Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.08.2018
18:26
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 502

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [924]
Суздаль [308]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [256]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [113]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [96]
Вязники [181]
Камешково [51]
Ковров [203]
Гороховец [75]
Александров [154]
Переславль [89]
Кольчугино [27]
История [15]
Киржач [38]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [7]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 18
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Станция "Владимир" Горьковской ж.д. Музей железнодорожного транспорта во Владимире.

Горьковская железная дорога

Горьковская магистраль - одна из старейших железных дорог России. Она ведет свое начало от Московско-Нижегородской дороги, построенной в 1862 г.
Московско-Нижегородская железная дорога проходила по территориям Московской, Владимирской, Нижегородской губерний, связывала Центр России с Поволжьем и восточными районами страны, играла важную роль в снабжении Москвы сельскохозяйственными продуктами, а также в доставке товаров на Нижегородскую ярмарку. Основные линии: Москва - Владимир (движение открыто в 1861 г.), Владимир - Нижний Новгород (1862 г.). Протяжённость (1862 г.) - 410 вёрст (земляное полотно отсыпалось под два пути, одноколейный путь до 1875 г.).

Начало строительства Горьковской железной дороги

Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м гг. XIX в. Известно выступление в печати Н.П. Щеглова с предложением о прокладке железных дорог между Петербургом и Нижним Новгородом. Эту идею поддерживали многие прогрессивные деятели, в т. ч. М.С. Волков, статью которого в защиту железнодорожного транспорта в России предполагал напечатать А.С. Пушкин в журнале "Современник" (1836 г.). Вопрос о прокладке железной дороги был решён окончательно в 1857 г. Концессию на строительство получило Главное общество Российских железных дорог, которое исполнительная власть передала Главному центральному управлению, руководимому французским инженером К. Коллияьон. Практические работы велись под руководством русских инженеров, среди которых было немало выпускников института Корпуса инженеров путей сообщения (в т.ч. А.И. Дельвиг). При прокладке трассы использовали данные, полученные изыскателями при съёмке на местности во время подготовки к строительству шоссейного тракта Москва - Нижний Новгород (в 1845 г.). Железная дорога Москва - Нижний Новгород проходила по трем губерниям: Московской, Владимирской, Нижегородской, всю линию поделили на два отделения ‑ Москва - Владимир и Владимир - Нижний Новгород. Первое отделение возглавлял французский инженер Жюто.
Строительные работы начались на участке Москва - Владимир в мае 1858 г.; на линии Владимир - Нижний Новгород к работам приступили весной 1859 г. На строительство привлекались вольнонаёмные рабочие и по принудительному найму крестьяне из прилегающих губерний. На дороге уложены первые рельсы, произведённые казённым Камско-Воткинским заводом. Возведены искусственные сооружения, в том числе Городищевский, Ковровский и Галичский мосты. Построены 27 железнодорожных станций, депо, вокзалы, шпалопропиточный завод, железнодорожные мастерские (наиболее технически оснащённые в Коврове), жилые дома для служащих и рабочих: работали библиотеки, больницы. Подготовка кадров велась в училищах (в Коврове и Нижнем Новгороде).

В Государственном архиве Владимирской области имеется черновик письма владимирскому губернатору П.А. Шатохину от городского головы А.А. Никитина: «Главное общество Российских железных дорог в 1859 году заняло под устройство Московско-Нижегородской железной дороги более 11 десятин (по мнению городского головы) принадлежавшей городу земли, без согласия граждан и даже без спроса их». Основную часть денег за землю Владимир получил, а возмещение за спорные земельные десятины и сажени из-за отсутствия договоренности обеих сторон ‑ нет. Никитин просил губернатора помочь, указав причину своего беспокойства: во Владимире начались работы по строительству городского водопровода.
21 июня в 10 часов вечера рабочие железной дороги под руководством частного пристава Васильева и француза Луазона в отсутствие Авдотьи Семеновны самовольно сломали при ее доме сараи и другие постройки. Купеческая вдова 3-й гильдии Авдотья Семеновна Белоглазова из Владимира обратилась к губернатору Егору Сергеевичу Тиличееву с прошением возместить убытки, связанные с прокладкой железной дороги. «Под линию железной дороги отходит мой двухэтажный на каменном фундаменте дом с строением и землею в количестве 750 кв. саж., состоящие в ведомстве 1-й части близ Летнего перевоза… Строители железной дороги землею моей уже завладели, и другой год я не пользуюсь ею, ожидая вознаграждения законного... Прикажите строителям дороги до сломки моих строений и дома вознаградить меня добровольно … А до того времени воспретить застращивать меня и беспокоить завладением моею собственностью".
Подобные конфликтные ситуации тогда возникали нередко. Ведь железную дорогу решили тянуть прямо через город, вдоль Клязьмы. Жалобы и требования купчихи Белоглазовой продолжались. В итоге в 1862 году Общество железных дорог назначило Белоглазовой 6727 рублей 86 копеек компенсации за дом с пристройками и землю. Большей суммы Авдотье Семеновне добиться не удалось.
Борьба за выгодную продажу своего имущества Главному обществу российских железных дорог шла не на жизнь, а на смерть. Владимирские купцы Федор Алексеевич и его племянник Николай Васильевич Боровецкие бились до последней копейки. Первоначально они согласились с оценкой своей земли (15496 рублей 95 копеек), отошедшей Обществу. Но позднее предъявили претензии. По мнению Боровецких, «не входящая в состав железной дороги (имелось в виду только полотно с рельсами)» земля должна быть куплена у них на более выгодных условиях. В декабре 1861 года главный управлявший путями сообщения и публичными зданиями К.В. Чевкин, рассматривая спорное дело, вынес решение удовлетворить претензии Боровецких. В июле следующего года владимирские купцы опять обратились с жалобой на Главное общество российских железных дорог. Началась многолетняя тяжба. Прибегая к помощи владимирской полиции, Николая Боровецкого пытались заставить подписать все необходимые финансовые документы. Он же объявил, что к совершению оформления документов приступит не ранее, как по получении процентных 297 рублей 42 копеек. 11 февраля 1864 года купеческому племяннику Н.В. Боровецкому были выданы 135 рублей 63 копейки. Но Николай Боровецкий не успокоился. Очередное его «домогательство» Общество признало неправильным.
В октябре 1865 года Государственный совет утвердил отчуждение из владения Владимира под устройство Московско-Нижегородской железной дороги лишь 9 десятин 1478,8 квадратных сажень земли с выдачей оставшегося вознаграждения в количестве 3613 рублей 9 копеек. Из окончательного расчета исключили землю по берегам рек Клязьмы, Рпени и Лыбеди. В 1880 году на одном из заседаний Владимирской городской думы рассматривался вопрос о том, что Общество выплатило деньги Владимиру за отошедшие ему земли, а официальные документы на их владение отсутствовали. Указывалась и причина сложившейся ситуации: по мнению владимирцев, количество отобранных городских земель Общество значительно занизило.

Волнения рабочих на постройке Московско-Нижегородской железной дороги 1859-1860 гг.
Ковровские железнодорожные мастерские

29 мая 1860 г. торжественное освящение места и закладки здания Владимирской станции Московско-Нижегородской дороги. «Вокзал этот устроенный к открытию железной дороги в 1861 г., лучший из всех существующих по этой линии, как по обширности, так и по удобству и можно сказать по изяществу всех помещений; в особенности хороша зала 1-го класса, замечательная по убранству и грандиозным размерам; в зале, где производится выдача билетов пассажирам, помещается в богатой раме большой образ, художественной работы, изображающий св. велик. Князя Александра Невского и преп. Иосифа Песнописца, пред коим отправляются молебствия 4-го апреля каждогодно и постоянно теплится неугасимая лампада» (Кукушкин В.Г.).
С 2-го мая 1860 г. начаты работы по устройству железной дороги ниже г. Владимира, близ р. Рпени.
28 сентября 1860 г. вечером прибыл из Москвы первый локомотив.


Дореволюционная открытка.

19 марта 1861 года состоялось прибытие первого поезда во Владимир. Прибыл он из Москвы. Тогда только что построенный участок железной дороги Москва-Владимир еще не был официально открыт. И всё же по нему решили пустить экстренный состав для доставки во Владимирскую губернию долгожданного "Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости". В вагоны погрузили несколько сотен тюков с 5 тысячами экземпляров Положения. Их раздавали во всех населенных пунктах по пути следования. И получилось так, что с первым железнодорожным рейсом во Владимир пришла весть об официальной отмене крепостного права — важнейшей реформе Александра II.

14 июня 1861 года состоялось официальное открытие участка железной дороги Москва-Владимир на протяжении 177 верст. В этот день в Москву был отправлен пассажирский поезд, состоявший из четырёх вагонов и десяти платформ. Однако, по сведениям из истории железной дороги, этот поезд в пути потерпел крушение, так как дорога не была полностью готова к эксплуатации.
В итоге между Москвой и Владимиром стали регулярно курсировать два поезда. Один отправлялся из Москвы в 12 часов, другой из Владимира – в 14 часов.
2 августа 1862 г. был открыт для движения участок железной дороги от Владимира до Нижнего Новгорода, но ещё в течение 2–3 лет продолжались работы по укреплению насыпей, усилению искусственных сооружений, развитию станций.
Начальником дороги в 1863–1868 гг. был И. Ф. Кёниг.


Вокзал ж.д. и фабрика Никитина (слева). Фото 1874 г.

Вокзал. 1890-1900 гг.

«Дебаркадер – красивое, длинное здание (до 50 саж. дл.), одноэтажное с 3 надстройками посредине и по бокам; 5 пассажирских зал просторных и чистых; зал 1 и 2 кл. состоит из гостинной, хорошо мебилированной и роскошного буфетного зала, вверху квартиры служащих» (Субботин А.П., 1877 г.).


Железнодорожный вокзал. Кукушкин В.Г. 1876-1884 гг.
Вид с юго-запада, со стороны путей. Два фасада вытянутого здания контрастной окраски, в виде закрытой одноэтажной аркады с надстройками в центре и по бокам (1861 г.; разобран в 1970-е гг.). Окна нижнего яруса высокие, с арочным верхом; на южном фасаде по три окна в центре и по бокам – с замковым камнем. На южном фасаде 8 одинарных дверей, идентичных по оформлению окнам; из низ двое в центре, часть дверей открыта; фонари в простенках, через каждый 2-3 окна. На боковом фасаде вывеска «Владимир». На углах и стенах здания водосточные трубы. У бокового фасада легкая деревянная ограда и тележка для багажа. Перед зданием вокзала перрон, пути, справа на путях стрелки для перевода рельсов; на них круглое табло с номером «23».

Железнодорожный вокзал. В.И. Коренев. Нач. ХХ в.
Вид с юго-востока, со стороны путей. Два фасада протяженного здания контрастной окраски, в виде закрытой одноэтажной аркады с надстройками в центре и по бокам. На южном фасаде фонари на кронштейнах, на боковом фасаде вывеска «Владимир», на углах и стенах здания водосточные трубы. Рядом с боковым фасадом две деревянные будки, небольшой вагон. Перед зданием вокзала перрон с немногочисленной публикой, служащими в белых фартуках и столбами с керосиновыми фонарями; пути; на путях паровоз с грузовым составом; вдоль пути столбики ограждения. Над составом возвышается резервуар; за ним видно одноэтажное депо с многочисленными трубами на двускатной кровле. На переднем плане рельсы с разнообразными шпалами, сложенными в штабель; справа грузовая платформа с откинутым бортом.

«Самые удобные пути от Владимира – к востоку и западу; до Москвы 177 верст по жел. дороге (6 ½ часа езды, 5 руб. 31 коп. в 1-м классе, 3 руб. 48 коп. во 2-м классе, 2 руб. 21 коп. в 3-м классе) и 171 верст по шоссе, до Нижнего 233 вер. по жел. дороге (8-9 часов, 6 руб. 99 коп. в 1-м классе, 5 руб. 24 коп. во 2-м классе, 2 руб. 91 коп. в 3-м классе), от Санкт-Петербурга 787 верст по жел. дороге (9 ¾ - 26 руб.), от Твери 833 верст по ж. д. (4 ¼ - 10 руб.), Воронежа 727 вер. (9 – 22 руб.), Костромы 241 вер. (на Иваново-Вознесенск, 7 – 15 руб.), Ярославля 239 вер. (5 ¾ - 13 ¼ руб.), Тулы 358 вер. (4 ½ - 11 руб.), Рязани 362 вер. (4 ½ - 11 руб.), Казани 649 вер. (5 – 15 руб.), Киева 1023 вер. (13 – 34 руб.), Харькова 900 вер. (11 ½ - 27 ½ руб.), Кишинева 1611 вер. (22 ½ - 53 ½ руб.), Одессы 1584 вер. (21 ¾ - 52 руб.), Тифлиса 2203 вер. (40 – 80 руб.), Варшавы 1400 вер. (17 ½ - 42 руб.), Риги 1145 вер. (14 ¼ - 35 руб.), Ташкента 3271 вер.(120 – 200 руб.), Иркутска 4966 вер. (250 – 400 руб.)» (Губернский город Владимир в 1877 году. Субботин А.П.).

В 1878 г. были уложены вторые пути на участке Москва - Владимир (237 верст), в 1892 г. - до Нижнего Новгорода. В 1888 г. в подвижном составе эксплуатировались 3623 товарных и 268 пассажирских вагонов.
До 1894 г. дорога принадлежала Главному обществу железных дорог. В 1893–1895 гг. Московско-Нижегородская железная дорога объединена с Московско-Курской железной дорогой и Муромской железной дорогой, управление в Москве. Чистый доход - в пределах 4,7% от основного капитала (273 млн. руб. в 1900 г.).


Приезд В.И. Ленина во Владимир в 1893 году. С картины М. Мыслиной.

23 августа 1893 года по пути из Нижнего Новгорода в Петербург город Владимир единственный раз в жизни посетил Владимир Ленин для конспиративной встречи с марксистом Николаем Федосеевым, которая не состоялась.
Главным организатором свидания Ленина и Федосеева была революционерка Мария Гопфенгауз, - невеста Федосеева, как ее называли в советских исторических книгах о революционерах. Через Марию Гопфенгауз шла переписка Ленина и Федосеева. В тот день Мария добивалась, чтобы ее жениха выпустили из тюрьмы по болезни. (А надзор полиции и тюрьма - традиционная причина пребывания революционеров во Владимире). Однако Федосеева задержали под стражей еще на день. Так что Ленин и Сергиевский напрасно проделали путь пешком от вокзала к дому в Залыбедье, на северной окраине города, где была Подъяческая площадь (улица 10-го Октября). Комнату там Мария Гопфенгауз сняла специально для встречи двух выдающихся марксистов. Но напрасно несколько часов ждал Ленин Федосеева. Пришла Мария Гопфенгауз и сообщила, что Федосеева не выпустят, и Ленин уехал.

На месте дома, где побывал Ленин, была установлена стела 22 апреля 1970 года к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Памятник создан по проекту владимирского архитектора О.Г. Гусевой. В верхнем левом углу каменной стены записан год приезда В.И. Ленина во Владимир – 1893 г., внизу - фрагмент сруба, напоминающий, что дом был деревянный, и слова: "Здесь был В.И. Ленин, приезжавший для встречи с Н.Е. Федосеевым". Дом не сохранился. Он был снесен за ветхостью в 1925 году.

В постсоветское время стела, установленная на месте дома, где побывал Ленин, пришла в запущенное и захламленное состояние. Ее вновь всерьез постарались привести в порядок силами общественности и города в 2013 году.


Стела на месте дома, где побывал Ленин. ул. 10 Октября


Подъяческая площадь XIX век. В центре помечен дом куда приезжал В.И. Ленин для встречи с Н.Е. Федосеевым.

Схема маршрута, по которому проходил Ленин во время приезда во Владимир

У вокзала можно увидеть схему маршрута, по которому проходил Ленин во время приезда во Владимир. Горячие головы из числа историков компартии в советское время призывали сохранить старое здание вокзала только потому, что в нем 23 августа 1893 года бывал Ленин! Однако даже тогда к этому мнению не прислушались.
См. Посещение В.И. Лениным гор. Владимира в 1893 г.

Московско-Нижегородская железная дорога. Станция «Владимир» (кон. XIX века):
Начальник станции – дворян. Николай Николаевич Пестров. Помощники: пот. поч. гражд. Николай Григорьевич Бельский; мещанин Михаил Петрович Энодин; мещанин Павел Порфирьевич Любимов. Начальник депо – инженер технолог Эдуард Яковлевич Лянсберг. Помощники: мещанин Александр Федорович Долгов; инженер-технолог Аркадий Иванович Чекменев. Начальник дистанции – надв. сов. Петр Николаевич Алексинский. Ревизоры: надв. сов. Игнатий Максимович Сильверстов; граф Илья Иванович Головин. Кассиры: дворянин Иван Ромуальдович Мочарский; колл. рег. Василий Владимирович Виноградов; мещанин Михаил Павлович Михалевский. Врач при жел. дор. – колл. сов. Гаврил Георгиевич Божинский-Божко. Акушерка – Ольга Мих. Михайлова.




Резервуар железной дороги. 1870-е - 1883 гг.
Участок железной дороги с видом на владимирские соборы. На переднем плане рельсы и восьмигранное сооружение резервуара; первый ярус краснокирпичный с арочными окнами и белой отделкой, второй ярус -бревенчатый сруб «в обло», на консолях, на нем низкий и малый квадратный объем с круглой трубой. Деревянные ярусы покрыты железными кровлями, на восьмигранном ярусе - кровля с подзором. Слева угол депо и сложенное металлическое оборудование, справа дощатая будка.

Казарма нижегородской железной дороги от Ранга М.М.. Кон. XIX в.
Фасад одноэтажного дощатого строения под двускатной кровлей; посредине ризалит с треугольным фронтоном и входной двупольной дверью, над входом табличка с номером «111». По сторонам по два окна в наличниках; три из них распахнуты. На переднем плане перед казармой рельсы с дрезиной.

«Обязательное постановление.
На линиях Московско-Нижегородской и Муромской железных дорог, в пределах Владимирской губернии и полосы отчуждения:
1. Служащим и машинистам на означенных дорогах воспрещается отказываться от исполнения своих обязанностей.
2. Все самовольно, без разрешения начальства пущенные поезда задерживаются на станциях.
3. Все телеграммы, передаваемые по железно-дорожному телеграфу, представляются местным чинам жандармского железнодорожного управления.
Виновные в нарушении настоящего обязательного постановления подвергаются, в административном порядке денежному штрафу до 500 рублей или аресту до трех месяцев.
Настоящее обязательное постановление вступает в силу со дня объявления его в вышеупомянутых местностях.
Декабря 11 дня 1905 г. Подписал: Владимирский Губернатор, Егермейстер Высочайшего Двора И. Леонтьев».
«Обязательное постановление.
На станциях «Ковров», «Владимир» и «Орехово» Московско-Нижегородской железной дороги, объявленной мною в пределах Владимирской губернии 11-го декабря 1905 года на усиленной охране, воспрещается:
1. Доступ в вагоны и на перроны лицам, не имеющим проездных билетов.
2. Всякого рода демонстрации и пение революционных песен.
Виновные в нарушении настоящего постановления подвергаются, в административном порядке, денежному штрафу до 500 рублей или аресту до 3-х месяцев.
Настоящее обязательное постановление вступает в силу со дня объявления его на местах.
Владимирский Губернатор Сазонов.
Ноября 13 дня 1906 года».

«Станция „Владимир” Московско-Нижегородской жел. дор. Начальник станции — Дмитрий Иванович Казанский. Начальник 6 уч. службы тяги — инженер Николай Андреевич Фаворов. Начальник 10 уч. службы пути — инженер Альфред Альфред. Герке. Помощн. ревизора службы движения — Кирилл Алексеевич Москаленко. Ревизор станционного счетоводства — Иосиф Иванович Якубовский. Смотритель товарного двора — Сергей Федорович Тургенев. Помощ. начальника станции — Сергей Иван. Поздняков. Врач — Евгений Корнил. Юрасов.
Станция „Владимир” Рязанско-Владимирской жел. дор. Начальник станции — личн. почет. гражд. Иван Владимирович Щербаков. Помощники начальника станции: Харитон Степанович Панков, Петр Логинович Зайцев» (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год).

«В железно-дорожном училище при станции «Владимир» с самой весны чувствуется какой-то надрыв. Чего-то не хватает для успешной работы в деле просвещения.
Учащие указывают, как на причину «надрыва», на заведующего училищем, который, не подчиняясь товарищескому суду (неоднократному), не уступает свое место более достойному» (газета «Владимирская жизнь», 1917 г.).

«Влад. губерн. комиссар просит напечатать в газете следующее: Пассажиры, провозящие по железным дорогам предметы питания для себя и своих семейств, не должны подвергаться обыскам, а продукты, ими провозимые, не могут подлежать реквизиции» (газета «Владимирская жизнь», 28 сентября 1917 г.).
«7-го декабря 1917 г. состоялось собрание служащих, мастеровых и рабочих станции «Владимир». С докладом по текущему моменту и по вопросу об отношении к «совету народных комиссаров» и Учредительному Собранию выступил член областного совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов Гольман. По заслушании доклада собрание постановило: «Всеми силами поддерживать Учредительное Собрание и протестовать против ареста его членов. Всех товарищей железнодорожников зовем соединиться под лозунгом «Вся власть Учредительному Собранию». В связи с телеграммой об аресте революционным железнодорожным комитетом членов центрального ж.-д. комитета Александровской ж.-д. и других, собрание постановило: «1) Выразить решительное порицание против насилия над нашими избранниками, так как собрание не допускает даже мысли, чтобы избранники были кем-либо арестованы, тем более своими же товарищами. 2) Присоединиться к протесту других товарищей железнодорожников. 3) Требовать немедленного освобождения арестованных товарищей» (газета «Владимирская жизнь», 1917 г.).

В мае 1918 г. дорога передана в ведение НКПС (Народный комиссариат путей сообщения СССР).
12 сентября 1918 г. на станции Владимир была организована партийная ячейка, объединившая 47 коммунистов. Тогда в первую очередь нужно было вовремя отремонтировать паровозы, вагоны, железнодорожные пути и обеспечить беспрепятственное движение воинских эшелонов на фронты гражданской войны.
8 сентября 1922 г. на ст. Владимир, Ниж. ж.д. организовалась Участковая тройка по борьбе со взяточничеством. Район действий тройки распространяется на 560 верст по линии ж. д. Непосредственно борьбой со взяточничеством занята агентура в количестве 30 человек.
«Вокзал за последнее время принял более приличный вид и в отношении внешности и в отношении уменьшения бестолковости станционных распорядков. Конечно, многое еще не изжито, но начало сделано. Помещение стало более чистым, имеется буфет, даже кажется два, появились скатерти, цветы (НЕП!). Но к сожалению почти не функционирует агитпункт.
Библиотека не открывается из-за отсутствия электрич. лампочек, как объяснил сотрудник. Газеты не каждый день подучаются. Агитплакаты достаются с трудом.
Имеется книжный киоск с новинками современных изданий, есть газеты и журналы. Цены умеренные. Приступила к работам тройка по борьбе со взяточничеством.
Как общее явление, надо отметить, что вокзал и служащие подтянулись. Будем надеяться, что отмеченные нами недостатки исправятся и агитпункт откроет свою работу.
Вас. Б.» (газета «Призыв», 14 октября 1922 г.).
«Тише едешь, — дальше будешь».
Между станциями Владимир и Ковров ходит «рабочей» поезд. Он приспособлен для перевозки рабочих и учащихся, а потому и расписание времени прихода и отхода его точно соответствует времени начала и конца работы.
Но, в большинстве случаев, расписание не соблюдается и поезд аккуратно опаздывает на час—1 ½.
Кроме того, что он не бывает приготовлен ко времени отхода,— к нему прицепляется множество товарных вагонов, что еще больше тормозит скорость.
Нередко бывают вагоны с испорченными цепями, буферами и т. п. (газета «Призыв», 28 ноября 1923 г.).
1927 г.: «Через ст. Владимир ежедневно проходит поездов 10 пассажирских и 18 товарных. Владимирская станция довольно оживлена. Через нее ежемесячно проезжает около 450-500 тыс. человек. Станция находится под горой, в юго-восточной части города, и имеет, кроме пассажирского вокзала, два длинных товарных сарая, депо, вагонный сарай и прочие строения.
Товарное движение по Владимирской станции за 1925-26 год выразилось: прибыло грузов 146016,6 тонн, в том числе: хлебных грузов – 31166 т., семян масленичных – 4114,75 т., продуктов животноводства и скотоводства – 1295 т., рыбного товара – 1524,6 т., продуктов лесоводства – 44787 т., минерального топлива (каменного угля, нефти, керосина) – 47950,8 т., строительных материалов – 4459 т., продуктов пищевой и вкусовой промышленности – 8082 т. и прочих материалов – 2657,45 т.; отправлено грузов: 32836 т., в том числе: хлебных грузов – 8705 т., технических культур (льна и масленичных семян) – 541 т., продуктов животноводства и скотоводства – 344 т., рыбного товара – 475 т., продуктов лесоводства – 300 т., строительных материалов (кирпича и др.) – 18000 т. и прочих продуктов – 3971 т.
Владимир отправляет меньше, чем получает. Особенно сильное превышение ввоза над вывозом наблюдается в отношении хлебных грузов.
Главные предметы вывоза: строительные материалы (кирпич, цемент) и хлебные продукты, а ввоза: хлебные грузы, продукты лесоводства и минерального топлива.
Агитпункт при станции жел. дор. имеет своей задачей культурное обслуживание проезжающих через станцию рабочих и крестьян путем чтения лекций и докладов на темы антирелигиозного, политического, сельско-хозяйственного и санитарно-гигиенического содержания. При пункте имеется справочное бюро и читальня. Последняя обслуживает в месяц до 12000 человек » (Иванов А.И. Город Владимир на Клязьме. 1927 г.).

В 1930 году организован оркестр народных инструментов клуба им. Молотова. Под руководством К.К. Кобяко, по заслугам считается лучшим коллективом среди кружков художественной самодеятельности железнодорожников Владимирского отделения.

15 июля 1933 года было организовано вагонное депо станции «Владимир». Этим днем был датирован Приказ Народного комиссариата путей сообщения СССР о создании Центрального управления вагонного хозяйства. В результате на железных дорогах вагонные депо были выделены из состава паровозных депо. Конечно, создавалось вагонное депо не на пустом месте: вагоноремонтный участок во Владимире существовал с 1901 года.

В 1936 г. в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения из состава Московско-Курской железной дороги была выделена Горьковская железная дорога (в 1932 г. Нижний Новгород переименовали в Горький), а из состава Московско-Казанской - Казанская железная дорога.

«2 мая 1942 года во Владимир прибыла группа военных, которые стали экипажем бронепоезда «Феликс Дзержинский», построенного рабочими вагонного и локомотивного депо Владимирского узла.
Алексей Павлович Володин вспоминал: «Настроение тогда у нас приподнялось, когда по зубам фашистам дали под Москвой, но мы понимали, что повозиться с ними придётся не один год. Вот мы и решили бронепоезд сделать. Чтоб помогать врага бить. Вагонному депо поручили изготовить две броневые боевые площадки, а локомотивному – бронепаровоз. Строили во внерабочее время. Никто и не подумал, чтобы план нам уменьшили по ремонту вагонов. Правда, выделили специальную бригаду из восьми человек, которые должны были только бронепоездом заниматься. В эту бригаду были включены П.В. Митрофанов, П.А. Гришин, П.И. Грибков.» Рабочие взяли два вагона, разобрали их, оставили одни платформы, начала «вязать» каркас. Опыта строительства бронепоезда у них не было. Видели их лишь в кино, да однажды на станции, когда шёл бронепоезд из Горького. До всего доходили сами. Много работы было у инженеров – Ламасского Ивана Павловича и Лобанова Николая Петровича.
Иван Павлович Ламасский рассказывал: «Без инициативы, творческого подхода к делу, трудового напряжения мы так быстро во внезаводских условиях бронепоезд не построили бы. Представьте, что необходимо поднять на определённую высоту и точно на место поставить лист брони в полторы-две тонны весом, когда нет ни кранов, ни каких-либо других механизмов. Помогла сметка мастера автоматного цеха Леонтия Ефимович Панько». Многое зависело от работы сварщиков. У сварщика Петра Ивановича Грибкова был не только точный глаз, он и крепкая рука. Ведь он, вырезая глазки и амбразуры, ни на миллиметр не отходил от заданных, прочерченных по линейке линий. Под стать ему были рабочие П.А. Гришин, П.В. Митрофанов.
Была первая половина 1942 года. Броня была на вес золота, а строительство бронепоезда никто не планировал. С трудом удалось добыть лишь тонкую сталь. Для обшивки боевых площадок она не подходила. Но нашли выход и из этого безнадёжного положения. Решили, чтобы добиться требуемой прочности, между двумя броневыми листами заложить бетон, насыщенный мелкой стальной стружкой. Испытания показали, что эта защита оказалась весьма надёжной… Бронепоезд был построен.
Один из членов экипажа бронепоезда, Владимир Довгулев потом вспоминал: «Приехала наша группа военнослужащих во Владимир 2 мая. В нашу задачу входило оказание помощи железнодорожникам в завершении строительства бронепоезда. На боевых площадках мы установили четыре стомиллиметровые пушки, двенадцать пулемётов. …В заключительной стадии строительства бронепоезда нам помогали и рабочие владимирских заводов. На ветке, идущей в Гусь-Хрустальный, провели боевые испытания; комиссия приняла бронепоезд с хорошей оценкой. С этого момента он стал считаться 25-м отдельным бронепоездом войск НКВД и назван был „Феликс Дзержинский“».
В августе владимирцы тепло проводили экипаж бронепоезда на фронт. Железнодорожники вручили экипажу Красное знамя. Когда он тронулся в путь, духовой оркестр играл марш.
Оснащенный орудиями, снятыми с боевых кораблей, «Феликс Дзержинский» из Владимира успешно воевал до конца войны. Первый бой „Феликс Дзержинский“ принял в 1943 году в районе Смоленска. Бронепоезд помогал пехоте артиллерийским огнём. Пушки на бронепоезде были с военных морских кораблей и могли поражать цель до 25 километров в радиусе. В случае необходимости они могли быть зенитками. Когда фашистские самолёты пытались атаковать бронепоезд, то после первых же выстрелов охота эта у них пропадала.
„Феликс Дзержинский“ участвовал в боях на Смоленщине, в Белоруссии, в Польше. И везде его действия командованием оценивались хорошо. В этом была большая заслуга нашего командира, майора Ю.Ф. Мушкета. Юрий Филиппович был опытным боевым командиром.
Экипаж бронепоезда был расформирован летом 1946 года, а бронепоезд поставлен на запасном пути одной из украинских станций.
В архивном деле нет никаких документальных свидетельств о названии бронепоезда, построенного владимирскими рабочими. Имя Феликса Дзержинского нигде не упоминается» (По статье Яны Крюковой «Бронепоезд "Феликс Дзержинский"» // Поиск. Никто не забыт, ничто не забыто. Владимир, 2010.).

«30 июля 1944 г. проводился традиционный Сталинский день железнодорожника.
Железнодорожники Владимира встретили свой праздник многими производственными успехами.
Путейцы первой дистанции, развернув социалистическое соревнование в честь праздника, к 30 июля годовой план среднего ремонта пути по классификации № 1 выполнили на 150%, по классификации № 2 – на 123%. На 62% перевыполнен план постановки на щебень стрелочных переводов.
Неплохо потрудились связисты. Капитальный ремонт устройства связи закончен на два месяца ранее срока. На 13 дней раньше закончен средний ремонт линии связи. Выполнен к празднику план среднего ремонта высоковольтной линии.
Хорошие показатели имеют станционники. По сравнению с апрелем они почти в два раза сократили простой вагонов на станции, держат рабочий парк вагонов ниже нормы.
В ходе подготовки к празднику во всех цехах, сменах, бригадах агитаторы проводили беседы о значении Сталинского дня железнодорожника и задачах железнодорожного транспорта в Великой Отечественной войне.
29 июля прошли общие рабочие собрания по всем предприятиям узла, посвященные празднику. В клубе имени Молотова 30 июля состоялось торжественное заседание железнодорожников узла. С докладом выступил директор – подполковник движения тов. Ольховатов, начальник Владимирского отделения движения. С приветствием железнодорожникам по случаю праздника выступил секретарь горкома ВКП(б) тов. Мирский. От фронтовиков собравшихся приветствовал какпитан тов. Штуров.
Лучшие железнодорожники узла награждены значками «Почетному железнодорожнику» и «Ударнику сталинского призыва».
Владимирские железнодорожники послали приветственную телеграмму своему наркому генерал-директору путей сообщения Л.М. Кагановичу.
Ф. Ланге” (газета «Призыв», № 151, 1 августа 1944 года).
«…Цепь самых захватывающих приключений начинается с самого Владимирского вокзала. Здесь, для того, чтобы приобрести железнодорожный билет, надо преодолеть темную, как могила, лестницу. Идти по ней приходится наощупь, цепляясь за стены. Один неверный шаг, и неосторожный пассажир рискует пересчитать ребрами десятка два крутых ступеней.
Кассы помещаются в тесном коридоре, в котором негде упасть не то что яблоку, но и кедровому орешку. (Впрочем, билет покупать необязательно, так как не было еще случая, чтобы в пригородных поездах когда-либо билеты проверялись).
Однако, это только начало, Администраторам вокзала иногда приходит в голову несчастная мысль навести порядок на перроне, но, поскольку это дело не по их разумению, оно неизменно завершается невообразимой давкой и сутолокой. Служащие вокзала и милицейские чины закрывают все выходы на перрон и забывают при этом сколько у них дверей. Охваченные паникой пассажиры, нагруженные тюками и чемоданами, мечутся от одной закрытой двери к другой, натыкаясь на грубые окрики и пинки «блюстителей порядка».
За пять минут до отправления поезда открывается какая-то собачья лазейка. Толпа пассажиров вылетает на перрон и бешено штурмует отходящий состав.
Ради обогащения буфетных официанток поезда отправляются без звонков. Когда посетитель буфета в ужасе видит отходящий поезд у него сразу отшибает аппетит к еде и память о нескольких рублях, которые «забыли» сдать ему официантка.
Освещающие вагоны свечи, длиной не более сантиметра, крайне недолговечны. Они горят короткие мгновения и гаснут до того, как поезд отправляется в путь.
Нельзя сказать, что ехать в поезде скучно. От Владимира до Петушков по вагонам шляются подозрительные личности. Развлекающие пассажиров своим искусством. Одни поют романсы, другие молитвы, третьи, несмотря на давку, ухитряются даже плясать.
Поезд № 163 прибывает в Петушки с обязательным опозданием на 1.5-2 часа. Если вспомнить наши великолепные экспрессы, которые, отмахав десятки тысяч километров, прибывают к финишу секунда в секунду по графику, становится просто удивительно, как это на перегоне в 60 километров можно достигнуть двухчасового опоздания?
Поезд останавливается перед закрытым семафором в полукилометре от Петушков. И тут начинается марафонский бег пассажиров по направлению к станции, спешащих застать Московский поезд.
В Петушках в одно и то же время встречаются три поезда: Ковровский, Московский и Горьковский. Пассажиры перебегают с одного пути на другой с явным риском попасть под колеса.
Надо отдать справедливость, на станции Петушки сделано решительно все для неудобства пассажиров. Достаточно отметить, что касса устроена на перроне. Пассажиры стоят в очереди всю ночь под ветром и дождем.
Кассирша Нечман – тонкий психолог. Она понимает, что пассажиру, покупающему билет, уже не до сдачи. Пользуясь этим обстоятельством, она бессовестно обсчитывает счастлицев, получивших из ее рук билеты.
Солидный и благодушный начальник станции Петушки тов. Барышев считает, видимо, что в его владении обстоит все благополучно, и редко посещает их ночью, в самое горячее, тревожное время.
Милиция, представленная здесь кокетливыми девицами. Оказывает содействие только избранным лицам.
Другие станции – Муром, Новки, Тума, и другие пригородные поезда не имеют существенного отличия от Петушков и злосчастного поезда № 163. Такие же безобразия творятся и там.
Ив. КОШКИН» (Газета «Призыв» № 217 Пятница 2 ноября 1945 г.).
Составитель поездов Владимир Николаевич Платов сумел обеспечить формирование тяжеловесных поездов. Его опыт был обобщен и широко использован по всей стране. В августе 1959 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1961 г. в результате слияния Горьковской и Казанской магистралей возникла Горьковская железная дорога.


Открытие электрифицированного участка Петушки-Владимир. 1959 г.

Много сил вложили владимирские железнодорожники в электрификацию дороги, которая была завершена в конце 1961 г., а в январе 1962 года со станции Горький-Сортировочная во Владимир пришел первый электровоз Н-60 № 316. Прибытие его стало праздником для владимирских железнодорожников. Переход на электрическую тягу, оборудование стрелок электроцентрализацией позволили значительно увеличить производительность труда, улучшить условия работы.
30 мая 1971 года со станции Владимир в Москву отправилась первая электричка. Так «длинная, зеленая и колбасой пахнет», как шутили в советском анекдоте-загадке, соединила ежедневными рейсами на электрической тяге бывшую и нынешнюю столицы Руси.


Вокзал. 1966 г.


Улица вокзальная. Расчистка территории перед строительством вокзала. 1971 г.

Строительство нового ж.д. вокзала

Строительство нового ж.д. вокзала. 1973 г.

Старый вокзал. 1970-1971 гг.

Железнодорожный вокзал был построен взамен старому в 1975 г. Его проект разработали в институте "Мосгипротранс" архитекторы М. А. Готлиб, В.Я. Евстигнеев, Е.Н. Кмитович, Ю.Я. Малюшкин. Фасады вокзала отделаны белым камнем - известняком, что придает ему торжественный и нарядный вид.


Старый и новый ж.д. вокзалы. 1975 г.

Место, где был старый вокзал



ЖД вокзал Владимира


Привокзальная площадь

«Базары на… улицах
«Торговля запрещена. За нарушение штраф 25 руб.». Такая надпись установлена у привокзального сквера. Но не верьте этой надписи!
Посмотрите на вокзальную площадь в часы прихода Тумского и Ковровского поездов. Она превращается в настоящий базар. Торгуют молоком, яйцами, сметаной, творогом, картошкой. На строгую надпись никто не обращает внимания.
Даже на центральных улицах города прочно укрепились такие нелегальные базары.
В утренние часы можно видеть базары по ул. Фрунзе против стадиона «Локомотив», на углу ул. им. Чехова и т.д. Бойко идет торговля и на ул. им. Пушкина – напротив гаража ДЭУ. Торговля производится в самых антисанитарных условиях. Особенно это опасно в летнее время, когда подобные «базары» могут стать источником желудочно-кишечных заболеваний» (газета «Призыв» № 239, Воскресенье 19 июня 1941).
«Когда привокзальную площадь приведут в порядок?
По решению бюро городского комитета партии и исполкома горсовета руководители Владимирского железнодорожного узла обязаны были весной и летом 1944 года произвести работы по благоустройству вокзала и всей привокзальной площади, подготовить дома и рабочие общежития к зиме. Однако все сроки прошли, а руководителя узла еще не приступили к выполнению этого решения.
Красивое здание вокзала настолько запущено, что производит отталкивающее впечатление. Окраска здания облезла и наружные стены имеют какой-то неопределенный грязный цвет. Перрон станции имеет выбоины.
В парикмахерской вокзала обваливается штукатурка, с верхнего этажа протекает вода. Клиент как бы дополнительно к бритью и совершенно бесплатно получает... душ.
Комната матери и ребенка также требует неотложного ремонта: пол сгнил, штукатурка обвалилась. Ванна и уборная вышли из строя, титан изломан. Негде даже посушить пеленок.
Давно пора начать ремонт столовой ОРСа станции Владимир, нo пo заявлению заведующего столовой на ремонт ее нет ни сметы, ни проекта.
Привокзальная площадь имеет также неприглядный вид. Когда-то красивый сквер, огражденный невысокой железной решеткой, замусорен, зелени в сквере почти нет, если не считать трех худосочных клумб. Деревянная ограда в нескольких местах сквера поломана и даже не покрашена. Вид сквера убогий. Мусор с привокзальной площади не убирается.
Темным местом около депо, видимо, никто не интересуется. Под мостом устроили свалку нечистот. Вытекающая из крана вода отведена и она размывает стены моста, что приводит к разрушению его.
Ответственными лицами за ремонт вокзала и вокзальных построек, равно и за благоустройство привокзальной площади, являются заместитель нач. отделения тов. Матвеев и начальник вокзала тов. Ермолаев. Однако оба они безответственно относятся к благоустройству вокзала и площади, свыклись с грязью и бескультурьем.
Первое знакомство пассажира с городом происходит на вокзале. О городе он судит по культурному внешнему виду перрона, вокзала и привокзальной площади. А владимирский вокзал очень неказист.
Бригада «Призыва» и горсовета А. Черноброва, Е. Щедрова» (газета «Призыв» 13 июля 1944).


Фрагмент из фильма "И снова утро" (реж. Г. Казанский, 1960)


Железнодорожная линия Владимир - Тумская

См. Железнодорожная линия Владимир - Тумская

Улица Вокзальная

Улица Вокзальная расположена от ул. Урицкого до площади им. Фрунзе. Название подтверждено постановлением президиума горсовета от 24.12.1927 г.

Улица Вокзальная (правая сторона)


Ул. Вокзальная, д. 12


Ул. Вокзальная, д. 14. Владимирская дистанция сигнализации и связи.

ул. Вокзальная, д. 14.
Бывшая школа № 4. СЭГ 3472 (04.12.41 — 15.10.43).

"Чертов мост". Рабочий спуск.

Ул. Большая Нижегородская, д. 62. Владимирский ликеро-водочный завод.



Улица Вокзальная (левая сторона)

Улица Вокзальная от Казаринова п. до Вокзального спуска (1899 г.)
Правая сторона: 2. Вокзал ж. д.
Левая сторона: 1. Дом Панкова, 3. Казармы 10-го Гренадерского Малороссийского полка, 5. Дом Горшкова, 7. Дом Лукьянова.


Фрагмент карты гор. Владимира 1899 г.

Казармы 10-го Гренадерского Малороссийского полка


У вокзала. 1970-1975 гг.

Вокзальная площадь, д. 1. Автовокзал введён в строй в феврале 1991 г.

Привокзальная площадь. Нач. XX в. Стекло, негатив на стекле. 9x12. На снимке, сделанном от владимирского железнодорожного вокзала - часть вокзальной площади и улица, идущая от вокзала в город. Слева по улице - каменный трехэтажный дом с “номерами для приезжающих” И.П. Николаева и “торговлей” купца Малышева. Далее - ярусная Мироносицкая церковь с колокольней (1776 г, снесены в 1929 г.). Справа - двухэтажный дом с трактиром и “номерами” П.К. Белова. На дверях - рисованная реклама с самоваром. В глубине кадра - забор, дом, деревья. На переднем плане - извозчик на лошади, запряженной в пролетку. Возле фонарного столба - группа людей.



Объявление 1908 г.

Ул. Вокзальный спуск, д. 3

Улица Вокзальная от Вокзального спуска до проулка NВ (1899 г.):
9. Дом Белова, 11. Дом Паникова, 13. Дом Паникова, 15. Дом Паникова, 17. Дом Никонова.


Внизу ул. Вокзальная, дом Паникова, дом Никонова и проулок NВ

От проулка NВ до Докукина п. (Вокзальный пер.):
19. Дом Петровского, 23. Дом Овсянникова, 25. Дом Кондратьева, 27. Дом Чернышева, 29. Дом Чернышева, 31. Дом Рябова, 33. Дом Ермолаева, 35. Дом Ермолаева, 37. Дом Голованова.


Ул. Вокзальная, д. 47. "Ритуальный Дом"

Вид дома 47 по ул. Вокзальной в 2001 году

От Докукина п. (Вокзальный п.) до Жандармского спуска (Рабочий Спуск):
39. Дом Фирсова, 41. Дом Борисова.



Ул. Вокзальная, д. 65а. ФСК "Локомотив" (справа).

Ул. Вокзальная, д. 69, 67, 65

Площадь Фрунзе. Слева Молодежный сквер


Музей железнодорожного транспорта во Владимире

1 августа 1999 году на месте снесенного старого здания железнодорожного вокзала был установлен памятник, посвященный истории проходящей через г. Владимир Горьковской железной дороги – одной из старейших в стране: на фрагменте железнодорожного полотна с рельсами стоит паровоз. Установлен, как символ трудовой славы локомотивного депо Владимир.


Улица Вокзальная, д. 12

Паровоз серии Л №0801 построен в 1952 году Коломенским заводом (конструктор Лебедянский Л.С.). Приписан к депо Владимир. Работал на участках Орехово-Владимир-Горький, с 1962 г. Ковров-Муром, Владимир-Тумская. После использовался, как маневровый ст. Владимир и в 1995 г. переведён в госрезерв.
Рядом с ним позже появились антикварный семафор, грузовой вагон узкоколейки, а также мемориал в честь погибших на войне железнодорожников.

Крытый грузовой вагон №2335 узкой колеи построен в 1962 году и до 1999 г. эксплуатировался на участках Тумская-Рязань-Пристань и Тумская-Голованова дача. С 1999 по 2002 гг. находился в запасе МПС. В 2002 г. установлен в музее, как символ трудовой славы вагонников депо Владимир и Тумская.


Владимирским железнодорожникам, погибшим на фронтах ВОВ 1941 - 1945 гг.

АЛЛЕЯ «120 лет Трансибу» заложена в честь юбилея строительства транссибирской железнодорожной магистрали сотрудниками Горьковской железной дороги 14.05.2011.


Музеи Владимирской области.
Муромский железнодорожный вокзал.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (03.05.2015)
Просмотров: 3283 | Комментарии: 1 | Теги: Музеи, дорога, Владимир, памятники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1
В тексте имеется неточность! Командир 25-го Отдельного БЕПО майор Мушкет Юрий Филиппович. По статье Яны Крюковой «Бронепоезд "Феликс Дзержинский"» командира именуют Юрий Павлович. Документы найденные на форумах и табличка указывают на ошибку.
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика