Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
17:32
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Село Сергиево Пузо в Вязниковском районе

Село Сергиево Пузо

Сергиево Пузо – село в Вязниковском районе Владимирской области.
Находилось оно в окружении леса примерно в двух верстах к северо-востоку от деревни Большевысоково нынешнего Октябрьского сельского поселения Вязниковского района.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии. 1850 г. На карте село обозначено (между Жарцы и Комары), но не подписано

«Село Пуза или, как обыкновенно называют его в народе, Сергия Пуза находится в 70 верст, от уездного города (Судогодский уезд) и в 90 от губернского». [1]

Пузовский приход

В XVII столетии на месте этого села находилась деревня Пузаново, Бороденково тож. В начале царствования Петра Великого она перестала существовать, скорее всего, погибла во время пожара, а местные крестьяне переселились в соседние деревни.
По патриаршим окладным книгам видно, что к 1702 г. крестьянами разных деревень на пустоши, что была деревня Пузанова, построена была деревянная церковь во имя преп. Сергия Радонежского. По местному преданию, поводом к построению церкви было явление иконы преп. Сергия на этом месте.
К новопостроенной церкви были определены — священник, пономарь и просвирня; в состав прихода вошли 30 дворов крестьянских «молотчих», земли отведено причту по 10 четв. в поле, сенных покосов на 10 копен. Погост нарекли по старому названию исчезнувшего селения и наименованию храма Сергиево Пузо (пуз — средневековая мера сыпучих тел, 1 пуз равнялся примерно 36,7 кг).
Первым иереем нового храма стал священник Иоанн Михайлов, прослуживший в Сергиеве Пузе до 1720 года, и его преемником стал иерей Марк Иванов.
В 1768 г. вместо этой церкви — обветшавшей уже построена была новая деревянная же церковь.
В 1819—25 гг. на средства крестьян приходских деревень Анафоново, Беляиха, Дорков, Жарцов и Комаров при священнике Андрее Петровиче Горском вместо деревянной церкви устроен здесь каменный храм, с каменной же колокольней.
Престолов в этом храме два: главный во имя препод. Сергия Радонежского, в трапезе теплой во имя св. апостолов Петра и Павла.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами была древняя икона преп. Сергия Радонежского (та самая, с обретения которой началась история церкви).
Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось от земли пахотной и сенокосной до 50 руб., от хлебного сбора до 30 руб. и от служб и требоисправлений до 400 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной и под кладбищем 3 дес., пахотной 33 дес., луговой 5 д., под лесом 5 дес. и неудобной 2 десят. 300 саж., всего 48 дес. 300 саж.
Приход состоял из деревень: Комаров (полверсты от церкви), Позднякова (3 вер.), Большого Высокова (2 вер.), Коровашева (2 вер.), Агафонова (2 вер.), Жарцов (1 ½ вер.), Беляихи (2 в.) и Дорок (2 ½ вер.); во всех этих деревнях по клировым ведомостям 1897 г. числилось 520 душ муж. пола и 483 женского. [1]

Дольше всех из настоятелей в Сергиеве Пузе прослужил священник Петр Никитич Щеглов — он был настоятелем Сергиевского храма с 1848-го по 1878 год и имел бронзовый крест в память о Крымской войне.
Григорий Иванович Никольский в 1878 году был рукоположен в священника в с. Сергия Пузы. Был законоучителем местной школы; кроме того, в течение пяти лет, с 1883 — 88 гг. был депутатом от духовенства своего округа. По выходе в за штат, о. Григорий переселился во Владимир и поступил здесь в викарные священники к Знаменской церкви. В 1901 году он определен был священником-духовником Владимирского духовного училища.
В селе с 1883 г. существовала земская народная школа; учащихся в 1896 г. было 40. [1]

До конца 1920-х гг. Сергиево Пузо относилось к Судогодскому уезду Владимирской губернии, а потом было перечислено в Вязниковский район.

Каменный храм простоял в погосте до начала 1930-х гг., когда при советской власти начались гонения на религию. В марте 1930 года малый президиум исполкома Ивановской промышленной области (Владимирская губерния была упразднена в 1929-м и ее территория вошла в состав Ивановской области) постановил ликвидировать церковь в селе Сергиево Пузо Вязниковского района Владимирского округа.
Сделано это было якобы по ходатайствам местных жителей. Последний настоятель Сергиевского храма Александр Васильевич Скандовский, служивший в Сергиеве Пузе с 1918 года, в том же 1930-м был арестован. Каким-то чудом ему удалось выйти на свободу, но в погост он уже не вернулся. Правда, служить ему не давали, и батюшка был вынужден устроиться рабочим на фабрику имени Фридриха Энгельса в поселок Лукново Вязниковского района.
Лишь в победном 1945-м он стал настоятелем церкви в поселке Никологоры того же района, потом священствовал в различных храмах Владимирской области, в том числе в Суздале и Александрове, а завершилась его непростая судьба в селе Эдемское Камешковского района, где отец Александр в качестве благочинного настоятельствовал в старинной Всесвятской церкви.

«В виду многочисленных ходатайств крестьян села Сергиево-Пузо и прилегающих деревень президиум окрисполкома решил закрыть церковь в этом селе. Решение передается на окончательное утверждение президиума облисполкома» («Призыв», 2 марта 1930 г.).
Сергиевский храм в Сергиеве Пузе снесли в начале 1930-х гг. до основания вместе с церковной оградой. Однако старое кладбище на месте уничтоженного погоста сохранилось и остается действующим до сих пор. Дорога туда, проходя через топкие места, оставалась труднодоступной, и недавно ее участки вымостили битым кирпичом от одного из разобранных фабричных строений в расположенном неподалеку поселке Серково.


«Никанор Григорьевич Шмыров. Сконч. 2 июня 1917 г. жития его было 34 г.»

На историческом погосте уцелело несколько старых памятников, наиболее интересным из которых является надгробие из темного гранита 1917 года приходского крестьянина-предпринимателя Никанора Григорьевича Шмырова (Шмыровы были владельцами фабрики в д. Большое Высоково). Рядом с ним хорошо видны остатки фундамента уничтоженной Сергиевской церкви, поросшие травой и кустарником.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Николай (27.01.2019)
Просмотров: 1653 | Теги: Вязниковский район | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru