родом из 1916 года. Ни разу капитально не ремонтировалась. Признайтесь, 76 лет — приличный возраст и для человека, и для здания, если принять во внимание, что оно деревянное. Ремонт начали рано. Сразу после выпускного. Запаслись всем необходимым. Но где найти мастеров, которые за наши деньги, они не очень-то у нас велики, прошпаклевали, побелили, покрасили всю школу. Летом трудно кого-либо нанять. Пошла по селу. Уговорила двух женщин. Марина Турышкина и Зинаида Махина с двумя родственниками все и сделали. Когда ремонт начинали, думали и о пристройке: или ремонтировать, или новую строить. Приехали из районной администрации товарищи Сипатов, Волкова, Сапожков. Посмотрели, посмотрели... Заверили меня, что еще простоит, не завалится. А мне страшно, я вижу, что она уже «поехала». Они сказали, что нецелесообразно строить, раз новая школа скоро будет. Знаю, что новая школа будет, но вот что «скоро», в это не верится. Ведь 20 лет на всех уровнях решали вопрос о строительстве у нас школы. Наконец мы добились, что нам из областного бюджета выделили восемь миллионов рублей и надо еще три из местного. Ну, а в местном бюджете денег не хватает. Вот почему я и выступала на январской сессии райсовета с предложением о создании фонда народного образования. Но оказалось, что его не из чего создавать» («Знамя», 15 августа 1992). «Нам путь не страшен НЕОБЫКНОВЕННО оживленно было в этот день в нашей школе. Несведущему могло показаться, что это вызвано окончанием школы. Отнюдь… Мы собрались на наш традиционный туристический слет, который ежегодно проводим недалеко от реки Клязьма. Руководитель слета Юрий Вячеславович БАЛЮЛИН с восьмиклассниками за день до похода отправились в район озера Кижаны и все подготовили для лагеря и проведения соревнований. И вот наступил день, когда мы с рюкзаками за спиной двинулись к лагерю, где Юрий Вячеславович быстро распределил нас по палаткам. Скоро обед, а ничего не готово, угасает костер, ведра пустые. Но на то мы туристы, чтобы в один момент все организовать. Одни побежали за родниковой водой, другие собирать хворост, оставшиеся — дружно приступили к чистке картошки, стали резать огурцы, крошить лук. Закипела работа. И уже через некоторое время проголодавшиеся ребята расселись, кто где сумел: на пеньках, на кочках, или прямо на земле, скрестив ноги, и принялись за вкуснейшую похлебку и салат. На вольном воздухе, да с друзьями, под шутки и смех быстро управились с обедом. Вот уже вымыта посуда и аккуратно сложена. А туротряд построился на линейку. Восьмиклассник Александр Навознов объявляет о готовности лагеря к поднятию флага. И по команде «Смирно!» был поднят флаг России. Директор школы Галина Николаевна Шарманова поздравила нас с открытием турслета. Затем Юрий Вячеславович Балюлин объявил распорядок дня. Назвал виды соревнований и конкурсы, в которых мы будем принимать участие. Но сначала мы с удовольствием посмотрели спектакль С. Маршака «Горя бояться — счастья на видать», который поставили шестиклассники под руководством учителя русского языка и литературы Елены Валентиновны Полковниковой. Все вдоволь посмеялись над незадачливыми героями спектакля. Первым было соревнование по туртехнике. Отлично прошли маршрут восьмиклассники А. Навознов, С. Иудин, А. Бляблин, В. Несарбаков, А. Осипов, Ю. Бушуева, подавая пример младшим школьникам. После ужина покатались на байдарках, ну, а вечером у костра долго-долго звучали песни под гитару. Отбой! Но разве можно так сразу заснуть в непривычной обстановке. Заполночь доносились из палаток звонкие голоса ребят. Второй день был не менее интересным. На берегу озера Кижаны собрались все туристы. Отсюда будет дан старт: соревнования на байдарках, в которых приняли участие не только ученики, но и учителя. Тяжело было тем, кто впервые сел за весла. «Держи левее! — кричали с берега. Ровней, ровней!» Но где там левее, где там ровнее, если гребешь влево, а лодка не слушается, идет вправо, или становится поперек озера. Были и слезы: не получается! Обидно, что обогнали. Но слезы быстро высохли. И вот уже все вместе смеемся над своими огрехами. После небольшой «паузы», отдохнув от байдарок, туристы направились на поляну, чтобы принять участие в русской лапте. Хорошо поиграли, азартно. Быстро управились с обедом, после которого снова было построение и Юрий Вячеславович объявил итоги турслета. Первое место заняли восьмиклассники, второе — седьмой класс, третье — шестиклассники, четвертое — пятый класс. Директор школы тоже сказала нам насколько теплых слов, поздравив с окончанием слета и похвалив за хорошие туристские навыки. Алеша Бляблин спустил флаг. Веселый интересный поход закончился. Но не закончилось лето. Впереди еще немало походов и приключений. Ирина ИГОШИНА, ученица Горкинской школы» («Знамя», 21 июня 1994).
«ГОРКОВСКАЯ неполная средняя школа — одна из самых старых в районе. В этом году ей исполнилось 82 года, 24 года — педагогический стаж Галины Николаевны Шармановой. Вот уже 20 лет она руководит школой. С 1982 года здесь сложился стабильный педагогический коллектив. Трудится 13 учителей. Среди них: завуч Н.Н. Игошина, учителя: супруги Е.В. и О.А. Полковниковы, Г.Н. и Ю.В. Балюлины, биолог А.Ю. Морозова, учитель начальных классов Л.П. Промохова. Работает учительницей начальных классов дочь Галины Николаевны Елена Владимировна, большую профсоюзную работу проводит в коллективе бессменный профорг Г.Д. Гущина... В районе школа на хорошем счету. Ребята, закончив школу, получив хорошие знания по всем предметам, на всю жизнь сохраняют в памяти многие интересные уроки учителя физкультуры Ю.В. Балюлина, организуемые им туристические путешествия по стране (Где ребята только не побывали: на Урале, в Карелии, на Кавказе... Были участниками пеших и байдарочных туристских походов). Помнят и занимательные театрализованные постановки к Новому году, режиссируемые директором школы, учителем русского языка и литературы Г.Н. Шармановой, многое другое. Не стоит школа в стороне от проводимых в стране реформ в образовании. Учителя одними из первых в районе стали работать над внедрением базисного учебного плана. Успешно с ним справились. Сейчас уже получили разработку нового регионального областного базисного плана, и к августу создадут свой. Пристрастно следят учителя за судьбой выпускников школы. — Мы дорожим каждым ребенком, — рассказывает Г.Н. Шарманова. — У нас совершенно нет отсева. В прошлом году был сильный девятый класс. Все пошли дальше учиться. И уже в 10-м классе камешковской средней школы показали хорошие знания Наташа Свечникова, Ира Игошина, Даша Сбиткина и другие. То есть наши ребята нисколько не хуже городских. — Галина Николаевна, можно сказать, что наше тяжкое время нисколько не влияет на учебу? — Выходит так, что чем труднее живет общество, сильнее тяга у ребят к знаниям. Стало больше учеников, успевающих на "четыре" и "пять". — А как организован учебный процесс в сельской школе? — Вы, наверное, имеете в виду классы выравнивания. Но, знаете, у меня свой взгляд на эту проблему. По своему немалому опыту могу сказать, что перед учеником, которому трудно в учебе, всегда должен быть маячок — хороший ученик — звездочка, к которой он должен стремиться. В классе выравнивания такого нет, на троечника равняться не надо. Поэтому мы скорее следуем методу внутриклассной дифференциации. На выпускные экзамены выносятся предметы по выбору: черчение, физкультура... Экспертная комиссия утверждает форму экзаменов: тестирование по биологии; ответы на вопросы по билетам; с сильными учениками — собеседование. По физкультуре экзамен включает практическое задание: сдать нормы по легкой атлетике, допустим: бег, прыжки... И теорию — ответить на вопросы, рассказать об истории олимпийских игр или представить разработку комплекса утренней зарядки... Также в школе с пятого класса вводится иностранный язык. Перед некоторыми школами у нас преимущество — есть учитель немецкого языка О.А. Полковников. Но мы слабы в эстетическом воспитании. Нет учителей по ИЗО, пению. — Трудно быть директором сельской школы? — Можно сказать, что директор — это человек особенный. Я не о себе только говорю. Например, в Англии есть мнение, что хороший директор школы должен быть мальчиком среди мужчин и мужчиной среди мальчиков. То есть в определенный момент должен поставить себя на место ребенка и понять его поведение, далее проявить мудрость, когда потребуется. Всегда знать, что нравственно, а что нет. В школе все должно быть освещено добротой и любовью, чтобы ученик знал, что здесь, в стенах школы, взрослые тебе не навредят. — Помимо этого, директору приходится решать и хозяйственные проблемы?.. — Которых соответственно нашему «возрасту» (82 года) очень много. В прошлом году подготовить школу к учебному году нам помог глава сельского округа Александр Семенович Навознов. Про него могу сказать, что этот человек на своем месте. С его помощью мы поменяли полы в коридоре и двух классах, заменили перекрытие. Отремонтировали электрическое отопление, которому вот уже десять лет. Покрыли железом крышу... Сейчас уже создана комиссия по подготовке школы к новому учебному году. Смета составлена на 50 тысяч рублей. В основные работы включена смена электропроводки. Она у нас старая. А от энергонадзора мы получаем предписание за предписанием. А.С. Навознов приобрел для нас электрический провод, розетки, другое… Нет у нас светильников. Надо доделать полы в двух классах. Покрасить крышу. В одном из классов от ветхости "поехала" стенка. Поставили подпорки, штукатурили, завесили географическими картами. Надо капитально ремонтировать. При своевременном финансировании из райбюджета мы отремонтируем школу. Не было еще такого года, чтобы мы не подготовились к новому учебному году» («Знамя», 19 июня 1998).
«Плыла, качалась лодочка на Клязьме, по реке Стало традицией ежегодно в летние каникулы учительским коллективом Горковской неполной средней школы уходить в непродолжительный (на недельку) байдарочный поход, используя имеющиеся в школе четыре байдарки. Так, попутешествовали по Карелии. Познакомились с бассейнами наших небольших рек: Уводи, Нерли, Судогды... В этом году решили пройтись рекой Клязьмой от Суслова до Гороховца. Вдохновителем, организатором, руководителем туристских походов из года в год выступает учитель физкультуры Юрий Вячеславович Балюлин. Путешествуем обычно семьями. В этом году мы отправились в таком составе: супруги Г.Н. и В.А. Шармановы, Н.Н. и Н.И. Игошины, Ю.В. и Г.Е. Балюлины, А.К., А.Ю. Морозовы и их сын Денис и Г.Д. Гущина. Десять человек. — Чалимся, — скомандовал Юрий Вячеславович после того, как к вечеру мы оставили позади Ковров, а на берегу увидели раскинутые палатки. Удивительное было место. — Оно и нас привлекло, — сказала вышедшая из палатки женщина. Увидели недалеко от берега как из трубы диаметром 30 сантиметров, вбитой в землю, бил фонтан прозрачной воды. — Из-за этой воды и съезжаются сюда туристы, — продолжала незнакомка. — Попробуйте и вы ее. В палатках живут туристы, приехавшие из Москвы, Владимира и других городов. У одной супружеской пары было заболевание кишечника. После ежегодного употребления этой воды, боли прекратились. Сейчас говорят, что чувствуют себя намного лучше. Уезжая, набирают с собой воду в пластмассовые бутылки, канистры. Отдавали воду в московскую лабораторию на анализ, который показал, что по своему химическому составу она такая же, как вода «Ессентуки-17». Мы на ней даже обед готовим. После такой рекламы мы тоже попили этой водички. Она на самом деле показалась нам вкусной. Хрустально чистая, живая вода. После ее приема в теле появилась необъяснимая легкость. Несмотря на низкую температуру воды (почти ледяная), мы искупались под этим фонтаном. В дорогу с собой набрали несколько пластмассовых бутылок лечебной воды. Узнали, что недалеко от скважины расположен известный пансионат им. Абельмана. Такую же воду в бутылках продают в киосках пансионата. Путешествие наше продолжалось. Может быть, для некоторых покажется тяжелой физическая нагрузка. Мы же быстро привыкли. Отходили от берега в 9 часов и гребли до 14 часов. Затем 1,5 часа на обед и снова на весла до вечера, если только нас что-то не привлекало на берегу. Когда мы ходили по Нерли, встречали немало архитектурных памятников: что ни извилина, то на пригорке, словно парит в воздухе, церквушка. Мы все удивлялись и восхищались: в очень удобных местах строились эти архитектурные сооружения. Берега Клязьмы до Гороховца не так застроены церквями, но зато обласкала нас живописная здешняя природа. Таких широких плесов, холмов и пойменных просторов, далей неоглядных, мы больше нигде не встречали. В обычные рабочие дни мы природу наблюдаем только из окна школы или квартиры, а в походе ее даже можно было потрогать руками. На одном из причалов расположились вблизи удивительной ели, у которой на высоте руки перпендикулярно к кроне выросли еще четыре. Эдакий огромный природный подсвечник. В другом месте наблюдали устье реки Тезы, что течет с Ивановской области и впадает в реку Клязьму. Видимо, протекает где-то по торфяному болотцу, так как вода ее разительно отличается от клязьменской красно-черным цветом. Врывается она в Клязьму бурным потоком. Поднимались на холмы в Вязниках. Перед нами простиралась красота неописуемая. Дух захватывало. И, конечно, не могли не восхищаться Гороховцом. Он раскинулся на правом берегу Клязьмы. Когда в предзакатные часы из широкой речной поймы, бурно поросшей травой, смотришь на городские строения и на их отражение в тихой глади воды, кажется, что видишь сказочную картину. Творения рук человеческих и природы слились здесь в одно нерасторжимое целое. Монастыри и церкви как бы тонут высоко вверху в зелени. Самая высокая точка города — Никольская гора. Здесь началась история города. Интересно название одной из гор — Пужаловая гора (из легенды; при нашествии татар из-за этой горы на горячем коне вылетел на вражеское войско русский воин. Испугавшись, отступили татары — отсюда название Пужаловая гора). Еще одна легенда про Лысую гору, на которой действительно ничего не растет: убили у татарского хана единственного любимого сына. Приказал он захоронить его и шапками натаскать земли. Так появился огромный холм. Часто приходил хан горевать и плакать по сыну. От его соленых слез не выросло ничего, кроме травы. Пребывание в Гороховце позволило нам почувствовать красоту родной земли, своеобразие языка древнего зодчества, заглянуть в давно ушедший быт. Город имеет свое запоминающееся лицо. Его черты созданы временем, которое оставило нам удивительное творчество человеческих рук. Назад мы вернулись электричкой, неся в рюкзаках байдарки и все туристское снаряжение. Если кому-то интересны наши финансовые издержки, скажу, что мы брали по 100 рублей на человека. Но от похода у нас остались и деньги, и продукты, так как мы сэкономили за счет природы. Уха из речной рыбы у нас была ежедневно. Лакомились земляникой и черникой, которых в этом году было в изобилии. А привезли с собой запас энергии и ни с чем не сравнимые впечатления от красот земли русской, от незабываемых вечеров у костра, с пением туристких песен. Г. ШАРМАНОВА, директор Горковской школы» («Знамя», 31 июля 1998).
«Горковские учителя дают высокий уровень знаний и подготовку учащимся. Поэтому после окончания школы все выпускники продолжают учиться дальше. Они идут или в 10 класс средней школы, или в техникумы, училища. И там их не отличают по коммуникабельности и знаниям от городских школьников. Они хорошо подготовлены к дальнейшей учебе, жизни и далее к службе в армии. Из ее стен вышли ставшие медалистами школы № 1 Ирина Игошина и Дарья Сбиткина. Славится школа своими достижениями по физической культуре и спорту. К сожалению, в школе нет спортивного зала, поэтому можно наблюдать, как в любую погоду учитель физкультуры Юрий Вячеславович Балюлин выводит очередной класс на занятия на спортивную школьную площадку. Кстати, в школе во всех классах проводится в неделю по 3 урока физкультуры. Создана своя спортивная база. Есть байдарки, 27 пар лыж. Оборудованы футбольная, волейбольная, баскетбольная площадки. Установлены рукоходы, лабиринты, шведская стенка. На территории школы есть даже небольшой пруд, где ребята под руководством Ю.В. Балюлина, учатся гребле на байдарках. Ежегодно школа участвует (и ученики, и учителя) в байдарочных походах по рекам родного края. Традицией стал двухдневный поход в конце учебного года выпускников — своеобразное прощание со школой. В прошлом году в районной экологической экспедиции принимали участие А.Б. Морозова, биолог школы, с восьмиклассниками и Ю.В. Балюлин. Начало направления в учебном процессе по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья школьников директор школы Галина Николаевна Шарманова относит к 1985 году, когда в школу пришел учитель физкультуры Юрий Вячеславович Балюлин. За основу понятия «здоровье» педколлектив взял определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Юрий Вячеславович как профессионал в своем деле заметил, что надо видеть и учитывать последствия своей педагогической деятельности, анализировать результаты медицинских осмотров детей. На каждого ученика был разработан комплекс физических упражнений в зависимости от состояния здоровья школьника. Результат наглядно просматривался, например, на семиклассниках: если ребята после летних каникул не смогли сразу сдать своих нормативов по физкультуре, то уходя на каникулы в конце года, они легко с ними справлялись. Ребенок все лето только и делая, что набирался физических сил, бегал, прыгал, купался, помогал родителям в огородных делах, но был лишен комплексных, целенаправленных упражнений всех мышц организма, проводимых под руководством опытного педагога. Вот почему уже в начальных классах стали уделять больше внимания занятиям физкультурой. Учительница Галина Евгеньевна Балюлина проводит с детьми специальные упражнения, например, для усталых глаз, упражнения плечевого пояса. Она видит, как дети быстро утомляются, организует интересную физкультминутку, и к ребятам возвращается работоспособность. Главное условие здоровья детей — двигательная активность. Идеей здорового образа жизни увлеклись все учителя. Можно сказать, педколлектив подошел вплотную к созданию многопредметной модели здорового образа жизни (то есть на каждом уроке, при изучении любого школьного предмета, а не только на уроке физкультуры). Учебный план формировался всем коллективом. В основу его легла деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей (здоровье тела, духа, творчества). — Нам важно было сформировать отношение ученика к себе и своему здоровью, — рассказывает Галина Николаевна Шарманова, — а также его отношение к природе, обществу. Наряду с такими кружками, как «Спортивные игры», «Общефизическая подготовка», «Стрельба», «Атлет», «Аккробатика», ребята посещают также кружки «В мире цифр», «Решение трудных задач», «Юный географ», «Юный эколог», «Азимут», факультативные курсы: «Лес и человек», «Речь и культура общения», «Граждановедение», «Экология для младших школьников», «Человек и его здоровье», «Уроки здоровья». Обсуждая итоги работы по направлению сохранения и укрепления здоровья школьников, констатировали, что срок процесса адаптации в школе сократился в 1—5 классах в 1,5 раза. Улучшилась дисциплина на уроках. На 30 процентов понизилась заболеваемость гриппом и ОРЗ. На районных соревнованиях уже в течение 10 лет занимаем призовые места. Постоянно проводим школьные спортивные соревнования на первенство по футболу, где участвуют и ученики, и учителя, общешкольный легкоатлетический кросс, первенство по шахматам, гимнастическое первенство, прыжки через скакалку, первенство по теннису, лыжные гонки, биатлон, стрельба, русская лапта, общешкольный туристический слет: «Весенние старты». Дети много времени заняты в секциях, спортивных кружках. Результат такой занятости — на 50% сократилось количество детей, стоящих на внутришкольном учете. В школе провели анкету в 9 классе на тему «Ценностные ориентиры». Она показала, что выпускники ориентированы на общечеловеческие ценности. Для них значимы собственное здоровье, здоровье окружающих, семья, мир, Родина, признание общества. Можно сказать, что в настоящее время в результате разработки и внедрения программы здоровья школа становится открытым социальным институтом. Школа стала единой дружной семьей. Учителей и учеников сблизила единая цель — быть здоровым коллективом. Помогли совместные туристические походы, экскурсии, экспедиции, путешествия. Ведь там было трудно. Тогда слабому помогал сильный. — А первый поход, даже не поход, а поездка была организована в 1986 году, — вспоминает Галина Николаевна, — когда наш учитель Олег Алексеевич Полковников со своим классом побывал в Белгородской области в с. Подсереднее, на месте гибели нашего земляка Героя Советского Союза Ивана Сергеевича Облова. Кстати, наша школа носит его имя. Затем в походах мы стали участвовать все чаще. Юрий Вячеславович связывается с различными станциями, центрами по туризму, разрабатывается карта будущего похода. Учителя увлеклись водным туризмом, и с семьями, детьми, учащимися школы прошли реки Владимирской области: Шумарь, Судогду, Уводь, Нерль, Клязьму... Были в двухнедельном походе по озерам Карелии. Да, существует большая жизнь и за пределами с. Горки. С ней стараются познакомить ребят на уроках в школе. Но не только. Ее стараются приблизить, проникнуть в нее, организуя и совершая экскурсии по музеям г. Москвы, во Владимире бывали: планетарии, выставочном центре, в драмтеатре, историческом музее. Крепкая связь у Горковской школы с областной станцией туристов, с центром внешкольной работы г. Камешково, спорткомплексом, краеведческим музеем, со школой искусств, с ДК «13-й Октябрь». — Мы понимаем,- сказала в заключение беседы Галина Николаевна Шарманова, — что многим нашим выпускникам предстоит жить в условиях города, чтобы им не потеряться в новой жизни, мы их к этому усиленно готовим, объясняем особенности учебы и жизни в учебных заведениях города. Факультатив «Речь и культурное общение» позволяет решить задачи коммуникации выпускников. Изменился микроклимат в школе. Анкетирование родителей на отношение к школе показало, что около 90% родителей считают школу хорошим домом и даже семьей. В этом году в Горковской школе проходил семинар по проблеме сохранения здоровья детей. Он получил высокую оценку коллег, директоров школ района. Галина Николаевна Шарманова в конце апреля была участницей областной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития сельской школы», на которой выступила с докладом на тему «Управление созданием условий для сохранения и укрепления здоровья школьников». Доклад нашел одобрение у коллег и был напечатан в брошюре «Педагогическая мастерская», выпущенной областным институтом усовершенствования учителей. А. ШИЦ» («Знамя», 11 мая 2001).
«Чист настоенный на травах воздух, И тепла родимая земля, И в ее неспешных синих водах Отразилась Родина моя» Эти строки написал владимирской поэт Ю. Павлов, встреча с которым состоялась у ребят Горковской школы в начале мая этого года. Юрий Сергеевич приехал на эту встречу не случайно. Началом его трудовой деятельности была работа учителем русского языка и литературы в Горковской (тогда, в 70-е годы восьмилетней) школе. С нашим селом, по его словам, у него связаны очень добрые воспоминания. Нас удивило, что Юрий Сергеевич поименно помнит свой класс, в котором он был классным руководителем: Галю Щавлеву, Юлю Каленкову, Галю Морозову, Колю Дудина и других. Юрий Сергеевич поделился с нами своими творческими планами. Сейчас он работает над поэмой «Александр Невский», чья личность покорила его своей мощью, дальновидностью. Ю.С. Павлов прочитал нам поэму «238-й километр», которую он посвятил инспектору дорожно-патрульной службы Николаю Сизинцеву, нашему земляку, погибшему от рук бандитов. Каждое слово поэта ярко, удивительно точно и вместе с тем жизненно правдиво. С большой теплотой прочитано стихотворение «Снова в Камешкове осень, снова в Камешкове свадьбы...» Перед отъездом мы попросили Юрия Сергеевича оставить автографы на сборниках его стихов, которые мы принесли с собой. Настя БЕЛОВА, ученица 9 класса Горковской ООШ» («Знамя», 1 июня 2001).
«Посвящается 80-летию пионерии - Турслет в нынешнем году удался! Таких турслетов не было давно! Замечательно! — так отзывались о районном слете туристов, проходившем с 5 по 7 июня на Кижанах, те взрослые, кто уже не в первый раз принимал в нем участие. Школьники высказались более кратко: «Очень понравилось». Те, у кого будет возможность принять участие в турслете на следующий год, хотят ею воспользоваться. Кому же придется сдавать экзамены, сожалеют, что этот районный турслет для них последний. В этом году на Кижанах собрались 13 команд. В предыдущие годы число команд-участниц не всегда превышало половину числа школ. Причиной такого активного участия школ в турслете явилось то, что финансирование команд-участниц в нынешнем году осуществлялось централизованно из фонда программы «Дети Камешковского района». На питание каждой команде было выделено по 960 рублей. РО РОСТО обеспечило доставку участников к месту соревнований путем выделения транспорта или средств на бензин. Кроме того, РО РОСТО выделило полторы тысячи рублей на призы победителям. В расходы по турслету были включены средства на лекарства и канцтовары. Всего на проведение районного туристического слета было выделено около 17 тысяч рублей. Я не случайно заостряю на этом внимание, так, в прошлые годы принять участие в турслете могли лишь те, кого могли профинансировать местные администрации. В нынешнем году проблемы финансирования не было. Более того, средств было достаточно. Не приехали на турслет лишь команды тех школ, которые не имеют необходимой туристической экипировки. Еще 22 мая О.В. Зайцева, заведующая отделом образования и проблем семьи администрации района, издала приказ о проведении районных туристических соревнований школьников. В соответствии с ним в школах прошли свои турслеты, на которых и были выявлены победители, им выпала честь представлять свою школу на районном турслете. Главным судьей соревнований был назначен учитель физкультуры Горковской школы Ю.В. Балюлин. Именно благодаря ему организация соревнований была на высоком уровне. Все было четко, продуманно, не было ни одного отступления от намеченного в положении. Это мнение высказали и «старейшина» учителей физической культуры района Е.Ф. Селезнев, и директор ЦВР Г.А. Бурова. Их мнение очень значимо, поскольку оба они помнят не один десяток турслетов. Сам Юрий Вячеславович отметил не только финансирование, которое позволило участвовать в турслете такому большому количеству команд, но и то, что дети были замечательно подготовлены, очень дисциплинированы... Соревнования в нынешнем году были традиционны: туристическая техника, ориентирование, контрольно-туристический маршрут, конкурсы поваров, художественной самодеятельности. Примечательно, что по отзывам самих юных туристов, им понравились самые нелегкие, те, где требовалось проявить туристские навыки. КТМ и туртехника. — На турслете было очень интересно, — говорят ребята, — интересно все: соревноваться, знакомиться, готовить еду на костре, побеждать и проигрывать... После упорных нелегких соревнований выявились и победители: Горковская школа (1 место), Серебровская школа (2 место), Камешковская школа №2 (3 место). Победители получили грамоты и призы. В заключение добавлю, что посвящен был нынешний турслет 80-летию пионерии» («Знамя», 14 июня 2002). «В прошлом году учителя Горковской школы прошли на катамаране речкой Лух Ивановской области. А в этом году после долгих раздумий (дорогим был маршрут, надо было найти средства) коллектив под руководством Ю.В. Балюлина, решил познакомиться с природой, реками, озерами Полярного Урала. — Почему мы вдруг выбрали этот туристский маршрут? — рассказывает директор школы Г.Н. Шарманова. — По телевидению прошел замечательный фильм о природе Полярного Урала. Он был настолько занимательно сделан, так красочно были показаны природные богатства Урала, что когда Юрий Вячеславович, уже побывавший там когда-то, предложил маршрут по северным рекам Урала, лично у меня уже не было сомнений. Затем уже были поиски денег, подготовка к путешествию. Группа отправилась с Казанского вокзала поездом «Москва-Лабытнанги». Доехали до ст. Харп Тюменской области. Вышли и сразу окунулись в другой климатический пояс. Неприветливо встретил Урал заядлых туристов из Владимирщины. Температура была около +6 градусов, из Москвы уезжали было +30. С Уральских гор дул пронизывающий ветер. Накануне сыпалась с неба снежная крупка. Об этом рассказывали местные жители, ехавшие этим же поездом. Они предупредили группу, чтобы не ходили поодиночке, так как в лесу полно зверья. Есть и медведи, которые не прочь «попробовать» туриста. В этом году, говорили они, было холодное лето. Ледники в горах не растаяли, реки обмелели и речных порогов стало больше. Ханты, мансы, когда их спрашивали, а было ли в этом году теплое лето, отшучивались: «Мы не знаем, на работе были...» Напуганные рассказами, туристы спустились к реке. Переправились на другой берег очень быстрой реки Сопь, притока реки Оби, по которой спускались несколько дней, преодолевая пороги, причаливая к берегу на ночевку... — Нас поразила не только красота Уральских гор и Севера, но и душевность, доброжелательность жителей Полярного Урала, — делилась Г.Н. Шарманова. — Нам пришлось ночевать в охотничьем домике, где его хозяевами были оставлены для «гостей» нехитрые запасы съестных продуктов. И записка, что если что-то у нас останется, чтобы мы также поделились со следующей партией туристов, идущих за нами. На костре мы жарили и варили уху из хариуса, вкусной северной рыбы. В лесах мы
встречали россыпи северной ягоды — морошки. Любовались «клумбами» нежного разнотравья. Столько красивых цветов мы еще нигде не встречали. Были у нас трудности, когда поднимались вверх по течению быстрой реки. Мы шли по берегу и за бечеву тянули груженный вещами катамаран и так не один десяток километров. Продрогли, замерзли. Но, скажите, что за турист, если он не преодолеет хоть одну преграду. Мы все вынесли, перенесли на своих плечах. И еще больше закалились. Зато нам было весело, нам было интересно. Встретились с необычайной природой — этого изумительного сочетания камня, неба, зелени, цветов и быстрой, скачущей по высоким порогам ледяной водой реки, берущей начало там, высоко в горах, в ледниках. Хотя маршрут был сложный, для нас непривычно тяжелый, но мы все остались довольны, что побывали в тех местах, увидели новых людей, очень сплоченных северной отдаленностью, добрых и гостеприимных. Навсегда запомнится нам встреча с Полярным Уралом. Записала А. ШИЦ» («Знамя», 23 августа 2002).
«Подготовка к новому учебному году в Горковской школе начинается зимой. В январе-феврале был составлен график работ на лето. Тогда же руководство школы продумало проблему привлечения средств для подготовки школы. Было разработано положение о добровольных взносах родителей. Минимальный взнос - 10 рублей. Вроде и немного, но и они нужны школе для приобретения хотя бы канцелярских принадлежностей. До начала ремонтных работ было закуплено самое необходимое. Красили, белили, выполняли разные работы в основном родители, учащиеся, учителя. Родители же предложили в двух классах произвести оклейку стен обоями. В остальных были покрашены панели, полы, парты. Поменяли изгородь вокруг школы. «Не дело, когда школа не огорожена и стоит как бы на всех ветрах»,- заметила директор школы Шарманова. Учитель труда О.А. Полковников на тракторе подвез к школе столбики, и изгородь была обновлена общими усилиями. Отремонтиронная, обновленная школа готова принять учащихся. Стало известно, что Горковской школе не 80 лет, как считали ранее, а уже 100 лет. Она ровесница старой Серебровской школе. Они и внешне похожи: одноэтажные длинные здания с большими, почти во всю стену, окнами. Это были первые земские школы в нашем районе, построенные в начале прошлого столетия. В этом году Горковской школе по программе «Дети Владимирской области» выделили автобус «Газель», правда, всего на 12 мест, но тем не менее появился свой транспорт. Дети приезжают в школу из Патакино, д. Волковойно к началу занятий. Также удобно для учащихся было составлено расписание рейсовых автобусов. Об этом проявил заботу депутат райсовета, генеральный директор ОАО «Камешковское АТП» В.В. Сомов. В приобретении автобуса для школы помогли районный отдел образования, районная администрация, депутат Законодательного Собрания М.В. Волосов. Есть новации и в учебном процессе. Об этом также рассказала директор школы Г.Н. Шарманова. — У нас дружный творческий коллектив учителей, — делилась Галина Николаевна. — Мы работаем вместе уже много лет. Несмотря на опыт работы никто из нас не отказался от курсов повышения квалификации. Мы — новаторы. Все новое стараемся применить в школе, не любим работать по старинке. И дети у нас хорошие. Несмотря на то, что у нас — сельская школа, где досуг молодежь проводит в маленьком сельском Доме культуры, наши ребята не чувствуют себя оторванными от цивилизованного мира. Педагогический коллектив делает все, чтобы дети после окончания нашей школы были гармонично развитыми личностями. С этой целью организуются поездки в театр, экскурсии в города, байдарочные походы. Надеемся, что наши выпускники не затеряются в многообразном мире. Словом, учитель должен беззаветно любить детей, быть человеком большой души. Иначе ему просто не место в школе» («Знамя», 23 августа 2002).
«Более полувека в школе Учительницу Горковской школы Капитолину Алексеевну Шарманову в деревенских ребятишках всегда пленяли их нешумность, учтивость, вежливость. Заметьте, говорила она, дети в селах всегда здороваются даже с совершенно не знакомыми людьми. И между собой они вежливы. Но тут скорее всего пример учителей сказывается. Много лет проработавшая в школе (53 года) К.А. Шарманова, считает, что, конечно, очень важно научить детей письму, правилам арифметики, но первейшее знание — это уважение к человеку, к достоинству, к его единственности. - Все остальное приложится, — говорит она. — Главное заронить в ребячьи души семена добра, заложить стремление жить по совести. Меня так учили когда-то мои учителя и родители. Я им благодарна за это. Всей своей жизнью, работой старалась принести как можно больше добра. Люблю сельскую школу, непосредственность деревенских ребятишек. Родилась Капитолина Алексеевна в крестьянской семье в с. Ряхово. За жизнь всего пришлось испытать. Ее учеба выпала на военные годы. После окончания ковровского педучилища она вернулась в родное село, заочно закончила учительский институт. Здесь, в Ряхове, она нашла свое женское счастье, выйдя замуж за вернувшегося с фронта Александра Григорьевича Шарманова. Некоторое время они работали в Патакинской школе. Затем Александр Григорьевич принял Горковскую семилетнюю школу, где Капитолина Алексеевна вела уроки биологии и с ребятами разбивала большой пришкольный участок. — Это были самые счастливые, лучшие наши годы, — вспоминает она. — У нас были замечательные учителя. Мне посчастливилось поработать рядом с поистине талантливой пионерской вожатой Зоей Михайловной Зыриковой. — Своей энергией, особым педагогическим даром она заряжала и учителей, и учеников. Организовывала много полезных дел. Ее уважали учителя. Ребята, ходили за ней, как за поводырем. Конечно, время было другое. Дети стремились к знаниям, проявляли любопытство ко всему происходящему. Школа стояла на пустыре. Александр Григорьевич привез различных саженцев. С ребятами мы разбили большой сад-огород, с которого собирали замечательный урожай ягод и яблок. Тогда мы тоже все были не очень богаты. У школы не было средств на путешествия и экскурсии. Старались заработать своим трудом. Принимали участие в сезонных полевых работах в колхозе. Вывозили навоз на поля, пололи овощи, убирали картофель, работали на току. Со своего участка продавали излишки урожая. На эти деньги старались нашим детям открыть другой мир. Они ездили в Ленинград, Ростов-на-Дону. В Москве посещали музеи. Хорошо знали Владимир, Суздаль. В школе велась интересная краеведческая работа. Капитолина Алексеевна рассказывала, что в школе, когда она работала, много времени отводилось внеклассной работе. Хотя уже была семья, подрастали двое сыновей: Володя и Леня, но главным у Шармановых считалась школа и школьная жизнь. Все время отдавалось работе. И Александр Григорьевич, и Капитолина Алексеевна долгое время были депутатами райсовета, местного Совета депутатов трудящихся. Они были глубоко сопричастны к тем событиями, которые происходили в родном селе, колхозе. — Воспитывали у детей любовь к земле, — рассказывала К.А. Шарманова, — к родному краю. На школьные вечера приходили работники колхоза, награжденные орденами Родины: агрономы, инженеры, механизаторы, доярки, полеводы. Проводилась целенаправленная профориентация, чтобы наши выпускники, окончившие сельскохозяйственные учебные заведения, возвращались в родное село, возглавляли трудовые коллективы, управляли умной техникой. На полях колхоза колосились тяжелыми колосьями золотая пшеница, ячмень, овес, а закрома всегда были полны сельскохозяйственной продукцией» («Знамя», 25 июля 2003).
Школа в Горках пережила советскую эпоху, но была закрыта в 2009 году по причине нерентабельности.
Здание бывшей школы в с. Горки
Сад около школы
Церковь Троицы Живоначальной в с. Горки
|