Искусство советской Мстёры
С. Ларин. НАРОДНЫЕ ТАЛАНТЫ. 1952.
Одним из крупных очагов, своеобразным заповедником самобытного народного искусства является Мстёра — рабочий поселок Вязниковского района, Владимирской области. Здесь живут и работают талантливые советские художники-миниатюристы, народные мастера живописи на папье-маше. Сделанные ими чудесные лаковые шкатулки, украшенные радостной, цветистой живописью, обрамленные декоративным орнаментом, поражают ювелирной тонкостью и высоким мастерством росписи.
Художники Мстёры — создатели лучших в мире русских художественных лаковых изделий, наряду с народными мастерами других крупнейших центров советского лакового производства — Палеха, Федоскина, Холуя и Жестова — заслуженно пользуются в нашей стране любовью и популярностью.
Наряду с художниками в поселке трудятся мастерицы знаменитой «белой глади», а также металлисты-чеканщики.
Искусство советской Мстёры, произведения ее художников особенно важны и ценны своим современным содержанием, высокой идейностью. Произведения народных мастеров помогают воспитывать наших людей в духе животворного советского патриотизма, в духе бессмертных идей партии Ленина — Сталина. Художники Мстёры, вместе со всеми работниками советского искусства, несут в народ новую культуру — национальную по форме, социалистическую по содержанию.
Наша советская культура — самая передовая, самая идейная культура в мире. Она основана на сталинской дружбе народов, на уважении к человеку, к его правам, к его труду и таланту.
Развитию культуры в нашей стране большевистской партией и советским правительством уделяется огромное внимание.
«Центральный Комитет партии хочет, чтобы у нас было изобилие духовной культуры, ибо в этом богатстве культуры он видит одну из главных задач социализма».
В докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград» товарищ Жданов говорил: «Духовные богатства наших людей не менее важны, чем материальные». В высоком идейном содержании состоит первейшее преимущество нашего советского искусства, поставленного на службу народу, перед продажным буржуазным искусством, зависящим от денежного мешка, от законов капиталистического рынка.
В области идеологии отживающая буржуазия капиталистических стран, империалисты и их идейные прислужники поддерживают все отсталое, отмирающее, средневековое. Печать, кино, радио, религия, искусство — все мобилизовано реакционерами для воздействия на массы, все куплено и находится на службе у королей доллара, кровожадных дельцов Уолл-стрита, заокеанских поджигателей войны. Глубоко реакционные идеи, содержанием которых является оправдание бредовой идеи мирового господства, закабаления народов, беспощадной эксплуатации трудящихся, пронизывают все буржуазное искусство.
Нельзя без отвращения смотреть на крикливые произведения модных буржуазных художников-формалистов, кубистов, сюрреалистов и других типичных представителей искусства капиталистических стран, проповедников торжества смерти, гниения, распада.
Названия «картин» американского художника Сальвадора Дали говорят сами за себя: «Явайский манекен», «Сексопиальный призрак», «Мягкая конструкция с вареными костями». На них изображены анатомические обрубки и отростки, в которых с трудом можно узнать части человеческого тела. Они представлены донельзя изуродованными, в гангренозном состоянии, из них торчат култышки костей.
Люди, в изображении таких художников, выглядят какими-то психопатами, нравственными и физическими уродами, тела их покрыты язвами, одежда представляет из себя смесь лохмотьев с искаженными геометрическими фигурами.
Жизнь представляется многим художникам капиталистических стран помойной ямой, наполненной зловонными отбросами. Такой они и изображают ее на своих «картинах». Вот какое, не нуждающееся в комментариях, объявление поместила в английском буржуазном журнале «Нью стейтсмен энд нэйшн» № 1081 лондонская книготорговая фирма «Беттер букс»: «Ничто уже не сможет ввергнуть вас в отчаянье после того, как вы ознакомитесь с «Хороводом чудовищ». В новом сборнике рисунков Чарльза Эддамса изображены отвратительные, заставляющие вас содрогаться существа в вихре леденящей душу пляски смерти».
Многие «произведения» на зарубежных формалистических выставках часто никак нельзя назвать. Таблички-подписи под ними гласят: «Композиция», «Абстракция», «Живопись», «Скульптура». Хороша «живопись», если под ней нужно ставить такую надпись, чтобы ее не приняли за что-либо другое! Волчьи законы капитализма, страх перед реальной действительностью, уход искусства из жизни, формалистические извращения, пессимизм, эгоизм личности,— вот что отличает содержание искусства в странах капитала. Оно, это искусство, направлено против народа, является тем отравленным идеологическим оружием, которое мешает интеллигенции капиталистических стран соединить свою творческую работу с усилиями народа и превратить искусство в средство борьбы против реакции, против войны, за мир во всем мире, за народную демократию. Наше передовое, жизнерадостное советское искусство совершенно противоположно растленному буржуазному искусству. У нас искусство является глубоко народным. Оно служит интересам общества, помогает воспитывать в массах коммунистическое сознание, идейно вооружает наш народ. Работники советского искусства, в том числе и народные мастера, работающие в области прикладного декоративного искусства миниатюры, своими произведениями, отражающими нашу прекрасную жизнь, помогают народу строить новое коммунистическое общество. Старые мастера, основоположники мстёрского стиля в живописи, вышли из глубин народа. Многие из них в дореволюционном прошлом являлись иконописцами, знатоками старинного искусства русской иконографии. От него они сохранили и, творчески переработав, отбросив ненужные, отжившие элементы, донесли до наших времен лучшие национальные традиции в живописи, своеобразную технику исполнения, обеспечивающую добротность, долговечность изображения, а также наиболее жизнеспособные, реалистические приемы, прогрессивные начала.
Газета «Призыв», 1925 г.
Талантливые мастера Мстёры Н. П. Клыков, А. И. Брягин, А. Ф. Котягин, И. Н. Морозов, Е. В. Юрин, В. Н. Овчинников и некоторые другие в широких масштабах начали работу по росписи папье-маше более чем двадцать лет тому назад — в 1931 году. За этот срок они обучили тонкому мастерству миниатюристов многих молодых художников, ныне успешно работающих в коллективе Мстёры и создающих высокоидейные произведения, прославляющие нашу великую Родину.
Сейчас в коллективе художников Мстёры работает 52 миниатюриста, из них 22 являются членами Союза советских художников.
Среди молодых мастеров, добившихся творческих успехов, следует назвать имена Ф. Шилова, В. Корсакова, М. Петровой, М. Немовой, А. Синигиной, А. Захаровой, И. Балакина, Е. Зониной, К. Соколовой, Н. Дмитриева, В. Цаплиной, И. Юдина, Н. Наумова, Н. Медведева и многих других. Вместе с прославленными ветеранами, они за последние годы подняли искусство Мстёры на новую, более высокую ступень. В нашей стране любят и умеют ценить искусство в его самых разнообразных проявлениях. Партией и правительством у нас созданы все условия для успешного развития народного искусства. Владимир Ильич Ленин говорил: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их». Этими указаниями великого Ленина, также как и все работники искусств, руководствуются народные художники Мстёры. Вышедшие из народа художники создают свои произведения для народа. Создание специализированного областного художественного промыслового союза, объединившего под своим руководством разрозненные до того народные промыслы Владимирской области, открытие во Мстёре государственного музея народных художественных промыслов, улучшение материального и технического снабжения артелей, электрификация поселка, создание единой художественной профтехшколы и многое другое — все это проявления огромной заботы со стороны партии и правительства об искусстве Мстёры. Популяризации творчества Мстёры среди трудящихся способствуют ежегодные выставки, оформительские работы.
Мстёрские художники участвовали в оформлении спектакля «Сказка об Иване-царевиче, о земле родимой и о матушке любимой», поставленного в конце 1944 года Владимирским областным драматическим театром. Художник В. Н. Овчинников написал для этого спектакля большое панно «Плодородная Русь»; Е. В. Юрин выполнил декорации к сцене «Терем Марьи-Моревны» и эскизы костюмов; И. Н. Морозов — декорации к сцене «Кащеево царство»; К. И. Соколова — сцену «Три камня у дороги». Для концерта участников Всесоюзного смотра сельской самодеятельности в областном драматическом театре в 1948 году художники Мстёры оформляли выступление рожечников. В 1950 году художники Мстёры В. Н. Овчинников, И. А. Серебряков, Ф. Г. Шилов и П. П. Кощеев писали декорации в Москве, в Центральном театре транспорта для спектакля «Иван-да-Марья». Несколько замечательных мстёрских работ было послано трудящимися области в подарок столице нашей Родины — Москве в день ее 800-летия. Эти работы хранятся в московских музеях. Во Владимире работы Мстёры экспонировались неоднократно. Они были на стендах выставок в областном драматическом театре, в Доме культуры. Для более широкого круга зрителей возможность знакомства с искусством Мстёры представлялась экспонированием ее изделий на ежегодных областных художественных выставках. Областной краеведческий музей в ноябре 1947 года организовал выставку: «Владимирская область за 30 лет советской власти». На этой выставке социалистические преобразования, в корне изменившие облик бывшей Владимирской губернии, были показаны со всей полнотой. Владимирцы могли с гордостью видеть в музее на снимках, в макетах и в натуре плоды своих трудов: тракторы, паровозы, экскаваторы, автоприборы, инструмент, радиоприемники, кабель, хлопчатобумажные, льняные и шелковые ткани, стекольные изделия, хрусталь, изделия из пластмассы, продукцию сельского хозяйства и многое другое. Искусство Мстёры было представлено на выставке работами вышивальщиц мастериц белой глади, изделиями металлистов чеканщиков, шкатулками из папье-маше с росписью художников-миниатюристов. Этим было показано, что работы мстёрских мастеров оцениваются трудящимися области как достижения, заслуживающие быть отмеченными наравне с важной продукцией промышленности. Лаковые коробочки Мстёры помещались на выставке рядом с изделиями прославленных мастеров хрусталя. Между ними есть много общего: те и другие являются произведениями искусства, свидетельствующего о высокой талантливости русских людей. В 1948 году артель отмечала свой двадцатипятилетний юбилей. Чествование юбиляров превратилось в большой праздник. Кипучая, творческая жизнь ключом бьет во Мстёре. Художники, вышивальщицы, металлисты трудятся не покладая рук, создают новые и новые произведения, неустанно совершенствуют свое мастерство. Мастерские Мстёры ежегодно пополняются молодыми художниками, вышивальщицами, чеканщиками. Желающих работать на папье-маше, на металле, заниматься вышивкой находится много. Народ любит произведения Мстёры, это здесь прекрасно учитывают. В художественную профессионально-техническую школу, организованную в 1932 году, идет молодежь, окончившая средние учебные заведения. Сюда поступают учиться колхозники, молодые рабочие и работницы. Курс обучения мастерству художественной миниатюры рассчитан на пять лет. Школа имеет три отделения. Пути дальнейшего развития искусства в нашей стране были со всей четкостью определены постановлениями Центрального Комитета ВКП(б) по идеологическим вопросам. Постановления ЦК ВКП(б) нанесли сокрушительный удар по всем проявлениям космополитизма, низкопоклонства, раболепства перед иностранщиной. Они оказали решающее влияние на дальнейшее развитие народного искусства, помогли поднять и коренным образом улучшить разнообразные народные художественные промыслы. Главным, руководящим методом работы художников Мстёры, как и всех работников искусств, стал метод социалистического реализма. Гениальное определение метода советского искусства дал товарищ Сталин. Социалистический реализм означает правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии. Его черты мы видим в лучших произведениях мастеров, особенно созданных ими за последние пять-шесть лет. Чуткие художники современности — народные мастера Мстёры хорошо понимают, что в искусстве совершенно недопустимо одно лишь любование стариной, преклонение перед культурным наследием прошлого, каким бы прекрасным и ценным оно ни было. Главная задача, отчетливо осознанная ими, состоит в том, чтобы на основе критически переработанного культурного наследства прошлого создавать новые выдающиеся произведения, достойные нашей великой эпохи — эпохи построения коммунизма. Опираясь на богатую практику социалистического опыта, ведущие мастера создали немало таких произведений. В работе коллектива мастеров постоянно помогает находящийся в Москве научно-исследовательский институт художественной промышленности РСФСР. Советские искусствоведы строят свою работу на строго научной, марксистской основе. Их участие в совершенствовании мастерства народных художников имеет важное значение. Мастера получают от артели творческие командировки, выезжают в Москву, где под руководством видных искусствоведов выполняют по заказу института новые работы. В дальнейшем эти работы служат образцами, с которых делаются копии. Научные сотрудники-искусствоведы, руководящие работники института часто приезжают в Мстёру, помогают народным мастерам в их творческом росте, содействуют развитию их марксистско-ленинского мировоззрения. Содружество работников института с мастерами способствует успешному развитию искусства Мстёры в духе социалистического реализма. Огромное значение для дальнейшего совершенствования искусства советской миниатюры имели проведенные институтом во Мстёре в 1947 и 1951 годах творческие конференции художников, в которых принимали участие также мастера Федоскина, Жестова и Холуя. На этих конференциях подводились итоги работы, критически обсуждались допущенные ошибки и недостатки, подвергались подробному разбору новые работы мастеров, намечались перспективные планы деятельности промыслов. На основе решений Центрального Комитета партии по идеологическим вопросам, на этих конференциях были определены конкретные задачи работников народного искусства и, в частности, искусства советской Мстёры. Основным в деятельности художников является творческая работа по методу социалистического реализма. Этот метод обязывает художников самым внимательным образом изучать и осмысливать нашу радостную, многогранную советскую действительность, воплощать жизнь и борьбу советского народа — строителя нового коммунистического общества, в полноценных художественных образах. Художники должны смело расширять и углублять советскую тематику, все более и более делать ее основным, главным содержанием своих произведений. При этом совершенно необходимо учитывать и правильно сочетать два основных начала художественных промыслов: местные и народные традиции и проявляющееся в работах мастеров новаторство современного искусства как в тематике, так и в технике исполнения. Среди художников Мстёры есть немало новаторов, создавших ценные произведения. В их работе встречаются еще определенные трудности. Они чаще всего выражаются в отставании формы от содержания. Художникам, рисующим миниатюру на современную тему, не всегда удается достигнуть единства формы и содержания, творчески связать новое содержание со старой, традиционной формой, с мстёрским стилем. В живописи Мстёры развитие нового содержания в некоторых случаях идет быстрее развития стилевой формы. Особенно это характерно для пришедших в артель молодых художников, выпускников местной профессионально-технической школы. Не все из них сумели освоить стилистические особенности искусства Мстёры, сложившиеся в течение многих десятилетий, соединить их с новым содержанием. В последние годы происходит сложный процесс развития стилевых особенностей Мстёры в сторону большей реалистичности живописи, возникают новые, ценные стилистические приемы, новые формы искусства. Они должны получать самую широкую поддержку и поощрение. Художественные традиции Мстёры должны, при творческом, критическом к ним подходе, совершенствоваться и развиваться. Не могут пользоваться одобрением упрощенческие попытки механически перенести в искусство стилевой декоративной миниатюры принципы станковой живописи. Поверхностный, упрощенный подход к разработке сложных тем современности в живописи на папье-маше, как и вообще в искусстве, совершенно недопустим. Художники Мстёры не должны углубленное художественное решение подменять плакатностью или, что еще хуже, натуралистическим, прозаическим отражением действительности. К сожалению, такие попытки со стороны отдельных, менее опытных художников были. Они, эти попытки, должны получить решительный отпор. Разумеется, борьба за советскую тематику в искусстве Мстёры не исключает разработку тем, почерпнутых в русском фольклоре, в истории страны, в художественной, классической литературе. Важно, чтобы художники, при решении этих тем, руководствовались методом социалистического реализма, чтобы их произведения воспитывали народ в духе советского патриотизма. Именно так и поступают лучшие художники Мстёры. Их работы ценны наличием таких жизненных народных традиций, как непосредственность восприятия, выразительность образов, правдивость в изображении действительности. Они умеют своими произведениями передать биение пульса жизни, показать нашу советскую эпоху. Одним из лучших мастеров Мстёры является заслуженный деятель искусств РСФСР И. А. Фомичев. Характерная особенность его произведений состоит в глубине их идейного содержания. В своих лучших работах этот выдающийся народный мастер запечатлел образ великого вождя — товарища Сталина. Фомичев утверждает и пропагандирует в художественной форме животворные идеи советского патриотизма. Его произведения помогают воспитывать в наших людях чувство любви к Родине, сознание общественного долга. Фомичев создал такие ценнейшие миниатюры, как «Призыв вождя», «Товарищ Сталин среди батумских рабочих в 1902 году», «Выступление товарища Орджоникидзе на собрании рабочих в Сухуми в 1907 году», «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам», «Оборона Владимира от войск хана Батыя в 1238 году» и многие другие. Уже сам выбор тем красноречиво свидетельствует о высоких патриотических помыслах художника. Значение этих работ еще более повышается отличной техникой исполнения. Подобные яркие выражения советского патриотизма в работах художников Мстёры являются важнейшей чертой социалистического реализма. Заслуженный деятель искусств РСФСР И. Н. Морозов более четверти века плодотворно трудится в коллективе народных мастеров Мстёры. Начав свою работу с росписи деревянных игрушек, красочной отделки самых обыденных предметов домашнего обихода, он перешел к созданию замечательных образцов народного искусства советской Мстёры — уникальных шкатулок из папье-маше. Его работами по праву гордится артель. Многие из них вошли в фонд лучших изделий Мстёры, достойно пополнили ценнейшую коллекцию советских художественных лаков. Среди многочисленных произведений этого мастера особенно выделяется шкатулка, расписанная на тему «Воссоединение Украины и России в 1654 году». В центре композиции мы видим всадника. Это — Богдан Хмельницкий. Как и во всех работах Морозова — героический образ человека здесь на первом плане. Фигуры, пейзаж, все тщательно прописано художником, тонкость росписи в этой работе изумительна. Цветовая насыщенность, звучная тональность, единство колорита — вот те наиболее характерные для искусства Мстёры черты, которыми особенно отличаются работы Морозова. Шкатулки, расписанные Морозовым на темы: «Сказка о золотом петушке», «За Родину!», «Партизаны», «Социалистическое строительство» и многие другие свидетельствуют о наличии высоких нравственных и общественных идеалов, за которые борется художник. Эти работы являются образцами, на которых следует учиться молодым художникам. Интересным, своеобразным мастером, виртуозом своего дела, является Е. В. Юрин. Он избрал своей специальностью в миниатюрной живописи орнамент. Фантазия этого художника неистощима. Декоративный, цветочный, геометрический, линейный и другие виды орнамента на шкатулках выполнены художником с редким мастерством. Умело распоряжаясь цветом, Юрин в меру добавляет к краскам золото и тогда его пудренницы, ларцы, чайницы, пластины — сверкают, как драгоценности. Иногда он выполняет работу и одним только золотом, давая его в тонах и полутонах. Юрин принадлежит к мастерам-новаторам. Он обогатил орнамент многими новыми элементами. Он ввел в него советскую эмблематику — пятиконечные звезды, изображения серпа и молота, гербы, знамена, ордена. Им выполнен замечательный пятипредметный гарнитур на тему «Знамя Победы», в котором он увековечил ставшее легендарным Знамя Победы, водруженное советскими воинами в Берлине, над рейхстагом. В состав этого гарнитура входит пластина с полным текстом «Гимна Советского Союза», орденские шкатулки с изображением ордена Ленина и ордена Победы, эмблема Москвы — Спасская башня Кремля с негаснущей рубиновой звездой. Как другие художники в сюжетной живописи, так Юрин в своем самобытном, ювелирно-тонком орнаменте дает блестящий образец творческого овладения методом социалистического реализма. Ученица одного из старейших мастеров Мстёры, покойного А. Ф. Котягина — Клавдия Соколова является автором интересных работ. Она создала такие произведения, как «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» и «Широка страна моя родная». Особенностью этих миниатюр является то, что они проникнуты духом революционной романтики, выступающей в образе современного человека. Товарищ Жданов говорил, что «для нашей литературы, которая обеими ногами стоит на твердой материалистической основе, не может быть чужда романтика, но романтика нового типа, романтика революционная». Это высказывание служит руководящим критерием для нашего отношения к романтике. Революционная романтика — неотъемлемая черта социалистического реализма. В многогранном искусстве Мстёры романтические темы получили широкое отражение. Художник-коммунист Ф. Г. Шилов, автор миниатюр «Буревестник», «Буря», «Во имя Советской Родины», «Бородино», «Бесы», «Снегурочка» дал удачные образцы произведений с революционной романтикой. Хороши в этом плане миниатюры художников Н. Медведева — «Рассказ героя» и «Юные геологи», А. Синигиной — «Вот они, родные края», И. Балакина — «Утро в Шушенском», И. Семина и В. Юкина — «Рассказ о революции», Е. Зониной — «Далеко от Москвы» и «Тачанка», большой цикл миниатюр художников, запечатлевших подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. В этих миниатюрах даны образы советского человека, человека-борца, строителя новой жизни, патриота любящего Родину, беззаветно преданного делу партии Ленина—Сталина. Смотреть на настоящее с высоты будущего — таков девиз социалистического романтизма. Ему и следуют художники-миниатюристы. В последнее время, особенно в 1951 году, народные мастера Мстёры сделали немало удачных, новаторских работ, проникнутых революционной романтикой. Кроме вышеназванных к ним относятся работы, в которых отражены великие стройки коммунизма, новое в жизни колхозной деревни. Колхозная тема вообще очень любима художниками Мстёры, как одна из наиболее близких им. Они живут в поселке, раскинувшемся среди просторных, плодородных полей, непосредственно наблюдают жизнь колхозников, сами личным трудом участвуют в ней. Отражая радостный свободный труд колхозников, механизацию социалистического земледелия, художники стремятся развернуть повествование, действие героев, изображенных на миниатюре, на фоне горячо любимого ими русского пейзажа. Они отлично умеют передать всю прелесть и очарование окружающей нас родной природы. В этом одна из характерных особенностей искусства Мстёры, важная заслуга ее художников. После Н. П. Клыкова лучшим знатоком и признанным мастером пейзажа во Мстёре является один из старейших ее художников — В. Н. Овчинников. За свою работу «Праздник урожая» в 1937 году на Парижской международной выставке Овчинников был награжден золотой медалью. На этой миниатюре изображен М. И. Калинин с группой колхозников на сельском празднике изобилия, среди богатств колхозной земли. Теме колхозного труда посвящены и другие выдающиеся работы Овчинникова — «За семь миллиардов пудов хлеба», «Мария Демченко», «На покосе», «Сбор плодов». Во всех этих работах, не заслоняя главную тему, а сопутствуя ей, служа ей органическим, красочным фоном, присутствует великолепный своей первозданной прелестью русский пейзаж. Сочные, яркие, свежие краски, богатая цветовая гамма, с множеством переходов и переливов, заставляют любоваться деревьями, травами, цветами, голубыми реками, лесными далями, изображенными на миниатюрах Овчинникова. На них мы видим подмеченные зорким глазом художника новые элементы пейзажа: трактор на пашне, столбы электролинии, колхозную ферму, автомобиль, груженный лесом и т. д. Он не усложняет своих правильно построенных композиций большим количеством деталей, атрибутов, не допускает излишней перегруженности, надуманности в их построении. Наличие условной, неглубокой цветовой и линейной перспективы, соответствующей характеру декоративной миниатюры, ее плоскостности, тщательная техническая проработка деталей, архитектурных форм свидетельствуют о высоком мастерстве. Миниатюры Овчинникова радуют глаз, украшают и облагораживают быт советского человека, заставляют любить правильно понятую и хорошо переданную красоту русской природы, любить Родину. Превосходные портреты товарищей В. И. Ленина, И. В. Сталина, В. М. Молотова на пластинах из папье-маше создал лучший портретист Мстёры В. Д. Бороздин. Ему, как никому другому, удается передать в портретах индивидуальность характера человека, отразить его высокие духовные помыслы. Заслугой Бороздина является создание миниатюрных портретов основоположников мстёрского стиля Клыкова и Котягина. В последние годы во Мстёре плодотворно работает художник И. К. Балакин. Это — мастер новатор. Его заслугой является обновление художественных форм, усовершенствование техники исполнения, творческое преобразование традиционных жанров. Балакин первый среди молодых художников Мстёры встал на путь исканий, путь новаторства. Ему удалось найти и отразить в миниатюре неведомые и несвойственные раньше мастерам Мстёры сюжеты, новые образы и темы. Его работы «Слава народу — герою победителю», «Чапаев», «Шахтеры», «Иван Сусанин», «Москва — столица СССР», «Тарас Бульба», «Тамара и Демон», «Сон Татьяны», «Василиса Прекрасная» и многие другие выполнены необычно, в радостных, мажорных тонах, четко передают характеры героев. Они производят сильное впечатление на зрителей. Игорь Балакин — хороший рисовальщик. Сделанные им миниатюры выгодно отличаются правильностью, мягкостью рисунка, оригинальными сюжетами, удачно найденными техническими приемами. Особенно хороши в этом плане его миниатюры «Каменный цветок», «Князь Игорь в стане половецком». Но Балакин не единственный во Мстёре художник-новатор. Среди молодых мастеров есть и другие, внесшие в искусство миниатюры нечто новое, расширившие тематические рамки, улучшившие технику исполнения. Особенно отрадно, что в этой плеяде новаторов едва ли не ведущее место принадлежит женщинам. К ним с полным основанием можно отнести М. Петрову, М. Немову, А. Синигину, Е. Зонину, А. Захарову и многих других. По достоинству следует отметить работы Екатерины Зониной. Центральное место в ее произведениях занимает тема колхозного труда. Она живет в деревне Языково, семья ее состоит в колхозе. Колхозный труд близок и знаком ей. Чудесны шкатулки Зониной «Вручение колхозу акта на вечное пользование землей», «На колхозной ферме», «Праздник урожая», «Сенокос закончен». Она выполнила их по-своему, очень своеобразно, несколько в условной форме. Красота рисунка, яркость, типичность героев говорят о высокой культуре, большой талантливости художницы. Совсем недавно Зонина закончила интересную работу. Она нарисовала миниатюру, иллюстрирующую одну из сцен романа В. Ажаева «Далеко от Москвы». На шкатулке мастерски изображен заключительный эпизод романа — окончание строительства нефтепровода. Произведения, подобные названным выше, отражающие темы современности, труд человека, героику наших будней, исчисляются сотнями. Они и определяют сегодняшнее творческое лицо советской Мстёры. Теперь уже ни в коей мере нельзя рассматривать её шкатулки лишь как экзотику, отражение старины, как это ошибочно делали раньше некоторые исследователи. Наиболее драгоценным и самым верным источником наших знаний о народном искусстве являются сами народные мастера. Именно поэтому изучение их жизни и работы, их произведений особенно важно и необходимо.
Иконописный промысел во Владимирской губернии Сусальное мастерство в слободе Мстёре Школы иконописи в сл. Холуе и Мстёре Вышивка и иконопись Мстёры Мстёрский художественный музей.
|