По пути от Владимира до границы Московской губернии, по линии железной дороги 1861 г.
По пути от Владимира до границы Московской губернии, по линии железной дороги
«Владимирские Губернские Ведомости» Неофициальная часть, № 34, 1861 года.
Участок Московско-Нижегородской железной дороги от Владимира до Москвы открыт 14 июня 1861 года. Поезда отходят из Владимира каждодневно в 2 ч. по полудни по Петербургскому времени. На расстоянии от Владимира до Колокшанской станции находятся по правую сторону дороги казенные деревни: на 12 версте Варламов починок (Юрьевец) и неподалеку Новый Рукав; крестьяне этих деревень, кроме хлебопашества занимаются каменною и кровельною работою. Далее на левой стороне дороги виднеются помещичьи деревни: Ивановка, Иевлево, казенные: Баранникова и за рекой Колокшей Угор и Малетеева. Жители этих селений занимаются исключительно хлебопашеством.
От Колокшанской до Ундольской станции 12 верст; на правой стороне железной дороги идет Нижегородское шоссе и на линии его видна пятиглавая церковь казенного села Ворши, названного так по реке Ворше, через него протекающей; по храму во имя св. Димитрия Мироточивого оно же называется и Димитриевским. В селе Ворше до 400 жителей обоего пола; до открытия железной дороги большая часть крестьян занимались ямской гоньбой. В этом селе помещается почтовая станция и восемь постоялых дворов. Неподалеку от Ворши видны казенные деревни: Овинцева, Демидова и близ самой железной дороги д. Конина, а с левой стороны дороги деревни Кузмина, Елховица и Алексеевка.
Ундольская станция находится при селе Ундоле, расположенном по линии шоссе. Село это замечательно тем, что оно было прежде вотчиною графа Александра Васильевича Суворова; некоторое время он жил тут, пел и читал в церкви на клиросе и пожертвовал в нее свои орденские звезды; они нашиты на священнические ризы и хранятся в ризнице. В последствии село это поступило во владение графа Зубова, а ныне перешло по наследству княгине Оболенской, урожд. Мезенцовой.
От Ундольской станции влево верстах в 3-х от дороги находится Собинская мануфактура. Мануфактура эта расположена на мысе Собинках при реке Клязьме, существует с 1858 года; на ней вырабатывается пряденая бумага на 31325 веретенах и на 360 самодействующих станах производится тканье сурового миткаля и других бумажных изделий, всего на сумму до 1 000 000 руб. сер. Все машины употребляемые на мануфактуре выписаны из Англии и приводятся в движение паровой машиной в 120 сил с двумя балансами. Работы производятся под наблюдением управляющего фабрикою великобританского подданного г. Одсон; мастеровых и чернорабочих людей при фабрике 1335 человек; все они вольнонаемные. Сбыт изделий производится преимущественно на фабрики московской и Владимирской губерний и на ярмарках.
В 17 верстах от Ундольской станции находится Балдинская станция, при казенной д. Балдино Покровского уезда, расположенной по линии шоссе; в д. Балдине 40 дворов; крестьяне кроме земледелия занимаются ямской гоньбой, кузнечным и плотничным мастерством и содержанием постоялых дворов.
Далее к Петушковской станции близ железной дороги лежат деревни: с правой стороны казенные — Кокушкина дв. 48, Новая дв. 54, помещичья Молодилово дв. 38 и с левой стороны дороги при р. Клязьме каз. дер. Борщевня дв. 50.
Станция Петушковская в 16 верстах от Болдинской, находится при казенной деревне Петушках лежащей на шоссе; в Петушках 180 дворов,
почтовая станция, 4 кузницы и 5 постоялых дворов.
От Петушков к г. Покрову с правой стороны дороги находятся неподалеку казенное село Крутец с каменною церковью во имя Богоявления Господня, в нем 20 дворов, казенная же деревня Филино 49 дворов и Аннино, в которой 63 двора и волостное правление.
Далее с левой стороны дороги казенная деревня Амутищи при реке Клязьме, в этой деревне 70 дворов. Крестьяне всех сих селений занимаются, кроме хлебопашества, плотничным мастерством.
Перепечинская или Покровская станция в 15 верстах от Петушковской, а от
г. Покрова по прямому направлению не более 2 верст; но так как земля в том месте находится в частном владении, то дорога к городу проложена объездом; дорога узкая, затруднительная для проезда в ненастное время и притом отдаляющая город на 5 верст, если еще не более.
Покров небольшой уездный город Владимирской губернии; он образован из села Покровского в 1778 году. Жителей в нем находится мужского пола 1422, женского 1720, всего 3142; церквей каменных 2, домов каменных 10, деревянных 257, лавок 33, городская больница и уездное училище. Торговля и промышленность здесь самая слабая, фабричного производства вовсе нет, — вообще город весьма бедный.
От Покрова к станции Ореховской на правой стороне дороги видны помещичьи деревни: Глубоково имеющая 45 дворов, Репихова 28 дворов, Молодино 40 дворов и Городищи 48 дворов; здесь железную дорогу пересекает р. Клязьма; через нее устроен железный мост, который и называется Городищенским.
Ореховская станция, расстоянием от Покровской в 18 верстах; так зовется потому, что находится при Ореховском погосте (Погостами назывались селения, в которых при церкви жили одни только священно и церковно служители.); она же называется и Зуевской, так как близ ее есть местечко Зуево, где возвышаются здания бумаго-прядильной и ткацкой фабрики Покровского 1-й гильдии купца Морозова. Фабрика эта состоит на крепостной земле Морозова, в отхожей пустоте Плесах, на берегу р. Клязьмы. Главный каменный корпус пяти этажный — для размотки, сновки и паковки пряжи; корпус четырехэтажный с пристройками в коих находятся трепальная, котельные, слесарная и столярная; двухэтажный корпус для складки товаров; одноэтажный корпус для чугунно-и медно-литейной; одна газовая с тремя каменными пристройками для газометров; два каменные же одноэтажные пожарные сараи; каменный дом для директора фабрики; девять деревянных одноэтажных флигелей для помещения иностранцев и других служащих; один деревянный двухэтажный флигель для конторских служителей; одиннадцать двухэтажных и девятнадцать одноэтажных казарм, для помещения рабочего народа; каменная баня и двухэтажный дом для больницы на 56 кроватей, при которой находится вольнопрактикующий доктор. На фабрике действуют 7 паровых машин, из них две в 60 сил, одна в 16 и четыре в 60 сил; при них 13 котлов. Этими паровыми машинами приводятся в действие 18 трепальных машин, 235 чесальных, 9 точильных, 15 пар мюльных ручных, 40 пар мюльных самопрядильных, 1 ручная крутильная, 12 крутильных самодействующих, 1 шпульная, 25 мотовил ватерных, 131 ручных, 11 размотальных, 21 сновальных, 4 клеильных и самоткацких станков: плисовых 115 и миткалевых 36. Фабрика освещается газом. Рабочих на ней русских 2370 человек; иностранцев: директор, его помощник, чесальных мастеров 2, прядильных 3, ткацких 1 и 2 механика. Материалы употребляются на фабрике: бумажный хлопок получаемый из Англии, Америки и частью из Хивы и Бухарии, марена же бухарская и персидская, квасцы, сандал, поташ, оловянная соль, шмак и деревянное масло покупаются в Москве.
Вырабатывается на фабрике прядильной белой бумаги 119570 пудов, полушерстяного корусета, из бумаги плиса сурового, бязи суровой, трика, панки, русинета, сарпинки, твина, тика и миткаля 138600 штук на сумму более 2 000 000 р. сереб. Продажа всех означенных изделий производится в Москве, Харькове и Нижнем Новгороде.
От Зуевской станции железная дорога пролегает через Владимирскую губернию только 7 верст; с левой стороны на последней версте виднеются небольшие казенные деревни Емельяново и Кабаново и за тем на 77 версте от Москвы, река Березовка служит границей Владимирской губернии с Московской.
Итак Московско-Нижегородская дорога от Владимира до границы с Московской губернией идет на протяжении 103 верст; ее пересекают реки, через которые устроены по линии дороги мосты: на 21-й версте от Владимира — Колокша, на 24-й Ворша, на 32-й Ундолка, на 49-й Пекша, на 57-й Линия, на 62-й Кобылинка, на 63-й Березовка, на 78-й Вольга, на 79-й Покровка и на 87-й Клязьма.
К. Тихонравов
«Владимирские Губернские Ведомости» Неофициальная часть, № 34, 1861 года.
Владимирская губерния.