В 1923 году ударными работами Губернского Отдела Управления были: подготовительная работа по районированию губернии, производившаяся в Административной Комиссии, работы по упрощению губернского и уездного аппарата и твердое проведение в жизнь декрета об отделении церкви от государства. Работа Административной Комиссии заканчивается и об ее деятельности составляется особый доклад. В области отделения церкви от государства Губернским Отделом Управления было предпринято детальное выяснение результатов пятилетнего проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства. Предпринимая эти шаги, Губернский Отдел Управления руководствовался, во-первых, тем, что по имевшимся сведениям верующие, пользуясь отсутствием контроля и наблюдения со стороны местных властей в течение столь продолжительного времени, стали халатно относиться к принятым на себя обязательствам по договорам, следствием чего то тут, то там обнаруживались хищения церковного имущества, а сами здания (церкви), в виду отсутствия ремонта, стали приходить в ветхость; во вторых, сама жизнь настоятельно требовала ликвидации монастырей, являвшихся какими-то темными пятнами — недопустимыми в трудовой Республике. Для осуществления намеченных работ при Губотделе Управления 23-го декабря 1922 года была создана Губернская Комиссия по переучету церковного имущества и по ликвидации монастырей. По типу губернской были созданы такие же Комиссии в каждом уезде. Комиссии были обязаны: а) взять на учет все церковное имущество, б) пересмотреть все договора, заключенные с группами верующих и при обнаружении растраты имущества или небрежного отношения к нему привлечь виновных к ответственности, а церкви закрыть, передав все имущество местным Исполкомам, в) ликвидировать все монастыри на территории уезда, монахов и монахинь из помещений монастырей выселить, имущество, необходимое для совершения обрядов, а также и монастырские церкви сдать по договорам, как обыкновенные приходские, группам верующих, если таковые образуются. В настоящее время вся намеченная работа выполнена. В губернии всего ликвидировано 28 монастырей и 23 церкви, все договора с группами верующих пересмотрены и заключены вновь. Монастыри и церкви, имеющие историческо-археологическое значение, переданы в ведение Губмузея. Кроме того в отчетный период было закрыто несколько церквей по ходатайствам пролетарских организаций и госучреждений, так например — на Собинке, в Камешкове.
Юрисконсультская часть обслуживала Губотдел Управления, Президиум Губисполкома и Губэкосо. Работа Юрисконсультской части выразилась: 1) в даче 269 заключений по разного рода делам, жалобам и проектам; 2) составление 22-х и просмотр 70 проектов обязательных постановлений, инструкций, положений и т. п. Из числа последних 43 проекта вновь перередактированы; 3) в участии в совещаниях и созыве таковых при Юрисконсультской части, когда находящиеся на производстве Юрисконсультской части проекты нуждались в согласовании между несколькими учреждениями. Наиболее крупными работами Юрисконсультской части 1923 г. являются; 1) пересмотр 115 обязательных постановлений ГИК, изданных до 1923 года, 2) в составлении проекта положения о районных (укрупненных волостных) Исполкомах и переработка проекта положения о Сельских Советах для губернской административной комиссии при ГИК, 3) составление проекта инструкции об упрощении аппарата УИК, 4) составление записки «пятилетие Советов во Владимирской губернии», 5) составление проекта положения о торговле в пределах губернии. Для достижения большей законности в содержании редактируемых Юрисконсультской частью проектов с середины года принят порядок предварительного обсуждения их с представителем Прокуратуры.
В организационном отделении По вопросам об упрощении, сокращении и удешевлении Соваппарата губернии шла большая подготовка. Собирались и перерабатывались материалы, сообщались заключения по проектам центра о реорганизации уездных и губернского Соваппарата и районирования Сельсоветов и Волисполкомов, вырабатывались проекты, инструкции и штаты. В результате — Сельсоветы укрупнены, списки их опубликованы, число членов Исполкомов и сотрудников Соваппарата согласовано с законом. В настоящее время в губернии действует 1731 Сельсовет, тогда как до этого их было 2950. Установлена твердая зарплата, которая проведена по смете. Финансово-налоговая часть волости улучшена. К первому ноября произведено упрощение уездного аппарата в соответствии с постановлением второй Сессии ВЦИК. По плану утвержденному пленумом ГИК производилось укрепление связи с местами, усовершенствование постановки осведомления и, наконец, постановка контроля и руководства деятельностью нижестоящих органов власти. Указанный план большинством УОУ твердо проводился в жизнь, но не все ВИК перешли на указанный планом путь связи.
Информация В постановке осведомления достигнуто многое: виды отчетности и сама система информации улучшена по своему содержанию. В объект отчетности в ГОУ взяты не только уезды, но каждая волость. Но работе ВИК оценивалась работа УОУ. По материалам Отделения информировался НКВД, отдельные части ГОУ и Губотделы для принятия надлежащих мер и распоряжений. Заведующим ГОУ посещено четыре уезда. Инструкторами ГОУ обследованы все уезды за исключением Суздальского и некоторые волости. В задачи обследований входило устное инструктирование местных работников и всестороннее изучение Советского нижестоящего аппарата и состояние связи Соваппарата с массами. Оказалось, что во многих ВИК-ах руководители слабо подготовлены и плох технический состав. В некоторых уездах есть достижение в области связи. Доказательством могут служить проводимые планомерно конференции, собрания и совещания с председателями ВИК. В других уездах имелись пробелы. Совещания велись не планомерно, достигнутые результаты не достаточны и не вполне отвечают запросам мест. Уездные совещания с председателями ВИК и предсельсоветов были устроены во всех уездах губернии по одному или по два за исключением Владимирского, Вязниковского, Меленковского и Юрьевского уездов, где они заменялись пленумом с приглашением пред. ВИК. Заседаний УИК с выездом на места было устроено: два — Владимирским УИК и по одному — Александровским, Вязниковским, Киржачским и Юрьевским Уисполкомами. Всего по губернии состоялось заседаний пленумов УИК — 121 и заседаний Президиумов УИК — 789. На первых разрешено — 595 вопросов, на вторых — 8545. УИК-ами издано 199 обязательных постановлений. Наиболее важными совещаниями при Губернском Отделе Управления были: 1) Съезд 21 июня заведывающих УОУ, начальников управлений милиции, уголрозысков и мест заключений, на котором установлен план работ административного аппарата, заслушаны доклады о деятельности губернских административных органов; 2) междуведомственные совещания об упрощении уездного аппарата (с представителями некоторых уездов), по выработке проекта упрощения губернского аппарата, об укрупнении и упрощении работы Волисполкомов (с представителями образцовых Волисполкомов); 3) Съезд 26 сентября заведующих УОУ по подготовке выборной кампании и об укрупнении Сельсоветов. Организационным отделением разослано 55 циркуляров и свыше 100 письменных инструкционных указаний. Им же проведены все подготовительные работы к выборам в Советы и осуществляется наблюдение за ходом предвыборной кампании. В частности особое внимание обращено на составление списков лиц лишенных избирательного права. Таковых числится в губернии по спискам 8941.
Статистика Вся работа по ведомственной статистике и учету личного состава сосредоточена в организационном отделении. Производится переучет личного состава нижестоящих органов. Более важной работой по статистике являлось обследование и анализ состава УОУ, ВИК и Сельсоветов. Также произведен статистический обзор количества и видов административных и дисциплинарных взысканий. По всем уездам губернии наложено 491 дисциплинарных взысканий, 4692 лица подвергнуто штрафу в административном порядке, на сумму 537362 рубля дензнак. 1923 года и 44363 руб. 70 коп. зол., 199 лиц подвергнуто лишению свободы и 59 принудительным работам. Производились работы по статистическому учету частных обществ и религиозных групп.
Губзагс Работа Губзагса была присоединена к Организационному Отделению и обслуживалась его техническим аппаратом. Губзагсом велось наблюдение за общим ходом работ в местных органах Загса, составлялись сводки о числе зарегистрированных актов. В губернии действуют 183 местных Загса, из них 167 волостных. За время с 1-го января по 1-е октября 1923 года зарегистрировано 82292 акта, тогда как за тот же период в 1922 году было зарегистрировано 87694 акта. Эти итоги и обследования на местах указывают, что не все случаи рождения и смертей регистрируются и что не везде регистрация идет нормально. В некоторых органах Загса при посещении их инструкторами обнаружены неправильности и небрежность ведения записей в книгах.
Работа по Административному Отделению протекала по намеченному плану, утвержденному пленумом ГИК 12 — 14 февраля 1923 г. Помимо плановой работы Административным Отделением проделана работа по чистке Соваппарата по линии НКВД от непригодного элемента, а именно: по Губмилиции и Губрозыску и по Волисполкомам. Из числа 1210 человек работников Милиции и Губрозыска губернии было уволено по чистке 336 человек. Кроме того уволено по чистке 48 членов Волисполкомов и 30 технических работников УОУ и ВИК. Губотуправом было издано 54 циркулярных распоряжений. Наиболее важными из них были; а) о ликвидации Эваков, б) о принятии мер к пресечению расхищения и порчи снеговых щитов, железно-дорожного, телеграфного и телефонного имущества, в) о регистрации беженцев на предмет окончательной их отправки на родину, г) о срочном рассмотрении дел в административном порядке о самогонщиках, д) о торговле пивом и виноградными винами, е) циркулярные разъяснения о порядке регистрации религиозных обществ. С 1-го января по 15-е октября Отделом Управления оштрафовано за нарушение Обязательных Постановлений 776 человек, на сумму 12739 р. 25 к. зол. и дензн. 121375 р. образца 23 г., в том числе по делам о самогонке 172 человека. С 1-го января по 15-е октября на производстве ГОУ было 22 ходатайства о выезде за границу (из них 16 ходатайств удовлетворено), 18 ходатайств о принятии в русское гражданство (из них удовлетворено 8), 15 ходатайств о предоставлении активного и пассивного избирательного права лицам лишенным таковых в силу ст. 65 Конституции. Лиц оптировавших иностранное гражданство было — 21. Беженцев Польши, Литвы и Латвии зарегистрировано на выезд 38 семейств — 128 чел. Зарегистрировано 21 съезд и конференция Совучреждений ведомственного характера, выдано 219 разрешений на созыв общих собраний частным лицам и организациям по городу Владимиру. Выдано 307 разрешений на изготовление печатей, утверждено 6 обществ, союзов и объединений, не преследующих цели удовлетворения экономических потребностей и зарегистрировано 20 трудовых промысловых кооперативов и объединений, преследующих экономические потребности. Регистрация религиозных обществ по губернии, производившаяся УОУ, заканчивается. К моменту составления отчета по присланным материалам значится зарегистрированными таких обществ по губернии 214. На 1-ое октября было зарегистрировано по губернии предприятий, торгующих виноградными винами и пивом: оптовых — 12, розничных — 135. Для более правильной постановки работы административного аппарата и для сосредоточения внимания Отдела Управления на общем наблюдении в обще-губернском масштабе за деятельностью ниже стоящих органов вся Административно-исполнительная работа по гор. Владимиру передана с 15-го октября из Губотдела в Угорисполком. Карательная политика в губернском масштабе в отчетном году проводилась п/отделом мест заключения, преобразованным с сентября месяца в Губернскую Инспекцию мест заключения. Заключенными по всем Исправдомам губернии проведено дней на работах: бесплатных — 28.713, внутренних — платных 34.090, наружных платных — 71.857. Заработано на работах внутренних — 583.811 р. 54 к., на наружных — 1532099 руб. 89 коп. Заключенными совершено 120 побегов. На 33 заседаниях Губернской Распределительной Комиссии рассмотрено 1814 дел, из них о досрочном освобождении 1214. При Владимирском Исправдоме имеются сапожная, портновская, столярная, посадочная, кузнечно слесарная и мыловаренная мастерские и хлебопекарня. В них работает 93 заключенных. Приступлено к выделке кож. Ручная ткацкая мастерская не работает в виду отсутствия сырца. Воспитательная работа среди заключенных ведется не совсем удовлетворительно в виду недостатка отпускаемых средств. Все Исправдома требуют ремонта и оборудования, особенно Владимирский и Муромский. Кроме того Исправдома ощущают крайнюю нужду в топливе. В ведении Губернской Инспекции мест заключения находится Владимирский Ардом. Ардома в тех городах, где имеются Исправдома закрыты. Остальные Ардома находятся в ведении Уездных Отделов Управления. Губернское Бюро принудработ ведет регистрацию и учет осужденных на принудительные работы без лишения свободы по всем уездам губернии и ведает распределением на работы осужденных по Владимирскому уезду. Задача эта в связи с существующей безработицей была крайне затруднительна, особенно в зимние месяцы. С началом огородных и полевых работ и работ по очистке города положение улучшилось: так — в Марте месяце были заключены договора с Сельтрестом. Был спрос на рабочую силу в Коммунальном Отделе. Кроме того осужденные распределялись по Волисполкомам, фабрикам и заводам. Судя по представленным данным такая же картина наблюдается и по уездам. Там, где есть возможность, часть осужденных (правда небольшая) используется при Исправдомах или на работах ими организованных. Состоящие на работах получают вознаграждение за вычетом 25%. Положенное отчисление вносится в Госбанк на текущий счет Бюро. С 1-го января по 15-ое октября 1923 года поступило на текущий счет всего 225.425 руб. 13 коп. денз. 23 года. Большая часть средств выдана Губисправдому на организацию мастерских. С 10-го декабря 1922 года по 15-ое октября 1923 года через Губернское Бюро и Уездные столы, прошло осужденных на принудительные работы без лишения свободы 945 мужчин и 159 женщин. На 15-ое октября 1923 г. состоит 177 мужчин и 29 женщин. Говоря вообще, все же работа проходит в ненормальных условиях. Само положение о Принудбюро нуждается в пересмотре, так как оно уже нѳ отвечает требованиям жизни. Существующий порядок использования осужденных заставляет желать много большего. Для пользы дела и воспитательного значения необходимо, чтобы принудработа проводилась организованным порядком, путем устройства мастерских пли каких либо других общественных работ, но к сожалению средства Бюро настолько незначительны, что до сих пор не позволяли осуществить желаемое.
Губмилиция Работа милиции в течение отчетного года велась в весьма трудных условиях, милиция как исполнительный орган не только выполняла обязанности, непосредственно лежащие на ней, но оказывала в широких размерах содействие другим государственным органам, нуждающимся в ней, а именно: Губпродкому при проведении кампании по продналогу, агентам Губ. и Уфинотделов по взысканию налогов, судебным органам по выполнению распоряжений, приговоров и постановлений судебных учреждений. При такой нагрузке задании в области основных функций милиции оставались зачастую своевременно невыполненными. Вследствие этого получался тормоз в работе. Но все же, не взирая на перегруженность работы, милиция неослабно вела борьбу со всевозможного рода преступлениями, как то: бандитизмом, конокрадством, кражами, с изготовлением самогонки, с проституцией. Если и были пробелы в этой работе, то их нужно отнести к причинам указанным выше или к некоторым внутренним условиям. Благодаря принятым милицией репрессивным мерам размеры изготовления самогона в %% отношении к середине года заметно понижаются. Всего по губернии с ноября 1922 года по 1 октября 1923 г. отобрано 1339 аппаратов, 732 ведра спирта и сурогатов, уничтожено 2125 ведер закваски, передано в Нарсуд 2762 дела и рассмотрено в административном порядке 520 дел. Наложено 576 дисциплинарных и 3147 административных взысканий. Борьба с проституцией была передала особым Комиссиям при Губ. и Здравотделе за исключением борьбы с лицами, занимающимися сводничеством и содержанием притонов. По ликвидации банд Юшко в Юрьевском уезде с начала 23 года до июля-августа мес. с. г. в губернии случаев бандитизма замечено не было и только с указанных месяцев стали появляться в уездах незначительные шайки бандитов, в большинстве случаев составлявшиеся из местных граждан и занимавшиеся грабежами и убийствами. Эти шайки терроризировали мирное население, но и здесь благодаря принятых мер со стороны милиции бандитизм ликвидируется. Нужно полагать, что на развитие последнего вида бандитизма оказала некоторое влияние разгрузка тюрьмы. За время с ноября 1922 г. по 1 октября 1923 г. милицией возбуждено 2328 уголовных дел, задержано 3218 лиц, против которых возбуждено судебное преследование, произведено 1032 облавы и 4225 обысков. Милиция, ведя борьбу с преступностью в то же время перестраивала свои ряды в порядке, чистки ее от вредного элемента. Чистка рядов милиции велась с марта месяца и продолжалась до конца августа. По чистке уволено 297 работников милиции. Служебных преступлений работников милиции за год было 171. В настоящее время состав милиции является более надежным. Помимо повышения качественного состава милиции путем чистки, также принимались меры к подготовке бойца-милиционера путем строевых занятий по программе № 500, к ликвидации правовой безграмотности и к ознакомлению с распоряжениями соввласти путем лекций, собеседований, издания приказов и циркуляров и посылки форм протоколов дознаний. Этими мерами правовая безграмотность среди милиционеров была отчасти ликвидирована, если не совсем, в виду текучести рядов милиции, то все же на 90%. Материальная обеспеченность работников милиции за отчетный год была на очень низком уровне, а именно, в процентном выражении, не более 20%. Милиция до сих пор не обмундированы. В сравнительно сносных материальных условиях находится только 3 уезда: Муромский, Юрьевский и Владимирский. Улучшение материального положения милиции безусловно необходимо, без чего невозможно поднять работу милиции на должную высоту. В связи с переходом уездных милицейских аппаратов на уездный бюджет, есть надежды на улучшение милицейского быта. Работа Посекра выражалась в следующем: 1. Велась тесная связь Губпосекра с Политпросвет-организациями путем издания циркуляров, приказов, докладов съездов и совещаний и личных выездов работников с мест. 2. Методами работы являлись собрания, собеседования и иногда участие в дискуссионных клубах. 3. Агитационно-пропагандистская работа выражалась в форме лекций, живой газеты, вечеров, в уделении в местной газете «Призыв» — «странички милиционера». 4. Немало уделялось внимания школьному делу. 5. Милицейских клубов на местах не имеется, но каждый уездный милицейский аппарат прикреплен к уездному партийному клубу. В гop. Владимире клуб Владугормилиции хорошо оборудован и в нем происходит хорошо налаженная кружковая работа. 6. На места из Губпосекра высылались газеты, брошюры, журналы и т. д. 7. Приблизительно в августе месяце работники милиции вошли членами в Профсоюз и весьма интересуются профессиональной организацией и работой. Кроме вышеуказанного на местах проводились всевозможные кампании, например — недели сборов и т. д. Все они проходили удовлетворительно, а иногда и очень хорошо. Некоторые уездные милиции имеют шефов, но от последних материальная помощь очень незначительна. С 1-го октября с. г. с реорганизацией и упрощением Губернского аппарата милиции Губпосекр расформирован и политпросвет, работа производится через инструкторов.
Губрозыск На территории Владимирской губернии действуют: Владимирское Губернское Управление Уголовного розыска, 13 уездных отделений и 11 уголовно-розыскных столов, прикрепленных к соответствующим уездным отделениям. Личный состав Уголрозыска губернии должен состоять по штату из 212 работников. По спискам на 1 октября состоит 206 человек. Ряды Уголрозыска в достаточной мере укомплектованы партсилой (41%), образовательный ценз сотрудников Уголрозыска губернии не высок; весь личный состав имеет только 17% лиц со средним образованием, большинство личного состава, именно 87% принадлежит к рабочим и крестьянам, материальная необеспеченность сотрудников Уголрозыска и крайняя трудность работы, сопряженной иногда с опасностью для жизни, являются главными причинами того, что до сих пор не удалось создать кадр работников со значительным служебным стажем. По данным УГУУР преступность наиболее развита в следующих городах с относящимися к ним уездами: Владимире (возникло преступлений 1570), г. Александрове (возникло 1003 преступления) и гор. Переславле (возникло преступлений 816), среднее место по количеству возникших преступлений (от 586 — 258) занимают города с их уездами в следующем порядке: Ковров, Муром, Меленки, Суздаль, Судогда. Наконец идут города и уезды с незначительным количеством возникших преступлений (от 118 до 175) — Вязники, Юрьев, Кольчугино и гор. Гороховец. За 9 месяцев 1923 года возникло 6648 преступлений, из них имущественных преступлений (краж, продажа краденого и т. д.) — 353, преступления против порядка управления — 2277, преступлений политических — 17 и воинских преступлений — 37. Таким образом преобладающими видами преступности на территории губернии являются преступления против порядка управления (тайное винокурение, пьянство, нарушение правил о торговле и т. д.). За 9 месяцев 1923 года зарегистрировано по губернии 20 случаев простых, 25 случаев вооруженных грабежей, совершенных отдельн. лицами и 3 случая простых и 28 вооружен. грабежей, совершенных бандами. Уездами неблагополучными в смысле бандитских грабежей являются: Юрьевский, Суздальский, Меленковский, Муромский, Киржачский, Кольчугинский и Владимирский. Передовыми органами Угрозыска на территории губернии по борьбе с преступностью, если судить по проценту раскрываемости преступлений, являются отделения: Меленковское, Гороховецкое, Юрьевское и Вязниковское (с % раскрытия от 79% до 71%), среднее место занимают: ВГУУР, Александровское отделение, Киржачское, Муромское, Суздальское и Судогодское (с % раскрытия от 68% до 50%) и последнее место занимают отделевия: Ковровское, Кольчугинское и Переславское (с % раскрытия от 50% до 45%). Борьба с преступностью протекала в 1923 году вполне успешно, так что удалось за 9 месяцев этого года раскрыть 60% всех преступлений, заявленных и зарегистрированных в органах Уголрозыска Владимирской губернии. Громадную работу пришлось проделать ВГУУР и отделением по учету преступного элемента. В 1923 году взято на учет 7273 лица, привлекавшихся к ответственности за разные преступления и осужденных судами. Научно зарегистрировано, т. е. задактилоскопировано по губернии 335 преступников. Взаимоотношения органов Уголрозыска с органами Юстиции, Нарсудами и Прокуратурой вполне нормальны, поскольку это можно выяснить по докладам уездных Начальников и по произведенным ревизиям. Крайне желательно для устранения упущений при производстве дознаний, производимых агентами Уголрозыска, устройство частых поверок и попутных инструктирований Нарсудьями и Прокуратурой органов Уголрозыска в области ведения дознаний. За вышеуказанный период времени органами Уголрозыска приходилось и в настоящее время приходится испытывать громадные затруднения вследствие недостатка материальных средств, столь необходимых для нормальной работы. Отпуск средств как на содержание штата, так и на специальные цели (секретные расходы, командировки, канцелярские) были настолько ничтожны, что даже зачастую приходилось испытывать затруднения с отправкой корреспонденции, отказываться от срочных и нередко важных командировок. Главные нужды Уголовного розыска губернии: 1) немедленное улучшение материального положения работников Уголрозыска, 2) снабжение Уголовного розыска всеми средствами, необходимыми для правильного функционирования, техническое оборудование, снабжение научными пособиями, транспортом и т. п., в том числе и денежными средствами специального назначения, 3) централизация Уголовно-розыскного аппарата губернии, которая должна выражаться в представлении ВГУУР полноты руководства в уездах путем организации местных аппаратов по одному типу и направления их деятельности, 4) укомплектование соответственного личного состава, 5) поднятие профессиональных знаний работников Уголрозыска путем создания, хотя бы кратковременных, губернских курсов по уголовнорозыскному делу, 6) скорейшее получение непосредственно Уголрозыском сумм, следуемых ему за раскрытие преступлений от тайного винокурения.
За истекший 1922-23 учебный год работа Губсоцвоса, хотя и проходила при сравнительно более благоприятных, чем в предыдущие годы, материальных условиях, благодаря чему сеть детских учреждений почти не подвергалась сокращениям, однако все же ощущался сильный недостаток в средствах на расширение и укрепление педагогической работы. Как в отношении помещений для детучреждений и их оборудования, так и почти снабжения школ и др. учреждений необходимыми пособиями, учебниками и проч., а равно и в отношении материального обеспечения школьных работников приходилось испытывать большую нужду; удовлетворять все материальные потребности и запросы, связанные с обучением и воспитанием детей, представлялось возможным лишь в самой незначительной степени. Несмотря на это — удалось провести учебный год достаточно продуктивно. Заботы Губсоцвоса направлялись, главным образом, к обеспечению нормальной школьной жизни, согласно с требованиями положения об единой трудовой школе и дополнительных указаний центра. Обучение в школах производилось по программам Губернского Научно-Методического Совета, которые выполнены почти полностью. Педагогической работе применялись такие методы, которые имели в виду развить самодеятельность учащихся и их активность в усвоении знаний. Поэтому большую роль в деле обучения играли научные кружки по разным дисциплинам: естествознанию, обществоведению, литературе, а равно кружки художественные, драматические и другие. Широко также проектировались экскурсии естественно-научные и исторические. Непременным элементом педагогической работы было политическое образование и воспитание учащихся, достигавшееся как путем преподавания политграмоты, так и через участие детей в общественных праздниках, шествиях, митингах, в проведении „Недель" и „Дней". Художественному воспитанию детей служило изучение рисования, лепки, устройство музыкально-вокальных вечеров, спектаклей, посещение музеев; физическое воспитание проводилось (преимущественно в городах и фабрично-заводских местностях) путем устройства под руководством специальных инструкторов детских спортивных состязаний, игр, упражнений, прогулок. Большое внимание обращалось на физический труд учащихся, имевший или ремесленный, или сельско-хозяйственный уклон (школьные мастерские, посещение фабрично-заводских предприятий, работа на земельных участках, огородах), а равно и на их коллективную организацию (самоуправление, школьная дисциплина, посылка делегатов в школьный совет, работа в кружках, издание собственных журналов, ячейки Р.К.С.М., спортивные организации, пионерское движение). В дошкольных учреждениях, в детдомах воспитательная работа проводилась аналогичными методами, применительно возрасту детей и их коллективному образу жизни. Что касается материального обеспечения детдомов (одежда и питание), то таковое по недостатку средств не могло быть вполне достаточным. Руководство направлением педагогической работы принадлежало Губернскому Научно-Методическому Совету и уездным научно-методическим секциям, которые находились в постоянной связи с местными детучреждениями, давая им надлежащее указание по вопросам программ, методов и проч. Непосредственное обследование работы школ и других детских учреждений и их инструктирование производилось губернскими и уездными инспекторами, при чем к устранению замеченных дефектов немедленно принимались меры. Одним из важнейших дефектов в деле просвещения является недостаток надлежащих квалифицированных работников, и потому в истекшем учебном году Губсоцвосом были приняты меры в переподготовке учительства, согласно указаниям центра. В городе Владимире минувшим летом были организованы месячные курсы, через которые в две смены пропущено 225 человек школьных и дошкольных работников. В большинстве уездных городов функционировали подобные же двухмесячные курсы, через которые прошло от 20 до 75% наличного педагогического персонала. Помимо курсов, повышению квалификации учительства способствовала оживленная работа его в целом ряде научных кружков, организованных в городах и многих волостях. Той же цели служили командировки лучших работников в Москву на курсы по естествознанию, по обществоведению, по работе в опытных учреждениях; такие работники по окончании центральных курсов будут вести инструкторскую работу среди своих товарищей па местах. Работа Губсоцвоса по делам правовой охраны несовершеннолетних, в частности по борьбе с детской беспризорностью, очень затруднялась недостаточностью ресурсов, вследствие чего было невозможно расширить количество учреждений для беспризорных (приемники, детдома) и специальных работников (детская социальная инспекция); существующее количество таковых совершенно недостаточно и отнюдь не в состоянии удовлетворить нуждаемости детей в государственном призрении. Незначительность аппарата обследователей сказалась и на учреждении опек над несовершеннолетними (Губсоцвосом за год учреждено по Владимирскому уезду всего лишь 10 опек.); несмотря на обязательные постановления ГИК само население (домовладельцы), а равно и волостные органы не принимают мер к выяснению нуждающихся в опеке детей, и потому учреждение опек, при невозможности производства систематического обследования детского населения, является совершенно случайным. Наконец, что касается эвакуированных во Владимирскую губернию голодающих детей Поволжья, то в настоящее время их остается на лицо в детдомах, на иждивении сельских обществ и частных лиц 278 человека. Реэвакуация производилась в течение всего года как организовано (в специальных вагонах деткомиссии ВЦИК), так и сепаратно небольшими партиями в сопровождении взрослых. Оставшиеся дети почти все круглые сироты или утерявшие всякую связь с родителями и родственниками. Они останутся в губернии в качестве постоянного населения общих детдомов (помимо специального детдома Поволжья).
Губпрофобр
Минувший 1922-23 учебный год имел в работе Губпрофобра, главным образом, задачу построения сети профтехнических учебных заведений по той схеме профтехнического образования, которая была разработана Главпрофобром перед началом учебного года и которая имела прямой своей задачей приведение в строгий и плановой порядок всего профтехнического образования. Предыдущие годы жизненного школьного строительства создали такую сеть профтехнических учебных заведений, которая отличалась значительным отсутствием как целесообразности существования целого ряда учебных заведений, так и взаимной их связи. Кроме того целый ряд учебных заведений, построенных стихийно, по первому революционному подъему, не имел даже ясного облика. Все эти недочеты и надлежало исправить в минувшем 1922-23 году. Предложенная центром схема строго разграничила все профтехнические учебные заведения на три основных типа: высшую, среднюю и низшую профтехнические школы. По этой схеме и начала строиться сеть профтехнических учебных заведений. Все учебные заведения, занимавшие до этого момента промежуточные ступени, должны были быть реорганизованы. Такой реорганизации были подвергнуты практические институты, техникумы с повышенным курсом. Вместе с этим каждое учебное заведение, будучи отнесено по этой схеме к определенному типу, получило и определенную цель в своей работе. Низшая — профтехническая школа и учебно-практическая мастерская поставили себе задачей подготовку и выпуск рядового исполнителя определенной квалификации, средняя — техникумы — инструктора и техника, высшая — организатора и руководителя. Означенной схемой предусмотрена была также и та преемственная связь между низшей, средней и высшей школой, которая была так необходима в профтехническом образовании и которая до этого момента отсутствовала у них. В результате этих перестроек сеть профтехнических учебных заведений 1922-23 учебного года, оставаясь количественно той же, приняла следующий вид: По индустриально-техническому образованию: три техникума, пять профтехнических школ, четыре учебно-практических мастерских, пятнадцать школ фабзавуча и четверо краткосрочных курсов. По сельско-хозяйственному образованию: два техникума и одно с/х. училище. По педагогическому образованию: пять техникумов. По художественному образованию: один техникум и три школы. По медицинскому образованию: один техникум и одну школу. Оставлены были временно до окончания учебного года, как не подходившие под определенный тип профтехнических учебных заведений, Владимирские электро-технические курсы и курсы архитектурно-строительных десятников. В связи с указанной перестройкой по схеме потребовалось несомненно и изменение самих учебных планов школ. Техникумы, за исключением педагогических, должны были перейти к трехгодичному курсу обучения, профшколы — к четырехгодичному, краткосрочные курсы, будучи по схеме отнесены к определенному типу, должны были перейти к восьмимесячному курсу обучения. В зависимости от этого ставилось и определенное требование в общей подготовке ко всем поступающим в учебные заведения: в техникумы с подготовкой в объеме 1-го концентра школы II ступени, в профшколы и школы фабзавуча — в объеме школы 1 ступени (4 года). Это перестроение и было основным методом в работе Губпрофобра в течение 1922-23 учебного года. Перестраивая свою сеть по означенной схеме, Губпрофобр не мог, конечно, оставлять без внимания и остальных сторон жизни школ. Вопросы, например, внутреннего управления школ и самоуправления учащихся также требовали урегулирования. С этой целью Губпрофобром предложены были учебным заведениям положения об учебных заведениях обоих управлений, при чем школы по этим положениям должны были перейти от коллегиального управления к единоличному и во главе управления каждого учебного заведения поставлены заведующий, лицо, обладающее определенными полномочиями и ответственное за всю работу учебного заведения. Школьные советы оставлены были как органы вспомогательные, с совещательным характером. На основе особых инструкций организованы были школьные самоуправления, имеющие своей задачей урегулирование внутренней жизни учащихся учебных заведений, причем в этой работе существенная помощь была оказана Губпрофсбру Губкомсомолом через его ячейки на местах. Не мог, конечно, оставаться также не разрешенным вопрос и об обеспечении учебных заведений соответствующим преподавательским составом. С этой целью Губпрофобром пересмотрен был через посредство проверочной комиссии весь преподавательский состав профтехнических учебных заведений, при чем результатом этой работы было следующее: 2% признаны не пригодными, 9% предложено пополнить свое политическое развитие и 89% признаны удовлетворяющими. Одним из следующих не менее важных моментов в работе Губпрофобра была также постановка школ фабрично-заводского ученичества и развитие сети их. Следуя в разрешении этого вопроса постановлениям Х-го Всероссийского Съезда Советов, 14 Губернского Съезда Советов — Губпрофобр, с одной стороны принимал меры к углублению работы в существующих уже школах, с другой — не отказывался и от мысли расширения этой сети, исходя из стремления охватить сетью школ всю предусмотренную ВЦИК-ом броню подростков при предприятиях. В марте минувшего года им проведен был съезд заведующих школами фабзавуча, который, кроме ознакомления Губпрофобра с работой школ на местах, дал целый ряд практических разъяснений по вопросам постановки, как теоретических, так и практических занятий в школах и производстве. На этом же съезде получил некоторое освещение вопрос о задачах школы фабзавуча. Съездом же особенно ярко был подчеркнут вопрос и о той неподготовленности педагогического персонала, какая им проявляется в этой работе. Признана была необходимым организация курсов по переподготовке. Районные курсы такого характера были организованы летом в Иваново-Вознесенске, на которые Губорофобром было откомандировано из шк. фабзавуча 20 человек, по преимуществу заведующие школами. В области расширения сети школ фабзавуча Губорофобром намечено было к открытию в различных фабрично-заводских предприятиях новых 12 школ по текстильной промышленности, 9 по стеклоделию, 1 по деревообрабатывающей промышленности, 1 по полиграфическому производству. Причем построение этой новой сети преследовало ту цель, чтобы к началу 1925 года школы фабзавуча охватили всю имеющуюся при предприятиях броню подростков. Часть этой новой сети уже осуществлена. С этой же целью при существующих уже школах с большим количеством забронированных подростков намечены к открытию, и частью уже открыты параллельные группы при 8-ми школах. Однако значительная часть работы, как по расширению сети, так и по открытию параллельных групп, захватит период настоящего учебного года. Не менее важным в работе Губпрофобра был вопрос пролетаризации школ. Прием 1922-23 учебного года дал школам 26% рабочих, 4% крестьян. В наступательном же году этот процент значительно повысился так — по приему 1923-24 учебного года рабочий элемент составлял в школах 43%, крестьян 31%. Прием производился по спец. изданной инструкции через специальные организованные при учебных заведениях приемочные комиссии. Значительным тормозом в эти два предыдущие приема была недостаточная подготовленность поступающего пролетарского состава. В виду этого в нынешнем учебном году пришлось при некоторых учебных заведениях (Влад. Педтехник.) открыть подготовительные группы. Окончательное же устранение этого тормоза составляет очередной вопрос в работе Губпрофобра в текущем 1923-24 учебном году. Что касается выпуска минувшего 1922-1923 учебного года, то он не может быть признан в количественном отношении удовлетворительным. За этот год школы выпускали всего 176 человек, причем больший процент падает на педагогические учебные заведения. Причиной тому служит несомненно ненормальная работа учебных заведений в минувшие годы. Выпуск 1923-24 уч. года обещает более значительные кадры. Переходя, наконец, к одному из больных вопросов в жизни профтехнических школ, — их материальному обеспечению, необходимо сказать, что в этом отношении школы хотя и были в более лучших условиях, чем в предыдущие годы, все же вопрос этот и в минувшем году стоял весьма остро, отсутствие достаточных средств оставляло некоторые учебные заведения без достаточного кадра преподавательского состава; да и те преподаватели, которые были налицо, не могли отдаться целиком делу, так как работали почти все по совместительству. Заработная плата в 1 рубль золотом не могла, конечно, не только вполне обеспечить преподавателя, но даже дать ему сносное существование. Тем более эго трудно было для профтехнических учебных заведений, имеющих в рядах преподавательского состава значительный процент высококвалифицированных специалистов. Еще в худших условиях в смысле материального обеспечения находились самые школы, получая на свое содержание и оборудование не более 2% их минимальной потребности. Следствием этого — перерывы в занятиях из-за отсутствия топлива, занятия в неприспособленных, зачастую при полном отсутствии необходимого оборудования, помещениях. Абсолютное отсутствие учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей. Отсутствие оборудованных общежитий для учащихся. Характерным примером в этом случае — отпуск Наркомпросом на 25 находящихся на его содержании учебных заведений на хозяйственно-операционные расходы (отопление, освещение, водоснабжение и т. д.) за период январь — июль (1922 г.) 30.000 р. совзнаками 1923 г. Несомненно при таких условиях о нормальной работе нечего было и помышлять. Предстоящий учебный год, внося в учебно-организационную жизнь профтехнических учебных заведений значительную ясность и устойчивость, в материальном отношении (по крайней мере для учебн. заведений, находящихся на госснабжении) не обещает ничего лучшего. Заработная плата на октябрь месяц, присланная Наркомпросом для педагогического персонала в размере 9 — 10 к. на каждого, заставляет думать, что этот год в материальном отношении будет еще тяжелее и выдвигает перед Губпрофобром вопрос о максимальном сокращении сети (минимум на 50%), если Губисполком не окажет в этом существенную поддержку.
В производственном плане по ликбезграм. на 1922 — 23 год Губграмчека имела твердое намерение взять новый курс в работе, постепенно переходя от ударных пунктов к массовой ликкампании. В этих видах уездам предложено было составить сметы на содержание ликпунктов, из расчета по два на волость, и представить их на утверждение УИК, так как, по распоряжению Центра, расходы на школы взрослых отнесены на местные средства. Но план Губграмчека в этой части выполнить не удалось, в силу неустойчивости местного бюджета. По некоторым уездам смета Губграмчека была принята УИК, но кредит не был открыт, и потому работа не была поставлена, а по другим, за отсутствием средств, было отказано в утверждении сметы. Таким образом, работа по борьбе с безграмотностью, в силу неблагоприятных хозяйственных условий, в отчетный период протекала по линии ударных пунктов, выделенных в производственном плане, т. е. по линии Красной армии, партийных и профессиональных организаций. Здесь имелась благоприятная материальная база и сюда было направлено внимание Губграмчека. В указанных рамках работа протекала вполне успешно. Благодаря договоренности между заинтересованными в деле ликбезграм. губернскими органами, работа по борьбе с безграмотностью среди организованных слоев населения была поставлена довольно твердо. В Красной армии, после проведенной массовой ликкампании к маю 1922 года, наблюдалось лишь случайное появление неграмотных в частях пополнения, и последние, в силу установившегося в военном ведомстве порядка, сейчас же привлекались в открываемые ори красноармейских клубах ликпункты. В более крупных частях гарнизона действовали школы для малограмотных с сравнительно продолжительным курсом обучения, полагавшим начало всестороннему развитию красноармейцев. Обращено было в отчетный период внимание и на поднятие культурного уровня молодежи допризывного возраста. В феврале м-це н/г. была произведена регистрация неграмотных допризывников 1902 и 1903 г. рождения, давшая общую цифру по губернии 1500 чел. Тогда же разработан был план ликвидационной кампании среди этой категории молодежи, посланы по уездам соответствующие циркуляры, выдано было из запасов Губграм чека Посекру Губвоенкома требуемое количество пособий (800 букварей, 100 разрезных азбук) и работа дала определенные результаты. По сообщению, полученному от Посекра Губвоенкома в сентябре с/г. за № 1597 оказывается, что из всего числа неграмотных допризывников от двух названных возрастов осталось необученными всего лишь 490 чел., при чем почти половина уездов ликвидацию безграмотности среди допризывников 1902 г. закончила полностью. Работу по борьбе с безграмотностью среди членов милиции не приходилось ставить в числе очередных задач, так как здесь, после кампании 1922 года, неграмотных не оставалось. Главным объектом внимания для Губграмчека в минувший сезон были профессиональные союзы и предприятия. Здесь, при сильно развитой в нашей губернии промышленности и значительном численном составе членов профессиональных организаций, пришлось вести массовую ликкампанию. Переход к НЭП в свое время ясно показал, что именно по профсоюзной линии только и можно более или менее твердо поставить ликвидационную работу, так как здесь имелась на лицо более или менее устойчивая материальная база. На одном из Всероссийск. Съездов по ликбезграм. в конце 1922 г. было определенно постановлено, отказавшись временно от расширения дела ликбезграм. в деревне, сосредоточить работу на предприятиях, создать здесь опорную базу, заняться углублением работы и, при наступлении благоприятного момента, запастись педагогическим опытом, перенести ее в широкие слои деревенского населения. С осени 1922 года Губграмчека вошла в соглашение с Культотделом Г. С. П. С. и взяла дело ликбезграм. по профсоюзной линии на строгий учет и под особо внимательный контроль. Благодаря полной согласованности действий между указанными органами, дело ликбезграм. приняло благоприятный оборот. Данные произведенного осенью 1922 г. учета неграмотных по профсоюзной линии показали, что среди объединенного в союзы пролетариата в губернии имеется до 8000 человек неграмотных в возрасте до 35 лет, в том возрасте, который был признан ВЧК лб. подлежащим обязательному обучению. На совместном заседания Губграм чека и Культотдела Г. С. П. С. была установлена сеть ликпунктов, одновременно через фабричкомы, культкомиссии и партийные ячейки проведена была агитация идеи всеобщего обучения под лозунгом трудовой пролетариат — авангард революции; он первый должен воспользоваться революционными достижениями, в ряду которых не последнее место занимает всеобщее обучение. Места без большого понуждения отозвались на призыв губ. органов, и дело ликбезграм. на предприятиях скоро наладилось. Но поступившим (следует заметить очень неаккуратно) сведениям из съездов выяснилось, что к январю 1923 года в губерния на предприятиях функционировало около во ликпунктов (точное число обучающихся в них установить не удалось). Отсутствие точного учета работы побудило Губграмчека и Культотдел Г. С. П. С. выработать методы контроля и учета работы по ликбезграм. На собрании пленума Культотдела Г. С. П. С. от 24-го января 1923 г. принято было положение о создании на предприятиях особых контрольных „троек" по ликбезграм., деятельность которых регламентировалась особой инструкцией. В состав „троек" введены были представители от Культкомиссии, хозоргана и местного коллектива школьных работников. Организация „троек" оказалась весьма целесообразной: в первые месяцы 1923 года число ликпунктов на предприятиях возросло до 98 с 5000 обучающихся. На одном из заседаний пленума Культотдела принято было решение организовать ликпункты также в городах для членов профорганизаций. Почин сделан во Владимире, где открыт был межсоюзный ликпункт с 5-ю группами обучающихся. Примеру Владимира последовали и др. города. В общем в первое полугодие 1923 года работа по ликбезграм. по профсоюзной линии настолько окрепла, что по отзыву представителя ВЧК лб, приезжавшего в марте с/г. на Губ. конференцию по ликбезграм., Владимирская губерния в этом отношении занимала одно из первых мест в Республике. Действительно, минувший сезон в значительной мере разрядил ряды неграмотных среди рабочего класса; в общей сложности работа здесь на 60% выполнена. Темп ликвидационного дела несколько замедляется в профсоюзе Всеработземлеса, Всемедикосантруд, Транспортников вследствие распыленности их членов на обширной территории губернии и невозможности объединить их в особые школьные группы. Но по отношению к ним в плане работ на будущее время предусмотрены особые меры, которые дадут возможность наладить борьбу с безграмотностью и среди них. Не забыты были в минувшем году и рабочие на сезонных предприятиях (торфяниках), где, как и в прежнее время, сформированы были ликпупкты. В Губграмчека имеются сведения из 4-х таких пунктов, где общее число обучающихся выражается в цифре 170 чел. Минувший период работы, помимо тех положительных результатов, какими он отмечен в отношении постановки дела ликбезграм. среди профсоюзов, заслуживает внимания еще и с другой стороны — со стороны методического углубления и усовершенствования дела обучения взрослых, что имеет колоссальное значение для успеха ликкампании. Организационный опыт Губграмчека спас дело ликбезграм. в нашей губернии в самый критический для него момент (1922 г.), когда во многих губерниях ликвидационная работа окончательно замирала. Для накопления методического опыта самым благоприятным оказался 1923 год, и он был широко использован нами. Достаточно сказать, что в период времени с марта по октябрь 1923 г. было созвано три методических конференции по ликбезграм., проведенных почти исключительно местными силами. Помимо трех названных конференций о новых методах по ликбезграм. велись беседы на различных совещаниях, съездах и курсах за летний период, вплоть до губ. педагогических курсов. В результате проделанной в этом направлении работы мы имеем сейчас в губернии около 400 работников просвещения, усвоивших основы новых приемов работы в аудитории взрослых, которым мы можем доверить ликвидационную работу, не боясь, что неумелым подходом они разгонят аудиторию, как это наблюдалось раньше. С таким кадром подготовленных работников Губграмчека смело может приступить к той широкой кампании по ликбезграм., каковая намечается в перспективе дальнейшей работы. Эти перспективы определены решением высших партийных и советских органов, постановивших развернуть дело борьбы с безграмотностью в широком масштабе, перенести его в толпу темных деревенских масс и закончить к 10 годовщине Октябрьской Революции. Это решение руководящих кругов было принято и положено в основу всех суждений о деле ликбезграм. на 2 Всероссийском съезде по ликбезграмотности, состоявшемся в Москве 20 — 25 мая с/г и регламентировано в особом постановлении ВЦИК и Совнаркома от 14 августа 1923 года. Исходя из этого постановления, Губграмчека и строит свой план работы на будущее время. Для расширения рамок работы и планомерного осуществления основных положений принятой Губграмчека программы работ, необходимо создать рабочий аппарат, который руководил бы делом ликбезграм., наблюдал за ним и нес ответственность за систематическое проведение его в жизнь. Согласно категорическому требованию и неоднократному напоминанию Центра (циркуляр ЦКРКП за № 6186, циркуляр Главполитпросвета за № 1479, резолюция 2 Всероссийского съезда по ликбезграм., циркул. Главполитпросвета № 4867, циркуляр Наркомпроса № 5449, циркуляр Главполитпросвета № 5983 и проч.) в Губоно и Уоно должны быть выделены особые работники по ликбезграм., ответственные за выполнение ударного революционного государственного задания. Программа работы на будущее время предусматривает принятый ранее, проведенный опытом и вполне достигающий цели метод по постановке — выделение ударных пунктов. Красная армия сама по себе уже утратила характер ударного пункта, поскольку ударная работа в ней велась и закончена. Выдвигается на первый плац работа с допризывниками 1902 — 03 года, среди которых к февралю 1924 года не должно быть неграмотных. Милиция в плане Губграмчека на будущее время занимает положение равное с Красной армией. Ударность необходимо сохранить по отношению к профсоюзам, тем более, что ликвидационный срок для них постановлением ВЦИК и Совнаркома назначен ускоренный — 1 мая 1925 года, а по решению более мощных профсоюзов нашей губернии — 1 мая 1924 года. Сохранено прежнее положение по ликбезграм., в предприятиях сезонных (торфян., лесозаготовках и проч.). Ударный характер должна получить работа по ликбезграм., и в волостях. Построение сети деревенских ликпунктов должно быть обосновано точным математическим расчетом и иметь строго очерченные рамки. Исходя из соображения общего количества неграмотных в губернии до 30 летнего возраста (около 90000) и числа волостей, делаем вывод, что для окончания ликвидационной работы к определенному сроку (к 1927 г.) необходимо открыть в каждой волости самое меньшее 2 школы грамотности. Какое бы то ни было уклонение от этой нормы нарушит плановую работу и лишит нас возможности выполнить в срок государственное задание, потому отступление на этом фронте не допустимо, и местный бюджет при всей его напряженности должен равняться по этому фронту. Сметы УИК должны считаться с стоящей перед местами задачей одолеть неграмотность в течение четырех ближайших лет и хотя бы в ущерб другим статьям своих расходов обеспечить полностью сеть ликпунктов в волостях. Из поля внимания органов Грамчека не должна ускользать и дальнейшая методическая переподготовка ликвидаторов путем созыва конференций и организации инструктивных школ. Такая инструктивная школа уже имеется в гор. Владимире, где организован также «Уголок ликвидатора». Наличность этих учреждений дает возможность Губграмчека вести широкую пропаганду новых методических идей и систематически пополнять кадры методистов. Таким образом, с точки зрения организационной и методической, органы Грамчека в губернии являются вполне подготовленными к проведению широкой ликкампании, и если будет сохранен уже налаженный аппарат Грамчека, если не будет отказа в кредитах, необходимых для осуществления намеченной сети деревенских школ, если партийные и профессиональные органы не откажут нам в содействии в отношении широкой пропаганды идеи всеобщего обучения и в отношении общего контроля за работой на местах, мы уверенно заявляем, что возложенное на нас дело выполним в срок и тем поможем Советской Республике побороть еще одного, чрезвычайно злого и упорного врага — темноту и отсталость, тормозящую успешное развитие социалистического строительства жизни.