С 1 февраля 1939 года был установлен распорядок дня в аэроклубе для летно-технического состава. По приказу начальника отдела авиации Осоавиахима Ивановской области всему составу нужно было составлять личные планы работы на каждый день и задания подчиненным. Регулярно проводились проверки знаний летно-технического состава и тренировочные полеты командного состава. По приказу начальника аэроклуба для обучения летному делу весь состав аэроклуба был разбит на два звена, а звенья - на группы. На том месте, где позднее построили новую ТЭЦ, находился владимирский аэродром. На нем устраивались городские праздники. Во время праздников собиралось много народа, работали буфеты. Демонстрировали лошадей, особенно местных тяжеловозов. Весной курсанты изучали материальную часть самолета У-2 и проходили теоретическую подготовку. Летом их переводили в лагерные условия учебы на аэродроме для лучшего усвоения пилотской программы. В мае-июне курсанты приступали к полетам на У-2. Инструктор знакомил курсантов с азами знаний для совершения полета. Приказом от 19 апреля 1939 года для обучения пилотажу и тренировок на самолете У-2 в районе аэродрома были определены зоны учебных полетов: южная окраина села Суромна, северная окраина села Красное, севернее бойни 1,5 км, северная окраина совхоза «Коммунар», село Кусуново. После нескольких ознакомительных полетов с инструктором, курсант обычно был готов к самостоятельному полету. Причем, курсанты допускались к самостоятельным полетам только после налета с инструктором определенного количества часов (не менее 9). Летчик-инструктор - это был человек, с которым курсанты первый раз поднимались в воздух на самолете, который с тревогой следил, как они выполняли первые самостоятельные взлеты и посадки. Иногда во время самостоятельных полетов случались непредвиденные ситуации. Одним из главных праздников для аэроклуба был День авиации. К нему в аэроклубе готовились, старались показать все достижения в овладении мастерством летного дела. При подготовке к празднованию летчики тренировались в полетах строем, в одновременном выполнении фигур высшего пилотажа. Для проведения Дня авиации 18 августа 1939 года был установлен определенный распорядок дня. После подготовки планеров, парашютов и самолетов к параду проходил митинг в честь Дня авиации. Затем был запуск авиационных безмоторных моделей Дома пионеров, парашютные прыжки, полеты на планере. Инструкторы совершали показной полет клином и фигурный пилотаж (виражи, восьмерки, перевороты, развороты, петли, спираль, сбор в строй клином). Газета «Призыв» писала: «Первым оставила аэродром машина с летчиком-инструктором Зайцевым и курсантом Акимовым. За ними также плавно оторвались от земли летчик-инструктор Гудзь с курсантом Салтыковым. Планер буксировался самолетом, после отрывался от него и производил удивительные виражи, штопоры. Заканчивался праздник общим городским гуляньем в городском саду». Для определения качества теоретической подготовки по окончании учебного года назначалась специальная комиссия, преподавателям предлагалось «составить вопросник на отдельных листах, в которых должно быть не менее 4-5 вопросов из различных тем, глав, разделов; составить расписание консультаций, проводить индивидуальные консультации, зачеты».
«С 1 февраля Владимирский аэроклуб открывает прием в спортивно-парашютное отделение. На этом отделении наша молодежь может получить почетное звание спортсмена-парашютиста, добиться права носить значок, который носят тысячи молодых патриотов нашей прекрасной родины. Инструктор-парашютист аэроклуба Железнов» («Призыв», 1 февраля 1939).
«ЛЕТЧИЦЫ Отважных летчиц готовит Владимирский аэроклуб. Эти женщины и девушки в своей работе, учебе и поступках стараются подражать героиням-летчицам. В 1938 году в нашем аэроклубе девушки окончили учебу на хорошо и отлично. Так, Лизунова, работница завода «Автоприбора», в настоящее время назначается на должность инструктора Кольчугинского аэроклуба. Она будет сама воспитывать молодежь летному делу. Работницы этого же завода Корчагина, Исаева получили звание пилотов запаса. Сейчас в аэроклубе также обучается много девушек — работниц и учащихся. Они осваивают летно-техническое дело на хорошо и отлично. Например, ученица средней школы тов. Моркина учится только отлично по всем предметам. Вместе с этим она сдала норму на значок ПВХО. Хорошо овладевают летным делом учлеты Смолина, Семенова, Гаврилова и другие. Все они готовятся стать в ряды наших советских летчиков для того, чтобы в нужный момент по зову нашей партии и советского правительства с учебной машины пересесть на боевую и беспощадно и метко бомбить врага. Политрук аэроклуба И.М. Лазунин» («Призыв», 8 марта 1939).
12 мая в 22 часа 30 минут состоялась кремация тел А.К. Серова и П.Д. Осипенко. Урны с прахом погибших установлены в Колонном зале Дома Союзов. Похороны Серова А.К. и Осипенко П.Д. состоялись на Красной площади в 5 часов вечера 14 мая.
«Будем такими же, как Анатолий Серов и Полина Осипенко Мы, учлеты и командный состав Владимирского аэроклуба, с глубокой скорбью и волнением узнали о трагической гибели Героев Советского Союза А. Серова и П. Осипенко. Мы не находим слов, чтобы выразить всю нашу скорбь по поводу Гибели славных летчиков. Героические подвиги Анатолия Серова и Полины Осипенко на всю жизнь останутся в памяти советского народа. Их подвиги не будут бесследными, на них учились и будут учиться тысячи патриотов социалистической родины. Наш народ потерял отважных летчиков. Но на их место встанут тысячи новых героев. На безвременную кончину лучших сынов нашей родины мы ответим еще лучшей учебой, чтобы в нужный момент, по первому зову партии и правительства, быть готовыми сесть на боевые самолеты и разгромить врага на его собственной территории. Мы клянемся, что будем учиться и работать только на отлично. Клянемся, что будем такими же, какими были Анатолий Серов и Полина Осипенко. По поручению митинга: Юфа, Железнов, Марков, Соков, Майоров, Карпинский, Орлов, Башкиров» («Призыв», 14 мая 1939).
«В самостоятельный полет Успехи коллектива Владимирского аэроклуба Включившись в социалистическое соревнование имени Третьей Сталинской Пятилетки, коллектив Владимирского аэроклуба по-боевому борется за выполнение взятых на себя обязательств. В мае план полетов был выполнен на 102 проц., общий балл усвояемости учлетами летной программы составил 4,1. Эти показатели не успокоили коллектив. С еще большей энергией ведем мы работу сейчас, в июне, который является самым ответственным и напряженным месяцем для каждого инструктора, готовящего учлетов к самостоятельным полетам. Впереди всех идет первое звено. Еще в начале мая ему было вручено переходящее красное знамя. Получая его, командир звена т. Юфа заявил, что с этим знаменем звено придет к завершению учебы. Это заявление подтверждается делом. Тов. Юфа проявляет большую заботу о своем звене. Вместе с ним хорошо работают инструкторы. В частности, инструктор т. Орлов уже выпустил в самостоятельный полет пять человек. Первым был подготовлен к полету т. Мельников, являющийся лучшим учлетом аэроклуба. Командование клуба премировало его денежной премией за летную практику. Инструктор т. Прошин выпустил в самостоятельный полет трех человек, первым из них был подготовлен колхозник села Доброго т. Денисов. Усиленно работает также инструктор т. Матвейкин. Коллектив аэроклуба, выполняя практическую работу, находит также время и для повышения своего идейно-политического уровня. В мае была проведена теоретическая конференция по второй главе «Краткого курса истории ВКП(б)». В настоящее время идет подготовка к теоретической конференции по изучению доклада товарища Сталина на XVIII партсъезде. Организована также была лекция по третьей главе курса истории партии. С 15 июня аэроклуб начал новый набор учлетов для учебы на 1940 год. К этому важному мероприятию со всей серьезностью должны отнестись все партийные и комсомольские организации города и оказать практическую помощь аэроклубу в комплектовании состава учлетов за счет лучшей нашей молодежи. Комиссар аэроклуба Соков» («Призыв», 21 июня 1939).
«Во Владимирском аэроклубе идет усиленная работа по подготовке учлетов к самостоятельным полетам. В третьей группе первого звена первым был подготовлен к самостоятельным полетам тов. Денисов — один из лучших
учлетов аэроклуба» («Призыв», 24 июня 1939).
Денисов просит разрешения старта на самостоятельный полет.
В 1940 году руководством Осо-авиахима был поставлен вопрос об организации филиалов Владимирского аэроклуба. Поэтому были откомандированы инструкторы по вопросам комплектования филиалов в Гусь-Хрустальный, Собинку, Оргтруд. В Суздале также был организован филиал аэроклуба. С 3 февраля 1941 года начальником Суздальского филиала был назначен инструктор-летчик Николай Иванович Гудзь. «28 марта, преждевременно, на 28 году своей жизни, скончался командир отряда аэроклуба Леонид Демьянович Довгерд. В лице тов. Довгерда Владимирский аэроклуб потерял одного из выдающихся командиров-летчиков, который все свои знания и опыт передавал будущим молодым летчикам. Тов. Довгерд был инициативным, энергичным, жизнерадостным, чутким товарищем, имел хорошие организаторские способности, с огромным желанием и энергией брался за любое задание и с честью его выполнял. Тов. Довгерд с 1940 года являлся членом великой Всесоюзной Коммунистической партии большевиков, систематически работал над повышением своего идейно-политического уровня и постоянно совершенствовал свою производственную летную квалификацию в системе авиации. Оборвалась кипучая жизнь молодого, способного летчика. Залесский, Хренков, Лапшин, Мочалов, Щеглов, Абанин, Федоров, Железнов, Марков, Анисимов» («Призыв», 30 марта 1941).
Последним праздником мирного времени был Первомай 1941 года. В аэроклубе прошло торжественное собрание, на котором были вручены благодарности и премии летчикам-инструкторам. Весь состав аэроклуба принял участие в общегородской демонстрации. «С конца мая в аэроклубе началась летняя практика учлетов последнего набора. Молодые патриоты родины с большим желанием овладевают специальностью летчика, настойчиво изучают самолетовождение. В частности, особенно активно взялись за летную практику отличники теоретической учебы тт. Лохов, Селин, Додонов и др. Аэроклуб обязался сделать выпуск курсантов досрочно – ко дню авиации, вместо первого ноября. Сейчас среди курсантов развернулось социалистическое соревнование за отличную летнюю подготовку, за экономию горючего и смазочных материалов» («Призыв», 10 июня 1941). После начала войны с 24 июня было введено круглосуточное дежурство на аэродроме. Для усиления охраны самолетов были назначены наряды. С 7 июля были запрещены полеты над Грамзаводом, Улыбышевским и Боголюбовским железнодорожными мостами. На основании постановления Совнаркома от 2 июля 1941 года об обязательном обучении населения противовоздушной и противохимической обороне с 11 июля в аэроклубе были созданы две группы самозащиты из штатного состава аэроклуба. С 16 октября 1941 года по сигналу «Воздушная тревога» в выходные дни и ночью постоянный состав был обязан являться в аэроклуб. Для борьбы с возможными пожарами и ликвидации последствий налетов были созданы две команды. К 28 октября было закончено расширение бомбоубежища на аэродроме. «Подготовка парашютистов. На-днях при аэроклубе начал работу группа допризывников, изучающих парашютное дело. Занятиями группы руководит опытный инструктор т. Железнов. Прошедшие три занятия показали, что молодежь проявляет огромный интерес к парашютизму, с большим желанием взялись за овладение парашютным делом. Молодые патриоты поставили перед собой задачу — быстро овладеть парашютизмом и влиться в ряды доблестной Красной Армии, чтобы громить фашистских мародеров. Ю. Соловьев» («Призыв», 30 октября 1941).
Владимирская областная организация оборонного общества была создана после образования Владимирской области в 1944 году путем выделения ее из состава Ивановской области. В августе 1944 года был организован Владимирский Областной Совет Осо-авиахима. Первое заседание оргбюро Владимирского ОСО-АВИАХИМа состоялось 26 октября 1944 года, где первым председателем областного Совета был избран капитан Глезер Михаил Лазаревич. Первоначально областная оборонная организация объединяла 18 городских и районных советов, областной радиоклуб технической связи, школы ПВХО, стрелковый клуб. Основной формой военного обучения граждан были создаваемые при районных советах ОСО-АВИАХИМа, на крупных предприятиях, в учреждениях военно-учебные пункты: пехотные, артиллерийские, морские, инженерные и другие. Программа учебных пунктов для допризывников были рассчитана на 120 часов дневных и вечерних часов обучения, что создавало условия для занятий молодежи делом без отрыва от производства. Для отработки практических навыков военного дела на полевых занятиях создавались молодежные лагеря ОСО-АВИАХИМа. Благодаря ОСО-АВИАХИМу в Аэроклубах г. Владимира и Вязников развернулась широкая подготовка летчиков и парашютистов. В годы Великой Отечественной войны 22 выпускника Вязниковского аэроклуба удостоены звания Героя Советского Союза. Яркую страницу в историю оборонного общества вписали выпускники и спортсмены Владимирского аэроклуба. В годы войны 9 выпускников АК удостоены звания Героя Советского Союза. 19 февраля погиб летчик Виталий Васильевич Силантьев, 20 февраля 1944 г. погиб летчик - воспитанник Владимирского аэроклуба Юрий Иванович Гусев, в 1945 г. погиб летчик Григорий Илларионович Лобачев. Воспитанник аэроклуба Жуков И.Е. в условиях мирного времени продолжил плеяду героев. За испытание авиационной техники и проявленные при этом личное мужество и отвагу, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Для многих воспитанников Владимирский аэроклуб стал стартовой площадкой к вершинам спортивного летного и парашютного мастерства. Первым чемпионом мира по вертолетному спорту стали выдающиеся спортсмены Владимирского АК А. Капралов, Л. Чекалов, Л. Беспалова. Весом вклад спортсменов-вертолетчиков Полетаева А.С. и Фролова А.А. Они участники 4-х чемпионатов мира по вертолетному спорту, на которых четырежды завоевывали золотые медали. Кроме спортсменов-летчиков, выдающихся спортивных результатов добились спортсмены и других видов спорта. Уникальным являются достижения Зеленова С.А. – заслуженного мастера спорта: многократный чемпион мира и призер чемпионатов СССР, России, ВС, Европы, абсолютный чемпион мира по скоростной радиотелеграфии, воспитанник Владимирского радиоклуба.
10 августа 1946 года приказом №247 начальника Московского управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР был образован 200-й авиаотряд по обслуживанию владимирского облздравотдела. Первым летчиком, зачисленным в отряд, был пилот 2-го класса Иван Васильевич Терентьев, который прилетел во Владимир из Москвы на самолете По-2 в августе 1945 года. Терентьев летал с владимирскими медиками, в том числе с заслуженными врачами РСФСР, в отдаленные районы Владимирской области для оказания экстренной медицинской помощи. Иногда больных на самолете доставляли в больницы Иваново и Москвы.
Владимирский учебный авиационный центр
В августе 1949 года по решению Совета Министров СССР в г. Владимире был организован аэроклуб, занимающийся подготовкой курсантов пилотов и планеристов.
В 1949 году взлетное поле Владимирского аэроклуба даже попало в разведывательные документы ЦРУ, составленные по отчетам американских разведчиков, действовавших во Владимире. В январе 2017 года эти документы были рассекречены. Американские шпионы описывают поле 3300 на 5000 футов с двумя диагональными взлетными полосами, одна из которых, с бетонным покрытием, была повреждена, вторая полоса с асфальтовым покрытием функционировала. Упоминалось 5-этажное здание на северной границе участка с башней и антеннами и с казармами на 4 и 5 этажах. На южной границе взлетного поля агентами ЦРУ упоминалось еще одно здание — мастерская механиков. На владимирском аэродроме на Рахмановом Перевозе американцы насчитали около 20 самолетов, в том числе бипланы. Летное поле в пойме Клязьмы существовало до начала 1950-х годов.
1951 год. Синев Василий Михайлович, 1911 года рождения, начальник учебной части Владимирского аэроклуба, член ВКП(б).
«После работы или окончания занятий собирается молодежь в областной аэроклуб ДОСААФ. В ее распоряжение поступают светлые, оборудованные классы, множество различных схем и экспонатов по авиационной науке и технике. Занятия проводят опытные инструктора-методисты. Среди них: старший инструктор-летчик Иван Назаров, штурман аэроклуба Борис Сафонов, мастер парашютного спорта комсомолец Виктор Манушкин и др. Заниматься в аэроклубе без отрыва от производства – дело нелегкое, но интересное. Славные традиции имеет аэроклуб, отметивший в декабре прошлого года 21 год своего существования. Бывшие воспитанники Евгений Пичугин, Виталий Иванов, Николай Кузнецов, Александр Башкиров, Константин Потапов и другие за героические подвиги во время войны удостоены высокого знания Героя Советского Союза. В аэроклубе начался новый учебный год, и опытные спортсмены передают свой опыт молодым спортсменам. Перворазрядник Аркадий Никитин за успешную подготовку парашютистов награжден высшим значком ДОСААФ — «За активную работу». От модели к планеру, с планера на самолет — таков путь многих спортсменов аэроклуба. В. Синев, старший инспектор-летчик Владимирского обкома ДОСААФ» («Комсомольская Искра», 7 февраля 1958).
«Ежедневно на летном поле Владимирского областного аэроклуба идут тренировки спортсменов-летчиков и планеристов, совершаются парашютные прыжки. Опытные летчики-парашютисты ведут большую работу среди молодых членов ДОСААФ. Очень много времени на подготовку спортсменов-парашютистов отдают А. Никитин и В. Манушкин. В прошлом году они подготовили не одну сотню парашютистов. Кроме того, они совершенствуют и свое мастерство. 27 февраля мастер парашютного спорта В. Манушкин совершил свой 386 парашютный прыжок, а А. Никитин – 258» («Комсомольская Искра», 2 марта 1958).
«Новенькие, только, что прилетевшие вертолеты стоят на аэродроме областного аэроклуба. Поблескивая на солнце, большие лопасти напоминают крылья птицы, которая вот-вот взлетит в воздух. Вертолеты очень удобны для посадки и взлета. Они могут приземлиться в любом месте, даже в лесу, в поле, остановиться на месте в воздухе. Двухместная машина имеет скорость 130—140 километров в час. Используется вертолет в сельском хозяйстве, медицине. У нас же на новых машинах будут обучать летчиков-спортсменов. Скоро начнутся учебные полеты под руководством командира П.И. Витмана и летчика Рябова. Опытные пилоты передадут свое мастерство многим юношам и девушкам г. Владимира» («Комсомольская Искра», 28 мая 1958).
Вертолет Ми-1
В 1958 году в составе клуба образованы 2 учебных отряда, летающих на самолетах и вертолетах.
«Недавно на аэродроме Владимирского аэроклуба ДОСААФ в течение пяти дней проходили состязания мастеров безмоторного полета — планеристов. На первые планерные соревнования 6-й зоны РСФСР по программе Всесоюзной спартакиады комсомольцев и молодежи в честь 40-летия ВЛКСМ съехались команды Горьковской, Калининской, Костромской, Ивановской, Вологодской областей. Приняли участие в спортивной борьбе и планеристы Владимирской области. В составе команд много опытных спортсменов — участников всесоюзных планерных соревнований прошлых лет. В первые дни погода не благоприятствовала спортсменам: стояла сплошная низкая облачность, дул сильный, холодный ветер, крайне слабыми были восходящие термические потоки. Буксируемые самолетами ЯК-12, в воздух один за другим легко взмывают изящные, стремительные планеры типа «Пионер» и «Приморец». Планеры окрашены в яркие цвета: зеленый, желтый, голубой. Первыми стартовали мастер планерного спорта горьковчанин Владимир Хрыпов и калининская перворазрядница Альбина Лушникова. Успешно выступали владимирцы Евгений Осокин и Лев Чекалов. Особенно разгорелся спортивный азарт у участников состязаний, когда погода вдруг резко улучшилась. Ряд участников успешно выполнил упражнения на продолжительность парения и выигрыш высоты в свободном полете. Присутствовавшие на аэродроме стали свидетелями мастерского полета Владимира Хрыпова. На планере типа «Приморец» он парил в воздухе в течение 3 часов 23 минут, а в свободном полете достиг высоты 1666 метров. Второе место занял ивановский перворазрядник Петр Фатин, третьим был Альберт Захаров из г. Калинина. Среди женщин победительницей соревнований оказалась Альбина Лушникова. В командном зачете по планерному многоборью первенствовала команда города Горького. В. СИНЕВ, судья первой категории по планерному спорту» («Комсомольская Искра», 18 июля 1958).
«Молодые крылья Советов На опушке березовой poщи — стройные ряды палаток и разноцветных фанерных домиков. Это лагерь пилотов-спортсменов Владимирского аэроклуба ДОСААФ. С рассветом он просыпается. Проходит немного времени, и бодрые, жизнерадостные юноши и девушки уже стоят в строю. Отсюда на старт. Старт… Как много смысла в этом слове! Старт — место взлета самолетов, планеров, вертолетов, начало волнующей, прекрасной жизни, начало пути в воздушные просторы Родины. Получив разрешение по радио, подтвержденное взмахом флажка стартера, в воздух стремительно уходят машины. Поднявшись в воздух, самолеты совершают круги над аэродромом, идут в зоны, где им предстоит выполнять задания по пилотажу, или летят по намеченному маршруту. …Вот совершает посадку у знака «Т» спортивный самолет ЯК-18, вернувшийся из полета по маршруту Владимир—Суздаль—Юрьев-Польский— Владимир. Его пилотировал Михаил Сухарев. Свой опыт молодежи передают бывалые спортсмены-летчики — Константин Малчанов, Михаил Лябин, Владимир Березовский. Только что выпущенный на старте «Боевой листок» сообщает: «Поздравляем с первым самостоятельным полетом Олега Кудрявцева и Владимира Дурова». Одна за другой садятся на поле вернувшиеся с задания машины. А к старту уже готовятся пилоты вертолетов МИ-1 Семен Рябов, Петр Витман, Павел Тарасов, Александр Лебедев. К полудню в воздухе появляются планеры. Тут же на аэродроме занимаются авиамоделисты под руководством опытного перворазрядника Валерия Евмененко. Модели юных конструкторов выполняют каскады сложнейших фигур. С утра и до вечера увлекательной, интересной жизнью живет Владимирский аэроклуб ДОСААФ. Здесь мужают люди, здесь крепнут молодые крылья Родины. В. СИНЕВ» («Комсомольская Искра», 20 июля 1958).
В 1964 году на основании приказа № 1 Председателя ЦК ДОСААФ СССР от 29 февраля 1964 года Владимирский аэроклуб был переименован в Учебный авиационный центр (УАЦ ДОСААФ) в составе которого были образованы самолетные и вертолетные эскадрильи. В 1967 году Владимирский УАЦ ДОСААФ полностью переходит на обучение на вертолетах МИ-1, а в 1979 году - на вертолетах МИ-2. Учебный авиационный центр занимался подготовкой курсантов-пилотов, спортсменов-пилотов, парашютистов для воздушно-десантных войск и спортсменов парашютистов. В составе Владимирского учебно-авиационного центра созданы следующие структурные подразделения: 1. Руководство, 2. Отдел труда и зарплаты, 3. Отдел кадров, 4. Учебный отдел, 5. Инженерно-авиационная и технико-эксплуатационная служба, 6. Медицинская служба, 7. Материально-техническое обеспечение и складское хозяйство, 8. Бухгалтерия, 9. Библиотека, 10. Профсоюзный комитет. Первыми чемпионами мира по вертолетному спорту стали выдающиеся спортсмены Владимирского АК Капралов Александр Валентинович (1973), Л. Чекалов, Л. Беспалова.
БЕСПАЛОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА - Чемпионка мира по вертолетному спорту. Родилась 13 сентября 1941 г. в г. Рубцовске Алтайского края. Окончила летную школу инструкторов в г. Саранске в 1964 г. Работала летчиком-инструктором на самолетах и вертолетах. С 1969 г. занималась вертолетным спортом. В 1973 г. в составе сборной команды СССР принимала участие в чемпионате мира в Англии, где стала чемпионкой мира среди женщин в составе экипажа. В 1978 г. стала чемпионкой мира по упражнению и абсолютным серебряным призером. Была неоднократной чемпионкой России и СССР. Работала диспетчером службы движения в аэропорту г. Владимира. Мастер спорта международного класса СССР.
Весом вклад спортсменов-вертолетчиков Полетаева А.С. и Фролова А.А. Они участники 4-х чемпионатов мира по вертолетному спорту, на которых четырежды завоевывали золотые медали. Анатолий Николаевич КУЗНЕЦОВ - Старший инспектор-лётчик авиационного отдела Владимирского областного комитета ДОСААФ СССР. «У нас во Владимире был авиационный центр: две казармы, четырёхэтажное здание, столовая работала с утра до вечера, был клуб «Юный авиатор». Детишки приходили, мы их катали на самолётах, учили прыгать с парашютом. Приезжали на учёбу спортсмены, авиационные техники и, естественно, лётчики, курсанты, которых мы готовили для армии. Наплыв бывал до шестисот человек. Сегодня наш центр - хуже бедного совхоза. В учебно-авиационном центре раньше обучалось сто пятьдесят курсантов в год. Их направлял военкомат. Восемьдесят процентов ребят были из Владимирской области, остальные из Иванова, Костромы. Им засчитывалась служба в армии. Обучались курсанты полтора года. В первый год получали звание младшего лейтенанта. Потом, месяца через три, они вновь приходили, чтобы освоить другую технику, и получали звание лейтенанта, которое им присваивал министр обороны. И уже лейтенантами их брали в армию. Многие наши ребята воевали в Афганистане. У нас было двадцать пять лётчиков-инструкторов. Каждый готовил человек по десять-двенадцать. Техники было под восемьдесят единиц - два полка. Я должен был подготовить курсанта за тринадцать часов. А водителя автомашины готовили за двадцать восемь часов. Два часа сорок две минуты курсанты летали с проверяющими уже без меня. Это пять проверок. Сначала командир звена проверяет, затем заместитель командира эскадрильи, потом начальник лётной подготовки и, наконец, сам полковник с курсантом летал. Лётчик-инструктор должен порядка двухсот сорока - двухсот семидесяти часов налетать, у меня - где-то под четыреста. Я шутил: пятого и двадцатого (в день зарплаты) я обязательно прихожу на работу, а так всегда - в воздухе. Сейчас вспоминаешь - хорошее было время, незлое. К пяти утра приезжаем на аэродром, идём на работу все с настроением. Построение, заправка техники. С семи часов - полёты. Раз в год мы на месяц прилетали в Москву в аэропорт Тушино сдавать экзамены и зачёты по специальным дисциплинам и технике пилотирования. В 1985 году ЦК ДОСААФ СССР мне присвоено звание «Лучший лётчик-инструктор». В тридцать два года я стал начальником авиационного отдела. Входил в сборную СССР по вертолётному спорту. Владимир Иванович Ишутин появился у нас в 1986 году. Я свободно летал с ним, потому что у меня с 1985 года должность была проверяющего. Когда мы летали с Владимиром Ивановичем для съёмки фильмов, я убирал правую дверь вертолёта и привязывал оператора специальным поясом - метра два длиной с защёлкой - к металлической конструкции, чтоб он не улетел. Владимир Иванович как шило был по жизни. Ему надо было так снять, чтоб его всё устроило. Летаем - не сразу всё получается. Пилотирую правой рукой, не вижу, чего Владимир Иванович хочет. Иногда начинаю левой пилотировать и его за ремень со страхом держу. А он ещё с камерой вылезет из вертолёта по пояс! Я сам волнуюсь, весь в напряжении! Ведь все полёты были без специального разрешения, всю ответственность я брал на себя, на свой страх и риск. Если что-то случится, если он упадёт, для меня - тюрьма, и надолго. И я эти полёты скрывал. Сейчас, наверное, я бы этого не повторил. Но тогда мы были молоды, азартны, смелы. Разбегаемся с поля, с Клязьмы. Полетаем в течение часа - опять на аэродром возвращаемся. Когда сядем, я Владимира Ивановича расспрашиваю, как он хочет видеть храм? Мне-то он виден немножко под другим ракурсом: я в стороне, повыше. Владимир Иванович объясняет. Ему надо то сверху посмотреть, то сбоку. Вертолёты наши учебные, они ведь не предназначены для большого спорта и крутого виража. А что такое вираж? Это вертолёт надо завалить так, чтоб хвост крутил быстрей. Чувствую, он у меня немного садится, проваливается. Я опять выведу. Владимир Иванович об этом не думает, он своим делом занят, а ещё ветер обдувает, слов не слышно. В поле сядем. «Так нормально?» - спрашиваю. «Нормально! - отвечает. - Давай ещё чуть-чуть пониже». Разбегаешься на предельно малой высоте, подлетаешь к Успенскому собору, скорость большая... Идёшь на вираж. Владимир Иванович на улице - за бортом, я кричу - он не понимает голос мой. У него своя жажда: досмотреть, доснять. Короче, когда я полетаю с ним часик, может быть, два (как он попросит) - спина у меня мокрая. Я говорю: «Посмотри на спину, потрогай!» «Это что такое?» - спрашивает. «Да, вот так!» - отвечаю. Мы с Владимиром Ивановичем летали не один раз. Ещё снимали церковь Покрова на Нерли. Рядом линия проходит высоковольтная. Храм стоит хорошо, но взлетать неудобно. Прямо над проводами проносишься. Обзор для съёмок большой, только мешала эта линия электропередач. Многое Владимир Иванович умеет, но летать он не учился никогда. А полетать-то хочется. Возвращаемся с полёта. Просит: «Дай порулить». - «Ну, пожалуйста, порули». Я же рядом, у нас два управления. Возьмёт штурвал, вертолёт - туда-сюда. «На, - говорит, - не буду». Особенно тяжёлые полёты были у нас во Мстёре. Там снимали фабрику лаковой миниатюры. Директор фабрики с нами летал. Снимали посёлок Мстёру, речку, пейзажи снимали. Помню, прохладно было. Летать прекрасно, потому что был ветер, а вертолёт очень ветра слушается. Когда штиль, вертолёту тяжелей, Я так с Владимиром Ивановичем накрутился, что совсем забыл о том, что на заправке в Вязниках выходной день. Заправиться, хоть мы и рядом, не сможем. И я полетел потихонечку домой, напрямую вдоль дороги, пониже высотой, чтоб никому не мешать. Только Содышку пролетел, смотрю: прибор показывает, что нет топлива. Как красный загорится - уже беда, надо быстрей садиться. Блинчиком так захожу на аэродром: с прямой посадки, не с разворота, без круга. Владимир Иванович спрашивает: «Что случилось?». «Владимир Иванович,- отвечаю, - топливо кончилось. С тобой так налетался!» Но у нас же было для всех обязательным учебное упражнение - «посадка с отключённым двигателем». Взлетаешь, отключаешь двигатель. Это - психологическая подготовка лётчиков. Сажусь на лётную полосу. Техник бежит: «Слушай, мы ведь заправили восемьсот тридцать литров!» Если бы узнали «свыше» о наших прогулках, мне бы несдобровать! Владимир Иванович вручает мне бутылку коньяку. Я отдаю её технику - тому, кто нас провожал в полёт и кто встречал. Для меня было подарком уже то, что мы благополучно долетели». В 2010 году аэроклуб был реорганизован в Негосударственное образовательное учреждение «Владимирский аэроклуб РОСТО», а в 2011 году переименован во «Владимирский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России».