Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
29.12.2024
11:29
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1624]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [267]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Архимандрит Сергий

Сергий, архимандрит Владимирского Рождественского монастыря

14 июля 1723 году архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра 1-го о перенесении в С.-Петербург мощей св. в. к. Александра Невского, находившихся на вскрытии с 1381 года, в церкви Рождества пресв. Богородицы.

По прошению мирянина Василия Киселева с товарищами, об обидах от игумена Царе-Константиновского монастыря Владимирской епархии Маркелла, живущим в монастырских вотчинах, и в назначении в тот монастырь архимандрита. 11 марта 1730 г.—30 марта 1731 г.
В прошении было изложено, что дело это производилось в Московской Духовной Дикастерии и в 1729 г. следователями по делу назначены Владимирского Рождественского монастыря архимандрит Сергий и Сноиицкого монастыря игумен Виктор, кои, приехав в Царе-Константинов монастырь в ночи в 5-м часу необычайно, велели разкласть огни и взять в игуменскую келью казначея Александра, братию и служителей и били их плетьми смертно безвинно; казначей лежал при смертном часе, исповедан, приобщен св. Таин; взят в Рождественский монастырь, где держан в чепи в хлебне, морен томною смертию и отослана скованным в Владимирский синодальный Духовный Приказ,— с согласия игумена Маркелла; сам-же игумен Маркелл чинить монастырскому хлебу и корму многую трату напрасно, о чем знает житенный монах Дорофей; назначенные вышеупомянутые следователи, норовя игумену Маркеллу, писали в Духовную Дикастерию, что челобитчики за делом не ходят и на следствие бумаги не дают,— а бумаги никогда и не требовали; просили взять казначея Александра в Святейший Синод в Москву (дабы ему не умереть во Владимире безвременно) и игумену Маркеллу запретить ведать монастырских крестьян судом, расправою и сборами.
По справке в Духовной Дикастерии оказалось, что дело об утрате и продаже игуменом Маркеллом монастырского хлеба, сена, лошадей и проч., о безвинном бое и обидах крестьян, производилось с 18 октября 1729 г.; игумен Маркелл был допрошен и отпущен в монастырь, а следствие по делу поручено архимандриту Сергию и игумену Виктору; между тем казначей Царе-Константинова монастыря иеромонах Александр со всею братиею и служителями монастыря не пустили в монастырь игумена Маркелла, хотели бить его до смерти, келью его запечатали, келейника выслали и побрали себе ключи, приходорасходныя книги и разные письма,— о чем и производилось дело.
17 марта Святейшим Синодом определено: следствие по делу оканчивать в самой скорости и подлинное дело следователям представить в Духовную Дикастерию, а к назначенным следователям придать еще, кого пристойно из обретающихся в Володимерских синодальных вотчинах на приказех синодальных дворян; иеромонаха Александра, если не касается до него важных причин, свободить на поруки, а игумену Маркеллу, за показанным на него подозрением, монахов, служителей и крестьян монастырских до указу ни в чем не ведать.
13 мая 1730 года архимандрит Сергий и игумен Виктор доносили Святейшему Синоду, что Киселев с товарищами в своем прошении напрасно их поклепали и оболгали, ибо монашествующие и слуги монастырские наказаны шелепами по определению Духовной Дикастерии, а чего ради взят в Володимер иеромонах Александр, о том в Московскую Духовную Дикастерию донесено.
11 сентября 1730 г. братия Царе-Константинова монастыря, иеромонах Александр, монахи — Дорофей, Иона, Феодосий, и подлинные крестьяне села Доброго с старостами, прислали в Святейший Синод прошение об определении к ним в монастырь архимандрита Белогостицкого монастыря Ростовской епархии Доримедонта, ибо он — человек добрый и смирный, а в Царе-Константиновом монастыре издревле архимандриты были, а ныне церковь Божия, за неимением иеромонахов и диаконов, стоит без пения.
Архимандрита, Доримедонт (в мире Димитрий Блохин), сын купца, родом из Юрьева Польского, 73 лет, в допросе показал, что в разных монастырях до 192 г. был конархистом, затем женился и был священником в Костромском уезде в селе Новом у Благовещенской церкви, с 201 г. священствовал в Москве у церкви Всемилостивого Спаса, что на Воронцовском поле, в 1714 г. овдовел и постригся в монашество в Козьмине монастыре Владимирского уезда (у игумена Симона), в 1715 г. был игуменом в Ростовском Яковлевском монастыре и в том же году перемещен в Углич Воскресенский монастырь архимандритом, в 1717 году перемещен в Белогостицкий монастырь, откуда в 1724 году уволен по болезни в Козьмин монастырь, приписанный к Николаевскому Волосову монастырю, откуда за оскудением, пищи перешел в Троице-Сергиев монастырь (к архимандриту Варлааму) и в 1730 году взят в Москву для священно-служения на Троицкое Богоявленское подворье, что в Кремле. О прошении братии и крестьян Царе-Константинова монастыря он сведом и, буде Святейший Синод повелит быть ему там, отрекаться не будет.
По справке с записной 1702 г. в бывшем Патриаршем Духовном Приказе книгой, в Царе-Константиновом монастыре архимандриты бывали (в 1715 г. архимандрит Дионисий), а ныне архимандрита там не имеется.
Дальнейших сведений в деле нет.

По жалобе отставного поручика Ивана Рыльского, об обидах от архимандрита Рождественского, что во Владимире, монастыря Сергия; здесь же о смерти архимандрита и о пожитках его. 10 августа 1730 г.—9 августа 1732 г.
Рыльский в своей жалобе излагал, что он определен в Рождественский монастырь с выдачею ему из монастыря 9 порций, но архимандрит того монастыря Сергий определенного ему жалованья не дает и пред себя не пущает, чтоб ему при оном монастыре не жить, для того что он, архимандрит, живет непорядочно, в церковь Божию ни к какому пению, кроме дванадесятых праздников, не ходит, с неизвестным человеком Одинцовым пьют, бражничают, монастырскую церковную и ризничную казну и хлеб расхищают, в приписных монастырях в Федоровском забрал и продал колокола для своего интересу, а в Спасском Золотоворотском забрал и утратил много ризничей казны, живет блудно с разными бабами и девками и парится с ними в бане, тоже делают и келейники его, монахам и служителям сполна жалованья не дает, а с крестьян собирает неуказные сборы, корыстуется, а платежных отписей не дает, бьет крестьян кошками, о чем в Камор-Конторе (или в Коллегии Экономии) доношениями сообщено, но за дружбою и поноровкою решения не учинено, а в 1730 году архимандрит и Одинцов прислали в Коллегию Экономии составное и затейное неправое доношение о невозможности содержать в монастыре его, Рыльскаго, за неимением упалых мест, а их довольное число — вместо 70 монахов в монастыре только 6 иеромонахов и иеродиаконов, 6 крылосных и 38 простых и двое на пропитании. Рыльский просил выдать ему положенное от монастыря содержание с июля 1729 г., а о непотребных проступках архимандрита изследовать, причем Рыльским было указано несколько человек свидетелей и прилагались копии с доношений крестьян на архимандрита в Камор-Контору. В доношениях этих между прочим излагалось, что архимандрит Сергий в 1721 г., по приезде своем из Новоспасскаго при Москве монастыря, поставил управителем монастыря некоего Даниила Одинцова (Одинцов был стряпчим еще при прежнем архимандрите Гедеоне, что после пострига Григорий.), называемаго стряпчим; в ноябре 1722 г. освободил от наказания солдатскаго сына, укравшаго из казны 100 руб.; в 1723 г., отъезжая в Петербург, требовал от крестьян многих подвод и прислал из Петербурга укаказ о сборе с вотчин на его прихоти 4034 р. с гривною; дозволял крестьянам быть в бегах; жил прелюбодейно с девкою иноземкою и бил ее кошками и держал на виске до шести часов; сам ел поросят, запекши их в меду, а братию морил холодом и голодом; разорил Федоровский монастырь; в кельях своих сделал окончины полотнянныя и написал неприличныя монахам мирския персоны (а именно — «к девической персоне сперва трудно бывает и проч.»), поставил на крыльце нагих деревянных болванов мазаных, призывал скомороха. Холодила играть в дудки и велел стрелять по монастырю из пушек и из ружей, чем созвал в монастырь множество народа; в монастырских вотчинах, в селах Веси, Уколе, Тимошине, для разорения и обид поставил вновь прикащиков; рачительнаго казначея иеромонаха Симеона уволил и назначил расточительнаго иеромонаха Павла; раздарил много монастырскаго скота (одних лошадей прежде бывало более 500); похвалялся из живых крестьян кровь пить; говорил, что когда приходит стряпчий Одинцов, то у него в сердце будто стрелою стрельнет и он делает все, чего стряпчий хочет; о поступках стряпчаго не следовал, а жаловавшихся крестьян велел ловить келейнику своему, который бегал с обнаженным палашем и хотел рубить крестьян; с девкой Екатериной Мочалкиной прижил ребенка,- молитву давал и крестил ребенка градской Никольской церкви поп Федор Федоров, о чем с ведом и казначей Царя-Константинова монастыря Александр; жил блудно и с другими бабами, которыя приходят в монастырь, скачут, пляшут и всякия неистовыя песни поют; Ростовскому архиепископу Георгию подарил пару серых и пару вороных лошадей, чтобы тот исходатайствовал ему, архимандриту, епископство; играл в своей келье с девкою в карты в короли, когда девка проигралась, то архимандрит, ставши королем, говорил непотребныя и весьма богопротивныя слова: «приказал король — подымай, девка, подол»,— и девка, безстыдно подняв подол, пред ним, архимандритом, стояла.
31 августа 1730 г. Святейшим Синодом было определено: поручика Рыльскаго указным жалованьем Коллегии Экономии удовольствовать немедленно, уведомить Святейший Синод, почему не следовано по доношениям крестьян на архимандрита Сергия и стряпчего Одинцова, и поручить следствие по сему делу произвести архимандриту Юрьева-Польского Архангельского монастыря Тихону и Духовной Дикастерии регистратору Алексею Максимову.
Но еще до посылки указа о производстве следствия, архимандрит Сергий прибыл в Москву, а поп Федоров заявил, что он прижитому от архимандрита ребенку молитвы не давал и не крестил. Архимандрит письменно заявил, что Рыльский поклепал его во всем напрасно.
21 сентября 1730 г. члены Святейшего Синода имели суждение о том, что архимандрит Сергий, вопреки указу 12 марта 1725 г., без разрешения живет в Москве, незнаемо где, и в Святейшем Синоде не являлся, и приказали сыскать его и допросить о приезде в Москву. Архимандрит сказал, что прибыл в Москву 15 сентября для поклонения Ея Императорскому Величеству, понеже не был еще по восшествии Ея на престол, а по приезде заболел и помог явиться, позволения же не спросил простотою своею, в чем и просить у Святейшего Синода милостивого прощения.
Получены были из Владимирской провинциальной Канцелярии заявления священника Федорова и казначея Рождественского монастыря Тихона Манукова.
21 октября 1730 г. Святейшим Синодом определено: архимандрита Сергия по доносу Рыльского допросить обстоятельно, а присланные из Владимирской провинциальной Канцелярии заявления уничтожить и действа никакого по ним не производить, понеже признаваются быть сумнительными и принимать той Канцелярии от духовных персон заявления не надлежало, о чем и потребовать от той Канцелярии объяснения, а попа Федорова и казначея Манукова взять в Москву и допросить, почему они дерзнули подавать свои заявления не в принадлежащем месте, оставя духовное правление, где под командою имеются. По прибытии оба просили у Святейшего Синода за свою вину милостиваго прощения. 19 февраля 1731 г. отпущены во Владимир.
9 ноября Рыльский представил в Святейший Синод 100 рублей, данных ему архимандритом для того, чтобы не быть ему, Рыльскому, у доказательства против архимандрита.
Определениями Святейшего Синода 16 и 18 ноября постановлено: деньги 100 руб. принять и хранить в Синодальной Канцелярии до указа, а допрос чинить по прежнему определению, выписав из доношений что касается до духовности для предложении собранию Святейшего Синода, а что до духовности не касается, о том суд производить в Синодальной Канцелярии по форме, как указ 3 мая 1725 г. повелевает.
О деньгах архимандрит говорил, что он дал Рыльскому на пропитание 100 руб., а Рыльский утверждал, что архимандрит просил не доказывать обвинений и дал 100 рублей.
27 ноября 1730 г. архимандрит Сергий заявил о своей болезни и поручил в ответе и в оправдании на суде быть комисару Игнатию Зиновьеву, который показал, что архимандрит жил в монастыре порядочно, в церковь Божию, когда был здоров, ходил, с Одинцовым не бражничал, казенных денег и имущества не расхищал, приписных монастырей не разорял с вотчинных крестьян неуказных сборов не брал, крестьян безвинно не бивал, монастырских служителей голодом не морил, неизвестных людей в монастырь не принимал и подарков от себя не разсылал. Рыльский стоял на своем, говорил, что все проступки архимандрита от пьянства, в чем указывал и свидетелей — иеромонахов Антилоховскаго и Илариона, поручика Романова, бывшаго иеромонаха Симеона (после игумена Спасского Золотоворотского монастыря) и иеродиакона Сергия. Зиновьев утверждал, что все это сущая неправда и что Рыльский говорит разницу сравнительно с доносом. Из указанных свидетелей иеромонахи Иларион и Гавриил Антилоховский и иеродиакон Сергий за пьянство не раз были архимандритом наказаны, поручик Романов имеет дружество с Рыльским и злобу на архимандрита; монастырское имущество все цело по описным книгам Владимирскаго Волосова Николаевскаго монастыря игумена Боголепа; указывал свидетеля Борисоглебскаго в Торжке монастыря келаря монаха Павла; а что против описных книг бывшаго архимандрита Гедеона многих вещей не хватает, то объяснением этого служат пожары, бывшие в Рождественском монастыре в 1717 и 1719 гг.
11 января 1731 г. архимандрит Сергий был допрошен по пунктам, «касающимся до духовности»: 1) о блудной жизни с разными бабами, 2) о прижитии с девкою ребенка, 3) о катании блудниц на монастырских лошадях, 4) об отпуске в Москву на гулянье монастырских лошадей с девкою, 5) о взятках, требуемых девкою с крестьян, 6) о покупке двора для подозрительных жен и 7) об игре в карты с девкою и о безстыдном поведении последней,— и на допросе сказал, что ничего вышеписаннаго не бывало. 18 апреля 1731 г. архимандрит по болезни и ради наступающаго праздника Пасхи отпущен в монастырь.
10 марта 1731 г. Коллегия Экономии прислала экстракт из дел по доносу крестьян на стряпчего Одинцова, по которому Одинцов Камор-Конторою от стряпческих дел отрешен, а следствие по делу поручено, было камисару Ивану Никитину, но решения по тому следствию в Камор-Конторе не учинено «за нехождением и за недачею гербовой бумаги». Крестьяне доносили, что Одинцов об них не рачит, а только разоряет: в разные случаи взял с них 55 р. 13 алтын 2 деньги, всякаго харчу, лисиц и куниц на 70 руб. 21 алтын, ржи и овса больше 50 четвертей, бил, притеснял, выгонял на монастырския работы в летнюю пору и проч. Одинцов виновным себя не признал. Камор-Контора поручила камисару произвести следствие по делу, а Одинцову запретила вступать в стряпческия дела до окончания следствия. Одинцов запретил камисару следовать по делу и камисар уехал. Камор-Контора вновь сделала распоряжение о производстве, следствия, а стряпчаго отрешила от дел. Затем архимандрит Сергий донес Камор-Конторе о неплатеже крестьянами оброчных денег и о мятеже их. Тому же камисару велено было следовать и о мятеже крестьян (а в Высокорецкой волости показано 889 душ, 7 вытей по 109 душ каждая). Крестьяне подали донос о притеснениях от архимандрита. Дело решения не имеет.
19 мая 1731 г. получено было в Святейшем Синоде доношение казначея Рождественскаго монастыря иеромонаха Тихона Манукова, в котором он сообщал, что архимандрит Сергий прибыл в монастырь 27-го апреля, а 1 мая он, казначей, получил из Святейшего Синода указ о том, чтобы первенствующим из братии монастырской наблюдать за архимандритом и не позволять ему расточать монастырское имущество, а когда объявили этот заказ архимандриту, то он сказал: «я де о том ведаю; что-де ты, казначей, думаешь, есть ли-де или нет мне власть?» На которые слова казначей почтенно ответствовал архимандриту, что он соизволит, а по присланному указу и его, архимандрической, воли в чем надлежит, противными быть не хотим, токмо просим бобыльскаго сына, ведомаго плута и наговорщика Бориса Кананина уволить от кельи архимандрита и с Приказа из сельца Веризина, где он чинил разныя нападки крестьянам и разорение; да у того-ж плута двоюродный брат его, архимандрита, Иван Якимов нашел неведомые коренья, но он, плут, с великими слезами выпросил половину тех кореньев назад и говорил, что без тех кореньев и люди любить не станут,— архимандрит же сказал, якобы никто, кроме того ведомаго плута, ему так услужить и верности учинить не может и отлучить-де ему того Каманина нельзя; и оный плут, слыша себе такую от архимандрита, видно по некоей тайной между ними причине, хвалу, начал всем с надменностью грозить, и архимандрит выслал всех монашествующих с нечестием вон и грозил — «я - де с вами управлюсь», отчего он, казначей, опасен, не учинил бы им архимандрита, напрасной скорби и вечнаго увечья, понеже в наказании мерности не имеет (бьет до тех мест, как наказываемый обезгласит или вид изменит); после этого монашествующие запечатали в сельце Веризине монастырския житницы, а к пашне и севу приставили особаго смотрителя,— плут Кананин печать сорвал и целовальника избил; затем чрез келейника архимандричьяго Герасима Никонова обнаружилось, что архимандрит страдает падучею болезнью, чинит всякие расходы с излишеством, и остановить его никто не может; он же, архимандрит, сделал в монастырской стене калитку, чрез которую ежедневно ходит к нему девка, а обители от сего нарекание и напрасное поношение, просил защиты и следствия.
