«Гости из Чехословакии Из Чехословакии, из города Усть-на-Лабе приехала на наш завод спортивная делегация — футболисты команды «Спартак». Общественность завода тепло встретила гостей, с которыми нас связывает тесная творческая дружба. Чехословацкие спортсмены с большим интересом совершили экскурсию в цехи нашего предприятия. Они ознакомились с технологическими процессами сборки двигателей и тракторов. Во время своего визита спортсмены «Спартака» побывали в некоторых городах Владимирщины, где провели футбольные матчи. Особенно тепло были встречены спартаковцы в Муроме, где они присутствовали при открытии нового спортивного комплекса «Локомотив». 10 августа в нашем городе состоится праздник, посвященный Всесоюзному дню физкультурника. В нем примут участие и наши гости. Они проведут товарищескую встречу с футболистами команды «Торпедо» («Тракторостроитель», 9 августа 1974).
Л. Калинин
Начальник плавильного отделения литейного цеха № 1 Л.В. Калинин не только хороший организатор производства, воспитатель коллектива, но и активный борец за технический прогресс производства. От внедрения новшеств, автором которых он является, за первое полугодие получено 30 тысяч 700 рублей экономии» («Тракторостроитель», 13 августа 1974).
«Экспортной продукции - внимание Наряду с выпуском серийной продукции, тракторостроители изготавливают тракторы и двигатели, идущие на экспорт. Кстати, в прошлом месяце завод не справился с возложенными на него задачами. В августе мы должны собрать 530 экспортных тракторов, 130 из которых — в тропическом исполнении. Ежедневно 23 машины должны сходить с конвейера. Однако за три недели работы сборщики лишь три дня укладывались в график. В чем причина такого отставания? Дело в том, что почти ежедневно на конвейере недостает комплектующих деталей. Из цеха серийных деталей в недостаточном количестве поступают раскосы, кронштейны, прицепные устройства. Сдерживает изготовление экспортной продукции коллектив прессового цеха. По его вине с конвейера сходят тракторы, недоукомплектованные панелями, капотами, крыльями, топливными баками. Претензии имеют сборщики и к коллективу моторного цеха № 3, который подает колонку рулевого управления в недостаточном количестве. Сдерживают ритм конвейера и колокшанцы. Но в срыве заданий повинны не только цехи-поставщики. В тракторосборочном корпусе имеются и свои внутренние причины. Речь идет о неритмичной работе участка, который производит механическую обработку главной передачи. Кроме тракторов мы должны выдать и сотни двигателей в экспортном исполнении. Но с их сборкой также обстоит не все благополучно. В цехах-поставщиках — цехе серийных деталей, прессовом — нет четкой системы изготовления экспортной продукции, здесь не придерживаются четкого графика. Единственное правило для них: авралы и штурмовщина. Вероятно, такого правила стали придерживаться в первом и третьем моторных цехах, которые откладывают изготовление экспортной продукции на задний план. Имеются претензии и непосредственно к сборщикам. Нередко наблюдаются случаи, когда экспортные детали ставятся на тракторы и двигатели простого исполнения. Администрация завода вынуждена была выпустить приказ, категорически запрещающий использовать детали и узлы экспортного исполнения не по назначению. Считанные дни остались до конца месяца. И двигателей, и тракторов сделано немногим более половины. Поэтому задача — выполнить плановое задание по экспорту — не из легких. Но она будет по плечу тракторостроителям, если начальники цехов-поставщиков, командиры производственных подразделений мобилизуют все силы для того, чтобы обеспечить выполнение государственного плана по выпуску экспортной продукции. В. АНТИПОВ, заместитель начальника производственно-диспетчерского отдела по экспорту» («Тракторостроитель», 23 августа 1974).
«Совершенствовать управление предприятием Сейчас завод заключил договор с центральным научно-технологическим институтом организации и техники управления (ЦНИИТУ). По этому договору ЦНИИТУ обязуется сдать в промышленную эксплуатацию первую очередь — пусковой комплекс АСУ-ВТЗ в 1979 году. Этот комплекс охватит следующие подсистемы АСУП — «Нормативное хозяйство», «Техническим подготовка производства», «Материально-техническое снабжение», «Управление основным производством», «Управление сбытом», «Технико-экономическое планирование» и «Управление кадрами». Какие задачи из этих подсистем будут составлять пусковой комплекс АСУ-ВТЗ, уже сегодня нужно решить главным специалистам завода. У нас есть большие возможности сделать автоматизированную систему управления производством такой, каких еще сегодня нет в нашей стране. Во-первых, потому, что основой технического комплекса в нашей АСУП предусмотрена ЭВМ (электронно-вычислительная машина) третьего поколения типа «Ряд». Во-вторых, потому, что в деле создания АСУП мы будем сотрудничать с ведущей проектной организацией ЦНИИТУ. В-третьих, потому, что до получения ЭВМ у нас есть достаточно времени, чтобы проделать всю подготовительную работу. В 4 квартале 1976 года, на стадии рабочего проектирования, завод должен установить ЭВМ, и тогда отделу АСУП потребуется по самым скромным подсчетам не менее 1000 кв. метров площади. Это, наверное, наша самая большая принципиальная трудность, которая зримо встала перед нами. Но хочется верить, что завод справится и с ней, и со всеми другими возникшими в ходе этой работы затруднениями. Ю. ЗМИЕВЕЦ, начальник отдела АСУП» («Тракторостроитель», 27 августа 1974).
А.М. Думов передает подарок тракторостроителей. Трактор Т-25 на школьном дворе.
«Суздалю, в честь его 950-летия, тракторостроители вручили памятный подарок — трактор Т-25. Недавно председатель исполкома городского Совета А.М. Думов на торжественной линейке передал этот подарок учащимся средней школы. Этот трактор юные механизаторы будут использовать на уроках труда во время работы на пришкольном участке. Новый участок набирает мощности Отделение термического цеха для гальванопокрытия продукции ширпотреба и крепежных деталей набирает производственные мощности. Первой вступила в строй действующих линия хромирования. Все агрегаты работают четко. Здесь обрабатываются детали для замков. Качество покрытия хорошее. Закончена отладка оборудования для цинкования. Ванны, вступившие в эксплуатацию, отличаются высокой производительностью. Отвечает требованиям техпроцесса и качество деталей. Готовы к пуску линии никелирования и травления. Пробные партии товаров ширпотреба получили высокую оценку. Отладку и доводку технологических процессов в новом отделении ведут специалисты отдела главного металлурга, центральной заводской лаборатории, термического цеха. Активное участие в проектировании, изготовлении оборудования приняли коллективы ТОММАП и ЦНОМА. С большой нагрузкой работали здесь и специалисты отдела главного энергетика. Строительно-монтажные работы выполнены ВРСУ. Главный инженер управления тов. Иосилевич, прорабы тт. Фурносов, Подшивалов, Силантьев, Черняев многое сделали для того, чтобы отделочные, сантехнические, вентиляционные и другие работы были сделаны в короткий срок. Общими усилиями ряда производственных подразделений создано новое отделение, которое расширит узкое место в термическом цехе. Но не решен вопрос с кадрами. Высокопроизводительную технику должны обслуживать знающие свое дело люди. Их у нас только пока трое, а по штатному расписанию предусмотрено принять на работу девятнадцать человек. Отдел кадров слишком медленно решает этот вопрос. Подбор рабочих необходимо ускорить. Нужно ведь время и на обучение кадров. В. ИВАНОВ, мастер термического цеха» («Тракторостроитель», 13 сентября 1974).
«Чествование юбиляра В красном уголке тракторосборочного корпуса состоялось чествование директора завода Петра Ивановича Гришина в связи с его шестидесятилетием со дня рождения. На торжество прибыли руководители партийных организаций и предприятий области, города, завода, начальники цехов, представители общественности. Секретарь областного комитета КПСС Виктор Иванович Лапшин вручил директору завода Петру Ивановичу Гришину Почетную грамоту обкома КПСС и облисполкома. Этой награды П.И. Гришин удостоен за многолетнюю плодотворную работу в машиностроительной промышленности, активное участие в общественно-политической жизни завода и в связи с шестидесятилетием со дня рождения. С шестидесятилетним юбилеем Петра Ивановича поздравили секретарь партийной организации завода Ю.А. Благов, секретарь горкома партии Ю.А. Дмитриев, председатель областного совета профсоюзов В.А. Беляев, начальник управления «Главдвигатель» Г.П. Войтецкий, от имени директоров владимирских промышленных предприятий — директор завода «Электроприбор» Д.Б. Рапопорт, ректор политехнического института П.А. Андреев, от имени начальников цехов в руководителей отделов — И.Г. Давыдов, секретарь комитета комсомола Саша Бабкин и другие. Выступившие пожелали Петру Ивановичу большого счастья, доброго здоровья и многих лет плодотворной работы по осуществлению величественных планов строительства коммунизма в нашей стране, в реализации задач, возложенных на коллектив нашего завода. С ответным словом выступил П.И. Гришин. Он от всей души поблагодарил присутствующих за проявленное к нему внимание, за доверие, которое оказывалось и оказывается ему. Петр Иванович заверил, что будет стараться и впредь быть достойным доверия партии, народа» («Тракторостроитель», 11 октября 1974).
В этом году экспериментальщики неплохо потрудились, внеся большую долю труда в выполнение плана новой техники. Они изготовили опытные образцы двигателей — ЭД-120, ЭД-144, восьмицилиндрового с воздушным охлаждением, а также кабины к трактору Т-25А1.
Николай Андреевич Першин
«20 лет работает в модельном цехе Николай Андреевич Першин. Ему, модельщику высокой квалификации, трудолюбивому, добросовестному работнику, руководство участка поручает изготовление самых сложных деревянных моделей для деталей новых тракторов и двигателей. Любое задание тов. Першин выполнит успешно. Передовой рабочий вносит достойную долю труда в технический прогресс производства» («Тракторостроитель», 22 октября 1974).
«Скоро в семействе заводских двигателей с воздушным охлаждением прибавится еще одни — шестидесяти сильный двигатель Д-144. В разработке его конструкции самое активное участие принимали специалисты бюро перспективного проектирования, возглавляемого А. Саловым. Перед коллективом бюро сегодня стоит задача проработать мероприятия, реализация которых обеспечит аттестацию нового двигателя на государственный Знак качества.
Руководитель бюро А. Салов
Рождается новая техника Готовя достойную встречу 57-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, коллектив экспериментального цеха изготовил 17 опытных двигателей Д-160. Пять из них находятся на обкатке. В ближайшие дни их отправят в Липецк, где они будут проходить испытания на новом тракторе. Изготовлены и отправлены в Ташкент шесть двигателей Д-144 мощностью 60 л. с. Там они будут опробованы на тракторах хлопковой модификации. Закончилась сборка опытных образцов тридцатисильных двигателей Д-120. Партия в количестве одиннадцати штук готовится для отправки на Харьковский завод. В обязательстве, принятом коллективом цеха на нынешний год, предусмотрено также испытание кабин на тракторах Т-25А. И с этим пунктом экспериментальщики справились с честью. В цехе изготовлены пять кабин, которые в дальнейшем будут установлены на тракторы Т-25А. … Встав на трудовую вахту в честь 30-летия Великой победы, они решили собрать пять двигателей ЭДѴ-181 мощностью 150 л. с., для нового липецкого трактора. Кроме того, будут собраны две кабины для международных сравнительных испытаний. Мартынов Дмитрий Иванович Его биография похожа на сотни биографий его сверстников, тех, на чью юность пришлась война. Со студенческой скамьи ушел он в военное училище, и с 1943 года вплоть до тяжелого ранения, до 4 апреля 1945 года, громил фашистов на своей «тридцатьчетверке». Потом госпиталь, медленное выздоровление и счастливая пора обретения новой, мирной профессии, о которой мечтал всю войну: был танкистом, а стал тракторостроителем. В предоктябрьские дни исполнилось двадцать восемь лет с того дня, как он впервые переступил порог отдела главного конструктора, переступил, чтобы остаться здесь, стать частью этого коллектива. Вместе со своими товарищами занимался он разработкой и усовершенствованием конструкций тракторов всяких модификаций от «Универсала» до Т-25. Как-то очень скоро обратил на себя внимание его глубокий аналитический ум, умение общаться с людьми, быть требовательным к себе и другим. Доверили ему возглавить коллектив. Так Дмитрий Иванович Мартынов стал начальником конструкторского бюро, которое обеспечивает текущее производство завода. Коллектив, возглавляемый им, отличается большой работоспособностью, творческим подходом к делу и, что очень ценно, стабильностью состава. А это уже характеризует атмосферу, сложившуюся в бюро. Леонтьева, Молякова, Смирнов, Петрова, Воронов, и другие стали своего рода ветеранами в коллективе, приобрели высокую квалификацию, но всегда идут за советом к Дмитрию Ивановичу. Знают, что тот совет, который даст он, всегда по существу и всегда очень тактичен. Кстати, это, второе качество его вслед за деловитостью сыграло, пожалуй, неменьшую роль в том, что он завоевал в коллективе конструкторов с прочный авторитет. Но есть и еще одно качество, за которое уважают Дмитрия Ивановича: это требовательность. Его принцип: «главное — дело», хорошо усвоили мы. Без отрыва от производства окончил Дмитрий Иванович институт. Постоянного повышения квалификации требует он и от членов своего коллектива. Застой не мыслим в работе инженера, — это внушает он ежедневно своим подчиненным. Пожалуй, сложно перечислить имена тех специалистов, которые выросли под его началом. Но вот хотя бы один пример: на самостоятельную работу перешел бывший работник нашего бюро тов. Уткин. Сегодня он руководитель, специалист высокой квалификации. ... Обычная, на первый взгляд, биография: учился, воевал, работает. Но, быть может, потому, что всегда и во всем был и есть Дмитрий Иванович «максималистом», делает и оценивает дела других по большому счету, потому, что никогда и ничего не привык делать вполсилы, он заслужил глубокое признание коллектива, в котором работает, Родины, которой служит. К его высоким военным наградам: орденам Отечественной войны I и II степени, ордену Красной Звезды, медалям, прибавилась еще одна — орден Октябрьской Революции. А. МАРТЫНОВ, партгрупорг ОГК» («Тракторостроитель», 1 ноября 1974).
«На участке механической обработки картера двигателя моторного цеха № 1 продолжаются работы по автоматизации технологического процесса. Сейчас комплексная бригада, возглавляемая рационализаторами тт. Кулаковым и Егоровым, заканчивает автоматизацию операций предварительной сдачи блоков. Это позволит повысить качество обрабатываемых деталей, культуру производства, резко сократить ручной труд. К новому году еще один автоматизированный участок линии обработки картеров вступит в эксплуатацию.
Автоматическая линия обработки картеров двигателей
Почему высока дефектность двигателей Одной из основных задач, стоящих перед коллективом нашего цеха, было и остается повышение качества выпускаемой продукции. Ежегодно в цехе внедряется целый комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на снижение брака, дефектности двигателей. Постоянно совершенствуются технологические процессы сборки и испытания двигателей. Претворяются в жизнь и другие мероприятия, конечная цель которых все та же: повышение качества. Однако, общая дефектность двигателей продолжает оставаться по-прежнему высокой. По данным с начала года ее средний уровень на двигатели Д-37М-Е сохраняется в пределах 10 — 10,5 процента, на Д-21 — 6,5 процента. Анализ позволил выявить наиболее распространенные дефекты. Технологическая оснастка дает возможность производить нормальную затяжку храповика ведущего шкива вентилятора, но, тем не менее, эта затяжка производится слабо. Причина — из-за несвоевременного обеспечения сборки шкивами вентиляторов, производит которые моторный цех № 3, мы вынуждены устанавливать их не на конвейере, а на площадке сбыта, или в каком-то другом месте. Производится эта операция неквалифицированными рабочими с помощью нетехнологичного инструмента. Другой распространенный дефект - это перепутывание крышек шатунов. Объясняется он так-же низкой квалификации рабочих, выполняющих эту операцию. Ведь на конвейере очень много временных рабочих, с которыми хотя и проводится инструктаж, решить вопрос качественной сборки не удается. Недостатком квалификации рабочих объясняется и контровка крепежа. Наши помощники не успевают доворачивать крепеж. Предусмотрена техпроцессом протирка посадочного места головки цилиндров, но эта операция часто не выполняется, поэтому получается прорыв газов. Много дефектов из-за боя ведущих шкивов вентилятора по ступице, вызванного увеличением поля допусков на коленчатом вале или, наоборот, заниженным допуском на ступицу шкива. Избежать этого можно, по всей вероятности, заменой запрессовки скользящей посадкой. Но решение по этому вопросу специалистами технических служб завода пока не принято. Качество выпускаемых нами двигателей зависит и от поставщиков. Распространенным является брак по коленчатым валам, поставляемым нам моторным цехом № 1, из-за несоответствия класса чистоты обработки шеек требованиям ТУ, а потому затиров и надиров вкладышей коленчатого вала. Подаются такие валы, как правило, в конце месяца. Много неприятностей доставляет нам оцинкованный крепеж, поступающий из термического цеха. Он — некачественный, имеет неэстетичный вид, промывка его не налажена. А ведь теперь отдел технического контроля имеет право забраковать продукцию и за счет ее неэстетичного внешнего вида. Большой дефект на сборке и за счет низкого качества головок цилиндра. Литейные раковины после механической обработки головок в моторном цехе № 3 дают о себе знать на испытательной станции, «появляются» пробивкой в этих местах газа и масла. Приходится их заменять, двигатели снова отправлять на испытательную станцию. Есть и другой дефект у этих головок, чисто механический, — это некачественная фрезеровка посадочных мест. Случается, что и другие цехи подают нам некачественные узлы и детали. Бывает это, как правило, в последние дни месяца. А. ХРОМОВ, начальник техсектора, моторосборочного цеха» («Тракторостроитель», 15 ноября 1974).
«В гостях у моряков Дружба между тракторостроителями и экипажем подводной лодки, носящей имя «Владимирский комсомолец», началась 6 лет назад. За эти годы комсомольские организации обменивались письмами, различной корреспонденцией и, конечно, делегациями. Постоянное общение помогает молодежи составить яркое представление и о службе моряков подводников, и о труде тракторостроителей. Недавно в числе делегации нашего города в гостях у моряков «Владимирского комсомольца» побывал член комитета комсомола А. Борисов. Встреча состоялась теплая. В честь приезда гостей был устроен большой праздник. Надолго останутся в памяти владимирцев часы пребывания на подводной лодке. Моряки, командующий состав встретили гостей по-братски, ознакомили с судном. Как завороженные ходили комсомольцы по этому детищу человеческой мысли, восхищаясь этой громадиной. В день, когда вся команда «Владимирского комсомольца» была в сборе, гости преподнесли морякам подарки» («Тракторостроитель», 29 ноября 1974).
«Последнюю декаду — без авралов Одна декада отделяет нас от 1975 года, завершающего года девятой пятилетки. Коллектив тракторосборочного корпуса сейчас направляет свои усилия на то, чтобы полностью выполнить обязательства. И надо прямо сказать, что эта задача не из легких. Декабрь для сборщиков оказался очень напряженным месяцем. Ежедневно мы должны были собирать по 114 машин в сутки, включая тракторы экспортного исполнения. Однако лишь один день — 8 декабря — в течение двух проработанных недель тракторосборщики выполнили суточное задание. Конвейеры простаивали, недоставало комплектующих узлов и деталей. Например, 16 декабря конвейер начал работу с большим опозданием. До десяти часов утра ждали сборщики, когда из прессового цеха поступят кронштейны гидрораспределителя. А потом еще час простоял конвейер по вине коллектива моторного цеха №3, который своевременно не доставил на сборку рулевые колонки. Но не только в этот день подвели нас моторостроители и прессовщики. Они были также основными виновниками срывов графика и в течение предыдущих двух недель. Большие претензии у нас и к коллективу Колокшанского цеха запасных частей, который держит участок, как говорится, на голодном пайке по продольной тяге и рычагу. Ежедневно в дефиците на сборке кулачки и обоймы, поступающие из автоматного цеха. Вследствие неритмичности работы на сборочном участке создалось отставание, которое составляет сейчас 75 тракторов. Чтобы наверстать упущенное и с честью выполнить декабрьское задание, мы должны ежедневно выпускать по 117 тракторов, причем 80 из них в экспортном исполнении. М. КОСАЧЕВ, старший мастер тракторосборочного корпуса» («Тракторостроитель», 20 декабря 1974).
Товары ширпотреба
Развивать производство товаров ширпотреба Выступая на XXIV съезде КПСС, товарищ Леонид Ильич Брежнев сказал: «...Нам надо серьезно улучшить работу всех отраслей сферы услуг… Это не просто отрасли, призванные выполнять план, а службы, непосредственно имеющие дело с людьми, со всем разнообразием их вкусов, с человеческим настроением». Всем известно, что для ускорения темпов улучшения бытовых услуг многое могут сделать коллективы промышленных предприятий. Тракторостроители не остаются в стороне от решения этой важной задачи. С первых дней своего существования завод, одновременно с выпуском основной продукции, изготавливает изделия для быта. За последние годы увеличению выпуска товаров ширпотреба уделяется особенно много внимания. В октябре 1972 года в отделе главного конструктора создано бюро товаров народного потребления, которое является головным конструкторским бюро управления «Главдвигатель». Коллектив конструкторов в тесном творческом содружестве с другими производственными подразделениями предприятия упорно трудится над созданием новых образцов и улучшением товаров, выпуск которых налажен ранее. Одной из важнейших задач на текущий период является модернизация хлебницы, представление нового образца ее на присуждение Государственного знака качества. У новой хлебницы будет поддон из пластмассы и ручка из этого же материала. В 1974 году намечено выпустить 40 тысяч двухсекционных хлебниц. Опытный образец этого изделия создан. В настоящее время ведутся работы по устранению некоторых конструктивных недостатков. В июне текущего года на нашем заводе освоено изготовление рулонодержателей. Эти изделия пользуются спросом покупателей. В 1974 году намечено увеличить их выпуск до 50 тысяч штук. В торговую сеть мы поставляем садово-огородный инвентарь. В комплект входят: вилка-рыхлитель, лопатка-рыхлитель, ручной культиватор-боронка. Изготавливаются на нашем предприятии молотки с ручками и без ручек. Расширяя производство товаров ширпотреба, конструкторы разработали ряд новых образцов. Заслуживают внимания самовар-турист и приспособление для расконсервирования банок с фруктами и овощами. Эти изделия будут внедряться в производство на нашем заводе. Чертежи уже разработаны. Экспериментальному цеху выдано техническое задание на изготовление опытного образца самовара-туриста. Кипячение воды в нем будет производиться с использованием сухого топлива — брикетов спирта. Нашим бюро созданы также предметы быта: сервировочный столик, деревянная сувенирная кружка с гербом города Владимира, дверной замок по образцу, заимствованному из Финляндии. Эти изделия будут внедряться на других предприятиях Главка. Запросы на техническую документацию к нам поступают из самых различных республик. Мы охотно поддерживаем и развиваем творческие связи, делимся опытом, заимствуя все новое, передовое, прогрессивное. В дальнейшем наше бюро будет продолжать поиски по созданию новых образцов изделий, отвечающих возросшим запросам населения. Но мы сталкиваемся с большими трудностями. Взять к примеру производство деталей из пластических масс. Нам приходится обращаться за помощью к руководству Костеревского комбината. Только при участии этого коллектива мы имеем возможность заменять металл прочным и легким материалом. Настало время организовать в условиях завода участок по изготовлению деталей из пластических масс, оснастив его новейшим оборудованием. Руководству завода следовало бы позаботиться и о создании цеха ширпотреба. В. ЛЕВИН, инженер-конструктор бюро товаров народного потребления ОГК» («Тракторостроитель», 17 августа 1973).
«Больше товаров хороших и разных Практическим ответом на Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по обеспечению дальнейшего производства товаров массового спроса» явилось создание на заводе бюро по разработке изделий народного потребления. Коллективом бюро подобраны и выданы на подготовку производства новые товары нескольких наименований. Это конструкция навесного и накладного замков с механизмом секрета фирмы «Аблой», в котором используются поворачивающиеся шайбы вместо общеизвестных штифтов, нагруженных пружинами. Система механизма секрета заключает в себе до 300 миллионов вариантов, практически используются 5 миллионов. Каждый житель Ленинграда, например, сможет иметь свой, единственный замок. Замок невозможно открыть отмычкой, Не говоря уже о другом ключе. Не забыты нами и хозяйки. Каждой из них пришлось хотя бы однажды с досадой в голосе воскликнуть: «Ох! Молоко «убежало». Из нашей кастрюли-молоковарки «убежать» ему будет некуда. Кастрюля имеет двойные стенки и свисток. При такой системе кипячения «побег» молока исключен полностью. Ставьте молоко на огонь и занимайтесь своими делами. О готовности молока вам сообщит свисток. Для придания эстетического внешнего вида кастрюле применен новый способ отделки поверхности — виброобкатывание. Пока предполагается изготавливать кастрюли емкостью 2 литра, а в дальнейшем — литровые и трехлитровые. Для рыбаков, туристов и шоферов дальних рейсов можем предложить самовар «Турист». Достаточно двух таблеток сухого топлива, чтобы приготовить ароматный чай, кофе или сварить обед из концентратов. Изготовлены нами также опытные образцы приспособлений для раскупоривания консервных банок, для сушки грибов и фруктов, подставка для книг и другие предметы домашнего обихода. Думаем и над конструкцией бокового грузового прицепа для мотоциклов Ковровского завода и «Ява». Для того, чтобы наши образцы увидели спет и как можно скорее, необходимо решить несколько кардинальных вопросов. Объем работ велик, а коллектив нашего бюро малочисленен, к тому же нет помещения для проведения макетных работ, хранения и демонстрации образцов. Но самое главное, на заводе нужен цех товаров народного потребления с участком пластмасс, без которого невозможно дальнейшее расширение номенклатуры изделий. Ю. КИСЛОВ, начальник бюро ОГК» («Тракторостроитель», 5 февраля 1974).
«График под угрозой срыва Коллектив завода осваивает новый вид товаров широкого потребления – кастрюли для кипячения молока со звуковым сигналом. В марте должно быть изготовлено 10 тысяч таких кастрюль. Для их массового производства в модельном цехе организован специальный участок, установлено необходимое оборудование. Наладчики группы наладки отдела главного технолога помогают рабочим модельного цеха осваивать техпроцесс нового изделия. По графику на 19 марта должно быть изготовлено и упаковано 2800 кастрюль, а фактически сделано лишь 36 и ни одна из них не может быть отправлена потребителям, так как до сих пор не утвержден образец этого изделия. Почему коллектив нашего цеха не справляется с планом производства кастрюль? Основная причина — отсутствие заготовок наружного корпуса, которые должны поставлять нам прессовый цех и завод «Ветприбор» Кольчугинского района. Вместо 3 тысяч корпусов нам в марте подано лишь 1600, да и они некачественные. Техпроцесс травления корпуса кастрюли не отлажен. Заместитель главного металлурга тов. Ничипуренко в решении этого вопроса допустил непростительную медлительность. Прессовщикам поручена и штамповка крышек кастрюли. Мало еще поступает к нам крышек из прессового цеха и качество их низкое. Не решен окончательно вопрос с полировкой крышек. Сейчас эту операцию выполняем на полировальном станке, он не обеспечивает заданного темпа. На участке установлен токарно-револьверный станок, на котором будет производиться полировка крышек, но ввод его в действие задерживается из-за отсутствия приспособлений. Создавшееся положение с выполнением плана ширпотреба волнует коллектив модельного цеха. Главные специалисты завода, работники производственного отдела призваны уделить максимум внимания новому участку помочь нам справиться с мартовским заданием производства кастрюль. Б. РЯБОВ, начальник модельного цеха» («Тракторостроитель», 22 марта 1974).
«Дело нашей чести В настоящее время на нашем заводе выпускаются товары широкого потребления 11 наименований: молотки, садово-огородный инвентарь трех наименований, рулонодержатель, кастрюля со свистком, замки двух видов, книгодержатель, подставка для обуви, винный прибор. В нынешнем году коллектив предприятия уже выдал товаров народного потребления на 240 тысяч рублей. Прокомментировать положение дел на заводе с выпуском товаров массового спроса наш корреспондент попросил заместителя начальника производственно-диспетчерского отдела Г.Г. Осанова. — Геннадий Григорьевич, расскажите, пожалуйста, какие задачи предстоит решить коллективу завода в июне по выпуску товаров ширпотреба. — Мы должны выдать изделий массового спроса на 115 тысяч рублей. Как видите, это немногим менее того, что было выпущено за пять месяцев нынешнего года. Номенклатура изделий остается прежней. Все товары можно разделить как бы на две группы: выпуск которых налажен ранее и производство которых только осваивается. Первые — молотки, садово-огородный инвентарь, рулонодержатели поступают в торговую сеть регулярно. Правда, сейчас выпуск рулонодержателей сдерживается из-за отсутствия бумаги. Но этот вопрос, безусловно, решится без особых трудностей. В этом месяце 8 тысяч комплектов рулонодержателей появятся на прилавках магазинов. Выпуск других товаров ширпотреба: замков, кастрюль, подставок для обуви, книгодержателей и винных приборов сдерживается по самым различным причинам. — И все-таки, на имеющиеся недостатки, безусловно, не имеем права закрывать глаза. Кто же сейчас является виновником срыва намеченных планов? Прошла декада последнего месяца второго квартала. Из 9 тысяч кастрюль, которые запланировано выпустить в июне, в этой декаде не сделано ни одной. Виновники срыва: прессовый цех, который не обеспечил сборку корпусами свистка, и отдел внешней комплектации, не сумевший доставить в достаточном количестве ручек для крышек. Не выпущено в первой декаде июня ни одного навесного и накладного замка. Кстати, производство последних еще в стадии освоения. Здесь также спрос с прессового цеха, который должен отладить все штампы и выдать детали модельному цеху для сборки замков. Инструментально-штамповый отдел совместно с ВЗИТО также обязан изготовить пресс-формы на детали этих изделий. Чтобы справиться с июньским заданием, модельщикам необходимо выпускать ежедневно по 500 навесных замков и по 700 секретов для них. — Геннадии Григорьевич, вероятно, выпуском товаров ширпотреба занимаются не только модельщики. Есть и другие производственные подразделения, которые собирают товары ширпотреба. — Да, значительный объем изделий изготавливают моторосборщики. В июне они должны выпустить 6 тысяч винных приборов, 1350 подставок для обуви и 4 тысячи книгодержателей. Для каждого из этих видов изделий недостает комплектующих деталей. Например, для подставок обуви коллектив ремонтно-механического цеха не выдал упоры, кузнечный корпус — заготовки. Для книгодержателей необходимы пластмассовые планки, которыми должен обеспечить сборщиков отдел внешней комплектации. — Да, задачи очень большие. И что же нужно для того, чтобы их осуществить? — Выполнение намеченных планов зависит не только от оперативности цехов-поставщиков. Это, конечно, главное, но и от цехов-изготовителей, которые должны увеличить выпуск товаров ширпотреба, улучшить их качество» («Тракторостроитель», 14 июня 1974).
«Технология требует доработки Товары широкого потребления пользуются спросом населения. Их ждут от поставщиков торговые предприятия. Коллектив нашего участка понимает важность своевременного выпуска изделий народного потребления и старается выполнять намеченные графики. Но зачастую темпы нашей работы сдерживают цехи-поставщики. Завершается вторая декада декабря. Нам надо в установленный срок закончить месячный, квартальный и годовой планы. Можно ли добиться четкого ритма в работе, если детали и узлы от поставщиков поступают с большими перебоями? Конечно, очень трудно решить нам поставленные задачи. Взять к примеру выпуск накладных замков. За декабрь их надо изготовить 10 тысяч штук. Сборка этих изделий ведется и модельном цехе. Наш участок поставляет в этот цех один из важнейших узлов — коробку Ш-18-503. Сделано этих коробок на 16 декабря 3,5 тысячи штук. До конца месяца надо их изготовить 6,5 тысяч. Прессовый цех очень плохо подает заготовки. Точно такое же положение сложилось с изготовлением второго узла замка Ш-18-502. Нам срочно нужно от прессовщиков 600 заготовок на этот узел. Подставок под обувь мы должны сделать в этом месяце 10 тысяч штук. А сделано только 20 штук. Не получается окраска металлической решетки. Надо срочно усовершенствовать технологический процесс сушки изделий, но технологи очень медленно решают этот вопрос. Мы продолжаем вести сварочные работы по изготовлению решеток. Их сделано еще 500 штук, но окраска подставок под обувь не производится. Не решен своевременно вопрос совершенствования технологического процесса выпуска книгодержателей. На это изделие поступает много рекламаций. ОТК их не принимает. Надо немедленно заменять материал одной из деталей — колодочки. Изготовляем мы большое количество пакетов для упаковки экспортных двигателей. Для того, чтобы их сделать нужна специальная пленка. Отдел материально- технического снабжения выдал нам ее за полмесяца 140 килограммов, а надо этого материала в семь раз больше. В. КОРНИЛОВ, мастер» («Тракторостроитель», 20 декабря 1974).
На заводской территории можно встретить вот такие тракторы — «инвалиды», часть деталей и узлов с которых снята на доукомплектовку других тракторов. Это, так сказать, вещественное доказательство неритмичной работы завода, бесхозяйственности руководителей тракторосборочного корпуса.
«Общественная профессия В.П. Рябова Духовный рост людей — закономерный результат социально-экономических преобразований и неустанной идеологической деятельности Коммунистической партии, ее пропагандистских кадров, участвующих в марксистско-ленинском образовании трудящихся. 11 лет несет политические знания в массы пропагандист, начальник литейного цеха № 3 В.П. Рябов. Под его руководством слушатели изучали историю КПСС, политическую экономию, философию, научный коммунизм. Метод практических заданий — один из важнейших приемов опытного пропагандиста. Особенно широкое применение получила эта прогрессивная форма при изучении курса «Основы экономики и управления производством». Получая задания, слушатели самостоятельно работают над первоисточниками, знакомятся с журналами, газетными материалами, широко используют при подготовке к собеседованию сборник задач по курсу экономических знаний, а также сборник ситуаций, разработанный заводским методическим советом по экономическому образованию на основе цифр и фактов из производственной деятельности предприятия. Текущий учебный год в нашей школе основ экономики и управления производством начался с изучения темы «Научная организация труда на предприятии». Пропагандист ознакомил нас с сущностью и задачами научной организации труда, рассказал об основных направлениях совершенствования производства. При этом особое внимание обращалось на высказывания по НОТ, которые даны в трудах В. И. Ленина. На нашем заводе при широком участии рабочих и специалистов разработан план организационно-технических мероприятий. Главное направление этого плана — всемерное повышение эффективности общественного производства на базе технического перевооружения, неуклонного улучшения условий труда рабочих. Практические задания, которые мы получили от пропагандиста при изучении этой темы, были связаны с претворением в жизнь оргтехплана. В процессе подготовки к собеседованию разрабатывались и внедрялись ценные нововведения. Так, на участке обрубки литья ручная обработка отливок бормашинкой была заменена подвесным маятниковым наждаком. На участке точного литья внедрена в производство новая бесшумная установка, позволившая повысить производительность и улучшить культуру производства. Метод практических заданий положительно сказался на развитии творческой инициативы специалистов, на укреплении связи теории с практикой. Слушатель школы инженер-конструктор тов. Пышник за 2 года подал 11 рационализаторских предложений, из них внедрено 7. Экономия составила 4,5 тысячи рублей. Все слушатели принимают активное участие в общественной работе. В. Максимов, например, является заместителем секретаря партбюро, К. Молчанов — депутат районного Совета. В системе партийного и экономического образования плодотворно трудятся, выполняя обязанности пропагандистов, Л. Титов,
В. Смирнов, В, Дмитриев, A. Евсеев, А. Болотов, В. Павлов. Они осваивали марксистско-ленинскую теорию под руководством B.П. Рябова. Идейная убежденность пропагандиста тов. Рябова, его слушателей не определяется только теоретической подготовкой. Именно в труде, и в горниле практики и жизненных испытаний проверена их закалка. Коммунистические идеи органически сочетаются с их делами. В. СТРЕЛЬЦОВ, слушатель школы» («Тракторостроитель», 17 декабря 1974).
B.П. Рябов
«Прессовый пролет готовится к пуску Руководство завода приняло решение о передаче в наше распоряжение прессового пролета тракторосборочного корпуса. Ввод в действие нового пролета создаст условия для успешного выполнения планов, для налаживания четкого ритма в обеспечении конвейеров деталями и узлами. Заместителем начальника цеха по пролету назначен Е.Д. Борисов. Принято решение создать в пролете участки: штамповочный, сборочный, по ремонту штампов. Начали освоение дополнительных площадей с организации участка ремонта штампов. Штамповый цех ВЗИТО не удовлетворяет наших возросших потребностей в холодных штампах. На новых площадях уже установлены станки: два токарных, два круглошлифовальных, два плоско-шлифовальных, радиально-сверлильный, заточной и наждак. Сейчас для этого участка набираем кадры рабочих и ИТР. Здесь будет работать 43 человека. С первых дней января 1975 года участок вступит в действие. Начались работы и по созданию штамповочного участка. В эти дни ведется сборка 500-тонного пресса, который изготовлен на Воронежском заводе. На этом мощном оборудовании будем штамповать детали трактора. В феврале перемонтируем из действующего производства на новые площади 600-тонный пресс. Смонтируем и 160-тонный пресс. С пуском в эксплуатацию всей этой техники выпуск деталей тракторного производства возрастет. На штамповочном участке планируется организовать выпуск изделий для жаток. На площадях, предназначенных для организации сборочного участка, сейчас подготавливаются к пуску все коммуникации, устанавливаются кранбалки, ведется стяжка бетонных полов, которые позднее будут покрыты чугунной и стальной плиткой. Планом-графиком предусмотрено в начале января нового года начать здесь изготовление инструментальных ящиков, капотов, крыльев и других узлов. Постепенно сюда из прессового цеха будет переведено производство узлов и деталей 60 наименований. По освоению новых мощностей сделано уже немало, а ускорить пуск в действие этого пролета нам должны помочь ЦНОМА и ВРСУ. Руководство цеха нестандартного оборудования и коллективы бригад монтажников должны приложить как можно больше усилий к тому, чтобы набрать высокий темп и побыстрее пустить в действие моечно-сушильный агрегат, сократить сроки монтажа четырех кранбалок, изготовить металлоконструкции для перекрытий ленточных фундаментов. ВРСУ просим как можно скорее закончить сооружение полов, сдать в эксплуатацию углекислотную рампу. В. ЛЕБЕДЕВ, начальник прессового цеха Дедовским методом В июне нынешнего года в газете «Тракторостроитель» было опубликовано письмо рабочих модельного цеха с участка металлических моделей и кокильной оснастки, в котором модельщики обращались к отделу главного технолога с просьбой приобрести фрезерный станок, предназначенный для обработки крупногабаритных деталей. На это письмо заместитель главного технолога тов. Толчин сообщил, что для того, чтобы приобрести подобный агрегат, отдел главного технолога и ОКС должны в кратчайший срок обеспечить разработку и утверждение проекта реконструкции модельного цеха. Итак, непонятно, какой конкретно срок имел в виду тов. Толчин, называя «кратчайший», но с тех пор прошло уже полгода, а сдвигов никаких. До сих пор модельщики вынуждены, нарушая правила техники безопасности, устанавливать детали крупного габарита на обычные фрезерные станки и вести обработку. Как правило, после изготовления тяжелых деталей, станки теряют точность и на них уже нельзя производить чистовые работы. Уж если речь зашла о нуждах коллектива нашего участка, необходимо напомнить и о кранбалке, с помощью которой мы должны были осуществлять межоперационную транспортировку в пристройке. Срок внедрения кранбалки — четвертый квартал нынешнего года. Декабрь на исходе, но кроме просверленных отверстий в потолке, которые свидетельствуют о том, что здесь будут проложены монорельсы, на участке никакие работы по внедрению кранбалки не проводились. И сейчас рабочие, пользуясь дедовским методом, «раз — два взяли», вручную подтаскивают многопудовые заготовки к станкам. Для этого мы вынуждены отрывать от дела производственников. Теперь еще об одном орудии труда, без которого, как ни странно, не могут работать у нас модельщики. Это — лом и лопата. Да, именно этими инструментами пользуются рабочие, когда откапывают отливки. Их привозят нам литейщики и складывают под открытым небом, так как крытого склада у нас нет. Несколько раз технолог цеха тов. Ковлагина пробовала включить пункт о строительстве склада в оргтехплан. Но чьей-то безжалостной рукой этот пункт вычеркивается. И до сих пор вопрос о строительстве склада для хранения отливок не решен. Мы складываем сейчас отливки прямо в цехе, загромождая ими проходы. Но ведь это не выход из положения. Условия труда модельщиков должны быть улучшены. Об этом обязано позаботиться руководство завода. Ю. ЛОСЕВ, мастер модельного цеха» («Тракторостроитель», 24 декабря 1974).
«Досрочно! К числу тех, кто рапортовал о досрочном выполнении личной пятилетки, принадлежит и шлифовщица автоматного цеха Раиса Ивановна Козлова. Новый (1976!) год Р. Козлову встретила в октябре. С 1 ноября вся продукция, выпускаемая ею — сверхплановая. По всем подсчетам до конца пятилетки эта передовая работница должна выполнить еще двухлетний план. За пять лет — семь годовых заданий — вот тот рубеж, которого она обязательно достигнет. Литье сверх плана Замечательный подарок новогоднему празднику подготовил коллектив литейного цеха № 3. На 12 дней раньше срока литейщики рапортовали о завершении годового задания. В оставшиеся дин декабря коллектив цеха работал особенно энергично и выдал сверх плана литья на 1550 рублей. Значительного увеличения выпуска продукции в последний месяц года добилась здесь бригада сталеваров, руководимая Евгением Ивановичем Куликовым.
Тракторы Т-25АІ, выпускаемые заводом, находят все большее признание не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Растет спрос — растет и предложение. За год с конвейера сошло более 28,5 тысячи тракторов. 1975-й, принимай вахту пятилетки! П. ГРИШИН, директор завода Новый год на пороге. В заводском Доме культуры, в квартирах тракторостроителей, как и на всех широтах нашей необъятной Родины, зажигаются огни новогодних елок. Каждый советский Новый год — это по-настоящему яркий, всенародный праздник, праздник больших трудовых свершений. 1974 год был четвертым, определяющим годом пятилетки. И он действительно определил многое. За четыре года девятой пятилетки сверх контрольных цифр, предусмотренных на этот период в пятилетнем плане, выпущено и реализовано продукции на 47 миллионов рублей. Четырехлетний план по товарной продукции и реализации выполнен 30 сентября. В 1974 году наше предприятие превысило уровень, предусмотренный на последний год пятилетки по объему валовой продукции и по сумме реализации на 13,5 миллиона рублей. Улучшению технико-экономических показателей содействует широко развернутое социалистическое соревнование, творческая инициатива передовиков производства. Каждый четвертый рабочий — сдельщик поддержал ценное начинание муромского новатора А. Курылева по пересмотру норм выработки в сторону повышения. В могучем потоке социалистического соревнования родились замечательные начинания смены мастера В. Ползунова — из моторного цеха №1, штамповщика П. Иванова — из кузнечного корпуса, станочницы В. Киселевой — из цеха шестерен. По инициативе передовиков промышленных предприятий области, в числе которых были штамповщик кузнечного корпуса И. Казаков, формовщица литейного цеха № 4 В. Садовникова, на нашем заводе яркими огнями разгорелось соревнование за достойную встречу 30-летия Великой Победы советского народа в Отечественной войне. Сотни бригад участвуют в этом патриотическом движении, добиваясь наивысшей производительности труда. 58 рабочих отрапортовали о досрочном выполнении пятилетних заданий. Провожая в историю 1974 год, мы не закрываем глаза на недостатки. Обращаем внимание на те вопросы, которые необходимо решить в будущем году. В новом году мы должны начать производство более мощного двигателя Д-144, в сжатые сроки завершить подготовку производства трактора с кабиной. Только для изготовления кабины надо освоить 969 новых деталей и узлов, внедрить 800 новых технологических процессов. Большой объем работ предстоит выполнить по освоению и пуску в эксплуатацию нового прессового пролета, увеличению мощностей кузнечного корпуса. В 1975 году коллектив предприятия должен изготовить 30 тысяч тракторов, десятки тысяч двигателей, на 24 миллиона рублей запасных частей, на один миллион рублей товаров народного потребления. Многое предстоит сделать для того, чтобы добиться четкого ритма в работе, повысить уровень дисциплины труда, снизить потери рабочего времени. Надо улучшить воспитательную работу в трудовых коллективах, повысить роль социалистического соревнования, главная цель которого — развитие творческой инициативы масс в борьбе за повышение производительности труда. Мы обязаны сделать все возможное, чтобы превысить рубежи, намеченные на 1975 год. От имени администрации, общественных организаций сердечно поздравляю вас, товарищи тракторостроители, с наступающим праздником, желаю счастья в личной жизни, новых трудовых побед! Зам. главного конструктора А. Шаанов: Шаг в неизведанное 1974-й... Чем же он был для меня? Почему навсегда останется в памяти моей как год напряженного труда и год, который принес мне долгожданные результаты?! Пять лет назад начал я работу над диссертацией: «Создание и исследование дизеля с воздушным охлаждением для трактора и самоходного шасси класса 0,6 тонно-силы». Исследование проводил на основе технико-экономических данных двухцилиндровых двигателей, в создании которых непосредственно участвовал. Было проведено большое количество теоретических и экспериментальных исследований, имеющих принципиальное значение. Они позволили определить наиболее оптимальные значения параметров как для двигателя Д-21, так и при создании двигателей новых модификаций. В работе решались вопросы уравновешивания двигателя, снижения угара масла, автоматического регулирования теплового состояния двигателя, ряд вопросов по надежности его работы. И вот защита диссертации позади. Мой пятилетний труд, так сказать, увенчался успехом. И смешанные чувства испытал я тогда: радость (такая гора свалилась с плеч!) и сожаление (поиски, находки, опробование тысячи вариантов ради одного, единственного верного — все позади!). А почему, собственно, позади? Разве мысль может стоять на месте? И разве все сделано? Пройдена лишь одна ступень, сделан лишь один шаг в неизведанное. А сколько предстоит сделать еще?! » («Тракторостроитель», 31 декабря 1974).
А. Шаанов
Организован технологический отдел по спецпроизводству, руководителем отдела назначен Земсков Виктор Александрович.
Земсков Виктор Александрович
В столовой Владимирского тракторного завода. 1974 г.
Всего за 1974 г. на ВТЗ выпущено: 28641 тракторов; 131502 двигателей.