Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
21.04.2024
07:53
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Епископ Муромский и Юрьевский Александр II (Трапицын)

Александр II (Трапицын)


Александр II (Трапицын)

В миру - Александр Иванович Трапицын, родился 29 августа 1862 г. в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии села Волма Вятского уезда Вятской губернии (ныне Кирово-Чепецкий район Кировской области). У родителей было 8 сыновей. Трое его братьев стали священниками, а Азарий — художником.
Окончил Вятское духовное училище, Вятскую духовную семинарию. По окончании в 1888 г. Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия получил назначение в родную епархию на должность надзирателя в Вятское духовное училище. Очень интересовался философией и философскими предметами.
С 1888 года — надзиратель Вятского духовного училища.
В 1888 году женился.
23 февраля 1889 г. в кафедральном Всехсвятском соборе города Вятки был рукоположен во диакона, а 26 февраля - во священника этого же собора.
В июле 1892 г. о. Александр лишился жены и остался с малолетним сыном, родившимся в марте того же 1892 года.
В 1892—1897 гг. А.И. Трапицын состоял депутатом от Духовного ведомства в Вятской городской думе. 14 сентября 1893 года о. Александр назначен был законоучителем Вятского Александровского реального училища. Кроме того — состоял: членом Комитета школы приготовления псаломщиков, цензором проповедей и сочинений религиозно-нравственного содержания и пр.
В 1894 г. посетил Святую землю, о своей поездке написал ряд очерков и опубликовал их в «Вятских епархиальных ведомостях».
27 мая 1896 г. о. Александр был введен в состав епархиального училищного совета. В сентябре 1896 г. он переведен инспектором в Вятскую духовную семинарию.
В 1892 г. через три года совместной жизни скончалась супруга А.И. Трапицына.
27 февраля 1900 г. в Крестовой церкви епископом Вятским и Слободским пострижен в монашество с именем Александра. Новопостриженному было оставлено прежнее имя — Александр. Этот постриг был вторым в семинарии 10 лет, и стал событием.
В 1901 года командирован в Сарапул для ревизии духовного училища.
28 июля 1901 г. указом Св. Синода назначен ректором Калужской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
В 1903 г. он был награжден орденом св. Анны II ст.


Епископ Муромский Александр II (Трапицын)

Высочайше утвержденным 13 ноября 1904 г. всеподданнейшим докладом Св. Синода определен на кафедру Епископа Муромского, викария Владимирской епархии.
10 декабря 1904 года совершено было наречение архимандрита Александра во епископа.
12 декабря 1904 г. архимандрит Александр хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Хиротонию совершали митрополиты: С.-Петербургский Антоний, Московский Владимир и Киевский Флавиан, архиеп. Финляндский Николай, еп. Волынский Антоний, Владимирский Никон, Винницкий Климент, Тамбовский Иннокентий, Саратовский Гермоген и викарий С.-Петербургской митрополии при участии целого сонма белого и монашествующего духовенства. При вручении жезла, Преосвященнейший Никон, Еп. Владимирский, сказал новохиротонисанному епископу Александру приветственную речь.
В это время Владимиро-Суздальской епархией управлял епископ, а потом архиепископ Никон (Софийский) (с 27 ноября 1904 г. по 9 июня 1906).
Место жительства епископа Муромского определено в Боголюбовском монастыре.
21 декабря 1904 г. в 8 часов утра прибыл во Владимир Преосвященнейший Александр Епископ, Муромский. На вокзале прибывшего Владыку встретили: о. Ректор семинарии Архимандрит Евгений, наместник Боголюбова монастыря Архим. Варлаам, ключарь собора прот. П. Евгенов, наместник Архиерейского дома Игумен Владимир, инспектор семинарии И.В. Соболев, Епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ В. Добронравов, смотритель дух. училища А.И. Троицкий, секретарь консистории А.В. Гроздов, секретарь Его Преосвященства А.О. Переборов, полицеймейстер В.А. Иванов и др. С вокзала Преосв. Александр проследовал в свои покои. Вслед засим, посетив Преосвященнейшего Никона, Владыка отправился в Успенский кафедральный собор, приложился к местным святыням и подробно осмотрел этот дивный памятник Владимирской церковной старины.
24 и 25 декабря Преосв. Никон совершал Божественную литургию в Крестовой церкви Рождественского монастыря в соучастии о. Ректора семинарии Архимандрита Евгения, ключаря собора прот. П. Евгенова и монашествующего духовенства. По окончании литургии и положенного по уставу молебна 25 числа, в Архиерейский зал собрались представители светской власти во главе с г. Начальником губернии И.М. Леонтьевым, Владимирское духовенство и корпорации духовно-учебных заведений для принесения поздравлений Его Преосвященству. По входе в зал Преосв. Никона, Владыку приветствовал от лица присутствующих Преосв. Александр, Епископ Муромский. В ответной речи, Владыка благодарил за поздравление и высказал пожелание радостно встретить великий христианский праздник,— нежелание особенно уместное в нынешнее тяжелое для России время внутренних и внешних невзгод.
Сентябрь 1906 г. особо отмечен в жизни Мурома и остался особенно памятным для насельников Благовещенского монастыря. С 7 по 10 сентября в Муроме с визитом находился викарий Владимирской епархии, епископ Муромский Александр (Трапицин), имевший постоянное пребывание во Владимире. На эти три дня епископ остановился в настоятельских покоях Благовещенского архимандрита Иннокентия. 10 сентября им была отслужена Божественная литургия в Благовещенском монастыре на праздник Иверской иконы Божией Матери и отслужен с братией монастыря торжественный молебен святым благоверным князьям Константину, Михаилу и Феодору. Затем возглавил заключительную стадию (около 5 км) ежегодного общегородского Крестного хода, по окончании которого прочитал молитву перед Иверской иконой Божией Матери.

23 ноября 1907 г. определен во епископа Юрьевского, викария Владимирской епархии.
В это время Владимиро-Суздальской епархией управлял архиепископ Николай (Налимов) (с 23 июня 1906 г. по 13 июля 1914). 15 декабря 1907 г. состоялось наречение ректора Тверской духовной семинарии, архимандрита Евгения, во Епископа Муромского, 2-го викария Владимирской епархии.
Юрьевское викариатство Владимирской епархии учреждено 23 ноября 1907 года.
Прежде епископы Муромские жительствовали в Боголюбовском монастыре, являясь Муромскими лишь титулярно. С учреждением же Юрьевского викариатства Боголюбовская обитель уже предназначалась епископам Юрьевским, а епископы Муромские отныне должны были находиться в Муроме.
Будучи викарным архиереем, владыка Александр сотрудничал с епископом Никоном (Рождественским) во Владимирском отделе Палестинского православного общества и в Миссионерском обществе.
5-го декабря 1907 г. в одной из Московских клиник (раковой), после продолжительной и тяжкой болезни, скончался преподаватель Епархиального женского училища, Василий Иванович Траницын. В. И — ч еще совсем молодой человек. По окончании курса Московской духовной академии, он служил год помощником инспектора Архангельской семинарии, откуда два с половиною года тому назад был определен преподавателем истории и географии во Владимирское Епарх. женское училище. Из Москвы для погребения тело В — я И — ча было привезено в Боголюбов монастырь, где 8 декабря отпевание совершено было братом покойного, Преосвященнейшим Александром. Из Владимира на погребение ездили один преподаватель (свободный от уроков), несколько воспитательниц и по 5 воспитанниц от трех старших классов, где покойный состоял преподавателем.
29 мая 1912 года докладом Святейшего Синода Преосвященный Вологодский Никон, согласно его прошению, уволен от управления Вологодскою епархией с назначением его членом Святейшего Синода, а Епископом Вологодским и Тотемским назначен Преосвященный Александр, Епископ Юрьевский, первый викарий Владимирской епархии.
13 июня 1912 г. Боголюбовская обитель справляла свой храмовой праздник. Накануне вечером всенощное бдение совершено было Его Преосвященством, Преосвященным Евгением, Епископом Муромским, при участии о. Наместника обители и прочих священноиноков обители, и при пении монастырского хора певчих. В самый праздник, в 9 час. утра Божественную литургию совершил Высокопреосвященный Николай, Архиепископ Владимирский и Суздальский, в сослужении Преосвященного Александра, Епископа Вологодского и Тотемского, Преосвященного Евгения, Епископа Муромского, о. эконома Архиерейского Дома, архимандрита Владимира, Наместника Боголюбова монастыря, о. Кафедрального протоиерея П.П. Евгенова, члена консистории, прот. А.В. Беляева и иеромонахов обители, при пении Архиерейского хора под управлением регента А.Е. Ставровского. По окончании литургии, пред Боголюбской иконой Пресвятой Богоматери совершен был молебен, на который вышли, кроме вышепоименованных лиц, о. Ректор семинарии протоиерей П.П. Борисовский, прот. П.П. Спасский, прот. В.В. Косаткин, прот. В.Г. Боголюбов, прот. М.А. Сперанский и другие священники, приглашенные на праздник. В конце молебна возглашено было обычное многолетие.
В этом году праздник обители получил некоторое особое значение в виду того, что бывший настоятель ее, Преосвященный Епископ Александр, принял в этот день участие в богослужении обители уже в последний раз, за назначением его на самостоятельную кафедру Епископа Вологодского и Тотемского, и в виду предстоящего в скором времени отъезда его к новому месту службы.
По окончании молебна Преосвященный Епископ Александр вышел из алтаря царскими дверями в Архиерейской мантии и, опираясь на Архиерейский жезл, обратился с амвона к присутствующим с прощальною речью. Владыка напомнил, что ему суждено было 7 ½ лет жить и служить в гор. Владимире и Боголюбской обители, славных своими святынями и древностями, для поклонения которым стекаются толпы богомольцев с разных концов нашего православного отечества. За это довольно продолжительное время Архипастырь успел уже не только ознакомиться, но и сродниться душою с этими, столь дорогими ему местами и святынями. Успел он также освоиться и сблизиться и с духовенством гор. Владимира, с ближайшими своими сотрудниками по службе и с братией Боголюбовской обители; поэтому душа его исполнена невольной грусти при мысли о предстоящей скорой разлуке его с этими святынями, лицами и местами. Изволением Высшей Власти отныне он призывается к новому высшему и более ответственному служению. В виду скорого отправления в Богом данную ему Вологду, Владыка выразил благодарность всем лицам, оказавшим ему за время службы во Владимире и в Боголюбовской обители те или иные услуги. Свидетельствовал Архипастырь совестью своею, что намеренно в душе своей зла ни к кому не питал, но и в его деятельности могли быть, и были, по естественной и общей всем немощи человеческой, ошибки и погрешности, вольные и невольные, зависящие от неведения или забвения. Владыка просил простить ему эти ошибки, — и с этой просьбой он обратился к Высокопреосвященнейшему Архипастырю Владимирскому Николаю, к Преосвященнейшему Евгению, братии Боголюбовской обители, представителям Владимирского духовенства и народу. В обращении к Высокопреосвященнейшему Архипастырю Владимирскому Преосвященный Александр благодарил Его Высокопреосвященство и за те мудрые и высокополезные советы и указания, какими от него пользовался за все время сотрудничества по управлению Владимирской паствой. Испросив у присутствующих молитв ко Господу о благопоспешении ему на новом месте службы, — да подаст ему Господь Бог силу и премудрость право править слово истины и спасения среди врученной ему Вологодской паствы, — отъезжающий святитель закончил свою речь христианским благожеланием всем присутствующим и Архипастырским благословением.
На речь Преосвященного Александра первый ответил Высокопреосвященный Николай. По его мнению, только крайним христианским смирением отъезжающего Владыки можно объяснить то обстоятельство, что ему угодно было устроить прощание с представителями Владимирского духовенства и паствы не в самом городе Владимире, а в Боголюбовской обители, находящейся в селении, — на благоустройство которой и на духовную пользу населяющей ее братии Его Преосвященством употреблено было очень много усердия и забот. Его Высокопреосвященство благодарил Преосвященнейшего Александра:
1) за его доброе и усердное сотрудничество по управлению Владимирской епархией, в духе братской любви, разумной служебной благопокорности и единомыслия; иногда, при чем лишь в самых редких случаях, существовало между ними и разномыслие по тем или иным вопросам в стадии их предварительного обсуждения; но и это клонилось лишь к более обстоятельному и всестороннему их рассмотрению и разработке и приводило Архипастырей к согласному и единодушному действованию на пользу паствы; 2) за истовое, благоговейное и благолепное богослужение; 3) за доброе, сердечное и сочувственное отношение к Владимирскому духовенству, при чем Высокопреосвященный Владыка выразил пожелание, чтобы и на новом месте службы духовенство являло Преосвященнейшему Александру такую же любовь и уважение, какие он сам оказывал Владимирскому духовенству. Свою речь Его Высокопреосвященство закончил пожеланием новоназначенному Архипастырю Вологодскому успеха на новом месте службы, во благо вверенной ему паствы, и возглашением ему многолетия. Хор певчих пропел трижды «многолетие».
Вслед за Владимирским Архипастырем, Преосвященному Александру выразили напутственные благопожелания — Преосвященный Епископ Муромский Евгений, о. Наместник Боголюбова монастыря и представители духовенства.
Прощание Преосвященнейшего Владыки Александра произвело на присутствующих глубокое впечатление, вызвав у многих слезы умиления. Толпа окружила отъезжающего Владыку и в последний раз принимала от него святительское благословение.
14 июня Преосвящ. Александр прощался с Владимирским Епархиальным училищным Советом, Председателем коего он был со времени назначения его викарием Владимирской епархии. 14 июня в 6 час. вечера состоялось заседание Совета, на котором Преосвящен. Александр доложил указ Св. Синода о назначении его епископом Вологодским и Тотемским, затем произведена была поверка местных сумм, находящихся в распоряжении Владимирского Епархиал. Училищного Совета, текущие школьные дела уже не обсуждались. Закрывши заседание, Преосвященный благодарил членов Совета за сотрудничество и внимательное отношение ко всем церковно-школьным вопросам и делам, проходившим через Совет, указал на то, что церковные школы переживают трудные времена, но церковно-школьные деятели нашли великое утешение и успокоение в словах Государя Императора, сказанных недавно членам Государственной Думы пред окончанием ее полномочий. После этого старейший член Владимирского Епархиального училищного Совета прот. В.В. Косаткин обратился к Преосвящ. Александру с речью от лица Совета. В этой речи о. протоиерей, с одной стороны, выразил удовольствие, что Преосвящ. Александр назначен на самостоятельную кафедру в Вологодскую епархию, известную многими местными угодниками и святынями, а с другой стороны, и сожаление, потому что в силу этого назначения Преосвященный оставляет председательство во Влад. Епарх. учил. Совете. Его председательство в Совете в течение 7 ½ лет оставляет самые лучшие воспоминания своим внимательным отношением к делу и корректностью к членам Совета. После о. прот. В.В. Косаткина благодарил Преосвящ. Александра Епархиальный Наблюдатель и делопроизводитель Совета за внимательное и любовное отношение к ним во всех их деловых и личных сношениях с Преосвященным. В заключение о. протоиерей В.В. Косаткин провозгласил многолетие Преосвященному и члены Совета пропели „Многая лета". Преосвященный, преподав благословение, сердечно простился с своими бывшими сотрудниками по церковно-школьному делу.
По получении такого известия, многие учреждения и лица заявили желание устроить Преосвященнейшему Александру торжественные проводы, но Владыка отклонил всякого рода проводы; желавшие принести ему поздравление и проститься с ним приходили для этого в его покои. Только по усиленному ходатайству духовенства кафедрального собора, с благословения Высокопреосвященнейшего Архипастыря, он согласился отслужить последнюю литургию в Кафедральном соборе 17 июня в воскресенье. Эта последняя литургия совершена Владыкой при участии соборного духовенства и о. миссионера священника Гр. Орфеева. По окончании литургии, когда Владыка вышел из алтаря в мантии, соборное духовенство со старостою стояло у амвона. Кафедральный протоиерей обратился к Его Преосвященству с следующею речью:
«Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко! Семь с половиною лет Вы разделяли труды нашего епархиального управления! Семь лет мы относились к Вам с теми или иными нуждами, семь лет сослужили Вам в сем вековом святилище, семь лет в сем храме мы молились с Вами едиными усты и единым сердцем пред соборною древнею святынею — Владимирскою иконою Божией Матери и при мощах благоверных князей Владимирских чудотворцев; семь лет — и за это время мы сроднились с. Вами, а потому и тяжело расставаться; тяжело расставаться еще и потому, что в течение всего этого времени мы видели от Вас один радушный прием, слышали слово любви и слово братского наставления. Особенно памятны и глубоко запечатлелись в нашей душе те беседы, когда Вы, рассуждая о наших нуждах, нередко переносились и переносили нас на размышление о том, что составляет единое на потребу, что составляет цель нашей жизни, что мы должны делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Тогда, когда Вы вели беседу о сем, из уст Ваших лилась пространная горячая речь, проникнутая твердою верою во вседействующий Промысл Божий. Хотелось бы еще и еще послушать от Вас таковыя речи, но настало время прощаться с Вами. Волею Божиею Вы вызываетесь на высшее служение, отзываетесь к самостоятельному управлению обширною епархией, отзываетесь быть светильником на свещнице Вологодской паствы. На прощание благоволите, Владыко святый, принять от нас смиренных служителей сего святого храма глубокую сыновнюю благодарность за все Ваше доброе; на память же о сем благознаменательном святилище благоволите принять св. икону благоверных князей, нетленно почивающих в нем своими мощами, принять как дар любви, принять и благословить нас на дальнейший жизненный путь».
По выслушании речи, Владыка положил земной поклон перед иконой и благоговейно облобызал ее. Затем, сдерживая слезы, Владыка обратился с горячо прочувствованной речью, в которой благодарил жителей г. Владимира, духовенство и в частности соборное за оказываемую любовь и сделанное приношение:
«По благословению Владимирских Архипастырей, - говорил Владыка, - я часто служил в сем величественном и святом соборе и служил всегда с любовию и охотою. Здесь, в сем святилище в молитве пред Владимирскою иконою Божией Матери и при мощах святых угодников я находил себе силы к прохождению своей службы, находил утешение и облегчение».
В заключение Владыка просил молитв и прощения у тех, кого чем обидел и сделал ко всем земной поклон. После того протодиакон возгласил Его Преосвященству, Преосвященнейшему Александру, Епископу Вологодскому и Тотемскому с богохранимой Его паствой многая лета, на что хор Архиерейских певчих ответил пением многолетия. По совершении всего Владыка приступил к благословению духовенства и всех собравшихся в соборе богомольцев. Не можем не отметить того, что речь Владыки вызвала у многих слезы, что народу собралось значительно много, не смотря на то, что об Архиерейском служении в тот день в соборе не было оповещено.
Вскоре по получении указа Св. Синода о назначении на Вологодскую кафедру, Преосвященный Александр был вызван в С.-Петербург, куда и выехал 19 июня 1912 г. В Петербурге он виделся между прочим и с своим предшественником по Вологодской кафедре Преосвящ. Никоном. Вернулся из Столицы Преосвященный 22 июня и пред окончательным отъездом из Владимира прощался с разными учреждениями и лицами, с коими ему приходилось быть в более или менее близком соприкосновении. Свой отъезд из Владимира он назначил на 27 июня. После вечернего богослужения в этот день в Крестовой церкви Владимирского Архиерейского Дома было совершено молебствие «в путь шествующим». Владыка усердно молился у раки с частицей мощей св. Благ. Вел. Князя Александра Невского. За молебном присутствовали Высокопреосвященный Николай, архиепископ Владимирский, Преосвященный Евгений, ныне епископ Юрьевский, назначенный первым викарием Владимирской епархии, — другие лица, пожелавшие помолиться вместе с отъезжающим. По окончании молебствия Высокопреосвящ. Николай сердечно простился с своим бывшим викарием: Владыки земно поклонились друг другу. За сим прощались и все бывшие в храме. Преосвящ. Александр был сильно растроган этим прощанием и прослезился.
В ночь на 28 июня Владыка отбыл с почтовым поездом на Нижний-Новгород, чтобы оттуда на пароходе проехать в г. Вятку, на место своей родины, повидаться до отъезда в Вологду с своими престарелыми родителями и другими родственниками.
Несмотря на поздний час проводить отъезжающего Владыку явились Высокопреосвящ. Николай, Преосвящ. Евгений, Владимирский Губернатор И. Н. Сазонов, Ректор семинарии, Епархиальный Наблюдатель и др. лица. В тесном кружке в мирной беседе провели несколько минут в ожидании поезда. Когда подошел поезд, все вышли на платформу, еще раз простились с отъезжающим и напутствовали его пением «ис полла эти деспота».
Это пение было искренним выражением тех добрых чувств, которые оставил по себе Преосвящ. Александр во Владимире у всех, кому приходилось иметь с ним служебные или личные сношения.
В Вологду Преосвященный предполагает прибыть около 10 июля.

Служение в Вологодской епархии епископ начал с объезда монастырей и приходов, останавливаясь во многих приходах и почти каждый день совершая богослужения.18 июня во время храмового праздника в Боголюбовском монастыре, которым управлял Преосвященный Евгений, он простился с духовенством епархии и монастырской братией.
С начала Первой мировой войны организовал благотворительную деятельность, по его инициативе всюду проходили приходские собрания, и большинство прихожан стали участвовать в делах благотворительности.
В 1917—1918 гг. епископ Александр участвовал во Всероссийском съезде представителей от монастырей, который проходил в стенах МДА под председательством архиепископа Тихона, и в Поместном Соборе РПЦ.
В 1921 году был вынужден уйти за штат.
В 1923 г. владыка Александр был арестован, обвинён «в связи с монашеством и агитации» и осужден на шесть месяцев принудительных работ в концлагере. До 1927 находился в ссылке.
Поддержал Декларацию Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927 года.
Получил назначение в Симбирск, а затем был переведен на Симферопольскую и в 1928 г. Крымскую кафедру.
В августе 1928 года владыка Александр был возведен в сан архиепископа и назначен на Самарскую кафедру.
Епархия не имела правящего архиерея с 1924 года, в городе у православных был лишь один храм, а остальные принадлежали обновленцам. Много ездил по епархии, проповедовал крестьянам, устраивал крестные ходы, рукополагал священников из диаконов и грамотных крестьян. В результате в Самарской губернии православных приходов стало больше, чем обновленческих. Поддерживал возвращавшееся из ссылок и тюрем духовенство, помогая им зарегистрироваться и получить разрешение на службу, помогал монахиням из закрытого Серафимо-Дивеевского монастыря, проводил тайные монашеские постриги. Был прост, скромен и милосерден, часто раздавал свои вещи неимущим вернувшимся из заключения священникам, помогал семьям репрессированных.
В 1933 году Александр вместе с 10 священнослужителями и мирянами Самары был арестован, против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в антисоветской деятельности. Власти обвинили его в том, что он являлся «руководителем контрреволюционной группы церковников… Неоднократно руководил нелегальными сборищами в своем доме… на которых давал антисоветские установки. Вел проповедническую работу в антисоветском духе, обрабатывал религиозных фанатиков для принятия ими сана попов. Вел антисоветскую агитацию среди крестьян, приезжавших к нему из деревни для подыскания попов». 29 октября 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трём годам ссылки на Урал в Екатеринбургскую область.
В феврале-июле 1935 года — архиепископ Пугачёвский.
Вернувшись из ссылки в 1936 г., поселился в Ульяновске. В 1936 г. переехал в Самару, где служил по благословению правящего архиерея в Петропавловском храме.
30 ноября 1937 года был арестован вместе с 26 священнослужителями и мирянами. Был обвинён в том, что «объединил в Куйбышеве всех безместных попов, главным образом прибывших из ссылок. Этим попам создавал авторитет среди верующих… „страдальцев за веру“, что использовалось для антисоветской повстанческой и контрреволюционной фашистской агитации. Сам лично вел погромно-повстанческую агитацию…» Виновным себя не признал.
21 декабря 1937 г. тройкой УН-КВД по Куйбышевской области архиепископ Александр был приговорен к расстрелу. Расстрелян 14 января 1938 г. вместе с 12 священниками Куйбышевской епархии, похоронен в общей могиле в Куйбышеве.

В 2000 г. Архиерейским Собором РПЦ архиепископ Александр (Трапицын) канонизирован и причислен к лику святых (память 1 января). Вместе с ним канонизированы проходившие по его делу и не признавшие своей вины священники: Иван Иосифович Сульдин (1880—1938), Иван Васильевич Смирнов (1873—1938), Александр Александрович Органов (1873—1938), Трофим Григорьевич Мячин (1888—1938), Александр Петрович Иванов (1866—1938), Вячеслав Александрович Инфантов (1883—1938), Василий Иванович Витевский (1873—1938), Яков Иванович Алферов (1878—1938).
Архиепископ Александр был известен также как духовный писатель.


Священномученик Алекса́ндр (Трапицын), Самарский, архиепископ

Дни памяти:
4 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
14 января
12 августа – Собор Самарских святых
18 ноября – Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.

Юрьев-Польское викариатство

Юрьевское викариатство Владимирской епархии учреждено 23 ноября 1907 года в связи с переводом епископа Муромского Александра (Трапицына).
Александр II (Трапицын) (23 ноября 1907 — 29 мая 1912)
Евгений (Мерцалов) (14 июня 1912 — 17 ноября 1919)
Борис (Соколов) (21 ноября — 9 декабря 1919)
Иерофей (Померанцев) (8 января — 3 июля 1920)
3 июля 1920 года епископ Юрьевский Иерофей (Померанцев) был переведён на Иваново-Вознесенскую епархию, после чего новые епископы перестали назначаться.
Возрождено в 1930 году. В управлении епископ Хрисогона (Ивановского) на 1935 год находились церковные приходы Гаврилово-Посадского, Юрьев-Польского, Кольчугинского, Киржачского, Александровского, Переславского и Нагорьевского районов Ивановской промышленной области.
Хрисогон (Ивановский) (13 января 1931 — 14 апреля 1932)
Павел (Чистяков) (14 апреля — 23 июня 1932)
Хрисогон (Ивановский) (23 июня 1932 — 26 августа 1935)
Александр (Торопов) (26 августа — 8 сентября 1935)
Хрисогон (Ивановский) (8 сентября 1935 — 8 февраля 1938)
После расстрела епископа Хрисогона 8 февраля 1938 года кафедра не замещалась.

Трапицын Василий Иванович

5-го декабря 1908 г. в Москве скончался от тяжкой болезни преподаватель Владимирского Епархиального женского училища Василий Иванович Трапицын. Покойному было 28 лет.
Трапицын Василий Иванович - сын священника Вятской епархии. По окончании образования в Вятской духовной семинарии и Московской духовной академии, Василий Иванович определен был на должность помощника инспектора в Архангельскую духовную семинарию.
В августе 1905 года, он перешел во Владимирское Епархиальное женское училище на уроки истории и географии во втором отделении.
Добрый, благородный, уравновешенный, чуткий к правде и несправедливости, горячо преданный своему делу, новый преподаватель скоро приобрел всеобщую любовь у сослуживцев и учениц. Прошел первый, самый трудный год для начинающего учителя. Колея пробита. Дело заинтересовывает все более и более. Душа горит желанием плодотворного труда и волнуется то скорбью, то радостью из-за судьбы родного училища. Надежды на реформу близятся к осуществлению. Незаметно прошел и второй год. Летом Василий Иванович устраивает семейный очаг. В начале нового учебного года пришел циркуляр о расширении учебных программ. Но не много пришлось Василию Ивановичу пожить семейною жизнью и совсем не пришлось быть в реформированном училище. Вскоре после свадьбы он занемог саркомой и должен был отправиться для излечения в Москву. Операция и рентгеновские лучи облегчили на время его болезнь. Он приехал во Владимир и хотел приступить к занятиям. Но только один день, 4-го сентября (еще до преобразования), и мог быть Василий Иванович в училище. После этого он опять слег и через несколько времени снова уехал в Москву. Саркома усиливалась, доставляя больному тяжкие страдания. На одре болезни Василий Иванович тосковал о любимом училище. Особенно грустно ему было в день училищного праздника, 21-го ноября, и на следующий день, когда он получил ответ на свою приветственную телеграмму от сослуживцев и учениц. При чтении этой телеграммы он горько заплакал. В это время он был уже близок к смерти. Убежденный христианин, он не преминул воспользоваться при своем тяжелом положении таинствами св. Церкви — исповедался, причастился св. тайн и соборовался. Кроме того, он в это время часто читал или слушал евангелие и любил говорить о загробной жизни. Перед кончиной страдания его уменьшились, и смерть подошла к нему незаметно.
Родственники покойного решили похоронить его в Боголюбове монастыре. В половине восьмого утра 8-го декабря на станцию „Владимир" собрались сослуживцы, ученицы и близкие покойного, чтобы отдать прощальный поклон его праху. Около девяти часов поезд с гробом прибыл на станцию «Боголюбово». Из монастыря вышло духовенство, и гроб был перенесен в монастырский собор. Литургию и отпевание совершал брат покойного, преосв. Александр, епископ Юрьевский. При погребении присутствовали кроме родственников покойного один из преподавателей училища, три воспитательницы и 13 воспитанниц трех старших классов второго отделения. Все училище, к сожалению, не могло принять участия в погребении, вследствие учебного времени. Во время отпевания присутствовавшим преподавателем произнесена была следующая надгробная речь:
„Незабвенный товарищ! Вдохновенный наставник! Стойкий ревнитель добра и правды! и редкий терпеливец-страдалец!
Тяжело примириться с мыслью, что ты в гробу. Смертельный недуг захватил и вырвал тебя из нашей среды в то время, когда ты полагал основание своему земному деланию и счастию. С какой энергией, с каким интересом намерен был ты приняться за свое любимое дело в этом третьем для тебя учебном году! Каким жизнерадостным, счастливым видели мы тебя прошлой весной! Но, увы! весна эта оказалась последней в твоей жизни. Подрезала тебя осень черная. Замолкла речь высокая. Подломилась сила благордно-гордая. Померк огонь одушевления в очах. Начались тяжелые, томительные дни. Ты страдал телом и душой. Ты скорбел о дорогом для тебя училище. Тебя беспокоила остановка дела и разлука с товарищами и ученицами. Но ты надеялся. Ты мечтал о восстановлении своих сил и о возвращении к нам. И мы ждали тебя. Ждали и надеялись увидеть тебя снова в своем кругу. Но вскоре пришлось увериться, что медицина бессильна против твоего недуга. Со скорбью услышали мы горькую весть, что ты испытываешь мучительные страдания и уже готовишься к переходу в вечность. Отрадою нам служило лишь то, что ты переносил свои страдания и встречал свою преждевременную смерть, как истинный христианин, и что даже среди этих страданий и среди попечений о вечности ты вспоминал нас. Твое приветствие в день торжественного училищного праздника до глубины души растрогало нас. Это была последняя, прощальная беседа твоя с нами. Скоро Господь призвал твою душу к себе, а мы встретили только уже твое бездыханное тело. Ты замер, затих вместе с природой.
Скромный труженик! Ты не захотел, чтобы мы выразили тебе свою любовь венками из увядающих цветов и холодного металла. Но мы сплетем тебе венки из неувядаемых воспоминаний о твоей благородной, светлой личности и из горячих молитв Господу Богу о упокоении твоей души!"
По окончании отпевания погребальная процессия двинулась к древнему Рождественскому храму, при чем воспитанницы училища несли гробовую крышку, крест, икону и свечи около гроба. С южной стороны Рождественского храма, близ места, где некогда лежало выброшенное тело св. благоверного князя Андрея Боголюбского, тело Василия Ивановича было предано земле. Согласно желанию покойного, никаких венков при его погребении не было.
Каждый год воспитанницы Владимирского Епархиального женского училища, окончившие курс, ездят на поклонение святыне в Боголюбов монастырь. Бывают и на месте, где лежало тело убитого св. князя. Теперь они будут останавливаться здесь еще над одним местом, над могилой безвременно умершего преподавателя, отдавшего Епархиальному училищу свои силы и горячо принимавшего к сердцу все его интересы. И будет каждой выпуск, каждое поколение испрашивать ему у Бога вечную память. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 2-й. 1908).
Епископы Муромские
Категория: Муром | Добавил: Николай (18.07.2018)
Просмотров: 1296 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru