«Главное звено — трактор Т-25 В новом тракторосборочном корпусе создана корпусная партийная организация. Основной костяк ее — коммунисты старого цеха сборки тракторов. В течение отчетного периода перед ними стояли ответственные задачи. Надо было возглавить работу по передаче трактора Т-28Х4 в Ташкент и освоению узлов новой машины. Как справилась партийная организация с этими сложными задачами, какое влияние оказывает на ход подготовки производства к выпуску трактора Т-25? Эти вопросы были в центре внимания участников отчетно-выборного партийного собрания. Коммунисты в своих выступлениях остро и резко говорили о том, что партийное бюро активно не вмешивалось во многие трудные проблемы, выпускало из поля зрения работу новых участков, не осуществляло действенный контроль за выполнением графиков реконструкции участков, изготовления и монтажа оборудования. — В конце прошлого года организован участок сборки узлов Т-25. За это время он три месяца не справлялся с государственным планом, — сказал коммунист тов. Косачев. — Как на это реагировало партийное бюро? Никак. На заседании партбюро не были заслушаны отчеты руководителей и мастеров участка. Члены партбюро не попытались разобраться, почему не справлялся с планом наш коллектив, не оказали нам практической помощи в преодолении отставания. На собрании говорилось о том, что в тракторосборочном корпусе к руководству участками, сменами пришло много новых работников, не имеющих опыта организаторской работы с людьми. Партийному бюро следовало бы на первых порах помочь им направить их деятельность. — Но этого не случилось, — сказал исполняющий обязанности начальник тракторного цеха тов. Федотов. — Секретарь тов. Жучков и другие члены партбюро — редкие гости в новом цехе, не беседуют с рабочими, мастерами, не интересуются, как идут дела, какие есть трудности. Я — новый руководитель, не хватает у меня опыта в решении ряда производственных вопросов. Естественно, наделал ряд ошибок. А ведь их можно было бы избежать, если бы меня вовремя поправили, подсказали. Сейчас рабочих и руководителей цеха, заявил тов. Федотов, волнует вопрос подготовки к зиме. У нас есть серьезные опасения, что новый корпус не будет хорошо подготовлен к работе в зимних условиях. Нужно скорее ввести в действие бытовки. Графики их строительства срываются. Партийное бюро проявляет в этом деле пассивность. Коммунист тов. Медведев критиковал партийное бюро за то, что оно мало вникало в работу технической части цеха. Технологам сейчас приходится испытывать серьезные трудности. Надо осваивать сборку новых узлов, но отдел главного технолога задерживает выдачу технической документации. А партийное бюро цеха пока занимает в этом деле позицию стороннего наблюдателя. Выступивший на собрании начальник тракторосборочного корпуса тов. Никольский подчеркнул, что основным звеном в работе парторганизации в настоящее время должен быть трактор Т-25. В 1972 году надо выпустить 21 тысячу таких машин. Уже сейчас надо готовиться к выпуску ста тракторов в сутки. Решение этой задачи осложняется тем, что строители срывают сроки ввода новых площадей, нестандартники медлят с изготовлением и монтажом оборудования. Партийная организация, коллектив цеха должны найти в себе силы для преодоления этих трудностей. Во всех выступлениях остро звучала мысль о том, что партийная организация нового корпуса должна усилить внимание подготовке производства к выпуску трактора Т-25. Секретарем партийкой организации избран В. Смирнов» («Тракторостроитель», 5 октября 1971).
«Сдать в эксплуатацию к первому декабря 1971 года вторую очередь тракторосборочного корпуса — такую задачу поставили перед собой рабочие и специалисты Владимирского ремонтно-строительного управления. Администрация и партийная организация ВРСУ взяли под свой повседневный контроль ход работ на пусковом объекте. Этот важнейший вопрос дважды обсуждался на партийных собраниях и несколько раз на заседаниях партбюро. Анализируя положение дел на строительной площадке, партийная организация приняла ряд конкретных мер по скорейшему завершению строительно-монтажных работ. На всех участках, в бригадах развернулось горячее соревнование за выполнение установленных заданий. Строители объявили октябрь месяцем ударной работы. Бригада каменщиков, возглавляемая тов. Бабкиным, заканчивает кладку стен и в ближайшие дни приступит к сооружению перегородок подсобных помещений. Коллектив отделочного участка, руководимый тов. Семеновым, ведет остекление корпуса. Объем работ очень большой, а сроки сжатые. Выполнение этого задания во многом зависит от оперативности работников отделов снабжения завода и ВРСУ. Они должны немедленно обеспечить рабочих отделочного участка стеклом и резиной. Крайне нужно утолщенное фонарное стекло. Для скорейшего завершения кровельных работ привлечена субподрядная организация СМУ-21. Чтобы сохранить тепло в корпусе, необходимо в атом месяце закончить всю асфальтовую стяжку. Прораб тов. Бирюков прилагает много усилий к тому, чтобы графики выполнялись ежедневно. Задание по укладке утеплителя уже выполнено на 80 процентов, а вот стяжка ведется медленно: не хватает асфальта. Каждые сутки на этот объект нужно подавать не менее 20 тонн асфальта. Для сохранения тепла в новом корпусе нужно скорее возвести временную деревянную стену по ряду «В» площадью 1000 кв. метров. Еще на прошлой неделе эта работа должна была быть выполнена коллективом тарного цеха. Начальник цеха тов. Шестаков не обеспечил своевременного выполнения задания. Коллектив ремонтно-механического цеха возглавляемый тов. Голубевым, оказывает нам более действенную помощь. Ремонтники сооружают торцевую стену по 25-й оси из металла и стеклопрофилита и делают металлоконструкции переплетов по ряду «Б». Отепление корпуса будет производиться приточной системой. Для этого в октябре нам надо сделать две площадки и четыре камеры. Графики работ срываются из-за ошибок, допущенных в проекте, а также отсутствия металла и нескольких позиций труб, навесных агрегатов. Форсируя строительные работы, коллектив ВРСУ одновременно занимается устройством фундаментов под конвейер сборки тракторов, под кольцевой конвейер обкатки машин, выполняет сантехнические и электро-монтажные работы в окрасочно-сушильном отделении. Сделать предстоит еще очень много. Наши монтажники, каменщики, отделочники, сантехники глубоко осознают как нужен тракторостроителям новый корпус и стараются работать с высоким трудовым накалом, чтобы быстрее сдать его в эксплуатацию. Л. ИОСИЛЕВИЧ, главный инженер ВРСУ» («Тракторостроитель», 19 октября 1971).
«Приступили к работе плотники Параллельно с кирпичной кладкой бытовых помещений тракторосборочного корпуса начались работы по монтажу систем отопления и канализации. Одновременно с этим взялись за дело и столяры. Сейчас полным ходом идет подготовка подоконных досок. Собрали полностью для двух этажей дверные коробки и блоки. Собраны коробки с двухпольными дверями. Эту работу выполняют лучшие плотники из моей бригады тт. Рыжов, Корольков, Цыбанов. Другое звено, во главе с тов. Аникиным, ведет монтаж пятого — технического этажа. Рабочие подготавливают опалубку, вяжут и варят арматуру. Особенно здесь хорошо трудятся тт. Агапов, Тихомиров, Максимов и др. К празднику они обязуются завершить все работы. Скоро приступит к отделке бытовых помещений коллектив СМУ-21. Он начнет остекление рам, штукатурку, окраску. До этого времени мы должны подготовить все двери и оконные рамы, оснастив их необходимыми компонентами. Коллектив нашей бригады сделает все возможное, чтобы не задержать работу отделочников. Ю. СЕРГЕЕВ, бригадир бригады плотников УНР-8» («Тракторостроитель», 2 ноября 1971).
«Оснащается новый корпус Рабочее и специалисты нашего завода трудятся сейчас над решением важной и ответственной задачи — осваивают производство нового трактора Т-25. Сборка этих машин будет производиться в новой тракторосборочном корпусе, где на производственных площадях организуются специальные цехи, участки, службы. Большую долю труда в оснащение этого корпуса средствами автоматизации и механизации вложил коллектив цеха нестандартного оборудования. Наш корреспондент обратился к заместителю начальника ЦНОМА С.И. Ковлагину с просьбой рассказать, как рабочие и специалисты цеха участвуют в подготовке производства к выпуску трактора Т-25. Вопрос. Сергей Иванович, за десять месяцев нынешнего года вашим коллективом изготовлено нестандартного оборудования на 778880 рублей, что на 17 тысяч больше намеченного. Проинформируйте подробнее о наиболее важных выполненных заказах. Ответ. В ближайшее время заводу предстоит начать выпуск нового трактора. Скоро с конвейера одна за другой сойдут первые сверкающие краской машины. Но для того чтобы начать их выпуск, необходимо было в короткий срок завершить монтаж, отладку тракторосборочного конвейера. С этим заданием коллектив справился с честью. Для тракторного цеха изготовлена целая система скребковых и ленточных транспортеров с элеваторами и бункерами, которая позволяет убирать стружку прямо от рабочего места станочника. Во всю длину тракторосборочного конвейера провели монорельсы, на которые будет подвешиваться механизированный инструмент необходимый сборщику. Кроме того, все металлообрабатывающие станки оснащены средствами механизации, специальными грузоподъемниками. Для межоперационной транспортировки деталей смонтирована система приводных и непригодных дорог в количестве 13 штук. Сданы под опробование два окрасочно сушильных отделения для окраски тракторов и узлов. Но до сих пор опробовать их под нагрузкой мы не можем, так как сюда не подведены газ, вода, сжатый воздух. Смонтирован, опробован подвесной конвейер для окраски тракторов. Вопрос. В новом тракторосборочном корпусе ежедневно можно видеть бригады слесарей-монтажников вашего цеха. Скажите, пожалуйста, выполнением каких заданий они сейчас заняты. Ответ. В эти дни бригада, руководимая тов. Фроловым, заканчивает монтаж кольцевого конвейера для подсборки двигателей. К концу ноября рабочие обязались опробовать конвейер и сдать в эксплуатацию. И слово свое они сдержат. Идет монтаж напольного конвейера для сборки трансмиссии. Над выполнением этого заказа трудится бригада, возглавляемая Ю. Григорьевым. Систему четырех толкающих конвейеров с заданным адресованием готовит к пуску бригада Николая Рузина. Общая протяженность этого конвейера будет 860 метров. Вопрос. С какими трудностями приходится сталкиваться рабочим цеха при выполнении графика монтажных работ, какая необходима помощь в успешном их завершении? Ответ. До конца года мы должны закончить большой объем работ. И коллектив стремится к тому, чтобы с честью справиться с возложенными на нас задачами. Однако не все зависит от нас. Так, монтаж конвейера для сборки трансмиссии задерживается из-за отсутствия цепи, которая должна быть доставлена из Волгограда. Бригаде Григорьева приходится много времени простаивать из-за отсутствия комплектующих деталей. Отделу оборудования необходимо в ближайшее время решить этот вопрос. И особенно тревожное положение создалось у нас при монтаже четырех систем конвейеров. У нас нет сетки для ограждения, подшипников. А главное — литья для корпусов на тележки, заказ на него мы дали в литейный цех № 3 еще в прошлом году. Надо сказать, что эти отливки должны еще подвергнуться сложной механической обработке, для чего потребуется не один месяц. А мы должны сдать эту работу 25 декабря. Мне кажется, комментарии здесь излишни. Вопрос. Сергей Иванович, безусловно, в новом году цех будет еще выполнять заказы по оснащению тракторосборочного корпуса. Каковы ваши ближайшие перспективы? Ответ. План на 1972 год еще не сверстан. Но два заказа мы уже получили, к исполнению которых приступим в январе будущего года. Это окрасочно-сушильное отделение для трактора и два конвейера: кольцевой и напольный сборочный» («Тракторостроитель», 26 ноября 1971).
«ГОТОВИМ К СДАЧЕ Завод готовится начать выпуск тракторов Т-25. Строители, понимая всю важность организации производства новых машин, стремятся внести достойную долю труда в сооружение пусковых объектов. Здание бытовок нового корпуса — важная строительная площадка. Здесь 20 ноября закончилась кирпичная кладка последнего пятого этажа. Бригада каменщиков, руководимая Н. Хоревым, трудилась высокопроизводительно, слаженно. Усиленными темпами вели остекление окон рабочие СМУ-21. В сжатые сроки застеклено 700 кв. метров. Сейчас широким фронтом ведутся работы по сооружению кровли. Делается гидроизоляция, прокладывается утеплитель. Площадь кровли 1500 кв. метров. Кровельщики СМУ-21 должны сделать покрытие до 15 декабря. Рабочие «Севсантехмонтаж» в короткий срок смонтировали отопительную систему. Проведенное опробование дало хорошие результаты. Электрики ЦЭМ приступили к проводке электроосвещения и монтажу вентиляционных установок. Но эти работы ведутся крайне медленно. На них занято всего лишь 2 человека. Следовало бы руководителям ЦЭМ позаботиться о том, чтобы бригада была полностью укомплектована людьми. Сроки исполнения монтажных работ очень сжатые и при таком плохом обеспечении пускового объекта кадрами невозможно своевременно справиться с поставленными задачами. Бригада плотников ВРСУ, руководимая Ю. Сергеевым, закончила в новом здании установку всех оконных приборов и сейчас готовится начать навешивание дверей. Эта работа будет проводиться в ближайшие дни одновременно с отделкой бытовок. Отделочников СМУ- 21 мы уже ждем на объекте, они должны приступить к штукатурке стен и перегородок, укладке плитки, линолеума. В это же время плотники и бетонщики начнут бетонные работы в подвальных помещениях. К концу декабря мы намечаем сдать в эксплуатацию третий и четвертый этажи нового здания. Е. КИРИЛЛОВ, мастер УНР-8» («Тракторостроитель», 3 декабря 1971).
«ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ РЕШИМ Весь этот год коллектив нашей бригады занят выполнением заказов, связанных с подготовкой производства к выпуску нового трактора Т-25. Мы готовили к пуску первую очередь тракторосборочного корпуса. Делали электроразведку, запитывали шинопроводы, подключали приточную вентиляцию, тепловые установки, транспортерные ленты для уборки стружки. Сердце радуется, когда идешь по новому тракторному цеху и видишь, как действуют все эти механизмы. Сейчас наша бригада ведет электромонтажные работы по второй очереди тракторосборочного корпуса. Перед нами была поставлена задача к 1 декабря подключить в электросеть 23 калорифера. Эту работу мы выполнили на три дня раньше срока. В бригаде шесть электриков, трудно из них выделить лучших. Все с чувством высокой ответственности относятся к порученному делу, если надо задерживаются после смены до тех пор, пока не выполнят задание. Недавно в помощь нам прислали из моторосборочного цеха Валерия Кириченко. Парень энергичный, старательный и дело свое отлично знает. До конца месяца бригаде предстоит выполнить сложное и важное задание: запитать электроэнергией два новых окрасочно-сушильных комплекса. Постараемся сделать все от нас зависящее, чтобы эти агрегаты своевременно были введены в действие. Но серьезные затруднения в нашей работе создает отдел оборудования. До сих пор он ни по одной позиции не выполнил заявку по кабельной и проводниковой продукции. Е. БАЛАБАНОВ, бригадир ВРСУ» («Тракторостроитель», 3 декабря 1971).
«Строительство пускового завершается Подходит к концу заключительный этап строительства второй очереди нового тракторосборочного корпуса. Практически к 1 января должен быть завершен весь фронт строительно-монтажных и сантехнических работ, обуславливающих выпуск трактора Т-25. В соответствии с графиком работ строителями сдан под опробование напольный конвейер доукомплектовки трактора. Близка к завершению работа по монтированию и сдаче в эксплуатацию тракторосборочного конвейера. К концу года будет подготовлено к пуску окрасочно-сушильное отделение для тракторов. Будет установлен временный конвейер для окончательной доукомплектовки трактора после окраски. Заканчивается монтаж систем подвесных конвейеров и кран-балок для межоперационной транспортировки деталей. Создаются необходимые условия для нормальной работы в помещении. Корпус отеплен. Решаются другие вопросы, связанные с теплофикацией и вентиляцией корпуса. Делаются тепловые завесы на въездные ворота, бетонируется площадка под монтаж приточных вентиляционных камер. Завершается прокладка промпроводов и подключение агрегатов. Нерешенными к концу года останутся две задачи. Бетонная подготовка пола произведена почти на всех участках второй очереди. После того, как забетонируется площадка вокруг кольцевого конвейера, можно будет считать, что эта работа выполнена. Но чистого пола в этой части корпуса не будет до самого окончания работ по монтажу всех агрегатов и оборудования. Позднее намеченных сроков будет сдано в эксплуатацию и окрасочно-сушильное отделение для узлов трактора Т-25. Однако, это не сможет существенным образом повлиять на начало выпуска новых тракторов, хотя и создаст некоторые трудности в производстве. Коллектив строителей, отлично сознавая всю важность поставленных перед ним задач, работает с большим творческим подъемом. Хорошим материальным стимулом к тому является внедрение на строительстве аккордной системы оплаты. Особенно следует отметить работу монтажного участия ВРСУ, возглавляемого тов. Черняевым. Здесь каждый — передовик. Большую помощь оказывают строителям работники отделов и цехов, временно откомандированные на объект и занятые на общестроительных работах, а также секретари партийных организаций, председатели цеховых комитетов и комсомольский актив, работающие на субботниках, проводимых по инициативе партийных и общественных заводских организаций. Сейчас уже можно сказать определенно: строители справятся с возложенными на них задачами. Постановка на производство трактора Т-25 будет осуществлена своевременно. Г. КОРОЙ» («Тракторостроитель», 17 декабря 1971).
Детали и производственное оборудование трактора Т-28Х4 передаются в гор. Ташкент.
«Выполнен годовой Выполняя принятые социалистические обязательства по досрочному завершению плана первого года девятой пятилетки, тракторостроители добиваются высоких показателей в работе. Пять цехов завода отрапортовали о досрочном выполнении годового плана. Коллектив литейного цеха № 4 на 20 дней раньше срока завершил программу 1971 года. 20-го декабря выполнили годовое задание по выпуску продукции автоматный и термический цехи, 21-го — прессовый и Никологорский цех запасных частей. И в других производственных коллективах идет в эти дни настойчивая борьба за претворение в жизнь повышенных социалистических обязательств» («Тракторостроитель», 24 декабря 1971).
Из воспоминаний заточника А.П. Сабурова: - Когда передавали хлопковый трактор в Ташкент, там что-то не заладилось. Нас асов - восемь человек собрали и на месяц в Ташкент. Там мы и «воевали» с узбеками. Наладчики наладят станки, а после обеда снова все резцы поломаны. Раз, другой. Решили проследить. Рабочий приходит, врубает станок, выключает эмульсию, резцы накаляются, и пластина трескается. Пришлось его на путь истинный направлять, объяснять, что к чему. Мне предлагали в Ташкенте остаться, давали 3-х комнатную комфортабельную квартиру. Но я отказался.
«ТРАКТОР Т-25 НА КОНВЕЙЕР! - Дать возможность харьковчанам своевременно начать выпуск мощных тракторов Т-150, четко и организованно передать в Ташкент последние узлы Т-28Х4 и с января в тракторосборочном корпусе начать сборку новых машин Т-25, - этими мыслями были проникнуты выступления участников состоявшегося на днях заводского партийного собрания.
Главный инженер – Гришин Анатолий Васильевич
Главный инженер А.В. Гришин, докладывая о готовности завода к выполнению плана 1972 года по выпуску тракторов Т-25, обстоятельно проанализировал состояние дел с подготовкой нового производства. В будущем году тракторостроители обязаны выпустить 21 тысячу тракторов Т-25. Придавая исключительную важность этой задаче, рабочие и специалисты, партийные организации цехов и отделов вложили большую долю труда в работу по организации выпуска новых машин. Смонтировано и введено в действие 450 станков, на полмиллиона рублей изготовлено нестандартного оборудования и средств механизации, завершаются работы по подготовке к пуску второй очереди тракторосборочного корпуса. Докладчик подверг критике коллективы отделов главного технолога, главного механика, капитального строительства, ВРСУ, ВЗИТО, возглавляемые тт. Игошиным, Мироновым, Тунициным, Прудниковым, Чуфариным, которые не обеспечили своевременное выполнение возложенных на них работ. Технологи недопустимо медленно разрабатывают техническую документацию, ВЗИТО срывает сроки изготовления штампов, приспособлений, инструмента, необходимого дли обработки новых деталей. Не подготовлены к вводу в эксплуатацию бытовки, не решен еще и ряд других проблем, что серьезно затрудняет освоение новых машин. Выступившие в прениях коммунисты с глубокой заинтересованностью обсуждали поставленный вопрос, подсказывали пути преодоления трудностей, говорили о необходимости повышения личной ответственности каждого за своевременный выпуск тракторов Т-25. Секретаря партийной организации тракторосборочного корпуса тов. Смирнова волнует вопрос комплектования участка и служб корпуса кадрами. Работника отдела кадров, руководители цехов и отделов плохо еще помогают в этом новому коллективу. Приказ директора завода о направлении сюда квалифицированных кадров начальники цехов не выполняют. В стороне стоит и комитет ВЛКСМ, хотя комсомольцы обещали взять шефство над новым корпсом. — Затрудняет нашу работу и отдел главного технолога,— говорит тов. Смирнов. — Надо уже приступать к выпуску тракторов Т-25, а технологи не обеспечили нас технической документацией на сборочные операции. — Коллектив кузнечного корпуса, — отметил в своем выступлении энергетик тов. Еремейцев, — должен освоить выпуск деталей 286 наименований трактора Т-25. В настоящее время налажено производство деталей 95 наименований. В цехе созданы новые производственные участки, реконструирована окрасочная камера. Но сделано еще не все. На детали 119 наименований отдел главного металлурга не выдал техническую документацию, на поковки 13 наименований не изготовлена оснастка. До сих пор неизвестно, как будут решаться вопросы производства экспортных колес. Техпроцессы не разработаны, не выделена и производственная площадь. Старший мастер цеха шестерен тов. Кудрявцев сказал: — Наш коллектив готовится принять из Харькова оборудование для участка валов. Этот вопрос тесно связан с передачей ряда деталей в Ташкент. Сейчас мы создаем заделы. Станочники прилагают много усилий к тому, чтобы справиться с поставленной задачей. Они мобилизуют все внутренние резервы, работают, не считаясь со временем. Но всех нас волнует вопрос реконструкции цеха. Работы ведутся очень медленно. Вспомогательным службам еще не отведено определенное место. Как будем выполнять сварочные работы — неизвестно. Сварочную-аппаратуру, вспомогательные материалы хранить негде, нет кладовых. Отдел главного технолога срывает сроки выдачи технической документации. — Прессовому цеху, — заявил на собрании начальник цеха штампов. Часть штампов надо немедленно переводить на пружинный съем. Это даст возможность разгрузить пресса, сейчас они загружены у нас неравномерно. Фрезеровщица моторного цеха № 3 тов. Белозерова критиковала отдел внешней комплектации, руководимый тов. Семеновым, за то, что не создан задел заготовок. Рабочие теряют особенно много времени из-за неритмичной подачи заготовок на бортовую переделу. При обработке этой детали создалось много трудностей. Приходится делать большое количество переточек режущего инструмента из-за того, что не решен вопрос термообработки колец бортовой передачи. — Вопрос подготовки и освоения производства трактора Т-25,— подчеркнул в своем выступлении заместитель главного технолога тов. Гаврилов, — находится в центре внимания партийного бюро отдела. В 1971 году у нас прошло два партийных собрания, два заседания партбюро с вопросами организации производства нового трактора. Мероприятия по подготовке и освоению производства трактора Т-25 находятся под постоянным контролем партийной организации. Нами разработано 700 технологических процессов из 711, в цехи выдано — 439, на оформлении находится 113. Режущего инструмента спроектировало 766 наименований из 770, мерительного — 109 из 552. Выполняя задания, наши специалисты внесли значительную долю труда в решение вопросов постановки на производство нового трактора, но далеко не все резервы нами использованы. Многое надо сделать в самые короткие сроки. Особенно большой объем работ предстоит выполнить инженерно-техническим работникам ЦКБ. От каждого из них сейчас, как никогда, требуется напряжение сил, творческий подход к выполнению ответственных заданий. Заместитель директора завода по общим вопросам тов. Зоненштейн говорил о том, что организация производства нового трактора Т-25 требует от снабженческих служб четкой, слаженной работы, а от хозяйственных руководителей — строгого соблюдения действующей на заводе системы снабжения. Но, к сожалению, имеют место случаи нарушения этой системы. Так, в незавершенном производстве круга 110 для изготовления коленчатых валов должно быть 411 тонн. С июня этот металл стали расходовать не по назначению и незавершенное производство сократилось до 150 тоня. Это недопустимо. Тов. Зоненштейн критиковал работников отделов главного технолога и главного металлурга за то, что они слишком много времени тратят на согласование технической документации, распоряжений, заявок, что затягивает сроки заключения договоров с поставщиками. До сих пор не утверждены нормы расхода материалов на упаковку экспортных тракторов. При такой организации дела нам, снабженцам, трудно оформлять заявки на получение материальных ресурсов. Начальник термического цеха тов. Жерихов говорил о необходимости выделения площадей для развития термического производства. Директор ВЗИТО тов. Чуфарин заверил участников собрания в том, что инструментальщики приложат все силы к тому, чтобы выполнить заказы завода, связанные с производством трактора Т-25. Он предъявил справедливые претензии к коллективу отдела главного технолога, который систематически срывает сроки выдачи технической документации на изготовление оснастки и инструмента. О задачах строителей по сдаче в эксплуатацию нового корпуса, реконструкции цехов на собрании говорили главный инженер ВРСУ тов. Иосилевич, заместитель директора завода по строительству тов. Туницин. Начальник отдела кадров тов. Сухарев говорил о необходимости укрепления социалистической дисциплины труда. Выступивший на собрании секретарь парткома тов. Благов призвал коммунистов возглавить работу по организации выпуска тракторов Т-25, больше проявлять оперативности, деловитости, принципиальности. Участники собрания приняли постановление, направленное на решение задач по выпуску тракторов Т-25 и осуществление программы 1972 года. *** План первого года пятилетки заводом выполнен досрочно, 29 декабря, выпущено сверхплановой продукции на полтора миллиона рублей. На 36,6 процента по сравнению с 1970 годом увеличился выпуск товаров народного потребления. Все наши успехи результат вдохновенного труда рабочих, инженеров и техников. В 1972 году коллективу завода предстоит решать еще более серьезные задачи. Надо выпустить 21 тысячу тракторов Т-25, десятки тысяч двигателей, большое количеству запасных частей и товаров широкого потребления» («Тракторостроитель», 28 декабря 1971).
Трактор Т-25А
В начале 1971 года специалисты завода доработали полностью техническую документацию на трактор Т-25А и по ней началось изготовление узлов и деталей. Сделана перекомпоновка трактора Т-25: воздухоочиститель убран под капот. Достигнута пропорциональность объема капота и кабины. Конечный этап был у слесарей-сборщиков экспериментального цеха. Опытные производственники, проработавшие на заводе больше десяти лет каждый, К. Цырулев, Н. Кириллов, Г. Тимофеев, В. Устинов закончили сборку четырех опытных машин. В июне модернизированный трактор Т-25А проходил государственную аттестацию.
«В северо-западной МИС закончился первый этап государственных испытаний тракторов Т-25А. Испытания подтвердили целесообразность изменений, внесенных нашими работниками в конструкцию этой машины. Автоматическое регулирование теплового режима двигателя, центрифуга второго типоразмера, блокировка дифференциала, гидрофицированный крюк, унифицированные рулевые шарниры с разовой смазкой и другие конструктивные изменения получили положительную оценку. По заключению МИС годовой экономический эффект от применения одного трактора Т-25А взамен Т-25 составляет 159 рублей. Однако в процессе испытаний был выявлен и ряд недостатков в конструкции трактора Т-25А, которые необходимо устранить до начала их серийного выпуска. В целом испытания по первому этапу закончены успешно и трактор Т-25А с кабиной рекомендован для постановки на производство» («Тракторостроитель», 12 ноября 1971).
«Тракторы отличаются изяществом отделки, новизной формы облицовки. Конструкция их более совершенна. На них установлены кабины для водителя. Один из опытных образцов трактора Т-25А отправлен на ВДНХ» («Тракторостроитель», 20 декабря 1971).
В 1972 г. под руководством Уткина Б.В. началась работа над кабиной к трактору Т-25А. В ней участвовали Доркунов С.П., Козлов В.Я., Кузин Н.И., Романов С.Н. и Кобычкин В.Т.
В 1973 году - подготовка производства трактора Т-25А1, мощностью 25 л.с. 1 октября 1973 г. собран первый трактор Т-25А1. В 1973 году трактор Т-25 на ВТЗ был заменён моделью Т-25А, имеющей безопасную каркасную кабину и новый двухцилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель с воздушным охлаждением Д-21 мощностью 25 лошадиных сил. Этот мотор создан командой разработчиков ВТЗ. Д-21 отличался простотой и чрезвычайно высокой надёжностью, заводился в любой мороз, а отремонтировать его молено было буквально «на коленке».
Всего за 1971 г. на ВТЗ выпущено: 0 (ноль) тракторов (не считая экспериментальных), 145359 двигателей.
Трактор Т-25 производства ХТЗ (1966-1972 гг.). Двигатель Д-21, 20 л.с. V=0,97…21,6 км/час; 14 скоростей; вес 1500 кг.
Трактор Т-25 под № 70001, но первый для ВТЗ, сошел с конвейера 17 января 1972 года.
«НА КОНВЕЙЕРЕ — Т-25 17 января — не красный день календаря, но лица людей светились улыбками... Еще бы. С конвейера сошел первый трактор Т-25. Надолго запомнился этот день рабочим и специалистам тракторосборочного цеха» («Тракторостроитель», 21 января 1972).
Первый трактор Т-25
С этого времени машина получила своё «двойное» имя – Т-25 «Владимирец».
План производства тракторов на 1972 г. – 20400 шт.
14 января двигателю Д-37Е присвоен знак качества.
26 февраля 1972 г. выпущен 1000-й трактор Т-25.
Технология сборки, окраски и испытания трактора Т-25 организована в единой поточной линии.
1-й квартал 1972 г. – завершена передача узлов и деталей трактора Т-28Х4 в Ташкент.
Начальник КБ приспособлений Иванов Георгий Петрович и конструктор Керская Елена Павловна. На заднем плане конструкторы Судаков А.В. и Щербаков Ю.В.
«Так как я работала в ОГК, то хочу рассказать, как в те годы работал и жил многонациональный коллектив главного конструктора. У нас в отделе было много талантливых людей, поэтому был организован струнный оркестр, джаз-ансамбль, танцевальный ансамбль. Главный конструктор завода Виктор Валентинович Эфрос, как и директор завода, всегда поддерживал коллектив художественной самодеятельности. Особенно запомнился 1972 год.
Хор ОГТ. 1974 год
В начале того года руководить хором ОГК был приглашен преподаватель музыкального отделения Владимирского пединститута Сергей Валенков. Одаренный человек, выпускник высшего училища им. Гнесиных, он занимался с хором профессионально. Пела в хоре и я. Мы готовились зимой к весеннему смотру, разучили несколько вещей, но коронным номером хора была здравица «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин». А наши умельцы из бюро художественного конструирования, руководил которым Василий Кобычкин, придумали такое, что никому бы не пришло в голову сделать. Они сконструировали раму, длиной два метра и высотой в полтора со специальной перекладиной и стойками. И на нее повесили кусок монорельса, тавра, коленвал, разные по размерам шестерни - сырые и закаленные, цилиндры двигателей. Все предметы были подобраны по тональности. В результате получался звон колоколов. «Звонарем» был Сергей Усик, очень талантливый художник и музыкант. И вот в мае 1972 года на заключительном концерте смотра художественной самодеятельности ОУГ выступал первым. Никогда не забуду тот триумф, с которым выступил хор отдела. В заключение мы исполнили «Славься». И вот, когда по окончании гимна хор запел: «Ура! Ура! Ура! Ура!», раздался звон колоколов (рама из зрительного зала не была видна). Что тут началось! Зрители в зале встали, хлопали, а многие вытирали глаза платочком. После хора выступил струнный оркестр, которым руководил начальник лаборатории кандидат технических наук и очень талантливый музыкант Яша Эйдельман. Блестяще были исполнены произведения Калинникова. Особенно по душе зрителям пришлась в нашем исполнении серенада Шуберта. В оркестре было всего три женщины: Нина Рыжкова - домбра, Мария Шалимова и я - гитары. Во втором отделении выступали наши солисты, танцоры, джазовые музыканты. Инженер Зоя Чумаченко обладала прекрасным голосом. Она первая спела новую песню «Сапожки русские». Зоя была в русском костюме, а на ногах - красивые красные кожаные на каблучках сапожки. Где она их купила - не знаю. Она не только спела прекрасно, но и сплясала. В нашем коллективе была и своя «Тамара Синявская». Ее меццо-сопрано покоряло всех. Это была Раиса Ильинична Басова. Аккомпанировал ей Владимир Погосов. Она прекрасно исполняла романсы: «Темно-вишневая шаль», «Калитка» и другие. А какие были прекрасные солисты: инженеры Юрий Голованов, Борис Пуцилло - не хуже Николая Баскова. Заканчивался наш концерт «изюминкой», так называли джаз-ансамбль ОГК под управлением Станислава Федорова (старшего). Он работал переводчиком в патентном бюро ОГК, знал несколько языков, а также был прекрасным музыкантом. В ансамбле играли молодые талантливые братья Усики - Павел и Сергей, Эдик Лебедев, Валера Варламов и другие. Для джаза в 70-х годах наступило интересное время. В стране регулярно проводились джаз-фестивали. Особенно джаз любила молодежь. Наши ребята исполняли в джазовой манере сочинения советских авторов, а также и виртуозные обработки джазовой классики. И вот, когда наш джаз-ансамбль исполнил пьесу «Чат-тануга-чу-чу» (композитора Гарри Уоррена и впервые прозвучавшую в исполнении Гленна Миллера в кинофильме «Серенада солнечной долины», который с успехом демонстрировался после войны в СССР), в зале раздался гром аплодисментов, многие зрители приветствовали артистов стоя. На «бис» ребята сыграли «Лунную серенаду» Гленна Миллера тоже из этого же кинофильма. За тот концерт в 1972 году мы были награждены поездкой в Большой театр на концерт Датского королевского балета. Билеты приобрел наш завод. Р. S. В 1978 году хором отдела главного конструктора руководил молодой тогда педагог Владимирского педагогического института Эдуард Маркин. Он заменил Сергея Валенкова, уехавшего из Владимира». Н.П. Пахомова» («Тракторостроитель», 26 ноября 2004).
Первомай 1972 года. Крылов А., Воронцов В., Тимофеев Н., Гвоздев В., Кленов Ю.
17 июля 1972 г. разработана конструкция трактора Т-25 в экспортном исполнении.
Зеленин М., Поздеев Н.В., Гришин А.В., Литваковский И.Ф., Гришин П.И., Благов Ю. Ноябрь 1972 г.
Всего за 1972 год на ВТЗ выпущено: 19831 тракторов Т-25; 144517 двигателей.