Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
08:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Москва

Новые залы Исторического Музея в Москве в 1900 г.

Новые залы Исторического Музея в Москве в 1900 г.

„Историч. Вестн." 1900 г., № 4

В музее открыты для обзора публики две новые залы, предназначенные для древних памятников Владимиро-Суздальской области. В отделке стен этих зал живописью и скульптурными прилепами замечается воспроизведение древней стенописи, сохранившейся еще от XII—XIII столетий в этой области. Это время было, как известно, временем процветания политической и культурной жизни во Владимиро-Суздальской области, где до сих пор сохранилось столько интересных памятников церковного зодчества, весьма оригинального по богатству и разнообразию мотивов наружных скульптурных украшений. Эта особенность в богатстве скульптурных украшений особенно чувствуется, когда из Новгородской залы в музее, весьма бедной скульптурными украшениями, переходишь в первую Суздальскую или Владимирскую залу: здесь стены этой небольшой круглой залы богато украшены копиями с прилеп или скульптурных украшений знаменитого Дмитриевского собора во Владимире-на-Клязьме, построенного великим князем Всеволодом Юрьевичем; так, например, фриз залы представляет собой копию части фриза Дмитриевского собора и состоит из ряда висячих колонн, соединенных арочками, под которыми находятся скульптурные изображения святых и разных фантастических животных. Тоже можно сказать и о роскошно украшенных наличниках дверей того же собора, копии с которых украшают двери Владимирской залы. Плафон залы и откосы окон украшены живописным орнаментом, покоряющим древнюю живописную же орнаментацию, сохранившуюся в Успенском соборе г. Владимира еще от времени св. Андрея Боголюбского, первого строителя этого собора. В средине этой небольшой круглой залы водружен большой крест, находившийся прежде на средней главе Владимирского Успенского собора; современный Андрею Боголюбскому, крест этот принесен в дар музею управлением собора, заменившим этот древний и ветхий крест новым. Крест состоит из железного остова, прикрытого узорными, прорезными медными листами, густо вызолоченными. Стиль его прорезной орнаментации, украшенной изображением трав и птиц, совершенно совпадает со стилем эпохи, выраженным в других древних предметах этой области. В витринах, сгруппированных вокруг основания креста, размещены предметы, относящиеся к истории собора во Владимире и вообще к суздальской старине: так, целый ряд вырезанных пластин из медных листов, служивших древним покрытием соборных глав, представляют по начертанным на них буквам или числам несомненные палеографические памятники XII века. Свинцовые слитки, найденные вверху сводов собора, указывая на свинцовые покрытия крыши, являются вещественными свидетельствами пожара, которому подвергался собор во время Батыева нашествия. Следы того же пожара носят на себе и квадратные поливные плитки, из кирпича, которыми, по всему вероятию, был вымощен собор или его некоторые части.
К XII веку относится медная византийская монета, найденная в насыпи, на трех аршинной глубине, вблизи собора.
К бытовым предметам того же времени могут быть отнесены украшения одежд княжеских или вообще знатных людей, выставленные в тех же витринах; эти украшения состоят из „барм" или ряда круглых серебряных золоченых медальонов с черневыми изображениями на них крестов, Богоматери, из серебряных проволочных петлиц с нанизанными на них ажурными серебряными бусинами, из серег и других мелких украшений.
У окна, сбоку, в той же зале, находится другой крест, украшавший прежде одну из малых глав Успенского собора и относящийся приблизительно к тому же времени, что и большой крест.
Еще большим богатством лепных украшений отличаются стены второй Суздальской залы; главным образом здесь находятся слепки с рельефных изображений и украшений, сохранившихся в Георгиевском соборе Юрьева-Польского; так, целая стена налево от входа, против окон, представляет точную копию стен этого собора с входным порталом и дает полное представление о богатстве рельефных работ и об их размещении в древнем соборе. На других стенах, кроме характерных растительных орнаментов, или „трав", сгруппированы вместе многочисленные изображения фантастических зверей, птиц, которые встречаются в таком изобилии на стенах различных древних храмов в Суздальской области и которые указывают на господство в то время фантазии, воспитанной под художественными влияниями Востока; здесь эти художественные вкусы являются уже, несомненно, в местной, русской переработке. Господство восточных влияний не исключает, однако, и других иноземных влияний; так, в подлинных фрагментах архитектурных украшений Владимирского собора, которые расположены внизу стен обоих зал, можно заметить, как древние формы классических орнаментов из акантуса, перешедшие в Суздальскую область из Византии, изменились под влиянием ручного мастерства. Такие же изменения потерпели и древне-греческие пятилепестные пальметки. В общем лепные украшения залы производят впечатление горячей потребности художественного творчества, застывшего на долгое время под ударами монгольского нашествия и тяжести монгольского ига.

В витринах Суздальской залы обращают внимание следующие вещи: бронзовый, золоченый и украшенный эмалью голубь, вверху которого в особом углублении хранились запасные дары. По своей технике этот „евхаристический голубь" относится к изделиям Запада. Западным влиянием, но русским мастерством, как свидетельствует сохранившаяся надпись, отличаются бронзовые литые полукружия, состоящие из плетеных, прорезных, украшенных птицами орнаментов. Прорезная медная лампада в форме чаши с широкими краями своим стилем напоминает этого рода „Корсунския изделия". Как полукружия, так и лампада найдены в развалинах древней церкви городища Вщиж, Орловской губернии, а помещены в Суздальской зале потому, что подходят по своему стилю и по времени к эпохе процветания этого стиля в Суздальской области. Кроме шитых старинных икон, находящихся в витринах, большая шитая икона или пелена занимает на подставке особое место в этой зале, представляя собою древний и весьма интересный в иконографическом отношении памятник этого рода, относящийся по времени к XV веку и хранившийся прежде в одном из храмов Суздальской области. В средине пелены на красном фоне вышито изображение причащения на две стороны, как на мозаиках Киевского Софийского собора. Вокруг, по широкой кайме, вышиты изображения из жития Богородицы.
В трех стальных вертящихся витринах, занимающих средину залы, размещены наиболее интересные и древние экземпляры резных деревянных икон, замечательных по технике и по стилю изображений; оклады серебряные, золоченые, представляющие образцы чеканной, басменной и сканной техники в древних изделиях этого рода; наконец, в одной из трех витрин выставлены ризы с икон, шитые бисером, стеклярусом, жемчугом и цветными камнями по шелку и бархату. Разнообразие этого рода техники выражает не только большой запрос в старинном русском быту на этого рода предметы, но так же и усидчивый труд, замечательный вкус и техническое мастерство русской женщины.

/„Историч. Вестн." 1900 г., № 4./
Владимирский музей был основан в 1862 г. Владимирским Губернским Статистическим Комитетом по инициативе секретаря Комитета К.Н. Тихонравова.
Церковно-историческое древлехранилище Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского было открыто в 1885 г.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Москва | Добавил: Николай (21.11.2016)
Просмотров: 1361 | Теги: МОСКВА, владимирская губерния, Музеи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru