Чествование юбиляра В тот день заводской музей трудовой славы был отдан в распоряжение тех, кто пришел на чествование генерального директора объединения А.В. Гришина в связи с его пятидесятилетием со дня рождения. Здесь собрались руководители партийных организаций, предприятий, учебных заведений города, завода, области, представители общественности. Торжественное собрание открыл секретарь партийной организации завода В.Я. Красильщиков. Он рассказал о трудовом пути, который прошел Анатолий Васильевич за 27 лет работы на нашем предприятии. Далее слово было предоставлено первому секретарю областного комитета партии М.А. Пономареву. Он поздравил виновника торжества со знаменательной датой в его жизни, пожелал счастья, здоровья, новых творческих успехов в его труде. За многолетнюю и плодотворную работу в машиностроительной промышленности, активное участие в общественной жизни и в связи с пятидесятилетием со дня рождения Михаил Александрович Пономарев вручил Гришину Почетную грамоту обкома КПСС и облисполкома. С золотым юбилеем генерального директора поздравили также начальник отдела кадров Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР М.И. Посудневский, первый секретарь городского комитета партии В.Я. Росляков, председатель городского совета директоров, директор завода «Электроприбор» Д.Б. Рапопорт, начальник кузнечного цеха В.В. Толмасов, ректор Владимирского политехнического института профессор П.А. Андреев, генеральный конструктор В.В. Эфрос, председатель профкома объединения Ю.П. Честнов. Вместе с поздравлениями выступившие вручили Анатолию Васильевичу памятные адреса. Особенно взволнованным было выступление бригадира сверловщиков моторного цеха № 3 Ю.Н. Ивановой. От имени коллектива, в котором долгое время работал Гришин, она горячо поздравила юбиляра с днем рождения, пожелала ему новых успехов в его труде на благо любимой Родины. В адрес А.В. Гришина пришла правительственная телеграмма, подписанная министром А.А. Ежевским. От имени членов коллегии министерства и от себя лично он сердечно поздравил Анатолия Васильевича с юбилеем. С ответным словом выступил А.В. Гришин. Он сердечно поблагодарил всех гостей за то внимание и теплые слова, сказанные в его адрес. А.В. Гришин заверил всех, что и впредь будет отдавать все свои силы, опыт на решение тех задач, которые стоят перед тракторостроителями» («Тракторостроитель», 11 июня 1982).
«ТВОРЦЫ МАШИН На участке сборки экспериментального цеха стоит почти обыкновенный серийный трактор Т-25А. Необычна в нем только кабина с открывающейся задней панелью, с удобным многопозиционным сиденьем и усиленной звукоизоляцией. Это девятый и последний трактор из серии, которая будет подвергнута ресурсным испытаниям. Испытания намечено провести в Одессе и Ивано-Франковске. И сейчас, до отправки практически каждая деталь проходит полный микрометраж, все данные фиксируются для последующего сравнительного анализа. Да и сборка, хотя и серийного трактора, конечно, проводится бригадой опытных слесарей механосборочных работ, возглавляемой Капитоном Дмитриевичем Цирулевым. Девять человек в бригаде — опытные, знающие рабочие, но все равно среди них заметно выделяются два ветерана, два несомненно лучших слесаря. Оба они — и Капитон Дмитриевич Цирулев и Николай Иванович Кириллов, — больше четверти века проработали в экспериментальном цехе бок о бок и достигли таких высот мастерства, что могут собрать любой трактор, выпускавшийся и выпускаемый нашим заводом, как говорится, с нуля: заливай горючее и поезжай без сомнения — надежней вряд ли кто сделает. Ни Николая Ивановича, ни Капитона Дмитриевича невозможно застать без дела, нет у них такой привычки сидеть сложа руки, а работа на
участке всегда найдется. Как правило, у хорошего мастера много учеников и последователей. Не исключение и Н.И. Кириллов и К.Д. Цирулев. За долгие годы работы на участке через их руки прошел не один десяток молодых рабочих и, конечно, навыки, знания и опыт, полученные у бывалых рабочих, помогли многим встать на верный жизненный путь. За двадцать шесть лет работы на участке сборки экспериментального цеха Николаю Ивановичу Кириллову пришлось собирать множество тракторов самых различных модификаций, но, пожалуй, самым памятным для него был трактор марки Т-30А. Много было с ним хлопот, не все сразу получалось, а все-таки хорошая получилась машина, удобная, надежная. Не зря же она была отмечена на Выставке достижений народного хозяйства. Группа наиболее активных участников разработки этой машины была отмечена медалями ВДНХ и среди них слесарь механосборочных работ Николай Иванович Кириллов. Сейчас в цехе начинается работа сразу над несколькими модификациями нового трактора Т-35. Эта машина не подходит под наше привычное представление о тракторе и прежде всего своим внешним видом — кабина его размещена не на задних колесах, а как раз посредине. Рулевое управление снабжено гидроприводом. Передний мост — ведущий. Есть и другие новшества, которые позволят увеличить мощность машины, создать больше удобств для водителя и расширят диапазон выполняемых трактором работ. Все модификации нового трактора, конечно, не минуют рук Николая Ивановича. И, кто знает, может быть, принесет эта новая работа и новую славу. Но это, пока дело будущего. А сейчас с уверенностью можно сказать, что интересная работа принесет новые заботы и самое главное — удовлетворение от любимого, выбранного на всю жизнь труда. Ю. ИВАНУШКИН, сменный мастер сборочного участка экспериментального цеха» («Тракторостроитель», 15 июня 1982).
Н.И. Кириллов
«Акт не подписан Изучив постановление ЦК КПСС об инициативе коллективов Харьковской области по развертыванию в 1982 году социалистического соревнования за досрочное выполнение планов капитального строительства, строители треста «Владпромстрой» и треста № 94, ВРСУ «Мосремстроймонтаж», монтажники ПРУ Минмонтажспецстроя, ПО «ВТЗ им. А.А. Жданова», НИКТИДа, «Гипротракторосельхозмаша» и «Сибгипросельхозмаша» поддержали инициативу харьковчан и, следуя их примеру, взяли на себя целый ряд взаимных обязательств в честь 60-летия образования СССР по досрочному выполнению планов капитального строительства, заданий по вводу в действие и освоению производственных мощностей, сдачи в эксплуатацию объектов культурно-бытового назначения и заключили договор содружества. Первый пункт этого договора говорит о том, что трест «Владпромстрой» обязуется закончить строительство и ввести в эксплуатацию лабораторный корпус тракторного завода к 30 июня. То есть сейчас, когда на календаре июль, надо полагать, что зданием полновластно распоряжаются тракторостроители, словами благодарности вспоминая строителей, которые выполнили свои обещания и сдали корпус досрочно. Но, к сожалению, благие намерения строителей до сих пор не воплотились в реальные дела, а виной тому пресловутые недоделки. Те самые, без которых давно разучились работать строители. 30 июня государственная комиссия акта о сдаче в эксплуатацию инженерно-лабораторного корпуса не подписала. Для того, чтобы всем понятны были причины о совершенно необходимо рассказать о некоторых секретах этой стройки. По всем строительным нормативам подобные здания должны сдаваться в эксплуатацию через восемь месяцев после начала работ, а наш объект комиссией принят через 72 месяца. О причинах и виновниках такой отсрочки уже и писали, и говорили в разных инстанциях, а факт остается фактом — строили в девять раз дольше положенного. Уже ни для кого не секрет, что из-за аварийного состояния здания теперешнего заводоуправления лабораторный корпус давно решено занять под административные нужды. Но секрет в том, что на перестройку корпуса, ввиду изменения его назначения, даже 30 июня еще не подписана была смета!? Мы побывали на стройплощадке 30 июня. Отделочные работы в полном разгаре: на третьем этаже вовсю трудятся маляры на втором — еще не закончена укладка паркета, идет отделка фасада. Канализация, вентиляция, водопровод еще практически не готовы к эксплуатации. Сдана и опробована только теплосеть. Из разговоров со строителями стало ясно, что после « сдачи» работы будут продолжаться, как минимум, месяц. Тут же выяснилось и еще совершенно непонятное обстоятельство. Ни один из трех прорабов понятия не имел о договоре, о содружестве между строителями и заказчиком, о котором шла речь в самом начале. Выходит, прямые исполнители не знают о том, что объект нужно сдавать досрочно. С. ИРИНИН» («Тракторостроитель», 6 июля 1982).
«Дополнительные обязательства КОЛЛЕКТИВА ПО «ВЛАДИМИРСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД ИМ. А.А. ЖДАНОВА» НА 1982 ГОД Коллектив производственного объединения «Владимирский тракторный завод им. А.А. Жданова», стремясь внести достойный вклад в реализацию Продовольственной программы, принимает дополнительные социалистические обязательства на 1982 год: 1. Изготовить сверх ранее примятых социалистических обязательств: тракторов — 40 штук, запасных частей к тракторам и двигателям — на 100 тыс. рублей, кооперированных поставок — на 100 тыс. рублей. 2. Освоить на строительстве сельхозобъектов в подшефных хозяйствах 150 тыс. рублей. 3. Ввести в эксплуатацию первую очередь подсобного хозяйства на 350 голов свиней. 4. Обеспечить повышение ресурса до 8 тыс. часов дизелей Д-181Т, изготовляемых для приемочных испытаний на тракторах ЛТЗ-145. 5. Закончить разработку технического проекта на тепличную модификацию трактора класса 0,6 т. 6. Изготовить три двигателя Д-145Т мощностью 75 — 80 л. с. для испытаний на хлопководческих тракторах МТЗ-80Х2. Повышенные социалистические обязательства принял коллектив нашего объединения с целью успешного осуществления Продовольственной программы, принятой на майском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС. Весомый вклад в решение ее вносят рабочие и специалисты завода специального инструмента и технологической оснастки. Среди них и термист В.А. Павлов. В.А. Павлов одним из первых на предприятии поддержал почин руководителя бригады наладчиков автоматного цеха А.М. Дутикова по достойной встрече 60-летия образования СССР. В эти дни лучший термист цеха добивается высоких качественных показателей. *** Коллектив нашего цеха справился с заданием второго квартала по выпуску товаров ширпотреба, в июне дал полтора плана, но май остался для нас черным пятном. Майский план по выпуску товаров массового спроса выполнен лишь на 67 процентов. Мы в мае не сдали на сбыт ни одной кастрюли, потому что ОВКК не обеспечил нас внутренними и наружными стаканами. Они начали поступать из Золотухи во второй половине июня. Чтобы восполнить отставание, пришлось в июне делать по кастрюлям двойной план. Вместо 5300 штук собрали 10000. Это были незабываемо трудные дни. Все инженерно-технические работники, специалисты из служб были брошены спасать квартальный план по кастрюлям. Может быть работники ОВКК сделали выводы из провала майского плана, приняли меры к улучшению обеспечения нас комплектующими деталями? Ничего подобного. В июле план выпуска кастрюль увеличен, надо их изготовить 6345 штук. В первой половине месяца мы не получили из Золотухи ни одного стакана. А работники ОВКК за 15 дней ни разу не съездили в Золотуху, не разобрались на месте в причине срыва графика поставки изделий. Телефонные разговоры эффекта не дали. С перебоями подают нам на это изделие прессовщики наружный корпус свистка. До 16 числа не поступило ни одного корпуса. План по кастрюлям в июле придется брать штурмом, организовывать дополнительные смены. Не смогли мы с первых дней июля наладить ритмичную сборку и сдачу накладных замков потому, что работники ОВКК не обеспечили нас рукоятками 203, секторами 204, а автоматчики — винтами 5x40. Подводит нас и колокшанцы. За две декады месяца не поставили ни одной стойки на полки для обуви. «Узким» местом в техпологической цепочке изготовления товаров ширпотреба является окраска деталей. Она производится в окрасочной камере экспортного участка моторосборочного цеха. Мощности камеры малы. У нас постоянная тяжба с моторосборщиками. Они стараются в первую очередь пропустить через камеру свои детали. Полмесяца пролежали там полторы тысячи штук наших рулонниц. Моторосборщики никак не могли изыскать возможность быстрее их покрасить. Такое же положение и с макетами центрифуги, корпусами новых навесных замков. Начальнику моторосборочного цеха тов. Ситникову надо, наконец, навести в этом деле порядок, не допускать срыва графика окраски изделий ширпотреба. Коллектив цеха ширпотреба, как и все тракторостроители несет ударную вахту в честь 60-летия образования СССР, полон горячего стремления добиться к юбилею новых трудовых достижений. С высокой отдачей работают в эти дни наши лучшие сборщики М. Тарасова, Г. Гулина, Н. Карпова, Т. Потаскалова, М. Бушкова, электрик А. Мызин. Они ежедневно перевыполняют задание, обеспечивают высокое качество работы, своим примером увлекают на высокопроизводительный труд других работников цеха. Трудовой накал в коллективе растет с каждым днем. Хочется, чтобы поставщики не сдерживали высокий трудовой порыв наших рабочих, четко обеспечивали цех ширпотреба необходимыми комплектующими изделиями. С. МАТОСЯН, начальник цеха ширпотреба» («Тракторостроитель», 23 июля 1982).
«ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА В объединении разработана и действует комплексная система управления качеством продукции, организационной, методической и правовой основой которой являются стандарты предприятия. Эти стандарты регламентируют порядок выполнения работ, определяют взаимоотношения подразделений, устанавливают показатели качества изделий и позволяют дать оценку качества труда всем категориям работающих. Основой обеспечения качества выпускаемой продукции является система бездефектного изготовления и сдача изделий в ОТК и заказчику с первого предъявления. На основе уточненных показателей разработана система премирования за качество труда, по которой оценивается работа более 6000 основных рабочих и 500 инженерно-технических работников. Все работы по качеству в объединении проводились под руководством постоянно-действующей комиссии. Кроме того, во всех цехах функционируют цеховые комиссии по качеству. Над решением отдельных проблем надежности и повышения технического уровня продукции совместно с объединением работает научно-исследовательские институты. С целью поддержания стабильности качества прочится заводская аттестация деталей, сборочных единиц и техпроцессов. Однако приходится отметить тот факт, что не удалось пока добиться желаемой эффективности в деле улучшения качества. Более того, за I полугодие текущего года возросли потери от брака на 16 процентов по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года. Увеличение убытков от брака по металлургическим цехам составило за шесть месяцев 114,6 тысячи рублей, по механосборочным — на 63 тысячи рублей. Наиболее внушительную «лепту» внесли в эти потери цехи: литейный № 1 — 41 тысячу рублей, литейный № 2 — 54 тысячи, моторный № 1 — 19 тысяч, моторосборочный — 27 тысяч рублей. Причины подобного положения различные. Увеличение потерь по чугунолитейному производству объясняется, в основном, неудовлетворительным качеством исходных материалов, вынужденной работой без наличия необходимой номенклатуры чугунов разных поставщиков, что резко усиливает влияние отрицательной наследственности на литье по усадочным, газовым и шлаковым раковинам, а также кадровыми проблемами. Произошла здесь смена поколений мастерского состава и технологов в литейном производстве. По механосборочным цехам брак объясняется нарушением техпроцессов и небрежностью в работе, поскольку здесь еще велико привлечение временных помощников, неквалифицированных, недостаточно проинструктированных, а главное, незаинтересованных в конечном результате своего труда. Возросло на предприятии и количество рекламаций по двигателям (увеличение на 12 штук за полугодие). По тракторам количество рекламаций на уровне прошлого года, а по плану-заданию должно быть снижено на 3 единицы. Основные причины рекламаций — поломки коленчатого и первичного валов, шатуна, крышки коренного подшипника, задир и проворачивание вкладышей, обрыв болтов противовеса. Меры к виновникам брака мы принимаем. С конкретных виновников удержано 6,5 тысячи рублей, недоплачено 19 тысяч рублей премии, предусмотренной системой БИП. Всего за полугодие за некачественную работу наказаны 3726 человек. Безусловно, эти меры свое положительное воздействие оказывают. Но их влияние зачастую нивелируют выплаты за выход на работу в выходные дни, оплата продленок — компенсация за все и вся. Оперативно воздействовать на виновников брака контрольная служба не может вот еще по какой причине, Не все технологические точки укомплектованы контролерами, соревнование за право работать с личным клеймом развивается недостаточно, отсюда и частые случаи обезличенного, а значит и ненаказуемого брака. Чтобы добиться сокращения потерь от брака, повышения качества выпускаемой продукции, необходимо проделать очень большую работу, и главное в ней — повышение уровня индивидуальной ответственности за качество труда. В. ОРЛОВ, начальник техбюро ОТК» («Тракторостроитель», 17 августа 1982).
В августе 1982 г. собираются 16 опытных двигателей Д-145Т (80 л.с.) для испытания на хлопководческих тракторах МТЗ-80Х2.
«Быть моторам мощнее В русле решений XXVI съезда КПСС и майского (1982 г.) Пленума ЦК партии, одобрившего Продовольственную программу СССР на период до 1990 года, конструкторские бюро заводов сельскохозяйственного машиностроения ведут большую работу по усовершенствованию машин и механизмов для села. Неуклонно повышается технический уровень, качество и особенно надежность тракторов, комбайнов и прочих агромашин. Программой намечено в двенадцатой пятилетке приступить к производству тракторов повышенной энергонасыщенности, И именно этому направлению в своей работе уделяют инженеры-конструкторы нашего завода большое внимание. Уже сейчас производится сборка и отправка на места испытаний первой партии новых тракторных двигателей Д-145Т. Эти двигатели процентов на семьдесят собираются из деталей серийного двигателя, но в отличие от него имеют на 20 л/с большую мощность. В основном это достигается за счет увеличения количества оборотов и механизма трубонаддува воздуха в камеру сгорания. Кроме того, новый двигатель потребляет меньше горючего, в расчете его расхода на одну лошадиную силу, на 15 граммов. По плану бригада, руководимая В. Моревым, должна собрать 16 двигателей Д-145Т. Двенадцать из них уже собрано и семь отправлено по назначению. По просьбе ташкентцев почты на квартал раньше намеченного срока им было отправлено три таких двигателя для испытания на хлопководческих тракторах МТЗ-80Х2. Для этого бригаде слесарей-сборщиков, да и многим другим в экспериментальном цехе, пришлось поработать по-ударному, ибо ускоренный выпуск этих моторов никак не должен был сказаться на графике выполнения других работ. А. СЕРГЕЕВ, старший мастер экспериментального цеха *** В июле текущего года приступил к работе новый специализированный студенческий отряд «Тракторостроитель». Цель отряда — оказать помощь объединению для того, чтобы достойно вместе с тракторостроителями встретить шестидесятилетие образования СССР. В составе отряда трудятся пятьдесят студентов Владимирского государственного педагогического института имени П.И. Лебедева-Полянского. В отряд влились будущие преподаватели иностранных языков, общетехнических дисциплин и труда, биологии и физкультуры. Главный принцип студенческих отрядов — не только работа на производстве, но и самое активное участие в общественной жизни. Большинство ребят отряда работает бок о бок с рабочими прессового цеха, В первый же день нас встретил начальник цеха Н.П. Чистяков. Он рассказал студентам о заводе, о цехе. Приятно и почетно работать среди настоящих людей. Тогда и любой труд - в радость. Но, к сожалению, случается и другое.
Несколько девушек нашего отряда по просьбе руководителей Колокшанского агрегатного завода согласились работать там. Правда, когда они туда приехали, их никто не встретил, никто и не подумал познакомить с заводом, с цехами. Заместитель директора КАЗа Н.П. Козлов авансом выдал девушкам множество обещаний, но выполнять их почему-то не торопился. И обед, и транспорт прямо к общежитию, и прекрасные условия труда, и приличный заработок — все это оказалось либо половинчатым, либо из области фантастики. Студентки работают на старом оборудовании, на операциях самых низкооплачиваемых. Студенты ВГПИ, очевидно, не последний раз работают на тракторном, многие из них с удовольствием придут сюда сами во время трудовых семестров и будут агитировать других. Но одно ясно — агитация будет с оговоркой: только не соглашайтесь на КАЗ. В. ПРОХОРОВ, командир ССО «Тракторостроитель» («Тракторостроитель», 31 августа 1982).
«Коллективное творчество Задача перед коллективом моторного цеха № 1 стояла сложная: изготовить стенд для сборки шлифовальных кругов и станок для их правки. Обратились за помощью в ремонтно-механический цех. Нам пошли навстречу. На участке старшего мастера В.В. Белыгина изготовили корпусные детали станка. Затем показали свое искусство, умельцы смены мастера А.Д. Логинова. Они старательно обработали детали. А сборку станка завершила бригада слесарей В.В. Епифанова. Вскоре таким же путем был смонтирован и второй станок модели С-302. В настоящее время эти станки установлены рядом с лабораторией ТВЧ. Предстоит завершить строительно-монтажные работы: оборудовать помещение, подвести вентиляцию, смонтировать ручные кран-балки. Какова цель столь трудоемких работ? В первую очередь, увеличится служба шлифовальных станков. А это «потянет» за собой следующую цепочку: экономию, высвобождение рабочих мест. Внедрение автомата для контроля и сортировки ребристых цилиндров двигателя также приведет к значительному сокращению занятости рабочих. Автомат сегодня экспонируется на ВДНХ. Успешно прошла его апробация. Дело теперь за внедрением автомата в производство. Это позволит сэкономить 200 тысяч рублей. В повестке дня — так-же изготовление и внедрение станка для сверления и нарезки резьбы, модернизация станка С-7 в автоматической линии. Все эти технические вопросы решаются сообща с другими рабочими коллективами. В. КОРКИН, технолог цеха» («Тракторостроитель», 10 сентября 1982).
«Проблемы качества Тракторосборочный цех — главный пункт, куда сходятся нити производства. Здесь получает завершение труд литейщиков и прессовщиков, рабочих моторных цехов, всего завода. Вместе с тем наш цех вроде чуткого барометра: если мы стоим, значит вовремя не поставлены детали, значит где-то произошла заминка. Вот как было в августе. За целый месяц в нашем отделе поднакопилось свыше 80 разрешений на сборку тракторов в недокомплекте. Одна смена слесарей-сборщиков оказалась без рулевых тяг и инструментальных ящиков. Рабочие других смен тоже разводили руками: нечего делать, нет деталей. Доукомплектовку производили в пожарном порядке
на складе № 60. Естественно, все делалось второпях, без присущей нашим рабочим основательности. И это сказалось на качестве. Например, зачастую потребитель недоволен покраской тракторов. По технологии поверхность корпуса нужно грунтовать, а затем в два слоя наносить краску. Мы же успеваем нанести только один слой. А это не обеспечивает технические условия на приемку трактора. Почему так получается? Опять же, задерживается поставка деталей. А когда они поступят с пылу, с жару, тут не успевают поворачиваться рабочие, производящие покраску. И приходится им наносить только один слой. Конечно, трактор выглядит нарядно. Но пройдет немного времени, и с него слетит вся «позолота». Некачественная работа проявит себя самым худшим образом. Все это так. Это вопросы, так сказать, внешнего свойства. Тут можно сказать: «ага, соседи подвели, не поставили детали». Но есть у нас и проблемы внутреннего порядка. Возьмем участок № 2, где старшим мастером М.Н. Косачев. Здесь производится крепление полурамы с соединительным корпусом и с кожухом маховика. При этой операции необходимо закрепить 19 болтов. Таких сборок за смену нужно подготовить 70 штук. Представьте, сколько энергии требует от слесаря такая работа. И как важно, чтобы у него в руках был надежный инструмент. Болты закрепляются электро- или пневмогайковертами. Секунда дела — и гайка закручена. Казалось бы, сработано на века. Прочность крепления проверяет контролер ОТК. Он берет ключ и убеждается — гайка держится на честном слове. Крепление возвращается назад. В срочном порядке мастер ставит двоих рабочих и они вручную закрепляют гайки. Вывод: инструмент ненадежен. Согласно техническим данным гайковерт должен обеспечивать соответствующее усилие. Однако на практике такого обеспечения не получается. Ведь выполняя ту или иную операцию, мы всегда думаем о потребителе. Делаем все от нас зависящее, чтобы на агрегат было любо-дорого смотреть. И когда детали поступают вовремя, работа в нашем цехе можно сказать «кипит». Слесари-сборщики А. Вавилев, Н. Бурмистров, М. Сипов и другие перевыполняют норму и вместо 70 креплений, готовят 100 — 110. Таков темп их работы. Быстрый и в то же время гарантирующий качество. В. БАРАНОВ, старший мастер ОТК» («Тракторостроитель», 17 сентября 1982).
«Чтобы соответствовать требованиям времени На нашем заводе ведется строительство нового механосборочного корпуса. Этот объект отнесен к образцово-показательному строительству, ибо здесь применяются новая строительная технология, современные конструкции, некоторые новые материалы, другими словами, корпус должен соответствовать времени. С технической стороны так оно и будет. А вот с организационной? К сожалению, приходится констатировать тот факт, что организация на образцовой стройке далеко не образцовая. В будущем году должна быть пущена в эксплуатацию первая очередь корпуса, включающая в себя 28 объектов, особо важными из которых являются новая подстанция, котельная на 200 Гкал, компрессорная на 1500 кубометров воздуха в минуту, система фекальной канализации, водопроводных и инженерных коммуникаций, 22 тысячи и квадратных метров площадей основного корпуса, блок цехов и три административных блока. Для сдачи первой очереди в эксплуатацию в 1982 году необходимо освоить на строительно-монтажных работах 4,6 миллиона рублей. Однако осталось меньше квартала до конца года, а оптимистических прогнозов делать не приходится. Несмотря на то, что генеральный подрядчик — УНР-8 треста «Владпромстрой» — обеспечен проектно-сметной документацией на план, реализация заданий идет с большим опозданием. Причин тому несколько. Но основные следует назвать. На объекте низка исполнительская, трудовая и производственная дисциплина. И дело тут в том, что на стройке крайне недостаточно квалифицированных рабочих и очень плохо налажено снабжение сборными железобетонными и металлоконструкциями, стройматериалами и, особенно, товарным бетоном, транспортными средствами и механизмами. Но кроме этих причин существует и такая. Генподрядчик — УНР-8 — свои обязанности выполняет слабо и не руководит действиями своих субподрядных организаций, забывая, что одним из основных условий успешной работы является своевременная сдача строительной готовности. Работники же УНР-8 не готовят и не сдают строительную часть под специальные работы в те сроки, чти предусмотрены графиком. Не лучшее положение и у субподрядчиков. ССМУ-5 не выполнило работы по обеспечению объекта сбором фекальных вод и технической водой. Руководству этой организации есть еще время выполнить эти работы до конца года. Нужно только пересмотреть свое отношение к делу и мобилизовать коллектив на решение этой очень важной для стройки задачи. Сейчас на основном корпусе смонтирован каркас, ведутся кровельные работы, заполнение оконных проемов, прокладка коммуникаций, монтаж инженерной вставки. Для обеспечения нормальной работы на объекте, сейчас, в зимний период, строителям следует выполнить необходимое по сооружению теплосети, смонтировать три трансформаторные подстанции со сдачей в эксплуатацию хотя бы одной из них, проложить кабель по временной схеме. Тогда в корпусе можно создать условия для нормальной работы и укладки монолитного бетона и выполнения других «мокрых» процессов, то-есть процессов с использованием воды. М. МИХАЙЛОВА, член рабкоровского поста на строительстве механосборочного корпуса» («Тракторостроитель», 26 октября 1982).
«МНОГО ТЕРЯЕМ, МАЛО НАХОДИМ Работа объединения за 9 месяцев этого года характеризуется следующими показателями. План по нормативной чистой продукции (НЧП) — 41,05 млн. рублей. Фактически он выполнен на 42,05 млн. рублей или на 100.9 процента. За этот период реализовано изделий на сумму 102,9 млн. рубля или на 101,9 процента к плану. Однако с учетом выполнения обязательств по поставкам продукции план реализации выполнен лишь на 98,78 процента. Тракторов произведено 20234 штуки, что на уровне плана. Не выполнено задание по выпуску двигателей — 98,9 процента. Запасных частей к тракторам и двигателям изготовлено на 14,79 млн. рублей (102,8 процента к плану). План по кооперированным поставкам выполнен на 116,1 процента. Товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода выпущено на 1,63 млн. рублей, что составило 96,5 процента к плану. Выполнен план производства чугунного литья на 100,7 процента, стального литья — 100,9 процента, алюминиевого литья — 105,5 процента, горячих штамповок — 101,9 процента. Удельный вес продукции высшей категории качества составляет 69,5 процента в общем объеме производства. На экспорт поставлено 10712 тракторов, или 40,8 процента их общего выпуска. Задание по производительности труда выполнено на 101,6 процента. Среднемесячная заработная плата с учетом выплат из ФМП составила 191 рубль — 101,5 процента к плану. Темп роста объема производства продукции к соответствующему периоду прошлого года составил 100,9 процента, производительности труда — 102,6. Задание по новой технике и оргтехплану не выполнено: план по экономии от внедренных мероприятий 2,28 млн. рублей, выполнено 1,91 млн. рублей. 21 подразделение объединения не справились с установленным заданием.
За 9 месяцев получено прибыли 20,07 млн. рублей при плане 18,63 млн. рублей. Общая рентабельность составила 105,3 процента к плану. Подано 1338 рационализаторских предложения, из них 867 внедрены в производство с экономическим эффектом 733 тыс. рублей. В то же время задание по экономии от рационализаторских предложении выполнено лишь на 81.4 процента. В работе объединения имелись серьезные недостатки, срыв. Не выполнен план по объему производства, по основной номенклатуре, производительности труда в третьем квартале. Допущен значительный перерасход по фонду заработной платы и по затратам на производство (себестоимости). Неудовлетворительная работа объединения в III квартале привела к тому, что потребителям недопоставлено продукции почти на 2 млн. рублей. Не выполнен план производства трактора Т-25А (с кабиной) — 96,4 процента, недодано 476 штук. Объединение работает неритмично: выпуск продукции в I декаде составил 16,93 процента, II — 28-,97, III — 54,1 процента. Широко используются сверхурочные работы и работы в выходные дни, за которые только в третьем квартале выплачено из фонда заработной платы 152 тыс. рублей. Серьезные недостатки имеются в работе по качеству продукции. За 9 месяцев допустили перерасход фонда заработной платы 10 подразделений, в том числе: моторный № 1 — 109,2 тыс. рублей, моторный №2 — 59,7 тыс. рублей, моторный № 3 — 30,0 тыс. рублей, тракторосборочный — 50,8 тыс. рублей, моторосборочный — 24,8 тыс. рублей. Из месяца в месяц допускаются большие непроизводительные потери. За 9 месяцев допустили перерасход себестоимости: цех шестерен — 46,4 тыс. рублей, моторный № 1 — 88,7 тыс. рублей, тракторосборочный — 74,4 тыс. рублей, Колокшанский агрегатный завод — 36,3 тыс. рублей, моторосборочный — 6,9 тыс. рублей. 19 подразделений допустили перерасход по транспорту. В. ИГНАТЬЕВ, заместитель начальника планово-экономического отдела» («Тракторостроитель», 29 октября 1982).
«На приз Круцкого В пятнадцатый раз на заводе проводятся традиционные соревнования по волейболу на приз Александра Круцкого. В этом году в положение этих соревнований внесены некоторые коррективы. Теперь встречи с гостями будет проводить не сборная команда, а цеховая или отдельческая, ставшая победительницей на заводе. Итак, недавно завершились игры среди волейболистов нашего предприятия. Первое место среди мужчин завоевали спортсмены моторного цеха № 1, на втором — ГСКБ и на третьем — ОКС. Среди женщин первенство одержали волейболистки ГСКБ, а второй стала команда ООПиУ. С 15 по 21 ноября во Дворце спорта начнется второй этап розыгрыша почетного приза. Волейболистам моторного цеха № 1 предстоит провести встречи с двумя ковровскими командами, ярославским спортивным клубом «Волжанин», с шуйским «Буревестником», с воинами Владимирского гарнизона. М. АНТОШИН» («Тракторостроитель», 2 ноября 1982).
«А ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ПЕРСОНАЛЬНАЯ Тридцать дней по вине тракторного цеха сборочный конвейер не получил комплектующих деталей. Неудовлетворительно работал цех шестерен. В течение четырех дней сдерживал конвейер этот коллектив, который не сумел в достаточном количестве обеспечить сборщиков валами. Дефицит по оси регулярно создавали на конвейере моторостроители. И все это привело к тому, что план по некоторым технико-экономическим показателям остался невыполненным. Коллектив предприятия недодал 40 тракторов с кабиной в октябре и 482 машины — с начала года. Невыполнено задание по экспортным поставкам: наш долг составляет 150 тракторов. А в целом битва за выполнение задания по производству тракторов завершилась тем, что полностью была «съедена» незавершенка и на первое ноября завод остался на нулевых позициях. Не выполнено задание по выпуску двигателей. Недодано потребителям более тысячи моторов Д-144. Свою «лепту» в неритмичную работу конвейера внесли коллективы Колокшанского агрегатного завода и моторного цеха № 2. Особенно тревожное положение создалось на заводе с выпуском запасных частей. Почти на 500 тысяч рублей составило у нас отставание по выпуску этих изделий. Его «авторами» являются: моторный цех № 3, не выполнивший номенклатурный план по головке, две позиции недодал первый моторный, одиннадцать позиций — КАЗ, шесть позиций — тракторный. Не лучшее положение на заводе с производством товаров народного потребления и хозяйственного обихода. Достаточно сказать, что с начала года в основном по вине отдела внешней комплектации и кузнечного цеха тракторостроители не доставили в торговую сеть продукции на 98 тысяч рублей. Конечно, каждый конкретный случай требует тщательного анализа. Но как бы там ни было, главная причина необязательности, разрыва между словом и делом — в снижении ответственности и требовательности к кадрам и недостаточно четкой организации исполнения намеченных планов, принятых обязательств. В арсенале администрации есть немало средств, чтобы поднять ответственность каждого человека за порученное ему дело. В данном случае руководители моторного цеха № 2 тов. Куприянов и цеха шестерен тов. Колтуков получили строгое взыскание» («Тракторостроитель», 12 ноября 1982).
«Страна скорбит На стыке смен сотни владимирских тракторостроителей собрались в тракторосборочном корпусе. Собрала их скорбь, весть о большой всенародной утрате — кончине Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Ильича Брежнева. Траурный митинг открыл секретарь парткома В.Я. Красильщиков. Он предоставил слово первому секретарю обкома партии М.А. Пономареву. — Трудно передать словами то чувство тяжелой горечи, боль утраты, которые испытывают все трудящиеся нашей страны, в том числе и труженики авангарда промышленности областного центра — тракторного завода. Тов. Пономарев говорил, что будучи членом Центрального Комитета партии, неоднократно встречался с Леонидом Ильичом в самых различных обстоятельствах и знал его не только как хорошего организатора, требовательного руководителя, но и как душевного человека, восстановившего ленинские нормы партийной жизни, бережно относившегося к кадрам. — Велика наша утрата и наша скорбь. Но партия надеется, что в эти трудные дни все мы еще теснее сплотимся вокруг ленинской партии и ее Центрального Комитета, проявим еще больше четкости и организованности в работе, чтобы успешно претворить в жизнь разработанную под руководством Леонида Ильича программу коммунистического строительства. Тов. Пономарев зачитал текст Обращения Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР к Коммунистической партии, к советскому народу. Собравшиеся минутой молчания почтили память Леонида Ильича Брежнева. Слово взял генеральный директор объединения, депутат Верховного Совета СССР А.В. Гришин. Он отметил, что жизнь Леонида Ильича тесно связана со всей историей нашего государства. Леонид Ильич всегда был вместе с народом на самых ответственных участках, всего себя отдавал заботе о повышении благосостояния советских людей, экономического и политического могущества нашего государства. Бригадир слесарей цеха шестерен М.Н. Пучков в своем выступлении обратил внимание на то, что участник Великой Отечественной войны Леонид Ильич Брежнев всю неутомимую энергию, весь свои большой авторитет выдающегося политического деятеля современности посвятил борьбе за мир, за разоружение. — На Обращение ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР владимирские тракторостроители ответят самоотверженным трудом по претворению в жизнь решений XXVI съезда партии, заданий второго года пятилетки и социалистических обязательств, принятых в честь 60-летня образования СССР. Начальник конструкторского бюро Ю.К. Голованов говорил о том, что труды Леонида Ильича Брежнева служат неоценимым вкладом в формирование коммунистического мировоззрения, верности идеалам марксизма-ленинизма, непримиримости к врагам нашего строя. В заключение участники митинга от имени всего многотысячного коллектива тракторостроителей приняли письмо в адрес Центрального Комитета КПСС. В нем говорится, что все рабочие и служащие объединения выражают глубокую скорбь по поводу тяжелой утраты, одобряют курс внутренней и внешней политики нашей партии, разработанный при непосредственном участии Л.И. Брежнева, готовы самоотверженным трудом ответить на обращение партии и правительства. Они еще теснее сплотятся вокруг ленинской партии, ее Центрального Комитета, Политбюро, безусловно выполнят все, намеченное XXVI съездом».
В ноябре 1982 г. открылся заводской клуб туристов «Меридиан» в подвальном помещении общежития на ул. Горького 89.
«Долго ждала этого дня Клавдия Яковлевна Ершова — ветеран заводского туризма. И, конечно, вместе с ней десятки и десятки рабочих, инженеров и служащих ВТЗ, болеющих неизлечимой болезнью — романтикой дальних дорог, бурных порогов, белой лыжни и обязательно бодрящего и согревающего бивуачного костра. Третьего ноября у заводских туристов был большой праздник — гостеприимно распахнул двери клуб «Меридиан». Сотни километров оставили за спиной наши туристы, сложнейшие маршруты покорились упорствy и силе энтузиастов, но не было у них единой точки отсчета, постоянного места, где можно и теоретически и практически подготовиться к маршруту, куда можно было бы вернуться после похода и поделиться впечатлениями, опытом. Теперь такое место есть. В одном из помещений восемьдесят девятого дома по ул. М. Горького сами же туристы оборудовали несколько комнат и под хранение спортивного инвентаря, и под мастерскую для его ремонта и изготовления, и даже довольно большую комнату для общих собраний, просмотров кинофильмов и слайдов. Нашлись помещения и для шахматистов и шашистов, поэтому на открытии клуба были и любители этих старинных игр. Поздравить членов клуба пришли Лидия Васильевна Куликова, двадцатикратная чемпионка области, участница первенства РСФСР и СССР по шахматам, и Александр Иванович Ушаков, почетный кандидат в мастера спорта по шашкам. Участники строительства клуба в этот день получили много памятных подарков, все попробовали и хвалили огромный торт, врученный комитетом ВЛКСМ завода» («Тракторостроитель», 16 ноября 1982).
Улица Горького, д. 89.
16 ноября 1982 г. Генеральным секретарем КПСС избран Андропов Юрий Владимирович.
Изготовлен 150 сильный двигатель Д-180 для Липецкого трактора ЛТЗ-145.
Двигатель Д-180
Строится новое здание ГПТУ № 7 на проспекте Строителей.
«ГДЕ ЖЕ НИТОЧКА ОБОРВЕТСЯ Практически приостановлено производство тракторов Т-28 на Ташкентском тракторном заводе. И произошло это по вине владимирцев. В цехе шестерен с 1956 года работает автоматическая линия по обработке корпуса трансмиссии к трактору Т-28. За двадцать шесть лет эксплуатации на линии не было сделано ни одного мало-мальски серьезного ремонта. Латание дырок в выходные дни и ремонт, так сказать, на ходу, — вот и все «лечение». Такое использование оборудования привело к тому, что на линии нет ни одного станка, на который можно было бы надеяться. Оборудование изношено настолько, что поломка, авария, какая-нибудь неисправность просто неизбежны. Только никогда никто не знает, где ниточка оборвется. Ежесменно простаивает автоматическая линия по обработке корпуса трансмиссии в среднем по четыре часа. Частенько случается так, что исправление дефектов затягивается из-за отсутствия обслуживающего персонала. Действительно, на две смены - один электрик, а положено по штату — пять. Слесарей-ремонтников должно быть по два на каждую смену, а в наличии лишь четыре слесаря на два участка. Где уж заниматься серьезным ремонтом, только бреши успевай заделывать. При таком изношенном оборудовании ни о количестве, ни о качестве изготовляемой продукции не может быть и речи. В августе участок выдал 1570 штук корпусов, в сентябре — 2500 штук, в октябре — 1820 при месячной норме 2400. Автоматическая линия действует на износ, необходимо или менять все оборудование, или переходить на пооперационную обработку. Но машины машинами, а ведь самое главное — люди. Бригада, обслуживающая автоматическую линию, работает добросовестно. Каждый из четырнадцати
человек имеет по нескольку смежных специальностей, то есть в бригаде полная взаимозаменяемость. Было даже так, что половина состава справлялась с нормой. Конечно, это очень трудно, но при нормально работающем оборудовании и при отличном знании всех операций вполне возможно. Еще нужно учесть и то, что половина рабочих во главе с бригадиром Николаем Андреевичем Вавиловым проработала на линии по двадцать и более лет, а остальные тоже немало — в основном по восемь — десять лет. И ушли бы от станков-развалюх, но настолько уже притерлись, в самом хорошем смысле этого слова, друг к другу, что не хочется ломать коллектив, в котором отдано столько лет. За годы работы бригада Н.А. Вавилова сплотилась в единое целое, да иначе на линии и нельзя, тем более, что работает коллектив на единый наряд. А в таких условиях для успешного труда необходим, если уместен такой термин, ансамбль. Так вот, ансамбль есть, но есть и опасения, что он может распасться из-за отвратительного состояния самой автоматической линии, а этого очень не хотелось бы ни самим рабочим, ни администрации. М. КИСЕЛЕВ, сменный мастер участка трансмиссии цеха шестерен» («Тракторостроитель», 19 ноября 1982).
«Быть хозяином на производстве Иногда хозяйственные руководители объясняют недостатки в работе неполным обеспечением производства материальными ресурсами и в тоже время не принимают мер к их экономному расходованию, сохранности социалистической собственности, создают излишние запасы. В том, что подобное положение встречается и на нашем предприятии, убедились недавно в ходе своего рейда «прожектористы» и дозорные. Внимательно осмотрели они производственные площади моторосборочного цеха, его прицеховые площадки и обнаружили, что бережному отношению к народному добру здесь не научились. Всюду на полу разбросан крепеж, в емкостях с мусором нередко «проживают» годные детали и узлы, зачастую из числа тех, которые на сборке в дефиците. На прицеховых площадках в хаотическом состоянии прямо на земле складированы двигатели. Хотя слово «складировать» здесь вряд ли уместно. Часть из них разукомплектована, часть успела проржаветь, потерять свой товарный вид. Уровень культуры производства в цехе низок, не случайно дважды подряд сатирический приз «Тотоша» вручался именно этому коллективу. Принижена в цехе ответственность исполнителей, не налажен строгий учет комплектующих, не принимаются меры к их сохранности. Безусловно, претензий начальника цеха в адрес руководства завода, не решающего вопрос о строительстве складских прицеховых помещений, имеют под собой почву. Склады очень нужны. Правда и то, что вину создания вокруг цеха свалки двигателей со сборщиками должны поделить и многие их поставщики. Но разве означает это, что, если трудно, то делать ничего не надо, что это дает право на бесхозяйственное отношение к социалистической собственности?! А вот другой пример. На протяжении нескольких лет подряд «всплывает» вопрос о сохранности резиновых колес. Комитет народного контроля, принимающий активное участие в его решении, помог в свое время «пробить» участок восстановления колес. Но мера эта была вынужденной ведь если бы колеса хранились бы так, как положено, участок бы не понадобился. Сейчас колесная эпопея напомнила о себе снова. Участники рейда встретили пирамиды из колес, «украшающие» плоский ландшафт заводской территории. По техническим условиям эти изделия с должны храниться, дабы не подвергаться порче, в вертикальном положении, в закрытых помещениях, но содержатся они так, как запечатлел их наш фотообъектив, друг на друге, неустойчивой лестницей под открытым небом, в лужах. Надо ли говорить, что колеса при таком хранении приходят в негодность. Нередки случаи их разукомплектации. Убытки, что называется, на лицо. Склады, под хранение резины не в состоянии вместить даже половины нормативного запаса. Для хранения «неуместившихся» колес никакие укрытия пока не придуманы. Но работники ОВКК в таких условиях «постарались помочь» цеху № 69, создав еще и сверхнормативный запас резины. Теперь и часть нормативного запаса, и тысяча сверхнормативных колес свалены под открытым небом. По результатам рейда из комитет народного контроля объявил начальнику цеха сборки моторов тов. Ситникову и заместителю начальника ОВКК тов. Воронину выговоры, и. о. начальника цеха № 69 тов. Пуганову поставлено на вид. Всем им предложено навести порядок и доложить о принятых мерах в комитет народного контроля. В. НИКИТИН, член комитета народного контроля, командир заводского штаба «КП» («Тракторостроитель», 23 ноября 1982).
«На финишной прямой Вот и еще за один месяц отчитались тракторостроители. Немало сил и энергии пришлось приложить в запланированную программу. Неритмичная поставка комплектующих деталей постоянно сбивала темп сборочных конвейеров. И только благодаря четко организованной работе многих производственных подразделений план по основным технико-экономическим показателям был выполнен. Казалось бы, трудовой накал последних дней ноября должен был сохраниться и в дальнейшем для выполнения декабрьского плана, тем более, что он увеличен по сравнению с предыдущим на 10 процентов. К сожалению, ничего подобного не произошло. Итоги работы за первые три дня декабря не только не радуют, а просто настораживают. Да это и понятно. За это время только тракторосборочный цех отстал по закладке на 48 тракторов, на 66 — по сборке и на 59 машин с кабинами. С первых же дней работы в последнем месяце нынешнего года тракторостроители задолжали кооперированных поставок на 25 тысяч рублей, тем самым поставив в затруднительное положение коллективы Харьковского и Ташкентского тракторных заводов. Бездействовал в начале декабря и цех товаров народного потребления. Его простои обошлись заводу в 15600 рублей. И, конечно, особый разговор о производстве запасных частей. Это единственный показатель, который мы не выполнили в прошлом месяце. Завод не сумел отчитаться по 13 позициям и недодал деталей на 200 тысяч рублей. Многие производственные подразделения понимают всю ответственность создавшегося положения и принимают все силы к тому, чтобы полностью обеспечить сельскохозяйственную технику запасными частями. Сейчас из 578 позиций 92 уже закрыты. Однако такие коллективы, как первый моторный, моторосборочный, Колокшанский агрегатный завод, третий моторный еще не приступали к выполнению плана по производству запасных частей. Вся эта неудовлетворительная работа в первые дни декабря говорит о том, что в некоторых цехах имели место неоправданные раскачки, в результате чего и стало лихорадить сборочные конвейеры. Так, например, виновником отставания плана по сборке кабин стал коллектив литейного цеха № 1.. «Лепту» в простои внесли также автоматный цех, третий моторный. А вот моторосборочный, как говорится, сам себе вставлял палки в колеса своей неорганизованностью, Не было дня, чтобы не выходили здесь из строя гайковерты и не останавливался бы конвейер. Позволительно спросить у руководителей названных цехов, специалистов — непосредственных организаторов производства: кто дал право на подобную расхлябанность. Или здесь уже привыкли к тому, что неритмичность и простои оборудования, затяжные поначалу, сменяются авралами на финише. Этого допустить сейчас, в конце года, накануне празднования 60-летия образования СССР, просто невозможно. Тракторостроители должны прийти в третий год одиннадцатой пятилетки с хорошим багажом. *** На малогабаритные тракторы, готовящиеся к выпуску в Кутаиси, предназначен наш двигатель «Старт-12». Ведущим конструктором этого мотора является Н. Зуев. Им разработаны основные компоновки. «Старт-12» успешно проходит ведомственные испытания» («Тракторостроитель», 10 декабря 1982).
