Церковь Троицы Живоначальной в селе Горки Камешковского района
Церковь Троицы Живоначальной в селе Горки
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Троицкого Храма села Горки Камешковского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Камешковский район, зарегистрирована 03.04.2012 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Горюнов Андрей Александрович (с 27 июня 2013 г.).
Адрес: село Горки, д. 87б.
Деревянная церковь в селе Горки в честь Святой Живоначальной Троицы была построена в 1679 году на средства А.И. Траханиотовым. Причта при новопостроенной церкви положено было: «поп, пономарь и просвирница»; на содержание причта строитель храма из своих земельных дач отмежевал: «10 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов 20 копен»; при церкви первоначальный приход составляли: «дв. попов, дв. понамарев, дв. просвирницын, дв. вотчинников, 20 дв. крестьянских средних и 7 дв. бобыльских», — итого 31 двор. В 1703 г., как видно из переписных книг патриаршего приказа, приход состоял уже из 48 дворов. В 1720 году к Троицкой церкви причислены были еще две деревни Берково и Остров. Означенные деревни состояли ранее в приходе отдаленного от них села Ковалева; отдаленность и неудобство сообщения с церковью были причиной причисления Беркова и Острова к селу Горкам, более к ним близкому расстоянием. Одним из первых священников там служил Петр Федотов, а его преемником стал иерей Иван Михайлов. Отец Иоанн в июле 1738 г. писал в Синодальный казенный приказ, что «церковь Живоначальныя Троицы ныне имеется весьма ветха и божественной службы отправлять ни как не возможно», при этом означенный поп просил разрешения вместо ветхой церкви «построить вновь на том же месте церковном деревянную холодную ж церковь во имя прежде бывый храм Живоначальныя Троицы, и чтоб указом повелено было о строении той Троицкой церкви дать указ». Указ о построении новой деревянной Троицкой церкви дан был Преосвященным епископом Коломенским и Каширским Вениамином попу Ивану Михайлову в том же 1738 году июня 16 дня. Церковь была освящена, как и прежняя, - в честь «Пресвятыя Троицы». Троицкая церковь со времени своего основания по 1746 год в Патриарший казенный приказ, а потом, с упразднением патриаршества, в Синодальный казенный приказ, дани платила рубль 15 коп. Каменный храм в селе Горки был построен в 1801 году на средства прихожан. Храм этот первоначально имел один престол, холодный. После строителя деревянной церкви о. Ивана Михайлова в Троицкой церкви в Горках во второй половине XVIII века священствовал Степан Иванов (ум. в 1811). В 1811 - 1844 гг. в горкинском храме служил священник Григорий Иванов. В 1844 - 1862 гг. - священник Парфений Иванович Воскресенский. В 1862 - 1867 гг. - священник Иван Петрович Альбицкий. В 1864 году, к холодной церкви пристроена была теплая церковь с двумя престолами: в честь Корсунской иконы Божией Матери (освящен 13 декабря 1864) и в честь Св. Великомученика Дмитрия Солунского. Колокольня и ограда при церкви каменные.
Церковь Троицы Живоначальной
Колокольня церкви Троицы Живоначальной в с. Горки
После кончины Альбицкого в Троицкую церковь села Горки был назначен молодой священник Николай Леонтьевич Любимов. В этом храме он вел службу в течение 45 лет, длительное время исполняя должность благочинного 2-го округа Ковровского уезда. За отлично-усердную деятельность получил множество наград: набедренник (1875), скуфью, камилавку (1881), наперсный крест, сан протоиерея, ордена Св. Анны II ст. (1905) и Св. Владимира IV ст. (1909). Скончался Н. Л. Любимов 5 июня 1912 г. Его преемником в Горках стал священник Николай Вознесенский, переведенный туда из села Кузминского Юрьевского уезда. Церкви принадлежали два здания: а) деревянная, на каменном фундаменте, часовня, устроенная на кладбище в 1889 г. в память 17 октября 1888 года и деревянный, на каменном фундаменте, дом, в котором помещалась церковная сторожка и земское народное училище. [1] Земли при Троицкой церкви: усадебной 1 десятина 1800 кв. саж. и пахотной 33 десятины, в том числе неудобной 3 десятины; сенокосной церковной земли нет, но имеется таковая дарственная в количестве 6 десятин; кроме того, с 1830 года находится во владении одного священника подаренная генеральшей Шуваловой пожня в одну десятину по берегу озера Ореховца. Церковная земля значилась в общем с сельскими крестьянами плане. [1] Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1869 году. [1] Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получал: от земли 10 руб., от сбора хлебом 15 руб. и за требоисправления 800 руб., а всего в год 825 руб. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле. [1] Приход: село и деревни: Волковойна, Берково и Мишнево. Деревни находятся от церкви не далее 4 верст. Всех дворов в 1895 г. в приходе 264, душ мужского пола 1039 и женского пола 1126 душ. [1]
Кроме земского училища в селе Горки, имелась школа грамоты в дер. Волковойне.
