Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
02:39
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Жадин Алексей Федорович

Алексей Федорович Жадин

Алексей Федорович Жадин родился 9 (22) февраля 1886 года в Муроме в старинной купеческой семье.
Его отец — потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии — Жадин Федор Васильевич происходил из одного из древних муромских родов. Фамилия Жадин — одна из самых древних муромских фамилий: она упоминается в писцовой книге середины XVI века. Существует несколько версий происхождения этой фамилии: первая — лежит на поверхности и предполагает, что фамилия образовалась от прозвища «жадный», которым мог называться действительно жадный человек, или наоборот — прозвище служило оберегом от сглаза. По следующей версии во время русско-французской войны казаки взяли в плен француза по фамилии Жаден и привезли его в станицу, отсюда и пошла фамилия Жадин. Не менее любопытно предположение, что фамилия имеет польские корни. Известно (словарь Брокгауза и Ефрона), что в переговорах между русскими и поляками в 1634 году, закончившихся Поляновским миром, с польской стороны участвовал епископ Хелминский и Помезанский, Якуб Жадин (Задзик). Фамилия Жадин может быть также связана с тремя географическими названиями: деревней Жадины Боровичского района Нижегородской области, расположенной по обоим берегам реки Мета, деревней Жадина, упоминаемой в переписных книгах 1707 года среди деревень Радогожского стана Комарицкой волости Севского уезда, и речкой Жодинкой (Жадинкой) в Белоруссии.
«О наказании разных людей судившихся в фальшивых ассигнациях по городу Мурому. 1808 г.
Дело представляет интерес по числу обвиненных — 43 человека и по составу их. — Осуждены в делании и распространении фальшивых ассигнаций: Якиманской слободы священник Сергей Михайлов и дьякон Петр Лебедев — делали ассигнации.
Села Черсева священник Дмитрий Степанов и дьякон Ксенофонт Афанасьев подписывали их. Эти четверо по лишении сана сосланы на каторгу без телесного наказания.
Города Мурома Воскресенской церкви дьячок Михаил Семенов, сын его пономарь Димитрий, села Карачарова пономарь Яков Михайлов, села Яковцева дьячок Федор Максимов — делали ассигнации, Якиманской слободы пономарь Петр Семенов продал доску для делания фальшивых ассигнаций, дьячок с. Черсева Андрей Афанасьев распространял ассигнации, ямщик Князев продал инструмент для работ ассигнаций; всем этим присуждено — наказать 40 ударами кнута, вырезать ноздри, заштемпелевать и сослать на каторгу.
Мещанин Иван Максимов и купец Павел Казанцев распространяли ассигнации и намеревались сделать инструмент для делания их; им — 30 ударов кнута, вырезание ноздрей и каторга.
Мещане — гр. Суздальцев, Герасим Мокеев, Афанасий Маслеников, Илья Тягунов и купец Лев Мошенцов — распространяли ассигнацию; им 25 ударов кнутом и каторга. Купец Иван Жадин, мещан. гр. Коновалов, Куприян Гаврилов распространяли ассигнации; им по 20 ударов кнутом и каторга.
Остальных крестьян из разных деревень Меленковского и Муромского уездов, получавших ассигнации й употреблявших их, наказали 15 ударами кнута и сослали на каторгу» (Владимирская ученая архивная комиссия. Труды: Кн. 2. - 1900.).
Федор Васильевич торговал каретами, санями, телегами, шорно-седельным и скобяным товаром, был поставщиком Двора его Императорского Величества по части кожевенного и костного сырья и продуктов его переработки. Федор Васильевич пользовался большим авторитетом у сограждан и неоднократно избирался в городскую думу, был представителем купеческого сословия г. Мурома на торжествах коронации императора Николая II в 1896 г., о чем свидетельствует наличие у него медали «В память коронации императора Николая II», был избран помощником старосты Богородицкого собора г. Мурома. Старостой этого же собора был и Иван Константинович Жадин.
Федор Васильевич Жадин в 1884 г. венчался с внучкой муромского купца Екима Никитича Стулова (1836 г. р.), Екатериной Николаевной (р. 1864). Девятнадцатилетний Федя был приглашен к другу Коле Стулову в гости на крестины его дочери. Девочка произвела на Федю такое сильное впечатление, что он сразу сказал: «Я буду ее воспитывать. Она будет моей женой». Слово свое Федор Васильевич сдержал, и, когда Кате исполнилось двадцать лет, они обвенчались в Сретенской церкви и прожили в любви и согласии долгие годы. В семье Екатерины Николаевны и Федора Васильевича было восемь детей, Мария и Антонина умерли в раннем возрасте и похоронены на Напольном кладбище.
Первым ребенком в семье был сын Алексей (09.02.1886-14.10.1920). Восприемниками при рождении были Николай Екимович Стулов (отец Екатерины Николаевны), Иван Васильевич Жадин (старший брат Федора Васильевича), Прасковья Владимировна Стулова, Анна Васильевна Серебреникова (сестра Федора Васильевича).
Алексей Федорович – окончил Муромское Реальное училище, в котором учился приблизительно в период 1896-1904 гг. После окончания учебы он успешно помогал отцу в его бизнесе и имел собственную лавку, в которой лично торговал разнообразными шорными и скобяными изделиями. В семье держали лошадей, был собственный выезд, и рассказывали, что Алексей Федорович был лихим наездником и даже въезжал на лошади в открывшийся в Муроме кинотеатр.


А. Ф. и С. И. Жадины после венчания, 1908 г.

4 июня 1908 г. Алексей Федорович был обвенчан в Сретенской церкви с дочерью потомственного почетного гражданина Ивана Петровича Гундобина – Софьей Ивановной (1887-1973). Поручителями со стороны жениха были потомственный почетный гражданин Петр Иванович Жадин (по-видимому, сын Ивана Константиновича) и крестьянин Дмитровской слободы Муромского уезда Ковардицкой волости Иван Афанасьевич Ершов (муж старшей сестры Алексея Федоровича), а со стороны невесты – касимовский купеческий племянник Сергей Николаевич Шемякин и касимовский купеческий сын Василий Федорович Шемякин (оба поручителя – мужья старших сестер Софьи Гундобиной). Бал по поводу бракосочетания состоялся в тот же день в 7 часов вечера в собственном доме по адресу Полевая 33.


Семья Жадиных. Л. Ф. Жадин с женой справа

В семье Алексея Федоровича было трое детей, Наталья (1909-1989), Игорь (1910-1943?, пропал без вести на фронте в Великую Отечественную войну) и Олег (1914-1942). До отъезда из Мурома дети жили в родительском доме по ул. Свердлова 33. Дом был большой, двухэтажный с галереей, вместе с прилегающими постройками занимал целый квартал, при доме был сад, в котором росло 300 яблонь различных пород, на участке располагались склады, сараи, баня и прачечная, в противоположной стороне была беседка, лужайка и клумбы с цветами, был также и огород. Во дворе был водопровод, который проходил в кухню, располагавшуюся на первом этаже. Дом был гостеприимным и хлебосольным. В доме была огромная библиотека, собранная, в основном, Алексеем Федоровичем. Значительная часть ее сохранилась до настоящего времени, частично находится в Муромском историко-художественном музее, а частично – в центральной библиотеке г. Мурома.
«По поводу.
Недавно в «Муромском Крае» была помещена статья Ив. Муромца «Порадейте старине», в которой он приводит предание о существовавшей некогда на месте дома Языковых усадьбе Феодора Никитича Романова.
Не берусь обсуждать достоверность этого предания, ибо это предмет серьезного исторического исследования, могу только сказать, что порадеть муромской старине гг. муромцам давно пора.
Как тяжело сознавать, что Муром, древний, некогда стольный город, ведущий свое начало со времен доисторических, видевший у своих стен и камских и волжских болгар, имевших оживленную торговлю с Новгородом и севером Руcи, оставивших по себе память в виде многочисленных, находимых ныне серебряных монет (диргемле), и татар и шайки Лисовского, разорявших его дотла, почти ничего не сохранил из cвoих исторических памятников.
Много интересного могли-бы рассказать и величественные своды собора и древний Спасский монастырь; особенно-же ценно было-бы в этом отношении уничтоженное невежеством книгохранилище этого монастыря.
Не могу забыть того горького чувства, овладевшего мною, однажды при посещении музея известного собирателя старины, покойного П.И. Щукина, в Москве.
Узнав, что я из Мурома, П.И. спросил сохранилось-ли книгохранилище в Спасском монастыре. Пришлось дать отрицательный ответ.
Еще недавно находились в Спасском монастыре замечательные памятники письменности XVI века «Лицевой синодик» и «Вкладная книга».. Интересно было-бы знать, находятся-ли oни и теперь там. Книги эти были описаны Н.Г. Добрынкиным, много потрудившимся для истории гор. Мурома.
Еще недавно висел на колокольне колокол с голландскими надписями, по предании, пожалованный монастырю Петром Великим. Колокол этот теперь не существует.
Года два тому назад были проданы выжившим из ума от старости архимандритом Благовещенского монастыря древние предметы церковной утвари, жалованные монастырю царем Мих. Феодоровичем, о возвращении, которых следовало бы похлопотать городу.
Постепенно размывается берег и грозит разрушение древнему Кузьмо-Дамианскому храму, построенному Иваном Грозным. Портится от дождя и непогоды древний, чтимый образ Нерукотворенного Спаса, бывший, по преданию, над воротами муромского Кремля, часто носимый в дома граждан. Ждет дальнейших исследований могильник у дер. Подболотня.
Если предки наши не хранили старину по своему невежеству, то мы, претендующие на звание просвещенных людей XX веха и сознающее всю важность сохранения исторических памятников, должны хотя-бы отчасти исправить их ошибки, сохранить то, что уцелело. Года два тому назад, в Муроме группой лиц, предполагалось организовать общество любителей старины. Был выработан устав, и городская управа отвела даже место для музея в доме Мяздриковых, где теперь училище, но дело это теперь замерло. Город ждет субсидии от правительства на переустройство здания для училища. Пока же субсидий нет, можно было-бы заняться организацией о-ва, утверждением устава и собиранием памятников для будущего музея» (Ал. Жа—н. Газета «Муромский Край» №24, 30 января 1914 года).

А.Ф. дружил с художником Иваном Семеновичем Куликовым. Они были соседями по Полевой улице. Иван Семенович жил с ними практически через забор. В семье Жадиных было много произведений Куликова, но их почему-то боялись показывать.


А. Ф. Жадин в старинных доспехах из его коллекции, начало 1910-х годов

Свояченицы А. Ф. Жадина в старинных костюмах из его коллекции, начало 1910-х годов

Главным делом Алексея Федоровича, главной его страстью было коллекционирование. К началу революционных потрясений в России он собрал многочисленную коллекцию, которая уже была хорошо известна. В коллекции было много вещей, представляющих историческую и художественную ценность.
Алексей Федорович Жадин вместе с другими представителями муромской интеллигенции участвовал в создании и работе Муромского научного общества, целью которого ставилось изучение Муромского края в «естественно-историческом, историко — археологическом, этнографическом и культурном отношении, а также распространение исторических и научных знаний среди населения». Когда в начале 1918 года стал образовываться муромский музей, то именно пожертвования членов общества положили начало музейной коллекции. Подвижническое участие в создании городского музея принял и Алексей Федорович Жадин. Он передал в музей коллекцию археологических находок и другие предметы из своего собрания, а также подарил два шкафа для их экспонирования в залах реального училища. Остальная часть экспонатов из коллекции Алексея Федоровича попала в музей из других источников.

В 1918 г. Алексей Федорович Жадин был объявлен одним из руководителей белогвардейского восстания в г. Муроме в июле 1918 года и приговорен к расстрелу по решению Владимирского губернского трибунала. В ответе из УРАФ ФСБ России, который пришел на запрос внучки Алексея Федоровича, сообщалось, что А. Ф. Жадин арестован в Омске 4.04.1920 г. Омской ГубЧК «по делу о белогвардейском восстании 8-9 июля 1918 года и дело передано Особому отделу Владимирской ГубЧК. По приговору Владимирского Губернского революционного трибунала от 22-26 февраля 1919 года Жадин А. Ф. объявлен врагом народа, и при обнаружении места нахождения подлежал расстрелу. Приговор приведен в исполнение 14 октября 1920 года в г. Владимире». Данные о месте захоронения в материалах дела отсутствуют, реабилитации до сих пор не было.

Источник:
Купеческий род Жадиных в истории города Мурома и его генеалогические связи. М. А. Казанкова, Т. А. Лаптева: [Электронный ресурс] // Муромский историко-художественный музей: [сайт]. – 2016. – URL: http://old.museum-murom.ru/nauch-rab/uvar-viii/kupecheskiy-rod-zhadinyh
Город Муром
Историко-художественный муромский музей.
Владимир Иванович Жадин (1896, Муром — 1974, Ленинград) — советский гидробиолог, зоолог, малаколог; доктор биологических наук, профессор Ленинградского гидробиологического института, заслуженный деятель науки РСФСР.
Категория: Муром | Добавил: Николай (17.10.2018)
Просмотров: 2374 | Теги: Муром, люди | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru