- Галич. Стоянка 1 (Стоянка 1 на р. Средней), неолит. 0.5 км. к северо-востоку от северо-восточной окраины города. Мысовидный выступ первой надпойменной террасы правого берега р. Средняя, впадающей с востока в оз. Галичское. Обследована в 1981 г. Ю.Н. Урбаном. Размеры 70х55 м., высота над рекой до 4 м. Керамкиа лепная, с ямочно-гребенчатой орнаментацией. Найдены также кремневые отщепы.
- Галич. Стоянка 2 (Стоянка 2 на р. Средней), неолит. Ок. 0.5 км. к северо-востоку от северо-восточной окраины города, левый берег р. Средняя, впадающей с востока в оз. Галтчское, напротив стоянки 1.Обследован в 1981 г. Ю.Н. Урбаном. Размеры ок. 70х40 м., высота над рекой до 5 м. Найдены кремневые скребок на отщепе, отщепы.
- Галич. Стоянка 3 (близ зап. Окраины г. Галич), неолит. 1 км. к западу от западной окраины города, первая терраса южного берега оз. Галичское, 0.3 км. от совр. Кромки берега. Обследована в 1978 г. Ю.Н. Урбаном. Размеры ок. 80х70 м., высота над заболоченной поймой 2 м. Найдены кремневые отщепы неолитического облика.
- Галич. Городище 1, р.ж.в. Северо-восточная часть совр. города, 0.15 км. к юго-западу от урочища Шемякина гора, где располагается городище 3, или Верхнее городище, мыс юго-восточного коренного берега оз. Галичское между двумя сходящимися оврагами. Обследовано в 1981 г. Ю.Н. Урбаном. Площадка подтреугольная в плане, размеры ее 57х15-47 м., высота над оз. более 50 м., с напольной восточной стороны – сильно оплывший вал высотой до 1 м., шириной в основании до 8 м. и следы рва перед ним. Перепад высот площадки от вала к стрелке мыса составляет 4 м. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности (преобладает) и гладкостенная.
В пользу мерянской принадлежности раннесредневекового населения Костромского края приводятся данные об определенном сходстве материальной культуры Костромского Поволжья и основных мерянских земель, образованные в XII-XIII вв. на левом и правом берегах Волгисвоеобразной группы так называемых «костромских курганов», в комплексе украшений и погребальном обряде которых явственно прослеживаются мерянские черты, некоторые свидетельства гидронимии (в т.ч. повторяемость названий рр. Векса, вытекающих, с одной стороны, из оз. Неро и Плещеево в центральном районе расселения мери, а с другой – из оз. Галичское, Чухломское, Кашинское и Горинское в Костромском крае), летописное наименование города Галич – Галич Мерьский, т.е. расположенный в земле мери, некоторые данные письменных источников XVI-XVIII вв. Предполагается, что восточная граница мерянских земель в Костромском Поволжье проходила по р. Унжа, где меря соседила с древнемарийскими землями в Поветлужье. На севере меря занимала территорию вплоть до Чухломского оз., за которой шли малообжитые земли пограничья с другой финно-угорской племенной группировкой – белоозерской весью. XII-XIII вв., называемое также древнерусским или домонгольским временем, были важным периодом в истории Костромского края. На этот период падает массовое освоение Костромского края древнерусским населением, которое привело к включению края в состав крупнейшего в Северо-Восточной Руси Владимиро-Суздальского княжества. Заселение края славянами способствовало распространению здесь пашенного земледелия с двузубой сохой в качестве основного пахотного орудия, значительным сдвигам в развитии ремесла и различных промыслов (охота, рыболовство, солеварение и др.), ускорению процесса отделения ремесла от сельского х-ва, развитию торговых и иных связей с различными областями Руси, быстрому распространению и упрочнению феодальных отношений, государственности, появлению первых городов как особой формы поселений. Костромское Поволжье прочно вошло в состав Руси, став неотъемлемой ее частью.
Древнерусские селища зафиксированы более чем в 40 пунктах. Площадь их, по данным разведок, колеблется от 1000 до 32 000 кв. м. Большинство таких памятников невелики по размерам, соответствуют починкам в один-два двора или малодворным деревням: ок. половины селищ имеют площадь до 0.5 га., ок. 25% - от 0.5 га., менее 25% - от 1 до 3.2 га. Средние размеры селищ, выявленных в западной части современной обл., в Костромском, Буйском, Красносельском р-ах, не превышают 0.4-0.5 га. Наиболее крпуные селища, имеющие среднюю площадь ок. 1 га., располагаются на берегах оз. Галичское и Чухломское, а также на р. Унжа. Древнерусские слои некоторых селищ подстилаются напластованиями раннего средневековья. Это может свидетельствовать о том, что русские поселенцы нередко селились там же, где и местное население, возможно совместно с ним. См. Мерянская культура.
- Галич. Курганный могильник, XII-XIII вв. Неподалеку от города, близ Галичского оз. в 1902 г. Апухтиным раскапывались курганы с трупоположениями. Находки характерны для костромских курганов.
ГАЛИЧ МЕРЬСКИЙ
Галич был основан как укреплённый пункт во 2-й пол. XII в., во время княжения князя Юрия Долгорукого, который в то время укреплял границы Ростово-Суздальского княжества; в качестве даты основания обычно упоминается 1159 г. В это время Галич был призван играть роль форпоста Северо-Восточной Руси в освоении Севера и Вятской земли.
В русских летописях Галич впервые упоминается в 1238 г., когда на Русь приходили татары, которые «всё по Волге пленили и даже до Галича Мерьского».
ГАЛИЦКО-ДМИТРОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО
1247-1310 гг.
В 1247 г. великий князь Владимирский Святослав III Всеволодович выделил своими племянникам, сыновьям великого князя Ярослава II, княжества в уделы. Одному из них, Константину, досталось Галицко-Дмитровское княжество. В состав владений княжества, занимавшего сравнительно небольшую территорию, входили бассейн Галичского озера с центром в Галиче Мерьском, до этого принадлежавшего Владимирскому великому княжеству, и город Дмитров с волостями, первоначально входившие в состав Переяславского (Залесского) княжества.
1. Константин Ярославич - первый удельный галицкий князь (Галича Костромского) 1247 - 1255 гг.
Сын великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, брат Александра Невского. В 1243 г. Ярослав послал Константина в Монголию к великому хану, откуда он вернулся только через два года. После смерти Ярослава Константину достались Галич и Дмитров. Умер в 1255 г.
Можно предполагать, что город, как и, возможно, предшествовавший ему неукрепленный поселок, был первоначально опорным пунктом русской колонизации местного финно-угорского населения, с чем связано и второе его название «Мерьский», т.е. расположенный в земле племени меря, контролировал пути на Заволочья и по Сухоне и Вычегде в Приуралье.
Схема расположения оборонительных сооружений древнего Галича
- Городище 2 (Нижнее) расположено в северо-восточной части современного города, на юго-восточном берегу оз. Галичское. Вместе с городищем 3 оно называется местными жителями «Балчуг». Площадка городища в плане имеет форму неправильной трапеции, вытянута с северо-запада на юго-восток, почти перпендикулярно берегу, длина ее 280 м., наибольшая ширина достигает 180 м. Северо-западная пол. Площадка, примыкавшая к оз., почти горизонтальна, затем площадка очень круто (под углом почти 25 гр.) поднимается между двух оврагов на коренной берег озерной котловины до высоты 60 м. над уровнем оз., в верхней трети опять почти горизонтальна. С трех сторон площадка окружена валами. Не исключена возможность, что вал был и на северо-западной стороне, вдоль берега оз, однако следы его здесь не сохранились. На прибрежной равнинной части валы насыпаны на ровном месте, имеют высоту до 2 м., на возвышенной части площадки они идут по краю оврагов, на валообразных возвышениях их берегов, и вместе с этими возвышениями достигают высоту 2.5-3.0 м. С напольной юго-восточной стороны боковые валы соединены коротким, но мощным валом, высота которого относительно вырытого между верховьями оврагов рва достигает 7 м. Форма площадки и характер ее укреплений во многом определены рельефом местности, что характерно для русского оборонительного зодчества XII-XIII вв. П.А. Раппортом на городище исследовано шурфами ок. 20 кв. м., прорезаны валы. Находки гончарной керамики позволяют датировать городище XII-XV вв. Прорезка вала в приозерной части площадки показала, что он был насыпан на культурном слое с керамикой XI-XII вв. Это позволяет предполагать, что до возникновения города здесь имел место русский поселок, который уже существовал в XI – нач. XII вв. В верхней части площадки валы насыпаны из красной глины с прослойками и пятнами гумуса, непосредственно на погребенной почве без культурных остатков. Вполне очевидно, что Нижнее городище со времени возникновения города до кон. XIV – нач. XVвв.
В окрестностях города находились соляные варницы, что способствовало экономическому росту Галича, быстро ставшего крупным торгово-ремесленным центром на Севере Руси.
Во второй пол. XIII - XV вв. Галичскому княжеству принадлежали обширные земли в бассейнах Галичского и Чухломского озёр, по левобережью Волги, реке Костроме и её притокам, по среднему течению рек Унжи и Ветлуги. Среди населённых пунктов того времени известны Чухлома и Соль Галицкая, которые были достаточно богаты и густо заселены. Сам Галич того времени был один из центров обороны русских земель.
Давыд Константинович - удельный князь Галицко-Дмитровского княжества 1255 - 1280 гг.
Сын Константина Ярославича, первого князя Галицко-Дмитровского княжества. Внук великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича.
После смерти Константина Ярославича в 1255 г. ему достались Галич и Дмитров. Давыд был последним известным князем Галицко-Дмитровского княжества.
C 1276 г. был женат на старшей дочери князя Ярославского Фëдора Ростиславича Чëрного.
Умер в 1280 г. в летописях об этом сообщается - умер «князь Давыдъ Костянтиновичь, внукъ Ярославль, Галичскыи и Дмитровьскыи».
В 1280 г. князем Галицко-Дмитровским стал его брат Василий Константинович.
Василий Константинович - удельный князь Галицко-Дмитровского княжества 1280 - 1310 гг.
Сын Константина Ярославича, первого князя Галицко-Дмитровского княжества. Внук великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича.
После смерти Давыда в 1280 г. князем Галицко-Дмитровским стал Василий Константинович.
Княжил до своей смерти в 1310 г.
После него Галицкое княжество досталось сыну Давыда Константиновича - Фёдору Давыдовичу (?-до 1335).
ГАЛИЦКОЕ КНЯЖЕСТВО 1310-1450 гг.
Фёдор Давыдович - удельный князь Галицкого княжества 1310 - 1335 гг.
В 1310-х гг. Галицко-Дмитровское княжество распалось на 2 части. Собственно Галицкое княжество досталось Фёдору Давыдовичу, а Дмитровское княжество - Борису Давыдовичу (?-1334 гг.). При Владимирском князе Михаиле Ярославиче (в 1304—1318 гг. князь Владимирский) Дмитровское и Галицкое княжества по предположению В. А. Кучкина находились в некоторой зависимости от Владимирского княжества. В нач. XIV в. Галич и Галичский удел были «прикуплены» Иваном Калитой (1331 - 1340 гг.) и отошли к Московскому княжеству. Галич стал в составе «купель» Ивана Калиты. Галичские князья продолжали управлять княжеством, но потеряли свою независимость.
Иван Фёдорович - удельный князь Галицкого княжества 1335 - 1360 гг.
СОЛИГАЛИЧ (СОЛЬ ГАЛИЧСКАЯ, СОЛЬ у ГАЛИЧА)
Солигалич возник на правом берегу р. Кострома при соляных варницах, в которых соль получали из рассола, добываемого в колодцах. Время начала солеварения здесь неизвестно, функционировал этот промысел до 1823 г.
В 1332-1335 гг. был основан Воскресенский, «что у Соли Галичской», монастырь (г. Солигалич). В 1660 г. была построена Воскресенская ц., в 1668 г. Рождественский собор, церковь Николы в в 1688 г., церковь Богоявления в 1681 г. Сохранились земляные валы и рвы крепости, построенные в соответствии с требованиями военно-инженергого искусства XV-XVI вв. Крепость имеет в плане форму квадрата, периметр ее составляет ок. 405 м. Высота валов достигает 4 м. С трех сторон (северной, восточной и южной) перед валами был ров, современная глубина которого достигает 4 м. С западной стороны вал примыкал к береговому откосу, и рва перед ним не было. Письменные источники сообщают, что по валу была построена деревянная стена с восьмью башнями, две из которых имели ворота и были проездными. Территория крепости в настоящее время частично застроена.
***
Дмитрий Иванович (Борисович) - удельный князь Галицкого княжества 1360 - 1363 гг. В 1360 г. в Галиче с помощью Орды князем становится Дмитрий Борисович. Часто его отчество считают ошибкой летописцев, а правильным - Иванович. Однако по версии В. А. Кучкина это был именно князь дмитровский: один из его внуков владел вотчиной в Дмитрове. Эти факты могут иллюстрировать, что связь Дмитрова и Галича сохранялась и после распада единого княжества. То, почему Дмитрий Борисович оказался на галичском столе объясняется Кучкиным тем, что потерявшая власть над Владимиром Москва в 1360 г. расширила свои владения за счёт Дмитрова, а последовавшая за этим попытка Орды перераспределением ярлыков на княжение ослабить влияние Москвы в том числе нашла для бывшего дмитровского князя новые владения.
1363 - 1389 гг. - в составе Московского великого княжества. Князь Дмитрий Иванович Донской. 1362-1389 гг. - великий князь владимирский и московский.
Ок. 1363 г. великий князь Дмитрий Донской, рассматривавший Галич как «куплю» Ивана I Калиты, согнал с него внука Фёдора, князя Дмитрия Ивановича, и послал в княжество своих наместников, фактически присоединив его к московским владениям. Город непосредственно подчинялся великому князю, и Дмитрий Донской распоряжался в Галиче, как в своей вотчине. Так, в 1378 г. митрополита Пимена, отвергнутого великим князем, отправили на заточение в Галич, а затем в Чухлому.
В 1372—1389 гг. в Дмитрове и Галиче княжил Владимир Андреевич Храбрый.
В 1389 г. между ним и Дмитрием Донским возникли разногласия, поскольку тот отнял у Владимира эти земли. Вопрос был решён мирным путём уже в марте, а в мае Дмитрий умер.
По духовному завещанию Дмитрия Донского в 1389 г. Галицкое княжество было снова выделено и досталось вместе с городами Звенигород
и Руза его сыну Юрию Дмитриевичу. Юрий Дмитриевич Звенигородский - князь Галич-Мерьского княжества 1389 - 1433 гг., князь Звенигородского удельного княжества 1389 - 1421 гг., 9-й Великий князь Московский 25 апреля 1433 г. - не позднее 28 сентября 1433 г. и 31 марта 1434 г.— 5 июня 1434 г.
В кон. XIV или нач. XV в.в связи с обострившимися отношениями с Волжской Болгарией и ее преемником – Казанским ханством в городе была построена новая, более мощная крепость (Городище 3, или Верх).
Схема расположения оборонительных сооружений древнего Галича
- Городище 3 (Верх) расположено в северо-восточной части совр. города, на юго-восточном коренном берегу котловины оз. Галичское, в урочище Шемякина гора, к юго-востоку от городища 2, непосредственно за его напольным валом и рвом, между двумя глубокими оврагами. Площадка его имеет в плане форму неправильного пятиугольника, вытянута с северо-запада на юго-восток, относительно ровная, с небольшим повышением к востоку северо-востоку, размеры ее 130х60 м. С северной и, отчасти, южной сторон площадка ограничена крутыми склонами оврагов, напольная юго-восточная и восточная часть ее южной стороны защищены валом высотой до 4 м. и рвом перед ним. На концах валов и в месте их поворота имеются округлые расширения – места расположения башен, которых было не менее трех. С внешней стороны рва сохранились остатки второго вала высотой до 2.5 м. Напольные укрепления городища 2 защищали одновременно и северо-западную сторону городища 3. Это может свидетельствовать, что какое-то время обе крепости функционировали одновременно. Верхнее городище исследовалось В.Н. Глазовым в 1909 г., П.А. Раппопортом – в 1957 г. По керамике городище датируется в основном XIV-XV вв. В.Н. Глазов также отмечал, что все найденные в его раскопе вещи относятся к XIV-XV вв., «если даже не позднее». Прорезка одного из валов показала, что его основу составляли деревянные срубные конструкции. По свеому характеру Верхнее городище является типичным памятником военного зодчества XIV-XV вв. Во время развязанной Юрием Дмитриевичем и его сыновьями междоусобной войны в Московском кн-ве Галич стал важнейшим оплотом мятежных князей, выступавших против вел. Кн. Московского Василия Васильевича, прозванного Темным.
В 1398 г. во время войны Новгорода с великим князем Василием Дмитриевичем новгородцы захватили Великий Устюг и опустошили окрестности Галича. В 1408 г. до Галича доходили отряды Едигея. В декабре 1428 г. к Галичу «приходиша Татаровя безвестно и стоя» (они простояли у стен города месяц, но взять его не смогли).
Дмитрий Юрьевич Шемяка. - 1433 – 1447 гг., 1445 г. и 1446-1447 гг. – князь Московский.
По замечанию А.А. Зимина, «старшие сыновья Юрия Дмитриевича, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, возможно, уже к 1425 г. стремились к самоутверждению». Историк также отмечает, что «конфликт их с отцом, обострившийся позднее, вызревал уже к 1427/1428 г.»
Между летом 1432 г. и 25 апреля 1433 г. Юрий Дмитриевич составил духовную грамоту, по которой завещал «детем своим, Василью, Дмитрею, и Дмитрею Меньшему, вотчину свою, в Москве свои жребеи» «на трое». Кроме того, князю Дмитрию была завещана Руза «с волостми, и с тамгою, и с мыты, и з бортью, и с селы, и со всеми пошлинами», а также третья часть Дмитрова «и с Московскими волостьми», часть Дмитровских волостей, третья часть Вятки и ряд других владений и доходов. Юрий Дмитриевич благословил Дмитрия Шемяку «икона Спас окована» и завещал ему «пояс золот на черпьчати ремени».
8 февраля 1433 г. в Москве состоялась свадьба Василия Васильевича с Марией Ярославной. На свадьбу прибыл князь Дмитрий вместе с братом Василием (Юрий Дмитриевич Звенигородский и Дмитрий Красный отсутствовали). Во время празднования Захарий Кошкин (по другой версии - Пётр Добрынский) «узнал» драгоценный пояс на Василии Юрьевиче: пояс якобы был украден у великого князя Дмитрия Донского во время его свадьбы с Евдокией Дмитриевной и в дальнейшем попал к Василию Косому. Присутствовавшая на торжестве Софья Витовтовна сорвала пояс с Василия Юрьевича.
Как отмечает К.П. Ковалёв-Случевский, «не только „срывание пояса“, но даже простой намёк на то, что кто-то из Юрьевичей его украл или просто присвоил, означал сильнейшее оскорбление». Дмитрий и Василий Юрьевичи, «роззлобившися», покинули свадьбу, направившись к отцу в Галич. По дороге они «розграбиша» казну ярославских князей, являвшихся сторонниками Василия Васильевича. Князья Дмитрий и Василий Юрьевичи, прибыв в город, увидели, что Юрий Дмитриевич «собрався со всеми людьми своими, хотя итти» на Василия Васильевича и выступили весной 1433 г. в поход вместе с отцом. 25 апреля 1433 г. в сражении у берегов реки Клязьмы в 20 верстах от Москвы объединённая дружина Юрия Дмитриевича, Дмитрия Шемяки и Василия Косого наголову разбила войска Василия II, после чего Юрий Дмитриевич вступил в Москву и взошёл на великокняжеский престол. По указанию великого князя Юрия Дмитрий Шемяка и Василий Косой выступили вдогонку за Василием Васильевичем, который бежал в Тверь, а затем в Кострому, где Юрьевичи настигли его. Прибывший затем Юрий Дмитриевич «взя его» и в дальнейшем, «смирился» с ним, дав Василию в удел Коломну. Это решение Юрия Дмитриевича привело к тому, что «мнози бояре и слуги, разъяришася о сем, и не любо им бысть сие всем». Кроме того, согласно Ермолинской летописи, составленной не ранее 1481 г., «москвичи же вси, князи, и бояре, и воеводы, и дети боярьскые, и дворяне, от мала и до велика, вси поехали на Коломну к великому князю, не повыкли бо служити уделным князем». Мир с Василием Васильевичем и передача ему Коломны состоялись благодаря заступничеству фаворита Юрия Дмитриевича - боярина Семёна Фёдоровича Морозова. По всей видимости, между ним и братьями Василием и Дмитрием Юрьевичами произошла ссора, в результате которой Морозов был убит Юрьевичами «в набережных сенех» Кремлёвского дворца, после чего князья Василий и Дмитрий, «въструбивше», покинули Москву, опасаясь расплаты со стороны отца, и отъехали в Кострому.
В сложившихся условиях Юрий Дмитриевич принял решение покинуть Москву и передать великое княжение Василию Васильевичу. Между дядей и племянником не позднее 28 сентября 1433 г. было заключено докончание, согласно которому Юрий Дмитриевич Звенигородский обязывался: «А детеи ми своих болших, князя Василья да князя Дмитрея, не приимати, и до своего жывота, ни моему сыну меншому, князю Дмитрею, не приимати их. А тобе их также не приимати», такое же обязательство давал Василий Васильевич.
Сразу же после заключения докончания с Юрием Дмитриевичем Василий II направил войско под командованием князя Юрия Патрикеевича против Василия и Дмитрия Юрьевичей, находившихся в Костроме. К Юрьевичам также прибыли галичане и вятчане. 28 сентября 1433 г. в битве на реке Куси войска Василия Косого и Дмитрия Шемяки разбили воинство Василия II и взяли в плен Юрия Патрикеевича. После победы Юрьевичи отправили Юрию Дмитриевичу приглашение вернуться на великое княжение. Однако Юрий, соблюдая условия докончания с Василием Васильевичем, категорически отказался. Как указывает А. А. Зимин, «вероятно, именно поэтому Юрьевичи не закрепили свой успех. Дальнейшая кампания против Василия II теряла для них всякий смысл, и они вернулись на Кострому. Как только „Волга стала“ (замёрзла), они пошли к „Турдеевым“ оврагам».
Зимой 1433/1434 г. Василий II выступил в карательный поход против находившегося в Галиче Юрия Дмитриевича, которого, как отмечает А. А. Зимин, «очевидно, считал закулисным организатором поражения московских войск». Юрий Дмитриевич Звенигородский направился на Белоозеро, а князья Василий и Дмитрий заняли оборону в Галиче. Василий II сжёг и разграбил посад и окрестности Галича, захватил многочисленный «полон», но взять крепость не смог и вернулся в Москву. В Галич прибыл Юрий Дмитриевич, и в начале весны 1434 г. объединённые силы Юрия Дмитриевича, его детей и вятчан выступили в поход на Москву. А.А. Зимин указывает, что князем Юрием и его сыновьями в ходе военных действий 1433/1434 г. были взяты Белоозеро с волостями, являвшиеся вотчиной союзного Василию II князя Михаила Андреевича, «захвачено было несколько „Можаискых волостей и отъездных мест“, а также полон».
До 31 августа 1442 г. было составлено докончание Дмитрия Юрьевича с великим князем Василием, по которому князь Дмитрий признавал переход владений Василия Косого (Дмитрова, Звенигорода и Вятки) к Василию II, сохранял за собой Галич, Рузу, Вышгород, Углич и Ржеву. Докончание предписывало Дмитрию Юрьевичу впредь ходить в походы совместно с великим князем или присылать своих воевод по его распоряжению, запрещало князю Дмитрию самостоятельные сношения с Ордой, предписывало Дмитрию Юрьевичу вернуть Василию II «проторы» и деньги в «ордынский выход», которые князь Дмитрий «недодал» в период мирных отношений с Василием II. Докончание содержало также клаузулу о совместном суде и упоминало о посылке Василием II «киличеев» к противникам Улу-Мухаммеда Кичи-Мухаммеду и Сеид-Ахмеду.
Дмитрий Юрьевич «привед вси епископы на Углечь», где состоялась церемония примирения между ним и Василием Тёмным. Василий, рыдая, «смиряясь и во всем вину сам на ся возлогая», в том числе, заявил: «И не сие мне пострадати было грех моих ради и безаконий многих, и преступлений во крестном целовании и пред вами, старейшею братию и пред всем православным християнством, егоже изгубих и ещё изгубити хотел есм до конца. Достоин есм был главныя казни, но ты, государь мой, показал еси на мне милосердие свое, не погубил еси мене со безаконии моими, но да покаюся зол моих». Великий князь Дмитрий принял покаяние Василия Тёмного, «укрепив» Василия «крестным целованием и проклятыми грамотами» (а также, согласно Ермолинской летописи, «и всех владык поруками»). Был устроен пир, на котором присутствовали «вси епископы земли Русския, и бояре многи, и дети боярские», Дмитрий «дары многи подавал» Василию, Марии Ярославне и княжичам. 15 сентября 1446 г. Дмитрий Юрьевич выпустил Василия Васильевича с женой и детьми «из поимания» и пожаловал ему в удел Вологду.
В Вологду к Василию Тёмному начали стекаться его сторонники. Среди других прибыл посланный Борисом Александровичем Тверским кашинский наместник князь Фёдор Шуйский, который передал Василию приглашение великого князя Бориса выехать в Тверь. Вскоре, намереваясь, очевидно, отправиться в Тверь (по Шексне на Волгу), Василий прибыл в Кириллов монастырь. Здесь игумен монастыря Трифон «освободил» Василия Тёмного от крестного целования великому князю Дмитрию, заявив: «тот грех на мне и на моей братьи главах, что еси целовал князю Дмитрею и крепость давал» («буди тот грех на нас, еже еси целовал неволею»). Интересно отметить, что московские летописи умалчивают о «проклятых грамотах» и крестном целовании Василия Тёмного, об их нарушении Василием и, соответственно, о действиях игумена Трифона.
Из монастыря Василий направился в Тверь, где между ним и Борисом Александровичем была достигнута договорённость о совместной борьбе с Дмитрием Юрьевичем. В Тверь продолжали прибывать сторонники Василия Тёмного из числа московских служилых людей из великокняжеского двора, «князей и бояр». Из Литвы выступили на Русь силы князя Василия Ярославича, Ивана Васильевича Стриги Оболенского, князей Ряполовских, Фёдора Васильевича Басёнка, соединившись в Ельне с отрядами татарских царевичей Якуба и Касыма.
Выдвинувшись к Твери с целью не допустить объединения Василия Ярославича с Василием Тёмным, войска Дмитрия Юрьевича и Ивана Андреевича остановились в Волоколамске, где провели весь Рождественский пост (15 ноября - 25 декабря 1446 г.). Существует также летописное сообщение, что Дмитрий Юрьевич и князь Иван «выехаша за Волгу в Галич, и на Кострому, и на Вологду, и стоаху противу себе о реце о Волге». Новгородцы, находившиеся в договорных отношениях с великим князем Дмитрием, не приняли участия в его противоборстве с Василием Васильевичем.
На Волоколамск к Дмитрию Юрьевичу прибыл посол Бориса Тверского с требованием в недельный срок уйти в свою отчину, в противном случае Борис Александрович грозил выступить против него совместно с Василием II. Началось бегство служилых людей в Тверь, в результате в войсках Дмитрия Шемяки и Ивана Можайского остались только галичане и можаичи.
В ночь на Рождество 25 декабря 1446 г. («в самую завтреню») посланный Борисом Александровичем и Василием II «изгоном» «в мале 90 или во 100 человек» отряд, совершив глубокий рейд в тыл противника, подошёл к Никольским воротам Москвы. Воспользовавшись отсутствием в Москве крупных вооруженных сил и тем, что ворота были открыты в связи с проездом через них княгини Ульяны (вдовы князя Василия Владимировича), отряд вошёл в столицу. Наместнику великого князя Дмитрия удалось бежать «от Пречистые от завтрени», горожане были приведены к присяге Василию Васильевич.
Одновременно с посылкой отряда для захвата Москвы, Борис Александрович и Василий Тёмный двинулись из Твери к Волоколамску. Получив известие о падении Москвы, о выступлении противника из Твери и о том, что «царевичи идуть да князь Василеи Ярославич со многою же силою», Дмитрий Юрьевич и Иван Можайский под угрозой полного окружения «побегоша к Галичю».
Войска Бориса Александровича и Василия II разделились у городка Редена: Борис отпустил с Василием своих воевод со «множеством» воинов, а сам «восхоте пойти ко граду Ржеве». Ржевичи отказались сдаваться, зажгли посады и перешли к обороне. Войска Бориса Тверского осадили город. Возможно, отступая от Волоколамска, Дмитрий Юрьевич направил часть своих войск во главе с воеводой Колычевым против племянника Бориса зубцовского князя Ивана Юрьевича. Эти войска, одной из задач которых, возможно, являлась помощь ржевичам, были разбиты соединённым войском Ивана Юрьевича и Бориса Александровича.
Из-под Волоколамска Дмитрий Юрьевич по рекам Ламе, Шоше, Волге, Костроме и Вёксе (через Углич, Ярославль и Кострому) направился в Галич, затем в Чухлому, из Чухломы, взяв с собой Софью Витовтовну, Дмитрий Шемяка прибыл в Каргополь, принадлежавший галицким князьям.
Зимой 1447/1448 г. Василий II выслал войска на Галич «и пришед со многою силою ста на Костроме», начались переговоры между сторонами. Согласно московским летописцам 70-х годов XV в., Дмитрий Юрьевич «начат мира просити и крест на том целовати и грамоты проклятые на себя дал, что по та места не хотети ему никоего лиха великому князю и его детем, и всему великому княжению, и отчине его», был заключён мир и Василий II вернулся в Москву.
13 апреля 1449 г. (на «Велик день») Дмитрий Юрьевич, возможно, вместе с Иваном Андреевичем, подошёл «со многою силою» к Костроме, но «не успеша ничтоже», поскольку в городе находилась «застава» Василия II - его двор, который возглавляли князь Иван Стрига Оболенский и Фёдор Басёнок. Узнав о движении войск Дмитрия Шемяки, против него выступил Василий II, взяв с собой «братию свою», татарских царевичей «со всеми силами», а также митрополита и епископов. Подойдя к Волге, Василий Васильевич отпустил на Дмитрия Шемяку свою «братию» и татарских царевичей, а сам остановился в селе Рудине на Ярославщине. Дмитрий Юрьевич «с многими силами» и с князем Иваном перешёл Волгу, однако посланный к Ивану Андреевичу его брат князь Михаил «отведе» Ивана Можайского от Дмитрия Юрьевича, князь Иван «добил челом» Василию II, получив в дополнение к своему уделу Бежецкий Верх. Дмитрий Юрьевич остался без союзника и поэтому, «взяв перемирие» с Василием II, вернулся в Галич. Докончание Дмитрия Юрьевича и Василия Васильевича не сохранилось.
После того, как в 1450 г. проигравший битву Дмитрий Шемяка бежал в Новгород, Василий Тёмный окончательно покончил с независимостью Галицкого княжества, присоединив его земли к Москве. Вскоре был ликвидирован и Галичский удел. Галич стал центром уезда, в состав которого вошли Судайская, Чухломская, Солигаличская, Парфеньевская, Кологривская и Унженская осады. Для управления такой огромной территорией в Москве был создан особый приказ, называвшийся галичской четью.
Позднее московские правители несколько раз давали Галич «на кормление» своим сыновьям, но никакими владетельными правами те уже не обладали.
Как и ранее, в городе был посад, располагавшийся «на поле у озера». На важную роль посада в жизни города указывает тот факт, что соборная Спасо-Преображенская церковь находилась на посаде. Галичане нередко отправлялись в далекие торговые путешествия: источники называют купца из Галича Тереха, торговавшего в 1499 г. в Крыму, в Кафе. Галич продолжал быть крупным узлом обороны у северных пределов русских земель.
После присоединения к Москве Галич стал опорным пунктом Москвы в борьбе с казанскими татарами, поэтому в Галиче был построена третья по счёту крепость.
- Городище 4 (Городской вал, Городовой земляной вал) расположено в центральной части совр. города, на левом берегу р. Кешма близ места впадения ее в оз. Галичское, на прибрежной равнине, в 1 км. к югу от городищ 2 и 3. Площадка городища имеет в плане форму неправильного пятиугольника с закругленной вершиной на севере, размеры ее 370х270 м. Со всех сторон площадка окружена валами высотой ок. 5.5 м. На гребне вала имеется площадка шириной 7-8 м., на которой стояли деревянные стены и башни, причем какие-либо расширения вала в местах расположения башен не отмечаются. С юга, запада и, вероятно, с востока перед валом был вырыт ров, заполнявшийся водой. Рва не было, по-видимому, только с севера, где валы непосредственно примыкали к берегу р. Кешма. В валах зафиксированы пять проемов, отмечающих места четырех проездных (Архангельская, Покровская, Успенская, Афанасьевская) и одной тайничной башен. По данным 1628 г., крепость имела 12 башен, согласно осписи 1678 г., их было 15. Очевидно крепость неоднократно перестраивалась. Укрепления относятся к тому типу оборонительных сооружений, которые создавались в период возникновения и укрепления Русского централизованного государства для защиты все расширяющихся его рубежей.
Границы посадских районов Галича XII-XVII вв. археологически не прослежены. На правом берегу р. Кешма, в р-не ул. Лебедева, напротив юго-восточного угла городища 4, выявлены остатки плохосохранившейся усадьбы кон. XIII– нач. XV вв.
Схема расположения оборонительных сооружений древнего Галича
СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ПАИСИЕВО-ГАЛИЧСКИЙ монастырь
Мужской монастырь на горе Краснице вблизи города Галича
Мужской монастырь на горе Краснице вблизи города Галича возник во второй пол. XIV в. и первоначально именовался Никольским. Его основателем был галичский боярин Иоанн Овин, создавший небольшую ктиторскую обитель на территории своей вотчины. Однажды, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, когда Иоанн Овин посетил монастырь, он встретил там двух прекрасных юношей – ангелов – которые передали ему икону Божией Матери. Этот образ Царицы Небесной впоследствии прославился чудотворениями и получил именование Овиновского. В память о чудесном событии Иоанн Овин воздвиг в монастыре храм в честь Успения Божией Матери, а сама обитель стала называться Успенской. Традиционной датой явления Овиновской иконы считается 1425 год, однако современные исследователи полагают, что это могло случиться и ранее – в 1383 г.
Особую известность монастырю принесли многолетние труды подвизавшегося здесь преподобного Паисия Галичского. Сведений о происхождении и жизни святого до его прихода в Галич (около 1385 г.) не сохранили даже древние списки жития преподобного. Поступив в монастырь, подвижник стал затем его игуменом, а затем был возведен в архимандриты. В 1460 г., пережив эпоху кровавых междоусобиц московских и галичских князей, святой Паисий преставился ко Господу и был погребен в Успенском храме обители. Уже в кон. XV в. монастырь, где подвизался преподобный, стал именоваться Успенским Паисиевым.
В сороковые годы XVII в. в Паисиевой обители началось каменное строительство. В 1642-1646 гг. на месте деревянной Успенской церкви был возведен «холодный» (летний) Успенский собор, несколькими годами позже – «теплый» (зимний) Троицкий храм. До сего времени не вполне выяснена судьба чудотворной Овиновской иконы. Историки полагают, что образ, явленный Иоанну Овину, был утрачен в Смутное время или в пожарах XVII в., а взамен него в первой трети XVIII в. была написана новая икона, поставленная в иконостасе Успенского собора – под сводами которого почивали и святые мощи преподобного Паисия.
В 1919 г. Паисиев монастырь претерпел закрытие, хотя его храмы до начала тридцатых годов ХХ века продолжали действовать как приходские. Затем в Успенском соборе разместили инкубаторную станцию, а в Троицком храме – дровяной склад. В последние десятилетия ХХ в. монастырские храмы были заброшены, постепенно обращаясь в руины.
26 февраля 1994 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви Свято-Успенский Паисиево-Галичский монастырь был возрожден как женская обитель. В 1995 г. археологические раскопки, проводившиеся на территории обители по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра, дали удивительный результат. При исследовании покоившихся под спудом и не подвергавшихся в ХХ в. вскрытию святых мощей преподобного Паисия обнаружилось, что они сохранились не в теле и не в виде костных останков, а как отпечаток на грунте – с ясными очертаниями глазных впадин, высокого, покрытого морщинами лба, небольшого носа, окладистой раздвоенной бороды и жезла архимандрита (костные останки отсутствовали, за исключением небольшого фрагмента левого предплечья). Как указывалось в отчете археологической экспедиции, «естественнонаучного объяснения происхождению данного отпечатка найти практически невозможно, элемент чуда несомненен».
В июне 1997 г. в возрожденном Успенском соборе Паисиева монастыря состоялось после многих десятилетий богослужение. В 2004 г. из Введенского кафедрального собора города Галича в обитель был перенесен чтимый список с чудотворной Овиновской иконы Пресвятой Богородицы, ныне пребывающий в Успенском соборе монастыря. Святыни монастыря:
святые мощи преподобного Паисия Галичского;
чтимый список с чудотворной Овиновской иконы Божией Матери. Праздники: День Святой Троицы; 23 мая / 5 июня - преподобного Паисия Галичского; 15/28 августа - Успение Пресвятой Богородицы и Овиновской иконы Божией Матери. Костромская епархия.
НИКОЛАЕВСКИЙ СТАРОТОРЖСКИЙ монастырь
Староторжский Николаевский монастырь Галича. Фото нач. ХХ в.
Ещё с XII в. со стороны посада, у склонов холма, к стенам Городища 2 примыкал торг. У стен Городища 4 возникла новая торговая площадь – именно сюда передвинулся и главный центр местной торговли. Старый торг запустел и был заброшен. Вот тогда и появляется такое название этой территории как Староторжье. В кон. XV в. на этом месте был заложен Староторжский монастырь.
Галичский Староторжский Никольский женский монастырь основан преподобным Иаковом Галичским (пр. Иаков Железноборовский), учеником, сродником и современником преподобного Паисия Галичского в XV в.
Монастырь со времени его основания был мужским до сер. XVII в. Монастырь был небольшим по размерам и бедным. Все его постройки были деревянными. «Из-за малолюдства» в 1668 г. он из мужского был обращен в женский, По указу царя Алексея Михайловича и по грамоте из монастырского приказа, от приходской Галичской Богоявленской церкви, сюда были переведены старицы. Но монастырь продолжал оставаться захудалым.
Согласно писцовым книгам 1635 г. в монастыре находилось две церкви - Никольская и архидиакона Стефана.
К кон. XVIII в. это был единственный сохранившийся к тому моменту монастырь в городе. В это время там была возведена первая каменная церковь – Богоявленская, которая, к сожалению, не сохранилась.
Только в XIX в. монастырь растет и развертывает большое каменное строительство.
В документах 2-й пол. XVIII в. упоминаются четыре церкви: одноглавая, обшитая тесом Никольская с колокольней над папертью (построена после 1755 г.), надвратная архидиакона Стефана (упразднена из-за ветхости в 1775 г.), Богоявленская (1784 г.) и Борисоглебская. Последняя разобрана в 1770 г., а вместо трех первых храмов в 1798-1804 гг. в самом центре обители сооружена каменная Богоявленская церковь с приделами Николая Чудотворца и архидиакона Стефана.
В 1833 г. к востоку от монастырской стены на месте упокоения прп. Иакова была сооружена каменная одноглавая двухэтажная церковь. Верхний престол был освящен во имя иконы Божией Матери "Живоносный Источник", а нижний в честь св. ап. Первомученика и Архидиакана Стефана. На левой стороне от входа была устроена гробница и на нее положен образ прп. Иакова. В 1884 г. престол в нижней церкви был устроен новый. На антиминсе к имени архидиакона Стефана присоединено имя прп. Исаакия Далматского, память которого празднуется 30 мая (день преставления прп. Иакова). Были построены келейные корпуса в 1 и в 2 этажа, служебные здания по периметру двора, кирпичная ограда с башнями, трёхъярусная шатровая колокольня в формах эклектики со Святыми воротами в нижнем ярусе.
Троицкий собор Николаевского Староторжского монастыря. Фото нач. ХХ в.
Троицкий собор был сооружен в 1839-1859 гг. в стиле позднего классицизма. Первоначальный проект храма составлен членом губернской строительной комиссии инженером Львовым, но сильно переработан; переделанный проект также осуществлен с изменениями. Собор представляет собой центрический пятиглавый четырехстолпный храм. Малые главы были разрушены в советское время и воссозданы в 1990-х гг. В интерьере сохранились фрагменты монументальной живописи кон. XIX – нач. XX вв.
Престолы: а) в честь Животворящей Троицы, б) Покрова Божией Матери и в) святит. Николая Чудотворца. После сооружения Троицкого собора, Богоявленскую церковь разобрали.
У монастыря было неплохое хозяйство, в северной башне располагались прачечная и баня, было несколько хозяйственных построек, была даже школа для дочерей лиц духовного звания.
Как и многие монастыри России, в XX в. его ожидала непростая судьба. Судить об этом можно хотя бы по тому, что до наших дней дошли только отдельные постройки, от ограды осталась только северная башенка, часть построек отошла к Педагогическому училищу, от Святых ворот можно увидеть только нижний ярус, колокольни нет, в храме находится котельная и несколько квартир…
***
В октябре 1523 г. казанский хан Сахиб Герай предпринял ответный рейд на русские земли и осадил Галич, но не смог взять город. Сахиб Герай разорил окрестные села и взял много пленников.
Оборонное значение Галич сохранял вплоть до 1552 г., когда Казанское ханство было присоединено к Москве.
Летом 1557 г. восставшие «татары и черемисы» «воевали город Галич», но взять крепость не смогли.
В Смутное время Галич оказался в руках поляков, и карательный отряд под руководством Лисовского сжёг город и разорил его полностью. Писцовая книга по городу Галич засвидетельствовала масштаб разрушений в городе: около 350 дворов в Галиче было признано нищими, а из 239 торговых мест пятая часть стояла пустая.
Галич оказался в центре страны, потерял своё оборонное значение, но постепенно окреп экономически, поскольку через него шла торговля с Сибирью, Галич торговал с Архангельском, Вяткой и Москвой, а позднее и с Санкт-Петербургом. Отсюда шла торговля мехами с Западной Европой и Азией, также была развита торговля рыбой. В городе появилась Рыбная слобода, первое упоминание о которой относится у 1626 г. В средневековом Галиче и его округе было 10 монастырей.
По указу Петра I в 1709 г. Галич вместе с другими северо - восточными городами отошёл к Архангелогородской губернии, после учреждения в 1778 г. Костромского наместничества, а затем губернии стал уездным городом и получил свой герб: в червленом поле воинская арматура с выходящим из неё крестом Иоанна Крестителя. С этого времени меняется облик города, поскольку он стал застраиваться согласно новому регулярному плану.
В 1-й пол. XIX в. в городе появляются промышленные предприятия. В 1845 г. галичские купцы Вакорин и Редькин создали меховой завод по обработке беличьих шкурок, в 1852 г. тот же Вакорин открыл завод по обработке лисьих шкур, а в 1854 г. - перчаточную фабрику. В нач. XX в. в Галиче была открыта железная дорога.
Особенно ратовал за проведение железной дороги уроженец Костромской губернии Иван Сытин, считавший, что именно железная дорога поможет Галичу превратиться в крупный промышленный центр. В нач. XX в. в Галиче было четыре кожевенных завода, пивоваренный завод Архангельских, винокуренный Громова, три кирпичных завода, казённый винный склад и другие предприятия.