Главная
Регистрация
Вход
Среда
25.12.2024
10:40
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Погост Веретьево Камешковского района

Погост Веретьево

Погост Веретьево – урочище в Камешковском районе Владимирской области.
Погост Веретьево, Вахромеевского сельсовета, Камешковского района, решением № 1086 от 22.09.1965 г. признан, как фактически не существующий.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

«Погост Веретево при колодцах и речках Печуге и Возотьме находится в 27 верстах от Коврова (Ковровский уезд) и в 50 верстах от Владимира». [1]
Один из притоков Печуги - небольшая река Возихма (длина 7 километров) протекает по восточной окраине Дюкова бора.


Речка Возотьма. Фото Дмитрия SCH

Веретевский погост, окруженный с трех сторон болотистой местностью, а с четвертой - речкой, сам по себе являлся небольшим поселением, где проживал лишь местный церковный причт. Одна из легенд гласит, что храм изначально строился в безлюдном месте, чтобы освятить место, вокруг которого испокон веку творилась всякая чертовщина.
Церковь в урочище стоит в отдалении от жилья в лесу, на погосте. Здание кирпичное, снаружи побелено по кирпичу, изнутри оштукатурено. Пятиглавая церковь с трехчастной компактной композицией, башенной колокольней. Церковь представляет собой памятник раннего классицизма, в котором еще сильны традиции барокко.

Селище Веретьевское (14-17 вв.) расположено в 3.1 км. к северу от северной оконечности с. Ряхово, левый берег безымянного ручья, левого притока р. Печуга (левый приток р. Нерль), территория б. погоста Веретьевский, урочище Веретьево. Протянулось вдоль берега ручья с севера на юг, размеры ок. 150х80 м., высота над заболоченной поймой 2.0-2.5 м. Территория памятника занята лесопосадками, в центральной его части располагаются церковь и кладбище. Керамика гончарная позднесредневековая, 15-16 вв. [2]

По преданию, храм строился в безлюдном месте специально, чтобы освятить землю, где всегда творилась «чертовщина». Там находился так называемый медвежий угол. В реку впадали ручьи, образуя треугольник. Возвышенность служила местом для языческих игрищ на многочисленных капищах, а их, как правило, в этой местности посвящали Мокоши. Эту гипотезу подтверждает название реки Возих-Ма («Ма» — сокращенное имя богини Мокоша). На этих капищах устраивали оргии — для продолжения рода, для его увеличения. А также приносили жертвы. Особыми днями поклонения были 10 мая по нынешнему стилю, день летнего солнцестояния и еще день осеннего равноденствия. Да, именно поэтому в этом месте в знак преемственности одну языческую Мать заменили другой православной: Макошь — Богоматерью. Вместо капища построили храм.
Веретево, или Никольский на Веретее погост, в XVI веке значился вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря и принадлежало ему еще в XVI столетии. Царь Всея Руси Иван IV (Грозный) в 1550 году пожаловал Суздальский Покровский монастырь Торхальной грамотой (несудимой) на владение вотчиной. ...«Волость Талшинскую в Володимирском уезде, а в ней погост на Верети, а к нему, тому погосту, деревень: Ряхово, Денисово, Лужки на речке Возожма, Заозерье, Волково, Чертовик, Филяндино, Ивишенево и Микшино на речке Ивишенка, Сереброво, Луженица и Ступино на речке Ступинка, Парфеново, Тынцово, Скалозубово на речке Секше, Яковлево на реке Тальше, Объедово на реке Уводь, погост Ст. Никола на реке Тальше, река Уводь, а по оба берега той реки пошли озера: Овсяниково, Церковное, Шуремба, Старица, Соляное, что из него соль варят, а против того озера Слободка и живут в ней солевары... и мы, Великий государь и царь, Покрова девичьего монастыря игуменью Ульяну с сестрички пожаловали...»
31 августа 1606 царь Василий IV Иванович Шуйский подтвердил права этой обители на погост с прилегающими к нему деревнями.
30 марта 1625 г., новый царь Михаил Федорович Романов вновь дал жалованную грамоту Покровскому монастырю. В третьей жалованной грамоте написано: «вотчина их монастырская, в Володимерском уезде, волость Талецкая, а в ней погост, а на погосте церковь Николы Чудотворца да теплая церковь Ильи Пророка, а к тому погосту деревень: деревня Ряхово, деревня Денисово, деревня Лушки, на речке Возотме, деревня Волково, деревня Скородня, деревня Заозерье, деревня Хмелники над Кладковым болотом, деревня Чертовик, деревня Боблово на болоте на Боблове, на обе стороны, деревня Ивишенево, деревня Мишино, на речке Ивешеневе, деревня Сереброво, деревня Леженица на реке на Ступице, деревня Ступино на речке Ступенке, деревня Ямное на Веретеях, деревня Парфеново на речке на Секше, деревня Тынцово на речке Секше, деревня Скалозубово на речке на Секше, деревня Хмелники, починок Елхов Мокрецо, пустошь Истопниче… и Мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович Покрова Пречистыя Богородицы девича монастыря игуменью Ульянею с сестрами пожаловали, велели те прежния жалованныя грамоты переписати на наше Государево имя». В последней «жалованной грамоте Покровскому монастырю» написано: «положили оне (игуменья Ульянея и сестры) пред нами Царя Василия Ивановича жалованныя четыре грамоты 114 года…
В то время Веретевский находился на оживленной дороге из Шуи и Холуя на Суздаль и был центром не только обширной волости, но и большого прихода.
В 1764 г. веретевская вотчина перешла в ведение Государственной Коллегии Экономии, а в 1778 г. погост вошел в состав новообразованного Ковровского уезда.
«Когда соблазнилась Паисия, с точностью не известно, но можно думать, что вскоре после появления Еленского в Суздале. По крайней мере, в 1812 году доложено было во Владимирской духовной Консистории настоятельницей Покровского монастыря Измарагдой, что в келье монахини Паисии по ночам в разное время бывают собрания живущих в монастыре девиц, слышно какое-то пение и стук; к ней нередко приходят мужчины разного звания под видом родственников. Участницами в этих собраниях были: монахиня Назарета, девицы Матрена и Ирина Биркины, Устинья Михайлова из села Загорья, Настасья Андреева, дочь дьячка села Веретева Ковровского уезда, Ирина Никитина из села Романова, Аграфена Андреева из дер. Ряхова Ковровского уезда, Марья Андреева, дочь диакона из села Коровников, Екатерина Васильева из села Гавриловского, Настасья Антонова из села Сельца, Наталья и Марья Михайловы из села Небылого, Варвара, Авдотья и Агафья из села Закомелья» (см. Скопчество во Владимирской епархии).

Торжки в погосте Веретьеве — в 1 Воскресенье после 20 июля.

Церковь Николая Чудотворца

В окладных книгах патриаршего казенного приказа 1628 г. значится: «церковь Николы Чудотворца в Талшеской волости в Веретеи на погосте в вотчине Покровского девича монастыря, что в Суздале, дани двадцать деветь алтын пять денег».

«153 — 155 (1645-1647) гг. в вотчине Покров. девича мон — ря, что в Суздале, погост Никольской на Веретее и на речках на Печуге и на Возетме, а на погосте ц — вь Николы чюд. древяна вверх, да трапеза в. муч. Парасковеи нарицаемые Пятницы древяна ж клетцки ветха, а в ц-вах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церков. строение приходных людей, а на церк. земле во дв. пп. Кузма Васильев, да у него ж дети церк. дьячки Митрофанко да Васька да Ивашко, во дв. пн. Лукашко Вахромеев да дети его Ромашко да Мишко, в келье просв. Анница Григорьева дочь, пашни паханые церков. середние земли 9 чети с третником, да лесом поросло 5 чети без третника в поле, а в — ж, сена промежь поль и по рчк. по Возетме 20 копен».
Окладные книги 1653 г. говорят, что «161 г. у Николаевской церкви на погосте Веретеневе дв. попов, дв. пономарев, дв. просвирницын, крестьянских 108 дв., бобыльских 21 дв., пашни церковныя паханыя середния земли 14 чети в поле, а в дву по тому жъ, сена промеж поль и по речке по Вотемке 20 копен». «По новому дозору 164 г. положено на Николаевскую церковь дани 2 рубля 26 алтын 3 денги заезда гривна»; в этом размере, как показывают записи в указанных книгах, церковь платила дань до 1746 года. [1]
В переписных книгах 1678 г. при церкви Веретева значится «поп Митрофан», сын и преемник священника Кузьмы Васильева.
«1715 г. декабря в день дана новоявленная память Волод. уезда, Ярополческия десятины, вотчины Суздальского Покровского девича монастыря Талицкия волости, церкви Николая Чудотворца что на Веретеве, вдовому дьякону Симеону Иванову к той же вышеписанной Николаевской церкви в дьячки на место тояж Николаевския церкви брата его дьяконова дьячка Афанасья Стефанова, который к той церкви определен во дьяконы, а церковным доходом и пашнею и сенными покосы ему дьякону с ним дьячком владеть против своего челобитья будет между ими есть договорное письмо, пошлин 6 алт. 4 ден. взяты».
В 1719 г. при Никольской церкви погоста состоял причт из священников Ивана Иванова и Ивана Семенова, дьячков Семена Иванова и Афанасия Степанова, пономаря Ивана Иванова.
В течение всего XVIII столетия в Веретеве существовали холодная Никольская и теплая Ильинская деревянные церкви.
Со второй половины XVIII века в Веретеве служили священники Сергей Иванов (1734-1804 гг.) и Стефан Андреев (1734-1811 гг.). При них в погосте началось строительство внушительной двухэтажной каменной церкви.
Пятиглавый храм ей был освящен в 1802 г. в честь Смоленской иконы Божией Матери. При храме высокая шатровая колокольня, ограда и сторожка каменные. [1] Деревянные церкви были разобраны.

В каменном храме служили священники: в 1809-1830 гг. – Алексей Васильевич Веретьевский, в 1830-1855 гг. - Алексей Андреевич Добровольский, в 1831-1850 гг. Иван Иванович Борисовский и в 1853-1864 гг. - Николай Александрович Харламов.

Из Веретевского прихода выделился в 1861 г. Ряховский приход, а в 1864 г. - Тынцовский приход.
31 октября 1867 г. уволен из духовного звания пономарь погоста Веретева Александр Былинский с женой.

В церкви три престола: в верхнем, холодном этаже находились престолы - в честь Смоленской иконы Божией Матери (празднование 28 июля и 12 октября) и придельный - во имя Св. Пророка Илии (празднование 20 июля), в теплом, нижнем этаже размещался престол во имя Святителя и Чудотворца Николая (празднование 9 мая и 6 декабря).
Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1825 года. Опись церковного имущества составлена в 1895 году,- хранилась в церкви.[1]
Земли при церкви имелось 145 десятин 1075 кв. саж., из коих: усадебной 3 десят., пахотной 38 дес., сенокосной 34 дес. и под лесом и кустарником 70 дес. [1]
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт полчал: проценты с капитала в 2445 руб., за требоисправления 948 руб., от земли 50 руб., от сборов хлебом 12 руб. и дров из церковного леса на 40 руб., а всего в год до 1050 руб. Дома причт имел собственные, построенные на церковной земле. [1]
В приходе Веретева состояли шесть деревень: Высоково и Ивановская к северо-востоку от погоста; Шелухино - к востоку, а Лужки - к северу от него; Полушино - к северо-западу и Гусево - к юго-западу от погоста. Из этих деревень две последние в административном отношении входили в состав Суздальского уезда. Сегодня из всех этих селений сохранилась лишь деревня Ивановская, остальные не существуют.
Дворов в приходе 231, душ мужского пола 692 и женского пола 766 душ. [1]

В погосте Веретеве родился Харламов Иван Николаевич (1854-1887) - литературный деятель.
В погосте Веретеве в 1863 году родился Харламов Николай Николаевич — художник.

Наиболее же известным настоятелем храма Веретевского погоста стал протоиерей Дмитрий Иванович Бережков (род. 1836), прослуживший там более 60 лет - с 1850 до начала 1910 гг. За свою ревностную пастырскую деятельность он получил множество положенных священнику наград, был возведен в сан протоиерея и в 1910 г. награжден палицей.
В 1912 г. преподано Архипастырское благословение крестьянину села Тынцов, Ковровского уезда, Степану Васильеву Борисову за пожертвование в церковь погоста Веретева, Ковровского уезда, семисвечника и напрестольного креста, стоимостию 133 р.
Протоиерей погоста Веретьева, Ковровского уезда, Димитрий Бережков, 15 апреля 1912 г., уволен заштат. Окончивший курс семинарии Иван Димитриевич Бережков, 15 апр., определен во священника в погост Веретьево.
И.Д. Бережков оказался, по-видимому, последним настоятелем Веретевской церкви, которая в конце 1920 - начале 1930-х гг. была закрыта.
БЕРЕЖКОВ Иван Дмитриевич, родился 13 июня 1872 г. в погост Веретьево Ковровского уезда Владимирской губернии. В 1898 г. окончил Владимирскую духовную семинарию по 2 разряду. С 1898 г. по 1904 г. - учитель церковно-приходской школы с. Волохова Александровского уезда. С 1912 г. по 30 октября 1937 г. – священник в п. Веретево. С 1918 г. по 1936 г. лишен избирательных прав как служитель религиозного культа. Иван Димитриевич Бережков в 1915 г. награжденный набедренником, а в марте 1919 г., среди начавшихся гонений на Церковь, получивший еще и скуфью. 31 октября 1937 г. арестован НКВД. 25 ноября 1937 г. приговорён к 10 годам ИТЛ. Реабилитирован в 1989 г.

При церкви в церковной сторожке конце XIX века была открыта церковно-приходская школа.
Из числа благотворителей и наиболее усердных в попечении о своем храме прихожан погоста можно назвать:
крестьян деревни Полушино Григория Лукича Фомина (церковного старосту в 1868-1879 гг.) и его сына Василия Григорьевича Фомина;
крестьянина деревни Шелухино Ивана Мохова (церковного старосту в 1880-е гг.);
крестьянина Ефимия Панова (церковного старосту в 1890-1900 гг., награжденного в 1900 г. золотой нагрудной медалью на Станиславской ленте);
Иваново-вознесенского купца Михаила Андреевича Зубкова;
отставного солдата Петра Киприанова.
В 1858 г. там имелось 8 дворов и 35 постоянных жителей, а к 1923 г. оставалось лишь 10 человек.
«Неразлучна со школой
После окончания Владимирского епархиального училища в церковно-приходскую школу при Веретьевском погосте приехала молодая учительница Т.С. Кудрякова. Первое время Таисия Сергеевна смущалась, когда при встрече с ней почтенные люди, намного старше ее, снимали шапки и низко кланялись. Они отдавали дань образованности и культуре молоденькой девушке.
Полвека служила делу образования и воспитания молодого поколения Таисия Сергеевна. Учила она честности, правдивости, трудолюбию, аккуратности в выполнении любого дела. Свидетельством тому письма учеников, фотографии с благодарственными подписями.
В Веретьевской начальной школе Т.С. Кудрякова трудилась со своим мужем Гаврилом Семеновичем. Из окрестных деревень Высоково, Гусево, Лужки и других бегали к ним ребятишки познавать грамоту. Многие из них стали достойными и уважаемыми людьми.
Большую работу проводили супруги Кудряковы по ликвидации неграмотности. Их труд высоко оценила Родина. Сама Таисия Сергеевна награждена орденом Ленина, медалями, знаком «Отличник народного просвещения». Ее имя занесено в областную Книгу Почета. Т.С. Кудрякова была в числе первых новаторов, ударников производства, награжденных Почетной грамотой «За коммунистическое отношение к труду».
Просматривая пожелтевшие от времени документы, в преддверии профессионального праздника — Дня учителя, не перестаешь восхищаться подвигом этой женщины. Подвигом, достойным подражания. Сейчас Таисия Сергеевна живет в деревне Ивановское. Будучи на заслуженном отдыхе, она постоянно интересуется школьной жизнью, работой педагогических коллективов.
Л. СЕРОВА» («Знамя», 5 октября 1980).

После закрытия церкви погост стал терять своих последних обитателей. Последними веретевцами были учителя тамошней школы.
В 1950 г. несколько граждан стали хлопотать перед районными и областными властями об открытии вновь храма в этом погосте. Уполномоченный по Владимирской области Совета по делам Русской Православной Церкви Тупиков направил во Владимирский облисполком следующий документ: «...Здание Никольской церкви (в погосте Веретево) построено в 1802 г., каменное, двухэтажное и довольно сохранившееся. В церкви также сохранилось все оборудование и церковная утварь. Церковь расположена на погосте, приблизительно в 2 км от селений. В церковной ограде находится здание бывшей церковно-приходской школы, где в данное время находится начальная 4-классная школа.
Главные ходатаи об открытии Никольской церкви в погосте Веретево являются: гражданин Комиссаров И.О., не колхозник, работает на стороне на разных работах, и Никитин К.В., имевший в прошлом механическую мастерскую, раскулачен, лишался избирательных прав. Остальное население относится к открытию церкви совершенно безразлично. Гражданка Куликова М.П. заявила о том, что она лично не расписывалась, а за нее расписался кто-то другой. «Расстояние от погоста Веретево до действующей церкви села Филяндино Савинского района Ивановской области 7 км, где верующие и удовлетворяют свои религиозные потребности. На основании вышеизложенного полагал бы ходатайство верующих об открытии в погосте Веретево церкви отклонить». Так оно и было, церковь в погосте открыть не разрешили. Вскоре оттуда вывели школу, и Веретево обезлюдело.
Последней обитательницей погоста была какая-то бабушка-монашка, жившая в избушке-келейке при церкви.
В 1960 г. ночной порой нагрянули туда бандиты, ограбили церковь, а чтобы замести следы, подожгли все строения погоста. Полностью выгорела сохранявшаяся еще в целости церковь, сгорела и избушка вместе с монахиней.
Икон и церковной утвари было так много что позже пошли слухи, что часть награбленного бандиты до времени зарыли толи в подвалах храма, толи на старинном кладбище. Но другие уверяли, что иконы и церковную утварь бандитам украсть не удалось. Якобы у монахини было видение, предупреждающее о готовящемся ограблении, и она успела всё ценное из храма надёжно спрятать. Её пытали, надеясь узнать, где спрятанные сокровища. Но она так и не сказала. Лишь прокляла их и само это место, приняв мученическую смерть.
Одна из легенд гласит, что с тех пор над этим местом висит проклятье убиенной монахини.
С тех пор сгнили и пропали шедшие через болота к погосту гати, и он сегодня находится как бы на острове. По-прежнему высится громада двухэтажной Смоленской церкви, но потерявшая свое шатровое завершение колокольня напоминает крепостную башню и издали придает всему сооружению вид средневекового замка. До сих пор ведет к храму аллея из старых лип и еще целы одичавшие яблони бывшего школьного сада. С северо-западной стороны от церкви в соснячке сохранились остатки старого кладбища. Можно найти гранитные плиты надгробий Дмитрия Васильевича Швецова, родоначальника купеческой династии из крестьян приходской деревни Ряхово, и псаломщика Алексея Бережкова, родственника местных священников Бережковых. Сегодня добраться в Веретево трудно и даже жители соседних деревень почти забыли дорогу туда.
Среди местных жителей считается абсолютно достоверным рассказ о пропавшей в стенах храма экспедиции исследователей. Группа молодых физиков приехала с измерительной техникой, и целый день изучала различные поля, излучения и прочее. А ночь решили провести прямо в храме, поставив там палатку. Наутро все, кроме одного, бесследно пропали. Этого одного местные жители встретили в лесу поседевшего. Вид его был жалок и ужасен. От него удалось выяснить лишь то, что среди ночи всех охватила жуть. Он по какой-то причине видимо потерял сознание и очнулся в алтаре, когда уже забрезжил рассвет. Разорванная палатка, разбросанные вещи. Пропавших физиков так и не нашли.


Фото Геннадия Халтурина

Фото Дмитрия SCH

Особой достопримечательностью храма являются фрески. К сожалению, церковь давно стоит без кровли, уникальная живопись разрушается не только от рук вандалов, но и в результате естественных причин. С классической иконописью здесь очень мало общего. Лики — живее, тона — мягче и теплее, очень близко к московской школе иконописи, но все же меньше назидательности в образах. В храме сохранились четыре монументальные фрески. На нижнем ярусе храма три: на коробной части помещения, над аркой и на коробной части основного зала. В одном случае это младенец Иисус, которому поклоняются, на другой — Спас Нерукотворный, и в третьем — то ли Бог-отец, то ли Моисей, простирающий руки в позе одигитрии. На втором ярусе — сцена из Евангелия. Из-за того, что она плохо сохранилась, очень сложно определить: то ли это избиение младенцев Иродом, то ли изгнание торговцев... Есть весьма не каноничная фреска: младенец Иисус в одной набедренной повязке стоит не на облаках, как это принято, а на головах трех ангелов. Зловещий вид у звериных рыл и ужасных физиономий святых — все дело в том, что там нет ни одного лика, на котором бы сохранились глаза. Кто-то выскоблил эти глаза всем святым, ангелам и животным.


Церковь Николая Чудотворца. Фото Дмитрия SCH

На данный момент церковь освящена заново. В 2008 туда приезжала группа студентов из политехнического университета, вырубили деревья на крыше, описали храм и как к нему добраться. Кто-то принес туда иконы. В церкви в апсидной части стоит один из крестов с купола, еще один — вкопан на кладбище. Зачем и кому это потребовалось — неизвестно. Как и неизвестно то, зачем кому-то понадобилось раскапывать храмовый пол, могилы и срубать кресты... Рассказывают, что в могилах нашли много золота и серебра, украшения, кресты, уникальные атрибуты одежды. Есть много историй, как путешественники приходили на погост с целью полюбопытствовать, покопаться, найти клад. Грунт там «гуляет», почвы песчаные, а под землей близко ключи. Несколько человек там переломали ноги, провалившись в могилы...


Кладбище при церкви Николая Чудотворца. Фото Дмитрия SCH

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
2. Сайт: http://art.toposid.ru/journal/veretev-pogost

Деревня Полушино

Деревня Полушино была в приходе погоста Веретева.
«Ясли. Июльский знойный день. В поле жарко. Высоко на небе парит солнце. Воздух не шелохнется, точно спит. От горячих солнечных лучей над землей висит густая сизая пелена.
Душно. Изредка откуда-то, промчится ветерок, обдаст свежим дыханием истомленные лица жнецов и опять умчится в неведомую даль. Опять все охвачено тяжелой истомой...
И так тошно, а тут еще у Игнатьевниной снохи — Моти — ребенок в поле. Плачет от жары, материнскую душу надрывает...
— Поди снеси его домой — нехотя буркнул муж Моти — Михайло.
— И впрямь ступай — подхватила слова сына Игнатьевна.— Он посидит, ему дома полегше будет, а мы здесь дожнем...
Боялась невестка оставить одного ребенка дома, но ничего не поделаешь — работа не ждет. Оставила. Дала сыну игрушек забавляться, чтобы не плакал.
Пустяки дожинать осталось, как на околице послышался крик:
— Эй, Михайло, Игнатьевна — сын плачет, надрывается. Уж, что не случилось-ли?..
Подкосились у Моти ноги,— бежит, а бег не спорится. Далеко заслышала мать неистовый детский крик...
Вбегает в избу и глазам не верит. Ребенок валяется среди пола, на лице кровь...
— Уж не глаз-ли? — пробормотала впопыхах вбежавшая Игнатьевна.
— Не много не глаз... В бровь вилкой угодил... Нет, так нельзя — решила Мотя...
Когда Мотя с сынишкой была у врача, он посоветовал открыть в деревне летние ясли.
Обрадовалась Мотя доброму совету, приехала в деревню начала баб будоражить.
— Детей на произвол судьбы бросать нельзя. Откроем ясли... Не велики расходы...
— Детей в ясли отдавать — затараторила деревенская знахарка Аксинья — это на што-же? Чтоб богохульству с'измала научили, чтоб как, вон те, беспризорные ходили? — Дите перво-наперво в родном глазе нуждается, а чужим рукам свое кровное добро доверить... Что-ж, мы это вчера только народились, што-ли?..
— У тебя нет детой, ты и против, — заметили Мотины подруги.
Не одобряла и Игнатьевна невесткину затею, пробовала уговорить не делать антихристово дело, но где, разве молодых своротишь?!.
— Большой грех на себя берешь — продолжала Игнатьевна.— На том свете перед Богом ответ держать будешь.
Сразу баб Моте уговорить не удалось. В воскресенье, как на счастье, шеф с фабрики приехал. Мотю поддержал, да и яслям помощь оказывать обещался. Куда податливее стали бабы. Тут же вынесли постановление, а через неделю в школе ясли открылись.
Всем понравилось. Главное дети при месте и в целости.
С тех пор в Полушине — в одной из деревушек глухого владимирского захолустья, — каждое лето устраиваются детские ясли.
Даже старая Аксинья и Игнатьевна другим языком заговорили.
— Што-ж, хорошо — так делайте... Живите, как лучше, а мы свой век отживаем…» («Призыв», 24 июня 1927).
«Полушинский райсельсовет (Владимирский уезд).
Полушинский сельсовет, Быковской вол., обслуживает две деревни: Полушино (70 домохозяйств) и Гусево (33 домохозяйства).
При перевыборах в состав сельсовета вошли 6 чел., в том числе одна женщина. Четверо из членов сельсовета, в том числе и председатель, работают в 4—7 верстах от селений на фабрике имени Карла Либкнехта, Ковровского уезда, что в значительной степени мешает им вести работу в сельсовете.
Связь с ВИК-ом слаба. Район находится в 16 верстах от ВИК-а. Распоряжения последнего в большинстве случаев поступают несвоевременно, запаздывают, а иногда и совсем затериваются, не доходя до сельсовета. Живой связи у ВИК-а с сельсоветом очень мало, кроме редких вызовов председателя в волость. Представители же ВИК-а с момента перевыборов сельсовета ни разу не заглядывали в Полушинский район.
По инициативе сельсовета, в дер. Полушино открыто отделение сергеихинского центрального рабочего кооператива, и население района кооперировано полностью, на все 100 процентов. До этого момента в дер Полушино было не более 10 членов кооператива. Население района очень довольно своим кооперативом.
Сельсовет организовал мелиоративное т-во, членами которого состоит 18 граждан дер. Полушино. Мелиоративное товарищество состоит членом кредитного товарищества.
О ликвидации трехполки и переходе на четырехполье граждане дер. Полушино постановили 4 года тому назад, но в жизнь не провели: крестьяне в большинстве указывали на то, что пахотной земли у них имеется всего 35 или 36 сотых десятины на едока. Поэтому и дробить поле на мелкие участки не соглашались.
Новый состав сельсовета поставил вопрос о расширении земельной площади для четвертого поля, предложив произвести раскорчевку прилегающего к полю кустарника, для распашки же участка — добыть трактор.
Это предложение гражданами было принято и проведено в жизнь. Трактор был взят у кругловского мелиоративного товарищества и явился для деревни наглядным показом преимущества машины перед старыми приемами обработки земли.
Раскорчеванный участок земли уже распахан и к весне 1928 г. крестьяне имеют четвертое поле.
Благоустройство. Население Полушинского района в прежнее время было очень бедно и не предприимчево в деле применения каких либо хозяйственных улучшений. Теперь это стало отходить в область предания. По предложению сельсовета исправлены мосты и дороги. Колодцы также находятся в полной исправности.
Деревню Полушино решено перестроить по новому плану: расширить улицу, вырыть два пруда и насадить деревьев. Но для того, чтобы построить улицы по новому плану, необходим землемер. ВИК обещался выслать землемера, но до сего времени его нет и нет.
В противопожарном отношении раньше ничего не предпринималось. Дер. Полушино, по преданию стариков, никогда не горела. В связи с этим суеверные старухи рассказывают легенду о том, что рядом в болоте растет огнеупорная трава, и вот пока она не выродится, до тех пор деревня не будет гореть.
Но вновь избранный сельсовет в силу волшебной травы не стал верить и подготовил население, хотя и с трудом, к покупке пожарной машины.
Сельсовет выполнил постановление об отмене поочередного кормления пастухов.
Шинкарство и хулиганство являются большими врагами всякого благополучия деревни; поэтому с этим злом сельсовет повел энергичную борьбу: двое шинкарей и шесть молодых парней за хулиганские выходки были отданы под суд. В настоящее время шинкарей не наблюдается и хулиганских выходок стало значительно меньше.
Как проводились кампании. В «день леса», по инициативе сельсовета, была произведена очистка леса местного значения.
Проводилась кампания за досрочную сдачу сельхозналога. Проводится кампания за подписку на заем индустриализации. Избрана комиссия по подготовке к празднованию 10-й годовщины Октябрьской революции. Ко дню празднования решено построить пожарный сарай, лес для которого уже имеется.
Сельсоветом выявлена беднота деревни и освобождена от сельхозналога и от уплаты за страховку.
Зимой совет организовал ликпункт, с которого было выпущено 14 чел.
При сельсовете имеется 2 секции: сельско-хозяйственная и культпросветительная. Члены секций хотя и принимают участие в общественной работе, но собственной инициативы проявляют мало.
Заседаний секций не было.
К числу недостатков деятельности совета можно отнести слабую работу ККОВ. Недостаточна работа и среди женщин: институт делегаток в районе не организован и женщины мало участвуют на общих собраниях.
И. Фомин» («Призыв», 22 октября 1927).
Дер. Полушино, Вахромеевского сельсовета, решением № 727 от 13.07.1979 г., признана, как фактически не существующая.
Город Камешково.
Камешковский район.
Село Ряхово
Село Эдемское
Категория: Ковров | Добавил: Николай (30.03.2017)
Просмотров: 7019 | Теги: Камешковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru