Главная
Регистрация
Вход
Среда
15.07.2020
20:30
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1278]
Суздаль [392]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [417]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [108]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [129]
Гусь [150]
Вязники [274]
Камешково [93]
Ковров [373]
Гороховец [118]
Александров [244]
Переславль [108]
Кольчугино [73]
История [39]
Киржач [81]
Шуя [103]
Религия [5]
Иваново [55]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [99]
Писатели и поэты [99]
Промышленность [89]
Учебные заведения [107]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [47]
Муромские поэты [5]
художники [23]
Лесное хозяйство [12]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [241]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Захаров Ян Павлович

Ян Павлович Захаров

Д. ЗАРЕЦКИЙ. АВГУСТЫ ЯНА ЗАХАРОВА. 1985 г.


Ян Павлович Захаров

Всякий раз, приезжая во Владимир, а таких поездок по долгу службы у Яна Павловича Захарова немало, память его обязательно всколыхнется. Там, где сейчас Дом культуры химзавода, пас он с мальчишками коз, играл в футбол; в тогда еще единственном в городе парке Пушкина готовился к экзаменам и назначал первые свидания; а с тракторным заводом связаны, кажется, самые лучшие годы жизни. Родной город Владимир!
А теперь и Вязники — родной. И, возвращаясь, он думает о том, что много предстоит здесь еще сделать, построить, украсить — мысли его обращены в будущее, и, хотя тоже есть уже повод для воспоминаний, в Вязниках они не находят его: слишком много горячей ежедневности у первого секретаря горкома партии, слишком много забот о завтрашнем дне.
Думал ли Ян Павлович Захаров, что станет партийным работником? Вопрос этот далеко не праздный, как может показаться на первый взгляд. В юности он хотел стать инженером. И стал им. Он и сейчас, если хочет что-то объяснить, четче выразить свою мысль, берется за карандаш и бумагу, чтобы набросать эскиз, подсчитать, увидеть в чертеже точки опоры и нагрузок в любом деле. Это в нем осталось от института, от работы на тракторном.
Люди, с которыми он работал, видели в нем не только хорошего «технаря», но и умелого организатора, способного быстро оценивать обстановку, понимать суть явлений и активно вмешиваться в них. Поэтому, сам того не замечая, он был под пристальным наблюдением людей опытных, старшего возраста, и, когда пришло его время, когда ему сказали «пора», он вдруг сам почувствовал и узнал возможность быть партийным работником.
Ему везло на воспитателей, на хороших людей, в этом он счастливый человек.
И первыми в их ряду были отец и мать. Отец, Павел Петрович, старый солдат. Воевал он, как тогда говорили, в германскую войну, был ранен, попал в плен. Из плена вернулся с молодой женой, полькой Брониславой. Отсюда у Захарова и польское имя Ян. В деревне, в Судогодском уезде, жить было трудно — видно, родные не очень-то одобряли выбор солдата, и семья Захаровых перебралась во Владимир. Отец стал работать пожарным. Но деревенский уклад жизни сохранился. Поселились они на окраине города, имели корову, птицу, и поэтому с малых лет Яну не занимать было возможности в полной мере изведать крестьянского труда.
Ян Павлович Захаров родился 25 августа 1925 года во Владимире. Отец учил трудолюбию и экономии, мать — аккуратности. Заготовка дров и сена на зиму, хлопоты по хозяйству и пастьба скота — все это было обычным для мальчишек городских окраин, пока не начали строиться цеха химического, «Автоприбора» и других заводов.
Старинно-захолустный город Владимир просыпался от вековой спячки, становился городом больших предприятий и, казалось, начал расти и вширь и ввысь, а вместе с городом подрастала молодежь. Тогда-то услышал Ян слово «инженер», и оно понравилось ему. После семи классов он стал студентом Техникума, но тут — началась война...
Ученье было недолгим. В январе сорок третьего всех парней его курса призвали в армию. Пока их стригли и мыли в бане, шутили они и смеялись:
— Ну, все! Теперь фрицам капут.
— Пополнение что надо.
— Да от одного нашего вида побегут...
Когда переодели — время шуток кончилось. Старшина, не торопясь, всех построил, подал команду. Матери, каким-то чудом узнав, что их сыновей перед отправкой будут мыть в бане, стояли вдоль дороги, уже не смея подойти к ним.
— Что, дяденька, мы прямо на фронт? — спросил кто-то у старшины.
— Прямо, — ответил тот. И не поняли: то ли это команда, та ли ответ на вопрос.
Но до фронта было далеко. Пешим маршем пришли они в Суздаль. Там располагалось Винницкое пехотное училище. Курсанты участвовали в боях на Северном Кавказе, а основной состав кадровых офицеров и сержантов в Суздале готовил младших командиров для действующей армии.
Занятия длились по пятнадцать, а то и по семнадцать часов. Командир взвода лейтенант Романько был ненамного старше их, новобранцев, но относились они к нему с большим уважением. Ян впервые встретил такого одержимого, преданного своему делу человека, учился у него, и память не случайно сохранила так четко именно это юношески восторженное лицо среди многих офицеров, с которыми приходилось встречаться.
Август для Захарова — месяц особенный. Он родился в этом месяце в двадцать пятом году. В августе сорок третьего попал на фронт истребителем танков.
Весь месяц были в наступлении, успели пообвыкнуть на фронте, но настоящие бои, затяжные и кровопролитные, начались во второй половине сентября на подступах к Чернигову.
Ночью их роту перебросили на машинах, и был получен приказ: с утра взять деревушку и держать ее до прихода наших танков.
Начался бой. Вместе со своим напарником Виктором Алешиным, Ян ощущал значительность происходящего. Это не было похоже на ленивую окопную перестрелку, это была атака почти с ходу, в таких участвовать еще не приходилось.
В ходе боя Алешин предложил: «Надо перебраться на ту сторону улицы, окопаться — вон там. Будем держать под прицелом сразу две дороги». Подхватив противотанковое ружье и ящик с патронами, они поспешили вперед.
Им казалось, что бежали они долго-долго. На самом деле от одного плетня до другого было не больше двадцати метров. Но эти метры хорошо простреливались. И по ним стреляли. Они не успели и словечком переброситься, просто удивленно посмотрели друг на друга — живы, и стали ждать. Но танки по улице не пошли.
Где-то ухнул взрыв. Им на спину посыпались яблоки, сочные, краснобокие. Ян поднял одно, машинально надкусил и замер — он увидел танк, который, ломая деревья, шел через сад.
— Бей! — закричал напарник, но Ян не услышал крика, понял это только по одним губам.
Из танка их не видели. Но, казалось, полсотни тонн металла надвигалось на них неотвратимо, чтобы расплющить и смешать с землей. У Яна похолодело в груди. Но он вспомнил науку Романько: не терять глазомер, не теряться самому. Целился в левую гусеницу и попал. Он это почувствовал даже раньше, чем увидел, как лопнул трак, и танк остановился.
Вдруг застрочил пулемет. Ян почувствовал, как обожгло руку, увидел, как упал Алешин...
Потом был медсанбат, госпиталь, операция. Ранение оказалось серьезным. Правая рука почти не действовала, и служба для него окончилась. А орден Красной Звезды за этот бой нашел его уже через много лет после войны.
...Во Владимире было много нового. Город стал областным центром. Строился тракторный завод. Захаров продолжил учебу в техникуме, понимая, что народному хозяйству нужны специалисты. Рука действовала также плохо. И он придумывал себе упражнения, разрабатывал мышцы, увеличивал нагрузку.
Практику бывший воин проходил на тракторном заводе. Была осень. Холод в цехах. А работа шла. Почти возле каждого станка горел костерок, где отогревались работающие на них, в основном, подростки и женщины. Чумазые, прокопченные, они походили на чертенят в аду. Но большинство из них были уже неплохими мастерами. Молодежь быстро находит общий язык, и вот уже Ян Захаров свой парень в цехе шасси.
Быстро рос завод, быстро росли люди. В 1949-м Ян Павлович стал коммунистом. И снова ему повезло на хороших людей, хороших учителей. Главными технологами ВТЗ, каждый в свое время, были опытные специалисты В.М. Игошин, И.Ф. Литваковский, Б.П. Романов. Последний сейчас заведует кафедрой политехнического института, и до сих пор Захаров поддерживает с ним дружеские отношения. А тогда учился у них. Учился самостоятельно решать сложные производственные и технологические задачи, управлять людьми, организовывать их. Учение это тоже было не из легких, и разговоры с рабочими часто кончались не так, как хотелось молодому инженеру. Порой он излишне горячился, тогда контактов вовсе не получалось.
А работы и проблем было много. Начинали осваивать новую марку трактора. «Универсал» становился историей, на смену ему шел легкий и маневренный «Владимирец». Ян Павлович с головой уходил в работу. Впрочем, не только он. Рождения нового трактора ждали все. Нужны были выдержка и терпение, самостоятельность и инициатива. Этому приходилось учиться у рабочих цеха. В раздумьях, спорах, жарком труде рождалась истина — каким быть новому трактору. Истина становилась делом.
Он помнит такой случай. Цех заваливал план по изготовлению деталей. Рабочие за смену делали их не больше пятидесятисемидесяти штук, а по всем расчетам выходило, что делать их можно значительно больше.
Начальником цеха тогда был Н.И. Маркелов.
— Ты убедительно доказываешь, Захаров, — говорил он, — что деталей мы можем выпускать больше. Но с тобой не все согласны. Поскольку ты технолог, — иди и сумей доказать это рабочим.
Технолог возился с новой оснасткой, рассчитывал время операций, сам становился к станку. Его поддерживали токари Виктор Баранов и Виктор Земсков. А через неделю-полторы практически каждый станочник выдавал в смену по 120 деталей.
Цех шасси и весь тракторный завод Ян Павлович считает великой школой товарищества и взаимодействия.
Секретарем парткома был тогда Е.И. Вьюнов, будущий генеральный директор производственного объединения «Автоприбор». Он первый обратил внимание на организаторские способности Захарова, предложил поработать ему вначале в комитете комсомола, потом — в парткоме.
— Поверь, быть тебе партийным работником, — говаривал ему Евгений Иванович.
Пророческими оказались его слова, но тогда до их осуществления было еще далеко.
Затем он — студент Всесоюзного заочного машиностроительного института. В 56-ом окончил заочно Всесоюзный машиностроительный институт.
Потом — технолог, старший технолог, заместитель начальника, начальник цеха.
С 1957 по 1960 год Ян Павлович работает во вновь созданном Владимирском совнархозе, главным технологом управления машиностроения и металлообработки Владимирского совнархоза. Задачи были новые, интересные, масштабные. Тогда в городе работало немало специалистов из Москвы, ставших впоследствии министрами республик и страны. Это были крупные люди, которые мыслили государственными категориями, критически оценивали состояние дел и приучали к этому своих подчиненных. И это качество вскоре пригодится будущему секретарю горкома партии. Впрочем, и в совнархозе он вначале — заместитель, а потом и секретарь парткома.
В августе 1960-го Захаров едет учиться в Высшую партийную школу при ЦК КПСС в Москву. Учеба в школе дала систему партийных знаний. Предсказание Е.И. Вьюнова начало сбываться.
С 1962 года он – заместитель заведующего отделом партийных органов Владимирского обкома КПСС.

В августе 1965 года его избирают первым секретарем Вязниковского горкома КПСС. Снова август, снова поворот в судьбе, снова начало. А начало — это приобретение знаний.
Коренастую, плотную фигуру Захарова видели на фабриках и на стройках, у дорожников и у школьников, в общежитиях и красных уголках. Новому секретарю горкома необходимо было быстро войти в курс дела. Начиналась новая пятилетка. Планирование хозяйства такого города, как Вязники, требовало непременного участия в нем партийных органов и компетентного слова первого секретаря.
Вязники по праву занимают ведущее место в области по производству льняных технических тканей. Однако, развитие текстильной промышленности в городе несло с собой свойственную ей однобокость в демографическом плане, поэтому не раз и не два говорилось о развитии машиностроения в городе, о привлечении мужской рабочей силы. Нельзя сказать, что до Захарова не занимались демографическими проблемами. Занимались. Но решаться они начали при нем.
Ян Павлович добился строительства завода автотракторной осветительной арматуры именно в Вязниках: были и другие претенденты, и везде — свои плюсы и минусы. Отстаивая в высоких кабинетах вязниковский вариант, Ян Павлович делал акцент на демографическом дисбалансе между женским и мужским населением текстильного городка, и к его доводам прислушались.
Когда же «добро» было получено и стройка началась, он присутствовал на всех оперативках, не раз поднимался на крыши строящихся корпусов. «Он строительством завода занимался основательно, — говорит В.С. Дедов, – при острой необходимости ездил в ЦК партии, в Министерство строительства. Он прекрасно знал всех начальников цехов, ценил в людях деловые качества. Завод, конечно, был главной его заботой, но кроме завода нужно было построить всю инфраструктуру: жилые дома, школу, детсад, профессионально-техническое училище. Все это было построено, но какое потребовалось напряжение моральных и физических сил при всегдашней нехватке средств, материалов, людских ресурсов, может понять только тот, кто через это прошел. Ян Павлович умел «держать» свои кадры. Я 10 лет был секретарем парторганизации завода. Та же картина была и на других предприятиях: РСУ, Текмаше, Паркоммуне и других. Периодически организовывались поездки секретарей парторганизаций по местам боевой славы — в Киев, Минск, Курск, Белгород. Он при выезде на эти 5 дней провожал нас с напутственными словами. Все это сплачивало партактив вокруг горкома партии. Замечательно были организованы Яном Павловичем мероприятия по налаживанию советско-чехословацкой дружбы. Мне довелось побывать в Дечине с делегацией города, принимать у нас чешских товарищей. Проходил обмен детскими делегациями. Помню, чешских детей спросили, что им у нас понравилось. Они сказали, что суп из кваса – окрошка то есть. Как бы там ни было, жилой микрорайон близ ЗОА стал называться Дечинским, а открытая в новом строящемся микрорайоне Ефимьево школа №6 получила имя советско-чехословацкой дружбы. Ян Павлович думал о будущем завода: на производство кадры привлекались перспективами гарантированного получения жилья, мы отправляли молодых людей на предприятия других городов. В дальнейшем планировалось строительство еще одного — мембранного завода, четвертого микрорайона на поле близ деревни Болымотиха, заводской базы отдыха в Комзяках…»
Это было важное событие. Оно обещало в скором времени пропорциональное развитие промышленности в городе. Стройка была важной еще и потому, что на Волге и на Каме вырастали автомобилестроительные гиганты — все было взаимосвязано, и продукция вязниковцев была нужна, как говорится, позарез.
Партийная организация города считала делом чести быстрее пустить завод и вывести его на проектную мощность. Опыт инженера пригодился Захарову, секретарю горкома. Еще не были перекрыты основные корпуса завода, а он уже начал давать первые изделия. В подсобных помещениях поставили двадцать пять станков для выпуска режущего инструмента — начало формироваться будущее ядро рабочего коллектива. В 1970 году пущено в строй горячее прессовое производство: завод родился, дал первую продукцию.
Чтобы идти вперед, надо строить. И не только строить, но и благоустраивать. Развитие города требовало дополнительных коммуникаций, особенно водопроводных. Реконструкция водопроводной станции, а по сути дела новое ее строительство, стала одной из главных забот горкома партии и горсовета. И станция была введена в строй за короткий срок с перспективой на многие годы.
Льнокомбинат открыл для своих рабочих новый Дом культуры имени 50-летия Октября. Именно в нем проходило в 1967 году торжественное заседание, посвященное этой знаменательной дате. Один из первых вечеров, проведенных в нем, был посвящен памяти поэта-песенника Алексея Фатьянова, которого в Вязниках знал и помнил чуть ли не каждый второй, и каждый — это уж точно — гордился тем, что их город подарил стране такого удивительного поэта.
В августе 1974 года в парке за Домом культуры имени 50-летия Октября состоялся первый фатьяновский праздник поэзии, собравший на «солнечной поляночке» тысячи людей. До 1977 года такие дни ежегодно проводились на простой, незатейливой прямоугольной поляне. С площадкой, где утроен незатейливый деревянный помост 6 х 12 м для выступающих и 35 рядами скамеек с центральным проходом для зрителей. Находится эта поляна до сих пор в центре лесопарка между двух аллей рядом с котельной Дома культуры и гостиницей «ВЯЗНИКИ». Окружённую с четырёх сторон высокими деревьями поляну из-за жары в солнечные дни так и прозвали «СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНОЧКОЙ». Со временем «солнечная поляночка» стала тесной.
6-го июня 1977 года первый секретарь Горкома КПСС Ян Павлович Захаров показал архитектору и художнику Валентину Трондину «СОЛНЕЧНУЮ ПОЛЯНОЧКУ» и попросил его подумать, как бы её улучшить.
С Городским Парком Культуры и отдыха им. В.И. Ленина заключил архитектор Валентин Трондин Трудовое соглашение на выполнение эскизного проекта открытого кинотеатра с эстрадой. В проект входили: план кинотеатра, фасады, разрез, перспектива, пояснительная записка.
В.Ф. Трондин: «Долго искал я решение этой задачи, учитывая все недостатки первой поляночки. Думал, для кого и для чего нужен будет новый открытый театр. Сначала удалось определиться с исходными данными для проектирования обычного летнего театра. Вышло - ничего особенного. А мне тогда хотелось большего! Неповторимого. Авторского. Чтобы через архитектурные формы чувствовалось, в честь какого ПОЭТА ВЯЗНИКОВСКОГО КРАЯ будет создан Открытый зелёный театр! Нужно сказать, что само название «ФАТЬЯНОВСКАЯ ПЛОЩАДКА» возникло во время поиска подходящего нового места для сооружения Открытого зелёного театра, когда пришёл я на забытую танцплощадку в том самом Городском Саду, где играл когда-то духовой оркестр. Где бывал и молодой поэт Алексей Фатьянов. На таких же танцплощадках танцевали и мы в 50-х годах прошлого века под музыку и песни на слова Фатьянова. «Это та самая... Фатьяновская площадка...!»,- обмолвился я, рассуждая. Поймав себя на этом словосочетании, я уже не смог его забыть. Так родилась словесная форма главной идеи нового сооружения. Потом я нашёл нужное место на Петринском венце в Городском парке культуры и отдыха. Сам лесопарк был заложен ещё в 1961 году. Молодые посадки успели вырасти. С высоты венца открывался великолепный вид с лугами и лесами до горизонта. С Клязьмой-реченькой. С высоким небом. С крышами Петринских домов и вишнёвыми садами…»
Через три месяца эскизный проект архитектора «ФАТЬЯНОВСКОЙ ПЛОЩАДКИ» был принят заказчиком. Яну Павловичу Захарову понравилась идея Валентина Трондина. Тогда и собрался городской актив и вместе с автором проекта пошли смотреть место для сооружения нового открытого театра на Петринском венце.
Архитектор В.Ф. Трондин: «Для строительства объекта потребовались рабочие чертежи и перечень материалов. Причём, материалы срочно, а рабочие чертежи потом, шутит Валентин Федорович. Так или иначе, но к началу нового 1978 года рабочий чертеж был изготовлены. 31 января 1978 года Постановлением бюро горкома КПСС и исполкома горсовета, бюро горкома ВЛКСМ был утверждён план оформления микрорайонов города средствами наглядной агитации к 200-летию г. Вязники, в котором запланировано построить в Городском парке ЛЕТНЮЮ ЭСТРАДУ на 1200 мест к июлю 1978 года. И, конечно же, назначены ответственные исполнители: Горком КПСС, Льнокомбинат, ЖБИ, Гортопсбыт».
Строили «ФАТЬЯНОВСКУЮ ПЛОЩАДКУ» всем городом. Но все же большая часть строительных работ была выполнена сотрудниками Льнокомбината (директор Нестеров Александр Яковлевич, зам. директора по строительству Сергеев Валерий Павлович). Чугунные рельефы для эстрады с памятной доской «ФАТЬЯНОВСКАЯ ПЛОЩАДКА СООРУЖЕНА В 1978 ГОДУ» и чугунные рельефы для обрамления большого экрана отливали на Вязниковском заводе «Текмашдеталь» в чугунолитейном цехе. Автором рельефов был архитектор Трондин В.Ф. Так, открытый зелёный театр «ФАТЬЯНОВСКАЯ ПЛОЩАДКА» с эстрадой для выступлений поэтов, чтецов, музыкантов, певцов, танцоров, ораторов был построен на новом месте. И случилось это ко Дню празднования 200-летия города Вязники и Фатьяновского праздника ПЕСНИ и ПОЭЗИИ.
Архитектор В.Ф. Трондин: «Удачно было найдено новое место с уклоном амфитеатра для зрителей. На эстраде в глубине сцены вместо кулис установлен большой экран с портретом Алексея Фатьянова. С боков экран был обрамлён скульптурными рельефами серебристого цвета в виде киноленты с символами искусств. Днём на солнце эта лента рельефов выразительно подчёркивала назначение самой эстрады и всего комплекса ОТКРЫТОГО ЗЕЛЁНОГО ТЕАТРА с орнаментом в честь вязниковских текстильщиков. Для участников выступлений внизу под сценой предусмотрено просторное помещение. Летом там было прохладно и можно было отдохнуть от жаркого солнца. Для выхода на сцену можно подняться по двум лестницам сзади эстрады и со стороны амфитеатра. Особое внимание я уделил подходам для зрителей, которые двигались по двум главным аллеям в тени деревьев и, выходя на большой простор венца , попадали в дружеские объятия земляков.
В 1978 году на торжественном открытии «ФАТЬЯНОВСКОЙ ПЛОЩАДКИ» выступали руководители города, вязниковские поэты и писатели, гости из Москвы, Горького, Владимира и других советских городов. Все были в восторге от такого театра в Вязниках.
Архитектор В.Ф. Трондин: «Как автор проекта я замечал все недоделки и неудобства на самом объекте и вокруг него. Строители не успели построить навес и кинобудку над дальними рядами амфитеатра. Не было ещё монументального портрета в технике сграффито на большом экране эстрады. Не смогли вовремя облицевать цоколь эстрады красивым природным камнем. Даже отсутствовали мужские и женские туалеты. Ни воды для рук, ни электричества. Предстояла большая работа по благоустройству всего лесопарка… Но так уж устроена тогда была наша жизнь, что ни одного начатого дела в Вязниках нельзя было довести до задуманного качества. Сразу же появлялись «рационализаторы» которые своим вмешательством извращали всею идею. Именно так, например, был ликвидирован экран эстрады, чтобы появилось белое солнышко на солнечной поляночке, чтобы было «как у всех».
22 ноября 1979 года был заключён Договор архитектора Трондина В.Ф. с Администрацией ГПКиО им. В.И. Ленина сроком на шесть месяцев на разработку Генерального плана территории парка с главным входом, аллеями, игровыми площадками, аттракционами, туалетами с водой, беседками. Все все, включая «ФАТЬЯНОВСКУЮ ПЛОЩАДКУ». На этот раз автор проекта по собственной инициативе предложил создать Площадь Искусств перед Домом культуры, гостиницей Вязники, Центром АТС. Так вместе с АЛЛЕЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ получилось единое визуальное культурное пространство.

Две аллеи ведут к главной сцене - Фатьяновской площадке. Площадка вмещает около пяти тысяч зрителей.


Фатьяновская площадка

Дни поэзии и песни проходят в Вязниках ежегодно. Из городского и районного праздника они превратились в областной и даже в республиканский. Известные поэты и композиторы приезжают в город Вязники на «солнечную поляночку», где звучат песни Фатьянова, новые стихи о родной земле, любви, мире, и каждый такой праздник собирает тысячи людей.
Для партийного работника не может быть мелочей. Он должен услышать даже случайно оброненное, но умное и толковое слово. Услышать, взрастить его в себе, чтобы оно обязательно дало всходы. А потом нужно к этому приложить руки и организовать людей.
Проходила реконструкция ул. Ленина, вырастали новые дома и целые микрорайоны (за одни только 70-е годы было построено около двухсот тысяч квадратных метров жилья), были возведены автовокзал, гостиница. Из промышленных объектов нужно назвать также и завод «Текмашдеталь», который возник на базе цеха по ремонту текстильного оборудования, а также насосно-фильтровальную станцию. Кроме того, были построены здания милиции, хирургического отделения ЦРБ, поликлиники, санэпидстанции, практически заложена вся городская инфраструктура. Я.П. Захаров часто бывал на каждом строящемся объекте. Он вникал буквально во все, запросто общался с рядовыми строителями, которые между собой стали называть его «старшим прорабом». Наверное, не зря Ян Павлович воевал на фронте, знал он простую истину: когда командир в своем КП отсиживается — одно, а когда с бойцами на передовой – совсем другое.
Я.П. Захаров всегда по-доброму относился к людям. Не только прислушивался к их мнению, но нередко брал на вооружение многие дельные предложения. Т.И. Кузнецова, отличник советской торговли, вспоминает, как было открыто кафе «Юность». Тогда сдавали дом на ул. Ленина. Внизу планировалось разместить столовую. Решался вопрос с покрытием полов. В это время зашел Я.П. Захаров, тогда-то Тамара Ивановна и предложила ему открыть здесь не столовую, а кафе. И вскоре получила «добро». Пришлось раздобыть барную стойку, музыкальный автомат… Так в городе появилось первое молодежное кафе «Юность», директором которого Т.И. Кузнецова проработала 10 лет.


Вечный огонь

У входа на аллею с мая 2000 г. стоит трехметровая фигура воина-освободителя на пьедестале. Ранее этот монумент был установлен у подножия венца в центре города.

"Аллея Героев"

В октябре 1974 года начались работы по сооружению в Вязниках Аллеи Славы со стелой и Вечным огнем. Комплекс сооружен на одном из высоких городских Венцов, откуда открывается живописнейшая панорама исторического центра города и клязьминскую пойму. К сожалению, об авторе этого архитектурного шедевра 20-го века до сих пор было мало известно широкой российской общественности. Валентин Федорович Трондин родился в селе Савруха Подбельского района Куйбышевской области 9 февраля 1939 года, потом жил с семьей в Иркутске, поступил и блестяще окончил Ленинградское училище имени Веры Мухиной. В Вязники приехал из Горького в далеком 1974-ом году.
- Как получилось, что именно Вы получили заказ в Вязниках?
- Вот как раз в тот период, когда я завершил эти работы в Горьковском художественном фонде, из Вязников приехали, помню, председатель горисполкома Охапкин и Князев от Совета ветеранов. Они просили наше руководство направить в Вязники специалиста, для разработки оформления Вечного огня у скульптуры солдата. Поехал утром в Вязники, встретил меня Ян Павлович Захаров – первый секретарь горкома партии. Подошли мы с ним под горой у лестницы к «памятнику Алеши», как в ту пору назвали памятник павшим после известной песни «стоит под горою Алеша… русский солдат». Я как глянул на монумент, так и ахнул - там же невозможно по всем законам ставить памятник: на повороте, под горой… Я сказал Яну Павловичу – ни за что! Я не берусь проектировать здесь ничего, поскольку мало того, что памятник не виден ни с одной стороны, так это еще и опасное место с точки зрения дорожного движения. Ян Павлович спросил: а где же тогда? Давай, показывай, пока есть время, может, что и придумаем с Вечным огнем в другом месте. И мы поехали с ним по городу. Мы за тот день изъездили весь город, как говорится, вдоль и поперек. Нет, ни одно место не подходило то с одной, то с другой точки зрения. Мы попрощались, а я пешком снова отправился смотреть. Был в летнем парке, где Фатьянов песню написал «В городском саду играет духовой оркестр…», был еще где-то… Вдруг, меня на одном откосе словно пронзило – заброшенное ухабистое изрытое ямами место, очень неприглядное место… внизу – неказистый тир, но вид сверху – потрясающий, а никто не обращал на него внимания. Я еще раз глянул вниз… Вот, вот здесь будет Вечный огонь! … Вот здесь на западной окраине города наверняка останавливался будущий солдат, здесь он последний раз бросал взгляд на свой родной город…
Самое поразительное было то, что когда Аллею уже построили, знатная ткачиха Герой Труда Щукина Ольга Константиновна рассказала, что действительно, это место когда-то давно называлось «портяночным солдатским венцом» - здесь перед дальней дорогой переобувались новобранцы, здесь был первый привал, когда вязниковские молодые солдаты шли от военкомата на запад - Валентин Федорович, по городу давно ходит почти легендарная история с металлом, с титаном, который использовался на Стеле...
- Дело было так. Конструкцию мы утвердили и поехали смотреть, какими материалами располагает город. Чугунное литье может сделать «литейка», мастера там сразу сказали: сможем, сделаем как надо. Стали искать металл. Ян Павлович говорит, что где-то у них - то ли для хлебокомбината, то ли еще для кого есть забытый металл на каком-то складе. Едем, ищем и находим действительно в районе улицы Железнодорожной у деревянного забора с дырами - никому не нужен был тогда - листовой металл на 2 мм. Оказалось, что это жаро- и влагопрочная хромо-титановая сталь. Точнее - коррозионностойкая высокохромистая сталь, легированная титаном. Как только была открыта стела, кто-то пожаловался, что в Вязниках перерасходовали цветной металл. Приезжал министр цветной металлургии, Ян Павлович встречал его во Владимире. Московский гость всю дорогу молчал, ничего хорошего его поездка в Вязники не обещала. Но когда министр пришел на Аллею Славы, дошел до Вечного огня, все своими глазами увидел, он сказал: если бы не это чудо, не видать бы тебе партбилета!
Аллея Боевой славы была торжественно открыта 9 мая 1975 г. в день 30-летия Победы над фашистской Германией.


Вязники. 1975 год. Первый секретарь Вязниковского горкома партии Ян Павлович Захаров зажигает Вечный огонь на Аллее славы, привезенный от Кремлевской стены. Фото из архива В.Р. Цыплева.

В 1975 году космосе вязниковец — Кубасов Валерий Николаевич. Эта весть облетела город молниеносно. Люди собирались на митинги, горячо выступали, аплодировали, восхищались. Этот энтузиазм партийная организация направляла в нужное русло. Не случайно в те годы именно вязниковские ткачихи стали инициаторами многих областных начинаний и трудовых подвигов, а Римма Александровна Гаврилова — Героем Социалистического Труда.
По статусу дважды Героям Советского Союза полагался бронзовый бюст на их малой родине, и он был вскоре поставлен. Но Я.П. Захарову хотелось что-то еще построить «под космос», и началось сооружение столовой, получившей название «Орион» — такой позывной был у космонавта. Зная Т.И. Кузнецову как человека инициативного, грамотного, Я.П. Захаров доверил объект именно ей и не ошибся. Тамара Ивановна с присущей ей энергией взялась за новое дело: специальное «уплотненное» стекло для потолка по ее заказу сделали в Гусь-Хрустальном, листы скрепляли металлическими звёздами, изготовленными на «Текмаше», а за полипропиленом для отделки стен ей пришлось ехать в Ленинградскую область. И ее труды оправдались – новая столовая с двумя залами, банкетным и диетическим, действительно получилась с космическим колоритом. Многие запомнили ее в том, первоначальном виде – это было нечто!
По итогам девятой и десятой пятилеток и первый секретарь Вязниковского горкома КПСС Ян Павлович Захаров был награжден орденом «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени. Так оценила Родина труд партийного работника.
Много было сделано в бытность Я.П. Захарова первым секретарем горкома партии для народного образования. Прежде всего, сооружены пристройки к школам №2 и № 4, при нем же появились две новые школы — №6 и № 9. Живо вспоминает Т.Я. Жаркова тот период. По ее словам, школы тогда работали в две смены, нужно было строить, но средств недоставало. По-разному выходили из этого положения. Например, чтобы возвести школу № 9, нужно было выполнить условие – строить из стеновых панелей, так называемых «бубликов». Хоть это и был южный вариант, пришлось соглашаться. Строили всем миром, проводили субботники, другие школы помогали. Запустили быстро, но из авралов не вылезали до последнего дня. 1 сентября 1982 года школа была открыта, хотя работы по благоустройству еще продолжались. Результат же получился обнадеживающий: с постройкой новых школьных зданий, вязниковские школы стали работать в одну смену, такого в области не было нигде, да и у нас продлилось не более двух лет. Тем не менее, своеобразный прорыв в этом направлении все-таки был. Учитывая заслуги Я.П. Захарова в этой области, его наградили знаком «Отличник народного образования РСФСР».

День секретаря горкома начинается задолго до официального рабочего времени. С утра он успевает побывать на стройках, заскочить на льнокомбинат или на какой-то из заводов, побывать у речников или в школе. За долгие годы работы его знают не только в лицо и по имени-отчеству, но и как человека, который кому-то вовремя помог, кому-то подсказал, кого-то сумел воспитать и поправить. А уже с девяти часов начинается работа аппарата горкома. Эта невидимая, на первый взгляд, несуетливая работа, где каждый знает круг своих обязанностей, вопросов, — на самом деле сложная и напряженная. Горком — штаб и мозг партийной организации города. Его идеи, мысли, распоряжения пронизывают все предприятия, все первичные организации и в то же время насыщают идеями и мыслями коммунистов. Здесь внимательно прислушиваются ко всякому новому, умному и доброму слову, и, как последние крупицы минерала, попадая в перенасыщенный раствор, кристаллизуют его, так и веское слово материализует идею, которая до этого была растворена в массах...
В 1984 году Я.П. Захарова переводят на работу во Владимир. В апреле 1984 года он был избран председателем областного комитета профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий. Потом в течение 10 лет работает директором фабрики художественной упаковки.
Я.П. Захаров был человеком неуемной энергии, горевший огнем созидания, имевший особый талант зажечь его и в других. А питала этот огонь искренняя любовь к людям, к своему делу. Те, кто близко и хорошо знал Яна Павловича, говорят о нем коротко, но емко: «Он любил Вязники и вязниковцев». Тем же отвечали ему и люди: 4 августа 1995 года за «долголетнюю работу и большие заслуги в развитии промышленности, строительства, благоустройства и культуры города» Я.П. Захаров был удостоен звания почетного гражданина города Вязники.
Умер 28 декабря 2008 года, а менее чем через год на бывшем здании горкома партии (ныне Детская школа искусств им. Л.И. Ошанина) в память о Я.П. Захарове была установлена мемориальная доска.
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны
«Почётный гражданин г. Вязники»
Город Вязники

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Николай (06.03.2020)
Просмотров: 104 | Теги: Вязники, вов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика