Покровский собор в городе Меленки Церковь в Меленках была построена в первый раз в 1709 г. и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. К новопоставленной церкви были определены: священник, дьячек и просвирница; «въ пользу причта отведено было прихожанами пахатной земли по 10 четв. Въ поле и сенныхъ покосовъ на 10 копенъ». В 1709 г. Меленки, Веретено тож, стало селом, ибо здесь построена была церковь; население тогда было в Меленках в 30 дворов. Эта церковь, как и другие церкви, построенные в тоже время в дворцовой Унженской волости, например в селах Пьянгусе и Кудрине, вошла в состав патриаршей области, хотя и находилась в пределах Рязанской епархии.
В 1778 г. дворцовое село Меленки при разделении Владимирской губернии на уезды получило статус уездного города. Покровская церковь была сделана соборной, когда село Меленки было обращено в город. Возникла необходимость о постройке каменного храма. По высочайшему указу Екатерины Второй от 8 февраля 1779 года было повелено из государственной казны выделить 8 тысяч рублей на постройку Покровского собора.
Кроме Покровской церкви, здесь еще была другая теплая деревянная церковь во имя Св. пророка Илии, но со времени построения этой церкви сведений не сохранилось. План строительства был утверждён только в 1811 году, а само строительство началось в 1816-м. В 1817-1819 гг. вместо этих деревянных церквей построен каменный соборный храм; «на его постройку выдано было, между прочимъ, 8 000 рублей ассигнациями изъ казенныхъ суммъ». [1] Это был бесстолпный пятиглавый четверик с декором в духе классицизма.
В 1830 г. Деревянный храм, по благословению правящего архиерея, перенесли на городское кладбище и освятили в честь Всех Святых.
В 1835 г. к собору была пристроена трапеза и колокольня. [1]
В 1837 г. наследник цесаревич Александр Николаевич в 8 ч. вечера выехал из Мурома в путь далее и прибыл в уездный город Меленки в 11 часов ночи, где был его высочества ночлег. 15 августа по случаю воскресенья и праздника Успения Пресвятой Богородицы, цесаревич слушал божественную литургию в соборном и единственном в городе храме, а днем в 5 ч. принимал и. д. Меленковского предводителя дворянства, уездного судью Качиони с прочими уездными чиновниками, и в 7 ч. утра выехал по тракту в губернский город Рязань, куда по пути посетил в полдень богато и живописно расположенный на левом берегу реки Оки, Рязанской губернии, уездный город Касимов.
2 июля 1839 г. в городе Меленках, бурей сорвало с Соборной церкви часть железной крыши, а на Корпусе Присутственных мест сорвало и согнуло железные листы, также выбито несколько стёкол в окнах.
В 1868 г. за одобрительное проповедание Слова Божия священнику Меленковского собора Василию Попову объявлена благодарность Епархиального Начальства. 16 августа 1868 г. города Меленок Покровского собора протоиерей Матфий Шеметов, за увольнением благочинного села Синжан священника Петра Варваринского по его прошению от этой должности, согласно избранию местного духовенства, утвержден благочинным.
В конце XIX в. в Меленковском уезде было 52 прихода, из них 19 с населением до 700 душ, 26 приходов – до 2 тысяч душ, 7 – свыше 2 тысяч душ, эти приходы были разделены на 3 благочиннических округа. Известны целые династии Меленковских священников: Авроровых, Грамматиных (Казневских), Веселовских, Казанских, Синадских, Савицких. Уроженцем земли Меленковской был архиепископ Варшавский и Привисленский Иероним (Экземпляровский Илья Тихонович) , игумен Варлаам (Вигилянский Василий Иванович) – строитель Переславского Никольского монастыря, а затем игумен Муромского Благовещенского монастыря, игумен Иов (Харламов Иван Семенович) – настоятель Луховского монастыря, архимандрит и наместник Макарьевско-Унженского монастыря, протоиерей Стефан Зернов (служил в храме Николая Явленного на Арбате), распорядитель братства св. Николая, член Духовной Консистории, член Московского цензурного комитета, гласный Думы и попечитель городского Арбатского училища. Здесь некоторое время провел в затворе архиепископ Серафим (Звездинский). Здесь оказались и долгое время жили монахини Муромского и Дивеевского монастырей, образовавшие в Меленках общину. Меленковская земля не так богата на достопримечательности, нет здесь монастырей, древних храмов, но наши места любимы Богом и Богородицей. Тому пример обилие святых источников и «Божиих людей», странников, юродивых, людей, которых в старину называли «солью земли русской», ее совестью. Старшее поколение еще может вспомнить имена Мити Правдина, Нюры «с узлами», Юры Зимина, Константина Зайцева и, конечно же, старца Григория, более известного как Абрамушка Синжанский.
