Проповедничество в дореформенной Владимирской духовной семинарии Проповедание Слова Божия в храмах кафедрального города вменялось в нашей дореформенной семинарии в непременную обязанность учеников богословского класса. Ученики читали составленные поучения и слова не только в семинарском храме, но и в приходских и далее за богослужением, совершаемым Владыкою. В тех случаях, когда богословский класс еще не был открыт или по каким-нибудь причинам закрывался, проповедание Слова Божия лежало на обязанности философов, а в некоторых случаях и риторов. Так, в календаре М.М. Сперанского, хранящемся в Императорской публичной библиотеке, под 6-м июня 1787 года читаем: «Говорил проповедь в церкви Илии пророка в присутствии Его Преосвященства»; под 22 августа: «Сказывал проповедь о том, что для чего смерть еще в мире владычествует, когда Христос ее уже победил? Для того, чтобы мы, бояся смерти, удалялися от греха»...; под 26 сентября: «Говорил проповедь в Рождественском монастыре в присутствии Его Преосвященства о богословии»; под 12-м декабря: «Говорил вместо Баг...нского (Багрянского, в то время учителя инфимы и аналогии) проповедь в Рождественском монастыре».
В 1787 году богословский класс во Владимирской семинарии не существовал. М. Сперанский, таким образом, произносил свои проповеди, будучи студентом философии, говорил, очевидно, не потому, что выделялся своими способностями и дарованиями из среды других, а в известном порядке, чередуясь с прочими товарищами. Что это действительно было так, видно из доклада архимандрита Евгения, с которым познакомимся ниже.
Особенное внимание на подготовку семинаристов к проповеданию Слова Божия и приобретение ими соответствующего навыка в этом отношении обращал Преосвященный Виктор, правивший Владимирскою епархией в конце ХѴIII века. Он не только следил за проповедничеством юных студентов, но и делал серьезные внушения наставникам семинарии в тех случаях, когда по их нерадению или невниманию семинаристы не выступали за богослужением с проповедями. Один раз из-за несоблюдения его распоряжений касательно проповедания в храмах учеников богословия епископ Виктор сделал настолько суровое внушение ректору семинарии Евгению, что возник было даже вопрос о лишении Евгения ректуры.
Именно, 1-го ноября 1789 года еп. Виктором сделано было в консисторию строгое распоряжение, которое свидетельствовало о его неблаговолительном настроении к тогдашнему ректору семинарии архимандриту Евгению, настроении, возникшем в связи с вопросом о проповедничестве семинаристов.
«В бытность мою 7-го числа сего месяца в Спасском монастыре у архимандрита Мисаила, говорилось в указе, по учиненному мною здешней семинарии префекту архимандриту Евгению, для чего из учеников не сказывают по воскресным дням проповедей и ныне, т. е. в показанное 7 число, не было, за нехотением ли его поправлять их речей, или за их леностью и неспособностью, — вопросу, между разговорами — на мое, что посему хлеб яст втуне, объяснение, он сказал, что прежде времени тем словом оштрафован и более учить класса богословского не желает. А как и 28-го числа сегож месяца в воскресный день проповедания Слова Божия не было, то архимандриту Евгению объявить в консистории, что ежели впредь от учеников богословии к народу предлагаемого поучения в воскресные и праздничные дни не будет, тогда замечено будет нерадение, а затем истребован, или здешней епархии другой на его место определен быть имеет».
Из консистории указ сообщен был архимандриту Евгению, и от него потребовали объяснений. Репорт, поданный Евгением в Суздальскую консисторию, заключает ценные данные для подтверждения мысли, высказанной выше, т. е. что учеников приучали к публичному произношению поучений еще с риторики. Приводим ту часть репорта, которая непосредственно касается рассматриваемого вопроса.
«Во исполнение указа духовной консистории благопочтенно репортую: что Его Преосвященство 7-го сего числа октября во время обедни присылал ко мне философии учителя Петра Лебедева с грубым выговором, что я тунеядец и что жалованье мне от семинарии производимо не будет, для того, что в означенное число проповеди не было. Но причины для чего проповеди не было, чрез того учителя от меня не требовал. А в тот же день Его Преосвященство, будучи у архимандрита Мисаила, повторял неоднократно мне тела чрез учителя Лебедева сказанные слова и другие, к поношению моему служащие, не спрося причины означенного опущения. Истинная же причина такового опущения была неисправность ученика. Я будучи смущен таковыми выговорами, изъяснялся подлинно Его Преосвященству, что я тем без причины и без суда оштрафован, а теперь и паче себя таковым почитаю, — слов же - более класса богословского учить не желаю, я не говаривал. А говорил Его Преосвященству, что он меня без справки чинимыми выговорами принудить, по-видимому, желает, чтобы я просил от семинарии увольнения. После сих моих слов Его Преосвященство с видом удовольствия многократно и приказывал, чтобы я подавал ему о том прошение и притом заутра. 28-го ж числа октября за болезнию ученика, готовившегося к тому дню, не было проповеди, о чем Его Преосвященство во время обедни от других учеников был и уведомлен, как мне известно. Следовательно из сего заметить нерадения моего не можно, как и никогда еще не замечено, ибо мои ученики во Владимире, обучаясь еще риторике, публично начали говорить проповеди, а потом, продолжая учение философии и богословии, продолжают сие обыкновение и впредь продолжать будут, кроме того времени, в которое на праздники в домы Его Преосвященством увольняемы, или болезнию одержимы, или по случаю неисправны бывают. Что принадлежит до праздников высокоторжественных, господских и богородичных, то по причине малого учеников моих числа и что в высокоторжественные и в некоторые господские по расписанию обыкновенно говорят проповеди учители, в храмовые же при соборе Кафедральном протоиерей оного, а при монастырях и приходских церквах священники и диаконы, обучавшиеся в семинарии, в оныя к приуготовлению на проповеди учеников моих обязаться не могу»...
Репорт этот, рассмотренный консисторией, представлен был Преосв. Виктору только 24 декабря, вследствие чего Виктор ограничился резолюцией: «За поздним внесением и наступающими праздниками рассматривать времени не было, — по прошествии праздников представить к рассмотрению». По прошествии праздников гнев епископа Виктора, вызванный неисправностями ректора Суздальской семинарии Евгения, несколько остыл. Объяснения архимандрита Евгения были признаны удовлетворительными. Можно думать, что и неисправности учеников, на которые ссылался ректор Евгений, сделались с того времени явлением, не так часто повторяющимся, как это было в октябре 1789 года... (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 36-й. 1907 г.).
24 мая 1870 года открыт Владимирский Комитет Православного Миссионерского Общества.
По предложению Высокопреосвященнейшего Никона на общем собрании братства Св. Александра Невского 23 ноября 1905 года решено открыть во Владимире с осени 1906 года Миссионерскую школу при Братстве в г. Владимире.
«В последнее время в нашей семинарии организовался в целях саморазвития и самообразования кружок воспитанников, которые по воскресным и праздничным дням будут выступать с составленными ими рефератами по общеобразовательным и богословским предметам и прочитывать эти рефераты в кругу товарищей, преподавателей и воспитателей. В некоторых случаях чтения будут предлагаться и наставниками. Общее руководство этими чтениями будет принадлежать о. Ректору семинарии; ближайшие указания будут даваться наставниками и воспитателями. Первый реферат прочитан был 3-го декабря и принадлежал надзирателю семинарии К.П. Счастливцеву» (В. Е. В. № 48-й. 1906 г.).
Проповеднический кружок
«В последнее время в нашей семинарии организовался проповеднический кружок, в состав которого вошли 17 воспитанников VI класса. Члены кружка, под руководством преподавателя гомилетики свящ. Сергея Алексеевича Троицкого, предполагают подготовлять и произносить в воскресные и праздничные дни поучения в приходских церквах города Владимира. На первых порах положено ограничиться произнесением готовых проповедей, принадлежащих святым отцам и более известным отечественным проповедникам» (В. Е. В. № 45-й. 1907 г.).
«Проповеднический кружок, организовавшийся при Владимирской духовной семинарии из воспитанников семинарии, в настоящее время (1907 год) заключает в себе до 30 человек. Кроме двух Владимирских соборов и Рождественского монастыря, воспитанники семинарии проповедывают в следующих церквах города Владимира: Сергиевской, Ризположенской, Спасской, Михайло-архангельской, Николо-кремлевской, и Борисоглебской. В Сергиевской и Ризположенской воспитанники семинарии читают поучения за всенощным бдением и литургией. (В. Е. В. № 49-й. 1907 г.).
19 марта 1908 г. Высокопреосвященный Владыка Николай снимался вместе с учениками местной семинарии, членами образовавшегося в настоящем учебном году семинарского проповеднического кружка. Имея в начале своего существования всего 17 членов, кружок постепенно увеличивался, и в настоящее время в нем насчитывается до 50 человек учеников VI и V классов. Молодые проповедники внимательно и усердно относятся к своему делу, проповедуя неопустительно в праздничные и воскресные дни в Крестовой церкви Архиерейского дома, двух соборах и 10 приходских церквах г. Владимира. Сказываемые ими поучения выбираются как из святоотеческих творений, так, главным образом, из трудов современных русских проповедников. Некоторые воспитанники произносят и свои собственные проповеди. Все проповеди заранее, конечно, просматриваются и если, необходимо, исправляются преподавателем гомилетики, который и руководит занятиями кружка. Всегда милостиво относясь к молодому проповедническому кружку, Высокопреосвященный Владыка не оставляет его и своею материальною помощью, сделал пожертвование на выписку проповеднических периодических изданий и на приобретение фотографических групповых снимков кружка, вследствие чего оказалась возможность получить означенные снимки всем ученикам-проповедникам на добрую память о высоком Покровителе кружка и для воспоминания о своих трудах и о сотоварищах этих трудов.
С половины октября 1908 г. открылись после летнего перерыва занятия в проповедническом кружке воспитанников Владимирской духовной семинарии. Сравнительно с 1907 годом в 1908 учебном году число членов кружка несколько увеличилось, расширился отчасти и круг деятельности молодых проповедников. Так в кружке теперь уже числится 55 человек, воспитанников 5 и 6 классов; в прошлом же году и то в конце года было в нем только 43 воспитанника. Кроме проповедывания слова Божия, которое производится в 13 церквах гор. Владимира (в 1907 году оно происходило в 11), члены кружка организовали из себя значительный по своему составу хор для пения духовных концертов и руководства общим пением во время религиозно-нравственных чтений и собеседований, ведущихся городским духовенством в Кафедральном соборе. Некоторые члены проповеднического кружка будут выступать и в качестве лекторов на этих чтениях. Заведует кружком и руководит деятельностью его пренод. семинарии свящ. Троицкий, он же состоит заведующим соборными чтениями и собеседованиями. (В. Е. В. № 45-й. 1908 г.).
Миссионерская группа при Владимирской духовной семинарии
Последним педагогическим собранием Правления Владимирской семинарии 11-го марта 1910 г. рассмотрен и Его Высокопреосвященством утвержден проект правил Миссионерской группы при Владимирской семинарии. Группа учреждается с целью дать возможность более обстоятельного изучения истории и полемики старообрядчества и сектантства, преимущественно местной епархии, тем из воспитанников семинарии, которые в своих занятиях по этим предметам не хотят ограничиваться объемом программных и классных уроков. Для расширения своих познаний по старообрядчеству и сектантству и приобретения практического навыка в полемике с ними, лица, записавшиеся на миссионерскую группу, под руководством преподавателя раскола С.А. Троицкого следят за текущей литературой предмета по богословским и специальным миссионерским журналам, делая из читаемых статей краткие экстракты, которые и сообщаются ими в классе в свободное от урока время; по указанию же преподавателя ими прочитываются специальные сочинения по вопросам предмета и также дается письменный и устный отчет в прочитанном. Наконец, такие лица совершают миссионерские поездки с местными епархиальными миссионерами, по возможности принимают активное участие в собеседованиях, по приезде дают преподавателю отчет в беседе и, если того заслуживает предмет и содержание беседы, излагают ее письменно для напечатания в местном епархиальном органе. У себя на родине, во время пребывания на каникулах, такие лица должны быть ближайшими помощниками местного приходского пастыря в его борьбе против заблуждающих. Для этого они ближе знакомятся с местным старообрядчеством и сектантством. С 1911 года деятельность группы предполагается расширить введением примерных собеседований между ними под руководством преподавателя и поручением им специальных работ из области истории или полемики. Такие работы, в виде реферата, могут быть докладываемы в здании семинарии в праздничные дни. Пока намечены беседы только на уроках. В 1910 году на Миссионерскую группу записались до 50-ти человек воспитанников 5-го и 6-го классов семинарии. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 14-й. 1910 г.).
Владимирская духовная семинария
Copyright © 2020 Любовь безусловная |