28 мая 1731 г. Святейший Синод, заслушав все дело об архимандрите Сергии и стряпчем Одинцове и о келейниках архимандрита, определил по всем доношениям, выключа что касается до духовности, изследовать в Володимире совершенно, без всякаго опущения и пристрастия, в немедленном времени, Юрьева-Польского Архангельского монастыря архимандриту Тихону, архимандрита же Сергия выслать за караулом в город Юрьев-Польский для допроса, а допрося, отправить в Лукьянову пустынь, где и содержать его в подначальстве неисходна до указу; при производстве следствия содержание получать от Рождествена монастыря; иеродиакона того же монастыря Сергия и келейников Кананина (Отец Кананина был в Рождественском монастыре служителем при прежних архимандритах Варнаве и Иосифе.) и Якимова представить в Святейший Синод.
Иеродиакон Сергий и келейники на допросе показали только о падучей болезни архимандрита, по делу же ничего не показали; Кананин о кореньях говорил, что то были табачные корешки от зубной болезни и корешки инбирю от глазной болезни, а Якимов говорил, что помянутые коренья на табачные корешки и на инбирь немало не походят.
16 июня 1731 г. казначей иеромонах Тихон доносил Святейшему Синоду о том, что 8 июня ночью поймали келейника архимандрита Семена Тимофеева с девкою в мужском одеянии, которую провожал он к архимандриту, и которая ездила и в Москву к архимандриту в великий пост.
Игумен Лукьяновой пустыни Варлаам 25 июня 1731 г. донес Святейшему Синоду, что 19 июня привезли в ту пустынь архимандрита Сергия едва жива, из коляски на руках внесли в келью и он того-ж часа волею Божиею умре; при доношении приложена была и опись имущества, оставшагося после смерти архимандрита Сергия. Святейший Синод сейчас-же распорядился немедленно погребсти тело архимандрита в Лукьяновой пустыни. В присланной описи показаны были следующие книги; октай 1-го гласа, 2 минеи (ноябрь и август), 2 пролога (март и сентябрь), евангелие запрестольное без евангелистов, следованная псалтирь, евангелие толковое повседневное, соборник, евангелие толковое воскресное, описная книга Чудова монастыря, жезл, песнь Богородицы, библия, Кириллово евангелие, трифиллион, псалтирь малая, малая письменная книга о вере, труба, акафист, диоктр, псалтирь виршевая, праздники, ирмосы двоенадесятные, история о царех письменная, служебник, молитвы на сон грядущим, грамматическая наука, пчела письменная, святцы, обиход, богомыслие, каноник, книга указов 1719—1721 гг., требник, цвет духовный, чин пострижения в монашество, литургия апостола Иакова, крюковая, о погребении Петра I, часть малая Киевскаго летописца, апология, преславное торжество о свободе Ливони, начало князем российским, отчего поколение зачалось, зерцало, псалмы певчие; посуды разной—фунты медные, 2 левисса медные, крушка, 5 оловянных тарелок, 3 шандана, чернильница властелинская, 11 пар ножей с вилками, 2 чайника, колокольчик, чулки зеленые, 6 серебряных ложек, 4 серебряных фляжки, серебряные часы, 2 мешка серебр. денег, 4 червонца (3 московских и 1 немецкий), 3 четки, 4 серебряныя пряжки, 4 чемодана, ящик с образами, золотой крест шейный.
При описи имущества была следующая братия Лукьяновой пустыни: игумен Варлаам, иеромонахи Иаков, Иосиф и Марк, иеродиаконы Пафнутий и Иларион, монахи Пармен, Мефодий, Ефрем, Никодим, Игнатий, Макарий, Герман, Силуян, Михаил, Иаков, Иосиф, Марк, Максим, Никон, Варфоломей, Серапион, Павел, Боголеп. 28 июня архимандрит Юрьева-Польского Архангельского монастыря Тихон между прочим доносил Святейшему Синоду, что в Лукьяновой пустыни игуменом Варлаамом взято у келейника покойного архимандрита Сергия казенных денег 11 р. 75 к. Игумен Варлаам на допросе о деньгах сказал, что велел держать их в расход на погребение архимандрита. Архимандрит Тихон просил указаний о продолжении следствия по делу покойного архимандрита Сергия.
Того же 28 июня получено было в Святейшем Синоде доношение братии Рождественскаго монастыря, в коем было изложено, что в доношениях Рыльскаго и крестьян сказана об архимандрите Сергии сущая правда (кроме похищения церковных вещей), а о стряпчем Одинцове никакого подозрения нет, крестьяне на него не жалуются и дела свои вести доверяют; братия монастыря просила следствие по делу для напрасных убытков оставить, понеже учиненных тем архимандритом убытков отъискать не на ком, а оставшийся после него скарб отдать в Рождественский монастырь на церковное строение.
30 июня архиепископ Новгородский Феофан словесно объявил Святейшему Синоду, что 27 июня Ея Величество, присутствуючи в Измайловском Своем зверинце, об оставшихся в Лукьяновой пустыни пожитках умершаго архимандрита Сергия повелела изследовать, подлинно-ли тех пожитков толикое число, сколько их ныне на лицо имеется, по смерти его осталось и не учинено-ль из них кем и где, какого похищения, и сверх того не положено-ли им где на сохранение денег и вещей и всяких пожитков, и по изследовании все пожитки отдать в Рождественский монастырь, которому он, архимандрит, истощение чинил, а в Лукьянову пустынь на поминовение его, архимандрита, души дать, что надлежит по разсмотрению Святейшаго Синода. Святейший Синод 12 июля распорядился о перевозе пожитков в Рождественский монастырь, где все принять по описи и хранить до указа, а о количестве пожитков допросить всех слуг покойнаго архимандрита и надлежаще изследовать Юрьева-Польскаго монастыря архимандриту Тихону.
12 июля Святейший Синод, заслушав доклад о последних обстоятельствах дела, определил: о проступках архимандрита Сергия и стряпчаго Одинцова, касающихся до разорения монастыря, изследовать архимандриту Тихону, а все, что касается до духовности, уничтожить и следования о том не производить, девку Екатерину из под караула освободить, учиня ей безпощадное шелепами наказание, содержащихся при Синодальной Канцелярии келейников Кананина и Якимова отправить к следствию во Владимир, а по делу о кореньях отослать их в светский суд.
28 августа 1731 г. производивший следствие о пожитках умершаго архимандрита архимандрит Тихон представил в Святейший Синод опись имущества с присовокуплением, что чемодан с платьем и 5 ведер водки отвезено в Москве к родственнице покойнаго архимандрита (невестке) вдове Ульяне Яковлевой, чего и не явилось при следствии,— что денег оказалось 202 р. 61 к., что при следствии было допрошено 82 человека братии обоих монастырей (Допрошены были: Рождecтвенского Владимирского монастыря- казначей иеромонах Тихон Мануков, иеромонахи — Иларион, Филарет, Гавриил и Андрей, иеродиаконы — Сергий, Серафим и Иона, уставщик Александр, головщик Вассиан, псаломщики — Филарет, Мелетий, Прохор, пономари —Дионисий, Павел, Аврамий, житенный Александр, подкеларник Лазарь, чашник Варлаам, будильник Иосиф, просвиренный Иона, хлебенные — заводчик Галактион, вытчик Иона, вытчик Феофилакт, вытчик Федор, мукосей Филарет, жаровщик Макарий, ясельничий Аврамий, воротенный Леонтий, больничные— Петр, Аарон, Иов, Савватий, Ефрем, огороденный Иов, подъячие—Михаил Протопопов, Ив. Осипов, Вас. Бутеев, Стефан Борисов, слуги—Вас. Новиков, Вас. Лысков, Ив. Ершов, Герасим Никонов, конюхи—Марк Семенов, Семен Савельев, Даниил Иванов, Василий Савельев, Андрей Бурыкин, Иван Красный, Никита Федотов, Яков Серегин, повары — Петр Ригин, Федор Михайлов, Давид Иванов, звонари — Григорий Тореев, Федор Тимофеев, Ив. Матвеев, служебники— Дм. Бобков, Алексей Еремеев, Логгин Тарасов, келейники - Ив. Свешников, Ив. Якимов, Борис Кананин и Семен Тимофеев. Лукьяновой пустыни — игумен Варлаам, иеромонахи — ризничий Иаков, Иосиф, иеродиаконы — Пуфнутий, Иларион, монахи - Мефодий, пономари - Ефрем, Никодим, Игнатий, Макарий, Герман, Силуян, Мисаил, Иаков, Иосиф, Марк, Максим, Никон, подкеларщик Варфоломей, конюший Серапион, Павел, житенный Боголеп, хлебодар Савватий) и все они отвечали, что о пожитках покойного архимандрита ничего не знают, что поручик Рыльский сказан, о пожитках архимандрита, находящихся у девки Екатерины, которая на допросе сказала, что знатных вещей ей архимандрит не давал и платьев ей никаких не делывал, а давал временами по полтине, по рублю и по два, да подарил еще серги серебреныя, а платье—полушлафор голубой—имелось в келье архимандрита и его Екатерина надевала, когда приходила. Того же 23 августа архимандрит Тихон доносил и о том, что казначей и братия Рождественскаго монастыря противятся производимому им следствию о проступках покойнаго архимандрита Сергия и стряпчаго Одинцова и ответов на вопросные пункты не дают.
Вновь назначенный архимандрит Рождественского монастыря Гавриил того же 23 августа доносил Святейшему Синоду, что следствие по делу покойного архимандрита производится с посягательствами, пристрастием, угрожением и жестоким истязанием братии монастыря от доносителя Рыльскаго и архимандрита Тихона. 30 августа 1731 года Святейшим Синодом определено: следствие по делу оканчивать архимандриту Рождественскаго монастыря Гавриилу; все, что изследовано по делу, прислать в Святейший Синод; о пожитках, отданных в Москве вдове Ульяне Яковлевой, изследовать; поручика Рыльскаго перевести из Рождественскаго монастыря в иной, куда пристойно. 17 сентября архимандрит Тихон доносил, что архимандрит Рождественскаго монастыря Гавриил еще не явился в монастырь и сдать следствие некому,— что он, архимандрит Тихон, оклеветан во всем пред Святейшим Синодом по проискам стряпчаго Одинцова. 22 ноября тот же архимандрит Тихон доносил, что следственное дело 22 сентября передал архимандриту Гавриилу, и представлял Святейшему Синоду экстракт из произведеннаго им следствия.
10 января 1732 года получено доношение от епископа Суздальскаго Гавриила (бывшего архимандрита Рождественского монастыря) о том, что за маловременною в том монастыре его бытностию ничего к окончанию дела не следовано, и все следственное дело представлено было им в Святейший Синод.
Того же 10 января прислал в Святейший Синод доношение новый архимандрит Рождественскаго монастыря Павел, прося прислать в монастырь находящиеся у вдовы Ульяны Яковлевой вещи покойнаго архимандрита Сергия и 100 рублей, представленных в Святейший Синод Рыльским в 1730 году, понеже все церковныя вещи в обители имеют быть в немалой ветхости. Чемодан с платьем представлен в Святейший Синод 22 января 1732 года.
14 июня 1732 года Святейшим Синодом определено: следствие по делу оканчивать вновь назначенному в Рождественский монастырь архимандриту Павлу; деньги 100 рублей отослать в Рождественский монастырь на монастырское строение, на что употреблять и оставшиеся после архимандрита Сергия пожитки.
9 августа 1732 года Святейшим Синодом определено: все оставшиеся после архимандрита Сергия пожитки продать с публичнаго торгу и вырученныя деньги употреблять на нужнейшее монастырское церковное строение; из имеющихся в Синодальной Канцелярии по сему делу денег послать 50 рублей в Лукьянову пустынь на поминовение архимандрита Сергия, а остальные отослать в Рождественский монастырь к архимандриту Павлу, которому окончить следованием и дело о проступках архимандрита Сергия и о результатах донести Святейшему Синоду в С.-Петербурге, а Святейшему Синоду в Москве о всем вышеизложенном сообщить ведение.
Из имеющегося в деле экстракта из следствия видно, что братия Рождественского монастыря показала на допросе следующее: 1) архимандрит Сергий непорядочество в монастыре имел такое, что всегда был в непрестанных роскошах и в церковь ходил только в праздники; 2) стряпчаго Одинцова содержал в особливой своей милости, а Одинцов Рождественскому монастырю пришлый (отец был белым попом в Суздальском Васильевском монастыре); 3) архимандрит взял у казначея себе на расходы в 1727—1731 гг. 521 р. 4 к. и 120 р. от баронов Строгановых и много хлеба; 4) из Спасскаго Золотовратскаго монастыря ризница взята в Рождественский монастырь в 1702 году и что именно взято, описей нет; 5) бельцам и монахам за 1727—1731 гг. не выдано жалованья 1016 руб. 57 ¾ коп.; 6) о неуказных сборах с крестьян не ведают, а стряпчий Одинцов пашет на крестьянских землях всякий хлеб; 7) о доношениях крестьян на архимандрита не сведомы; 8) о неопределении Рыльскаго к порции не знают, а в их монастыре иеромонахов и монахов с посельными 47 человек, на пропитании 7 человек, всего 52 человека; 9) родственник архимандрита Якимов брал с привозимых дров по 8 коп. с трех-аршинной сажени; 10) хлеб на винную сидку тратил и водку брал себе; 11) в монастыре имеется — стоялых и езжалых 28 меринов, 8 жеребцов, 25 кобыл, 7 жеребенков, 3 трехлетних жеребчика, 6 кобылок, 5 годовиков жеребчиков, 6 кобылок, 28 коров, 17 телят, 23 быка, 22 телицы, 183 овцы, 17 баранов, 35 свиней, да еще монастырь кормил всякую скотину от Одинцова; 12) келейник Тарасов чинил много обид крестьянам; 13) пару серых лошадей архимандрит Сергий Ростовскому архиерею отдал, но одна лошадь возвращена; 14) в Москву 10 быков и 50 баранов послано, но кому — неизвестно. Опись церковному имуществу, взятому из Спасскаго Золотовратскаго в Рождественский монастырь, имеется в деле; в ней показано: образ Владимирской Божией Матери, 10 риз, 4 стихаря, 4 епитрахили, пояс, орарь, покров, пелена, 3 ширинки, 11 книг, 5 рукописей, колокол, оловянной посуды 1 пуд 7 ½ фунтов, медной 1 пуд 8 фунтов, 7 лошадей, 14 коров, 1 бык, разная сбруя и проч. мелочи.

По доношению архимандрита Рождественского Владимирского монастыря Гавриила, о проступках капитана Мазовского и лейтенанта Нащокина. 6—7 октября 1731 г.
В доношении было изложено, что по исконному монастырскому обыкновению на храмовые праздники (8 сентября и 23 ноября) для чести обители призывались в монастырь градские управители, приказные люди и знатное купечество, но 8 сентября 1731 г. приглашений не было, за то 28 сентября, в торжество виктории над генералом Веленгоуптом, после литургии и молебна на обеде у архимандрита были воевода Володимирской провинции Новокщенов, товарищ его Тяпкин, секретарь Скоробогатый, приказные, капитан Дрозмон, капитан Мозовский, лейтенант Нащокин, купцы, игумен Спасского Златовратского м—ря Симеон, игумен Боголюбовского м—ря Аверкий, Сновицкого м—ря игумен Виктор, Володимирскаго Успенскаго собора протопоп Яков Головашкин, Суздальскаго Спасо-Евфимиева м— ря архимандрит Даниил и др.; во время обеда Мозовской и Нащокин «по разговорам между собой чинили нарицательную друг другу брань и необычный шум и в том шуме упомянулось от них о счастьи блаженныя памяти Государя царя Феодора Алексеевича слово с непристойным поношением»; воевода и архимандрит сочли нужным донести об этом.
Подлинное доношение архимандрита Св. Синод немедленно отправил в Канцелярию Тайных Розыскных Дел.

(Материалы для истории Владимирской губернии. Собрал А.В. Смирнов. 1906).
Богородице-Рождественский монастырь
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Категория: Владимир | Добавил: Николай (11.03.2018)
Просмотров: 1173 | Теги: Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru