Народный контроль во Владимирской области
Народный контроль
В декабре 1965 года Верховный Совет СССР принял решение о преобразовании органов партийно-государственного контроля в органы народного контроля. Деятельность системы органов народного контроля была определена законом «Об органах народного контроля в СССР» от 9 декабря 1965 года, Положением об органах народного контроля в СССР, а также законами союзных и автономных республик.
В новой Конституции СССР 7 октября 1977 года предусматривалось усиление народного контроля. На второй сессии Верховного Совета СССР десятого созыва 30 ноября 1979 года был принят Закон СССР «О народном контроле в СССР». Закон устанавливал, что органы народного контроля образовываются по территориальному и производственному признакам. Сфера деятельности органов распространялась на все отрасли управления. ЗАКОН О НАРОДНОМ КОНТРОЛЕ В СССР В Советском государстве, выражающем волю и интересы всего народа, право контроля принадлежит самому народу как единственному хозяину своей страны. Распространяясь на хозяйственную жизнь и социально-культурное строительство, на область производства и распределения, на деятельность государственного аппарата, народный контроль играет важную роль в осуществлении задач и функций Советского социалистического общенародного государства. Органы народного контроля в своей деятельности опираются на инициативу и социалистическую сознательность советских людей. Главной их силой являются рабочие, колхозники, служащие, которые участвуют в работе групп, постов и комитетов народного контроля, добиваются претворения в жизнь решений Коммунистической партии и Советского государства. Дальнейшее развитие политической системы советского общества предполагает усиление народного контроля, являющегося одной из форм социалистической демократии, действенным средством вовлечения народных масс в управление государственными и общественными делами.
Статья 3. Основные задачи и направления деятельности органов народного контроля
Органы народного контроля призваны вести систематическую проверку выполнения директив партии, советских законов и решений Правительства, решительно выступать против всего, что наносит ущерб интересам государства, способствовать развитию у граждан чувства ответственности за дела всего общества. Органы народного контроля в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по следующим основным направлениям: 1) контролируют выполнение государственных планов экономического и социального развития и плановых заданий; 2) выявляют резервы народного хозяйства, добиваются их использования, повышения эффективности общественного производства и качества работы, внедрения в производство достижений науки и техники, передового опыта, экономного использования трудовых, материальных ресурсов и денежных средств, рационального использования и улучшения охраны природных ресурсов; 3) ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом, любыми попытками обмана государства, с посягательством на социалистическую собственность; 4) способствуют совершенствованию работы государственного аппарата, внедрению научной организации труда и управления, улучшению проверки исполнения принятых решений в органах государственного управления, проверяют постановку ведомственного контроля, добиваются повышения его действенности; 5) осуществляют контроль за соблюдением должностными лицами советских законов при рассмотрении предложений, заявлений, жалоб граждан, проводят проверки состояния этой работы в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в колхозах, кооперативных и иных общественных организациях. Всей своей деятельностью органы народного контроля должны способствовать улучшению работы предприятий, колхозов, учреждений, организаций, министерств, государственных комитетов и ведомств, воспитанию их работников в духе строгого соблюдения государственной дисциплины и социалистической законности, предупреждать должностных лиц от ошибок и упущений в работе, добиваться устранения выявленных недостатков. На лиц, виновных в допущенных недостатках или нарушениях, органы народного контроля воздействуют как путем товарищеской критики, обсуждения их неправильных действий, так и посредством привлечения их к ответственности в соответствии с настоящим Законом.
«Массовый, действенный, непрерывный Правильная постановка контроля и проверки исполнения — важнейший ленинский принцип деятельности Коммунистической партии и Советского государства, мощное средство вовлечения масс в управление делами общества. По мере нашего продвижения вперед роль и значение народного контроля все больше и больше возрастают. Непрерывно пополняется и армия дозорных. Только в нашей области за прошлый год число народных контролеров увеличилось на три тысячи человек. Сейчас на Владимирщине действуют около шести тысяч групп и постов народного контроля. В них плодотворно работают более сорока трех тысяч человек: рабочие, колхозники, инженерно-технические работники, специалисты сельского хозяйства, служащие. Многие из них проявляют большую заботу о том, чтобы повсюду неукоснительно выполнялись директивы партии и правительства, хорошо работали промышленные предприятия и стройки, совхозы и колхозы, организации и учреждения, чтобы четко и оперативно действовал наш государственный и общественный аппарат. Дозорные не проходят равнодушно мимо фактов бюрократизма и местничества, очковтирательства и хишений, антиобщественных поступков. Например, члены группы народного контроля Кольчугинского завода им. Орджоникидзе, возглавляемые коммунистом В.Ф. Корольковым, серьезное внимание уделяют проверке выполнения предприятием производственных планов и социалистических обязательств. выявлению и использованию резервов увеличения выпуска продукции и улучшения ее качества, ведут борьбу с расточительством, постоянно интересуются, как осуществляются задания по росту производительности труда, снижению себестоимости выпускаемых изделии, следят за внедрением в производство достижений науки, техники и передового опыта. С особой тщательностью контролируют дозорные этого предприятия расходование электроэнергии и топлива. Регулярно проводятся смотры, рейды, проверки. И результаты налицо. Только в прошлом году внедрение в жизнь предложений, высказанных народными контролерами, позволило сэкономить около двух миллионов киловатт-часов электроэнергии, 1,8 тысячи тонн условного топлива и 12 тысяч гигокалорий тепла. Весомую помощь в развитии сельскохозяйственного производства, выполнении планов и социалистических обязательств, в эффективном использовании земельных угодий, материальных и трудовых ресурсов, в повышении производительности труда, укрепления государственной дисциплины оказывает партийной организации, хозяйственным руководителям совхоза «Гигант» Ковровского района группа народного контроля. Главное в деятельности членов этой группы — не только вскрывать недостатки, но и добиваться их устранения, предотвращения. Дозорные хозяйства систематически проверяют состояние сохранности продуктов полеводства. В результате принятых ими мер в прошлом году были предупреждены случаи порчи нескольких тонн картофеля в авдотьинском и шмелевском отделениях. Много полезных дел, ценных начинаний и на счету дозорных Владимирского химического завода, треста № 94, госплемзавода «Зименки» Муромского, совхоза им. Фрунзе Суздальского районов, а также ряда других предприятий, колхозов, учреждений. Прошедшие собрания и конференции коллективов трудящихся, посвященные обсуждению отчетов групп и постов народного контроля, свидетельствуют о том, что своими проверками, рейдами, смотрами дозорные стали более активно помогать партийным организациям, хозяйственным руководителям добиваться на всех участках производства, управления и обслуживания такой обстановки, которая исключала бы возможность проявления бесхозяйственности и расточительства, нарушения государственной и производственной дисциплины, социалистической законности. Партийное руководство, партийная поддержка — вот то основное, что определяло эффективность работы групп и постов за последнее время. Совместно с партийными органами многое сделали по подбору, расстановке и воспитанию кадров городские и районные комитеты народного контроля. Сейчас абсолютное большинство председателей групп являются коммунистами, больше половины из них имеют высшее, незаконченное высшее и среднее образование. Отрадно, что комитеты, группы и посты стали чаще привлекать к массовым проверкам передовых рабочих и колхозников, специалистов, способных со знанием дела, глубоко изучить тот или иной вопрос, разработать необходимые рекомендации и предложения. Особенно успешно действуют в этом направления дозорные Муромского завода им. Орджоникидзе, Владимирского завода прецизионного оборудования, колхоза «Искра» Ковровского района. Большую помощь городским и районным комитетам оказывают внештатные отделы и их инспекторы. Таких отделов создано 150. В них состоит более 1300 человек. Активно действует, в частности, внештатный промышленно-транспортный отдел, созданный при Кольчугинском городском комитете народного контроля. Возглавляет его коммунист Н.Л. Бессонов. Все внештатные инспекторы этого отдела принимают активное участие в проверках, готовят те или иные вопросы к заседанию комитета, постоянно интересуются деятельностью групп и постов народного контроля, оказывают им практическую помощь. Определенный опыт накоплен и внештатными отделами, созданными при Александровском районном, Муромском городском комитетах народного контроля. Внештатные инспекторы этих отделов принимают постоянное участие в решении задач, стоящих перед комитетами, направляют главное внимание групп и постов, действующих на предприятиях, на устранение выявленных недостатков и причин, их порождающих. Всего в 1969 году комитеты народного контроля области провели 1274 рейда и проверки. Их результаты рассматривались в коллективах проверенных предприятий и организаций, выносились на рассмотрение партийных, советских и хозяйственных органов. Вместе с тем в деятельности отдельных комитетов, групп и постов народного контроля имеются существенные недостатки. Главным из них является отсутствие настойчивой борьбы за использование резервов производства, за экономию и бережливость, против расточительства, бесхозяйственности и растаскивания народного добра. Дозорные порой распыляют свои силы на второстепенные дела, не принимают эффективных мер к предупреждению и устранению недостатков. Происходит это потому, что руководители отдельных комитетов, групп и постов не проявляют должной заботы о повышении активности дозорных, слабо обобщают и распространяют передовой опыт лучших контролеров. Именно так обстоит дело на Владимирском мясокомбинате. Борьба с хищениями социалистической собственности и раньше велась здесь недостаточно активно. В последнее же время внимание к этому вопросу со стороны народных контролеров еще более ослабло. И вот печальный итог. Если в 1969 году на предприятии было задержано 43 человека, похитивших мясопродукты, то только за первый квартал текущего года — 54 человека. Между тем на предприятии числится 26 контролеров, руководит которыми М.Д. Касьянов. Однако вопросами сохранности социалистической собственности они не занимаются. Рейды по проверке правил соблюдения технологии производства, порядка отпуска и хранения готовой продукции здесь не проводятся. Посты, созданные в цехах, бездействуют. Группа народного контроля не имеет даже плана работы. Аналогичные недостатки имеются и в деятельности некоторых других групп и постов народного контроля. Необходимо решительно активизировать их работу, поставить перед ними цель — не только вскрывать промахи и упущения, но прежде всего предупреждать их, чаще выносить результаты проверок на обсуждение собраний трудящихся тех предприятий и организаций, где проводились проверки. Городским и районным комитетам следует принять активные меры к тому, чтобы в деятельности дозорных была обеспечена творческая инициатива, высокая деловитость, четкость и оперативность. Необходимо постоянно совершенствовать методы и формы контрольной работы, пополнить, где это необходимо, состав групп и постов, расширить внештатные отделы, усилить заботу о повышении авторитета дозорных, обобщать и распространять положительный опыт, использовать все фермы поощрения активистов. Совершенствуя организационно-массовую работу, крайне важно не распылять свои силы на второстепенные дела, а сосредоточить их на основных, проблемных вопросах. Сейчас главное внимание органов народного контроля должно быть направлено на выполнение решений XXIII съезда КПСС, декабрьского (1969 г.) Пленума ЦК партии, Письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦK ВЛКСМ «Об улучшении использования резервов производства и усилении режима экономии в народном хозяйстве». Следует добиться такого положения, чтобы каждое промышленное пpедприятие, стройка, совхоз, колхоз своевременно выполняли планы и задания по увеличению производства продукции, повышению производительности труда, добивались бы роста эффективности производства на основе научно-технического прогресса, улучшали условия работы и быта трудящихся. Экономика была, есть и будет основным полем деятельности народных контролеров. Дозорным нашей области в этом смысле есть где приложить свои руки. В прошлом году некоторые промышленные предприятия Владимирщины не справились с выполнением плана по реализации товарной продукции. Особенно большое отставание допустили предприятия управлений «Льнотехнотарткань», местной и молочной промышленности, тресты промстройматериалов и мясной промышленности. Отдельные предприятия, переведенные на новые условия планирования и экономического стимулирования, не справились с планом по реализации продукции и за первые четыре месяца текущего года. Народные контролеры должны также постоянно интересоваться вопросами укрепления государственной и производственной дисциплины, улучшения работы, совершенствования и удешевления аппарата управления, ускорения перевозок грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, сохранности социалистической собственности, экономии горюче-смазочных материалов, электрической и тепловой энергии. Следует строго спрашивать с тех, кто не ведет борьбы за повышение качества продукции, нарушает финансовую дисциплину, практикует незаконное отвлечение государственных средств на местные нужды. Это далеко не полный перечень дел для народных контролеров. И при решении каждого из них дозорные должны проявить себя государственными людьми, заботливыми хозяевами каждой народной копейки. Многочисленные отряды народных контролеров — сила огромная. Ее надо полнее использовать. Для этого требуется лучше руководить группами и постами, добиваться, чтобы контроль наш становился все более массовым, действенным, повсеместным и непрерывным,— таким, каким его представлял себе В.И. Ленин.
И. ИГНАТЬЕВ, председатель областного комитета народного контроля» («Призыв», 29 мая 1970).
Культ открытого письма во Владимирской областной газете «Призыв» «Политика, проводимая областным комитетом партии, позволила найти несколько конструктивных решений в работе с редакционной почтой, особенно с жалобами.
И в редколлегии «Призыва», и в бюро обкома партии прекрасно понимали, что творческая составляющая журналиста измеряется не числом писем, направленных для принятия мер. Они должны были писать очерки, статьи, корреспонденции, фельетоны, брать интервью. Как им помочь, как сократить их канцелярскую работу?
К тому же все понимали, что потребность пожаловаться в редакцию превратилась в привычку такого обращения, как наиболее лёгкого и результативного пути решения вопроса. Это, в определённой мере, было опасно. Для решения порой простого вопроса вертелось огромное канцелярское колесо.
Были запущены эффективные механизмы «укрощения» этого бумажного змея. В редакции «Призыва» открылись приёмные областной коллегии адвокатов, областного отдела социального обеспечения. В профессиональной приёмной «Призыва» в определённые дни по графику также дежурили руководители областных управлений и ведомств.
Т акие меры вырвали из «канцелярской круговерти» значительную массу жалоб населения. Они оперативно разрешались. Повысилась результативность деятельности самих ведомств и управлений.
А потом появились «Дни открытого письма «Призыва». Суть их такова. На месяц на территории района, города в самых посещаемых населением местах вывешивались специальные почтовые ящики. В них каждый гражданин мог опустить своё письмо с любым вопросом, к любому руководителю области. Каждую неделю сотрудник отдела писем «Призыва» с представителем райкома (горкома) партии снимали пломбы и доставали из ящиков корреспонденцию. «Местные» вопросы оставались в районе, их тут же начинали решать, а «областные» - журналист увозил с собой. На другой же день они поступали в управления и отделы облисполкома.
Эффективность в рамках Дня открытого письма была в десятки раз выше частного обращения с жалобой в редакцию. Приведу такой факт. Юрьев-польчане в рамках Дня пожаловались, в частности, на частые отключения электроэнергии и плохое автобусное сообщение по городу. Соответствующие областные службы выделили Юрьев-Польскому подстанцию и два новеньких «Икаруса». Обе проблемы были сняты с повестки дня. А сколько разных других вопросов решалось! В День открытого письма рассматривалось от двухсот до четырёхсот писем.
После такого Дня открытого письма месяц, а то и два из города (района), где он проводился, от населения не поступало ни одной жалобы в редакцию» (Светлана Фёдоровна АЛЕКСАНДРОВА, ветеран труда. «Рай» старого «Призыва»).
Межрегиональная общественная организация потребителей «Общество защиты прав потребителей Народный контроль»
Владимирская региональная общественная организация потребителей «Общество защиты прав потребителей — Народный контроль» (Мрооп "Народный Контроль") зарегистрирована 22 августа 2005 г.
Создана инициативной группой гражданских активистов, которые не захотели мириться с катастрофической ситуацией с качеством топлива на автозаправках области. Каждый второй литр дизельного топлива, поставляемый в область в это время был «печным топливом», а каждый третий литр реализуемого бензина стал высокооктановым бензином с помощью «присадок».
Основателем организации Алексеем Смирновым в 2003 году была разработана и представлена в администрацию Владимирской области система контроля качества топлива на АЗС, где одним из важных элементов являлась действенная защита прав потребителей через общественный контроль. Не получив поддержки со стороны власти, мы – общественники — сами встали на защиту автовладельцев.
За 2005-2016 гг. членами организации было закуплено и направлено на анализ более 200 образцов топлива, около 30% из них оказались некачественными. Более 100 случаев нарушения законодательства выявлено при проведении рейдов (в т.ч. и по параметрам безопасности АЗС).
По итогам в контрольно-надзорные органы (Роспотребнадзор, ЦМТУ Росстандарта, ТУ Росприроднадзора, ТУ Ростехнадзора, ГУ МЧС по Владимирской области) направлено более 100 материалов. Только за 2016 год ЦМТУ Росстандарта взыскала штрафов в федеральный бюджет по обращениям ВРООП «Народный контроль» на сумму 940 тысяч рублей.
По обращениям потребителей, пострадавших от некачественного топлива, «Народный контроль» оказывает бесплатную правовую поддержку:
- Разъясняем правила взаимодействия с продавцом и составления претензий;
- Разъясняем правила взаимодействия с автосервисом при ремонте автомобиля из-за некачественного топлива.
До суда такие дела доходят редко, так как обычно все решается на стадии подготовки документов в суд.
В 2007 году сфера деятельности «Народного контроля» расширилась – от жителей области стали поступать обращения о нарушениях потребительских прав в сфере ЖКХ, «Народный контроль» занялся судебной защитой в этой сфере. Анализ ситуации показал, что они имеют массовый системный характер в г. Владимире.
В 2009 году «Народный контроль» выиграл судебный процесс в защиту неопределенного круга лиц и восстановил права 350 тысяч жителей г. Владимир города, отменив противозаконный нормативно-правовой акт городской администрации. «Народный контроль» доказал в суде, что отключение «горячей воды» свыше 15 суток незаконно.
«Центр независимого мониторинга исполнения указов президента» ОНФ в своем анализе проведения общественного контроля отметил, что это единственный случай успешного оспаривания действий чиновников общественным объединением. После этого в г. Владимире прекращены отключения более, чем на 15 дней.
ВРООП «Народный контроль» берется только за очень сложные дела, которые многие юристы отказывались вести.
2009 – 2015 – сложилась судебная практика по защите прав потребителей в различных сферах, которая стала базой для судебной защиты прав потребителей:
- Защита неопределенного круга лиц в ЖКХ;
- Туристические услуги;
- Возврат автокредита;
- Возврат дилеру сгоревшего автомобиля.
В 2011 году выиграно резонансное дело по защите прав потребителей при предоставлении услуг сотовой связи ОАО «Мегафон», затрагивающее интересы абонентов всей России. С помощью «Народного контроля» абонент в суде доказал, что оператор-ОАО «Мегафон» не оказывал услугу, которую оператор решил взыскать с абонента на сумму более миллиона рублей.
В 2016 году ВРООП «Народный контроль» оказал безвозмездную помощь потребителю из Вологды при нашей помощи выигран суд потребителя против сети АЗС на сумму более 500 тысяч рублей.
В сентябре 2017 году ВРООП «Народный контроль» доказал неправомерность начисления платы за ОДН в г. Владимире и защитил права неопределенного круга лиц. Методика расчета платны за ОДН пересмотрена.
В конце 2016 года ВРООП «Народный контроль» получило грант на приобретение современного экологического оборудования для контроля загрязнения окружающей среды и проводит мониторинг загрязнения воздуха.
Председатель правления - Смирнов Алексей Васильевич (с 22 апреля 2019 г.)
Адрес: г. Владимир, ул. Сущевская 13а, кв. 42
Сайт: https://nk33.ru/
Владимир и владимирцы в 1950-1975 годах в дневниках З.Д. Федоровской Праздничные демонстрации трудящихся во Владимирской области 1 мая 1970 года 22 апреля 1970 года во Владимире прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Первый областной фестиваль музыкального фольклора в 1970 году Во Владимире (август 1950 г. - октябрь 1987) Город Владимир в 1970-е годы Владимирский край
|