Доминирующей работой Губотдела труда и его местных органов с октября 22 года по февраль 23 являлась работа по проведению трудгужналога, для которой, как имеющей оперативный характер и важное финансовое значение для Республики, были выдвинуты все лучшие силы отдела, что безусловно отодвинуло на задний план проведение непосредственных его задач и только в конце февраля 1924 года, когда работа по трудгужналогу была передана в органы НКФ, Отдел труда стал непосредственным органом защиты прав трудящихся. В связи с изменением хозяйственной конъюнктуры — перевод промышленности на хозрасчетный принцип — конъюнктура рынка труда также резко изменилась. Недостаток рабсилы, бывший до этих пор, сменился избытком ее, и к началу 22 года этот избыток стал увеличиваться, в то время как спрос на нее резко пошел на убыль. В результате к концу 1922 года мы стали перед фактом застойной безработицы. На 1-ое октября 22 года безработица по Владимирской губернии выразилась 9201 человек, из которых женщин 5662 чел., мужчин 3539 человек. Спрос покрывал предложение рабсилы в этом м-це 21,2%, т. е. из 100 чел. безработных на работу послано было 21 чел. В дальнейшем безработица с каждым месяцем прогрессировала и спрос не удовлетворял предложение. На 1-ое сентября 1928 г. безработных по губернии состояло — 8.746 чел. Анализируя состояние рынка труда за указанное выше время, можно отметить резкое увеличение предложений труда в зимние месяцы: декабрь — февраль при отсутствии спроса на него и затем увеличение спроса на рабсилу в период март — август м-цы несмотря на то, что данные статистики рынка труда говорят, что на учете Биржи труда ежемесячно остается излишек рабсилы от 70 до 89 человек. К сентябрю м-цу 23 г. мы имеем довольно значительное уменьшение безработицы (8746 чел. к сентяб. 23 г. против 9201 чел. в сентябре 22 г.). По отдельным районам губернии, как наиболее благополучное состояние рынка труда, нужно отметить Владимирский район, где спрос покрывал 84,9%, предложения рабсилы, затем
Вязниковский 61,3 %, Муромский 52 %, Меленковский 52,2%, Губ. г. Владимир 47,7%, Александровский 60,3%. По общему годовому %, соотношение спроса, предложения рабсилы Александровский район, бывший в числе один из последних, выдвинулся на 2-ое место благодаря концентрации текстильного производства на ф-ках Струнинской и Карабановской, Владимирского треста. Несмотря на оживление спроса в этом районе, безработица там имеет довольно угрожающие формы: на 1-ое сентября безработных-1791 чел.: из них МУЖЧИН — 616 чел. женщин — 1175 чел. Оживление на рынке труда в указанных выше районах, аналогично положению Александровскому рынку труда, что обусловлено расширением текстильного производства. Кольчугинский район, имеющий возможность исчерпать безработицу по среднему годовому % спроса к предложению рабсилы (46,2) по губернии — является не удовлетворительным. На 1-ое сентября 1923 г. состояло безработных 1025 чел., из коих мужчин 679, женщин — 346 чел. Незначительное оживление рынка труда в этом районе обусловлено тем, что медеобрабатывающий завод, в силу жилищного кризиса и других объективных условий, не исчерпал всех возможностей расширения производства. Застойная безработица, как одно из злейших социальных бедствий, безусловно, является язвой Республики и требует самой решительной борьбы; конечно, все принимаемые меры борьбы с безработицей являются до некоторой степени паллиативом, так как безработица может быть ликвидирована при условии полного экономического возрождения Республики. Но эти меры в настоящее время крайне необходимы, как средство смягчающее остроту безработицы. Практика работы в деле регулирования рынка труда в НКТ и его органах на местах дала нам три вида борьбы с безработицей: организацию общественных работ, организацию трудовых производственных артелей из безработных (по типу промыслово-кустарных) и трудовых артелей, продающих исключительно свой труд. В отношении же борьбы с безработицей среди подростков — организацию домов подростков. По Владимирской губерния неуказанных мер практически приемлемыми оказалась лишь — организация мелких трудовых артелей — ячеек. В силу объективных условий, организация общественных работ по Владимирской губ. оказалась невозможной, а организация производственных артелей, как мера требующая затраты солидных средств на оборудование мастерских, специально обслуживающего административно-хозяйственного аппарата — сеть агентуры являлась не посильной для малосильных и страдающих хроническим безденежьем Бирж труда. Несколько попыток по организации этих артелей кончились неудачей. Опыта организации домов подростков по губ. не проделывалось, так как эта работа, на ряду с другими задачами, стояла на 2-ом плане. Таким образом, приходится констатировать, что борьба с безработицей у нас проводилась очень слабо, что обусловлено не только указанными выше слабосильностью и бедностью бирж труда, но и индеферентностью профорганизаций и хозорганов, в особенности последних. Единственной реальной мерой борьбы с безработицей явилось наиболее полное использование спроса госпредприятий на рабочую силу, в силу чего все внимание Бирж труда фиксировалось достижением улучшения постановки дела по снабжению госпредприятий рабсилой требуемой квалификации. К удовлетворительной работе в этом направлении Биржа труда подошла не сразу и организационная структура аппаратов регулирования рынка труда менялась в зависимости от изменения функций их, в свою очередь обусловленных изменением экономической конъюнктуры в Республике. В годы гражданской войны и капиталистического окружения Республики НКТ был главным штабом армии труда, и его местные органы, отделы распределения рабсилы, производили мобилизации и принудительные распределения рабсилы по госпредприятиям и учреждениям. С новой экономической политикой эта надобность отпала и отделы распределения рабсилы реорганизуются в Биржи труда, которые становятся всего лишь государственным посредническим аппаратом между работодателем и рабочим. Посылка на работу должна уже производиться не принудительным порядком, а по соглашению сторон. Такое резкое изменение функций, новизна работы, при условии массовой безработицы в начале отрицательно отразились на продуктивности Бирж труда и их авторитетности; отсутствовала приспособленность к местным условиям, и в некоторых случаях было непонимание своих задач. Так — отделы распределения рабсил были механически переименованы в Биржи труда и остались функционировать со своими филиалами. Если при принципе мобилизационной работы в эпоху военного коммунизма, в целях быстрого выполнения поставленных задач, был необходим аппарат в каждом крупном населенном пункте, то теперь Биржи труда нужны лишь только в промышленных районах. Количественная громоздкость Бирж труда, первое время при наличии недостатка средств и отсутствия надзора за их работой, обуславливала малую продуктивность их работы; в силу этого и были те нападки, которые сыпались на Биржи труда со стороны хозяйственников. Учет опыта работы Бирж труда в новых условиях в течение 22 года, подытоженный 4 Всероссийским съездом Завгуботтрудов, повел к дальнейшей реорганизации Бирж труда в целях наибольшего соответствия поставленных перед ними задан. Сеть Биржи труда значительно сокращалась. Так — по Владимирской губернии вместо 14 Бирж труда и 16 корпунктов осталось 8 Бирж труда и 2 корпункта в более промышленных районах: Коврове, Муроме, Вязниках, Судогде, Гусе, Александрове, Кольчугине и Владимире. Количественное сокращение шло за счет качественного улучшения оставшихся Бирж труда. Было обращено серьезное внимание на постановку делопроизводства и отчетности Бирж труда, которая служит предпосылкой к правильной работе их. Расслоение безработных на две группы: по имущественному и социальному признаку, первая, именно безработных, вторая — ищущих труда. Проведен принцип посылки только требуемой квалификации независимо от нуждаемости. Параллельно с этим в работе Бирж труда проведена твердая борьба с самостоятельными тенденциями некоторых профсоюзов и хозорганов, пытавшихся организовать параллельные Биржи труда у себя. Результаты этой незаметной, но упорной кропотливой работы сейчас на лицо. Биржи труда сумели занять свое место и поднять свой авторитет. Конечно — еще много не изжитых дефектов, но они уже сознаны и постепенно, по мере сил и возможности, устраняются. Подводя итоги работе за 22 — 23 год можно констатировать, что организационный этап пройден и работа поставлена на прочном фундаменте, очередь за руководителями хозорганов: необходимо сознание важности Бирж труда в жизни предприятий и учреждений и принятие активного участия в работе Биржи труда, при которой только мыслимо целесообразное использование всех возможностей. К 1 октября 22 года, как и к настоящему моменту, П/ОТДЕЛ ОХРАНЫ ТРУДА имел и имеет три вида инспекции: 1) инспекцию труда, 2) техническую и 3) санитарную. По количественному составу наиболее благоприятные должны быть условия для надзора инспекторами труда, так как на одного инструда приходится один уезд, тогда как на технического инспектора 2 уезда, а на санинспектора 4 уезда. Период с октября 22 года по февраль 23 года был застоем для работ инспекции, и только с марта, когда ударные работы по трудгужналогу были переданы в органы НКФ, положение изменилось в лучшую сторону, и особенно тогда, когда 4 Всероссийский съезд Завгот дал определенные директивы в работе. До этого времени вся работа сводилась к обследованию всех вообще предприятий, пользующихся наемным трудом, и подобная линия работы была признана нежелательной и взамен ее было признано необходимым перебросить работу, главным образом, на среднюю и крупную промышленность, чтобы скорее выявить все недостатки и тем улучшить условия труда в жизни основной массы рабочих. В мелких предприятиях работа инспекции охрани труда ограничивалась наблюдением за положением норм труда, разделяя работу профсоюзов. По внутреннему содержанию — работа инспекции по каждому виду инспекции в отдельности заключалась в следующем: Инспекция труда Всего за отчетный год было обследовано 2283 предприятия, как видно из прилагаемой сводки № 9, с общим числом рабочих 269411, каковое в действительности гораздо больше, так как не имеется указаний о количестве рабочих в 295 предприятиях. Из имеющихся актов установлено, что из общего числа обследуемых предприятий 90% имеют за собой те или иные нарушения Кодекса Законов о труде. По своему характеру доминирующим составом правонарушений являются: 1) неисполнение формальных требований (невыдача расчетных книжек, отсутствие книг инспекции труда и т. п.), 2) невыдача спецодежды, отступления от норм рабочего времени и др. — 20%, 3) отступления от законов труда для женщин и малолетних — 10%, 4) отпуска очередные и дополнительные в особо вредных предприятиях-10%. Кроме работы по обследованию предприятий, инспекцией труда была проделана немаловажная работа по приему разного рода заявлений и рассмотрению их. Наиболее крупный % состава обращений падает на вопросы: 1) по применению труда малолетних — 21,3%, 2) в отношении выдачи спец-одежды — 15,1%, з) об отпусках и 4) о сверхурочных работах — 10%. Всего зарегистрировано было за отчетный год 13577 случаев, из них справок 4054. В отношении же борьбы с нарушениями Кодекса Законов о труде, руководствуясь резолюцией 4 Всероссийского съезда Завгот, проводилась твердая линия предания суду частных предпринимателей, а в отношении же госпредприятий проводилась политика менее жесткая, так как в данном случае приходилось считаться с теми объективными условиями, в которых находится наша госпромышленность. За отчетный период было 455 случаев привлечения к судебной ответственности с количеством обвиняемых 517, и в результате разборки дела было наложено 29905 руб. золотом штрафов. Помимо этого приходится отметить и работы по тарификации предприятий — по степени их опасности и вредности для страхкасс по взысканию последними взносов по страхованию трудящихся.
Техническая инспекция Цель и назначение технической инспекции являются: 1) котлонадзор и 2) работа по технике безопасности. Всего за отчетный период было освидетельствовано 466 паровых котлов, из них 367 постоянных и 99 подвижных, посещено предприятий с целью технического осмотра — 601. Из общего числа предприятий в 80 случаях на каждые сто обнаружены различные нарушения, касающиеся техники безопасности; по своему виду большая доля нарушений падает на: 1) устройства зданий. 2) состояние механизмов и 3) отсутствие ограждений и вентиляций (последнее преобладает). В настоящее время ведется планомерная работа по учету котлов губернии с целью определения точного количества их и выявлению сроков очередных, внутренних и внешних испытаний. Промышленному травматизму в настоящее время уделено должное внимание; местам даны определенные инструкции о производстве расследования и анализа каждого несчастного случая. Санитарная инспекция Штат санитарной инспекции был заполнен лишь только в последние месяцы, а до этого времени вместо положенных по штату 6 человек в течение января — марта работало 2 — 3 человека, а в апреле- июне работал всего лишь один человек. При таком наличии, или вернее говоря, при отсутствии кадра санинспекторов планомерной работы по санитарному надзору и не могло быть. В необходимых случаях приходилось пользоваться врачами Губздравотдела, но результата от такой работы было слишком мало. Штатными санинспекторами, как видно из прилагаемой таблицы, за отчетный период было обследовано всего 220 предприятий с 36503 рабочими, из которых первичному обследованию было подвергнуто 150 предприятий, а вторичному 70. Почти во всех обследованных предприятиях были обнаружены санитарно-гигиенические нарушения. Большим % нарушений являются связанные с оборудованием и содержанием рабочих помещения. Усиленное внимание было обращено на охрану труда в особо вредных предприятиях, т. е. на соблюдение сокращения рабочего дня, на недопущение к работам подростков, а также и за выдачей спец-одежды и спец-питания. В заключение необходимо отметить, что работа по охране стала достигать желанного уровня, так как основная причина неудовлетворительности ее — финансовый кризис — изжит и от НКТ своевременно и в достаточной мере стали поступать зарплата и кредит на путевое довольствие. Работу КОНФЛИКТНОГО ПОТДЕЛА можно подразделить на 2 вида: тарифная и конфликтная. К тарифной работе относится: 1. Утверждение стоимости индекса Госплана для Владимирской губернии Комиссией в составе представителей: от Губцрофсовета, Губсовнархоза, Губстатбюро, Губфинотдела и ГОТ по состоянию на 1, 8, 15 и 22 числа месяца и публикование такового в местной прессе для руководства при исчислении заработной платы. Вышеуказанная Комиссия начала свое существование с 15 мая 1923 года. 2. Контроль над разассигновавшем кредитов на зарплату госучреждениями, состоящими на госбюджете по уездам, в смысле правильного распределения отпущенных средств по штатным единицам. 3. Контроль над выдачей тантьем и наградных; для этой цели все госучреждения обязаны представлять в ГОТ заявки на выдачу тантьем и наградных со всеми данными на утверждение Комиссии в составе представителей; от ГСПС, РКП и ГОТ. На означенный период было 6 заседаний комиссии. 4. Регистрация колдоговоров и тарифных соглашений, заключаемых профсоюзами с учреждениями, предприятиями и частными лицами, обуславливающих взаимоотношения работодателей и трудящихся. Регистрация колдоговоров и тарифных соглашений преследует ту цель, чтобы была возможность следить за тем, чтобы договорами не умалять прав трудящихся сравнительно с существующими законоположениями и без визы ГОТ договора и тарифные соглашения не имеют юридической силы. Подлинники колдоговоров хранятся в ГОТ. К конфликтной работе относится: Разбирательство возникающих конфликтов между профсоюзом и хозорганом, между рабочими и хозорганом и т. д. принудительным порядком в конфликтной комиссии и в третейском суде и примирительным порядком в примирительной камере. 1. Конфликтные комиссии начали свое существование с 11 марта, но фактически начали свою работу в первых числах мая 1922 года. До сентября того же года работа Конфликтных комиссий шла вяло из-за отсутствия руководящих материалов, и работа конфликтной комиссии стояла не на должной высоте, но с сентября конфликтная комиссия принимает вид судебно-примирительного государственного органа и существовала до последних чисел апреля 1923 года; 28-го апреля реформировалась и все дела, подсудные ей, переданы в трудкамеры при Нарсудах. Конфликтная комиссия состояла: из председателя — представителя ГОТ и членов — представителя ГСПС и Губсуда. 2. С октября 1922 года и по настоящее время все конфликты, возникающие у профсоюзов с хозорганами и т. п., разбираются в ГОТ или принудительным порядком — в третейском суде или примирительным порядком в примирительных камерах. Примирительная камера организовывается на паритетных началах с равным числом представителей от спорящих сторон под председательством представителя ГОТ, который способствует выработать предложение, приемлемое той и другой стороной, в случае, если конфликт не разрешается мирным путем, разрешение вопроса переносится в третейский суд. Состав третейского суда не многим отличается от примирительной камеры. Судья или Супер. Арбитр избирается спорящими сторонами или назначается Губотделом труда, если стороны не приходят к соглашению о кандидатуре Супер-Арбитра. Судьями в третейском суде являются представители спорящих сторон под председательством избранного или назначенного судьи и вопрос разрешается или по приговору председателя или по соглашению сторон.
Работа Губсоцстраха 5-го октября 1922 г. Губсоцстрахом при Губотсобесе было созвано1-е Владимирское Губернское совещание с подведением итогов проделанной работы в области организационной и перерасчета с предприятиями по виду «А», согласно постановления Влад. ГИК от 17 июня 1922 года. Ко дню совещания по губернии было организовано 18 касс, при них 14 филиалов, зарегистрировано около трех тысяч предприятий, учреждений и частных хозяйств, в них 84.000 застрахованных. С 1-го ноября по постановлению Президиума Губпрофсовета от 4-го октября 1922 г. 15 райстрахкасс приступили к самостоятельной выдаче пособий по виду «А», на основе декрета СНК от 22-го сентября того же года. К 1-му января 1923 г. по губернии насчитывалось 19 райстрахкасс, при них 21 филиал, т. е. намеченная схема сети страхорганов Влад. губернии по плану, утвержденному Губпрофсоветом, была закончена с изменением по двум уездам: Вязниковскому и Судогодскому, вместо намеченных касс по плану были организованы филиалы. С 1-го февраля Губсоцстрах со всем аппаратом и страх, органами был передан в ГОТ, с февраля началась передача видов: «Б, В и Г» райстрахкассам от Собесов; попутно с передачей видов была дополнена сеть страхорганов пунктами уполномоченных, включительно до перестройки филиалов, на основе циркуляра НКСО. В результате к 1-му июля 1923 года по Влад. губернии сеть страх. органов развернулась, захватив все промышленные районы в следующих цифрах: райстрахкасс 20 (т. к. к марту Уршельский филиал Судогодской райстрахкассы был перестроен в самостоятельную райстрахкассу в связи с пуском Уршельского стекольного завода), 4 филиала, т. к. 17 филиалов были перестроены в пункты уполномоченных, а всего пунктов уполномоченных 66. В общем — страховая сеть по Влад. губернии насчитывалась к 1-му июля 1923 года 91 страховой аппарат с Губсоцстрахом. В июле Губсоцстрахом весь инструкторский аппарат был перекинут на места для подсчета и выявления проделанной работы райстрахкассами. Общее количество застрахованных всех групп на 1-е июля выражалось в количестве 121500 человек. Июнем была закончена передача всех видов соцстрахования от Собесов Райстрахкассам, на основе постановления Ѵ-го съезда ВЦПСС. Централизация фонда «Б» в губмасштабе прошла в июле, на основе цирк. НКТ за № 303/61; все суммы для выдачи пенсий и пособий переводятся по подсчету Губсоцстрахом чеками на имя К-та Райкассы. Пособия инвалидам труда и войны назначаются Губкомиссией, работающей при Губсоцстрахе с июля т. г., организованной на основе постановления СНК от 13-го июня с/г. Всего Губкомиссией к 1-му октября т г. рассмотрено около 3-х тысяч дел на 34-х заседаниях. При пересмотре дел инвалидов труда и семей, утративших кормильцев, назначенных ранее Собесами более чем в 60% дел нет соответствующих документов, выявляющих право на получение пособия по страховой линии, больший % падает на инвалидов, находящихся в индомах. На 1-ое октября всего обеспечиваемых по виду «Б» в губмасштабе: Инвалидов труда – 5414, Семей, утерявших кормильца – 2969, Инвалидов в индомах - 1056, т.е. применительно к 1-му июля количество сократилось вне зависимости от поступления новых дел и когда пересмотр дел инвалидов, получающих пособие по назначению Собесами, Губкомиссией будет закончен по всей губернии (т. к. до октября пересмотрены только 8 районов, а всего 20), то с уверенностью можно сказать, что фонд «Б» будет основан на твердой базе и распыление не по прямому назначению прекратится. Всего пересмотру подлежало 7000 дел одних инвалидов труда. По июль включительно норма пособий инвалидам и безработным производилась из расчета средней ставки данной местности, т.е. удвоенного госминимума заработной платы 2-й группы промышленности. В перспективе Губсоцстрахом намечена кампания перевыборов комитетов Райстрахкасс, выработан план представительства и, по утверждении Президиумом Губпрофсовета, будет проведен в жизнь в декабре. Первая кампания переизбрания комитетов прошла с февраля по апрель включительно при активном участии Профсоюзов на местах, под непосредственным руководством Губпрофсовета. После перевыборов Губсоцстрахом намечается 3-я Страховая конференция (вторая Страховая конференция была созвана в конце февраля 1923 г.) для информации в работе вновь избранных членов Комитетов Райстрахкасс.
Работа учетно-статистического п/отдела Начав свое существование с 1-го мая 1923 года и окончательно сформировавшись к 1-му июня, учетно-статистический п/отдел с 1-го октября охватывает статистическую работу в следующих областях: 1) Рынок труда, 2) Охрана труда, 3) Тарифная и конфл. часть, 4) Учет техно-сил, 5) Статистика губ. упр. соцстрах. Сосредоточивая в себе почти все виды цифровой отчетности ГОТ-а (кроме финансовой), Учетно-стат. п/отдел ставил и ставит себе целью: добиться стройной налаженности и полноты статистической отчетности и давать действительную цифровую картину состояния Рынка труда, работы охраны труда, конфликтной работы и других сторон деятельности ГОТ-а. В первое время существования п/отдела (май — июнь с/г.) центр тяжести работы падал на статистику Рынка труда и Учет. Техно-Сил. Останавливаясь на первой необходимо отметить, что статистич. работы по Рынку труда была сильно затруднена, так как присланный и присылаемый с большим запозданием с мест материал в виде цифровых отчетов был в большей своей части лишён практической ценности вследствие обилия дефектов, делавших его для сводки не пригодными было также ясно, что цифровые данные не всегда соответствуют действительному состоянию Рынка труда. Так как стояла срочная задача выполнения запущенной отчетности, то были отправлены на места все непригодные отчеты (за март и апрель) для пересоставления, согласно сделанных персонально указаний. Во-вторых, срочно были выработаны инструкции по выполнению цифровой отчетности по Рынку труда (форма № 2), согласуясь с имеющимися распоряжениями центра. Далее отменяются изжитые формы отчетности (на основании циркуляров центров), подтверждаются необходимые виды отчетности и устанавливаются сроки их представления «табелем срочных донесений». Следствием этих мероприятий явились более нормальные условия работы; процент неудовлетворительных отчетов понизился значительно, явление запаздывания сократилось. Развивая работу, Учетно-статистический под‘отдел разрабатывает в контакте с Губбиржей новую форму (№ 2а) отчетности — по трехмесячным периодам — с подразделением безработных по возрасту, социальному признаку и стажу. Эта отчетность, более широко освещая состояние безработной массы, проведена в жизнь (в сентябре) путем инструктирования представителями ГОТ-а работы в биржах и надлежащей инструкцией п/отдела — в райстрахкассах. В настоящий момент надо признать отчетность по состоянию рынка труда выпрямленной и статистическую работу на местах и в ГОТ-е достаточно налаженной. По учету техно-сил особых мероприятий не проводилось, так как эта работа, согласно указаний центра, велась особенно ускоренным темпом и к 1 июля была закончена в массе. По охране труда статистическая работа в первое время велась лишь в смысле выполнения месячной цифровой отчетности работы инспекции труда по заданию п/отдела Охраны. Но, начиная с июля, эта работа распоряжением центра всецело передается в Учетно-стат. п/отдел ГОТ-а и вводится новая форма отчетности работы Инспекции труда (№ 3). Учетно-стат. п/отдел проводит в жизнь ату отчетность, подтверждает распоряжение Губохрантруда о персональном представлении ежемесячных отчетов старш. и младшими Инструда, а также вырабатывает подробную инструкцию к отчетности формы № 1, так как опыт первого месяца показывает, что Инструда недостаточно усваивают структуру этой новой отчетности. По конфликтной работе П/отделом проведено в жизнь распоряжение центра, устанавливающее отчетность конфликтов но новым формам № 4, 5 п. І-а, приспособленных к характеру разбирательства конфликтов в Примкамерах и трет. судах. Таковы главные мероприятия Учетно-стат. п/отдела, проведенные им в жизнь Далее укажем, в чем состояла статистическая работа п/отдела на месте. I. По рынку труда За период времени с 1-го мая по 1-ое октября выполнена следующая работа: 1. Составлены цифровые сводки по состоянию рынка труда в общегубернском масштабе по форме № 2 за время март — сентябрь; 2. Цифровые отчеты по состоянию рынка труда г. Владимира по форме № 2 за месяцы март — сентябрь; 3. Полумесячная цифровая отчетность о движении безработных по г. Владимиру по форме № 3 за то же время; 4. Ежемесячные ведомости об остатках безработных — членов Профсоюзов по г. Владимиру за то же время; 5. Разработаны: полугодовая сводка о состоянии рынка труда в Губмасштабе с 1 окт. 1922 г. по 1 апр. 1923 года; полугодовая сводка за время с 1 янв. по 1 июня 1923 г. и годовая сводка за время с 1 окт. 1922 г. по 1 окт. 1923 г. 6. Сводка по форме № 2-а о состоянии безработицы на 1 сентября 1923 года с выявлением возраста, социального положения и стажа безработных. II. По учету техно-сил Срочная работа по взятию на учет спецов Владимирской губернии (высокой квалификации) была выполнена в течение июня и состояла в следующем: 1) Весь имеющийся материал, в виде регистрационных карточек на техно-силы был подобран; все имеющие стать на учет в порядке и на основании циркуляра НКТ № 100 были приняты, т. е. проведены по журналу и на них заготовлены учетно-технические билеты. 2) Вторые экземпляры карточек на ставших на учет лиц отправлены в НКТ, а учетно-технические билеты — в Инкамеры для раздачи. В дальнейшем работа приняла характер текущей работы: В июле месяце Учетно-стат. п/отдел произвел статистическую разработку карточек по состоящею на 1-е июля, и наравне с текущей работой ведет и этот общий учет, внося изменения через каждые три месяца. III. Статистика охраны труда 1) Даны ежемесячные сводки о работе Инспекции труда за месяцы март — сентябрь; 2) Полугодовая сводка с 1 янв. по 1 июля 1923 года о работе Интруда; 3) Годовые сводки о работе Инструда; технической и санитарной — с 1 окт. 1922 г. по 1 окт. 1923 года; 4) Произведен учет крупных промышленных предприятий; 5) В порядке текущей работы ведется с августа учет несчастных случаев. IV. Учет конфликтов и тарифной работы 1) Проведен учет конфликтов, имевших место за время с 1 янв. по 1 окт. 1923 года; сводки по уездам по формам № 4,5 п. 1-а, а также материалы отправлены в ГСПС, а сводка конфликтов по г. Владимиру в НКТ. Эта работа проведена согласно циркуляра Центра и в контакте с Объединен. секцией стат. труда при ГСПС. 2) Учет забастовок имевших место в Влад. губ. за время с 1 янв. 1923 г. 3) С августа 1923 г. ведется учет колдоговоров и тарифных соглашений, на основании данных регистрационных карточек колдоговоров, каковые контролируются в Уч. ст. п/отделе и передаются затем в Объединен. секцию стат. труда при ГСПС. Что касается статистики Губ. Упр. Соц. Страхования, то это дело является последним по времени принятия его Учетно-стат. п/отделом и находится в стадии налаживания. Со времени принятия его (25/IX) выполнено пока следующее: 1) Сделаны запросы по виду неправильностей в статистическ. отчетах Райстрахкасс за время январь — июнь; 2) Тщательно контролированы статистические отчеты за июль и август и сделаны запросы; 3) Составлен июльский статистический отчет по Губ. Соц. Страху. Кроме указанных выше работ направляющего и отчетного характера, Учетно-стат. п/отдел разработал ряд диаграмм, характеризующих различные стороны работы ГОТ-а. Структура местных аппаратов в настоящее время следующая: в Александровском, Ковровском, Кольчугинском, Муромском, Гусевском, Вязниковском, Судогодском и Переславском уездах имеются камеры инспекторов труда, в составе старшего Инструда и Инструда. В Суздальском, Киржачском, Меленковском, Гороховецком и Юрьевском уездах камеры Инспекторов труда в составе — одного Инструда. В состав камер по Александровскому, Вязниковскому, Ковровскому, Муромскому, Судогодскому уезд., Кольчугинскому, Гусевскому район. входят Биржи труда; в остальных уездах Биржи труда были ликвидированы с передачей их функций в Райстрахкассы. Помимо этого в начале 1923 г. имеющиеся 16 корпунктов были ликвидированы за исключением двух, а именно, — Карабановского и Струнинского (Александровский уезд) с тем, чтобы за счет сокращенных пунктов, не имеющих значения или влияния на Рынок труда, улучшить аппарат и оплату сотрудников оставшихся в Биржах труда и промышленных уездах. К 1-му мая по Владимирской губернии осталось 5 Бирж труда, остальные были ликвидированы.
Губернский Отдел Социального Обеспечения с 1-го января по 1-е ноября 1923 г.
За отчетный период работу Губотсобеса можно подразделить на три основных момента: 1) на передачу Социального Страхования из органов Собеса в Отдел Труда, согласно постановления 5-го Всероссийского Съезда Профессиональных Союзов и ВЦИК-а и реорганизацию Отдела и его периферий в более упрощенный аппарат; 2) на работу по кооперированию инвалидных масс с одновременной реорганизацией учреждений Социального Обеспечения; 3) углубление работ по крестьянской взаимопомощи. Передача всего дела Соцстрахования Райстрахкассам, перешедшим в отдел труда в губмасштабе, произошла не одновременно, были приняты во внимание мощность райстрахкасс и их организационная подготовленность. Передача всех видов страхования была закончена в апреле месяце с./г. К моменту передачи было организовано 20 райстрахкасс в зарегистрировано 2500 предприятий с количеством рабочих и служащих 94097. Первым видом был передан вид «В» (безработица), затем «Г» (лечебная помощь) и последним — вид «Б» (инвалидность). Учреждения Соцобеспечения (инвалидн. дома) остались под общим руководством Губсобеса. Содержание инвалидов труда, находящихся в этих инвалидных домах, производится из страхсумм фонда «Б», до октября месяца с г. производилось по сметам, представляемым Страхорганам, теперь-же производится по генеральному договору, заключенному между Наркомсобесом и Наркомтрудом. Освободившись от огромной работы по Соцстрахованию, Губсобес и Усобезы, согласно директив НКСО и постановления Губисполкома от 28-го марта с./г., с 20-го апреля были реорганизованы и упрощены. Сам аппарат Губсобеса упростился след. обр.: ликвидированы п/отделы, секция ликвидаций имуществ Гособеспечения и Финансовый; вместо секции ликвидации имуществ организована Губкомиссия по назначению пенсий и пособий, функции же ее переданы в УИК, Финансовый п/отдел влит в Общий Административный п/отдел, за ликвидацией Усобезов по уездам установлен институт уполномоченных при одном техническом работнике и двух членов ККОВ. Штат сотрудников всей губернии в 126 человек к 1-му ноября 1922 года к настоящему времени доведен до 71 человека. Работа за отчетный период по обеспечению военнослужащих выразилась в следующем: вновь назначено пенсий инвалидам гражданской войны 2 и империалистической 1. За то же время снято с Соцобеспечения 52 семьи за смертью военнослужащих и 267 семей красноармейцев по причинам выбытия за пределы губернии, за обеспеченностью и переводом на соцобеспечение через органы крестьянской общественной взаимопомощи, как имеющие сельское и доходное хозяйство, согласно циркуляра НКСО № 43. На 1-е октября с./г. на Государственном соцобеспечении состоит: инвалидов гражданской войны 67, империалистической войны 176, семей за смертью военнослужащих с 1-2-3 и более членами 1599 семей и семей красноармейцев с 1-2-3 и более 179 семей. Персональных пенсионеров, на основании декрета СНК от 16-го февраля c./г., назначенных комиссией при НКСО и получающих по тарифной сетке 17-го разряда ответственных работников 7, из них получающих ½ ставки 17-го разряда 2, 1/3 ставки — 3 и ¼ ставки — 2. Выдача пенсий за несвоевременным отпуском кредита из местных средств производится с большой задержкой и несвоевременно. Пенсия состоящим на Гособеспечении выдается наравне с инвалидами труда. Размер полной пенсии следующий: январь 45 руб., февраль — март 80 руб., апрель 130 руб., май 200 руб., нюнь — июль 280 руб., август 665 руб., сентябрь 815 руб. и октябрь 1069 руб. 20-го сентября с /г. Губернской комиссией по назначению пенсий и пособий приступлено к пересмотру всех пенсионеров, состоящих на Гособеспечении и за вышесказанный период пересмотрено 459 дел. Работа по кооперированию инвалидов губернии началась в апреле c./г., было создано Оргбюро в составе 2 представителей от инвалидов, 3 представ. от администрации Собеса, которое и повело работу по кооперированию инвалидов. В результате работы Оргбюро до съезда уполномоченных артелей 10 июля с./г. организовано было 11 артелей с количеством членов 212 инвалидов войны и труда и количеством предприятий 21 (производств. 6, арендных с применением физ. труда инвалидов 5 и торговых 10). Выделенное же съездом уполномоченных Правление ГИКО в составе 3 инвалидов и 1 предст. Губсобеза, 1 прест. Губкомпома повело уже дальнейшую работу по укреплению и проверке работы организованных артелей и по созданию новых артелей. К августу месяцу имелось 13 артелей с количеством членов 315 человек и количеством предприятий 27 (производств. 7. арендных 6 и торговых 14). Начав работу в полном составе с 10 августа. Правление ГИКО, на первых порах своей деятельности, занялось подведением прочной материальной базы под свое существование и изыскиванием средств для дальнейшего укрепления артелей, а также проверкой и инструктированием их деятельности. Учитывая задания съезда уполномоченных в смысле обращения главного внимания на производственную деятельность и терпимости торговли только постольку, поскольку последняя необходима для развития производственной деятельности, т. е. изыскания средств для последней, Правление, в дальнейшем разассигновывая средства, определенно указывало артелям на расходование их только на производство. Проведение в жизнь постановления съезда уполномоченных об единообразной оплате труда и пр. (в отступление от нормального устава артелей, допускающего участия членов в чистых прибылях) благотворно повлияло на жизнеспособность артелей в смысле сокращения — очищения чуждого элемента и развития производственной деятельности их. На 1 октября мы имеем 13 артелей уездных и 4, организующиеся в волостях с количеством членов 260 и 61 вольнонаемных, и 41 предприятие (произв. пищевых и прод. 9, ремесленных 7, арендных 6, торговых, связанных с продажей своих изделий 9 и прочих 10). Если на 1-е августа торговых предпр. было к общему количеству 51.5%, то на 1-е октября их только 46,3%. Всего артелям до 1 окт. отпущено средств 5349 р. 55 к., имеется активных ценностей на 26593 р. 37 к., задолженности, включая в таковую и отпущенные средства — 21745 р., а ценностей артелей, за вычетом произведенных расходов по ремонту помещения, содержание членов и проч., имеется на 4.435 р. 23 к. (все в червонных рублях). Само правление объединения имеет 4 предприятия: 1 булочную-кондитерскую, 1 совхоз, 1 столовую и 1 пивную. В них занято инвалидов вместе с Правлением 27 человек и вольнонаемных 35. Все эти предприятия, за исключением разве совхоза, являются материальной базой для его существования, покрывающими расходы как по содержанию Правления, так организационные (на укрепление артелей и совхоза). Кооперирование инвалидов тесно связано с реорганизацией и реформой инвалидных учреждений Собеза. Вся работа велась исключительно по реорганизации и сокращению инвалидных учреждений (ннвал. домов), т. к инвалидный контингент за исключением 1-й и 2-й категорий, требующих посторонней помощи и специального обслуживания, идет на пополнение кооперированных инвалидных артелей, часть же направлена по своим губерниям, согласно цирк. МКСО., № 179. В результате такого сокращения мы имеем в настоящее время 30 инвалидных домов с 1250 призреваемыми вместо 58 учреждений л 2514 призреваемых на 1 января. Сеть инвалидных домов разбросана по уездам: в г. Владимире и Владимирском уезде — 8, Александровском — 1, Вязниковском — 3, Гороховецком — 1, Гусь-Хрустальном — 1, Ковровском — 2, Киржачском — 2, Меленковском — 1, Муромском — 1, Переславском — 3, Судогодском-1, Суздальском — 4, Юрьевском — 2. Питание инвалидов производилось из рациона на одного человека: муки ржаной 33 ¾ ф., крупы 7 ½ ф:, мяса — рыбы 7 ½ ф., масла 1 ¼ ф., соли 1 ¼ ф„ сухих овощей 3 ¾ ф., подбойной муки 2 ф., сахару 1 ¼ ф , чаю ¼ ф., мыла 1 ф., табаку 1 ¼ ф., спичек 5 коробков, картофеля 1 п. 20 ф., капусты 10 фунтов. Работа по учреждениям СО проводится исключительно по улучшению быта инвалидов в индомах. распределению их по категориям и проведению в них трудового принципа. Со дня организации ГУБККОВ, т. е. с 1-го декабря 1922 г., в губмасштабе комитеты в сельских местностях проделали колоссальную работу. Работа все больше и больше расширяется и углубляется. Идея взаимопомощи среди крестьянства нашла отклик и привилась. На 1-ое января 23 года волостных ККОВ числилось 137 и сельских 1.357, но работоспособность их была очень не высока, отчислений в натурфонды комитетами почти не производилось. В настоящее время, по имеющимся сведениям по 1-ое ноября 1923 года, организовано волостных ККОВ 173, сельских 2.991 и районных 433 (районные комитеты объединяют по несколько селений в один). Натурфонды организованы почти во всех комитетах, за исключением Переславского и Кольчугинского уездов, отчислено в них 49.312 пуд.: из них 28.242 пуда ржи, 12.715 пуд. овса, 8.317 пуд. картофеля, 27 пудов гречи, 11 пуд. разного семя. Деньгами собрано 319.994 руб. 93 к. (обр. 23 г.), 10 червонцев и 14 шт. 6%% Выигрышного Государственного Займа. Большинство фондов хранятся в кооперативах, часть в общественных амбарах. Израсходовано на нужды малоимущих семей красно-цев и инвалидов войны 35%, вдовам и сиротам 27%, малоимущим крестьянам и на общественные надобности 21% и 17% остается на складах комитетов. Состав комитетов: 11% партийцев и 1% членов РКСМ, 6% женщин, 8% инвалидов, 28% демобилизованных красно-цев, 32% бедняков и 16% средняков. Некоторые комитеты на свои средства содержат инвалидные дома, каковых в губернии 4 с 100 призреваемыми; во время полевых работ комитеты содержали 9 детских яслей, а некоторые содержат и сейчас. Культурно-просветительная работа протекает слабо: на средства ККОВ содержатся только 2 избы-читальни. Комитетами взято в арендное содержание 3 кирпичных завода, 6 мукомольных мельниц, 2 чайных, 1 перевоз через реку, а некоторыми содержатся прокатные пункты. Юрьевский УККОВ состоит пайщиком «Красного пахаря» (бывш. Корноуховский завод), внеся туда пай в 1.500 пудов ржи. На ряду с этим комитеты ведут большую работу по трудовой помощи беднейшему населению, а главное оказывают помощь во время весенней и осенней кампаний по запашке ярового и озимого клина семьям красно-цев и др. Отработано гуждней лошадьми 317 и труддней 803. Для создания мощных фондов некоторые комитеты приобрели свободные участки земли для засева; выявлено до 350 дес., из них запахано и засеяно под яровое 97 дес. и под озимое 23 дес. Комитеты также принимали самое горячее участие в проведении недели помощи Инвалидам, больному и беспризорному ребенку, во всевозможных сборах и пожертвованиях, некоторые комитеты содержали на свои средства беспризорных детей. Работа ККОВ очень разнообразна и богата, нет почти ни одной отрасли работы в деревне, какой бы не коснулся Комитет Взаимопомощи. На вопросы общественного благоустройства деревни комитеты также откликаются, например: производят ремонт школ, больниц, мостов, подвозят дрова, лесной материал и т. п. Комитетами ведется выявление семей красно-цев, инвалидов, вдов, сирот и малоимущих слоев деревни, копи должна быть оказана помощь со стороны комитета. По имеющимся сведениям от 5-ти уездов выявлено 1.370 семей. С 1-го сентября в губмасштабе по договоренности с Губкомом проводится неделя укрепления ККОВ. Кампания по не полным сведениям протекает удовлетворительно. В общем и целом работу ККОВ по губернии, если принять во внимание бедность населения, а, главное, отсутствие организационных навыков, нужно признать, за исключением 2-х уездов Переславского и Кольчугинского, удовлетворительной. В заключение необходимо отметить, что слабость работы некоторых комитетов исключительно обгоняется недостаточным вниманием на них со стороны советских и партийных организаций и учреждений. Необходимо больше внимания и содействия их начинаниям. Останавливаясь на работе финчасти в губернском масштабе нужно сказать, что ею проводилась только информация уездных органов и координация по кредитам, посылаемым Центром, которые охватывают меньшую часть операционной деятельности органов Собеса, полной же координирующей работы последних не производилось, потому что уездные органы получали сами непосредственно кредиты на большую часть операционных расходов из местных средств, а потому и отчитывались в них таким же путем. Благодаря этим условиям чувствовалась оторванность финансовой стороны уездных органов от Губернского, почему и получались разные ненормальности, например: одним из уездов было получено из местных средств достаточное количество средств для выплаты пособий и пенсий, и не выдавалась пенсия полностью, в то-же время другими из уездов получена не полная сумма и ему приходилось выдавать то, что есть, отчего получалась нежелательная разница. Следующей работой финчасти в губернском масштабе являлось содержание инвалидов войны в Губернском инвалидном доме, состоящем на средствах ГИКА. Последним отпускались средства полностью.