Зуев Николай Иванович
«Честь завода Главный конвейер Ташкентского тракторного завода является одним из ответственнейших подразделений. Здесь проводится сборка тракторов Т-28Х4М, и от нашего коллектива во многом зависит итог труда всех заводчан. Во многом, но не во всем. Необходимым условием высокого качества сборки является добротность комплектующих деталей и механизмов. Для того, чтобы добиться этого условия, на предприятии проведено немало мероприятий, которые повлекли заметные перемены в производстве сельскохозяйственных машин. Во многих цехах внедрены новое оборудование и оснастка, ведется большая работа по повышению квалификации специалистов. Действующая на заводе система комплексного управления качеством заставила подтянуться каждого исполнителя, независимо от ранга и сферы деятельности. Мощным рычагом роста эффективности производства явилось внедрение бригадной формы организации и оплаты труда. Коллектив главного конвейера стабилизировался, за сравнительно короткое время повысилась квалификация каждого производственника, казалось бы, успех должен превзойти все ожидания. Однако этого не случилось. Срыв сроков поставки комплектующих заводами-смежниками стал системой. Есть в том вина и Владимирского тракторного, задерживающего поставку двигателей. Несколько слов о качестве продукции владимирцев. На каждом двигателе рядом с эмблемой ВТЗ стоит почетный пятиугольник. Но... Вероятно, владимирские тракторостроители знают о недостатках отправляемых нам механизмов. Все-таки напомню, какие дефекты наши сборщики знают наперечет. Течь двигателя через прокладку поддона выявляется, к сожалению, только в процессе обкатки трактора. Из-за недобросовестной пайки возникает течь в топливных трубах. Некачественный крепеж двигателя стал системой, и в цехе вынуждены работу эту записывать в операцию сборщикам. Течь топливных насосов и фильтров является массовым браком, как и течь через сальники коренных подшипников. Думаю, как и ташкентские, так и владимирские тракторостроители знают, что такое рабочая честь, честь завода. Ю. ПАНОВ, секретарь партбюро цеха *** Дружба наша с коллективом тракторного завода началась с того дня, когда нам было передано производство «Владимирца». Чтобы помочь его быстрее освоить, нам прислали не только комплектующие детали, но и главное — квалифицированных специалистов. С тех пор прошло много времени. Теперь бывший «Владимирец» называется — Т-28Х4М, и выпускаем мы его в сутки около ста штук. Наши трактора обеспечивают посев, обработку и сбор «белого золота» во всех хлопкосеющих республиках страны. И здесь немалая заслуга смежников, потому что они по-прежнему обеспечивают нас корпусами трансмиссий, крупногабаритным литьем (корпусом, муфтой сцепления, рулевой колонкой), двигателями и многими другими комплектующими изделиями. Первые годы владимирцы были самыми прилежными поставщиками Ташкентскому тракторному заводу. Сейчас положение в корне изменилось. По их вине конвейер, выпускающий Т-28Х4М, очень часто простаивает. Так, в прошлом году ВТЗ не выполнил плана по поставке корпусов трансмиссий. Это отрицательно сказалось на работе нашего завода: предприятие не выполнило задание по поставке корпусов трансмиссий в запасные части. Не полностью выполняется Владимирским тракторным заводом приказ министерства по пакетированной поставке крупногабаритного литья, из-за чего наш завод ежемесячно вынужден выбрасывать в брак битые в процессе погрузки и выгрузки около 100 картеров и столько же рулевых колонок. Особенно тяжелое положение в настоящее время с двигателями. Из-за неритмичной их поставки мы вынуждены работать по субботам и воскресеньям. Это влечет за собой огромные непроизводительные расходы. Если владимирские тракторостроители будут вовремя присылать нам двигатели и корпуса трансмиссии, мы приложим все силы для того, чтобы хлопкоробы своевременно убирали плоды своего нелегкого труда. Как и все советские люди, мы трудовыми успехами отмечаем 60-летие образования СССР. Они во многом зависят от вас, наши дорогие владимирские друзья. А. ИЛЬИН, начальник отдела внешней комплектации Конвейер ждет На конвейере сборки тракторов, которой мы занимаемся, первоначальная операция — установка двигателей. За ней следуют все остальные. Если все комплектующие изделия на месте, за сутки мы собираем Т-28Х4М 96 штук, а то и больше. Наши операции зависят от поставки двигателей с владимирского завода. Если их нет, распускают всю смену. Потом с большим трудом собирают людей в нерабочие субботы и в выходные дни. Но от этого уже нет полной отдачи, потому что рабочих рук не хватает. Иногда двигатели с вашего завода поступают к нам в избытке, но часть из них оказывается ненужной. Это касается двигателей с пневмотормозом, на них план намного меньше. Словом, перебои с двигателями отражаются не только на работе цеха № 19, но и на выполнении плана всего завода. Поэтому у нас большая просьба: ритмично поставлять детали, чтобы ташкентские тракторостроители могли в срок обеспечивать техникой сельских тружеников. А. МИНГАФАРОВ, бригадир цеха № 19» («Тракторостроитель», 17 декабря 1982).
Депутат Городского совета с 1959 г. по 1982 г. Керская Елена Павловна – конструктор ЦКБ.
«Уже пять лет руководит конструкторским бюро перспективных двигателей ГСКБ Борис Васильевич Ильин, опытный, знающий инженер. Бюро работает над двигателями, за которыми будущее, что накладывает особую ответственность. Ведь моторы эти должны быть и мощнее и экономичнее и еще соответствовать ряду условий, как например, Д-145Т — форсированный двигатель для районов Средней Азии, опытные образцы которого успешно проходят испытания на экспериментальных тракторах» («Тракторостроитель», 28 декабря 1982).
Б. Ильин
Всего за 1982 г. на ВТЗ выпущено: 35200 тракторов и 175573 двигателей.