В кон. XIX века престолов в нём три: главный во имя Покрова Пресв. Богородицы, в приделах теплых: во имя Св. пророка Илии и Архангела Михаила. Внутри собор благолепно украшен Св. иконами и живописью, имел довольно богатую утварь и ризницу. Из Св. икон особенно чтима прихожанами сравнительно древняя икона Покрова Пресв. Богородицы; риза на этой иконе серебряная вызолоченная, венец на Богоматери украшен бриллиантом (все украшения стоят до 1300 руб.). Ценностью своих украшений отличались также новая икона Покрова Пресв. Богородицы и Боголюбская икона Божией Матери. В одном из крестов, вставленных в икону, находились частицы св. мощей разных угодников Божиих. [1]
Причт при соборе состоял: из протоиерея, двух священников, штатного диакона и трех псаломщиков. На содержание их получалось процентов с причтового капитала (4438), от хлебного сбора, от служб и требоисправлений около 5500 р. в год. Церковных домов для причта не было. Земли церковной также не имелось; вся прежде бывшая церковная земля, по обращении села Меленок в город, занята обывательскими домами. [1] Приход собора состоял из города Меленок и деревень: Войнова (7 вер. от церкви), Павловки (12 вер.), Лехтова (4 вер), Крутцов (8 вер.), Луж (7 вер.), Осинок (10 вер.) и Краснова (15 вер.); прихожан по клировым ведомостям числилось 3453 души муж. пола и 3631 женского, из них раскольников 46 душ муж. пола и 40 жен. [1] Все эти деревни входили в состав дворцовой Унженской волости, а затем перешли в ведении департамента уделов. Ближайшее управление этими удельными деревнями находилось в дер. Лехтове; здесь находился местный удельный приказ». [1]
В 1899 г. в юго-западном углу ограды Покровского собора была построена кирпичная восьмигранная часовня в псевдорусском стиле. Снесена в 1934 г. вместе с собором.
15 декабря 1906 г. после непродолжительной, но тяжкой болезни (рак в кишках) скончался в Москве в клинике Меленковский уездный наблюдатель церковных школ священник Меленковского городского собора о. Феодор Николаевич Делекторский. Тело покойного для погребения привезено в г. Меленки. Священник села Шиморского, Меленковского уезда, Иоанн Тихомиров, 30 декабря 1906 г., перемещен в Меленковский собор. Уездным наблюдателем церковно-приходских школ по Меленковскому уезду, вместо умершего соборного священника о. Ф.Н. Делекторского, назначается переведенный к Меленковскому собору из села Шиморского священник Иоанн Тихомиров. (В. Е. В. № 5-й. 1907).
Священник Меленковского собора Владимир Баскаков, 4 февраля 1907 г. уволен заштат.
Псаломщик Меленковского собора Алексей Баскаков, 8 марта 1907 г., удостоен диаконского сана на псаломщической вакансии.
Состав Меленковского проповеднического Комитета пополняется новым членом: резолюцией Его Высокопреосвященства от 6-го ноября 1907 г., согласно представлению о. Председателя Меленковского Комитета, в члены этого проповеднического Комитета назначен соборный священник Иоанн Тихомиров. Псаломщик Меленковского собора Евлампий Разумовский, 1 ноября 1907 г., умер. Учитель Мотмосской церковно-приходской школы Александр Богословский 6 мая 1908 г. определен в псаломщика к Меленковскому собору. Преосвященный Евгений, Епископ Муромский, 15 марта 1909 г. служил литургию в Муромском соборе, рукоположил во диакона псаломщика Меленковского собора А.В. Богословского, определенного на штатное диаконское место в с. Петрово-Городище, Сузд. у. Псаломщик Меленковского собора Александр Богословский, 2 марта 1909 г., определен во диакона в село Петрово-Городищи, Суздальского уезда. Псаломщик села Малышева, Василий Тиманцев, 6 марта 1909 г., перемещен в Меленковский собор. Преосвященный Евгений, Епископ Муромский, в мае месяце 1910 года совершил две поездки по селам вверенного ему района, избрав для посещения села, зараженные сектантством (молоканство, штундо-баптизм, адвентизм) и старообрядчеством… В гор. Меленки Владыка прибыл в 12 ч. ночи и проследовал прямо в дом о. протоиерея В. Филадельфина, где было приготовлено помещение для ночлега. 14 числа, — в день свящ. Коронования Их Императорских Величеств, в городском соборе совершены Архиерейским служением Божественная литургия и молебен о здравии Их Величеств. Торжественное Архиерейское служение при большом числе священнослужащих привлекло множество богомольцев не только из города, но и из окрестных селений. За молебном Владыка сказал глубоко-прочувствованную речь о необходимости быть твердыми христианами и верными подданными Царя Православного. В 5 час. вечера в доме о. протоиерея собрались под председательством Его Преосвященства Меленковские священники для обсуждения мер борьбы против сектантов-штундистов и адвентистов; собрание закончилось около 11 час. ночи.
В 1909 г. епархиальным миссионером Г. Орфеевым в гор. Меленки организован Противосектантский миссионерский кружок. 14-го мая 1910 г. епархиальный миссионер представил кружок Епископу Евгению.
Сектанство в гор. Меленки и уезде
Центральным пунктом штундобаптизма является гор. Меленки. В 1906 году штундобаптисты образовали и зарегистровали здесь общину „евангельских христиан", при чем для управления делами общины учредили особый Комитет в составе 10 членов и председателя старшего пресвитера Ф. Маринушкина. Комитет сгруппировал целый штат миссионеров, которые время от времени совершали поездки по приходам епархии с публичной и частной проповедью штунды. Тот же Комитет устраивает в городе и окрестных селениях библейские вечера и миссионерские курсы, на которых обучаются пропаганде рядовые сектанты, из коих впоследствии и образуется контингент будущих „благовестников". Меленковская община находится в тесном общении со всероссийской организацией штундизма, с „всероссийским евангельским союзом". Этот союз открыт штундистами в 1907 году в С.-Петербурге. В качестве связующего звена сектантов с всероссийским евангельским союзом из Петербурга была командирована в Меленки образованная проповедница баптизма, дворянка Юлия Карпинская, «которая, поселившись в конце 1909 года в г. Меленках, получает из Петербурга, как материальные средства на дело миссии, так и руководящия указания и инструкции к достижению намеченного Союзом плана по Владимирской губ. Все подобные инструкции ею обсуждаются совместно с представителями местных евангельских общин, для каковой цели раз или дважды в месяц она образует в г. Меленках съезды пресвитеров и благовестников. На этих съездах обсуждаются и другие вопросы, возникающие в связи с полемикой баптистов с православными». «На предложение Преосвященного Председателя собрания к Меленковскому духовенству выяснить состояние сектантства в г. Меленках, о. Благочинный, прот. Филадельфин доложил собранию, что среди коренных жителей города уклонений в какую-либо секту им не замечается. Что же касается фабричного населения г. Меленок, то здесь, благодаря открытой пропаганде, как местных вожаков сектантства, так и со стороны посещающих город проповедников (Зиновьева, бр. Юркиных, Перегонцева, Карпинской и др.), наблюдается движение православных в сторону штунды и адвентизма. В ограждение же православных от сектантских лжеучений, в местном соборе происходят чтения противосектантского характера, раздаются народу листки и брошюры изд. С.-Петерб. Мис. Комитета и Одесского Св.-Андреевского Братства. Большую помощь духовенству г. Меленок в борьбе с сектантством оказывает организованный в 1909 году Епарх. миссионером Орфеевым из фабричных рабочих миссионерский кружок. Свящ. о. Широкогоров сообщает о вреде публично открываемых сектантами молитвенных собраний, сообщает также о детских собраниях, организуемых в пропагаторских целях проповедницей баптизма Карпинской. Но о. Евфимий опасность для православных своего города видит не столько со стороны штунды, сколько со стороны новейшего сектантства адвентизма, учение которого старается распространить здесь с осени 1909 года поселившийся здесь проповедник Николай Никифоров Перегонцев. В противодействие развитию сектантства среди своих прихожан о. Евфимий неопустительно за праздничными богослужениями, придерживаясь строго-выработанной им системы, произносит поучения, чем заметно развивает религиозное сознание своих слушателей. Помогает ему в ограждении пасомых от сектантства и основанное им в 1909 г. попечительство приходское. Свящ. о. Каллиопин. Карпинская принадлежит к числу опытных и энергичных проповедников баптизма. Не ограничиваясь своими речами против православия в сектантских богомоленных собраниях, она, в целях приобрести себе последователей, посещает дома православных граждан. В кругу знакомых (из купцов и дворян) она частенько ведет свои беседы. Слабой возражательницей ей является учительница гимназии С., пользующаяся миссионерским катихизисом Боголюбова. Насколько влияние Карпинской действенно на окружающих, об этом отчасти свидетельствует следующий факт. Ученица наслушавшись речей Юлии Николаевны, недавно объявила своей воспитательнице, что она „не станет больше молиться пред иконами, так-как молиться пред ними запрещено Св. Писанием". Священник о. Тихомиров. Антицерковная деятельность Карпинской была заметна в Меленках на первых порах после ее сюда приезда. К ней относились с большим доверием не только крестьяне и рабочие, но и интеллигенция. Карпинская свободно сеяла по Меленкам семена баптизма. Но после противосектантских миссионерских бесед в минувшем году, особенно после беседы епархиал. миссионера Орфеева 19 марта 1910 г., она потеряла к своей проповеди доверие. Теперь ее как будто и нет в Меленках» (В. Е. В. № 45-й. 1910). Но благодаря неудачному выступлению против епархиальной противосектантской миссии, Карпиская С.-Петербургским баптистическим Комитетом в августе 1910 г. из Меленок была отозвана. «Адвентизм возник в Меленковском уезде на почве штундобаптизма в конце 1908 года. Адвентистов во Владимирской епархии к 1910 г. около 50 человек, но они уже успели сорганизоваться в определенную общину под руководством проживающаго в гор. Меленках проповедника адвентизма Николая Перегонцева. Число последователей хлыстов, весьма значительное в XIX веке, в нач. ХХ века, благодаря развитию в народе грамотности, заметно сокращается. Одни из хлыстов обращаются в православие, другие усвоили учение штундобаптизма. За 1910 год о. миссионером епархиальным посещено 32 пункта, зараженных сектантством, и с представителями разных толков проведено 96 публичных бесед. С 7 по 20 января 1910 г. епархиальным миссионером устроены были в гор. Меленках противосектантские курсы. Слушателями курсов были члены организованного им в 1909 году миссионерского кружка, в количестве 42 человек. Большое содействие делу противосектантской миссии оказано было в отчетном году Преосвященным Евгением, Епископом Муромским. Именно, Владыка посетил несколько приходов из числа зараженных сектантством, Муромского и Меленковского уездов, совершил там архиерейские служения, на которыя стекался отовсюду народ в значительных массах. Произнесенные Его Преосвященством поучения производили неизгладимое впечатление на слушателей. Кроме сего Владыка, в виду обнаруженной в последние годы усиленной пропаганды в Меленковском уезде проповедников штундобаптизма и адвентизма, 13 мая устроил в с. Денятине под своим председательством совещание пастырей 1 и 2 благочиннических округов, при участии Епархиального миссионера свящ. Григория Орфеева. Такое же собрание было устроено в гор. Меленках 14 мая» (В. Е. В. № 49-й. 1910).
Казанская улица города Меленки. Вид на колокольню Казанского собора
Иконостас Казанского собора И хотя храмовое помещение по размерам было достаточно большим, всех желающих вместить оно не могло. Поэтому в 1901 г. решено было пристроить к алтарной части собора ещё два придела: с левой стороны во имя апостолов Петра и Павла, а с правой – Усекновения главы Иоанна Предтечи. «Пятидесятилетний юбилей Протоиерея Покровского Меленковского собора В.П. Филадельфина (1867 — 1917 г.) 22 октября 1917 г. исполнилось 50 лет служения церкви и обществу о. Василия Петровича Филадельфина, Протоиерея Меленковского Покровского собора.
Василий Петрович Филадельфин родился в 1845 году в г. Меленках, Владимирской губ., отец его был дьячком в том же Покровском соборе. Первоначальное образование он получил во Владимирском дух. училище, а затем в семинарии, курс которой окончил в 1866 году, с званием студента. По окончании образования, В.П. Филадельфин восемь месяцев служил письмоводителем у станового пристава Меленковского уезда и шесть месяцев в Меленковском Уездном Полицейском Управлении. В 1867 году октября 22 дня был рукоположен во священника к Меленковскому Покровскому собору, где и протекло все его служение в священном сане.
За время своей полувековой службы о. Протоиерей был удостоен многочисленных награждений со стороны как духовных, так и светских властей. Но среди всех знаков отличия едва ли не самым дорогим является для о. Протоиерея золотой наперсный крест художественной работы, преподнесенный ему, 5 февраля 1909 г., по случаю исполнившегося 40-летия его службы, со следующей надписью на обратной стороне креста: «Дар любви и признательности духовенства и граждан города Меленок глубокоуважаемому о. Протоиерею В.П. Филадельфину. 1867 5/2 1909».
Состоя пятьдесят лет пастырем при соборном храме, маститый юбиляр с первых же дней своего служения не мало труда и энергии отдавал и общественной деятельности, занимая в разного рода учреждениях разнообразнейшие должности.
Празднование юбилея совпало с торжеством освящения двух вновь сооруженных при соборном храме престолов: в память усекновения главы св. Иоанна Предтечи и в честь свв. апост. Петра и Павла. Вследствие ходатайства соборного причта и прихожан Высокопреосвящ. Сергием, архиепископом (ныне митрополитом) Владимирским и Шуйским, освящение престолов было поручено совершить Преосвященному Митрофану, епископу Муромскому.
Преосвященный Митрофан прибыл в г. Меленки 21-го октября в 1 ч. пополудни и после встречи в соборном храме отбыл в дом юбиляра, с которым его издавна соединяют дружеские узы: епископ и юбиляр являются школьными товарищами по духовной семинарии. В 6 ч. вечера в соборе началось всенощное бдение. На другой день, в 8 ч. утра, звон на соборной колокольне возвестил гражданам о начале торжества. После освящения престола в память усекновения главы св. Иоанна Предтечи Епископом Митрофаном была совершена Божественная литургия в сослужении с юбиляром и другими иереями из числа городского и уездного духовенства. Во время литургии молящиеся, переполнявшие обширный соборный храм, были очевидцами небывалого еще в г. Меленках чина хиротонии: прослуживший при соборе три десятка лет псаломщик Егор Александрович Фигуровский был рукоположен во диакона. По окончании литургии, все сослужащие вышли на средину храма для чествования юбиляра. Первым приветствовал юбиляра Меленковский Городской Голова И.И. Гладышев, а затем церковный староста М.И. Захаров.
По окончании речи М.И. Захаров поднес юбиляру св. икону Покрова Божией Матери.
Затем обратилась к юбиляру с кратким приветствием игумения Скорбященского женского монастыря Мария и поднесла св. икону Божией Матери всех скорбящих радости.
Далее шли приветствия произнесенные: директором Меленковской мужской гимназии С.Н. Рябинкиным, мировым судьей М.Г. Красноцветовым, начальницей Меленковской женской гимназии О.Э. Конюс и председателем Меленковской уездной земской управы И.П. Модиным.
Настоятель Никольской, в г. Меленках, церкви протоиерей Широкогоров поднес юбиляру образ св. Патриарха Ермогена и также произнес приветственную речь.
Последним приветствовал юбиляра Преосвященный Митрофан, епископ Муромский, поднесший чествуемому протоиерею св. икону Покрова Божией Матери с следующей надписью на оборотной стороне иконы: «Дорогому другу и товарищу золотой юности, о. Протоиерею Василию Петровичу Филадельфину в день исполнившегося 50-ти летия служения его Церкви Божией на молитвенную память и в благословение, от Епископа Муромского Митрофана. 1917. X. 22».
После приветствий на амвон поднялся взволнованный юбиляр и обратился к чествователям с благодарственною речью.
Вслед за сим был отлужен благодарственный Господу Богу молебен, на котором было провозглашено многолетие юбиляру. На другой день, 23 октября, было совершено освящение второго, вновь сооруженного, престола во имя свв. апостолов Петра и Павла и после освящения божественная литургия. В тот же день епископ Муромский Митрофан покинул г. Меленки и отбыл в Скорбященский женский монастырь, расположенный от Меленок в 7 верстах.
Дни 21 — 23 октября 1917 года останутся навсегда памятными для обывателей захолустного города Меленок. На их долю выпало счастие быть очевидцами и участниками небывалого совокупного торжества, в котором все было редкостно: и архиерейское служение, и освящение престолов, и хиротония и, наконец, исключительно редкое в наши дни явление — 50-летний юбилей. Как велико было к этому торжеству внимание граждан, явствует из того, что обширный соборный храм все эти дни был буквально переполнен молящимися, а 23-го октября, в понедельник (будничный день), многие из граждан, работающие на местной льнопрядильной и ткацкой фабрике Беляева, не вышли на фабричные работы, отдав свое время присутствованию и молитве в храме. В наше время, — время политической, социальной, экономической и что особенно ужасно, моральной разрухи такое отношение Меленковских граждан к церковному торжеству является высоко отрадным. Оно показывает, что и среди революционного хаоса еще не угасла в душе русского человека вера в Творца вселенной, а с этой верой можно твердо уповать, что кончатся ужасы войны — внешней и внутренней и наша истерзанная и исстрадавшаяся родина — Русь воскреснет к новой радостной жизни, собрав в одно несокрушимое целое всех своих сынов, любящих ее истинною и искреннею любовью» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. Март 1918 г.).
«Опять на шею православных. Поп Покровского собора Широкогоров за эксплуатацию прислуги трудкамерой был оштрафован на 100 руб. золотом. Не по губе это бате, он привык деньги только получать, а не платить. Но досужий поп скоро нашел выход из положения. После первой же обедни с амвона батя пустил «душераздирательную» слезницу, а потом и довольно объемистую кружку, в которую обильно посыпалась трудовая лепта» («Призыв», 1921). В 1931 году особой комиссией был составлен акт осмотра Покровского собора, из которого следовало, что храм, якобы, находится в аварийном состоянии, кроме того, сосновые балки, держащие колокола, были сочтены непрочными. 5 апреля 1932 г. Меленковский райисполком постановил закрыть Покровский собор из-за долгов и отсутствия капитального ремонта, облисполком 9 апреля и ВЦИК 1 июля утвердили закрытие только из-за угрозы обрушения. В результате собор решено было разобрать до основания, мотивируя это тем, что «на строительство нового отбелочного корпуса фабрики «Красный текстильщик» необходимо большое количество кирпича, …всё кровельное железо передать мастерской пожарной охраны, остальное железо оставить для ремонта школ…
Собор разобран в 1934-1935 гг. с обычной в те годы мотивировкой — «необходим кирпич для строительства нового фабричного корпуса». Стоит заметить, что на окраинах города до революции было четыре частных кирпичных завода, и в кирпиче прежде недостатка не наблюдалось. По словам составителей сборника «Меленки в старой открытке», уничтожением собора «надломилась духовная ось провинциального городка».
На его месте был поставлен памятник Ленину, а вокруг него устроен городской парк.
В 1997 г. в парке была установлена памятная часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Это кирпичный часовенный столб, увенчанный прорезным крестом.
Часовня Покрова Пресвятой Богородицы в Меленках
Покровская ярмарка В самую осеннюю пору в Меленковском уезде главным событием не только у крестьян,- у всех жителей была Покровская ярмарка, на неё собиралось продавать или покупать товары население сел уезда и других мест. Все в округе знали, что в Меленках ежегодно бывает Покровская ярмарка, из Елатьмы, Касимова, Мурома ехали торговать каждый со своим товаром. Ярмарка располагалась в торговых рыночных рядах в центре города, но места все равно не хватало. Товаров, с которыми наезжал торговать приезжий люд, было много, и чтобы каждый мог с ними расположиться, для продажи некоторых из них отводились специальные места на прилегающих улицах. Торговля шла вдоль парка на Владимирской, возы с товарами располагались и дальше, вниз по Покровской вдоль гимназии, даже захватывала часть Меленковской (Коммунистической ныне) улицы возле берега реки, где стоял целый ряд торгующих.Сельское хозяйство приносило крестьянам основные средства к существованию, а иногда и выживанию, без ярмарки, где можно было продать часть своего выращенного с трудом урожая, не обойтись. Несколько дней на Покров шла бойкая торговля, она-то и позволила выяснить, какой товар и по какой цене более востребованный в этом году. На ней же определялась предположительная цена на продукцию, выращенную крестьянскими хозяйствами в следующем сезоне. Ярмарка позволяла узнать, какой выращен урожай, сколько свободного зерна в продаже и какая ему будет цена. Все-таки основными товарами были зерно и сено. Продавали его возами. Продуктами животноводства, мясом свинины, баранины и говядины, торговали в мясном ряду. Предлагался большой выбор меда, разных сортов и на любой вкус, им торговали меленковские производители меда в крестьянских хозяйствах. Привозной из других мест тоже ценили, но это было делом вкуса и выбора покупателей.Здесь же, на ярмарке, организована продажа домашними животными, можно было подобрать в свое хозяйство лошадь и корову, других крупных и мелких животных. Интересно знать, какими были цены на рынке, «что почем» можно было купить. Килограмм говядины стоил 45 коп., литр молока 14 коп., батон белого хлеба покупали по 7 коп., ржаного по 4 коп. Лучшую корову, если сторговаться, можно было купить за 100 руб., упряжную лошадь за 80 руб. В то время фабричные рабочие и служащие получали зарплату от 7 до 20 руб. в месяц. В крестьянских семьях и горожане занимались подсобными промыслами, на покровскую ярмарку они тоже рассчитывали: была надежда продать побольше изготовленных товаров, выручить за это деньги, чтобы снова закупить сырье для будущих изделий и самим прокормиться. Мелкие ремесленные мастерские и кустари выставляли глиняную посуду, предлагая хозяйкам доступную цену за нее. На ярмарку приезжали продать, а покупатели купить изделия из дерева, бондарскую домашнюю утварь, кадки для солений. Здесь можно было купить самый необычный товар, например, «птицу счастья», принести ее домой и пристроить «на коньке». Берестяные короба, плетеные из лозы корзины были в ходу. Простейшую мебель для дома, от табуретов до более изящных стульев, тоже несли с ярмарки. Продавали небольшие настольные зеркала разной формы и размеров. В рядах можно было выбрать самую нужную вещь, настенные часы-ходики с кукушкой или другими каким-либо изобретением мастера,- как без них жить в доме. Из мануфактуры самыми популярными были легкие и шерстяные платки и шали, привезенные в Меленки издалека, разных цветов и рисунков, с кистями. А как без подарков возвращаться домой? Привезти после ярмарки, если сложилась удачная торговля, домой женщинам такие подарки – значит, доставить семье большую радость. Каждая такая покупка стоила дорого, вещь берегли, а шали надевали по праздникам. Не занимали предприниматели детские товары, их ассортимент также был представлен в торговых рядах. Из глины делали игрушки. Торговали самыми разнообразными копилками, резиновыми мячами и шарами, поделками из дерева. Покупали открытки, наклеенные на картонную основу, с изображениями цветов, кошечек и собак. Ярмарочных дней ждали в семьях, к ним готовились, откладывая денежки на покупки, рассчитывали, кому какая нужна одежда, тогда заходили в магазины в торговых рядах, покупали отрез на ткани или обувь, а еще то,что нужно для домашнего хозяйства. Соблазнов было много, приходилось иногда выбирать для покупки одну-две нужные вещи, доходы-то были не так велики. Шумела ярмарка не один день, привлекая любителей поторговаться или потолкаться в торговых рядах. Горожане от нее имели выгоду не только от продажи товаров, но и сдачи в наем иногородним жилья на время ярмарочных дней – столько было приезжих, что не хватало мест в номерах и на постоялых дворах. Вовсю работали трактиры, их было множество в центре города и на окраинах, от дорогих и приличных до самых заурядных. Один из трактиров располагался в центре на улице Меленковской. Обстановка в нем была обычной и напоминала столовую. Как правило, на столе со скатертью стоял большой самовар, из него наливали чай и к нему посетители брали баранку либо калач. Можно было взять стопку водки-«казенки» за десять копеек и к ней соленый огурец за копейку. Еще подавали закуски, рыбные и овощные блюда, солянку и грибы. В эти дни трактиры были переполненными, после торгового дня сюда шли «покутить», погулять и отдохнуть, а иногда спустить все денежки, которые удавалось выручить. Такие случаи тоже были, когда проснувшись наутро, посетитель приходил в полное отчаяние: все деньги потрачены, и домой не с чем вернуться… Вот она была какой, многоликой, шумной и разнообразной на события Покровская ярмарка. Л. Ильенкова.
Кладбищенская церковь во имя Всех Святых
К Покровскому собору в городе Меленках приписана кладбищенская церковь.
До переименования Меленок в город было два кладбища: одно около Покровской церкви, а другое на юге от нее, за речкой Меленкой. Оба эти кладбища, по образовании города, были упразднены и застроены частью домами обывателей, для кладбища же отведено новое место за чертой города, в полуверсте от него.
В 1797 году, как можно видеть из документов, сохранившихся в архиве Муромского духовного правления, разрешено было построить на новом кладбище в Меленках отдельную церковь, но была ли построена таковая церковь, сведений об этом не сохранилось. В 1830 г. перенесена сюда оказавшаяся лишней, по построении каменного собора, деревянная церковь.
Престол в этой церкви один во имя Всех Святых.
Особой утвари и ризницы в церкви не имелось; при совершении богослужения, все необходимое приносилось из собора.
Во время русско-турецкой войны (1877-1878) здесь была построена высокая колокольня при деревянной кладбищенской церкви Всех Святых.
Близ церкви в 1868 г. на средства Меленковского купца Волкова устроена небольшая богадельня, где призревались бедные, престарелые и сироты без различия сословий и пола.
Кладбищенский деревянный храм решили заменить в начале ХХ века на каменный. «С воспоследовавшего 31 декабря 1906 г. благословения Высокопреосвященнейшего Николая, Архиепископа Владимирского, в г. Меленках будет строиться новый Кладбищенский храм на иждивение ревнителей православия и прихожан».
Недостроенная кладбищенская церковь. 1929 г.
В 1938 году арестовали последнего священника. Несмотря на хлопоты верующих, которые писали жалобы и в Облиспоском и в Верховный Совет, других священников на приход направить не удавалось: «Создавалась картина, — писали верующие, — что церковь стоит, служить не дают и как будто бы верующих нет и её можно сломать».
Затем был про¬изведён осмотр здания кладбищенской церкви. Прибыла комис¬сия от Горсовета, которой было установлено: «здание деревянное, одноэтажное, обитое снаружи тёсом, на кирпичном фундаменте, крытое железом. Полы и перекрытия деревянные. В стенах ниж¬ний венец сгнил, отчего заметен осадок пола - в особенности вдоль стен. Потолочное перекрытие сильно прогнулось с балками, под которые неоднократно подставляли стойки. Голландские печи в неисправности, в потолочном перекрытии не имеется разделок для трубы, что недопустимо в пожарном отношении. Комиссия считает, что здание помещения церкви для дальнейшего использо¬вания непригодно и опасно. Требуется ремонт». Община обяза¬лась сделать ремонт.
Верующие писали: «Сталинская Конституция ст. 124 ясно остав¬ит право за гражданами отправлять религиозные обряды и обходить её другого закона нет и нет в том надобности. В Москве служат в центре, значит, закона, запрещающего выполнение религии, нет. От нас за 55 км в городе имеется служба в церкви, значит, окончательно храмы не закрывают. На основании изложенного и в силу Конституции ст. 124 про¬сим священника для службы зарегистрировать и, если требуется ремонт храма, то община его произведёт, налоги все уплачены». Но все увещевания были тщетны.
31 июля 1940 г. здание кладбищенской церкви было продано Промкомбинату для постройки столярной мастерской. Исполком признал целесообразным и необходимым такие действия, тем более что «само помещение подходило для этих целей». Так городское кладбище осталось без храма.
Колокольню в годы Советской власти использовали как пожарную вышку (перед войной, вероятно, и как парашютную вышку).
Колокольня от храма Всех Святых
По благословению Преосвященного Нила, 8 мая 2014 г. на месте бывшего храма (и будущего строительства) был установлен и освящён памятный крест, а 9 мая, впервые после долгого времени, при большом стечении народа, был отслужен благодарственный молебен по случаю Дня Победы, что нашло отражение в местной прессе.
> Храм Всех Святых в гор. Меленки
Возведение нового храма было начато в июне 2015 года на прежнем месте по благословению Преосвященного владыки Нила. Строительство возглавил протоиерей Николай Фурив.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Всех-Святского Храма Города Меленки Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 24 февраля 2015 г.
9 ноября 2019 года владыкой Нилом, епископом Муромским и Вязниковским, было совершено Великое освящение Храма в честь Всех Святых в г.Меленки.
Настоятель председатель приходского совета - Фурив Николай Ярославович.
Адрес: город Меленки, улица Ленина, д. 1б.
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. Мамаев С. А. Меленковский край. Очерки истории. «Ривера», 2002 г.
3. Святыни земли Меленковской. Монография. / Автор-составитель М.Я. Федотова – Владимир, 2008./
Свято–Никольский храм
|