М.С. Преображенский, сын причетника с. Брыкина, Судогодского уезда, по окончании курса во Владимирской духовной Семинарии в 1862 году, пять лет проходил должность учителя в Малышевском, Ковровского уезда, сельском училище, а затем с 20 ноября 1867 года пятнадцать лет служил учителем Муромского духовного Училища сначала по предметам прежнего низшего отделения, а потом, с введением в Муромском духовном Училище в действие устава духовных училищ 1867 года, с июля 1869 года по русскому языку с церковно-славянским. В тоже время М.С. проходил иногда и другие должности: члена ревизионного Комитета по проверке экономических отчетов по Муромскому духовному Училищу, учителя приготовительного класса по русскому языку, надзирателя за учениками и члена Правления и строительного Комитета. В должности преподавателя русского языка М. С. отличался как основательным знанием своего предмета, так равно и величайшим трудолюбием и энергией при преподавании, не жалел при этом ни временили трудов. Так в недавнем прошлом, имея по уставу в IV классе всего один урок в неделю для русского и церковно-славянского языков, — урок, иногда по случаю какого-либо праздника и пропадавший, М. С. собирал учеников IV класса по воскресным и праздничным дням в Училище и здесь занимался с ними часа по два, по три, то повторяя пройденное в предыдущих классах, то прочитывая статьи из книг и руководя учеников в чтении книг, получаемых ими из ученической библиотеки, то занимаясь разбором ученических сочинений и таким образом пополняя то, чего не мог сделать с учениками на одном часовом уроке. Точно также и во время экзаменов М. С. постоянно собирал учеников в класс то утром, то вечером и руководил ими при повторении пройденного. — Такое усердие М.С — ча не оставалось не замеченным со стороны Начальства. Ревизовавшие Училище — в 1875 году д. с. с. И, К. Зинченко и в 1879 году с. с. С. И. Миропольский отозвались о нем, как об одном из лучших наставников. В 1879 году ему, вследствие заключения Правления Владимирской духовной Семинарии, по поводу отчета Смотрителя Училища о состоянии Училища за 1878 год, Преосвященнейшим Феогностом, Епископом Владимирским и Суздальским преподано благословение Божие, со внесением сего в послужной список.
1880 г. 20 июня Всемилостивейше пожалован, согласно удостоению Комитета гг. министров, за отличие и особые труды, засвидетельствованные Начальством, орденом св. Станислава 3-й степени.
Муромское духовное училище стали покидать один за другим старшие преподаватели Училища. 1-го декабря 1881 г. оставил Училище учитель латинского языка В.Н. Робустов, 20 августа 1882 г. — учитель греческого языка Г.И. Карпинский и 11 ноября 1882 года — учитель русского языка с церковно-славянским М.С. Преображенский. Все означенные преподаватели служили в Муромском Училище более 10 лет и считались основательно знающими свой предмет и — последние двое — наилучшими преподавателями, за что и удостоились редкого отличия между прочими учителями духовных Училищ — Всемилостивейшего награждения орденом св. Станислава 3-й степени. Причиной же такого бегства из Училища заслуженных преподавателей следует считать крайне ограниченное, при современной дороговизне всего, содержание по учительской должности, совершенно недостаточное для семейного преподавателя. А нужно при этом принять во внимание, что в прежнее до-реформенное время стремление к высшему образованию в воспитанниках духовных семинарий было самое ограниченное и лучшие воспитанники поступали вместо академий в учителя духовных училищ и священники. Теперь же поступают в академии далеко не всегда лучшие воспитанники, и этим-то воспитанникам дается преимущество относительно вознаграждения за труд.
Оценивали трудолюбие и заботливость М. С. об учениках и сами ученики. Как только сделалось известным, что М. С. уходит от них, ученикам захотелось засвидетельствовать каким-либо видимым знаком свою любовь к нему, и порешили они на общие пожертвования купить Икону и поднести ему на память. Резолюция Преосвященнейшего Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского, от 7 ноября 1882 года, коего М. С. определялся на место помощника настоятеля к Троицкой, гор. Вязников, церкви, сделалась известна в Училище 11 ноября, и с 12-го М. С. перестал посещать классы. Для того, чтобы проститься с дорогим наставником, ученики собрались в Училище в ближайший воскресный день — 14 ноября и здесь, в присутствии начальников и преподавателей Училища, поднесли бывшему своему преподавателю святую икону Муромских Чудотворцев (Свв. благоверных Князей Константина, Михаила и Феодора, Петра и Февронии. Икона — в серебряной вызолоченной ризе. На задней стороне подпись: «Доброму наставнику Максиму Севастиановичу Преображенскому от признательных учеников на память 14 ноября 1882 года».). Один из учеников (IV кл. Алексей Воскресенский) с дрожаньем в голосе и со слезами на глазах произнес: «Прощайте, Максим Севастианович! Благодарим Вас за Вашу любовь к нам. Мы жалеем, что Вы оставляете нас»!.. Многие из учеников плакали, а некоторые так совсем рыдали. Невозможно было не умилиться этой сценой. Судите, после этого, как ученики хорошо могут ценить наставника и любить его, несмотря на строгость его требований и на суровость обращения, если только видят, что наставник любит их и строго взыскивает с них для их же пользы, не оказывая притом никому пристрастия!
М. С — ч, растроганный такой теплотой чувства учеников, с волнением сказал ученикам:
«Прощайте, дети! Благодарю Вас... Я любил Вас всегда и всегда желал Вам добра; но плоды трудов моих не всегда отвечали моим стараниям... Я посвятил Вам лучшие годы моей жизни, и Вы для меня останетесь навсегда памятными. Прощайте, дети! Желаю Вам лучших успехов»...
— «Прощайте, прощайте, М. С — ч»! закричали ученики и, выходя из класса, многие утирали слезы на глазах.
И корпорация сослуживцев М. С — ча по Училищу не отстала от учеников в выражении своего уважения к уходящему сотруднику. 14-го же ноября, вслед за прощанием учеников, бывшие сослуживцы М. С — ча собрались в квартире Смотрителя Училища и предложили ему от себя обед. В начале обеда Смотритель Училища Е. И. Орлов, обратившись к М. С — чу, сказал о его деятельности, как преподавателя, что он, преподавая один из самых важных предметов училищного курса и в тоже время самых трудных для преподавания, был хозяином в своем деле, изучив основательно свой предмет, он не переставал изучать его до конца своей службы, не переставал работать над улучшением своих приемов преподавания; Смотритель потом указал на его трудолюбие и заботливость об учениках и наконец на то, что М. С — ч никогда не рисовался, делал свое дело без громких фраз, в отношении к начальствующим никогда не льстил, вообще был честным тружеником-преподавателем; выразив сожаление об оставлении М. С — чем училищной службы, Смотритель пожелал ему здоровья и успеха на новом поприще службы.
После Смотрителя сказал несколько слов новый учитель Греческого языка Н. И. Румянцев. Смысл его слов был тот, что он, хотя здесь еще новичок на службе, но уже успел заметить, при ежемесячном обсуждении наставнических ведомостей об успехах учеников, как любил учеников М. С. — и как хорошо изучил условия их жизни.
— На эти речи М. С. — ответил, что он трудился много и, по его сознанию, добросовестно, но успех от его трудов был малый, — что труды его и раньше, и теперь ценились выше, чем они того заслуживали. — Такой ответ внушен был скромностью говорившего, как это и заметили ему некоторые из бывших его сослуживцев. Во время обеда высказывалось сожаление, что М. С — у пришлось поступить во священника в другой училищный округ, не в Муромский, и чрез то он лишился возможности, зная условия службы учительской, выяснить пред окружным духовенством трудности учительской службы, по мнению некоторых, недостаточно ценимые духовенством. Вообще беседа остающихся в Училище с оставляющим его касалась многих сторон училищной жизни и отличалась задушевностью и непринужденностью.
N N. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 2-й. 15-го января 1883)