1868 г. (очередное заседание губернской управы). «Читан доклад члена губернской управы И.И. Барсова об открытии фельдшерской школы при Владимирской губернской земской больнице, в котором И.И. Барсов, изложив прежний порядок организации фельдшерской части во Владимирской губернии, присовокупил, что и в настоящее время большая часть фельдшерских должностей занимается лекарскими учениками, фельдшерами только по названию, а не по образованию и экзамену, а что с открытием земства во Владимирской губернии фельдшеров почти прекратилось вовсе. В заключении доклада Барсов предложил на усмотрение собрания проект и программу фельдшерской школы Владимирского земства, упомянув, что настоящий доклад представляется согласно постановлению губернского собрания, которое признало необходимым ее открытия. Постановлено: рассмотрение этого доклада отложить до экстренного собрания» (Журн. 14 дек., стр. 74). В начале XX века в стране с непрерывно растущим населением вопрос родовспоможения становится все более актуальным. Начинает появляться такой тип учебного заведения как акушерско-фельдшерская школа. В октябре 1903 г. Министерство внутренних дел утвердило ее устав. В 1907 г. Владимирская губернская земская управа пришла к мысли о необходимости открытия при губернской больнице акушерско-фельдшерской школы. При обсуждении этого вопроса в губернском земском собрании было предложено просить МВД изменить устав школы, исключив из преподавания «общеобразовательные предметы», что, в результате, и было достигнуто. В январе 1909 г. губернское земское собрание одобрило открытие школы и выделило на это необходимых средства. Новая школа должна была в течение 4-х лет обучать по 1-й ученице от каждого уезда и выпускать акушерок. Обязанности директора школы, по уставу, взял на себя старший врач больницы статский советник доктор медицины Николай Павлович Воскресенский. Николай Павлович окончил Московский университет медицины, поступил на службу 16 октября 1892 г. Летом 1909 г. он закупил для школы необходимые учебные пособия. Из Киева были выписаны учебники Анатомия человека» доктора медицины А. Гурвича, «Гистология человека» доктора медицины В. Карпова, «Физиология человека» профессора В. Завьялова; из Москвы «Неорганическую химию» Реформаторского, «Латинский язык» Окунева, атлас Гейцмана; из Санкт-Петербурге был получен «Краткий учебник фармацевтической химии и фармакогнозии». Кроме того, по просьбе Воскресенского Н.П. москвич И. Кирсанин прислал скелет, кости черепа и таза. 1 сентября 1909 г. открылась фельдшерско-акушерская школа при губернской больнице. Как писала газета «Старый Владимирец»: «1 сентября после молебствия состоялось открытие и начались занятия в школе... В школу принято 10 учениц, 5 мест остались вакантными. Обучение в школе бесплатное. Бесплатно ученицы снабжаются и учебниками. На средства, отпущенные губернским земством, школа снабжена в достаточном количестве разного рода пособиями и инструментами, необходимыми для успешности преподавания. Занятия будут проходить в одной из палат губернской больницы, заново для этой цели отремонтированной».
Здание родильного приюта. Ул. Спасская, д. 6
Освящение и открытие Городского родильного приюта на 10 кроватей состоялось 8 (21) июля 1903 г. На первом этаже приютского здания сразу же открылась повивальная школа для обучения акушерского персонала. В нее принимались ученицы в возрасте от 18 до 35 лет, грамотные и принадлежащие к крестьянскому сословию. Срок учебы в школе определялся в один год. Выпускницы получали свидетельство на звание повивальной бабки второго разряда. Те из них, кто учился бесплатно, должны были в течение первых трех лет работать в сельской местности во Владимирской губернии и ежегодно предоставлять отчеты о своей работе в местное попечительство детских приютов.
Доктор Богданов руководил и повивальной школой. Содержание осуществлялось на: % с капитала, ежегодные членские взносы, пособия от земств и города, плата за обучение повивальных бабок и плата за отдельные комнаты для рожениц. В 1913 году преобразована из 2-го в 1-й разряд, но в виду такого распоряжения в сентябре, т.е. тогда, когда уже прием учениц состоялся, следующий выпуск стал последним 2-го разряда. Управа оставила стипендию в школе в размере 240 руб. Кончившие курс повивальные бабки 1-го разряда необходимы для уездного земства при замещении вакантных мест акушерок как на самостоятельных пунктах, так и при сельских лечебницах. Владимирское Губернское Попечительство детских приютов отношением от 16 сентября 1913 года за № 317, обратилось в управу с ходатайством следующего содержания: «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР по всеподданнейшему докладу г. Главноуправляющего Собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Канцелярией по учреждениям ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ в 3 день августа сего года ВЫСОЧАЙШЕ повелеть соизволил: 1) на преобразование повивальной школы при Владимирском родильном приюте Ведомства Учреждений ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ в родовспомогательное заведение при названном приюте и 2) на предоставление г. Главноуправляющему утвердить измененный соответственно сему, по соглашению с Министерством Внутренних Дел, устав преобразуемого заведения. Означенное родовспомогательное заведение, имеющее целью подготовления повивальных бабок 1 и 2 разрядов будет функционировать с осени 1914 года. В это заведение будут приниматься лица в возрасте от 18 до 35 лет, вообще с познаниями не ниже курса народных училищ, а те из них, которые желают получить диплом на звание повивальной бабки 1 разряда, должны иметь свидетельство о приобретении знаний, соответствующих курсу 4-х классов женских гимназий. Курс обучения в родовспомогательном учебном заведении по первому разряду двухлетний, а по второму разряду годичный. Размер платы за обучение определяется для приходящих 60 р., а для казеннокоштных или стипендиаток в 260 руб. в год, в том числе и плата за обучение. Плата вносится вперед по полугодию или за весь год и ни в каком случае не возвращается. Кроме подготовки акушерок 1 разряда будет обращено особое внимание на ознакомление их с уходом за больными и с аптечным делом, так что окончившие курс родовспомогательного заведения будут отвечать требованиям предъявляемым ныне земством к акушеркам-фельдшерицам…». Осенью 1914 г. прошло преобразование повивальной школы при Владимирском родильном приюте в родовспомогательное заведение при приюте, готовящее повивальных бабок 1 и 2 разрядов. В это заведение принимаются лица в возрасте от 18 до 35 лет, с познаниями не ниже курса народных училищ, а те из них, которые желают получить диплом на звание повивальной бабки 1 разряда, должны иметь свидетельство о приобретении знаний, соответствующих курсу 4-х классов женских гимназий. Кроме подготовки акушерок 1 разряда обращается особое внимание на ознакомление их с уходом за больными и с аптечным делом.
Первые ученицы акушерско-фельдшерской школы
Школа с штатом в I классе в 15 учениц. Поступило только 11 учениц, что губернская управа объясняла отчасти недостатком средств у желающих учиться. В самом деле, поскольку у школы не было своего общежития, ученицам приходилось снимать жилье и заботиться о своем пропитании и канцелярских нуждах. По этой причине губернской земской управой была учреждена стипендия для учащихся в 20 рублей в месяц. Известен первый преподавательский состав — прозектор Эдмунд Маркович Виклейн читал анатомию, врач Капитон Алексеевич Беляев — физиологию, провизор (заведующий) аптеки Губернской земской больницы Карл Эрнестович Тепфер — химию, педагог земской женской гимназии Вячеслав Витальевич Барковский — физику, доктор Павел Константинович Миславский — латинский язык.
Н.И. Жадина
Документы акушерско-фельдшерской школы позволяют узнать о ее первых ученицах, о том, какие документы требовались для поступления в учебное заведение. Например, дочь потомственного почетного гражданина г. Мурома Жадина Надежда Ивановна 11 августа 1909 г. подала прошение о зачислении ее в число учениц школы. К прошению были приложены необходимые документы: свидетельство об окончании курса в женской гимназии, метрическое свидетельство, свидетельство о звании, медицинское удостоверение и удостоверение о привитии оспы, фотографические карточки, свидетельство о политической благонадежности и полицейское свидетельство о неподсудимости. Жадина Надежда Ивановна успешно окончила школу в мае 1913 г. и получила свидетельство на звание фельдшерицы и повивальной бабки первого разряда. Кроме того, она была награждена похвальным листом как получившая средний балл на выпускных экзаменах выше 4,5. Во время обучения в школе она являлась стипендиаткой Владимирского губернского земства. Уже в июле 1913 г. она была принята с испытательным сроком на должность фельдшерицы в терапевтическое отделение губернской земской больницы с жалованием 40 рублей в месяц и 8 рублей ей выплачивали на съем квартиры. Проработала она на этом месте недолго и в январе 1915 г. перешла работать в страховое отделение губернской земской управы. На следующий год после открытия школы земство озаботилось о постройке для нее отдельного здания. В то время архитектором губернского земства был Я. Г. Ревякин, возможно, он и составил проект на постройку при Губернской земской больнице здания для фельдшерской школы с музеем. 28 июня 1910 г. постройка была разрешена Строительным отделением Владимирского губернского правления. В 1911 г. построено новое каменное здание для фельдшерско-акушерской школы с четырьмя аудиториями, в одной из которых помещен микроскопический кабинет, в другой — секционная комната; в подвальном этаже помещались квартира для прислуги (одна комната) и две комнаты для подопытных животных (морских свинок, кроликов и др.). «В мае 1913 г. был первый выпуск; окончило школу восемь человек: с званием фельдшериц-акушерок 1-го разряда. Для ознакомления с постановкой дела в школе предлагаем вниманию собрания распределение уроков в 1912 — 1913 учебном году на всех курсах. Первый курс. Анатомия 5 уроков круглый год; латинский язык 6 уроков в первом полугодии; физика 4 урока в первом полугодии; химия 6 уроков в первом полугодии; фармация и фармакогнозия 5 уроков во втором полугодии; механургия, десмургия и массаж 5 уроков во втором полугодии. Второй курс. Бактериология 2 урока в первом полугодии; акушерство, женские болезни и болезни новорожденных 6 уроков круглый год; нервные и душевные болезни 2 урока круглый год; общая патология, диагностика, частная патология и терапия 6 уроков круглый год; хирургическая патология 4 урока круглый год; фармакология 3 урока круглый год; практические занятия в аптеке 6 часов круглый год. Третий курс. Кожные и венерические болезни 3 урока круглый год; патологическое акушерство и акушерская клиника 6 уроков круглый год; хирургическая клиника 4 урока круглый год; нервные и душевные болезни 2 урока круглый год; гигиена 5 уроков круглый год; уход за больными, первая помощь и токсикология 2 урока круглый год; детские болезни 2 урока круглый год; терапевтическая клиника 3 урока круглый год; глазные болезни с клиникой 2 урока, круглый год; зубные болезни 1 урок круглый год. Четвертый курс. Оспопрививание 1 урок круглый год. Клиники: хирургическая 2 месяца, акушерская и гинекологическая 2 месяца, терапевтическая, инфекционная и глазная 2 месяца, психиатрическая 1 месяц и практические занятия в аптеке 1 месяц. Амбулатории: хирургическая 2 месяца, акушерская и гинекологическая 2 месяца, терапевтическая, венерическая и глазная 2 месяца. На обязанности учениц 4-го курса лежит ежедневное посещение утром и вечером назначенных им отделений и исполнение всех фельдшерских обязанностей наравне с палатными фельдшерами, а также очередное дежурство в родильном отделении и активное участие в родовспоможении под наблюдением дежурной акушерки. Из практических занятий на первом курсе следует отметить работы на трупах, в специально приспособленном помещении, под руководством преподавателя анатомии и ознакомления с гистологическими препаратами под руководством прозектора больницы. Чтение лекций по и десмургии, механургии и массажу сопровождается демонстрацией приемов на подходящих больных. Чтение лекций по химии демонстрируется химическими опытами. На втором курсе — чтение бактериологии и патологической анатомии идет параллельно с практическими занятиями под руководством прозектора больницы, в его кабинете. Лекции по акушерству и женским болезням, нервным и душевным болезням, внутренним болезням и хирургической патологии демонстрируются подходящими к данному случаю больными. Практические занятия в аптеке ведутся под руководством и личным наблюдением провизора аптеки. На третьем курсе чтение лекций по кожным и венерическим болезням, детским болезням, акушерству, нервным и душевным болезням, глазным и зубным болезням, также сопровождается демонстрацией подходящих больных. Кроме того, на третьем же курсе введены клиники: терапевтическая, хирургическая и акушерская. Здесь ученицы школы, под руководством преподавателей (они же и ординаторы отделений), у кровати больного знакомятся с этиологией, течением и лечением болезней, а также со всеми диагностическими методами исследования больных; пишут истории болезней и представляют их преподавателям. Затем, дежурят по очереди в родильном отделении и под руководством и наблюдением дежурной акушерки участвуют в родовспоможении. О каждом проведенном случае родов ученицы 3-го и 4-го курсов дают отчет заведующему отделением ординатору. В 1913 — 14 учебном году введено суточное дежурство учениц IV курса в больнице по очереди. При ближайшем знакомстве с программой видно, что школа, имея целью подготовку опытных и знающих фельдшериц-акушерок, преподавание ставит на практическую почву, она стремится приблизить учениц к больным, к фактическому уходу за ними. При открытии школы предполагалось установить норму для каждого курса от 10 до 15 человек. В настоящее время на четвертом курсе обучается 7 учениц, на третьем — 6, на втором — 5 и на первом — 11, т. е. полного комплекта нет. Это по мнению педагогического совета объясняется во 1-х, высоким образовательным цензом, установленным для поступления в школу — 7 — 8 классов гимназии или полный курс епархиальных духовных училищ и во 2-х, малой осведомленностью о школе населения губернии. Так как кончившие женские гимназии всегда будут тяготеть к высшим курсам столицы, то контингент наших слушательниц будет состоять из лиц, не могущих поступить в высшие учебные заведения главным образом по недостатку средств. В настоящее время в школе имеется одиннадцать стипендий — четыре губернского земства по одной на каждом курсе и по одной от семи уездов. Если бы от, всех уездных земств было по четыре стипендии, то можно было бы надеяться, что комплект на всех четырех курсах был-бы заполнен. Во всяком случае понизить вступительный ценз до курса женских прогимназий педагогический совет во главе с директором школы находит крайне нежелательным и полагает, что с этой мерой в настоящее по крайней мере время следует повременить. Школа снабжена в достаточной мере всеми необходимыми для преподавания пособиями. Педагогический совет в учебном году имеет собрания ежемесячно» (см. Владимирская губернская земская больница в 1911-13 годы). Ежегодно число выпускниц школы росло. Если в 1913 г. школу окончило 19 акушерок, то в военные 1915 г. и 1916 гг. — 34 и 36, а в 1917 г. - 40 человек. Как правило, это были девочки из крестьян или мещан, редко дочери чиновников или церковно-служителей. Помимо плановой подготовки, школа обучила около 200 сестер милосердия на краткосрочных курсах по уходу за ранеными.
«(Докл. Владим. губ. зем. упр. 1916 г. по II отд.) До 1915 — 16 учебного года в школу принимались лица женского пола только с законченным средним образованием. Параграф 12 устава школы гласил: «при прошении об определении в школу, которое подается лично или через почту, на имя директора школы, не позже 25 августа, обязательно представляются следующие документы: 1) свидетельство об окончании курса в женских гимназиях и равных им других женских учебных заведениях» и т. д., вышеуказанным циркуляром образовательный ценз для поступающих в школу значительно понижен, а потому и требованье параграфа 12 устава школы (представлять при прошении свидетельства об окончании курса в женских гимназиях и других, равных им, женских учебных заведениях) отпадает само-собою. В связи с понижением образовательного ценза для поступающих в школу, с осени отчетного учебного года введены в курс преподаванья в школе общеобразовательные предметы — зоология и ботаника, в объеме программ, утвержденных М.В.Д. 16 мая 1903 года. Хотя параграфом 13 устава школы общеобразовательные предметы исключены из курса преподавания, но при том уровне знаний, каким обладают наши новые ученицы, пополнить программу преподавания зоологией и ботаникой, как предметами, близко стоящими к анатомии и физиологии, фармации и фармакогнозии, — было необходимо. Предметы эти проходились на первом курсе: зоология — 3 час. в неделю круглый год, а ботаника — 4 час. в неделю в первом полугодии. По тем же соображениям увеличено число уроков по физике: вместо прежних 4 уроков в первом полугодии, установлено 3 недельных урока круглый год. Затем, в виду того, что курс общей химии в практической жизни фельдшериц-акушерок приносит очень мало пользы делу, и как необязательный по министерским программам, — исключен из курса преподавания, а оставлено преподавание фармацевтической химии, фармакогнозии и фармации. Для первых двух предметов, вместо прежних 6 уроков в 1-м полугодии и 5 уроков во втором полугодии, установлено 5 час. уроков круглый год, а преподавание фармации велось на втором курсе, одновременно с практическими занятиями в аптеке, не увеличивая прежнего количества часов. Зубные болезни, как отдельный предмет, не проходились, а преподавание их отнесено к курсу хирургии, не увеличивая прежнего количества уроков по этому предмету. Вот и все изменения в преподавании, которые были введены с осени отчетного учебного года, в связи с понижением образовательного ценза для поступающих в школу. Теперь скажу еще несколько слов о том, как отразилось понижение образовательного ценза на ходе учебного дела. Прежде всего следует отменить увеличение количества учащихся. В предыдущие годы комплект учениц школы (15 человек на курс) обычно не заполнялся; в отчетном же году на первый курс было принято 19 учениц (из них одна оставила школу в начале учебного года) и кроме того, некоторым желающим было отказано в приеме за неимением мест. Хотя состав учащихся первого курса по образовательному цензу был довольно разнообразный, но годичный опыт показал, что понижение образовательного ценза не имело тех нежелательных последствий, которых можно было опасаться: между кончившими двухклассные М.Н.П. училища и четыре класса гимназии, были довольно способные ученицы и, следовательно, малоспособность некоторых нужно отнести не на счет образовательного ценза, а на счет индивидуальных качеств этих учениц. Бесспорно, что преподавателям приходилось читать лекции несколько другим языком, чем кончившим гимназии, но дело-то от этого не пострадало. В 1915 — 16 учебном году состав преподавателей школы был следующий: На первом курсе — латинский язык, анатомию и гистологию читал лекарь П.К. Миславский; зоологию и физику — преподавательница частной женской гимназии М.Н. Воронина; ботанику, химию и фармакогнозию — провизор К.Э. Тенфер; физиологию - лекарь А.Л. Верблюнский; десмургию, механургию, антисептику и асептику, и массаж — лекарь Н.А. Орлов. На втором курсе — фармакологию и рецептуру — лекарь П.К. Миславский; фармацию — провизор Карл Эрнестович Тепфер; практические занятия в аптеке под наблюдением и руководством его же; общую патологию, нервные и душевные болезни — лекарь А.Л. Верблюнский; частную патологию и терапию — лекарь Е.К. Юрасова; хирургию - лекарь Н.А. Орлов; бактериологию — Розалия М. Аптекман; акушерство — лекарь-акушер П.Ф. Богданов. Патологическая анатомия, за неимением преподавателя, осталась не читано. На третьем курсе — уход за больными, первую помощь, токсикологию, нервные и душевные болезни — лекарь А.Л. Верблюнский; терапевтическую клинику, кожные и венерические болезни — лекарь Е.К. Юрасова; детские болезни - лекарь М.А. Виноградова; глазные болезни, гигиену и эпидемиологию - д-р медиц. А.П. Кондратьев; хирургическую клинику — д-р медиц. Богоявленский Николай Федотович (умер 16 августа 1916 года); акушерство — лекарь-акушер П.Ф. Богданов. Четвертый курс исключительно практический под наблюдением и руководством ординаторов отделений (они же и преподаватели). На четвертом же курсе проходится теоретически и практически оспопрививание под руководством и наблюдением заведующей оспопрививательным отделением Владимирского губернского земства лекарь А.Н. Харламовой. Из 19 учениц первого курса одна оставила школу в начале учебного года (Лашканова Лидия). 12 переведены на второй курс: Богоявленская Анна, Засорина Екатерина, Зефирова Мария, Козлова Вера, Коварская Сара-Лея, Крылова Анна, Малыгина Анна, Мещерякова Муза, Мещерякова Нина, Панченкова Анна, Усова Александра и Ярославцева Вера. Шесть учениц будут держать экзамены и переэкзаменовки осенью: Глинская Вера, получившая неудовлетворительный балл по физиологии; Голубева Надежда — по анатомии и физике; Засорина Варвара, Прокофьева Евдокия и Фролова Анастасия — по десмургии, механургии, асептике, антисептике и массажу; Соколова Антонина, по болезни не державшая экзаменов по латинскому языку, ботанике и зоологии и получившая «неудовлетворительно» по анатомии. Из 6 учениц второго курса две переведены на третий: Гуляева-Лепехина Пелагия и Царева София. 2 ученицы имеют экзамены и переэкзаменовки: Гудакова София, получившая неудовлетворительный балл по акушерству: Слесарева Мария, получившая «неудовлетворительно» по акушерству и женским болезням и не державшая экзамена по общей патологии. Две ученицы оставлены на повторительный курс в том же классе: Смирнова Александра, получившая неудовлетворительные баллы по акушерству, женским болезням, частной патологии и общей патологии и не державшая экзаменов по хирургии и нервным и душевным болезням; Морозова Анна, не державшая экзаменов по всем предметам. Все шесть учениц третьего курса переведены на четвертый: Брумштейн Двейра, Кириллова Екатерина, Колпская Вера, Крылевская София, Макарова Елена и Татарская Ада. Весною настоящего года окончили школу с званием фельдшерицы и повивальной бабки первого разряда все пять учениц 4 курса: Виноградова Лидия, Владимирская Анна, Зефирова Мария, Клячина Мария и Халубинская София».
Революция и гражданская война, голод привели к упадку школы, которая, однако, продолжала готовить так нужных медсестер и акушерок. В 1918 г. школа выпустила 21 медсестру, в 1919 г. - 13 человек, в 1920 г. - 2 человека, в 1921 г. - 10 человек, в 1922 г. - 9 человек . В связи с тем, что многие фельдшеры губернской больницы были мобилизованы на войну, их недостаток удалось восполнить за счет учениц старших курсов акушерско-фельдшерской школы. Директор школы Н.П. Воскресенский признавал: «Нужно отдать должное справедливости ˗ со всеми фельдшерскими обязанностями ученицы старших курсов справлялись великолепно». В 1923 г. на первом курсе школы обучалось 29 учениц, на втором ˗ 24, на третьем ˗ 17, на четвертом ˗ 22. По социальному происхождению в основном все были из семей рабочих, крестьян и служащих. На втором курсе учились две ученицы из семей священнослужителей. «С концерта – бала, устроенного 9 февраля в здании Народного Собрания в пользу недостаточных учениц 1-го курса Медицинского Техникума, собрано с билетов и Американского аукциона – 1503 р.» («Призыв» 14 февраля 1923). Все эти годы школу по-прежнему возглавлял Николай Павлович Воскресенский, старший врач 1-й Советской больницы — так стала называться после упразднения в 1918 г. земства бывшая Губернская земская больница (после 1914 г. - 1-ая городская больница).
«Нормальная школа сестер. С 15-го августа 1921 г. при госпитале № 1 Владимирским Губздравоотделом открывается нормальная школа сестер с двухгодичным курсом обучения. В школу принимаются лица женского пола с образованием не ниже 1 ступени и не моложе 16 л.; лица, не имеющие указанного образования должны сдать при Отделе Народного Образования экзамен в объеме школы 1 ступени. Прошения с приложением метрик и свидетельства об образовании или их заверенных копий направляются на имя заведующего школы сестер по адресу: г.г. Владимир, Юрьевская ул. Госпиталь № 1 (бывш. Красный Крест). Прием прошений заканчивается 1 августа. Иногородним ученицам школы будет предоставлено при школе общежитие и паек. Все справки о школе можно получить в Губздравоотделе в Потделе медицинских школ» («Призыв», 24 июня 1921).