Специальная (Коррекционная) Общеобразовательная Школа-Интернат г. Владимира для Детей с Тяжелыми Нарушениями Речи
Железнодорожная школа № 4
19 марта 1917 года состоялось общее собрание служащих, мастеровых и рабочих станции «Владимир» Московско-Нижегородской ж. д. Высказано было пожелание и передано на окончательное разрешение местного комитета — о расширении программы железно-дорожного училища до 4-х классного городского училища.
«Учащие железно-дорожного училища покорнейше просят лиц, сочувствующих культурно-просветительной деятельности, пожаловать на участковое собрание комитета служащих жел. дор. при ст. Владимир в помещение паровозного депо в субботу в 5 часов вечера 27 мая 1917 года для выбора Правления культурно-просветительной комиссии и обсуждения дальнейшей ее деятельности» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №64, 26-го мая 1917).
Басенский Александр Афанасьевич, завед. железнодорожным училищем.
«В железно-дорожном училище при станции «Владимир» с самой весны чувствуется какой-то надрыв. Чего-то не хватает для успешной работы в деле просвещения. Учащие указывают, как на причину «надрыва», на заведующего училищем, который, не подчиняясь товарищескому суду (неоднократному), не уступает свое место более достойному» («Владимирская жизнь», 13 сент. 1917).
«Ученики пятой группы железно-дорожной школы ст. Владим., оканчивающие в этом году свою школу, остались на мели. Школьно-педагогический совет не позаботился о забронировании мест в школах города для дальнейшего обучения детей транспортников. В силу этого сейчас 75 учеников должны пропустить учебный год. Необходимо отыскать из этого положения выход, проучив за спячку шкрабов ж.-дорожной школы» («Призыв», 7 июня 1924).
«Детский сад железнодорожников ст. Владимир помещается в бывш. доме Фридляндера. Дом в пять комнат, все чистые, много света, воздуха. Детсадом руководят три руководительницы, кончившие курсы по работе среди детей. В настоящий момент в доме насчитывается 56 детей. Они делятся на три группы, старшую, среднюю и младшую. Дети детсада посещают его каждый день, кроме праздников, занимаясь здесь играми, лепкой, рисованием, пением, разными играми и т. п. Детсад содержится на средства, отчисляемые отцами-железнодорожниками. Сейчас в детском саде замечается нужда в некоторых съестных припасах, мало инвентаря, чайной посуды и ложек. Дети сад любят. Это видно даже и по посещаемости, которая выражается в 100 проц. Были случаи, когда ребенку исполнялось семь лет и ему приходилось оставлять сад, то он его делал со слезами. Железнодорожники детсад стараются поддержать всеми силами, так как хорошо знают, что в нем дети привыкают к коллективному труду, единой мысли и т. п.». «У железнодорожных пионеров. Отряд пионеров при ст. Владимир организовался в феврале 1924 г. В отряде сейчас 60 чел. При ж. д. рабочем клубе у пионеров есть свой пионерский уголок, разукрашенный рисунками пионеров, портретами вождей, моделями самолетов. Весь пионерский отряд делится на пять звеньев, имен выборных вожатых. Каждому звену дано название: звено Красной армии, звено Рыкова, Троцкого и т. п. Каждый пионер знает биографию вождя, именем которого называется его звено. Отрядом руководит комсомолец, недавно окончивший курсы по работе среди пионеров. Под его руководством отряд ожил, развернулся. Сейчас в отряде имеется библиотека, аптека, стенгазета «Красный пионер», редактор, и корреспондентами которой являются сами пионеры. Имеется свой товарищеский суд. В настоящий момент работа пионеров заключается в экскурсиях в лес, на фабрики. На днях пионеры уезжают в Пенкинскую волость где ими будет поставлен спектакль и гимнастические упражнения» («Призыв», 12 июня 1924).
В 1927 г. школа находилась при Тумском вокзале.
В 1930 г. в Местком 4-й школы II ст. входили ФЗУ фабрики «Пионер» и железнодорожная школа.
В 1930 году для осуществления дела политехнизации школ, центральные органы предложили всем своим подведомственным учреждениям немедленно провести прикрепление всех школ к предприятиям. Железнодорожная школа-семилетка прикреплена к паровозо-ремонтному депо.
В 1932 году было упразднено деление школ на ступени и введено десятилетнее образование.
«ФЗС № 2. В ФЗС № 2 занятия начинаются в 8 часов утра. Школа занимается в две смены: в первую смену занимаются ребята младшего концентра, во вторую — старшие. Занятия продолжаются до 6 часов вечера. Расписание уроков не перестроено. В расписании количество уроков старшего концентра не одинаково. Недостаточно уделяется внимания со стороны учебной части на правильное чередование трудных уроков с легкими. Санитарное состояние столовой плохое. Столовая находится в нижнем этаже. Рядом с ней — уборная и раздевальня. Культурно-массовая работа во время перемен отсутствует. Нагрузка ребят распределена неправильно. Некоторые имеют по две и больше нагрузок» («Призыв», 11 апреля 1932).
«Большевистское руководство обеспечило нормальную учебу в железнодорожной ФЗС № 2 Только лишь большевистское руководство обеспечит правильное коммунистическое воспитание молодняка. Каждая мелочь в школе влияет на учебу в ту или иную сторону. Ремонт школы, занятия должны начаться в срок. Это зав. школой ФЗС № 2 т. Смирнов сумел обеспечить, сумел 685 детей рабочих посадить за школьную скамью с 1 сентября. Несмотря на то, что школа имеет небольшое помещение, все же занятия организованы. Школа сейчас нашла новое помещение и производит ремонт. Скоро она будет работать в две смены. Будут организованы мастерские: слесарная, столярная, переплетная. Инструменты имеются. Школа заключила договоры с ж.-д. хозяйственными организациями, добилась от этих организаций стипендии для беднейших учащихся, денежных ассигнований на пополнение и оборудование кабинетов. Школа обязалась дать успеваемость 97 проц. При школе организуется своя кухня, столовая. Все кухонные принадлежности (котлы, кастрюли, тарелки, ложки) уже закуплены. Учащиеся будут получать горячие обеды из 3 блюд. Зав. учебной частью Карминова А.В. развернула большую работу по правильной организации учебно-воспитательной работы в школе. Но в школе есть и много недостатков: не хватает учебников; плохо оборудованы кабинеты, в особенности химический; слабо развертывается социалистическое соревнование и ударничество среди учащихся и преподавательского состава. Педагогическому коллективу надо добиваться быстрейшего устранения этих недостатков» («Призыв», 21 октября 1933).
«Около школы ФЗС № 2 (Вокзальная ул.) ежедневно собирается группа хулиганствующей молодежи, и своими действиями терроризует учителей и учащихся школы: посылает потоки матерной брани по адресу учителей, избивает учащихся, врывается с гиканьем в школу (23 ноября). В вечерние часы ребята боятся выходить из школы без учителей — последние ежедневно их провожают. Хулиганы начинают грозить ножами. Обращения школы за защитой к начальнику милиции до сих пор не дают реального результата. Н. Макаров» («Призыв», 8 декабря 1933). «Пионеры и школьники ФЗС № 2 в походе имени 17-го партсъезда обязались добиться высоких показателей в качестве учебы, прикрепив в отдельных случаях сильных к слабым и доведя успеваемость за вторую четверть учебного года до 96 проц. Кроме того, взяты обязательства — разумно организовать досуг в перемены, регулярно прорабатывать постановления партии и правительства, добиться, чтобы каждый пионер и учащийся выписывал ту или иную газету, изучить биографии т. т.: Ленина, Сталина, членов политбюро ЦК ВКП(б)» («Призыв», 16 декабря 1933). «Несколько лет стояла ободранной железнодорожная школа. Много сменилось в ней заведующих, но ремонт никто не производил. За свой наружный вид школа получила название от учеников — «воронье гнездо». РайОНО послало Николая Андреевича Макарова директором школы. Тов. Макаров знает и любит свое дело. Он нашел все ходы, привлек к активной помощи ж.-д. организации и сейчас школу не узнать. Теперь никто не скажет, что школа похожа на «воронье гнездо» — нет ей сейчас позавидует любая школа города и района. ...400 человек школьников пришли вчера в школу. Из них 100 человек пришли впервые. Классы и зала встретили их приветливой чистотой. Николай Андреевич позаботился и о зелени. На окнах цветы. Школа полностью обеспечена учебными пособиями, тетрадями. — Теперь дела пойдут ничего,— не без гордости говорит тов. Макаров. Школа встретила школьников горячими завтраками, которые с нынешнего года готовятся на своей кухне и в своей столовой. На ряду с учебой по теории, ученике будут заниматься в новой слесарной и столярной мастерской. Много труда было положено для того, чтобы отбить это помещение и теперь мастерская готова не хуже всей школы. Железнодорожная школа 1934— 35 учебный год встретила в боевой готовности. Так она не встречала за все время своего существования. В этом заслуга зав. школой Макарова» («Призыв», 2 сентября 1934).
Железнодорожная школа в 1934 году получила номер - № 4 (Александровская железнодорожная школа стала №8).
Ул. Вокзальная, д. 14а. Бывшая школа № 4. В конце 80-х годов, когда строили новый автовокзал, кассы временно располагались в доме на углу Вокзальной улицы и Рабочего спуска. В этом здании до 1941 г. находилась железнодорожная школа № 4.
«В десятом классе железнодорожной средней школы № 4 прошли испытания по литературе. Из 20 учащихся трое сдали на отлично, восемь — на хорошо, остальные - на посредственно. Многие ученики действительно показали глубокие знания по этому предмету. Но надо отметить и недочет в проведении испытаний. Учитель Малиновский чрезмерно спешил. Боясь, видимо, опоздать на экзамены в учительский институт, где он также преподает литературу, Малиновский проводил испытания без перерывов. Получалось так, что ученик отвечает, но голос его заглушается топотом ног выходящих и входящих в класс других учеников. В результате, отсутствовала спокойная обстановка для отвечающих и готовящихся к ответу. К тому же, решил не делать перерывов, Малиновский курил прямо в классе. Нарушение инструкции об испытаниях Малиновским и нетактичное его поведение во время приема экзаменов были замечены директором школы Милькевич, который присутствовал в классе в качестве ассистента. В. Абанин» («Призыв», 25 мая 1941).
«В клубе им. Молотова 18 июня состоялся общешкольный вечер учащихся железнодорожной средней школы. На вечере присутствовали отличники старших классов городских школ. В кратком докладе директор тов. Милькевич рассказал об итогах годовой работы школы. Затем он поздравил всех школьников с успешным окончанием учебного года, а бывших десятиклассников — с окончанием школы. Преподаватель М.М. Колич, председатель Дорпрофсожа Горьковской дороги тов. Воронин выступили с приветствиями. Тов. Воронин пожелал видеть возможно больше выпускников поступившими в учебные заведения железнодорожного транспорта. От родителей теплое слово сказала т. Потапова. В заключение кружковцы клуба имени Молотова выступили с художественной самодеятельностью. Вечер прошел очень оживленно. В. Крюкова» («Призыв», 20 июня 1941). В начале 1941-42 уч. года школа переехала в новое здание на улицу Урицкого, д. 30.
Улица Урицкого, д. 30.
«Хорошая дружба завязалась у школьников владимирской железнодорожной средней школы № 4 с железнодорожной школой № 9 г. Калуги. Немецкие изверги разрушили и уничтожили там все школьное имущество. Владимирцы послали им подарки. Только в апреле - 290 учебников, предметов письменных принадлежностей. Кроме этого собрано 50 пар детского белья и 500 рублей».
«Наша третья школа занималась где-то далеко за полями и огородами на Всполье. Я перешла в железнодорожную школу, там еще не было госпиталя. Но вскоре и ее закрыли. Уроки стали проводить на квартирах учителей. К середине учебного года в двухкомнатной квартире Грибковых на Рабочей улице разместили в большой комнате класс. Хозяйка квартиры извещала о переменах большим колокольчиком» (воспоминания ВАЛЕНТИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ГАВРИЛОВОЙ).
«Первого сентября 1941 года мы, как обычно, пошли в школу. Я - в четвертую железнодорожную, на улице Урицкого. Школа была новенькая, все было новенькое и свежее: стены, лестницы, парты. Учиться было - одно удовольствие. Поскольку школа относилась к железнодорожному ведомству, а оно было на привилегированном положении, нас там немножко подкармливали: каждому выдавали на завтрак четвертинку ломтя черного хлеба, на которую сверху была положена конфетка-подушечка. Целый пир! Зато зимой, в сорокаградусный мороз нас выводили на расчистку путей. Мы должны были расчищать снежные заносы, скалывать с рельсов наледь. Замерзшие 12 - 13-летние девчонки и мальчишки самоотверженно орудовали ломами и лопатами: мы знали, что с востока к Москве идут военные эшелоны для защиты столицы, и они должны идти быстро и бесперебойно... Очень скоро все школы были переоборудованы под госпитали, так много раненых прибывало в город. На уроки мы стали ходить по квартирам учителей… Потом железнодорожное начальство выделило нам под школу какое-то длинное деревянное здание недалеко от вокзала, пропахшее угольной гарью, соляркой и очень холодное. Но было хорошо уже тем, что не надо было бегать от одного учителя к другому. Сидели, конечно, одетыми, дули на пальцы, чтобы держать ручку или карандаш, но занятия проходили по расписанию, и спрашивали нас без всяких поблажек…»
«Учащиеся и преподаватели железнодорожной средней школы № 4, успешно готовясь к испытаниям, одновременно ведут каждый день, работы на школьном огороде. Школа имеет свой земельный участок в 2 гектара. Уже посажены морковь и свекла. Сейчас готовится земля под картофель, которого будет посажено полтонны» («Призыв», 20 мая 1942).
С 4 декабря 1941 г. по 15 октября 1943 г. здания бывшей железнодорожной школы № 4 на ул. Урицкого (д. 30) и ул. Вокзальная (д. 14а) были заняты сортировочным эвакогоспиталем (СЭГ № 3472). Начальником госпиталя была Анна Соломоновна Жукова.
Здание ж/д школы № 4 на ул. Урицкого, д. 30 с 1 мая 1944 г. по декабрь 1947 года занимал Военный эвакогоспиталь № 3015.
Госпиталь получил статус гарнизонного. Его задачей стало обслуживание запасных полков, формирующихся для фронта. Раненых стало уже меньше.
«Летом 1944 года меня отправили в пионерский лагерь для детей железнодорожников. Устроил мне путевку папа, за что я была ему очень благодарна. Столько друзей я нашла в этом лагере! Располагался он в школе села Муромцево. Заведующей была Веселовская Зинаида Владимировна, учительница железнодорожной школы, что на улице Урицкого. Старшей пионервожатой была Верочка (Вера Петровна) Зезина. С ее именем многое связано у молодежи, которая училась в школе № 3 и посещала Дом пионеров. В лагере ее очень любили. Вечерами она рассказывала малышам истории, пересказывала романы Дюма, вообще у нее был организаторский дар. Помню, она придумала игру «Пропавшее звено». Встали как-то утром на линейку, а самых старших из первого отряда - нет. После завтрака пошли искать их по стрелкам, мелком нарисованным «пропавшими». Шли, находили их знаки, вдруг увидели знак письма. Все крутом обыскали - нет письма! Куда идти дальше - неизвестно. В парке в то время было много ценнейших пород деревьев, красиво было. И вот кто-то из искавших догадался (или старший, идущий с нами, подсказал), что письмо заклеено между листьями клена. И снова искали «пропавших» по стрелкам. Игра осталась в памяти надолго. Время было тяжелое, хотя военные действия были наступательные. С едой было плоховато. Под нашей комнатой на втором этаже располагалась кухня. В вечернее время мы спускали на веревочке небольшую корзиночку, и добрая повариха накладывала нам сухарей, черных, из остатков, всегда сохнувших на противнях. А мы были уже достаточно взрослыми, есть хотелось постоянно. В лесу мы набирали в бутылочку земляники, очищенной от коры веточкой мяли их, а веточку обсасывали. Вкуснота!» (воспоминания ЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ ЧЕБОТНЯГИНОЙ).
Госпиталь переехал на Проспект Ленина.
Проспект Ленина, д. 18. "Госпиталь". Больница филиал № 7 ФГУ "1586 ОВКГ МВО" (бывший ФГУ "1234 ВГ МВО")
Специальная (Коррекционная) Общеобразовательная Школа-Интернат г. Владимира для Детей с Тяжелыми Нарушениями Речи
Школа-интернат № 4 г. Владимира была открыта 15 августа 1975 года на базе восьмилетней школы № 4 на улице Урицкого в соответствии с приказом городского отдела образования № 21 от 31 июля 1975 года.
Она была рассчитана на 120 мест и работала по программе II отделения (для заикающихся детей).
Первым директором школы-интерната с августа 1975 года по июнь 1978 года был ДУНАЕВ Александр Владимирович.
В школе-интернате работало 16 учителей, 5 воспитателей, старшая пионервожатая, 2 логопеда, в том числе один учитель-дефектолог, медсестра. С момента открытия и до настоящего времени (2017) в школе-интернате работает Давыдова Ася Артемовна. Более 30 лет работают: Изюмова Зинаида Константиновна и Мухина Ольга Сергеевна
На 1 сентября 1975 года в школу-интернат было принято 109 человек, открыто 10 классов комплектов, в группы интерната зачислено 48 человек, 61 ученик зачислен в группу продленного дня.
Школа-интернат имела пионерскую дружину имени Героя Советского Союза ПИЧУГИНА Евгения Ивановича, который учился в школе № 4.
Памятный знак на доме № 30 по ул. Урицкого, «Сыну Земли Владимирской Герою Советского Союза летчику Пичугину Евгению Ивановичу, павшему смертью храбрых в боях за Советскую Родину»
На здании по ул. Урицкого в память о Е. И. Пичугине установлена мемориальная доска. Ежегодно в день рождения Евгения Ивановича ПИЧУГИНА, 17 января, в школе проводятся торжественные линейки.
С каждым годом увеличивалось количество воспитанников, приходили и новые педагоги.
Первый выпуск состоялся в 1977 году. Школу закончили 7 человек.
С 1 сентября 1978 года директором школы стала Чичерина М. Ф., которая со дня открытия школы работала завучем.
При ней школа-интернат переехала в здание на улице I-я Пионерская. Под ее руководством проводилась большая работа по переоборудованию здания. Подготовлены классы и спальни. Здание, где размещается школа-интернат, построено в 1949 году пленными немцами, в 1968 году к нему были пристроены спортивный зал и мастерские.
В 1982 году директором школы назначен Любишев Алексей Сергеевич.
ГКОУ ВО "Специальная (Коррекционная) Общеобразовательная Школа-Интернат г. Владимира для Детей с Тяжелыми Нарушениями Речи" действует с 15 июня 1995 г.
Постепенно увеличивалось количество учащихся и педагогов. В 2001 году в школе-интернате в 22 классах обучается 250 ребят. С ними работают 65 педагогов, 23 из них имеют специальное дефектологическое образование.
В настоящее время в школе функционирует 18 классов, в которых обучаются 231 учащихся. В группах интерната - 57 воспитанников, группы ГПД посещают 160 учеников.Обучение организовано в одну смену.
Школа-интернат имеет широкие связи с другими школами России. Учителя-логопеды школы подготовили речевую карту, которая рекомендована другим школам-интернатам для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учителя начальных классов принимали участие в подготовке программ специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В настоящее время педагогический коллектив составляет 38 человек. Из них:
20 человек (53%) имеют высшую квалификационную категорию;
13 человек (34%) – первую квалификационную категорию.
3 педагога награждены значком «Отличник народного просвещения», один педагог награжден медалью «За трудовое отличие», 13 педагогов награждены Грамотой Министерства образования РФ, один педагог - почетным знаком "Почетный работник начального общего образования". Среди педагогов – победители и лауреаты областного конкурса авторских программ, лауреаты и конкурса «Учитель года», лауреаты областного конкурса лучших учителей. 95% педагогов имеют высшее педагогическое образование, 5% - среднее специальное.
В школе трудятся 13 учителей-логопедов, которые окончили дефектологические факультеты московских ВУЗов, один педагог-психолог высшей категории, социальный педагог, педагог дополнительного образования. Создан высоко профессиональный педагогический коллектив, который дает учащимся прочные знания, способен раскрыть потенциал каждого ребенка и помочь ему преодолеть речевые трудности. Педагоги школы делятся опытом работы с коллегами города, области, начинающими специалистами. Сохраняются традиции наставничества.
В школе создаются современные кабинеты для обучения и коррекции речи учащихся.
Имеется современный логопедический кабинет с логотренажером и оборудованием БОС, кабинет информатики, в котором имеется доступ к интернету, электронным образовательным ресурсам, русского языка, физики и математики, музыки и логоритмики, географии, биологии, труда (обслуживающий труд), комбинированная мастерская, спортивный зал, библиотека, медицинский кабинет, столовая. Кабинеты расположены в учебном корпусе. Спальные и игровые комнаты находятся в отдельно стоящем спальном корпусе.
Обучение организовано в одну смену за счет средств областного бюджета, продолжительность урока – 40 минут. Школа-интернат реализует программы начального и основного (общего) образования, а также дополнительные образовательные программы «Комплексное краеведение», «Оригами», «Юный пешеход», «Спортивные игры». Обучение в начальной школе ведется по программам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, Iотделение. Начиная с 5 –го класса реализуются программы основного общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Коррекционная работа проводится педагогами школы на уроках, классных и воспитательских часах, на факультативных и специально организованных занятиях.
В штате школы - 2 медицинских работника, которые следят за состоянием здоровья воспитанников, за организацией физического воспитания, питания учащихся, дают рекомендации по медико-психологической коррекции, профессиональной ориентации и трудоустройству выпускников. Для учащихся школы-интерната организуется бесплатное питание: 5-ти разовое для воспитанников интерната, 2-х разовое для остальных учащихся.
Гордостью школы являются ее выпускники. Знания и умения, которые они получают в школе, позволяют им продолжать образование. Ежегодно 40-60% наших выпускников поступают в колледжи города, остальные - в ПУ.
Директор - Великанова Ирина Николаевна (с 23 декабря 2004 г.).