Саврасов Виктор Сергеевич (03.09.1924 - 1976) - скульптор, керамист и живописец.
Виктор Сергеевич Саврасов
Виктор Сергеевич Саврасов родился 3 сентября 1924 года во Владимире в семье крестьянина, впоследствии его отец работал поваром, мать была колхозницей. Окончив школу, Виктор поступил учиться во Владимирский механический техникум (ныне – авиамеханический). Но учебе помешала начавшаяся война.
Как и многие юноши, он ушел с оружием в руках защищать Родину. В годы Великой Отечественной войны служил в танковых войсках. На войне он рисовал своих однополчан, и они посылали эти карандашные портреты домой, вместо фотокарточек.
В 1945 году Виктор был тяжело ранен под г. Брно в Чехословакии. Ранение для 20-летнего танкиста могло стать смертельным: осколок немецкой мины пробил бы сердце, но его энергию погасили корочки комсомольского билета. Этот пробитый, залитый кровью комсомольский билет до сих пор хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Вернувшись после войны во Владимир, Саврасов окончил техникум, но работать по специальности не стал. Желание лепить, как художник пишет в своих воспоминаниях, у него возникло, когда он лечился после войны в санатории, на берегу моря. Он рассматривал отполированные волнами камешки и удивлялся: «Сколько же времени нужно морю, чтобы так обработать их?». И ему захотелось постичь секреты мастерства обработки камня. По совету искусствоведа Н.П. Сычёва он поступил учиться в Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной, где обучался пластике и приемам обработки гранита и мрамора и, конечно, глины, которая является исходным материалом в скульптуре. Окончив его в 1951 году, Саврасов возвратился домой и в родном городе в скором времени стал признанным скульптором.
В 1951 году были разработаны проект и сметная документация на строительство Дома художников во Владимире. Строился он более четырех лет на улице Некрасова (улица Княгининская, д. 7в) и стал центром художественной жизни города 1960-1970-х годов. В нем были открыты 7 мастерских, одна из них принадлежала скульпторам В. Саврасову и М. Сахарову.
Улица Княгининская, д. 7в Двухэтажный 8-квартирный дом, где жил и работал К.Н. Бритов, построен по проекту (1951 г.) владимирского архитектора Леонида Георгиевича Зотова для Владимирского областного отделения Союза художников РСФСР. Там располагались квартиры и мастерские художников.
В 1958 году на областной выставке к 850-летию родного города, художник показал свои работы. Среди них выделялась мраморная миниатюра «Герой Шипки генерал Столетов», которую позднее он подарил болгарскому музею.
Виктор Сергеевич Саврасов работал по заказам государства, поэтому тематика его работ специфическая. В те времена иначе быть не могло. Но ремесленником Виктор Саврасов никогда не был. Даже в жестких идеологических рамках он оставался творцом. Это было нелегко. Эскизы фигур культовых героев страны приходилось утверждать в столице. Работал Саврасов и над ленинской тематикой, им создано много скульптурных портретов вождя советского государства В.И. Ленина.
В 1958 году Саврасов стал членом Союза художников СССР. С этого времени он постоянно ездил на творческие дачи – в Ригу, Переславль-Залесский, Гурзуф, Ялту. Побывав на творческой даче Союза художников «Майори» под Ригой, он познакомился и на всю жизнь увлекся художественной керамикой. Там он изучал технологию и секреты керамического искусства. По итогам работы на «Майори» на свет появились выполненный в фарфоре бюст Коперника, позднее переданный во Владимирский планетарий, мелкая поливная пластика – например, композиция «Сивка-бурка», рельефы, декоративные блюда с использованием цветных глазурей и смальты. Как отмечают искусствоведы, керамические изделия Виктора Саврасова, отличаются высокорельефностью и яркими красками, а сделаны они из особого материала – майолики.
Саврасов много и плодотворно трудился в области скульптуры, декоративного и оформительского искусства. Он участвовал во многих всесоюзных, республиканских, зональных и областных художественных выставках.
Творческий диапазон Саврасова был необычайно широк: Виктор Сергеевич занимался живописью, графикой, мелкой пластикой, монументальной скульптурой. Владел мастерством обработки мрамора, гипса, шамота и др. материалов. Известны скульптурные портреты, выполненные Саврасовым: исследователя древнерусской архитектуры и искусства Н.П. Сычёва (1953), революционера И.В. Бабушкина (1957), мастера лаковой миниатюры И.А. Фомичёва (1967), Героя Социалистического Труда М.Г. Графского (1970) и др. Среди графических и живописных работ Саврасова следует отметить портреты: «Мальчик в красном» (1969), «Мать солдата» (1970), «Студентка» (1972), «Портрет матери» (1972), «Надя» (1973), пейзажи: «Село Сновицы» (1973), «Соловьиная гора» (1973), «Синие сумерки» (1973), «Осеннее поле» (1974), натюрморты: «Цветы», «Искусство» (1973-74). В его живописных работах бросается в глаза экспрессия цвета, необычайный динамизм жизненного восприятия, стремление сочетать декоративность с глубиной мысли.
Много представил работ на Областной выставке работ владимирских художников 1970 года скульптор В. Саврасов. Интересны была его «Девушка из Суздаля».
Виктор Саврасов был человеком на редкость деятельным и цельным. Он старался ввести керамику в городскую среду и радужная майолика начала украшать интерьеры общественных зданий города и области.
Много времени Виктор Сергеевич уделял разработке сувениров Владимирского края. Его сувениры из керамики – солонка «Владимир», герб Суздаля и другие пользовались широким спросом у туристов и гостей Владимирской области.
В 1975 г. страна готовилась к празднованию 30-летия Победы. Школьники вместе с учителями обошли все дома бывших деревень Юрьевец и Пиганово, села Спасского. Потом они составили анкеты на каждого участника войны, через военкомат уточнили списки солдат, призванных на фронт. Оказалось, что 52 солдата из этих населенных пунктов не вернулись с поля боя. На школьном комсомольском собрании было принято решение организовать шефство над семьями погибших и обратиться в поселковый Совет народных депутатов с инициативой увековечить память погибших - установить памятник. Депутаты поселкового Совета эту инициативу поддержали. Благодаря настойчивости председателя исполкома поссовета Антуанетты Ивановны Фесенко, депутатов от поселка в Совете народных депутатов г. Владимира, председателя исполкома владимирского горсовета Роберта Карловича Магазина, первого секретаря горкома партии Сергея Яковлевича Иголкина, Совета директоров предприятий и организаций поселка начались работы по созданию памятника. Для него выбрали самое высокое место в поселке. Архитектором проекта стал Владимир Гаврилович Аврутский, главный архитектор г. Владимира. Главным инженером проекта, а также автором и скульптором памятника был Виктор Сергеевич Саврасов. Он предложил возвести памятник в виде обелиска, который представлял бы собой стелу-скол, имитирующую разрушения принесенные войной, с барельефом головы солдата-воина освободителя и список с фамилиями 52-х погибших земляков. Обелиск возводился методом народной стройки. Депутаты и Совет директоров поселка распределили объем работ. Работы выполняли следующие организации: комбинаты «Наука» и «Дубрава», ПМК-253, МК-38, ВНИЯИ, ДРСУ, ПМК-28. В Художественном фонде РСФСР (город Москва) было изготовлено барельефное изображение головы солдата - воина-освободителя. Работу оплатили за счет средств бюджета, выделенных на благоустройство в 1973 г. Открытие обелиска состоялось 9 мая 1974 г.
В 1975 году во Владимире в картинной галерее Владимиро-Суздальского музея-заповедника прошла персональная выставка Саврасова, посвященная его 50-летию. На ней были представлены скульптурные портреты, разнообразная живопись: пейзажи, портреты, жанровые композиции; многочисленные образцы прикладного искусства – майолика, фаянс, терракота. Во вступлении к каталогу своей выставки художник писал: «Для меня жить – это работать, работать по призванию, которое пришло ко мне с детства, с ребяческой увлеченности рисовать и лепить. Но сейчас это стало для меня не забавой; а творческой необходимостью. Занятие изобразительным ремеслом приобрело новую форму, форму философского осмысления бытия, отражения жизни в пластических образах живописи и скульптуры».
Умер Виктор Сергеевич Саврасов в декабре 1976 года.
Осенью 2004 года в областном Центре изобразительного искусства в рамках проекта «Имена и годы» прошла выставка картин и скульптуры Виктора Саврасова.
«В 2004 году исполнилось 80 лет со дня рождения владимирского художника-фронтовика Виктора Сергеевича Саврасова (1924-1976). И накануне 60-летия Великой Победы мы решили подготовить вечер его памяти. В.С. Саврасов — коренной владимирец. Он родился в Ямской слободе, где теперь проходит одна из центральных магистралей города — проспект Ленина. В начале войны учился в авиамеханическом техникуме. В 1942 году пошел на фронт. В одном из первых боев был ранен. Осколок мины пробил бушлат, пробил бумажник с документами и застрял в ребрах — до сердца не добрался. «Везучий ты, Саврасов!», — сказал тогда хирург и вручил на память солдату кусочек металла величиной с фасоль. После госпиталя Виктора Саврасова направили воевать под Вену. Новая машина, новый экипаж, в котором он третий командир за последние двадцать дней. 20 апреля 1945 года, в последние дни войны, под чешским городом Брно лейтенант Саврасов получил второе ранение — в позвоночник. И вновь: госпиталь, операция, страдания... Желание стать художником было всегда. В 1948 году Виктор уезжает в Ленинград, учится в художественно-промышленном училище им. Мухиной, там проявляет себя как скульптор. Возвратившись во Владимир, постепенно становится признанным мастером в этом виде искусства. В 1958 году его принимают в члены Союза художников. В.С. Саврасов был человеком удивительного трудолюбия и пытливого ума, стремящийся к познанию, к расширению границ своего творчества. Побывав на творческой даче «Майори» под Ригой, на всю жизнь увлекся художественной керамикой. Так на свет появляется выполненный в фарфоре бюст Коперника, позднее подаренный автором владимирскому планетарию, композиция «Сивка-бурка», рельефы, декоративные блюда с использованием цветных глазурей и смальты. Виктор Сергеевич начинает вводить керамику в городскую среду, украшая интерьеры ряда общественных мест Владимира своей радужной майоликой. Зайдите в здание бывшего городского отдела народного образования на Октябрьском проспекте: в его холле — прекрасное панно работы В.С. Саврасова, выполненное в конце 60-х. В. Саврасов является автором стелы с барельефом воина в поселке Юрьевец, бюста В.И. Ленину, долгие годы стоявшего в парке Пушкина. Из-под рук скульптора вышло множество портретов наших известных земляков: профессора Н.П. Сычёва, архитектора-искусствоведа А.Д. Варганова, художника-миниатюриста Юрина Е.В.... Небольшая керамическая скульптура «На космодроме» подарена автором герою-космонавту В. Кубасову. С развитием в области туризма Виктор Сергеевич освоил поливную сувенирную керамику на местную тематику. Однако в начале 70-х здоровье художника слабеет: сказываются военные ранения. В декабре 1976 года, после болезни, он умирает... В.С. Саврасов писал: « Для меня жить — это работать по призванию, которое пришло ко мне с детства, с ребяческой увлеченности рисовать и лепить. Сейчас это приобрело новую форму, форму философского осмысления бытия, отражения жизни в пластических образах». Вечер памяти и выставка Виктора Саврасова, прошедшая в ноябре 2004 года, вылились в настоящий праздник искусства. В выставочном зале были представлены скульптура, живопись, керамика, декоративные блюда с глазурями и смальтой, сувениры. И всё это работы одного художника!»
Источник:
- Календарь знаменательных и памятных дат по Владимирской области на 2009 год / Владимир. обл. универс. науч. б-ка им. М. Горького, Отдел краев. библиогр.; сост.: М.П. Попова, Т.Б. Шестернина; ред. Т.Б. Шестернина. – Владимир, 2008.
Владимирский Союз художников