Определен священником диакон села Горок, Ковровского уезда, Василий Любимов, 4 марта 1904 г., в село Богородское, юрьевского уезда. Перемещен диакон пог. Старинского, Владимирского уезда, Николай Архангельский, 6 марта 1904 г., в село Горки.
23-го июля 1907 г. в с. Горках духовенством 2-го Ковровского благочиннического округа и церковными старостами чествовался местный благочинный протоиерей о. Николай Любимов по случаю 25-ти-летней службы его в должности благочинного. Произнесены были от духовенства и от старост приветственные речи. В них главным образом отмечены были качества юбиляра — миролюбие и уменье узнавать людей и но достоинству ценить их. В знак своих сердечных отношений к о. Николаю духовенство поднесло ему икону в ценной ризе, а церковные старосты — наперсный крест.
27 августа 1916 г. диакон Сретенской ц. гор. Владимира Михаил Доброхотов согласно прошению перемещен на штатное место к церкви с. Горки.
9 сентября 1916 г. крестьянин Александр Саликов допущен согласно прошению к исп. обяз. псаломщика в с. Горки.
Жертвы политических репрессий: АРХАНГЕЛЬСКИЙ Николай Иванович, род. 1873, г. Владимир. Проживал с. Горки. Священник. Арестован 25.12.1930. Осужден на 1 год (условно). БОЧЕНКОВ Федор Иванович, род. 1890, с. Горки Камешковского р-на. Проживал там же. Рабочий. Арестован 17.08.1937. Осужден на 10 лет лишения свободы. ВЛАСОВА Евдокия Григорьевна, род. 1894, д. Горки Камешковского р-на. Проживала там же. Монахиня. Арестована 28.10,1933. Осуждена на 3 года ссылки. КИСЕЛЕВ Василий Григорьевич, род. 1882, г. Шуя Ивановской обл. Проживал с. Горки. Дьякон, Арестован 16.11.1937. Осужден на 10 лет лишения свободы. МАЛАНКИН Иван Андреевич, род. 1913, с. Горки Камешковского р-на. Военнослужащий. Арестован 01.07.1937. Осужден на 4 года лишения свободы. ПАНТЕЛЕЕВ Василий Афанасьевич, род. 1894, с. Горки Камешковского р-на. Проживал п. Старые Новки. Контролер. Арестован 25.04.1949. Осужден на 10 лет лишения свободы. ПОДРЕЗОВ Иван Андреевич, род, 1882, д. Стариково Камешковского р-на. Проживал с. Горки. Учитель. Арестован 05.10.1937. Осужден к расстрелу. СИЛАНТЬЕВ Василий Иванович, род. 1920, с. Горки Камешковского р-на. Военнослужащий. Арестован 26.03.1946. Осужден на 10 лет лишения свободы. УЛИТИНА Анна Антоновна, род. 1864, с. Горки Камешковского р-на. Проживала там же. Монахиня. Арестована 29.10.1933. Осуждена на срок предварительного заключения. ХВАЛЕНСКИЙ Александр Константинович, род. 1876, с. Пречистая Гора Юрьев-Польского р-на. Проживал с. Горки. Священник. Арестован 22.10.1937. Осужден к расстрелу. (Жертвы политических репрессий Камешковского района и г. Камешково)
В сентябре 1931 г. протоиерей о. Иоанн был назначен настоятелем Троицкой церкви села Горки. Здесь он прослужил несколько лет. Настоятель Успенской церкви села Большие Всегодичи о. Иоанн Петров скончался 11 октября 1967 г. во Всегодичах и был погребен в селе Горки рядом со своей супругой Екатериной Павловной.
Церковь была закрыта в 1938 году.
Протоиереей Семен Дмитриевич Беляевым, служил в Троицкой церкви села Горки, после с 1945 г. в с. Большие Всегодичи.
В 90-е гг. настоятелем храма был Анатолий Бутряков.
«В последнее время Свято-Троицкая церковь пережила несколько печальных событий. Летом случился пожар, загорание произошло от электропроводки. В результате внутри церкви все закоптилось, потемнело. Пришлось снова красить, чистить, приглашать для этого маляров и других специалистов. Церковь не располагает большими средствами, а их потребовалось на ремонт немало. Часть их собрали прихожане, большинство из них пенсионеры с небольшой пенсией. Помогли и горожане, кто сколько мог. Не успели порадоваться на обновленный вид церкви, как случилось новое несчастье — в нее проникли преступники и совершили кражу обрядных принадлежностей, икон, подсвечников. Церковная сторожка тоже пришла в негодность, а в ней проводится крещение. Так что необходимо строительство новой сторожки. Снова предстоят большие расходы» («Знамя», 12 января 1991).
«О. Анатолий, настоятель Свято-Троицкого храма Не один раз святые евангелисты приводят нам слова Господа Иисуса Христа, сказанные Им или исцеленным больным, или прощенным грешникам: «Вера твоя спасла тебя». Эти слова Спасителя напоминают нам, братья и сестры, какая сила у веры, какой это великий Божий дар, вложенный Духом Святым в сердце (душу) каждого из нас, православных верующих людей, вера светит нам на нашем жизненном пути. Вера согревает нас, как духовное солнце. Вера учит нас, как надо жить, чтобы достигнуть вершин доступного человеческим силам духовного совершенства, духовной красоты. Вера открывает перед нашими духовными очами, очами веры, небесный духовный мир. Вера дает нам знание о Боге — Хозяине неба и земли, — как Боге Вечном, Всеблагом, Всемогущем, Вездесущем и Всевидящем. Вера вводит нас в мир духов чистых, светлых, безгрешных, называемых ангелами, которые окружают престол Господа Бога, прославляют Его имя, исполняют Его волю, передают нам Божьи благословения. Один из святых ангелов каждому из нас дан в святом таинстве Крещения, как спутник нашей жизни, как наш ангел-хранитель. Некоторые говорят, что верующие люди должны думать только о смерти и это мешает им трудиться и работать на поприще земного труда, подрывает их силы, ослабляет их волю, потому что все их мысли устремлены в будущее, в загробную жизнь…» («Знамя», 14 декабря 1991).
«Большой добротный дом недалеко от Свято-Троицкого храма в селе Горки. Возле дома коляска, в которой преспокойно посапывает маленькая Елизавета. А в самом доме смех, веселая детская возня. Пришла в гости к людям не совсем обычным, вернее, люди-то обычные, а вот состояние души, отношение к окружающему миру, суждение о нем, свое, особое. Глава семьи Бутряковых — отец Анатолий, священник Свято-Троицкого храма, что в с. Горки, в миру Анатолий Евгеньевич. Его жена — Юлия Львовна… Вечером этого же дня встретились с о. Анатолием. Обаятельный человек, интересы самые разные: любит рисовать, заниматься резьбой по дереву. Родился он в г. Коврове. Единственный сын у матери, которая воспитывала его одна. Вот она-то и привила ему веру в Бога: через личный пример, беседы, посещение старых больных людей — братьев и сестер по вере, чтение Жития Святых. Естественным, необходимым было посещение с 7-летнего возраста Троице-Сергиевского монастыря. В школе преподаватели знали о том, что Анатолий верующий, что верующая и мать. Относились к этому недоброжелательно, были неприятные «крупные» разговоры с матерью. Его все-таки щадили как ребенка. Своей идеологии, мировоззрения не навязывали, но как бы сожалели о том, что он находится на ложном пути. Анатолий же оставался верен своим убеждениям. Учителя жалели их с матерью: по их мнению, вера во Всевышнего в этой семье исходила от убожества существования. И действительно, мать, медсестра, зарабатывала немного, семье жилось трудно. Вот и решили, что Бутряковы «ударились» в религию именно от нужды. Но все было не так просто. В доме имелась, пусть небольшая, подборка религиозный книг. Круг знакомых — тоже свой. Посещая Троице-Сергиевский монастырь, общался Анатолий со своими сверстниками. Со многими, теперь уже священниками, поддерживает дружеские отношения. И в юные годы, и когда уже стал взрослым, «белой вороной» никогда себя не чувствовал. Учился в художественной школе, ходили на танцы вместе с друзьями, посещали храмы. Просто была своя жизнь, интересы, свои взгляды, своя трактовка событий, происходящих в мире. Церковный взгляд простой: без промысла Божьего ничего не свершается в жизни. Всякая власть от Бога. Поэтому молились о правителях, о народе, о мире и об урожае. С будущей женой познакомился в Москве, когда учился в Академии. — Верующая жена — случайность? — задала давно уже просившийся вопрос. — Не ставил перед собой такой цели. Так уж получилось. Ведь сказано в Новом Завете: «Верующая жена освящает неверующего мужа, а верующий муж освящает неверующую жену». Новый день в семье Бутряковых начинается рано. — Очень много дел, — говорит Анатолий Евгеньевич. — Храм в запущенном состоянии, приходится самому заниматься его ремонтом, благоустройством, так как людей, преданных церкви, которые помогли бы, — мало. Понимаю, что сейчас у каждого свои проблемы. Никого не осуждаю. Что можно сделать самому, делаю. А помощь действительно нужна, ведь церковь посещают все больше и больше людей. Пусть истинно верующих мало. Большинство тех, кто приходят в церковь, старается таким образом заполнить духовный вакуум. Люди разуверились, разочаровались в идее коммунизма. А идею Бога высмеивали в течение многих десятилетий. Пропала вера. Вера в вечные идеи. Много сейчас предлагается нашим людям и истинно духовной пищи, и псевдодуховной. Разобраться в этом, выбрать правильную дорогу очень важно. Анатолий Евгеньевич и Юлия Львовна идут своей дорогой с верой в Бога. Как часто нам, обыкновенным людям, не хватает этой самой веры. Пусть не в Бога, но веры в себя, в свои силы, в друга, в любовь... А. АНТОНОВА, корр. «Знамени» («Знамя», 21 марта 1992).
«...В ночь на 15 мая житель г. Суздаль Е. не спал. На то были веские основания. Уже длительное время накануне этой, ставшей для него роковой ночи Е. вел наблюдение за режимом функционирования Свято-Троицкой церкви в селе Горки Камешковского района: кто и когда туда входит и выходит, когда церковь запирается, как осуществляется ее охрана. Наблюдал скрытно, издалека, пользуясь оптическими приборами. Наконец решил: пора! Под покровом темноты, оставив в поле неподалеку от церкви свой автомобиль, Е. направился к храму. Привычным движением перерезав провод внешней звуковой охранной сигнализации, он, очевидно, рассчитывал, что сумеет проникнуть внутрь церкви без лишнего шума. Однако преступник просчитался. Внешне, так сказать, все действительно было тихо, но на самом-то деле сигнализация сработала — на дому у священника, куда была проведена ее вторая ветвь. Получив сигнал, батюшка тотчас же позвонил в милицию. Прибывшей вскоре на место дежурной группе РОВД удалось застать преступника с поличным. Просто так, правда, тот сдаваться в руки милиции не собирался и оказал активное сопротивление. Проявив смелость и мужество, оперуполномоченный отдела уголовного розыска В. Румянцев все-таки сумел задержать злоумышленника, у которого здесь же были изъяты орудия взлома — ножовка по металлу, гвоздодер, пассатижи, в машине обнаружились дополнительные инструменты, в том числе бинокль. На следующий день специально созданная для расследования преступления оперативно-следственная группа провела обыск в суздальской квартире Е., где были найдены иконы, кресты, другие предметы христианского церковного культа, а также газовый пистолет, прибор ночного видения, переносные радиостанции. Все это дало основание полагать, что в руки милиции попал человек давно занимающийся преступным промыслом. Впоследствии это подозрение полностью подтвердилось, а кроме того выяснилось, что Е. был лишь одним из членов преступной группировки, в которую входили еще четверо человек. Кроме горковской церкви они взяли на себя 2 кражи из Свято-Покровского храма (с. Новоселки), целый ряд краж из церквей Суздальского, Меленковского, Собинского районов и даже в соседней Ивановской области. В настоящее время следствие по данному делу закончено, обвиняемых ожидает суд» («Знамя», 19 апреля 1996).
«Каждую субботу или воскресенье (в зависимости от службы в Свято-Троицком храме с. Горки) в помещении камешковской школы искусств собираются 15—20 человек детей и взрослых. Желающих еще больше, и их число постоянно растет, но класс, к сожалению, больше не вмещает. Отец Анатолий (А.Е. Бутряков — священник храма) проводит в воскресной школе духовные беседы. Перед уроком — молитва по православному обычаю. В конце занятий — молитва-благодарение. Духовная беседа переходит в урок истории России — урок особенный, в котором главное не получить информацию о фактах и датах истории России, а получить нравственную оценку этих событий жизни нашей Родины с позиций христианства. Уроки длятся по 20—25 минут. Между ними — короткие перемены с развлечениями и играми: нельзя не учесть возрастных особенностей слушателей. Трудности воскресной школы — отсутствие, нехватка затейников и музыкантов, готовых к благотворительному труду на ниве русского православного просветительства. Попечители школы видят ее в будущем оснащенной по последнему слову современной дидактики, укомплектованной квалифицированными кадрами с набором детей пяти-шести лет в русскую православную начальную школу. Попечительство о школе — дело родителей. Мы благодарны Светлане Борисовне Милановой — директору школы искусств, Зое Дмитриевне Епишиной — бывшей заведующей отделом культуры, местному самоуправлению за то, что они проявили заботу о том, чтобы у нас было теплое, уютное помещение. Без такой поддержки это доброе начинание не выживет, «свет тихий» христианской любви не прольется на пути подрастающего человека, освещая общечеловеческие ценности. А значит тьма беспросветная станет еще увереннее заполнять нашу пустоту» («Знамя», 4 апреля 1997).
о. Анатолий в кругу семьи и на службе.
«3 ноября 2001 года, в Дмитриевскую субботу, была служба по помину усопших. Население нашего прихода в основном люди преклонного возраста, работы полевые и огородные закончились, так наше место с вами, дорогие братья и сестры, в храме. Сколько трудов и здоровья вложил о. Анатолий в благоустройство Свято-Троицкого храма! Приход маленький, а средств требовалось много. Покрыта церковь новым железом. А какая роспись произведена после пожара расписаны стены, алтарь, над входом в храм роспись «Страшный суд». Сторожка построена вновь, все из нового материала, ограда. С. ДАВЫДОВА, д. Кижаны» («Знамя», 14 декабря 2001).
В настоящее время храм находится в бедственном состоянии: здание разрушается, штукатурка осыпается. Но сохранилась уникальная ограда с башенками и воротами.
Церковная ограда и ворота Горкинского храма
Особенно храм страдает в осенний и весенний период от колебаний температуры. Местные жители и жители окрестных деревень очень трепетно относятся к храму, отмечая его неповторимый облик, убранство сохранившееся с XIX века, особую молитвенную атмосферу, которая царит в храме.
Постоянная смена священнослужителей затрудняет планирование и эффективное ведение административно-хозяйственной и культурно-просветительской деятельности. Местным жителям приходится привыкать к разным священнослужителям, что негативно сказывается на степени сплоченности прихода. В летний период в с. Горки приезжает множество дачников из Москвы, Владимира и Коврова и они тоже заинтересованы в сохранении уникального храма, жертвуют на храм.
Летом 2013 г. храм был частично отреставрирован, но на комлексный ремонт не хватает крупных вложений. У многих прихожан на близлежащем кладбище похоронены родственники, поэтому храм для них является родным. Тем не менее разовых пожертвований для реставрации храма недостаточно, нужно постоянное финансирование. Если же храм не удастся сохранить и приход ликвидируется, то сельское население будет убывать, обострится проблема пьянства, воровство, развал семей, усилится деятельность сект. Необходимы люди неравнодушные, для того чтобы восстановить храм.
«Село Горки и адмирал Вильбоа» — книга с таким названием издана во Владимире в 2017 г. к началу V межрегионального экономического форума по инициативе администрации Камешковского района. Ее авторами стали журналист Николай Фролов и директор Историко-краеведческого музея Ковровского района Элла Фролова.
Руководство ряда местных промышленных предприятий, в том числе, «НПО «Вояж» и компании по производству напольных покрытий «Ютекс Ру» в г. Камешково высказали заинтересованность в создании, наряду с муниципалитетом, музея в с. Горках.
Пруды в с. Горки
У этих прудов на месте бывшей адмиральской усадьбы будет создан музей «Пристань старого капитана» — с целью увековечить память всех камешковцев, чьи судьбы на протяжении столетий были связана с историей российского флота. В составе музея появится «Домик старого капитана» с несколькими экспозициями, рассказывающими о службе камешковцев в ВМФ России XVIII – XXI веков. Предполагается реконструкция парусного судна и пристани с фонарями, причем для этого намечается задействовать островок на пруду, сооружение макета маяка и мачты с морскими сигнальными и корабельными флагами.
Француз из камешковских земель спасал русский флот
Почти полтора десятка лет спустя после кончины Петра I созданный им военный флот пришел в упадок. А в Шведском королевстве, где правили королева Ульрика-Элеонора (сестра разбитого под Полтавой Карла XII) и ее супруг король Фредерик I Гессенский, на риксдаге 1738-1739 гг. к власти пришла «партия шляп», взявшая курс на подготовку войны с Россией.
Королева Ульрика-Элеонора
Король Фредерик I
Шведские «ястребы» намеревались взять реванш и вернуть все утраченное по результатам завершившего Северную войну Ништадтского мира. Именно в такой тревожной обстановке и отправились в Кронштадт проверяющие, главным из которых был только что назначенный генерал-кригс-комиссаром и вице-президентом Адмиралтейской коллегии (заместителем начальника ВМФ по снабжению) с чином вице-адмирала Федор Иванович Соймонов — один из «птенцов гнезда Петрова», выпускник Московской математико-навигацкой школы, три года изучавший морское дело в Голландии и проходивший практику на новейшем 64-пушечном линейном корабле «Ингерманланд» в присутствии самого Петра Великого.
Федор Иванович Соймонов
Вместе с Соймоновым в Кронштадт отправились опытные моряки, герои Северной войны: капитан-командор Никита Петрович Вильбоа и его соратник и приятель капитан-командор Денис Спиридонович Калмыков, тоже выпускник навигацкой школы, учившийся морскому делу в Англии, будущий контр-адмирал. Соймонов, Вильбоа и Калмыков были единомышленниками, отдавшие русскому флоту десятки лет жизни и стоявшие у истоков его создания. Им было особенно больно видеть, в какое плачевное состояние пришло любимое детище Петра Великого.
Никита Петрович Вильбоа
Недавно Государственным историческим музеем было выпущено фундаментальное издание «Ф.И. Соймонов. Рукописное наследие», где опубликованы записки этого выдающегося государственного деятеля из фондов отдела письменных источников ГИМа. В мемуарах Соймонова имеется подробный рассказ о проведенной им вместе с Вильбоа и Калмыковым инспекционной поездке в Кронштадт 18 июня 1739 года, результатом которой стал грандиозный скандал, едва не погубивший не в меру принципиальных проверяющих.
Денис Спиридонович Калмыков
Соймонов приводит интересный рассказ о событиях, предшествующих их кронштадтской миссии. Оказывается, сначала в Кронштадт был послан майор лейб-гвардии Преображенского полка Людвиг фон Альбрехт — выходец из Пруссии, служивший в России к тому времени почти 40 лет и являвшийся доверенным лицом императрицы Анны Иоанновны. Как пишет Соймонов, Альбрехт доложил в Петербурге, «что он многое нашел весьма в худом состоянии, то есть, как на военной средней и купеческой гаванях, так в Кроншлоте и в цитадели мосты сгнили, станки пушечные, болшая часть, сгнили, которыми действовать невозможно». Но президент Адмиралтейской коллегии граф Николай Федорович Головин и поддерживавший его фаворит царицы герцог Эрнест Иоганн Бирон попытались убедить императрицу, что фон Альбрехт «доносил неправду». Однако Анна Иоанновна доверяла майору и решила перепроверить его донесение представительной комиссией из вице-адмирала и двух заслуженных капитан-командоров, в числе которых был и ставший нашим земляком Н.П. Вильбоа. Проверяющие хорошо понимали, чем рискуют, фактически выступая против своего прямого начальника графа Головина и всесильного тогда герцога Бирона. Но проверили все досконально и доложили чистую правду. Рапорт моряков состоял из 18 пунктов. Один другого круче. Вот выдержки из него. «Мосты на всех гаванях, так и у Кроншлота и в цитоделе почти згнили, что… и ходить невозможно… Пушечные станы на многих батареях, а паче колеса потому же многие згнили так, что и одного выстрела выпалить невозможно. Гавани, а паче середняя, так засорены, что многие казенные и портикулярные суда потоплые нашлися, которых в одной средней гавани болше 40 судов явилось… В военной гавани корабли в такой нечистоте найдены, что внутри от нечистоты и мокроты грибы проросли…» Таким образом, только в одной из кронштадтских гаваней находилось 40 полузатопленных от ветхости и отсутствия должного ухода кораблей, крепостные сооружения и батареи было невозможно использовать для боя. Даже те корабли, которые еще оставались в строю, находились в ужасающем состоянии, поросшие грибами и плесенью. С рапортом Соймонова, Вильбоа и Калмыкова ознакомилась императрица. Но их самих к докладу не допустили, а пояснения давал фактически ответственный вместе с Бироном за развал флота вице-адмирал Головин, кстати, в присутствии того же Бирона. Ф.И. Соймонов писал об этом так: «И потом мы с Вильбоем [так на английский манер он называл французскую фамилию Вильбоа] с репортом и с планом о проходе поехали в Питербурх… Министры пошли по тому делу докладывать, нас оставили в передней, а сами вошли в другую комнату. Потом слышно нам было, что секретарь Ехлер читал наше доношение, и почти на всякий пункт слышно нам было государыни голос, и ничто иное, как то одно: «Да чего ж адмирал смотрел?» И так неоднократно. Герцога Бирона, патрона Головина, тогда при том не было, однако за несколько до окончания приехал и последние пункты слышал… Потом отворилися в нашу комнату двери, и государыня, увидя нас, остановилася в дверях, будучи в великом гневе. И как мы стояли не очень близко, и к руке итить, видя ее гневную, не посмели, то и государыня, поворотить изволила, а мы с Вильбоем пошли по домам».
Граф Николай Федорович Головин
В итоге Головину при помощи Бирона удалось избежать ответственности. А проверяющие радовались и тому, что им удалось избежать царского гнева, потому что нередко крайними становятся не действительные виновники, а дурные вестники. «И сколь мне все то удивительно ни было, — писал Соймонов, — толь важный осмотр и толь важные в неисправности наши пункты такое окончание получили, что ни маеора Альбрехта за первой осмотр, а нас — за другой не похвалили, и не винили, и на Адмиралтейской коллегии ни о каким исправлении не говорили. Словом, все то так уничтожено, как бы ничего не было. А мы с Вильбоем и тем были довольны, что нам ни добра, ни худа не сказали; разошлися по своим местам и должностям». Опасность, которой подвергались правдолюбцы Соймонов, Вильбоа и Калмыков, была действительно велика. Бирон в 1740-м успел расправиться с вице-адмиралом Соймоновым, которого отправили в сибирскую ссылку. Вильбоа и Калмыков тоже, как говорится, ходили по краю. Тем не менее вследствие принципиальности опытных моряков беспечное командование получило хорошую встряску. А в 1740 году умерла императрица Анна Иоанновна, был арестован Бирон, и в 1741-м на престол взошла дочь Петра Великого Елизавета Петровна, при которой началось возрождение русского флота. И когда в том же 1741 году Швеция все-таки начала войну с Россией, то уже не застала наследников Петра врасплох. Вскоре Елизавета Петровна назначила контр-адмирала Н.П. Вильбоа главным командиром кронштадтского порта, где прежде был бардак и где навели, наконец, порядок. В 1743 году Швеция запросила мира. Ее флот ни разу не рискнул напасть на русские корабли. В 1747 году Н.П. Вильбоа, которому тогда исполнилось 66 лет, попросился в отставку и был награжден дочерью Петра Великого чином вице-адмирала и орденом св. Александра Невского. Мемуары его сослуживца Федора Соймонова позволяют нам лучше понять одну из важных страниц биографии нашего земляка Вильбоа — француза, для которого Россия стала второй родиной.
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
Николай Фролов. Француз из камешковских земель спасал русский флот: [Электронный ресурс] // ПРИЗЫВ: [сайт]. – 2019. – URL: https://www.prizyv.ru/2019/06/frantsuz-iz-kameshkovskih-zemel-spasal-russkij-flot/
Город Камешково. Деревня Кижаны. Село Мостцы. Село Патакино