Главная
Регистрация
Вход
Четверг
17.01.2019
14:16
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 569

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [998]
Суздаль [321]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [340]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [7]
Собинка [54]
Юрьев [127]
Судогда [50]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [108]
Вязники [214]
Камешково [57]
Ковров [283]
Гороховец [81]
Александров [166]
Переславль [96]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [43]
Шуя [87]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [17]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [32]
Писатели и поэты [11]
Промышленность [63]
Учебные заведения [28]
Владимирская губерния [26]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [23]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 36
Гостей: 36
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Камешково

Село Чистуха Камешковского района

Село Чистуха

Чистуха — село в Камешковском районе Владимирской области России, входит в состав Входит в состав Второвского муниципального образования.
Село расположено в 10 км на запад от центра поселения села Второво и в 29 км на юго-запад от райцентра Камешково.

Пустошь "Чистиха" упоминается в жалованной грамоте великого князя Иоанна III Васильевича Суздальскому Спасо-Ефимиеву монастырю 1479 г. Этой грамотой великий князь разрешил монастырю перезывать и селить людей в Чистиху и освобождал этих поселенцев от дани и пошлин на 10 лет. Впоследствии Чистуха значится в вотчине князей Вяземских.

Род Вяземских

Родоначальник владимирской ветви рода Вяземских князь Семен Вяземский жил в трагическую пору окончания династии Рюриковичей на троне и Великой Смуты. Эти события самым непосредственным обратом повлияли на драматическую судьбу князя С.Ю. Вяземского. Начал службу он еще при царе Федоре Иоанновиче, в 1588/1589 г. был выборным дворянином по Костроме с поместным окладом 500 четвертей. В 1592/1593 г. по государеву указу князь Семен Юрьевич был послан собирать детей боярских на Кострому.
В 1601 г. уже при Борисе Годунове Семен Вяземский находился в Козьмодемьянске «на правеже». К 1604 г. его денежный оклад составлял 20 рублей. Конец царствования Годунова князь встретил воеводою в Епифани. Первый Лжедимитрий назначил его на воеводство в Ряжск. При Лжедимитрии II — «Тушинском воре» князь Вяземский служил также воеводой, приняв сторону этого самозванца. В январе 1609 г. отряд тушинцев под командованием князя Семена Юрьевича сделал попытку захватить Нижний Новгород. Но нижегородцы разбили атакующих, а князя Вяземского взяли в плен. Его повесили предали позорной казни, которая обычно к Рюриковичам не применялась. Одна из хроник того времени так живописует этот эпизод братоубийственной, во многом, войны: «Собрались многие понизовые люди: мордва и черемиса, и пришли под Нижний Новгород, и город Нижний осадили. Из Тушина пришли под Нижний литовские люди. Воевода у них был князь Семен Вяземский. Нижегородцы же, видя такое утеснение городу, и прося у Бога милости, пошли на вылазку. И тех литовских людей и русских воров перебили многих, и воеводу у них князя Семена взяли и в Нижнем повесили без государева ведома».
Можно констатировать, что Вяземский оказался жертвой присяги царю «Дмитрию Ивановичу», примерно, как и погибший в том же году владимирский воевода Михаил Вельяминов. Разобраться в годы Смуты, кто истинный государь - некто, утверждавший, что он сын Иоанна Грозного, или князь Василий Шуйский — из младшей, не царствовавшей ветви Рюриковичей, к которой принадлежал и Вяземский, было трудно. Отец будущего царя Михаила Романова, кстати, активно сотрудничал с самозванцами. Именно Лжедимитрием I он в 1605 г. был возвращен из ссылки и возведен в сан митрополита Ростовского. Неудивительно, что сын погибшею от рук нижегородцев С.Ю. Вяземского князь Никита позже верой и правдой служил Романовым, которых, по иронии судьбы, те же нижегородцы с Козьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским во многом и посадили на престол. Кстати, был в чести у царя Михаила, например, суздальский воевода Лжедимитрия II Федор Плещеев, разоривший в том же 1609 г. слободу Холуй и село Кляземский Городок.
Князь Никита Семенович Вяземский при дворе царя Алексея Михайловича в 1649-1651 гг. воеводствовал в городе Епифани. За свою верную службу князь Никита Вяземский еще первым царем из династии Романовых Михаилом Федоровичем был пожалован поместьем — сельцом Старая Чистуха Владимирского уезда в 25-ти верстах к северо-востоку от Владимира, что ныне село Чистуха Камешковского района. Так Вяземские впервые «прописались» на Владимирской земле. Причем на два с лишним столетия.


Герб рода князей Вяземских

От князя Никиты сельцо Чистуху унаследовали три его сына — Иван, Матвей и Василий Никитичи Вяземские. Тогда владельцем половины сельца стал князь Иван, а второй завладели братья князья Матвей и Василий. В 1645 г. владимирские владения Вяземских описывались следующим образом: «...в сельце на опчей земле часовня деревянная клетцки, а в ней чудотворный образ святой великомученицы Парасковеи, нарицаемые Пятницы, строение помещиково, в сельце два двора помещичьих, 10 дворов крестьянских и бобыльских». То есть в Чистухе имелись две усадьбы Вяземских и построенная ими же Пятницкая часовня. Потомство от старшего и младшего братьев неизвестно. Младший брат князь Матвей Никитич Вяземский во время русско-польской войны, начавшейся после принятия в российское подданство запорожских казаков, был убит в 1660 г. в сражении под Черниговом. Таким образом, все владимирское имение осталось младшему брату князю Василию Никитичу Вяземскому. В 1678 г. за ним в Чистухе значилось 5 крестьянских дворов, а другая часть сельца состояла за стряпчим Гавриилом Богдановичем Колупаевым.
От Василия и продолжился род. У него было два сына - Петр и Иван и две дочери Евдокии и Анна. Княжны ничем особенным себя не проявили.
Евдокия Васильевна Вяземская была замужем за дворянином Алексеем Федоровым. Оба супруга здравствовали еще в 1719 г. Ее младшая сестра Анна Васильевна Вяземская первым браком вышла за дворянина Петра Семеновича Федорова, а вторым браком к 1700 г. — за Тихона Никоновича Айгустова и жила в селе Коверино Владимирского уезда. Анна Айгустова, урожденная Вяземская, умерла в 1725 г. Из братьев старший, князь Петр Васильевич Вяземский служил стольником в начале царствования своего тезки Петра Великого.
В 1696 г. там значились дворы попа, дьячка, просвирницы, двор помещиков и 15 крестьянских дворов. У князя Петра известен один сын князь Григорий Петрович Вяземский. К 1715 г. он уже скончался. После Григория осталась только вдова княгиня Ирина Васильевна Вяземская без потомства.
Род продолжился от младшего брата князя Петра - Ивана Васильевича Вяземского. Он служил уже во время Северной войны со шведами, участвовал во многих сражениях и ко времени заключения Ништадтского мира в 1721 г. имел чин майора. В отставку князь Иван вышел подполковником. Он был жив еще в начале царствования императрицы Анны Иоанновны, когда отказал на содержание Георгиевской церкви земли 4 четверги в поле и сенных покосов 6 копен. У подполковника Ивана Вяземского известен лишь один сын Александр, от которого и пошла вся последующая ветвь этого древнего княжеского рода.
Подобно отцу и многим поколениям предков, князь Александр Иванович Вяземский избрал военную карьеру. Он служил в полевой артиллерии, знал толк в военно-инженерных науках — математике, геометрии, фортификации, владел немецким и латинским языками. Занимался князь и снабжением артиллерийских частей по провиантской части. В царствование дочери Петра I императрицы Елизаветы Петровны он участвовал в боях с Пруссией во время Семилетней войны, и ко времени вступления на престол в 1762 г. Екатерины II имел чин майора артиллерии. В отставку князь вышел артиллерии полковником. Помимо села Чистухи, князю Александру Вяземскому досталось еще одно имение во Владимирском уезде — сельцо Коверино в 40 верстах от Владимира и в 12 верстах от села Усолье на Уводи. Еще в молодости князь стал инициатором строительства в Коверине деревянной церкви в честь Воскресения Христова.
Помимо храмоздательства, князья делали богатые вклады в церкви собственных вотчин. Так, например, в 1742 г. А.И. Вяземский пожертвовал в храм села Чистухи серебряный позолоченный крест с частицами святых мощей.
К 1771 г. князь Александр Иванович Вяземский скончался, и погребен был у алтаря Георгиевской церкви села Чистуха. Его вдова княгиня Пелагея Андреевна доживала свой век в Чистухе. Кроме этого села, за ней к 1782 г. числилось село Коверино Владимирского уезда, сельцо Каменово Ковровского уезда, село Якиманское Суздальского уезда, село Приклон Маленковского уезда и часть села Картмазово Судогодского уезда. Таким обратом, владения Вяземских находились в пяти уездах Владимирской губернии, в том числе и в Ковровском (ныне село Каменово в Камешковском районе) и в соседнем с нынешним ковровским селом Милиново Картмазове на границе Ковровского и Судогодского уездов. Стоит отметить, что село Приклон княгиня Пелагея Андреевна Вяземская унаследовала от своего первого мужа гвардии подпоручика Петра Дорофеевича Языкова. О численности крепостных князей Вяземских говорят данные ревизских переписей. Так, в сельце Каменово за княгиней Пелагеей Вяземской в 1782 г. числилось 33 души мужского пола и 36 душ женского пола, а в селе Картмазово за ней же в 1762 г. значилось 27 душ мужского пола и 38 душ женского пола. Несомненно, что значительно больше крестьян Вяземским принадлежало в их родовых вотчинах селах Чистуха и Коверино.
К 1795 г. княгиня Пелагея Андреевна Вяземская уже скончалась. Будучи 1714 года рождения, она прожила в течение восьми царствований и умерла не меньше, как на восьмом десятке. Сегодня от прежней дворянской усадьбы не остаюсь и следа. Ее прежнее расположение лишь еще как-то можно угадать по немногим вековым липам, сохранившимся недалеко от церкви и сельского пруда.

Чистуха, село помещичье: расстояние от губернского (Владимирский уезд) города, верст – 23; число дворов - 56; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 203, женского пола - 208; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 204, женского пола - 199. Господствующие виды производительности: кроме хлебопашества занимаются каменной работой; ветряная мельница; кузница. 1859 год: число дворов - 56; число душ мужского пола - 196; женского пола - 202.
В конце XIX — начале XX века — крупное село в составе Михалковской волости Владимирского уезда.
В 1891 году прекратила свое существование круподерка в селе Чистуха (Михалковская волость) крестьянина Сергея Филимонова.

В годы Советской власти и вплоть до 2005 года село входило в состав Второвского сельсовета (с 1998 года — сельского округа).
Численность населения: в 1859 г. – 398 чел.; в 1897 г. – 656 чел.; в 1905 г. – 716 чел.; в 2010 г. – 4 муж. и 5 жен., всего 9 чел.


Улица в с. Чистуха

Дома в с. Чистуха

Троицкая церковь

В 202 (1694) году местным помещиком "стольником князем Петром княж-Васильевым" сыном Вяземского была построена в Чистухе деревянная церковь, которая в 1695 году была освящена во имя святого великомученика Георгия Победоносца, священником села Дорошево Дмитровского уезда о. Борисом. С того времени Старая Чистуха стала селом.
К ней были определены священник, дьячок и просвирница; помещиком отрезано в пользу причта земли по 10 четвертей в поле и сена 10 копён; в приходе тогда состояло 1 двор помещичий и 15 дворов крестьянских. Дани положено было на церковь 17 алтын 5 денег, заезда гривна.

Епископ Суздальский Гавриил посвятил в село Чистуху диакона Савву Тихонова 30 сентября 1732 г. На обороте ставленной грамоты этого диакона была сделана следующая подпись: «Божией милостию Иоаким, архиепископ Ростовский».
В 1772 г. вдова князя Александра Ивановича Вяземского в память о своем муже выстроила в своем имении селе Чистуха новую каменную церковь с шатровой колокольней взамен обветшавшего деревянного храма.
К Казанской церкви с. Палашкино была приписана Троицкая церковь с. Чистухи.

Престолов в церкви два: в холодной во имя Пресвятой Троицы, в тёплой во имя святого великомученика Георгия.
Из святых икон особенным уважением в приходе пользуется икона святой мученицы Параскевы, возобновлённая в 1742 году. В том же году князем Вяземским устроен серебро-позолоченный крест с частицами святых мощей.
Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1829 г.
Земли при церкви: усадебной 1 дес., пахатной 33 дес. и сенокосной 1 дес. 300 кв. саж.; вся земля песчаная, неудобная.
В Троицкой церкви с. Чистухи в ХIХ в. служили следующие священники:
Павел Валединский (1823-1836 гг.); Абрам Тихомиров (1836- 1860 гг.); Федор Травчетов (1861-1872 гг.). В 1873 г. приход с. Чистухи был приписан к церкви соседнего села Палашкино. В 1894 г. самостоятельность Чистухинского прихода была восстановлена, и туда получил назначение священник Иван Михайлович Тихомиров.
В кон. XIX века штатного причта при церкви не было, но имелись викарные священник и псаломщик. Дохода они получали от прихода около 200 руб. в год.
Землю же причт Палашкинской церкви сдавал в аренду за 38 руб. в год. Для викарного священника имелся общественный деревянный дом.

В 1894 г. в с. Чистухе открылась церковно-приходская школа, которая помещалась в церковной сторожке. Впоследствии общиной крестьян села нанят дом для учебы своих детей. Длительное время церковно-приходская школа помещалась в доме крестьянина Ивана Ивановича Шашина. В школе учились преимущественно мальчики (1898 г. — 23 мальчика и 4 девочки; 1913 г. — 19 мальчиков и 10 девочек).
Прихожане Троицкой церкви охотно жертвовали на нужды своего храма определенные суммы. Как отмечалось во Владимирских епархиальных ведомостях, в 1898 году было преподано Его Высокопреосвященством благословение «крестьянину села Чистухи Ивану Никаноровичу Шашину за пожертвование в приходскую свою церковь 36 руб. на сооружение шести икон двунадесятых праздников, крестьянину того же села Николаю Матвееву за пожертвование 30 руб. на украшение приходского храма».
Важная роль в жизни церкви принадлежит церковному старосте. Можно сказать, что Троицкой церкви села Чистухи повезло: Церковными старостами были люди грамотные, честные, благонамеренные. Хотелось бы отметить семью Шашиных. С 1896 г. по 1902 г. церковным старостой был Иван Силович Шашин, а затем его сын — Иван Иванович. Во многом благодаря их инициативе, в 1901 году было принято решение о расширении церкви пристройкой нового придела. По просьбе священника села Чистухи Троицкой церкви Ивана Тихомирова было подано прошение на имя архиепископа Сергия о выдаче подписного листа для сбора пожертвований на имя крестьянина Ивана Ивановича Шашина. Также был создан строительный комитет, в который вошли: председатель — священник Иван Тихомиров и члены — крестьяне с. Чистухи Григорий Ильин Степанов и Павел Андреев Анников. Было собрано по подписному листу 2397 рублей 50 копеек. Хочется привести некоторые имена жертвователей. Священник Иван Тихомиров пожертвовал 100 рублей, церковный староста Иван Шашин — 25 руб., Иван Никанорович Шашин — 50 руб.‚ братья Трухачевы — 50 руб. Жертвовали на постройку нового придела не только крестьяне села Чистухи, но и других деревень и сел. Так, крестьянин д. Жаденки Филипп Павлов пожертвовал 3 руб.‚ крестьянин д. Нестерков Ефим Клемин — 15 руб.
Строительные работы выполнялись в основном также прихожанами данного храма. Так, крестьянин с. Чистухи Василий Николаевич Коробков сделал четыре рамы для окон, а крестьянин Иван Александров Алексеев их окрасил. Кирпичные работы выполнялись также местными жителями, так как в основном они были каменщиками и малярами.
В 1903 г. новый придел был построен и освящен во имя Усекновения Главы Иоанна Крестителя. В 1910 году обществом села Чистухи на церковной земле были построены дома для священнослужителей (священника и псаломщика).
Согласно клировой ведомости Троицкой церкви села Чистухи за 1913 год, престолов в церкви три: в холодной во имя Живоначальной Троицы, в теплой во имя Усекновения Главы Иоанна Крестителя и во имя Св. Великомученика Георгия. Утварью церковь обеспечена достаточно: три св. потира с принадлежностями, серебром позолоченные, пять Евангелий большого формата, пять св.напрестольных крестов, один из них с частицами св. мощей, иерейских облачений восемь, три медных паникадила, серебряное кадило. Земли при церкви усадебной 1 дес., пахотной 33 дес., сенокосной 1 дес. 300 квадр. саж. Всего 35 дес. 300 квадр. саж. По штату положен священник и псаломщик. Жалованья положено от Св. Синода 400 рублей. Кружечных доходов за 1913 год получено 398 руб., другие источники от разных сборов 30 руб.
В январе 1913 года было прошение в духовную консисторию от причта и церковного старосты с. Чистухи о разрешении окрасить масляной краской внутренние стороны теплого храма, в трех же сводах поместить стенную живопись — изображение Св. Живоначальной Троицы, Св. Евангелистов, Божьей Матери, окруженной ангелами и благословение детей Спасителем. Все работы оценивались в 300 руб. (в церковном ящике было 200 рублей, а недостающую сумму просили брать на текущие расходы). На данную работу было получено разрешение.
13 января 1914 г. священник с. Чистухи, Александр Тихонравов перемещен в с. Казаково, Муромского уезда.

В 1923 году 23 июня на собрании верующих граждан православного вероисповедания села Чистухи под председательством гражданина с. Чистуха Александра Матвеева в силу распоряжения, напечатанного от 27 апреля 1923 г. в Известиях ВЦИК №92, решили организовать Троицкое общество верующих, которое и было зарегистрировано. В общине состояло 134 человека. Был принят устав Троицкого религиозного общества с. Чистухи. Председателем совета избран священник Михаил Алексеевич Смирнов, уполномоченными членами - крестьяне Иван Федоров, Алексей Матвеев, Иван Силантьев, Сергей Аверьянов, Иван Тумин. Троицкая община имела цели объединить верующих в деле исповедания православной веры: «с этой целью Троицкое религиозное общество: а) устраивает молитвенные собрания; 6) управляет имуществом, полученным по договору от местных органов советской власти; в) заключает сделки частичного правового характера, связанные с управлением культовым имуществом; г) участвует в съезде религиозных обществ; д) назначает служителей культа для совершения религиозных обрядов».
Решение Президиума Облисполкома Ивановской области от 31 мая 1939 года за М 8068:
«Ходатайство граждан селения Чистуха и Президиума Владимирского Райисполкома о закрытии церкви в с. Чистуха Нестерковского сельсовета Владимирского района.
Принимая во внимание ходатайство граждан селения Чистуха и Президиума Владимирского Райисполкома о закрытии церкви в с. Чистуха Нестерковского сельсовета Владимирского района и то, что религиозная община, пользовавшаяся этой церковью, распалась, причитающиеся налоги не вносит, церковь для культовых целей с июня 1938 года не используется, - договор с религиозной общиной на пользование указанной церковью расторгнуть, церковь эту, как молитвенное здание, ликвидировать и передать Владимирскому Райисполкому для использования под культурные цели».
Церковь закрыта в 1939 г.


Чистуха. Церковь Троицы Живоначальной. 1991 г. Автор: А. Агафонов

Троицкая церковь

Престол: Троицы Живоначальной.
Троицкая церковь восстанавливается. В интерьере хорошо сохранился остов иконостаса.
Город Камешково.
Камешковский район.
Cело Палашкино
Деревня Мокеево.
Село Давыдово.
Село Леонтьево
Село Гатиха
Село Лаптево
Село Второво

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Камешково | Добавил: Николай (21.06.2017)
Просмотров: 1134 | Теги: Камешковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика