Род Руберовских издавна принадлежал к духовному сословию. Их предок Ермолай Евдокимов еще во второй половине XVII столетия служил священником в Никольском храме села Плесец Владимирского уезда (с 1778 года Ковровского уезда), а затем в сане иеромонаха состоял в числе братства Михайловской пустыни Владимирского уезда. Служба представителей рода Руберовских в плесецкой церкви продолжалась несколько столетий. Однако село Плесец, хотя и являлось исторической родиной этой фамилии, было не единственным местом их служения. После окончания духовных училищ и Владимирской духовной семинарии Руберовские рукополагались в священнослужители на разные приходы Владимирской епархии.
Петр Иоаннович Руберовский родился в 1829 году.
Воспитанник старой дореформенной семинарии (окончил курс Владимирский духовной семинарии в 1852 году), которая славилась суровым режимом, о. Петр отличался крепостью физических сил и несокрушимостью своего здоровья: до конца жизни он не знал, что такое болезнь: не имел, поэтому, надобности и привычки обращаться за помощью к врачу до самого последнего времени. Когда заходила речь о болезнях и лечении, о. Петр любил в шутку говорить, что знакомство с докторами — подрыв здоровью; однако врачей уважал, как людей образованных, а со своим духовным сыном — земским врачом,— находился в самых дружеских отношениях.
1853—1867 гг. - священник в приходе села Венца, Ковровского уезда. В 1858 г. при священнике Петре Ивановиче Руберовском и по благословению епископа Владимирского и Суздальского Иустина (Михайлова), при Преображенской церкви на Венце построили придел в честь святой Живоначальной Троицы. После П. И. Руберовского в Преображенском храме погоста Венец священствовал отец Стефан Агриков.
1867—1893 гг. - священник в Богоявленском приходе слободы Мстеры, Вязник. уезда. 18 ноября 1868 г. священник сл. Мстеры Петр Руберовский утвержден Наставником училища Мстерского Богоявленского православного братства, а помощником ему определен диакон Гавриил Минервин.
С 1893 – священник с. Павловского Ковровского уезда.
1897 – 1902 гг. – священник в Богоявленском приходе слободы Мстеры, Вязник. уезда.
Практическое (в смысле лучшей подготовки к пастырскому служению) направление обучения и воспитания в дореформенной семинарии ярко отразилось на полувековой деятельности и убеждениях о. Петра: целью своей жизни, как пастырь церкви, он считал неуклонное исполнение пастырского долга; как человек глубоко верующий, он с истинным благоговением и умилением совершал богослужение, проповедовал благовременно и безвременно. Часто приходилось слышать от него: «их (прихожан) спасение — наше (пастырей) спасение». Руководясь этим справедливым убеждением, о. Петр в продолжение 52-лет служения (в за штате о. Петр часто служил или по собственному желанию, или по просьбам других священников) за каждой литургией на проскомидии совершал поминовение не только своих умерших родственников и знакомых, но и всех умерших духовных детей своих, которых он перехоронил за все время пятидесятилетней службы. А их была не одна тысяча. Поэтому проскомидия продолжалась у него едва-ли не более литургии.
Такое отношение к своим обязанностям было постоянным до самого последнего времени, пока от катарактов у о. Петра не ослабло зрение.
В отношениях к прихожанам о. Петр отличался необыкновенной корректностью, умел выслушивать самые противоположные мнения своих духовных детей н всегда, если того требовали обстоятельства, умел высказаться так, что ни в ком не возбуждал неудовольствия своим отзывом. Строгий к себе самому, о. Петр был в тоже время снисходителен к людям, с которыми имел дело; всегда готов был дать разумный и цельный совет. Эта снисходительность была далека от того, что называют человеко-угодничеством и низкопоклонством перед влиятельными в приходе людьми: о. Петр строго охранял пастырское достоинство и не мог, по своим убеждениям, подвергнуть его унижению в угоду кому бы то ни было.
В 1880-е годы о. Петр высказался против избрания в церковные старосты человека, который по своему религиозному настроению годился бы разве в попечители раскольнической молельни. По отзыву о. Петра избранный приходом не был утвержден Епархиальным Начальством в должности, хотя это и сопровождалось неудовольствием значительной части прихожан. Справедливость требует сказать, что отношения к нему прихожан были более, чем доброжелательные, хотя нельзя сказать этого о всех без исключения. Не мало огорчений перенес о. Петр от местных самодуров, считающих себя «главами» прихода и приходского храма. Вообще же, рассуждая об отношениях к нему прихожан, о. Петр имел полное право сказать: «если бы я угождал человекам, не был бы рабом Христовым».
В семейной жизни о. Петр был примерным мужем и заботливым отцом семейства. Детей своих воспитал в страхе Божием; старость свою и жены, участь проживающих у него сирот обеспечил скромными сбережениями и пенсией за долговременную службу. Всегда отличался умеренностью в отдыхе, пище и питье, чему, без сомнения, обязан редким долголетием. В доме господствовал строгий порядок. Все делалось в определенное время: чаепитие, обед и ужин всегда происходили в одни и те же часы дня, причем отступлений от заведенного порядка никогда и ни для кого не делалось. О. Петр отличался таким постоянством своих привычек, что при посещениях своих родственников и знакомых всегда держался того распределения времени, к которому привык у себя дома.
Последние годы жизни о. Петра были омрачены трагической смертью двух его зятьев, безвременной смертью невестки и сына, скончавшихся в цвете лет. Во всех этих несчастиях о. Петр видел испытание, посылаемое Господом для укрепления и утверждения его веры. Поэтому, ни одно слово ропота не было произнесено о. Петром: это было терпение Иова, который, лишившись детей, говорил: «Господь даде, Господь отъятъ, яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно во веки» (Иов. 1, 21).
Скончался от рака печени 3 января 1905 года, на 76 году от рождения, после 49 летней службы в сане священника, не считая почти 3-х летнего пребывания за штатом.
Скончался о. Петр в полном сознании, на руках своей жены — 74-х летней старушки и на руках своих детей, без предсмертных страданий, заблаговременно распорядившись своим скромным имуществом; передал последнюю волю относительно погребения: указал место для могилы и даже сам заказал столяру гроб.
5 января о. Петр с честью был погребен и предан земле собором (11 чел.) духовенства, окруженный женой, детьми, многочисленными внуками и правнуками, в присутствии 2-хтысячной толпы народа, пожелавших отдать последний долг усопшему.
Почивший о. Петр за усердную и ревностную службу в сане священника был отличен различными наградами, от набедренника до наперсного креста, от Св. Синода выдаваемого. Из орденов имел знак ордена Св. Анны 3-й степени. Свящ. П. Никологорский (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 4-й. 15 февраля 1905 г.).
Дети:
- Александр Петрович Руберовский (р. ок. 1870 – ум. 1897). Окончил ВДС в 1890. С 1893 – свящ. с. Павловского Ковр. у. С 1894 – свящ. сл. Мстеры Вязник. у.
- Михаил Петрович Руберовский (р. ок. 1864). Окончил ВДС в 1884. С 1885 – свящ. с. Городищи Судогодск. у. Сын – Петр Михайлович Руберовский (р. 1886). В 1910 г. окончивший (видимо, в 1906 г.) ВДС Петр Руберовский определен во священника в с. Георгиевское Гороховец. у. Служил там и в 1911 г.
Село Пестяки Михаил и Ксенофонт Руберовские, уроженцы Гороховецкого уезда.
Руберовский Ксенофонт Иванович (1886-1938) - известный судостроитель, специалист в области подводного кораблестроения.
Максим (Руберовский) (1878-1937) - епископ Полонский.
Святители, священство, служители Владимирской Епархии Владимирская епархия.